Научная статья на тему 'Медико-социальные стратегии улучшения когнитивной функции'

Медико-социальные стратегии улучшения когнитивной функции Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

CC BY
209
51
Поделиться
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ / КОГНИТИВНАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ / НООТРОПНЫЕ ПРЕПАРАТЫ / ГИГИЕНА И МЕДИЦИНА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА

Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Кудашов В. И.

В статье обосновывается необходимость когнитивной оптимизации для повышения умственной работоспособности и предлагаются некоторые социально-гуманитарные и медико-гигиенические стратегии по организации интеллектуального труда.

Похожие темы научных работ по медицине и здравоохранению , автор научной работы — Кудашов В.И.,

MEDICAL AND SOCIAL STRATEGIES IN COGNITIVE FUNCTION IMPROVEMENT

The paper gives grounds of necessity of cognitive optimization of intellectual work ability. Social, humanitarian, medical and hygienic strategies on intellectual activity organization are suggested.

Текст научной работы на тему «Медико-социальные стратегии улучшения когнитивной функции»

ФИЛОСОФИЯ И БИОЭТИКА

© КУДАШОВ В.И.

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ УЛУЧШЕНИЯ КОГНИТИВНОЙ ФУНКЦИИ

В.И. Кудашов

Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф.

Войно-Ясенецкого, ректор - д.м.н., проф. И.П.Артюхов; кафедра философии и социально-гуманитарных наук, зав. - д.ф.н., проф. В.И.

Кудашов.

Резюме. В статье обосновывается необходимость когнитивной оптимизации для повышения умственной работоспособности и предлагаются некоторые социально-гуманитарные и медико-гигиенические стратегии по организации интеллектуального труда.

Ключевые слова: повышение интеллектуальной работоспособности,

когнитивная оптимизация, ноотропные препараты, гигиена и медицина интеллектуального труда.

Кудашов Вячеслав Иванович - д.ф.н., проф., зав. каф. философии, этики, эстетики и медицинской деонтологии с курсом политической социологии КрасГМУ; e-mail: vkudashov@mail.ru, тел. 8(391)2217174.

Когнитивные (познавательные) способности человека во многом предопределяют степень его обучаемости, объем и структуру памяти. Значения коэффициента интеллекта (IQ - Intelligence Quotient) во многом определяются генами, которых, по разным оценкам, более 100 [7]. Существует «ошеломляющая очевидность значительного генетического влияния на различия между когнитивными особенностями разных, особенно взрослых, индивидов» [8].

Положительная взаимосвязь между уровнем интеллекта и скоростью обработки информации обусловлена одним или несколькими генами, приблизительное положение которых в хромосомах в целом уже установлено. Природа, для повышения надежности, продублировала у человека все гены, кроме множества мужских генов, ответственных за интеллект. Мутации в этих генах реализуются довольно быстро. В своих опытах исследователи в области генетики поведения направленно скрещивают животных, проводя искусственный отбор на повышение различных когнитивных способностей, и через 10-20 поколений получают линии с резкой выраженностью этих характеристик [7]. По несложным расчетам, смена 10-20 человеческих поколений занимает период примерно в 250500 лет (со скоростью примерно четыре поколения в столетие). А наличие продолжающегося эволюционного отбора в человеческой популяции может привести и к совершенствованию интеллектуальных функций человека разумного.

Из информационно-интеллектуальных навыков, используемых в современном профессиональном взаимодействии, следует отметить прежде всего появившееся 550 лет назад книгопечатание, около 150 лет назад - взаимодействие после перемещения на расстояния с помощью новых транспортных средств, 130 лет назад - связь телефонную, 110 лет - радиосвязь, 80 лет - начало

телекоммуникаций, 50 лет - компьютеризацию, 40 лет - Интернет, около 30 лет -сотовой связи. За последние годы значимость интеллектуальной работы возросла и разнообразилась с появлением таких непременных атрибутов информационноинтеллектуальной деятельности, как радио, телевизор, телефон, компьютер, Интернет, сотовая связь. Новые навыки взаимодействия за короткий, по эволюционным меркам, период были освоены людьми и к началу XXI века охватили большую часть популяции.

