Научная статья на тему 'Медико-социальные проблемы качества медицинских услуг потребителям с социально значимыми заболеваниями'

Медико-социальные проблемы качества медицинских услуг потребителям с социально значимыми заболеваниями Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
62
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / QUALITY / МЕДИЦИНСКАЯ УСЛУГА / MEDICAL SERVICE / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / EXPERT EVALUATION / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ / SOCIALY IMPORTANT DISEASE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Васильева Т.П., Чумаков А.С., Рябова Э.Н., Новик Ф.К., Белокопытов О.П.

Описаны результаты оценки качества медицинских услуг, оказанных потребителям с социально значимыми заболеваниями. Выявлена недостаточность всех компонентов качества услуг данного профиля: структурного (базы, потенциала производителей и потребителей этих услуг), результативного (особенно в части профилактики) и процессного (за счет снижения ведущих свойств качества и недостатков санитарно-гигиенического обучения). Разработан комплекс предложений, внедрение которых обеспечило повышение медико-социальной эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Васильева Т.П., Чумаков А.С., Рябова Э.Н., Новик Ф.К., Белокопытов О.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Medical and social problems of quality of medical care provided to patients with socialy important diseases

The medical services provided to patients with socially important diseases were evaluated by experts. All three components of medical care quality (structure, technology and results) were not adequate. The authors proposed activities to improve medical and social effectiveness of care.

Текст научной работы на тему «Медико-социальные проблемы качества медицинских услуг потребителям с социально значимыми заболеваниями»

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ ПОТРЕБИТЕЛЯМ С СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

Т. П. Васильева, А. С. Чумаков, Э. Н. Рябова, Ф. К. Новик,

О. П. Белокопытов, М. Л. Субботина, Д. В. Суриков, В. А. Березняк

Ивановская государственная медицинская академия

В рамках настоящего исследования проведена оценка качества медицинских услуг пациентам с социально значимыми заболеваниями. Актуальность проблемы определяется значительной частотой социально значимых заболеваний населения, в том числе находящегося в трудоспособном и репродуктивном возрасте. Методической основой проведенного исследования определен системный подход, позволяющий рассматривать качество медицинских услуг как результат взаимодействия элементов системы «потребитель — производитель услуги» в условиях влияния комплекса внутри и внесистемных факторов.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Использованы следующие методы сбора информации о состоянии результативного, структурного и процессного компонента качества медицинских услуг: — результативный компонент — социологический опрос потребителей об удовлетворенности оказанными услугами (403 случая) по анкете «Что Вы думаете о качестве медицинской помощи»; выко-пировка данных из источников официальной ста-

тистики (областная база «Медстат», годовые отчеты медицинских учреждений);

— структурный компонент — экспертные оценки по методике, включающей оценку качества структуры базы; качества кадров (146 человек) — по авторской методике интегральной оценки медико-социально-психологического потенциала; качества потребителей оказываемых медицинских услуг (403 человека) — по авторской методике;

— процессный компонент (на примере потребите -лей услуг онкологического и дерматовенерологического профиля) — дифференцированная по свойствам качества экспертная оценка 288 случаев оказанных медицинских услуг исследуемого профиля, утвержденная Федеральным фондом обязательного медицинского страхования. Базой исследования явились Ивановская область

и Москва (2004—2005 гг.).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Оценка качества структуры материально-технической базы с позиции ее готовности к оказанию услуг исследуемого профиля показала, что коэффициент соответствия по данным совокупной оценки составил 0,8, что соответст-

ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ

вует отклонению от эталона на 20,0 %. Потенциал медицинского персонала, оказывающего медицинские услуги потребителям с социально значимыми заболеваниями, оказался снижен относительно модели оптимальных значений как в целом (на 12 %), так и по отдельным компонентам: медико-биологическому (на 29,1 %), социальному (на 8,3 %), инновационному (на 6,7 %), психологическому (на 2,9 %), трудовому (на 12,4 %).

Экспертная оценка случаев оказания медицинских услуг потребителям с социально значимыми заболеваниями выявила снижение их качества за счет ряда его свойств. При этом чаще всего нарушаются такие свойства, как безопасность (172,9 случая на 100 услуг), межличностное взаимодействие (162,1 случая на 100 услуг), удобство (164,75 случая на 100 услуг), уникальность (201,6 случая на 100 услуг), научно-технический уровень (190,3 случая на 100 услуг). Наиболее распространенными причинами нарушений, по мнению экспертов, являются:

— слабая материальная база и недостаточное финансирование службы, особенно в экономически депрессивном регионе,

— низкий уровень информированности потребителей и производителей медицинских услуг по вопросам обеспечения их качества,

— недостаточная правовая и коммуникативная компетентность участников лечебно-диагностического процесса.

