Научная статья на тему 'МЕДИЦИНА И БЛОГОСФЕРА (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)'

МЕДИЦИНА И БЛОГОСФЕРА (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
64
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ ДНЕВНИК / БЛОГ / БЛОГЕРЫ-ВРАЧИ / МЕДИЦИНСКАЯ БЛОГОСФЕРА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Петросян А.Д.

Методом контент-анализа проведен обзор отечественной и зарубежной литературы, отражающей аспекты развития медицинской блогосферы как пространства коммуникации медицинских работников и пациентов. Определены основные группы медицинских блогеров (врачи, пациенты, медсестры), особенности контента их блогов, мотивация к размещению в блогосфере. Информационно-коммуникационная значимость медицинской блогосферы высока, а тематические векторы весьма разнообразны. Развитие медицинской блогосферы свидетельствует о высоком уровне востребованности информации, формирующей контент медицинских блогов как у пациентов, так и у коллег - представителей профессионального сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MEDICINE AND BLOGOSPHERE: PUBLICATIONS REVIEW

The article presents the review of national and foreign publications reflecting aspects of development of medical blogosphere as communication space for medical workers and patients. The methodology of content analysis was applied. The main groups of medical bloggers (doctors, patients, nurses), characteristics of the blogs content, motivation for blogosphere posting are identified. The information and communication significance of the medical blogosphere is high and topical vectors are quite diversified. The development of the medical blogosphere testifies high level of demand for information forming the content of medical blogs both in patients and in colleagues-representatives of professional community.

Текст научной работы на тему «МЕДИЦИНА И БЛОГОСФЕРА (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)»

The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2022; 30(6) DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-6-1220-1223

Health and Society

© ПЕТРОСЯН А.Д., 2022 УДК 614.2

Петросян А. Д. МЕДИЦИНА И БЛОГОСФЕРА (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», 119071, г. Москва

Методом контент-анализа проведен обзор отечественной и зарубежной литературы, отражающей аспекты развития медицинской блогосферы как пространства коммуникации медицинских работников и пациентов. Определены основные группы медицинских блогеров (врачи, пациенты, медсестры), особенности контента их блогов, мотивация к размещению в блогосфере. Информационно-коммуникационная значимость медицинской блогосферы высока, а тематические векторы весьма разнообразны. Развитие медицинской бло-госферы свидетельствует о высоком уровне востребованности информации, формирующей контент медицинских блогов как у пациентов, так и у коллег — представителей профессионального сообщества. Ключевые слова: электронный дневник; блог; блогеры-врачи; медицинская блогосфера.

Для цитирования: Петросян А. Д. Медицина и блогосфера. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и

истории медицины. 2022;30(6):1220—1223. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-6-1220-1223

Для корреспонденции: Петросян Александр Давидович, канд. экон. наук, доцент, е-mail: kafedra-rsuk@yandex.ru

Petrosyan A. D.

THE MEDICINE AND BLOGOSPHERE: PUBLICATIONS REVIEW

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "The A. N. Kosygin Russian State University (Technologies. Design. Art)", 115035, Moscow, Russia

The article presents the review of national and foreign publications reflecting aspects of development of medical blogo-sphere as communication space for medical workers and patients. The methodology of content analysis was applied. The main groups of medical bloggers (doctors, patients, nurses), characteristics of the blogs content, motivation for blogo-sphere posting are identified. The information and communication significance of the medical blogosphere is high and topical vectors are quite diversified. The development of the medical blogosphere testifies high level of demand for information forming the content of medical blogs both in patients and in colleagues-representatives of professional community. Keywords: electronic diary; blog; medical blogger; medical blogosphere.