На основании анализа этих данных можно сделать вывод, что к настоящему времени вид Homo Sapiens через накопление информации и взаимодействие формирует феномен информационной среды обитания. Эта среда апробирует те или иные варианты и, через эволюционные механизмы, закрепляет результаты

генетически, влияет на вектор эволюции. Это подтверждается и развиваемым в отечественной философской и научной литературе учением о ноогенезе (гр. поо -разум) - процессе развития интеллектуальных систем во времени и пространстве (интеллектуальной эволюции) [1], с помощью которого можно объяснить феномен совершенствования физиологических характеристик интеллекта. Определенный вектор эволюции в антропогенезе - совершенствование функций интеллектуального взаимодействия - может быть важен для разработки современных стратегий в совершенствовании профессиональной деятельности и повышении интеллекта.

При сопоставлении количественных значений параметров можно заключить, что интеллектуальная система человека, в сравнении с окружающей информационной средой, формируемой ноосферой, более компактна по размерам, но менее быстрая по быстродействию компонентов и скорости коммуникаций, в настоящее время оперирует меньшими объемами производимой и запоминаемой информации. А это может свидетельствовать о том, что в настоящее время у человека, по отношению к вызовам современной окружающей информационной среды, возможно появление недостаточности тех функций, которые характеризуют интеллект: уровень познавательной деятельности,

активность в отражении объективной реальности, адаптационные возможности к различным условиям жизни, запоминание и приобретение знаний.

Российская гигиеническая наука не стояла в стороне от развивающихся тенденций - для санитарно-эпидемиологического надзора утверждались гигиенические нормативы напряженности работ и в настоящее время действует «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» с рекомендациями по оценке сенсорных, эмоциональных и интеллектуальных нагрузок. Также был предложен термин «информационная гигиена» - раздел знаний, изучающий закономерности влияния информации на состояние психического, физического и социального благополучия человека и социума, разрабатывающий мероприятия по оздоровлению окружающей информационной среды [2]. Между тем, при

развивающейся гигиенической оценке нагрузок и общих рекомендациях по «научной организации труда», продолжает ощущаться недостаток в философско-методологических и медико-гигиенических обоснованиях по повышению интеллектуальной работоспособности и эффективности интеллектуальной деятельности, системной организации по когнитивной оптимизации интеллектуального труда.

К 2002 году в России, по данным переписи населения, интеллектуальным трудом могли заниматься как минимум 15,2 млн человек трудоспособного возраста, имеющих высшее образование (10,7% от всего населения в 142,5 млн). Еще 3,8 млн старше трудоспособного возраста так же имели высшее образование (2,7% от всего населения), а послевузовское образование (закончили ординатуру, аспирантуру, докторантуру) имели 369 тыс. человек [3]. Сложно недооценивать актуальность поиска в философской эпистемологии, когнитивных науках и физиологии труда гигиенически обоснованной методологии совершенствования и когнитивной оптимизации интеллектуальной деятельности. Важно изучить, каковыми же могут быть пути и стратегии повышения интеллекта.

Медико-гигиеническую стратегию для разработки рекомендаций по оптимизации интеллектуального труда вкратце можно обозначить следующим образом. Оптимизация организации интеллектуального труда и рабочего места интеллектуала может быть основана на следующих параметрах интеллектуальной деятельности: а) активный поиск и увеличение количества обрабатываемой информации; б) увеличение скорости передачи информации, частоты ее производства; в) увеличение расстояния распространения информации.

Например, направления практических рекомендаций по организации рабочего места работника, занимающегося интеллектуальным трудом, могут лежать в сферах:

а) обеспечение всеми возможными и необходимыми средствами сбора, анализа, передачи, распространения информации (от выведения на многосотовый экран нескольких каналов телеинформации, персональных спутниковых

коммуникаторов, поисково-аналитических интернет-систем до мультимедийных презентаций и пр.);

б) увеличение скорости и быстродействия (компьютерная обработка данных; оптимально высокая частота профессиональных обменов мнений, совещаний, телеконференций; переход от медленной пересылки бумаг к факсимильной и электронной почте и пр.);

в) стремление к распространению информации на всевозможных носителях (печать, электронные, магнитные и оптические) от потребителей информации внутри организации ко все большему их количеству на все более дальние расстояния (потребители в городе, регионе, стране, международном сообществе) и пр.

