Научная статья на тему 'Медико-социальные аспекты распространенности злокачественных новообразований женской репродуктивной системы'

Медико-социальные аспекты распространенности злокачественных новообразований женской репродуктивной системы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
386
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ / ЖЕНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / РЕПРОДУКТИВНАЯ СИСТЕМА / MALIGNANT NEOPLASMS / PREVALENCE / WOMEN POPULATION / REPRODUCTIVE SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Маркина А. Ю., Дивисенко А. С., Тюков Ю. А., Мельников В. В.

Изучены структура и уровень распространенности злокачественных новообразований репродуктивной системы женщин в разных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Маркина А. Ю., Дивисенко А. С., Тюков Ю. А., Мельников В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Medico-social aspects of the prevalence of malignant neoplasms of the woman reproductive system

The structure and the level of prevalence of malignant neoplasms of the woman reproductive system in different countries has been studied.

Текст научной работы на тему «Медико-социальные аспекты распространенности злокачественных новообразований женской репродуктивной системы»

УДК 618.17П006.П036.86

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАСПРОСТРАНЕННОСТИ ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫХ НОВООБРАЗОВАНИЙ ЖЕНСКОЙ РЕПРОДУКТИВНОЙ СИСТЕМЫ

А.Ю. Маркина, А.С. Дивисенко, Ю.А. Тюков, В.В. Мельников ЧелГМА, г. Челябинск

Изучены структура и уровень распространенности злокачественных новообразований репродуктивной системы женщин в разных странах.

Ключевые слова: злокачественные новообразования, распространенность, женское население, репродуктивная система.

Злокачественные опухоли репродуктивной системы чаще встречаются в структуре онкологической заболеваемости у женщин, и их суммарная доля превышает 35 % [3, 15]. Функционально женская репродуктивная система представлена молочными железами, маткой и яичниками.

Тревогу вызывает тот факт, что число женщин с впервые установленным диагнозом рака органов данной системы растет. Ежегодно от злокачественных новообразований умирает около 42 тыс. женщин [9]. По данным В.В. Двойрина и соавторов (1996), а также В.И. Чиссова (2009), средняя продолжительность жизни человека, приобретшего онкопатологию, в несколько раз ниже, чем в соответствующих возрастных группах здорового населения. Так, у сорокалетней женщины, имеющей онкозаболевание, средняя продолжительность предстоящей жизни составляет 14,8 года против 34,9 лет у сорокалетней здоровой женщины [16]. У женщин, проживающих в крупных городах, рак молочной железы (РМЖ) среди других онкозаболеваний занимает первое место [5].

Рак молочной железы является одной из наиболее актуальных медико-социальных проблем. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире регистрируется свыше одного миллиона его новых случаев [14]. С 1995 года и до настоящего времени РМЖ лидирует в структуре онкологической заболеваемости и смертности среди женского населения России [7]. РМЖ ежегодно выявляется более чем у 50 тыс. российских женщин, при этом первый пик заболеваемости наблюдается в возрастном периоде от 40 до 50 лет [14].

В единой мировой популяции РМЖ является наиболее распространенной у женщин опухолью. Самый высокий уровень заболеваемости наблюдается в Северной Америке, а самый низкий □ в Японии и Нигерии [24]. В различных странах он составляет от 19 до 30 % всех форм женских злокачественных опухолей [23, 26]. Так, в структуре онкозаболеваемости белых женщин из ряда штатов США это число достигает 30 %, а в Японии и африканских странах □ 8 и 9 % соответственно.

Высокий уровень заболеваемости РМЖ заре-гистирован в развитых странах Запада. К примеру,

в Великобритании и Канаде он составляет по 57,4 случая на 100 тыс. женщин. В США РМЖ ежегодно регистрируется у 110 тыс. женщин, т. е. у одной из одиннадцати заболевших злокачественными опухолями. Рост данной патологии составляет 1 % в год, и в десяти штатах она выявляется в 45 % из числа случаев вновь зарегистрированных опухолей у женщин. Среди женских онкологических заболеваний данная опухоль занимает первое место [21, 22, 27].

В разных странах амплитуда колебания показателей заболеваемости РМЖ по сравнению с другими формами рака незначительна: порядка семи раз среди 80 популяций мира и лишь четыре раза среди 18 развитых стран. Территориальная вариабельность данной патологии среди развитых стран невелика □ 33 %, наименьшая □ 12 % в СевероЗападной Европе [17].

В своем обзоре Л. И. Римейник [13] описывает комплексный подход к оценке опухолей женской репродуктивной системы (молочная железа, шейка матки, тело матки, яичники). По мнению автора, главная роль в развитии онкологических заболеваний репродуктивной системы принадлежит репродуктивной функции. В. Modan [28] выделяет в качестве основного фактора, влияющего на заболеваемость РМЖ, социально-экономический аспект.

