Научная статья на тему 'Медико-социологическая характеристика городской многопрофильной больницы'

Медико-социологическая характеристика городской многопрофильной больницы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
479
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ГОРОДСКАЯ МНОГОПРОФИЛЬНАЯ БОЛЬНИЦА / QUALITY OF CARE / SOCIOLOGICAL STUDY / CITY MULTI-PROFILE HOSPITAL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Орлов А. Е.

В статье дается медико-социологическая характеристика крупного многопрофильного стационарного учреждения г. Самары на основе данных изучения мнений пациентов и медицинских работников. Опрошено 357 респондентов из числа пациентов городской больницы и 295 респондентов из числа врачей и среднего медицинского персонала данного лечебно-профилактического учреждения. Исследование проведено по специально разработанным анкетам. Использовался социологический метод исследования. В большинстве своем пациенты были удовлетворены как условиями пребывания в стационаре, так и качеством диагностических и лечебных мероприятий, организацией медицинской помощи. Медицинский персонал достаточно активно занимается самообразованием по вопросам оценки, контроля и обеспечения качества медицинской помощи. Высока доля респондентов, считающих себя осведомленными в вопросах качества медицинской помощи, хорошо оценивающих качество помощи, оказываемой в больнице, и считающих, что в учреждении ведется постоянная работа по обеспечению качества медицинской помощи. Необходимо продолжить в многопрофильном стационаре работу по повышению квалификации персонала в области качества медицинской помощи, так как на многие вопросы респонденты из числа медицинских работников не смогли дать полного и правильного ответа (в отношении компонентов качества медицинской помощи, видов контроля, осуществляемых страховыми медицинскими организациями, средств контроля).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Орлов А. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Medical and Sociological Characteristics of City Multi-Profile Hospital

The article describes medical and sociological large multidisciplinary inpatient hospital care in Samara city according to study of the opinions of patients and health workers. 357 respondents from among the patients of the hospital and 295 respondents from a number of doctors and paramedical staff of this medical prophylactic institution took part in the survey. The study was conducted on the basis of specially designed questionnaires. Sociological research method was used.The majority of patients were satisfied with both the terms of stay relation in the hospital, and the quality of diagnostic and therapeutic issues incorporated, the organization of medical care. Medical personnel actively engaged in self-education on the assessment, monitoring and ensuring the quality of care. It was established a high proportion of respondents who consider themselves knowledgeable in matters of quality of care and well-assess the quality of care at the hospital. They believe that the ongoing work to ensure the quality of medical care is in the hospital. It is necessary to continue work in a multidisciplinary hospital staff development in the area of quality of care, as many of the questions, respondents of the number of health workers failed to give a complete and correct answer (in terms of the componentsof the ILC, controls carried out by health insurance organizations, controls).

Текст научной работы на тему «Медико-социологическая характеристика городской многопрофильной больницы»

Литература

1. Буриков М.А., Шульгин О. В. Особенности лечения гастроэзофагеальной рефлюксной болезни у пожилых пациентов // Успехи геронтологии. 2013. Т. 26. № 1. С. 172-175.

2. Лапароскопическая коррекция грыж пищеводного отверстия и рефлюкс-эзофагита / Гали-мов О.В. [и др.] // Эндоскопическая хирургия. 2006. № 6. С. 14-19.

3. Использование лапароскопического метода в лечении пациентов с грыжами пищеводного отверстия диафрагмы в условиях муниципальной больницы / Иванюгин В.А., Кудрявцев П.В., Ким П.П. [и др.] // Инфекционные заболевания как причина ущемления грыж брюшной стенки: тезисы международной конференции (27-28 октября 2011 года). URL: http://www.docivanov.ru/?mdlname=text-page&page NamePart= tezisherniamoscow (дата обращения 28.08.2014).

4. Оспанов О.Б., Шпис П.В., Кожахметов С.К. Результаты применения лапароскопических фундо-пликаций различного типа // Эндоскопическая хирургия. 2009. № 1. С. 186-187.

5. Пучков К.В., Филимонов В.Б. Грыжи пищеводного отверстия диафрагмы. М.: Медпрактика, 2003. 172 с.