Повышение интеллектуальной производительности может способствовать рациональной организации интеллектуальных систем различных институтов (производственный коллектив, учреждение, государство, транснациональная корпорация). Ускорение принятия решений, ускорение рефлексии, формирование целеустремленности - это как раз то, что зависит от интеллектуалов и формирует их.

Ноофармакология - достаточно новое, поэтому весьма спорное и перспективное направление, которое может оказаться одним из основных в когнитивной оптимизации при учете целого ряда обстоятельств. Первые ноотропные препараты появились уже в начале 70-х годов ХХ века. В настоящее время в России зарегистрировано около 15 ноотропов, а это значительно меньше, чем номенклатура на зарубежном рынке лекарственных средств, и часто не достаточно для удовлетворения как медицинской практики, так и потребителей, желающих откорректировать свои интеллектуальные возможности. Отставание на российском рынке идет по препаратам, влияющим на память, связанной с «количеством информации». Следует отметить, что общепринятой классификации ноотропов пока не существует, хотя имеется ряд различных попыток такой классификации нейрометаболических церебропротекторов,

психостимуляторов, стимуляторов памяти и умственной деятельности по их фармакологическим эффектам с учетом влияния на параметры интеллекта [5].

Необходимо отметить при этом, что если полноценные в интеллектуальном отношении люди будут улучшать свои умственные способности с помощью химических препаратов, возможно возникновение правовых, административных и этических вопросов (о чем мы уже писали в предыдущей статье). Между тем, потенциальный рынок данных препаратов просто огромен. Только в США у 76 млн человек старше 50 лет наблюдается забывчивость и более серьезные формы ухудшения памяти. В США ежегодно продается модафинила на сумму 200 млн долларов, а препаратов Гинкго на сумму 1 млрд долларов [6]. Ноотропные препараты применяются уже многими школьниками и студентами, а также многими здоровыми людьми, надеющимися увеличить умственную работоспособность - метилфенидат, донепезил и модафинил, в армии США, для повышения уровня боевой готовности солдат - модафинил; учащейся молодежью и бизнесменами - метилфенидат; пилотами ВВС США - декстроамфетамин и донепезил; апробацию на пилотах ВВС России прошел фенотропил [6].

Из профильных стратегий применения ноотропных препаратов для специфических видов интеллектуальной деятельности можно определить: для работников при повышении квалификации, образовании (в т.ч. студентов), изучении языка или новых технологий, занимающихся творческой аналитической работой - препараты, воздействующие на память, обучаемость, восприятие больших объемов информации; для специалистов при управлении сложной техникой и быстротекущими технологическими процессами, транспортными средствами (в т.ч. пилоты, водители), выполнением работ в экстремальных условиях - препараты, улучшающие активность мозга, усиливающие рефлексию, увеличивающие уровень бодрствования, стимулирующие ЦНС.

Весьма перспективным, хотя требующим больших усилий от самих субъектов интеллектуальной деятельности, представляется все более широкое внедрение «мнемотехники» [гр. шпешошкоп ^есИпеша)] - совокупности приемов для облегчения запоминания возможно большего количества информации [4].

Некоторые методы мнемотехники основаны на ассоциации идей, представлений, схожи с «аналоговым преобразованием», при котором происходит зашифровка большого количества информации другим символом или новым кодом. Врожденные способности и школьное образование — это лишь стартовая площадка, дальше всё зависит от мотивации и использования самых совершенных методов усиления интеллекта. К самым разработанным и популярным через Интернет методам когнитивной оптимизации можно отнести карты сознания (программа FreeMind, универсальный расширитель мозга), система управления своими делами GTD (Getting Things Done) Дэвида Аллена, а также многочисленные навыки критического мышления, развиваемые в современной философии, которая учит логически и последовательно мыслить. Из отечественных разработок стоит упомянуть визуальный язык ДРАКОН (Дружелюбный Русский Алгоритмический язык, Который Обеспечивает Наглядность) - формальный язык, который позволяет описывать с помощью визуальных схем любые процессы, причём итоговая схема гарантированно является наглядной.

