Т. Я. КОБРИНЮК
МЕДИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Кафедра общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины ГОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет»
Исследования последних десятилетий в области общественного здоровья и здравоохранения выявили существенную роль поведения личности в распространении многих соматических и инфекционных заболеваний, в том числе и таких социально значимых, как наркомания и наркотизм (Юрьев В. К., Медик В. А., 2003).
Высокая «контагиозность» и стремительная скорость распространения этой патологии, преимущественное поражение лиц молодого репродуктивного возраста, зависимость от поведенческих факторов, отсутствие в подавляющем большинстве случаев эффективных средств специфической профилактики и лечения, значительные медико-социальные затраты и ощутимый ущерб для общества - все это позволяет считать наркоманию и наркотизм социально значимым заболеванием (Сирота Н. А., Ялтонский В. М., 2004). Индивидуальный прогноз здоровья может быть в значительной степени детерминирован наличием или отсутствием у человека определенных привычек или паттернов поведения, поэтому такое большое значение имеет социологическое исследование влияния состояния здоровья и последствий заболевания на общество (Решетников А. В., 2002). Общегосударственная важность в сочетании с реальной потребностью подготовки комплекса организационных, информационно-аналитических, лечебно-профилактических, образовательных мер, направленных на снижение распространенности наркопатологии, обуславливают актуальность углубленного изучения данной проблемы и определяют выбор темы исследования.
Цель исследования - разработка комплексных, личностно-ориентированных профилактических процедур, снижающих уровень наркотизма и других форм аддиктивного поведения, на основе изучения современных медико-социальных рисков.
Предметом данного исследования является профилактика медико-социальных рисков наркотизации детей и подростков в Краснодарском крае.
Гипотеза исследования: на уровень наркотизации несовершеннолетних выраженное воздействие оказывает система социальных параметров, обуславливающих функционирование окружающего пространства детей и подростков, определяющих изменение структуры наркопатологии за счет появления новых социальных и информационных влияний, повышающих и расширяющих количественно и качественно функции предиспонирующих факторов.
Социальные параметры генерируют особые механизмы взаимосвязи и взаимодействия уровней и полей предиспонирующих и антинаркотических факторов развития наркотизма, посредством которых формируются уровень и структура наркопатологии в наиболее уязвимой возрастной группе - детей и подростков в соот-
ветствии с изменяющимся социокультурным пространством. Для предупреждения развития «социальной инфекции», снижения скорости перехода предболезни в болезнь, снижения вреда от социальной патологии, повышения эффективности профилактической, лечебной и реабилитационной работы необходимо использование медико-социологического исследования наркотизма и наиболее значимых предиспонирующих факторов развития этой патологии.
Методологическую базу исследования составили концептуальные положения социологии медицины, классические принципы наркологии, концептуальные положения реформы здравоохранения. Использовались общенаучные методы: системный анализ, метод аналогий, исторический анализ. В качестве конкретных социологических методов использовались традиционные количественные и качественные методы сбора информации (анкетирование, интервью, наблюдение, анализ документов, контент-анализ).
Базу эмпирического исследования составляют результаты социологического обследования 5567 школьников общеобразовательных школ г. Краснодара, 214 подростков, находящихся в пенитенциарном учреждении (2002-2004 гг.). В отношении респондентов соблюдались нормы конфиденциальности и уважения автономии.
Программа исследования включала сбор информации методом анкетного опроса. Период наблюдения - 2002-2004 годы. Было проведено анонимное анкетирование по специально разработанной анкете «Комплексное медико-социальное исследование несовершеннолетних». Анкета включала 21 вопрос с предложенными вариантами ответов, состоящих из трех блоков: 1-й блок ориентирован на общую характеристику группы респондентов по полу, возрасту, образованию, наличию учетности в наркологическом диспансере и управлении внутренних дел; 2-й блок несет информацию о распространенности и степени вовлеченности в потребление психоактивных веществ, времени и причине первой пробы, мнениях об информированности родителей о вовлеченности детей в потребление ПАВ, доступности легальных «наркотиков»; 3-й блок нацелен на анализ образа жизни, оценку уровня знаний о вредном влиянии потребления ПАВ на организм и самооценку состояния здоровья. Анкетирование осуществлялось при личном участии автора и сотрудников кафедры общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины КГМУ.
