Научная статья на тему 'Медицинская деятельность Императорского православного палестинского общества (ИППО) на Ближнем Востоке (к 130-летию создания)'

Медицинская деятельность Императорского православного палестинского общества (ИППО) на Ближнем Востоке (к 130-летию создания) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
230
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО / МЕДИЦИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИЕРУСАЛИМСКИЙ ГОСПИТАЛЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Балалыкин Д. А., Горелова Л. Е.

Целью данной статьи является обобщение материалов, посвященных медицинской деятельности Императорского православного палестинского общества. Авторы статьи отмечают, что врачебные заведения Императорского православного палестинского общества на Ближнем Востоке были открыты как для русских паломников, так и для местных жителей без различия вероисповедания и национальности. Для помощи местному населению в общении с русскими врачами были организованы русские школы. Особо отмечается в статье деятельность Иерусалимского госпиталя, открытого в 1863 г. стараниями Палестинского комитета. Как отмечают исследователи, медицинское обслуживание в нем велось на очень высоком уровне. Императорское православное палестинское общество стремилось к открытию как можно большего числа медицинских учреждений: амбулатории в Вифлееме (1896), в Дамаске (с 1897 г.), в Хомсе (с 1904 г.). Местное население охотно пользовалось предоставляемыми Императорским православным палестинским обществом бесплатным медицинским обслуживанием и лекарствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Балалыкин Д. А., Горелова Л. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медицинская деятельность Императорского православного палестинского общества (ИППО) на Ближнем Востоке (к 130-летию создания)»

УДК 94/99

МЕДИЦИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИМПЕРАТОРСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ПАЛЕСТИНСКОГО ОБЩЕСТВА (ИППО)

НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ (к 130-летию создания)

© 2012 Д. А. Балалыкин1, Л. Е. Горелова2

1 профессор, зав. каф. истории медицины, истории Отечества и культурологии,

2профессор каф. истории медицины, истории Отечества и культурологии e-mail: dlya_avtorov@mail.ru

ГБОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. К М. Сеченова Минздравсоцразвития России

Целью данной статьи является обобщение материалов, посвященных медицинской деятельности Императорского православного палестинского общества. Авторы статьи отмечают, что врачебные заведения Императорского православного палестинского общества на Ближнем Востоке были открыты как для русских паломников, так и для местных жителей без различия вероисповедания и национальности. Для помощи местному населению в общении с русскими врачами были организованы русские школы. Особо отмечается в статье деятельность Иерусалимского госпиталя, открытого в 1863 г. стараниями Палестинского комитета. Как отмечают исследователи, медицинское обслуживание в нем велось на очень высоком уровне. Императорское православное палестинское общество стремилось к открытию как можно большего числа медицинских учреждений: амбулатории в Вифлееме (1896), в Дамаске (с 1897 г.), в Хомсе (с 1904 г.). Местное население охотно пользовалось предоставляемыми Императорским православным палестинским обществом бесплатным медицинским обслуживанием и лекарствами.

Ключевые слова: Императорское православное палестинское общество,

медицинская деятельность, Иерусалимский госпиталь.

В 2012 г. исполняется 130 лет Императорскому православному пПалестинскому обществу (ИППО). Связь России с ближневосточным регионом всегда были обширны, многоплановы и в каждый период имели свои характерные особенности.

Тысячи паломников со всех уголков Руси с самого времени ее крещения приходили на поклонение святым местам. Русские участки в Палестине, принадлежавшие Духовной миссии и Православному палестинскому обществу, стали опорными центрами православного храмостроительства, основания монастырей, школ, приютов, больниц.

Долгие годы труды Императорского православного палестинского общества (ИППО) в Святой Земле были известны только узкому кругу востоковедов. В данной работе мы пытались осветить некоторые стороны деятельности ИППО, уделяя особое внимание его медицинским аспектам.

В данном исследовании используются сведения, содержащиеся в литературных и архивных материалах, связанных с историей ИППО, а также деятельностью отдельных исторических личностей, работающих в медицинских учреждениях ИППО: А.В. Елисеева, Д.Ф. Решетилло, В.Я. Северина, М.М. Касторского и других.

Целью настоящего исследования является выявление и обобщение материалов, посвященных медицинской деятельности ИППО.

У истоков общества стоял Василий Николаевич Хитрово - общественный

деятель, совершивший в 1876 г. свое первое паломничество по святым местам и навсегда ставший поборником развития русско-палестинских паломнических и научных связей.