6. Ближайшие и отдаленные эндоскопические результаты хирургического лечения ГЭРБ и ГПОД / Стародубцев В.А. [и др.] // Альманах института хирургии им. А.В. Вишневского. 2012. Т. 7. № 1. С. 125-126.

7. Хитарьян А.Г., Мизиев И.А., Ковалев С.А. Диафрагмокруропластика с использованием сетчатых эксплантатов при малоинвазивном хирургическом лечении грыж пищеводного отверстия диафрагмы // Альманах института хирургии им. А.В. Вишневского. 2012. Т. 7. № 1. С. 123-124.

8. Черноусов А.Ф., Богопольский П.М., Курба-нов Ф.С. Хирургия пищевода: Руководство для врачей. М.: Медицина, 2000. 352 с.

References

1. Burikov MA, Shul'gin OV. Osobennosti lecheniya gastroezofageal'noy reflyuksnoy bolezni u pozhilykh patsientov. Uspekhi gerontologii. 2013;26(1):172-5. Russian.

2. Galimov OV, et al. Laparoskopicheskaya korrektsiya gryzh pishchevodnogo otverstiya i reflyuks-ezofagita. Endoskopicheskaya khirurgiya. 2006;6:14-9. Russian.

3. Ivanyugin VA, Kudryavtsev PV, Kim PP, et al. Ispol'zovanie laparoskopicheskogo metoda v leche nii patsientov s gryzhami pishchevodnogo otverstiya dia-fragmy v usloviyakh munitsipal'noy bol'nitsy. Infekt-sionnye zabolevaniya kak prichina ushchemleniya gryzh bryushnoy stenki: tezisy mezhdunarodnoy konferentsii (27-28 oktyabrya 2011 goda). URL: http://www.docivanov.ru/?mdlname=text-page&page NamePart= tezisherniamoscow (data obrashcheniya 28.08.2014). Russian.

4. Ospanov OB, Shpis PV, Kozhakhmetov SK. Re-zul'taty primeneniya laparoskopicheskikh fundoplikat-siy razlichnogo tipa. Endoskopicheskaya khirurgiya. 2009;1:186-7. Russian.

5. Puchkov KV, Filimonov VB. Gryzhi pishchevodnogo otverstiya diafragmy. Mosocw: Medpraktika; 2003. Russian.

6. Starodubtsev VA, et al. Blizhayshie i otdalennye endoskopicheskie rezul'taty khirurgicheskogo lecheniya GERB i GPOD. Al'manakh instituta khirurgii im. A.V. Vishnevskogo. 2012;7(1):125-6. Russian.

7. Khitar'yan AG, Miziev IA, Kovalev SA. Diafrag-mokruroplastika s ispol'zovaniem setchatykh eksplanta-tov pri maloinvazivnom khirurgicheskom lechenii gryzh pishchevodnogo otverstiya diafragmy. Al'manakh instituta khirurgii im. A.V. Vishnevskogo. 2012;7(1):123-4. Russian.

8. Chernousov AF, Bogopol'skiy PM, Kurbanov FS. Khirurgiya pishchevoda: Rukovodstvo dlya vrachey. Moscow: Meditsina; 2000. Russian.

УДК: 614.21 : 61 : 316 DOI: 10.12737/9089

МЕДИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОРОДСКОЙ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ БОЛЬНИЦЫ

А.Е. ОРЛОВ

ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Чапаевская, д. 89, Самара, Россия, 443099, e-mail: info@samsmu. ru

Аннотация. В статье дается медико-социологическая характеристика крупного многопрофильного стационарного учреждения г. Самары на основе данных изучения мнений пациентов и медицинских работников. Опрошено 357 респондентов из числа пациентов городской больницы и 295 респондентов из числа врачей и среднего медицинского персонала данного лечебно-профилактического учреждения. Исследование проведено по специально разработанным анкетам. Использовался социологический метод исследования. В большинстве своем пациенты были удовлетворены как условиями пребывания в стационаре, так и качеством диагностических и лечебных мероприятий, организацией медицинской помощи. Медицинский персонал достаточно активно зани-