Проанализировав данные социологического исследования школьников, выявили следующие результаты. В числе опрошенных школьников мальчиков было 49,2%, девочек - 50,8%. Средний возраст опрошенных мальчиков - 13,2±1,4 года, девочек - 13,3±1,2
УДК 616.89-008.441.33-053.77-036.2
года. Возрастное распределение респондентов: дети составили 71,8%, подростки - 28,2%.
Курение табака относится к наиболее распространенной форме употребления легальных психоактивных веществ (ПАВ). Большинство курильщиков приобщаются к вредной привычке до 18 лет - для России эти показатели составляют 80% у мужчин и 50% у женщин (Оганов Р. Г., Деев А. Д., Жуковский Г. С. и соавт., 1998). Среди обследованных школьников курят табак 14,2% (18,0% мальчиков и 10,5% девочек). Число курящих табак детей в 5-м классе составило 3,8%, а среди учеников 11-х классов - 28,1%. Каждый четвертый одиннадцатиклассник выкуривает пачку сигарет в день (25,4%). Интенсивность курения среди мальчиков за день составляет 6,5±2,4 (1-20) сигареты, среди девочек - 5,6±2,6 (1-20). Средний возраст первой пробы курения табака у мальчиков 10,0± 1,3 года, у девочек - 10,2± 1,4 года.
Среди курящих 1-2 сигареты в день только 5,3% юношей и 4,4% девушек считают, что родители информированы о том, что их ребенок курит. Из курящих пачку сигарет в день 45,5% юношей и 19,1% девушек считают, что родители знают о вредной привычке их чада.
При изучении распространенности другого легального ПАВ, которым является алкоголь, выявлено, что из всех школьников только 38,9% отрицают его употребление. Еженедельная алкоголизация сформировалась у 8,8% школьников, и 80,9% из них предпочитают слабые алкогольные напитки. Средний возраст первой пробы алкоголя у мальчиков 11,8±1,2 года, у девочек - 12,4± 1,2 года.
Изучение вопросов, связанных с употреблением нелегальных ПАВ в современной школе, показало, что 7,1% учеников имеют опыт проб наркотических и (или) токсических веществ (8,6% мальчиков и 5,7% девочек).
В группе курящих школьников 36,5% (34,5% мальчиков и 39,6% девочек) пробовали наркотики, а в группе некурящих учеников только 2,3% (2,9% мальчиков и 1,7% девочек) имеют опыт. Из группы не употребляющих алкоголь имеют опыт проб наркотиков 0,8% (1,7% юношей и 0,4% девушек), а из алкоголи-зирующихся еженедельно лиц - 36,2% (32,5% юношей и 42,1% девушек).
Полученные данные соотносятся с публикациями, описывающими стадийность формирования сочетанного употребления ПАВ (Радченкова Е. М., Семин И. Р., 2002). Этапность формирования «осложненных наркоманий» (по Бабаяну Э. А., 1981) в нашей стране отличается от американских данных, где этапность формирования зависимости происходит согласно так называемому «правилу Кэндела» (Kandel D., 1982, 1986). Статистический анализ позволяет утверждать, что чаще всего первым психоактивным веществом, с действием которого знакомятся наши соотечественники, впоследствии ставшие наркоманами, является никотин. Это соответствует точке зрения, согласно которой лица с вещественными аддикциями не переходят от употребления одного препарата к другому, а постепенно (с возрастом) расширяют круг используемых субстанций.