Устав общества был утвержден 8 мая 1882 г., а 21 мая того же года (здесь и далее даты указаны по старому стилю) во дворце Великого князя Николая Николаевича (старшего) в присутствии членов императорской фамилии, русского и греческого духовенства, ученых и дипломатов состоялось торжественное открытие Православного палестинского общества (ППО) [Устав... 1883: 2; Хитрово 1881: 94].

В 1889 г. общество получило звание Императорского (ИППО). В тот же год высочайшим повелением ему были переданы все обязанности, дела и капитал упраздненной Палестинской комиссии [Дмитриевский 1907: 87].

В уставе общества отмечалось: «Православное Палестинское Общество учреждается исключительно с учеными и благотворительными целями...» [Устав. 1883: 1]. Устав определял три главных направления деятельности ИППО: содействие тысячам православных верующих из России в совершении поклонения святым местам; благотворительная и просветительская работа среди местного арабского населения, включая организацию медицинской помощи, строительство больниц, амбулаторий, школ, училищ и учительских семинарий, поддержку православных храмов, изучение истории Святой Земли и прилегающих регионов, издательская деятельность.

Естественно, что для осуществления этих задач ИППО нуждалось в значительных средствах, которые складывались из ежегодных взносов действительных членов (500 руб. серебром) и членов-сотрудников (200 руб. серебром), правительственных субсидий и частных пожертвований. Однако главным ресурсом деятельности общества был ежегодный кружечный сбор по церквам империи в праздник Входа Г осподня в Иерусалим, разрешенный Священным синодом в 1885 г. [Дмитриевский 1907: 208].

Медицинская помощь паломникам и местному населению, просветительская деятельность составляли основу работы ИППО. В 1883 г. ИППО командировало в Палестину авторитетного врача и известного путешественника Александра Васильевича Елисеева1. В 1881-1893 гг. А.В. Елисеев совершил семь поездок в страны Африки, Ближнего и Среднего Востока. Он провел серьезные антропологические исследования, подробно изучал быт и нравы местного населения, производил археологические раскопки, наблюдал за флорой и фауной. Однако основной сферой его деятельности была медицина [Елисеев А.В. Некролог. 1895: 489].

Наряду с врачебной практикой, доктор Елисеев изучал эпидемиологию инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней в Египте, Каменистой Аравии и Палестине, большое внимание уделял народной арабской медицине.

Среди заболеваний, распространенных в этих регионах, А.В. Елисеев выделяет сифилис, проказу и глазные болезни. «Офтальмии - главный бич сынов пустыни. На каждые 10 человек 2 слепых... конъюнктивиты и кератиты - только начало ужасных поражений глаз, кончающихся полной потерей зрения со страшным обезображиванием [Елисеев 1885: 5].

В своих работах Елисеев предстает и как талантливый гигиенист. Его книга «Болезни пустынь», в которой подробно описана патология, возникающая под влиянием особых природных условий, стала новым этапом медико-географических исследований в России, одним из первых медицинских описаний этой ландшафтной

1 Елисеев А.В. (1858-1895) - выпускник Медико-хирургической академии (1882), автор 170 работ, среди которых «Путь к Синаю» (1883), «Поездка в Египет, Каменистую Аравию и Палестину» (1895), «Антропологическая экскурсия поперек Малой Азии» (1887) и др.

зоны.

А. В. Елисеев уделял большое внимание изучению русского паломничества. В своих отчетах он рекомендовал расширить сеть странноприимных заведений в Палестине, открыть медицинские амбулатории. Авторитет доктора Елисеева был настолько велик, что после его доклада на заседании общества 18 октября 1883 г. было решено приобрести ряд земельных участков с целью устройства подворий для паломников.

К сожалению, этот выдающийся врач-путешественник умер 22 мая 1895 года в тридцатисемилетнем возрасте вскоре после возвращения из Эфиопии. За несколько дней до смерти доктор Елисеев для спасения жизни ребенка, подобно чеховскому Дымову, отсасывал из его горла дифтерийные пленки. Этот факт послужил поводом для широкого распространения сообщений о смерти врача вследствие заражения дифтерией. Однако умер Александр Васильевич не от дифтерии, а от «крупозного бронхита» [Елисеев А.В. Некролог. 1895: 3 ] вследствие повторной простуды.