мается самообразованием по вопросам оценки, контроля и обеспечения качества медицинской помощи. Высока доля респондентов, считающих себя осведомленными в вопросах качества медицинской помощи, хорошо оценивающих качество помощи, оказываемой в больнице, и считающих, что в учреждении ведется постоянная работа по обеспечению качества медицинской помощи. Необходимо продолжить в многопрофильном стационаре работу по повышению квалификации персонала в области качества медицинской помощи, так как на многие вопросы респонденты из числа медицинских работников не смогли дать полного и правильного ответа (в отношении компонентов качества медицинской помощи, видов контроля, осуществляемых страховыми медицинскими организациями, средств контроля).

Ключевые слова: качество медицинской помощи, социологическое исследование, городская многопрофильная больница.

MEDICAL AND SOCIOLOGICAL CHARACTERISTICS OF CITY MULTI-PROFILE HOSPITAL

A.E. ORLOV

Samara State Medical University, Chapaevskaya Str., 89, Samara, Russia, 443099, e-mail: [email protected]

Abstract. The article describes medical and sociological large multidisciplinary inpatient hospital care in Samara city according to study of the opinions of patients and health workers. 357 respondents from among the patients of the hospital and 295 respondents from a number of doctors and paramedical staff of this medical prophylactic institution took part in the survey. The study was conducted on the basis of specially designed questionnaires. Sociological research method was used.The majority of patients were satisfied with both the terms of stay relation in the hospital, and the quality of diagnostic and therapeutic issues incorporated, the organization of medical care. Medical personnel actively engaged in self-education on the assessment, monitoring and ensuring the quality of care. It was established a high proportion of respondents who consider themselves knowledgeable in matters of quality of care and well-assess the quality of care at the hospital. They believe that the ongoing work to ensure the quality of medical care is in the hospital. It is necessary to continue work in a multidisciplinary hospital staff development in the area of quality of care, as many of the questions, respondents of the number of health workers failed to give a complete and correct answer (in terms of the componentsof the ILC, controls carried out by health insurance organizations, controls).

Key words: quality of care, sociological study, city multi-profile hospital.

Исследования последних лет свидетельствуют о том, что доступность, качество медицинской помощи (КМП) и его оценка до настоящего времени продолжают быть в центре особого внимания медицинской общественности [2,4,6,7].

Индикатором в данном вопросе могут служить результаты социологических исследований, проводимых как среди пациентов, так и среди медицинских работников. Большинство публикаций свидетельствует о значительной части населения и пациентов, не удовлетворенных оказываемой медицинской помощью. Интерес представляет и отношение медицинских работников к деятельности своего лечебно-профилактического учреждения. Важнейшей составляющей структурного качества являются кадры, мнения которых о КМП необходимо постоянно изучать. Социологические исследования в области организации здравоохранении, как известно, позволяют существенно дополнить учетно-отчетные данные и выявить обратную связь с пациентами с целью совершенствования качества медицинской помощи [1,3,5].

Цель исследования - изучение мнения пациентов и медицинских работников многопрофильного стационара о качестве медицинской помощи для ее улучшения.

Объект и методы исследования. Было опрошено 357 респондентов из числа пациентов город-

ской клинической больницы № 1 города Самары. Также опрошено 295 респондентов из числа врачей и среднего медицинского персонала данного лечебно-профилактического учреждения. Исследование проведено по специально разработанным анкетам. Использовался социологический метод исследования.

Выбранное в качестве базового лечебно-профилактическое учреждение, являющееся многопрофильной больницей, оказывает преимущественно экстренную медицинскую помощь жителям областного центра с населением почти 1200 тыс. человек.

Результаты и их обсуждение. Исследование выявило, что средний возраст опрошенных составил 39,8±1,9 лет, преобладали женщины (61,3%). Примерно в равной доле были представлены респонденты 20-29, 30-39, 40-49 лет, чуть меньшим был удельный вес лиц 50-59 и 60 лет и старше, минимальным -моложе 20 лет. Можно отметить, что доля лиц 60 лет и старше среди мужчин была достоверно (р<0,05) выше среди мужчин (21,0%) по сравнению с женщинами (12,8%).

