Научная статья на тему 'Медицина как симбиоз жизни и искусства'

Медицина как симбиоз жизни и искусства Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
971
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / КЛИНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / CLINICAL DISCIPLINES / ЛИТЕРАТУРА И МЕДИЦИНА / LITERATURE AND MEDICINE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Литвинов А. В.

В статье обсуждаются проблемы преподавания клинических дисциплин в медицинском ВУЗе с включением в педагогический процесс гуманитарной составляющей в виде обсуждения отрывков из произведений художественной литературы с описаниями различных заболеваний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICINE AS SYMBIOSIS OF LIFE AND ART

The article presents a discussion of the problems of incorporation of liberal arts in the form of literature excerpts with a description of different medical conditions in the process of clinical disciplines teaching in higher medical educational institutions.

Текст научной работы на тему «Медицина как симбиоз жизни и искусства»

УДК 61:378(07.07)

МЕДИЦИНА КАК СИМБИОЗ ЖИЗНИ И ИСКУССТВА Литвинов А.В.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28

Резюме. В статье обсуждаются проблемы преподавания клинических дисциплин в медицинском ВУЗе с включением в педагогический процесс гуманитарной составляющей в виде обсуждения отрывков из произведений художественной литературы с описаниями различных заболеваний.

Ключевые слова: образовательный процесс, клинические дисциплины, литература и медицина.

MEDICINE AS SYMBIOSIS OF LIFE AND ART Litvinov A.V.

Smolensk State Medical University, 214019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia

Abstract: The article presents a discussion of the problems of incorporation of liberal arts in the form of literature excerpts with a description of different medical conditions in the process of clinical disciplines teaching in higher medical educational institutions.

Keywords: educational process, clinical disciplines, literature and medicine

На протяжении многих веков медицина, как вид интеллектуальной деятельности человека, постоянно находится на самой грани между миром природы и миром культуры, между жизнью тела и философскими представлениями о сущности человека. Современная наука дает множество примеров сосуществования и взаимодействия гуманитарных и естественных дисциплин. Примером такого единения является интеллектуальное течение «Литература и медицина». Символом этого объединения является образ бога-целителя и покровителя искусств Аполлона, изображенного на обложке книги. «И анатомия, и изящная словесность, - писал А.П. Чехов, - имеют одинаково знатное происхождение, одни и те же цели ... Борьбы за существование у них нет... Поэтому-то гении никогда не воевали и в Гёте рядом с поэтом прекрасно уживался естественник» [6]. Врачей и писателей объединяет общий интерес к жизни людей. Параллель между трудом врача и писателя очевидна: первый наблюдает за пациентом, второй - за человеком в окружающем его мире. «Все считают, - писал

З. Фрейд, - что я отстаиваю научный характер моей работы и что сфера моей деятельности ограничивается лечением психических заболеваний... Я учёный по необходимости, а не по призванию. В действительности я прирождённый художник... Действительно, мои книги в большей мере напоминают художественные произведения, чем научные труды по патологии... Мне удалось обходным путём прийти к своей цели и осуществить мечту -остаться писателем, сохраняя видимость, что я являюсь врачом... В психоанализе вы можете обнаружить слитые воедино, хотя и изложенные на научном жаргоне, три великие литературные школы XIX столетия: Гейне, Золя и Малларме объединяются во мне под покровительством моего старого учителя, Гёте» [5].

«Искусство, как и медицина, не финал, а поиск. Вот почему мы, наверное, называем медицину искусством», - писал А. Скотт. Искусство необходимо врачу для понимания человеческой жизни в ее индивидуальном проявлении, изучения особенностей поведенческих реакций человека в условиях болезни, не связанных исключительно

с их патобиофизическими проявлениями, а также для обогащения его клинического мышления и литературного языка. С другой стороны, когда дело касается картины внутреннего мира человека, его психологии, писатели, как правило, опережают врачей в этом отношении на основании знаний, полученных не из медицинских учебников, а непосредственно из самой жизни.