For citation: Petrosyan A. D. The medicine and blogosphere: publications review. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhrane-nia i istorii meditsini. 2022;30(6):1220-1223 (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-6-1220-1223 For correspondence: Petrosyan A. D., candidate of economical sciences, associate professor of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "The A. N. Kosygin Russian State University (Technologies. Design. Art)". e-mail: kafedra-rsuk@yandex.ru

Conflict of interests. The author declares absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support

Received 12.04.2022 Accepted 23.06.2022

Введение

Интернет-технологии обеспечивают свободный доступ к медицинской информации, и миллионы «киберхондриков» диагностируют свое состояние и сами назначают себе лечение на основе полученной из интернета информации. Доступная, но зачастую сомнительная информация в интернете о здоровье и лечении часто дезинформирует пациентов и приводит их к замешательству, расстройству, склонности к вредному самолечению и/или неправильным представлениям о конкретных заболеваниях. Исследования показывают, что люди старшего возраста, с более низким уровнем цифровых компетенций и навыками работы в интернете, как правило, используют медицинского работника в качестве основного источника медицинской информации [1]. Однако , несмотря на то что живое общение по-прежнему остается наиболее надежным и значимым для пациентов, медицинские специалисты активно внедряются в интернет-сферу, расширяя свою профессиональную деятельность на основе формирования блогосферы — пространства коммуникации посредством ведения персонального блога.

Цель настоящей работы — провести обзор отечественной и зарубежной литературы, отражающей аспекты развития медицинской блогосферы как пространства коммуникации медицинских работников и пациентов.

Материалы и методы

Исследование проведено методом вторичного анализа данных, опубликованных российскими и зарубежными авторами по вопросам интернет-бло-гинга. В качестве источника информации выступили репрезентативные медико-социологические исследования, отражающие различные аспекты развития медицинской блогосферы.

Результаты исследования

Исследование [2], в рамках которого были проанализированы 622 медицинских блога, показало, что 49,8% блогеров на момент исследования работали в сфере здравоохранения. Из них 43,3% — врачи, причем 14,9% специализировались на внутренних болезнях, 9,8% — в семейной практике и в неотложной медицине, 9,3% — в хирургии, 5,2% — в психи-

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022; 30(6)

DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-6-1220-1223 1221

Здоровье и общество

Таблица 1 Структура мотивации врача к ведению блога [3]

Мотив к ведению блога Доля, %

Предоставление медицинских консультаций 47,7

Выражение своих чувств 43,8

Обмен информацией и немедицинскими знаниями 39,8

Маркетинг (продвижение) себя 28,1

Общение с пациентами 29,2

Общение с друзьями 29,2

Публикация своего научного творчества 22,7

Контакт с родственниками / друзьями 20,3

Маркетинг больницы/клиники, в которой я работаю 17,2

Поиск новых друзей 10,2

Прочее 2,3

атрии, 4,6% — в педиатрии, 3,6% — в акушерстве и гинекологии, 2,1% — в онкологии и 9,3% по другим специальностям. Примерно 19,6% блогеров-врачей являлись студентами-медиками. Не указали свою специальность 12%.

Из 56,7% медицинских работников, которые не были врачами, 19,9% работали в сестринском деле , 8,7% — в медицинском консультировании, 5,4% — в консультировании, 4,7% — в исследованиях, 3,1% — в экстренном реагировании, 2% — в администрации, 1,8% — в качестве парапрофессионала (например, в качестве техника или помощника), 1,6% — в терапии, 1,3% — в медицинской журналистике и 8,2% — в других профессиях (например, страхование, питание, аптека).

Согласно исследованию [3] (опрос 887 блогеров-врачей), подавляющее большинство (91,4%) опрошенных исследователями врачей создали блог по личной инициативе, 82% вели свои блоги сами, не поручая другим эту деятельность.

Пятью основными мотивами, о которых сообщили респонденты, были «делиться медицинскими знаниями с общественностью и медицинским персоналом», «описывать свою жизнь», «предоставлять медицинские консультации для общественности», «выражать свои чувства» и «делиться информацией, не связанной с медицинскими знаниями» (табл. 1).