Ведущим мотивом первой пробы наркотического ПАВ среди школьников является интерес (54,4%), употребили «за компанию» 20,5%, попробовали, так как не знали, как отказаться, 16,4%. Наиболее частым местом первой пробы наркотика были: дискотека (37,4%), двор (21,2%), школа (12,6%), летний лагерь (11,6%), парк (9,3%). При этом школьники, имеющие опыт про-
бы наркотика, считают, что только у 16,4% родители знают, у 12,9% из них догадываются, а у 68,9% уверены, что родители не информированы об их опыте наркотизации. Полученные результаты подтверждают данные литературы: основным мотивом употребления является физиологическое любопытство растущего ребенка и подражание в уже сложившихся группах школьных и дворовых товарищей, особенно при существовании «наркоманического» лидера. Более того, когда они находятся в одной компании со сверстниками, употребляющими наркотики, нетрудно понять, как на них могут «надавить», особенно если еще и статус в группе зависит от употребления наркотика. Результаты исследования распространенности курения среди учителей, по данным А. А. Александрова, С. А. Шальнова, А. Д. Деева и соавт. (2002), составляет: среди учите-лей-мужчин - 36,0%, женщин - 9,9%. При этом авторы отмечают, что половина мужчин и более четверти женщин-учителей не считают необходимым отказ от курения, что говорит о малой информированности этого контингента относительно негативных последствий табачной зависимости. Полученные данные о значительной распространенности курения среди школьников, высокая интенсивность курения и недостаточное понимание ими вреда являются следствием низкого уровня знаний педагогов о вреде курения. Профилактика курения, одного из основных факторов риска хронических неинфекционных заболеваний, первой ступени в формировании наркологической патологии, -задача достаточно сложная. Даже в наиболее эффективных ее программах показатели отказа от курения не превышают 30% (Александров А. А., Шальнов С. А., Деев А. Д., 2001), что еще раз подчеркивает, что только некурящий учитель может помочь школьнику выбрать для себя здоровый образ жизни.
Анализ взаимосвязи индивидуальных социальных и медицинских характеристик потребления ПАВ школьниками, проводимый с использованием метода корреляционного анализа, в целом показал, что с увеличением возраста увеличивается число лиц, курящих табак (т=0,8, р<0,05), алкоголизиру-ющихся еженедельно (т=0,8, р<0,05), имеющих опыт проб наркотиков (т=0,9, р<0,05). Внутреннее ощущение себя здоровым снижает риск приобщения к курению (р=-0,9, р<0,05), алкоголизации (р=-0,9, р<0,05), наркотизации (р=-0,9, р<0,05). Полноценная информированность об отрицательном влиянии употребления ПАВ на организм, здоровье является протективной установкой, повышающей число абстинентов: знание о вреде курения (р=0,8, р<0,05), употребления алкоголя (р=0,9, р<0,05), приеме наркотических и токсических веществ (р=0,9, р<0,05). Непонимание несовершеннолетними, что пиво является алкогольным напитком, употребление которого отрицательно влияет на здоровье и провоцирует развитие алкогольной зависимости, является фактором, формирующим бытовое пьянство (т=0,5, р<0,05). Еще одним фактором, напрямую способствующим приобщению к ПАВ, является доступность табака (р=0,9, р<0,05) и алкоголя (р=0,9, р<0,05). Если несовершеннолетний курит табак, то с увеличением интенсивности курения существует высокая вероятность вовлечения в систематическое употребление алкогольных напитков (р=0,8, р<0,05)
Досуговая межличностная коммуникация несовершеннолетнего, акцентированная на занятиях спортом, снижает риск вовлеченности в курение (р=0,7, р<0,05), алкоголизацию (р=0,9, р<0,05),
наркотизацию (р=0,9, р<0,05). И, наоборот, если досуг ребенка проходит перед экраном телевизора, то прогнозируется риск приобщения к курению (р=0,9, р<0,05), алкоголизации в целом (р=0,8, р<0,05) и употреблению слабоалкогольных напитков (р=0,9, р<0,05), наркотизации (р=0,7, р<0,05). Досуговая межличностная коммуникация, выраженная в общении на улице с друзьями, потенцирует приобщение ребенка к курению (р=0,7, р<0,05), пьянству (р=0,7, р<0,05), наркотизации (р=0,7, р<0,05). Компьютерные игры потенцируют начало наркотизации несовершеннолетним (р=0,3, р<0,05), алкоголизации (р=0,3, р<0,05).
На основании проведенного анализа выявлены основные аспекты, необходимые при проведении профилактических мероприятий, которые разделены на две группы: постоянные и переменные составляющие, изменяемые в соответствии с результатами проводимого социологического опроса об эффективности проводимой работы.
Наибольшее влияние на приобщение к курению табака, алкоголизации и наркотизации несовершеннолетних оказывают такие факторы, как возраст, доступность приобретения ПАВ, низкая информированность о ее тяжелых последствиях, ранний возраст первой пробы, преобладание в досуговом компоненте просмотра телевизионных передач, в воспитательном компоненте - влияния улицы.
Постоянными составляющими мобильной профилактической программы являются: оценка уровня распространенности курения и активная профилактическая работа, направленная на формирование протек-тивных антиникотиновых установок; начало активной первичной антинаркотической профилактики с первых этапов обучения; формирование внутреннего ощущения здоровья; формирование у педагогов и родителей интериоризации здорового образа жизни.