К началу 90-х годов в связи с различной динамикой и темпами прироста (убыли) заболеваемости в ее общей структуре произошло ранговое перераспределение доли злокачественных новообразований [2, 12, 19].

Анализируя информацию о злокачественных новообразованиях (ЗНО) у населения Российской Федерации, В.И. Чиссов с соавторами (2001) предоставляют сведения о структуре онкологических заболеваний у женщин. Согласно этим данным, в 2000 году ЗНО молочной железы занимали первое место в структуре онкозаболеваемости российских женщин, составляя 18,3 %. ЗНО тела матки составляли 6,5 %, шейки матки □ 5,5 %, яичников □ 5,1 %. Спустя практически десять лет В.И. Чиссов, В.В. Старинский (2010), предоставляя информацию о ЗНО у российского населения в 2009 году, отметили следующее: злокачественные опухоли

Проблемы здравоохранения

молочной железы остаются ведущей онкопатологией у женщин (20,1 %), ЗНО тела матки составили 7,3 %, шейки матки □ 5,3 %, яичников □ 4,8 % [4, 18].

Таким образом, в России РМЖ продолжает занимать лидирующие позиции среди онкозаболеваний у женщин, и в ближайшее время вряд ли стоит ожидать изменения этой тенденции.

Ежегодно в мире регистрируется 371,2 тыс. больных раком шейки матки (РШМ), что составляет 9,8 % от всех ЗНО. В Российской Федерации число заболевших составляет примерно 12 тыс. Широкое распространение РШМ отмечено в развивающихся странах, на которые приходится 78 % всех случаев, а его доля среди ЗНО у женщин достигает 15 % (в развитых странах □ 4,4 %). Максимальные показатели заболеваемости в Латинской Америке, Африке, Южной и Юго-Восточной Азии, минимальные □ в Китае и Западной Азии. В развитых странах Европы и Америки, а также в России стандартизованные показатели заболеваемости относительно низки и составляют менее 14 случаев на 100 тыс. В российских регионах наиболее высокие показатели регистрировались на Дальнем Востоке и в Сибири [18].

Заболеваемость РШМ в разных странах имеет значительную вариативность. Это зависит от неодинаковой структуры населения, различий в учете больных, социально-гигиенических особенностей, влияния внешних факторов [12].

В Европе и Северной Америке частота встречаемости РШМ составляет 10-20 случаев на 100 тыс. женского населения. Минимальные показатели характерны для Ирландии, Испании и Среднего Востока. Значительно чаще РШМ встречается в странах Латинской Америке, Африки, Юго-Восточной Азии [11]. В США ежегодная заболеваемость цервикальным раком, скорректированная по возрасту и расе, составляет 8,6 случая на 100 тыс. женщин [8]. В Италии эта цифра колеблется в пределах от 35 до 40 случаев на 100 тыс. женщин [20]. Следует отметить, что сопоставление показателей, отражающих заболеваемость за год, недостаточно надежно. Более продуктивно сравнивать показатели заболеваемости, рассчитанные по пятилетиям [6].

Несмотря на то, что в последнее десятилетие отмечается снижение уровня заболеваемости РШМ в целом, в экономически развитых странах наблюдается рост заболеваемости женщин в возрасте до 45 лет [11].

Основываясь на материалах международного Агентства по изучению рака, В. М. Мерабишвили (1985) приводит сведения, показывающие, что к началу 80-х годов наибольшие стандартизованные показатели заболеваемости раком тела матки (РТМ) зарегистрированы в США (21,3 случая на 100 тыс. женщин), Новой Зеландии (18,4) и Канаде (14,3), а наименьшие □ на Кубе (6,2) и в Великобритании (9,4), а также в Японии, где частота РТМ достигает своего минимума, варьируясь в пределах 1,0-2,0 на 100 тыс. женщин [10].

Приведенные данные свидетельствуют о том,

что заболеваемость РТМ в США в 21 раз превосходит аналогичную заболеваемость в Японии. По информации Р. Долла (1979), частота РТМ в зонах с высокой заболеваемостью (Саскачеван, Гавайи (белые)) в 20 раз превосходит частоту РТМ в зонах с низкой заболеваемостью (Ибадан, Иоганнесбург (африканцы), Урганда, Лоренсу-Маркиш) [6].

В России ежегодно регистрируется более 4 тыс. больных РТМ. Максимальные стандартизованные показатели заболеваемости (16-20 случаев на 100 тыс.) отмечались в Рязанской, Липецкой, Московской, Оренбургской и Тульской областях, минимальные □ на Чукотке, в Якутии, Дагестане и Калмыкии (4-5 случаев на 100 тыс.). В странах СНГ заболеваемость РТМ колебалась от 4,4-5,7 (в Киргизии и Армении) до 11,7 [12,5 (в России и Казахстане). Максимальная заболеваемость отмечается в Центрально-Черноземном, Центральном и Северо-Западном экономических районах [18].