Установлено также, что большинство методов и форм гигиенического воспитания используются недостаточно активно. Так, в частности, среднетерриториальный коэффициент полноты охвата гигиеническим воспитанием населения по вопросам предупреждения и распространения социально значимых заболеваний снижен на 41,2 %, коэффициент качества проведения гигиенического воспитания населения — на 56,8 %, коэффициент эффективности проведения гигиенического воспитания — на 41,2 %. Наименее востребованными с позиции частоты использования и качества являются следующие формы и методы гигиенического воспитания населения (в скобках — число случаев использования метода на 100 опрошенных):

— анкетирование (35,6);

— журналы (35,6);

— беседа (27,4);

— объяснение (25,2);

— распространение аудиокассет, компакт-дисков (13,4);

— демонстрация кинофильмов, видеороликов (7,8);

— книги (5,6);

— экскурсии (5,5);

— рассказ (3,4);

— представление материалов на сайте учреждения (2,7);

— демонстрация муляжей (1,8).

Анализ результативного компонента качества оказания медицинских услуг потребителям с социально значимыми заболеваниями (по данным совокупной оценки услуг онкологического и дерматовенерологического профиля) выявил снижение показателей, характеризующих состояние первичной и вторичной профилактики:

— доля обследованных лиц, находившихся в половом контакте, на одного вновь выявленного больного венерическими заболеваниями составила в среднем по территории 71,1 %;

— доля больных, у которых выявлены источники заражения, из числа впервые заболевших венерическими заболеваниями — 80,3 %;

— полнота привлечения к обследованию лиц, бывших в контакте с больными заразными кожными заболеваниями — 68,6 %;

— доля больных с заболеваниями, передающимися половым путем, у которых полностью реализован план диспансерного наблюдения — 79,8 %;

— частота достижения положительных эффектов от применения лекарственной терапии соответственно 89,8 и 83,7 %;

— частота улучшения состояния пациентов после проведенного лечения — 92,4 %;

— качество работы по методике дифференцированной оценки свойств — 0,8 %. Результативный компонент качества медицинских услуг потребителям онкологического профиля в части профилактики был снижен за счет высокой частоты выявления случаев заболевания в запущенной стадии (37,5 % при визуально диагностируемых формах). Установлено, что потенциал данных потребителей характеризуется достижением среднего уровня (среднебалльная оценка 72,4, отклонение на 33,0 % от эталона), что определило индекс реализации потенциала на уровне 69,8 %. При этом максимальный медико-биологический потенциал составил 7,0 балла, социальный потенциал — 15,6, образ жизни —

9,2, саморазвитие — 8,3, психологический потенциал — 14,3, медицинская информированность — 8,6, культура — 6,1. Исходя из этого, можно отметить, что наиболее реализованными у современных потребителей медицинских услуг при социально значимых заболеваниях, по данным опроса, являются социальный и психологический потенциалы. Установлено, что между фактором «потенциал потребителей медицинских услуг» при социально значимых заболеваниях ( на примере совокупной оценки потребителей онкологического и дерматовенерологического профиля) и результативностью медицинских услуг исследуемого профиля имеется прямая сильная связь (р = +0,86). На состояние этого потенциала наибольшее влияние оказывают следующие факторы:

— уровень дохода на одного жителя в регионе,

— информационная насыщенность региона,

— обеспеченность жильем,

— семейное состояние,

— укомплектованность врачами, оказываю -щими медицинские услуги исследуемого профиля,

— уровень удовлетворенности врачей, оказывающих медицинские услуги исследуемого профиля, настоящей работой,

— коэффициент качества гигиенического воспитания населения,

— уровень реализации потенциала врачей, оказывающих медицинские услуги исследуемого профиля, по сравнению с базовым средне -территориальным,

— сопоставимость оценок личного потенциала пациента и врача,

— уровень удовлетворенности пациентов условиями оказания помощи,

— уровень удовлетворенности пациентов реализацией его прав при оказании помощи,

— личные ограничения у потребителя медицинских услуг, такие, как наличие физических отклонений, психических заболеваний и пограничных расстройств, социальный статус, возраст, темперамент, коммуникабельность, чувство ответственности за свое здоровье, конфликтность, уровень общей культуры. Полученные данные позволили сделать вывод о недостаточности всех компонентов качества услуг при социально значимых заболеваниях: структурного (базы, потенциала производителей и потребителей этих услуг) , результативного (особенно в части профилактики) и процессного ( за счет значительного снижения ведущих свойств качества, а также недостатков санитарно-гигиенического обучения).

Выявленная зависимость состояния этих компонентов качества от конкретных факторов явилась основой комплекса предложений, внедрение которых обеспечило достижение медико-социальной эффективности, выразившейся в повышении личного потенциала пациентов с социально значимыми заболеваниями (на 28,7 %), потенциала медицинских работников, оказывающих этих услуги (на 8,6 %), средне-интегральной оценки качества услуг данного профиля по результатам повторной экспертизы (на 6,7 %), коэффициента качества гигиенического воспитания населения (на 21,3 %), что в совокупности с другими медико-организационными мероприятиями обеспечило повышение результативности услуг на 12 %.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.