Переменными составляющими являются организация досуговой межличностной коммуникации, снижение распространенности курения среди педагогов; доступное информирование о тяжелом влиянии психоактивных веществ на организм, происходящем поэтапно с учетом возраста; ограничение доступности ПАВ.
Исследования, основанные на данных мониторинга распространенности приобщения к потреблению психоактивных веществ и данных официальной статистики, позволяют более углубленно и объективно оценивать уровень наркопатологии и здорового образа жизни, а также эффективность проводимой профилактической работы и принимать адекватные и приоритетные управленческие решения по оптимизации деятельности служб, участвующих в первичной профилактике наркологической патологии. Для профилактики приобщения детей и подростков к употреблению различных ПАВ необходимо применение повторного и сравнительного медико-социологического мониторинга распространенности наркопатологии и уровня установок на здоровый образ жизни. Программа медико-социологического мониторинга может предусматривать две формы. Первая - регистрация и анализ показателей распространенности наркопатологии с учетом большого количества предиспонирующих факторов и протективных установок при принятии долгосрочных управленческих решений, прогнозирования и стратегического планирования. Вторая форма в зависимости от конкретной задачи носит более узкий, прикладной характер и включает меньшее количество индикаторов, позволяет осуществлять оперативную диаг-
ностику и контроль над состоянием наиболее актуальных проблем на данный момент.
При проведении первичной профилактики наркологической патологии среди несовершеннолетних необходимо изменять комплексные составляющие работы, выделяя постоянные и переменные составляющие профилактических процедур, способствующие интериоризации здорового образа жизни и позволяющие мобильно изменять первичную профилактику наркотизма в соответствии с изменяющимися социальными и информационными влияниями и соответствующие конкретным социально-экономическим условиям.
Полученные по результатам исследования показатели распространенности приобщения несовершеннолетних к употреблению ПАВ диктуют необходимость совершенствования организации диспансерного наблюдения, разработки новых форм социальной и медицинской помощи, оптимизации структуры и укрепления материально-технической базы первичной медико-санитарной помощи, внедрения новых профилактических процедур.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александров А. А., Шальнова С. А., Деев А. Д. и соавт. // Вопросы наркологии. 2001. № 3. С. 67-71.
2. Александров А. А., Шальнова С. А., Деев А. Д. и соавт. // Вопросы наркологии. 2002. № 4. С. 61-65.
3. Бабаян Э. А., Гонопольский М. X. Учебное пособие по наркологии. М.: Медицина, 1981. 301 с.
4. Личко А. Е. Подростковая наркология / Под ред. А. Е. Личко, В. С. Битенского. М., 1991. 300 с.
5. Медик В. А., Юрьев В. К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Часть 1. М.: Медицина, 2003. 392 с.
6. Оганов Р. Г., Деев А. Д., Жуковский Г. С. и соавт. // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 1998. № 3. С. 13-15.
7. Радченкова Е. М., Семин И. Р. // Вопросы наркологии. 2002. № 5. С. 36-41.
8. Решетников А. В. Социология медицины (введение в научную дисциплину): Руководство. М.: Медицина, 2002. 976 с.
9. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Формирование мотивации на изменение поведения в отношении употребления психоактивных веществ и коррекция других проблемных форм психосоциальной адаптации у детей и подростков группы риска: Пособие для врачей. М., 2004. 40 с.
10. Kandel D., Davies M., Karus D. et al. // Arch. Gen.Psych., 1986. Vol. 43. P. 746-754.
11. Kandel D. // J / Amer. Acad. Child Psychiatry. 1982. Vol. 21. P. 328-347.
T. J. KOBRINJUK
THE COMPLEX MEDICO-SOCIOLOGICAL INVESTIGATION OF NARCOPATHOLOGY AMONG THE UNDER-AGED PEOPLE
The materials of sociological investigation of the under-age pupils from Krasnodar’s average secondary school and from the prison from under-age people are showed in this paper. The very high level of involving to drug using (psychoactive substances) was revealed among the pupils of secondary school. It was determined the constant and temporary methods for preventive measures which helped to decrease the level of drug addictive behavior. The helpful measures were supposed to improve the preventive measures among the under-age people to stop drug addiction.