Известно, что мнение пациентов дифференцировано среди разных социальных категорий. Поэтому анкетирование предусматривало учет социального статуса респондентов. Среди изученной совокупности наиболее высокой была доля служащих (32,8%) и рабочих (30,8%); 16,4% пациентов было представлено

безработными (в том числе 13,0% - домохозяйками); 15,8% - пенсионерами; 4,2% - студентами.

Санитарно-гигиеническими условиями в стационаре были удовлетворены менее половины (40,6%) респондентов. Еще столько же (43,5%) указали, что они скорее удовлетворены, чем нет. Большую неудовлетворенность высказывали лица молодого возраста; с увеличением возраста критичность пациентов в этом вопросе снижается и возрастает терпимость к условиями пребывания в стационаре. Среди лиц с разным социальным статусом доля неудовлетворенных санитарно-гигиеническими условиями была наибольшей среди студентов и домохозяек.

Качеством питания было удовлетворено большинство пациентов («да» ответили 61,5%, «скорее да» - 29,1%); неполную удовлетворенность высказали 6,7% опрошенных; неудовлетворенность - 2,7%. Большую неудовлетворенность высказывали пациенты более молодого возраста. Так, доля неудовлетворенных и не полностью удовлетворенных пациентов стационара в возрасте до 20 лет составила 27,2%, а в возрасте 60 лет и старше - 1,6% (причем, ответы «нет» в возрасте старше 50 лет отсутствовали).

Уровнем диагностики были полностью довольны 81,0% респондентов; «скорее да» - 16,3%; 2,2% респондентов дали ответ «скорее нет»; 0,5% - не были удовлетворены объемом проведенного обследования (только респонденты 20-29 лет). Наиболее высоким был уровень удовлетворенности среди пациентов старше 50 лет. Среди мужчин полностью были удовлетворены диагностикой 90,4% опрошенных; скорее удовлетворены, - 8,8%; скорее не удовлетворены - только 0,7%. Среди мужчин по сравнению с женщинами была ниже доля удовлетворенных (74,5%), выше - частично удовлетворенных (21,3%) качеством диагностики. Доля удовлетворенных уровнем диагностики достаточно существенно отличалась среди представителей разных социальных категорий, колеблясь от 63,6% (среди безработных) до 94,6% (среди пенсионеров). Случаи полной неудовлетворенности качеством диагностики имели место в акушерском отделении, частичной - в урологическом и гинекологическом.

Подавляющее большинство опрошенных пациентов полностью (82,5%) или в большей степени (14,4%) было удовлетворено качеством проведенного лечения. Случаи неудовлетворенности были единичными (на их долю пришлось 1,1%; отмечались они среди пациентов 20-29 лет (2,8%), 50-59 лет (1,8%), 60 лет и старше (1,7%)). Удельный вес полностью удовлетворенных проведенным лечением приближался к 100%, начиная с возрастной группы 40-49 лет. Качеством лечения в большей степени удовлетворяло мужчин, чем женщин. В частности, удельный вес удовлетворенных им соответственно составил 92,0 и 76,4%. Были удовлетворены лечением подавляющее большинство (94,6%) пенсионеров; около 80% представителей других социальных категорий (79,3% служащих;

52,2% домохозяек; 80% студентов); минимальным (75%) был показатель среди безработных. Не удовлетворяло или не в полной мере удовлетворяло лечение респондентов урологического отделения (2,6%), гинекологического (5,9%), акушерского (14,3%).

На вопрос об оплате лечения (в целом или отдельных услуг) положительно ответили 10,8% респондентов: 9,1% лиц моложе 20 лет; 13,9% - 20-29 лет; 13,3% - 30-39 лет; 4,0% - 40-49 лет; 12,7% - 50-59 лет; 10,7% - 60 лет и старше. На факт оплаты указали 13,5% мужчин и 9,4% женщин. Случаи оплаты имели место среди представителей всех социальных категорий. Наиболее высоким был удельный вес указавших на факт оплаты среди лечившихся в следующих отделениях: урологическом (11,4%), хирургическом (15,2%), акушерском (21,7%), неврологическом (30,4%).