Художественная литература представляет собой творческий труд, в котором писатель или поэт осмысливает реальность с помощью художественных образов. Каждый создаваемый художественный образ, несмотря на его реалистичность, вторичен, однако сила его проявляется в реальном описании сопровождающих его по жизни событий: обстановки и колорита эпохи, жизни, быта, любви и страдания человека. Только в этом случае он может претендовать на реальное и объективное отражение действительности.

Связь медицины с литературой следует рассматривать как необходимое условие медицинского образования и практической медицины. С другой стороны, эта связь необходима и литератору. В письме к своему университетскому товарищу, а в последующем известному неврологу профессору Г.И. Россолимо А.П. Чехов писал: «Не сомневаюсь, занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность; они значительно раздвинули область моих наблюдений, обогатили меня знаниями, истинную цену которых для меня, как для писателя, может понять только тот, кто сам врач; они имели также и направляющее влияние, и, вероятно, благодаря близости к медицине, мне удалось избегнуть многих ошибок» [7].

В XIX веке мировая медицина претерпела как технологические, так и социальные изменения. Основанием для этого явилось то, что в результате глобализации больницы стали напоминать огромные производственные предприятия с большим количеством врачей и оборудования. Вследствие этих перемен рядовой врач стал терять свое индивидуальное лицо и превращаться в функциональную единицу огромного производственного конвейера (по

типу известного конвейера Тейлора). В результате всего происходящего медицинская профессия стала обезличиваться и лишаться присущего ей гуманистического пафоса. Другим отрицательным моментом происходящего явилось то, что индивидуальность пациента как личности перестала представлять интерес для практикующего врача. Эти события не замедлили сказаться на отношениях врач - больной и больной -врач.

В середине XX века ситуация во всем мире стала решительно меняться. Мир переживает студенческие бунты, молодежные революции, в среде радикально настроенных молодых людей становятся популярными движения хиппи, «зеленых», антиглобалистов, в защиту животных и др. В мире возникает неприятие психиатрии как механизма тоталитарного подавления инакомыслящих людей. Настольной книгой молодого поколения этого времени становится книга И. Гофмана «Узилища». «Перемен требуют наши сердца, перемен требуют наши глаза, в нашем смехе, и в наших слезах, и в пульсации вен - перемен! Мы ждем перемен!» - пело молодое поколение Виктора Цоя.

На фоне происходящих в мире радикальных событий медицина 60-х годов попадает под жесткую критику радикально настроенных слоев общества. В ответ на это возникает идея о необходимости более решительного введения в медицинское образование гуманитарных предметов. В качестве первого шага в этом направлении медицинские школы США приглашают в штат преподавателей-священников - в надежде на то, что они смогут ответить на вопросы студентов-медиков, касающиеся общечеловеческих ценностей. Первыми представителями такого нового культурологического направления в США были профессор психиатрии и религии, а по совместительству и капеллан Центра здравоохранения в Университете Флориды С. Бэнкс, капеллан при медицинской школе Сан-Франциско Р. Макнир и капеллан медицинского факультета Университета Техаса Е. Вастян, ставшие основателями течения «Литература и медицина» («ЬМ», в русской транскрипции -«ЛиМ»). Следует заметить, что Бэнкс и

Вастян, погрузившись в медицинскую среду, обладали к тому времени степенями по литературе. Произошедшее в США событие нарушило традиционное длительное противостояние между врачом и священником, о котором писал в начале XX века в рассказе «Сельский врач» Ф. Кафка: «...священник заперся у себя в четырех стенах и рвет в клочья церковные облачения; нынче ждут чудес от врача...» [2].

Уже к началу 70-х годов число преподавателей в США, читающих лекции студентам-медикам по литературе, значительно увеличилось, а гуманитарные предметы входили в число обязательных курсов десяти медицинских учебных заведений. Для сравнения следует сказать, что в эти же годы в медицинских вузах СССР в качестве обязательных для изучения предметов входили история КПСС (для нового поколения поясним, что эта аббревиатура означает «Коммунистическая партия Советского Союза»), основы политэкономии социализма и «школьного» курса философии, имевшие коммунистическую и материалистическую направленность.