При этом следует учитывать правила соблюдения информационной гигиены и закономерности информационной экологии - связей и взаимозависимостей структурных феноменов и функциональных явлений, касающихся информации и процессов формирования и функционирования интеллектуальных систем, взаимоотношений между ними и с окружающей средой. При выявлении закономерностей информационной экологии можно отметить качественные параметры, определяющие гигиеническую стратегию, при соблюдении которой сохраняется благополучие интеллектуальных систем: а) предельные пороговые уровни количества информации; б) качественный характер информации; в) свободы и ограничения производства, распространения, хранения информации.

Пределы количества. Чрезмерное количество любой информации должно ограничиваться, дозироваться, в том числе специальными структурами и механизмами. Недостаток информации или ограничение возможностей ее восприятия вредно.

Уровни качества. Чрезмерность любой верной, но «негативной» (отрицательной) информации вредна и должна компенсироваться «положительной». Организация заведомо качественно и количественно избыточной системы субъектов, воспринимающих, анализирующих, сохраняющих информацию, обеспечивает оптимальное адресное поступление, хранение, востребование и производство информации. Информация о возможном или реальном ограничении активности может способствовать возбуждению и сопротивлению.

Пределы свободы распространения. С целью безопасного функционирования системы или ее части, необходимо определение по количеству и качеству запрещенной к производству, распространению, хранению информации, которая способна привести к дестабилизации системы вплоть до разрушения. С целью оптимизации процессов возникновения новой информации, целесообразна организация системы субъектов с повторяющимся хранением и воспроизведением информации.

Стратегии по повышению умственной работоспособности, с разработкой рекомендаций по оптимизации интеллектуального труда могут, также основываться на изучении влияния физической работоспособности на умственную, связанным с повышением содержания белков, нуклеозид фосфатов, углеводов, магния, кальция, обеспечением оптимальной доставки с кровью кислорода, а также увеличением тонуса скелетных мышц. Поиск новых стратегий в совершенствовании медицины и физиологии интеллектуального труда должен быть продолжен, поскольку он может дать основу для разработки практических рекомендаций по информационной экологии в трудовых коллективах, а также для оптимизма в том, что интеллект человека справится с возникающими задачами в конкретных сферах деятельности и кризисных ситуациях.

MEDICAL AND SOCIAL STRATEGIES IN COGNITIVE FUNCTION

IMPROVEMENT V.I. Kudashov

Krasnoyarsk State Medical University named after prof. Voino-Yasenetsky

Abstract. The paper gives grounds of necessity of cognitive optimization of intellectual work ability. Social, humanitarian, medical and hygienic strategies on intellectual activity organization are suggested.

Key words: increase of intellectual work ability, cognitive optimization, nootrophic drugs, hygiene and medicine, intellectual labor.

Литература

1. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. - 286 с.

2. Еремин А. Л. Информационная экология и здоровье человека в современных условиях // Гигиена и санитария. - 1998. - №1. - С.58-60.

3. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. В 14 томах. Т.3. Образование. - М.: Росстат, 2005. - 390 с.

4. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. М., 2002. - 396 с.

5. Лесновская Е.Е., Пастушенков Л.В., Марченко Н.В. и др. Фармакотерапия с основами фитотерапии. М.: Гэотар Медицина, 2003. - 592 с.

6. Холл С. Виагра для мозга // В мире науки. - 2003. - №12. - С. 15-19.

7. Эрман Л., Парсонс П. Генетика поведения и эволюция. М.: Мир, 1984. - 418

с.

8. De Geus E.J., Wright M.J. et al. Genetics of brain function and cognition // Behav. Genet. - 2001. - № 31 (6). - P. 489.