Материалы, размещенные врачами в блогосфере, были богаты знаниями и отличались стилем и вкусом. Большинство (89,8%) врачей разместили в своих блогах контент «медицинских знаний». На втором месте (50,0%) оказался раздел «Опыт путешествий» [3], а третье место (по 47,7%) разделили «Радости и печали повседневной работы» и «Чтение и обсуждение художественной литературы» (табл. 2).

Обсуждение

Блог — это сайт с датированными текстовыми и мультимедийными записями с возможностью комментирования. Также блог трактуется как «личный сетевой дневник» о жизни автора [4].

Блог (разновидность веб-журнала) — это вебсайт, на котором записи отображаются в обратном хронологическом порядке. История блогов начинается в 1992 г., когда Тим Бернерс-Ли, изобретатель Всемирной паутины, начал регулярно публиковать

сводку новостей, отражающих появление в сети новых веб-сайтов. Сам термин «веб-журнал» был введен в 1997 г. и сокращен до «блог» в 1999 г. [5]. Только в 1999 г. блоги начали становиться популярными среди более широкого круга пользователей интернета, что совпало с запуском LiveJournal и Blogger [6], первых специализированных сервисов для размещения блогов. Эти системы публикации позволяли отдельным лицам создавать и поддерживать свои собственные блоги, не зная языка разметки гипертекста (HTML). Сегодня, благодаря постоянному развитию таких сайтов для размещения блогов, люди с базовыми компьютерными навыками могут начать публиковать свои собственные бло-ги бесплатно в считанные минуты.

М. А. Захарова отмечает: «В широком понимании блог может быть коллективным (блогсообще-ство), посвященным конкретной теме, содержать только фото или видео и т. д. А в узком понимании блог — это записи одного автора. Блог может быть создан на основе блогового сервиса (LiveJournal, Diary, Blogger.com), сайта или на отдельной площадке» [7].

По мнению М. О. Кочетковой и И. В. Тубаловой , «в мире существуют десятки миллионов блогов, и все они тесно связаны между собой, блогеры читают друг друга и комментируют, ссылаются друг на друга. Таким образом создается особая субкультура. Совокупность всех размещенных в интернете бло-гов, понимаемую в качестве сообщества или социальной сети, называют блогосферой (от англ. blogosphere). Понятие блогосферы делает упор на одно из основных отличий блогов от обычных вебстраниц и интернет-форумов: связанные между собой блоги могут составлять динамичную всемирную информационную оболочку» [8].

Исследование Stevan Mijomanovic и Sofija Micic Kandijas [9] показало, что медицинские блоги мало чем отличаются от других блогов, хотя в целом они посвящены здоровью и вопросам, связанным со здоровьем. Их содержание варьирует от болезней, лекарств, политики в области здравоохранения, медицинских исследований и питания до личного опыта. Как правило, медицинские блоги сосредото-

Таблица 2

Структура контента блогов медицинских специалистов [3]

Контент Доля, %

Медицинские знания 89,8

Опыт путешествий 50,0

Радости и печали повседневной работы 47,7

Чтение и обсуждение художественной литературы 47,7

Хобби или интересы 38,3

Заметки для чтения 35,2

Опыт дегустации деликатесов 26,6

Семейная жизнь 22,7

Межличностные отношения 18,0

Финансовые инвестиции 15,6

Критика новостей 14,1

Личное творчество 13,3

Домашние животные 7,8

Компьютерные программы 4,7

Выражение настроения 3,9

The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2022; 30(6) 1222 DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-6-1220-1223

чены на одной теме, но нередко они охватывают две и более. Авторы медицинских блогов варьируют от врачей, медсестер, студентов-медиков, пациентов, членов семей пациентов, юристов до журналистов . Содержание может рассматриваться как информативное и аффективное; в информативном контенте широко используется медицинская терминология, в то время как в аффективном используется множество прилагательных.