Оценивая по пятибалльной системе уровень организации оказания медицинской помощи в стационаре, более половины (51,5%) респондентов считали, что он соответствует хорошему значению; 43,5% - отличному. Небольшой (4,2%) была доля удовлетворительных оценок, и лишь единичные респонденты (0,8%) считали организацию помощи неудовлетворительной (1,2% лиц 30-39 лет; 1,8% - 5059 лет и 1,6% - 60 лет и старше).

Доля удовлетворительных оценок была максимальной (18,2%) в возрастной группе до 20 лет; вдвое ниже (8,5%) - в 30-39 лет и колебалась от 1,5 до 3,6% в других возрастных группах. Удельный вес отличных оценок был наибольшим (63,6%) среди лиц моложе 20 лет и мало отличался в других возрастных группах, колеблясь от 38,2 до 45,9%. То есть наиболее противоречивыми были оценки, данные респондентами моложе 20 лет. Среди мужчин и женщин распределение ответов отличалось несущественно.

Наиболее высокие оценки были зафиксированы среди студентов, минимальные - среди служащих. Оценка «неудовлетворительно» встречалась у пациентов урологического (5,5%) и акушерского (2,3%) отделений. Доля удовлетворительных оценок была максимальной в хирургическом (11,8%) и гинекологическом (11,5%) отделениях. Средний балл оценки качества составил 4,38±0,03, колеблясь среди лиц разного возраста от 4,31 (50-59 лет) до 4,45 (до 20 лет), а среди респондентов разного социального статуса - от 4,22 (служащие) до 4,53 (студенты). Минимальное значение среднего балла отмечено в хирургическом отделении стационара (4,0), максимальное - в неврологическом отделении (4,91).

В произвольной форме респондентам предлагалось высказать свои пожелания по улучшению качества медицинской помощи в стационаре. Воспользовались этой возможностью 51,5% опрошенных пациентов. Среди высказанных пожеланий большая часть (73,7%) пришлась на различные предложения, касающиеся улучшения санитарно-гигиенических условий пребывания в стационаре, а четверть (26,3%) -

совершенствования деонтологических аспектов. Последние отсутствовали среди лиц до 20 лет; небольшой была их доля в возрасте 20-29 (12,5%) и 50-59 лет (20,7%); в остальных возрастных группах удельный вес данного предложения составлял около трети (31,7-35,5%). Среди женщин (по сравнению с мужчинами) почти вдвое выше была доля пожеланий деон-тологического характера (30,8 и 17,5% соответственно). Отличался данный показатель и среди лиц разных социальных категорий, будучи максимальным (36,4%) среди домохозяек.

Существенно различалась структура пожеланий среди лечившихся пациентов в разных отделениях. В частности, следует отметить, что доля предложений, касающихся деонтологических аспектов, была максимальной (62,5%) в ожоговом отделении; значительной - в акушерском (45,7%), хирургическом (38,1%), гинекологическом (45,0%) отделениях. Только предложения деонтологического характера встречались среди лечившихся в неврологическом отделении.

В процессе исследования также было изучено мнение сотрудников городского многопрофильного стационара о качестве медицинской помощи. Средний возраст опрошенных медицинских работников составил 44,3±1,8 лет, в основном преобладали женщины (84,7%). Примерно поровну были представлены врачи (55,5%) и медицинские сестры (44,5%). Возрастной состав врачей был старше, чем медицинских сестер. Так, доля лиц 60 лет и старше соответственно составила 17,1 и 7,6% (р<0,05). Доля сотрудников, имеющих стаж работы более десяти лет, составила 69,0% среди врачей и 78,4% среди среднего медицинского персонала.

Большая часть сотрудников (76,9%) имела квалификационную категорию (в т.ч. 9,7% - вторую; 6,6% - первую; 60,6% - высшую). Отвечая на вопрос о подготовленности в вопросах КМП, 49,2% респондентов считали себя достаточно подготовленными (55,6% мужчин и 48,0% женщин); 20,3% сочли себя не вполне подготовленными (11,1% мужчин и 22,0% женщин). Различия в характере ответов врачей и среднего медицинского персонала не носили значимый характер (р>0,05).