Неожиданная кончина ученого прервала многие его творческие планы, в том числе и по изучению Ближнего Востока в сотрудничестве с Палестинским обществом. Но начатое им дело продолжалось. К 1914 г. общество имело подворья в Иерусалиме, Назарете, Хайфе, где одновременно могли получить медицинскую помощь до 8 тыс. паломников. Конечно, при этом возникла потребность в четко организованной системе медицинской помощи.

Врачебные заведения ИППО на Ближнем Востоке были открыты как для русских паломников, так и для местных жителей без различия вероисповедания и национальности. Среди местного населения были распространены малярия, болезни органов желудочно-кишечного тракта, различные травмы и трахома. Д.В. Истомин называл глазные болезни бичом страны. В своем отчете он указывал: «Количество слепых, кривых и страдающих бельмами поражает всякого, приезжающего впервые в Палестину. Пожилых людей с здоровыми глазами найти труднее, чем больных. Недуг этот принял даже наследственные формы. У большинства же развивается с младенческого возраста» [Истомин 1896: 41].

Чтобы местное население могло общаться с русскими врачами, были организованы русские школы для местного населения. Первая русская школа открылась менее чем через год после основания Общества в селе Мджель около Назарета. В 1907 году, когда отмечалось двадцатипятилетние ИППО, в Палестине, Сирии и Ливане функционировала уже 101 школа с общим числом учащихся и 246 человек [Дмитриевский 1907а: 20].

ИППО содержало несколько врачебных заведений на Ближнем Востоке. Особое место среди них занимал Иерусалимский госпиталь, открытый еще в 1863 г. стараниями Палестинского комитета. «План госпиталя был начертан по образцу лучшего в то время госпиталя на Востоке, Смирнского, построенного голландцами, с некоторыми даже улучшениями и приспособляясь к палестинским условиям» [Дмитриевский 1907: 86]. ИППО расширило госпиталь. В 1885 г. на частные пожертвования московского генерал-губернатора князя В. А. Долгорукова и московского купечества при нем был возведен корпус для инфекционных больных.

В Иерусалимском госпитале лечились как паломники, так и местные жители. Медицинское обеспечение и питание были бесплатными. Содержался госпиталь, по свидетельству современников, превосходно. Посетивший в 1894-1895 гг. по поручению Великого князя Сергея Александровича русские благотворительные заведения на Ближнем Востоке Д.В. Истомин свидетельствовал, что «лучшего продовольствия желать нельзя» [12]. Штат госпиталя: главный врач, лекарский помощник, аптекарь, фельдшерица, несколько сестер милосердия и сиделок. Врачу

госпиталя были подчинены также все амбулатории общества в Палестине и Сирии. Кроме непосредственной работы в госпитале, лекарский помощник с одной из сестер милосердия регулярно сопровождали многолюдные паломнические караваны к удаленным от Иерусалима святым местам. По отзывам иностранных врачей, госпиталю в Иерусалиме принадлежало первое место среди медицинских учреждений. Иерусалимский госпиталь, находившийся на общем участке старых подворий, был центральным и самым крупным русским врачебным заведением на Ближнем Востоке. Подвальный этаж его трехэтажного здания был отведен для хозяйственных помещений; на первом размещались амбулатория, аптека, квартиры врача и служащих, буфет; на втором - палаты, операционная, перевязочная, дежурная комната, ванная и кладовая для белья. В 8 палатах было по 5 кроватей, а в 2 маленьких - по 2 койки. Рядом с больницей располагался сад, через который можно было пройти в небольшой одноэтажный флигель для заразных больных на 9 коек. В нем находились также ванная, перевязочная, дежурная и помещение временной аптеки.

В 1885 г. в Иерусалим прибыл из Петербурга с ревизионной проверкой доктор М.М. Касторский, на которого произвели сильное впечатление опрятность и чистота госпиталя, рациональное питание больных, участливое обращение с ними сестер милосердия. М. М. Касторский отмечает также образцовое состояние лечебной деятельности: «Скорбные листы (истории болезни) оказались в полном порядке; повязки на хирургических больных положены при соблюдении строгого антисептического метода; медикаменты и рецепты, назначаемые больным, согласны вполне с новейшими физиологофармакологическими данными» [Дмитриевский 1907: 94]. Все медикаменты для русского госпиталя в Иерусалиме поставлялись известной французской фирмой «Pharmacie centrale de France» через Марсель и всегда имели безупречное качество. Хирургическая помощь была поставлена на самом высоком уровне. Доктор Касторский отметил не только обилие дорогостоящих хирургических инструментов, но и излишнюю в этом плане роскошь. Так, в госпитале имелись, например, редкие даже в хорошо оснащенных столичных лечебных заведениях аппараты для переливания крови и промывания желудка.