Ссылаясь на работу K. Denecke и W. Nejdl, авторы выделяют три группы блоггеров:

— врачи,

— пациенты,

— медсестры.

Было замечено, что врачи, как правило, сосредоточиваются на болезнях, пациенты — в основном на лекарствах, а медсестры — на своей повседневной жизни и опыте [10]. При этом блогерский контент в некоторой степени может формировать общественное мнение, даже иной раз отражаясь в средствах массовой коммуникации [11].

Блоги, написанные врачами, могут быть посвящены конкретному заболеванию, процедуре или политике в области здравоохранения, могут касаться повседневного опыта либо профессионального общения их авторов. Некоторые блогеры анонимны или пишут под псевдонимами, а для тех, что кажутся более прозрачными, обычно невозможно с уверенностью проверить их учетные данные и личность.

В целом, блоги в настоящее время — удел молодежи, причем 92,4% их созданы людьми в возрасте до 30 лет. В данной сфере является относительно традиционным то, что молодые люди рассматривают для себя блогерство в качестве профессионального труда [12]. Медицинские блогеры обычно старше. Одним из самых популярных медицинских блогов является блог Дэвида Колкухуна, 73-летнего профессора фармакологии из Лондона [13].

Так называемые пациентские блоги, как правило, ведут пациенты с хроническими заболеваниями, потому что как средство самовыражения блог помогает больным людям быть позитивно занятыми, создает хороший настрой, отвлекает от беспокойства по поводу течения болезни и ее перспектив. Блог пациента может выступать источником информации и поддержкой для других пациентов или их семей.

Блоги среднего медицинского персонала, как правило, транслируют информацию о трудовых буднях медсестры или медбрата, содержат полезную информацию об особенностях ухода за больными, правилах проведения тех или иных процедур и манипуляций.

Исследователи медицинской блогосферы приходят к выводу, что общая идея медицинских блогов заключается в ознакомлении различных типов аудитории с разнообразными медицинскими темами (профессиональными и личными). Главная задача при написании медицинского блога — адаптиро-

Health and Society

вать технический язык таким образом, чтобы он был понятен непрофессионалам. Люди, которые решают воспользоваться интернетом для поиска информации, связанной со здоровьем, ожидают, что найдут медицинскую информацию на понятном языке. Поскольку этот тип информации имеет большое значение для читателей, крайне важно сделать блог как источник информации заслуживающим доверия и аутентичным по форме и содержанию.

Заключение

Как отмечает лондонский журналист Rebecca Coombes, «„Медицинская блогосфера" — это особенно переполненный небосвод. Возможность получить доступ к необработанным, нефильтрованным материалам, оставлять мгновенные комментарии и делиться информацией с (часто узкоспециализированным) сообществом стала увлекательным времяпрепровождением для многих врачей. Область развилась до такой степени, что преданные полагаются на свои любимые блоги в качестве первого порта захода для обсуждения актуальных мнений и дискуссий» [14].

Проведенный обзор публикаций, посвященных развитию медицинской блогосферы, свидетельствует о высоком уровне востребованности информации, формирующей контент медицинских блогов, как у пациентов, так и у коллег — представителей профессионального сообщества. Информационно-коммуникационная значимость медицинской бло-госферы высока, а тематические векторы весьма разнообразны. Это позволяет сделать заключение о широких перспективах развития данной темы.

Исследование не имело спонсорской поддержки.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Berners-Lee T. What's New in '92. WC3. 2008 Jul 27. Режим доступа: http://www.w3.org/History/19921103-hypertext/hypertext/ WWW/News (дата обращения 12.09.2022).

2. Miller E. A., Pole A. Diagnosis Blog: Checking Up on Health Blogs inthe Blogosphere. Am. J. Public Health. 2010;100:1514—9.

3. Chang I.-C., Cheng K.-C., Hsu H.-M., Yen D. C. Factors Influencing Physicians' Continuous Blogging: A Survey. Healthcare. 2021;9:958.