Респондентам по пятибалльной системе предлагалось оценить качество помощи, оказываемой в больнице. Неудовлетворительным его считали 1,5% опрошенных (только женщины); удовлетворительным - 18,8% (9,1% мужчин и 20,7% женщин); хорошим - 47,8% (63,6% мужчин и 44,8% женщин); отличным - 31,9% (27,3% мужчин и 32,8% женщин). Средний балл составил 4,1±0,09 (4,18±0,17 среди мужчин и 4,09±0,1 среди женщин).

Врачи оценивали качество работы больницы выше, чем средний медицинский персонал. В частности, выше среди них была доля отличных оценок (36,1% против 29,4% у среднего медицинского персонала), только среди средних медработников (в 3,9%

случаев) имели место неудовлетворительные оценки. Средний балл составил 4,22±0,11 среди врачей и 4,04±0,11 среди средних медработников. Оценки же качества работы собственных подразделений отличались несущественно, р>0,05 (средний балл, соответственно, составил 4,47±0,09 и 4,54±0,07).

Предложения по улучшению качества высказали 69,1% респондентов (54,5% мужчин и 71,9% женщин). Большая их часть (42,7%) свелась к улучшению материально-технической базы больницы. Лишь 4,4% медицинских работников составили предложения по увеличению заработной платы (встречавшиеся только у женщин); 8,8% респондентов указали оба из перечисленных вариантов; 7,4% респондентов считали необходимым повысить уровень укомплектованности кадров (18,2% мужчин и 5,3% женщин); 5,9% - повысить квалификацию сотрудников (такие предложения высказывали только женщины).

Предложения по укомплектованию кадров и повышению квалификации персонала в наибольшем проценте случаев высказывали респонденты до 30 лет (на их долю пришлось соответственно 57,1 и 50,0% от числа высказавших такие предложения). Среди лиц данной возрастной категории максимальна (84,6%) доля высказавших предложения вообще. Доля предложений, касавшихся повышения зарплаты и укрепления материально-технической базы, максимальна в возрастных группах 3039 (44,4%) и 50-59 лет (47,4%). Среди лиц 40-49 лет наибольшим (42,9%) был удельный вес сотрудников, считавших необходимым повышение уровня оплаты труда. Наибольшей (78,6%) была доля высказавших те или иные предложения среди сотрудников, которые не имеют квалификационной категории.

Проведенное исследование подтвердило, что, во-первых, в стационаре ведется систематическая работа по обучению медицинского персонала вопросам оценки, контроля и обеспечения КМП. И врачи, и средний медперсонал достаточно активно занимаются самообразованием (60,8%). Во-вторых, указанная работа имеет позитивный результат, что проявляется высоким процентом считающих себя осведомленными в вопросах КМП (58,0%), хорошей оценкой качества помощи, оказываемой в больнице (особенно в «собственных» подразделениях), и высокой долей респондентов, считающих, что в больнице ведется постоянная работа по обеспечению КМП (72,0%). В-третьих, деятельность по обучению КМП требует совершенствования, поскольку на многие вопросы тестового характера респонденты не смогли дать полного и правильного ответа (в отношении компонентов КМП, видов контроля, осуществляемых страховыми медицинскими организациями, средств контроля).

Заключение. Таким образом, проведенное медико-социологическое исследование показало, что в большинстве своем пациенты были удовлетворены как условиями пребывания в стационаре, так и каче-

ством диагностических и лечебных мероприятий, организацией медицинской помощи. По всем оценивавшимся аспектам случаи полной неудовлетворенности респондентов были единичными; невысока и доля тех, кто был частично не удовлетворен теми или иными параметрами. Наибольшие нарекания пациентов вызывают санитарно-гигиенические условия и питание. В то же время весьма важную роль играют деонтологические аспекты, поскольку имеют место случаи неудовлетворенности пациентов взаимоотношениями с медицинским персоналом и пожелания совершенствования этой составляющей качества медицинской помощи. Особого внимания в этом плане требуют женщины, пациенты более молодого возраста, безработные и домохозяйки.