В настоящее время литература преподается примерно в трети медицинских школ США. Кроме того, существуют общественные организации подобного рода, научно-исследовательские центры, официальные (свой собственный журнал «Literature and Medicine») и неформальные дискуссионные центры. В Европе интерес к проблеме изучения литературы в медицинских школах возник относительно недавно - в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого столетия. В Великобритании выходит регулярный журнал «Journal of Medical Humanities», регулярно публикуются статьи на эту тему в таких известных изданиях, как «The Lancet» и «Academic Medicine», издаются медицинские антологии, посвященные медицинской тематике в художественных произведениях. При написании ряда медицинских учебников авторы стали использовать конкретный материал из произведений художественной литературы (например, «Оксфордский справочник по клинической медицине» 2004 года).

Основная задача преподавателей литера-

туры, работающих со студентами-медиками, заключается в разработке и систематизации ими художественного материала по определенным темам занятий. Британские исследователи проблемы «ЬМ», например, тяготеют к медико-этической ее стороне и используют литературу в медицинских школах в качестве вспомогательного инструмента в педагогической практике при обсуждении проблем абортов, трансплантаций, эвтаназии и др. В американских же медицинских колледжах практикуется более широкое понимание медико-гуманитарного образования, которое предполагает изучение различных разделов медицины с упором на художественную литературу, а также философскую этику. Следует заметить, что такой подход к обучению будущих врачей был известен в России еще в начале прошлого столетия. Вот что по этому поводу писал в то время А.П. Чехов: «Вот я страдаю, например, катаром кишок и прекрасно понимаю, что испытывает такой больной, какие душевные муки переживает он, а это редко врачу бывает понятно. Если бы я был бы преподавателем, то я бы старался возможно глубже вовлекать свою аудиторию в область субъективных ощущений пациента, и думаю, что это студентам могло бы действительно пойти на пользу» [8].

Сложность обсуждаемой проблемы заключается в том, что студент-медик или практикующий врач, вторгаясь в неизвестную для них область литературной деятельности, могут оказаться в положении дилетантов, склонных к прямому отождествлению литературного текста с реальной клинической картиной описываемого заболевания, что не входит в задачу писателя. В большинстве же случаев многие литераторы не являются представителями медицинской профессии и не в состоянии разобраться в хитросплетениях медицинской науки, а попытки некоторых из них бесцеремонно вторгнуться в чужую область могут закончиться, как писал А.П. Чехов, «третированием медицины». В связи с этим подмена клинических примеров развития и течения болезней художественными образами является, на наш взгляд, ошибочной

тактикой обучения будущих врачей медицинской практике. Здесь будет уместно привести цитату из известной книги Н.И. Пирогова «Дневник старого врача»: «Хорош я был лекарь с моим дипломом, дававшим мне право на жизнь и смерть, не видав ни однажды тифозного больного, не имев ни разу ланцета в руках. Вся моя медицинская практика в клинике ограничивалась тем, что я написал одну историю болезни, видев только однажды моего больного в клинике, и для ясности прибавив в эту историю такую массу вычитанных из книг припадков, что она поневоле из истории превратилась в сказку» [4].

Как показывает накопленный опыт, объектом научного исследования направления «ЛиМ» является в основном изучение отраженных в художественной литературе этических проблем медицины. В набор изучаемых литературных произведений в медицинских школах обычно включают, наряду с работами Г. Флобера, В. Вильямса, Э. Хемингуэя, Ш. Бронте, Ф. Кафки, литературные труды врачей-писателей - А. Чехова, М. Булгакова, В. Вересаева, С. Моэма и др. Однако хорошо известно, что представителями медицинской профессии были и Ф. Шиллер, Ф. Рабле, А. Конан Дойль, В. Даль, С. Лем, В. Аксенов и др. Всего же в истории мировой литературы сохранилось около 120 имен писателей-врачей.