С Иерусалимским госпиталем связаны имена многих русских врачей, фельдшеров, фармацевтов. Среди них необходимо отметить деятельность Дионисия Федоровича Решетилло (1845-1908 гг.), служившего в Иерусалимском госпитале с 1879 по 1890 г. Он работал практическим врачом в госпитале и изучал этиологию малярии, от которой в Палестине страдали местные жители и, конечно, прибывавшие из России паломники. Распространение малярии в Палестине, где нет естественных болот, особенно интересовало ученого, поскольку расходилось с традиционными представлениями об этом заболевании как о «болотной лихорадке». Д. Ф. Решетилло был создан фундаментальный труд «Болотные лихорадки в Палестине», который он посвятил первому председателю Православного Палестинского общества, «высокому покровителю русских паломников в Святой Земле» [Решетилло 1891: 1] великому князю Сергею Александровичу.

В январе 1890 г. Д.Ф. Решетилло возвратился в Петербург для защиты докторской диссертации, в которой сделал выводы о причинах малярии в безболотной местности. Он связывал этиологию заболевания с особыми «палочками малярии», которые в сухой и безболотной Палестине размножаются в почве, а затем разносятся по воздуху и проникают в организм, вызывая заболевание. Теперь совершенно ясно, что за «палочки малярии» доктор Решетилло принял в основном артефакты на своих микроскопических препаратах.

Широкое распространение «болотных лихорадок» в Иерусалиме было связано с многочисленными бетонными цистернами - сборниками дождевой воды,

использовавшейся для питья. Эти емкости становились как бы искусственными болотцами, в которых создавалась превосходная среда для развития личинок и куколок комаров - переносчиков возбудителей малярии. Ошибочность взглядов доктора Решетилло на этиологию малярии не умаляет ценности его наблюдений, касающихся особенностей течения этого заболевания в Палестине, выявленной им характерной периодичности вспышек малярии и др.

В дальнейшем Д.Ф. Решетилло - приват-доцент на кафедре кожных болезней медицинского факультета Московского университета, занимался в основном изучением проказы [Решетилло 1904] и использованием радия в лечении кожных болезней.

Сменил Д.Ф. Решетилло на посту главного врача Иерусалимского госпиталя в июле 1891 г. врач В.Я. Северин. Он более 20 лет заведовал всеми медицинскими учреждениями ИППО в Сирии и Палестине.

Д.В. Истомин в отчете о командировке в 1895-1896 гг. по учреждениям ИППО писал, что В. Я. Северин «весь живет интересами своего учреждения и пациентов», отмечая его «сердечно-участливое попечение о больных» [Истомин 1896: 42].

Незнание арабского языка создавало определенные трудности для медицинского персонала госпиталя в общении с местными жителями, находившимися на лечение в больнице или приходившими за врачебным советом и бесплатными лекарствами в амбулаторию, открытую еще в 1889 г.

В.Я. Северин за годы пребывания в Иерусалиме освоил арабский язык в той мере, которая позволяла ему в несложных случаях собрать анамнез и объяснить пациенту правила приема лекарств. В 1896 г. при больнице и амбулатории появился переводчик, что, однако, не улучшило положение. Для работы в медицинских учреждениях было необходимо готовить местные кадры со знанием арабского и русского языков. В 1880 г. при ИППО открылась Бейт-Джальская женская семинария с медицинской амбулаторией - закрытый пансион, который готовил сельских учительниц.

«В Палестине, где деревни затеряны в горах, становясь зимою почти отрезанными от прочего мира, учитель или учительница окажутся часто единственными людьми, к коим можно обратиться за медицинской помощью. И подготовка пансионерок для амбулатории должна быть серьезной и основательной...», - отмечалось в отчетах общества в 1895-1896 гг. [Там же: 44]. Были и трудности. В присутствии пансионерки местные мужчины отказывались рассказывать о своих болезнях, а тем более давать себя осматривать. Местные женщины, напротив, охотно говорили о своих болезнях фельдшеру или врачу в присутствии практиканток. Знания в области медицины позволяли сельским учительницам завоевывать авторитет у местного населения, что было важно для успеха просветительской деятельности ИППО.