4. Лутовинова О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса. Волгоград: ВГПУ «Перемена»; 2009. 200 с.

5. Блог. Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Blog (дата обращения 12.09.2022).

6. О Blogger. Блоггер. 23 сентября 2008 г. Режим доступа: http:// www.blogger.com/about (дата обращения 12.09.2022).

7. Захарова М. А. Российская блогосфера: культурологический анализ. Владивосток: ДВФУ; 2018. 11 с.

8. Кочеткова М. О., Тубалова И. В. Динамика развития блога как жанра дискурса блогосферы: социолингвистический аспект. Вестник Томского государственного университета. 2014;27(1):46.

9. Mijomanovic S., Kandijas S. M. A stroll through the medical blogosphere. Med. Writing. 2015;24(4):225—9.

10. Denecke K., Nejdl W. How valuable is medical social media data? Content analysis of the medical web. Inform. Sci. 2009;179(12):1870—80.

11. Липай Т. П., Волкова О. А., Жиленкова О. А. Средства массовой информации в формировании ценностей и стигм у старшеклассников. Социология образования. 2015;(10):71—5.

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022; 30(6)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-6-1220-1223 1223

Здоровье и общество

12. Волкова О. Молодежь и профессиональный труд. Человек и труд. 2006;(10):41—2.

13. David Colquhoun. Режим доступа: http://www.dcscience.net/ (дата обращения 12.09.2022).

14. Coombes R. Patients' blogs — do doctors have anything to fear? BMJ. 2007 Sep 29;335:644—6.

Поступила 12.04.2022 Принята в печать 23.06.2022

REFERENCES

1. Berners-Lee T. What's new in the 92nd WC3. July 27, 2008. Available at: http://www.w3.org/History/19921103-hypertext/hypertext/ WWW/News (accessed 12.09.2022).

2. Miller E. A., Pole A. Diagnosis Blog: Checking Up on Health Blogs inthe Blogosphere. Am. J. Public Health. 2010;100:1514-9.

3. Chang I.-C., Cheng K.-C., Hsu H.-M., Yen D. C. Factors Influencing Physicians' Continuous Blogging: A Survey. Healthcare. 2021;9:958.

4. Lutovinova O. V. Linguoculturological characteristics of virtual discourse [Lingvokul'turologicheskiye kharakteristiki virtual'nogo diskursa]. Volgograd: VSPU «Change»; 2009. 200 p. (in Russian).

5. Blog. Available at: http://en.wikipedia.org/wiki/Blog (accessed 12.09.2022).

6. About the Blogger. Blogger. September 23, 2008. Available at: http:// www.blogger.com/about (accessed 12.09.2022).

7. Zakharova M. A. Russian blogosphere: cultural analysis [Rossiys-kaya blogosfera: kul'turologicheskiy analiz]. Vladivostok: FEFU; 2018 (in Russian).

8. Kochetkova M. O., Tubalova I. V. Dynamics of blog development as a genre of blogosphere discourse: sociolinguistic aspect. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Tomsk State University. 2014;1(27):46. (in Russian).

9. Mijomanovic S., Kandijas S. M. A stroll through the medical blogosphere. Med. Writing. 2015;24(4):225-9.

10. Denecke K., Nejdl W. How valuable is medical social media data? Content analysis of the medical web. Inform. Sci. 2009;179(12):1870—80.

11. Lipai T. P., Volkova O. A., Zhilenkova O. A. Mass media in the formation of values and stigmas among high school students. Sotsi-ologiya obrazovaniya = Sociology of Education. 2015;(10):71-5 (in Russian).

12. Volkova O. Youth and professional work. Chelovek i trud = Man and labor. 2006;(10):41-2 (in Russian).

13. David Colquhoun. Available at: http://www.dcscience.net/ (accessed 12.09.2022).

14. Coombs R. Patient blogs — do doctors have anything to fear? BMJ. 2007 Sep 29;335:644-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.