Имеющиеся в разных отделениях различия свидетельствуют о важной роли заведующих в формировании соответствующих условий и обеспечении высокого уровня удовлетворенности пациентов.

Целесообразно продолжить в многопрофильном стационаре работу по повышению квалификации персонала в области КМП, деятельность по совершенствованию критериев результативности, мероприятия по улучшению КМП (включая совершенствование системы оплаты труда, укрепление материально-технической базы, решение кадровых вопросов - укомплектование больницы высококвалифицированными кадрами). Особое внимание в учебно-разъяснительной работе следует уделять молодым сотрудникам и дифференцировать ее характер (с учетом полученных в исследовании данных) в различных подразделениях больницы.

Литература

1. Брескина Т.Н. Основные направления совершенствования качества медицинской помощи в многопрофильном стационаре: Автореф. дисс. ... д-ра мед. наук. М., 2008. 40 с.

2. Игнатовский А.О., Соколовский Е.В., Вишняков Н.И. О некоторых аспектах качества медицинской помощи // Врач. 2012. №5. С. 83-85.

3. Кучеренко В.З. Роль подготовки медицинских кадров в развитии здравоохранения России // Проблемы соц. гигиены, здравоохр. и истории мед. 2011. № 4. С. 46-50.

4. Суслин С.А. Современные подходы к определению качества медицинской помощи // Здравоохранение. 2010. №. 9. С. 25-32.

5. Цыганова О.А., Светличная Т.Г. Предикторы удовлетворенности пациентов качеством стационар-

ной медицинской помощи // Вестник РАМН. 2011. № 3. С. 19-23.

6. Хромушин В.А., Честнова Т.В., Китани-на К.Ю., Хромушин О.В. Совершенствование методики обобщенной оценки показателей здравоохранения // Вестник новых медицинских технологий. 2010. Т. 17. №1. С. 139-140.

7. Хромушин В.А., Китанина К.Ю., Даильнев В.И., Ластовецкий В.И. Оценка целенаправленности действий при использовании обобщенной оценки показателей здравоохранения // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2012. №1. Публикация 1-5. URL: http://www.medtsu.tula.ru/ VNMT/Bulletin/E2012-1/cd.pdf (дата обращения: 20.11.2012).

References

1. Breskina TN. Osnovnye napravleniya sover-shenstvovaniya kachestva meditsinskoy pomoshchi v mnogoprofil'nom statsionare [dissertation]. Moscow (Moscow region); 2008. Russian.

2. Ignatovskiy AO, Sokolovskiy EV, Vishnyakov NI. O nekotorykh aspektakh kachestva meditsinskoy pomoshchi. Vrach. 2012;5:83-5. Russian.

3. Kucherenko VZ. Rol' podgotovki meditsinskikh kadrov v razvitii zdravookhraneniya Rossii. Problemy sots. gigieny, zdravookhr. i istorii med. 2011;4:46-50. Russian.

4. Suslin SA. Sovremennye podkhody k opredele-niyu kachestva meditsinskoy pomoshchi. Zdravookhra-nenie. 2010;9:25-32. Russian.

5. Tsyganova OA, Svetlichnaya TG. Prediktory udovletvorennosti patsientov kachestvom statsionarnoy meditsinskoy pomoshchi. Vestnik RAMN. 2011;3:19-23. Russian.

6. Khromushin VA, Chestnova TV, Kitanina KYu, Khromushin OV. Sovershenstvovanie metodiki obobsh-chennoy otsenki pokazateley zdravookhraneniya. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. 2010;17(1):139-40. Russian.

7. Khromushin VA, Kitanina KYu, Dail'nev VI, Las-tovetskiy VI. Otsenka tselenapravlennosti deystviy pri ispol'zovanii obobshchennoy otsenki pokazateley zdra-vookhraneniya. Vestnik novykh meditsinskikh tekhno-logiy. Elektronnoe izdanie [Internet]. 2012 [cited 2012 Nov 20];1:[about 7 p.]. Russian. Available from: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2012-1/cd.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.