Вот характерный штрих, рисующий разницу в целях деятельности европейских миссионерских обществ и Православного палестинского общества: «Первые старались арабов-мусульман обращать в христианство, резко высказывались против ислама. А вот в школах Палестинского общества не только никогда не делали этого, но старались знакомить арабов-христиан со славным прошлым нашего народа, даже с возникновением ислама, знакомили с историей родной литературы» [Оде-Васильева 1966: 175].

В августе 1888 г. Православным обществом при содействии графини О.Е. Путятиной была открыта амбулатория в Назарете. Руководство ИППО очень тщательно подбирало сотрудников для своих медицинских учреждений. Назаретскую амбулаторию возглавляли известные российские врачи супруги А.И. и А. А. Якубович,

опытный фельдшер О.К. Проданюк, многие годы проработавшая в Одесской городской больнице.

В работе амбулатории были выделены специальные часы для приема и осмотра учащихся русских школ в Палестине и воспитанников Назаретской мужской семинарии. Таким образом, ИППО, помимо заботы об образовании, брало на себя заботу о сохранении здоровья детей местных жителей, чего часто из-за бедности не могли позволить себе их родители.

В часы приема в амбулатории дежурили воспитанники Назаретской мужской семинарии - закрытого учебного заведения, готовившего учителей для школ общества. Ее воспитанники, как и в женской семинарии, изучали фельдшерское дело, а практику проходили в Назаретской амбулатории. Выпускник семинарии назначался учителем сельской школы при условии прохождения им практики в амбулатории общества. Таким образом, учитель мог в случае необходимости оказывать медицинскую помощь. После окончания семинарии выпускникам с дипломами вручались аптечки с лекарствами, которые они использовали в своих школах. Назначение выпускника семинарии учителем сельской школы делалось при условии, что он проходил практику в амбулатории Общества и мог в случае необходимости оказывать медицинскую помощь, так как жители деревень нередко погибали от незнания элементарных гигиенических правил.

ИППО стремилось к открытию как можно большего числа медицинских учреждений: амбулатории в Вифлееме (1896), в Дамаске (с 18976 г.), в Хомсе (с 1904 г.). Местное население охотно пользовалось предоставляемыми ИППО бесплатным медицинским обслуживанием и лекарствами. Так, за 1906 г. в амбулаториях ИППО было зарегистрировано 126 827 посещений [Деятельность. 1992: 124]. Деятельность ИППО и русских медицинских учреждений заслужила у местного населения доверие и горячие симпатии. «Все здесь любят русских, и надо видеть радость и приветливость, когда приходят сюда русские... От России народ ждет чего-то», - писала в 1886 г. начальница женской школы из Назарета М.С. Савельева (цит. по: [Муххамед Омар Касаб 1992: 71]).

Несомненно, что судьба каждого медика, трудившегося в заведениях ИППО, так же как каждый из многочисленных аспектов медицинской деятельности ИППО, нуждается в дальнейшем тщательном исследовании.

Библиографический список

Деятельность Православного Палестинского общества в Сирии // Православный Палестинский сборник. М., 1992. Вып. 31 (94). С. 124.

Дмитриевский А.А. Православное Палестинское общество и его деятельность за истекшую четверть века (1881-1907 гг.). СПб., 1907.

Дмитриевский А.А. Русские учебно-воспитательные и странноприимные учреждения в Палестине и Сирии. Киев, 1907а.

Елисеев А.В. Некролог-биография // Природа и люди. 1895. №31

Елисеев А.В. Поездка в Египет, Каменистую Аравию и Палестину. СПб, 1895.

Истомин Д.В. Учреждения Императорского Православного Палестинского общества в 1895 г. СПб., 1896.

Мухаммед Омар Касаб. Просветительская деятельность Палестинского общества, отраженная в его изданиях // Православный Палестинский сборник. М., 1992. Вып. 31 (94).

Оде-Васильева К.В. Взгляд в прошлое // Палестинский сборник. М.~Л,, 1966. Вып. 13 (76). С. 175.

Решетилло Д. Ф. Болотные лихорадки в Палестине // Православный Палестинский сборник. СПб., 1891. Т. 9. № 1.

Решетилло Д.Ф. Проказа. Изложение истории географического

распространения, статистики, бактериологии, распознавания, лечения,

законодательства и общественной профилактики проказы. СПб., 1904.

Устав Православного Палестинского общества. СПб., 1883. - С. 1.

Хитрово В.Н. Православие на Святой Земле // Православный Палестинский сборник. СПб., 1881. Т. 1. Вып. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.