Географическое распределение РТМ аналогично распространению рака яичников (РЯ). Для последнего характерно то, что ежегодное число случаев (142 тыс. в мире, или 3,7 % от всех ЗНО у женщин) больше числа смертей (42 тыс., или 1,9 %), что может объясняться наиболее благоприятным прогнозом [1].

Анализируя эпидемиологическую статистику РЯ, можно отметить значительные отличия его распространенности у разных народов и в разных странах. Стандартизованная заболеваемость этой патологией колеблется от 1,2 до 18,9 случая на 100 тыс. женщин [25]. Согласно докладу научной группы ВОЗ (Женева, 1990), максимальная стандартизованная заболеваемость РЯ наблюдается в Израиле, минимальная - в Японии.

В мире ежегодно регистрируется 165 тыс. новых случаев РЯ и 101 тыс. смертей от него, в США -23,4 и 13,9 тыс. соответственно, в России - в среднем 11,7 и 7,3 тыс. Во многих странах эта патология среди ЗНО занимает шестое ранговое место. Злокачественные опухоли яичников встречаются у женщин всех возрастных групп, начиная с младенчества. В России доля РЯ среди всех ЗНО колеблется от 3,2 % (в 70 лет и старше) до 7,0 % (в 40-54 года) и 7,4 % (в 15-39 лет). Показатель заболеваемости достигает наибольшего значения (37,8 случая на 100 тыс.) в 70-74 года.

В странах Европейского Союза заболеваемость этой формой рака составляет 9,6 случая на 100 тыс. женского населения (стандартный уровень мирового показателя), значительно выше она в Дании (13,8) и Австрии (13,3). Среди стран СНГ заболеваемость РЯ составляет 10,3 случая на 100 тыс. женщин в России, 9,3 - в Казахстане. Выше среднероссийского уровня заболеваемость в Адыгее, Карачаево-Черкесии и Санкт-Петербурге [1].

Таким образом, данные литературы свидетельствуют о том, что географическое распределение рака женской репродуктивной системы и его частота значительно варьируются среди различных групп населения, проживающих на разных территориях земного шара.

72

Вестник ЮУрГУ, № 26, 2011

Маркина А.Ю., Дивисенко A.C., Тюков Ю.А., Мельников B.B.

Медико-социальные аспекты распространенности злокачественных новообразований □

Литература

1. Аксель, Е.М. Статистика злокачественных

новообразовании: заболеваемость, смертность,

тенденции, социально-экономический ущерб, продолжительность жизни / Е.М. Аксель, В.В. Двой-рин. □М.: Академия, 2010. □ 29 с.

2. Аксель, Е.М. Статистика рака молочной железы в России / Е.М. Аксель, В.П. Летягин // Маммология. □ 1998. □ № 1. □ С. 3Н8.

3. Винницкая, В.К. Онкология / В.К. Винницкая, Л.Н. Мельник, А.Н. Рыбалка. □ Киев: Здоров’я, 1983. □247 с.

4. Двойрин, В.В. Заболеваемость ЗНО и смертность от них населения стран СНГ в 1995 г. / В.В. Двойрин, Е.М. Аксель, Н.Н. Трапезников. □ М.: ОНЦ РАМН, 1996. □ 125 с.

5. Двойрин, В.В. Статистика РМЖ в России / В.В. Двойрин // Вестн. онкологич. науч. центра АМН России. □ 1994. □ № 1. □ С. 3Н2.

6. Долл, Р. Профилактика рака на основе данных эпидемиологии: пер. с англ. /Р. Долл. □ М.: Медицина, 1979. □ 88 с.

7. Злокачественные новообразования в СевероЗападном Федеральном округе России / В.М. Ме-рабишвили, В.В. Старинский, Г.В. Петрова и др. □ СПб., 2005. □ 312 с.

8. Кемб, М.Л. Скрининг на цервикальный рак женщин, обратившихся в клиники заболеваний, передаваемых половым путем /М.Л. Кемб // Заболевания, передаваемые половым путем. □ 1997. □ №3. □ С. 11-16.

9. Лечение больных со злокачественными новообразованиями в России в 1998г. / В.И. Чис-сов, В.В. Старинский, Л.В. Ременник и др. // Рос. онколог. журн. □2000. □ № 4. □ С. 38-43.

10. Мерабишвили, В.М. Тенденции заболеваемости населения раком шейки матки и тела матки / В.М. Мерабишвили // Всесоюзный симпозиум —Ранняя диагностика, лечение предопухолевых и опухолевых заболеваний шейки матки и диспансеризация женского населения□ тез. докл. □ Псков, 1985. □ С. 116-118.