Большинство исследователей полагают, что художественную литературу следует рассматривать как вспомогательный инструмент медицинского образования. Интерес к этой проблеме в нашей стране все еще невелик и, как показывает практика, утрачивается в последние годы в связи с уходом старшего поколения. В настоящее время существуют лишь единичные публикации на эту тему в различных медицинских журналах. В качестве одной из немногих работ в этом направлении следует назвать хрестоматию «Психология здоровья в художественной литературе» (сост. С.С. Тверская), вышедшую в серии «Библиотека школьного психолога», в которой представлены целенаправленно адаптированные тексты

известных отечественных и зарубежных авторов, отражающие вопросы психологии здоровья, лишенные, однако, клинической интерпретации [10].

В некоторой степени вышеизложенные проблемы были разрешены после выхода в свет в стране книги «Медицина в литературно-художественном пространстве», которая является одной из первых систематизированных работ в этом направлении. В предисловии к ней Людмила Улицкая написала: «Сегодняшние врачи, пожалуй, уже не принадлежат гуманитарному миру. С тех времён, когда медицина перестала быть только искусством врачевания, а стала ещё и наукой, сам её объём увеличился в тысячи раз. Она почти потеряла связь с гуманитарным миром. Всё реже мы встречаем среди врачей таких высококультурных людей, какими были медики девятнадцатого века. Никакого упрёка: сегодня для получения профессии врача нужно от десяти до пятнадцати лет серьёзнейшего обучения» [3].

Во все времена существования человека профессия врача была и остается одной их самых востребованных в обществе. Начиная со времен Гиппократа, когда медицинская профессия и врачебный опыт передавались из поколения в поколение, к врачебной деятельности приобщались люди, обладавшие способностью к обучению наукам, стремлением к широкому кругозору и всестороннему образованию. «. Нет большой разницы между мудростью и медициной»., - писал Гиппократ [1]. Сами же врачи, в силу своих личных качеств и отношения к своим профессиональным обязанностям, неизменно пользовались неподдельным авторитетом и искренним уважением со стороны своих современников. В личности врача людей привлекали и продолжают привлекать их высокий профессионализм, доброта, внимательность, душевная теплота и отзывчивость, бескорыстное служение долгу. Немалую роль в этом играют и всесторонняя образованность врача, его душевная опытность, жизненная искушенность и высокая гражданская позиция.

Литература

1. Гиппократ. Сочинения / пер. с греч. проф. В.И. Руднева. - Медгиз, 1936.

2. Кафка. Ф. Собрание сочинений [Текст]: в 5 т. / Франц Кафка. - М., Азбука-Аттика, 2012.

3. Литвинов, А.В. Медицина в художественном пространстве [Текст]: учебник / А.В. Литвинов, И.А. Литвинова. - М., Медпресс - Информ, 2012. - 272 с.

4. Пирогов. Н.И. Вопросы жизни. Дневник старого врача [Текст] / Н.И. Пирогов. - Киев, 1910.

5. Фрейд. З. Малое собрание сочинений [Текст] / З. Фрейд. - М.: Азбука, 2014. - 608 с.

6. Чехов без глянца [Текст] / сост., вступ. ст. П. Фокина. - СПб.: Амфора, 2009. - 510 с.

7. Чехов. А.П. Полное собрание сочинений и писем [Текст]: в 30 т. / А.П. Чехов. - М.: Наука, 1974.

8. Шульцев, Г.П. Медицинские вопросы в сочинении А.П. Чехова «Остров Сахалин» [Текст] / Г.П. Шульцев // Клиническая медицина. - 1988. - № 9. - С. 143-149.

9. Шубин. Б.М. Доктор Чехов А.П. [Текст] / Б.М. Шубин. - М.: Знание, 1977. - 128 с.; 16 л. ил.

10. Школа и здоровье [Текст] / Материалы межвузовской заочной научно-методической конференции. Выпуск 10; редактор-составитель С.С. Тверская. - Коломна, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.