11. Новикова, Е.Г. Диагностика предраковых заболеваний и начальных форм рака шейки матки / Е.Г. Новикова // Заболевания шейки матки, влагалища и вульвы / под ред. В.Н. Прилепиной. □ М.: МЕДпресс, 2000. □ С. 153Н59.

12. Рак молочной железы в настоящее время и 30 лет назад / С.А. Берзин, А. С. Чернова, Д.Ю. Мельникова и др. // Вопр. онкологии. □ 1990. □ Т. 36, № 1. □ С. 69П2.

13. Римейник, Л. И. О значении репродуктивной функции в развитии опухолей половой сферы женщин / Л.И. Римейник // Эпидемиология гормон-зависимых опухолей. Серия —Онкология— □ 1984. □ № 3. □ С. 26Ш.

14. Семиглазов, В.Ф. Неинвазивные и инвазивные опухоли молочной железы / В. Ф. Семиглазов, В.В. Семиглазов, А.Е. Клецель. □ СПб., 2005. □ 305 с.

15. Урманчева, А.Ф. Вопросы эпидемиологии и диагностики рака яичников / А.Ф. Урманчева, И.Е. Мешкова // Практическая онкология. □ 2000. □ № 4. □ С. 7Н3.

16. Хасанов, Р.Ш. Злокачественные новообразования и совершенствование управления онкологической службой в крупном промышленносельскохозяйственном регионе: автореф. дис. □ д-ра мед. наук /Р.Ш. Хасанов. □ Казань, 2001 □ 36 с.

17. Чиссов, В.И. Актуальнность раннего выявления злокачественных новообразований /В.И. Чиссов, В.В. Старинский, Б.Н. Ковалев // Материалы Всерос. научн. конф. -Организационные вопросы ранней диагностики, профилактики злокачественных новообразований и паллиативной помощи онкологическим больным-1 □ Казань, 2001. □ С. 238^241.

18. Чиссов, В.И. Заболеваемость и смертность злокачественными новообразованиями в РФ 2009 г. / В.И. Чиссов, В.В. Старинский, Г.В. Петров. □ М.: МНИО им. Герцена Минздравсоцразви-тия России, 2011. □260 с.

19. Чиссов, В.И. Основные показатели состояния специализированной онкологической помощи населению России в 1997 г. / В.И. Чиссов. □ М., 1998. □ 59 с.

20. Basso, P. Experiecnse personali su alcuni fattori dirischio hel carcinoma della mammela / P. Basso, A. Tampieri // Tecn. Sanit. □ 1991. □ Vol. 19, № 4. □ P. 345^353.

21. Berlin, H. Breast Cancer screding: the case fog screeching women younger than 50 years /H. Berlin // JAMA. □2001. □ Vol. 245, № 10. □ P. 1060.

22. Brinton, J.A. Epidemiology of minimal breast cancer / J.A. Brinton, R. Hoover, J.R. Fraumeni // JAMA. □ 1995. □ Vol. 249, № 4. -P. 483^487.

23. Buzdar, A. Paclitaxel in the treatment if metastatic breast cancer: M.D /Anderson Cancer Center experience / A. Buzdar, F. Holmes, G. Hortocladye // Semin. Oncol. □ 1995. □ № 22. □ P. 101H04.

24. Evaluation of tamoxifen plus letrozole with assessment of pharmacokinetic interaction in postmenopausal women breast / J. Ingle, V. Suman, P. Johnson et al. //Deseases. □2000. □ Vol. 11. □ P. 210^211.

25. Franceschi, S. Reproductive factors and cancers of the breast, ovary and endometrium / S. Fran-ceschi // Eur J. Cancer Clin Oncol. □ 1989. □ Vol. 25, № 12. □ P. 1933H943.

26. Impact of tampoxifen on the pharmacokinetics and endocrine effects of aromatase inhibitor letrozole in postmenopausal women with breast /M. Dow-sett, C. Pfster, S. Johnston et al. // Deseases. □ 2000. □ Vol. 11. □ P. 210Ш1.

27. Jonat, W. (goserelin) vs CMF as adjuvant therapy in preperimenopausal node. □ positive breast cancer: first efficacy results from ZEBRA study / W. Jonat, T.M. Zolodex // The Europ. J. Cancer. □ 2000. □ Vol. 36 (suppl. 5). □ P. 67.

28. Moldan, B. Epidemiology of breast cancer. Preventive aspects / B. Moldan // Isr. J. Med. Sci. □ 1998. □ Vol. 17, № 9H0. □ P. 804 S09.

Поступила в редакцию 14 апреля 2Q11 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.