Научная статья на тему 'Медико-социальные аспекты компьютеризации общества'

Медико-социальные аспекты компьютеризации общества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
579
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Джамирзе Ш. Х., Бегмат И. А., Жаде З. А., Гайдарева И. Н.

Rapid development of computer technologies and their fast introduction in the everyday life actuates the processes of biopsychogenetic reorganization of personality connected the term «person-computer». These processes are caused by psychopatological symptomatics. Computer is safe as any other home instrument. But there are potential threats for health, connected with its usage.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Medical and social aspects of society computerization

Rapid development of computer technologies and their fast introduction in the everyday life actuates the processes of biopsychogenetic reorganization of personality connected the term «person-computer». These processes are caused by psychopatological symptomatics. Computer is safe as any other home instrument. But there are potential threats for health, connected with its usage.

Текст научной работы на тему «Медико-социальные аспекты компьютеризации общества»

Ш. Х. ДЖАМИРЗЕ1, И. А. БЕГМАТ1, З. А. ЖАДЕ2, И. Н. ГАЙДАРЕВА 3

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

1Кафедра нормальной и патологической физиологии Адыгейского филиала Кубанского государственного медицинского университета, 2кафедра теории и истории государства и права и политологии юридического факультета Адыгейского государственного университета, 3кафедра ПМиИТ, лаборатория информационных технологий юридического факультета Адыгейского государственного университета

Компьютерная промышленность и вычислительная техника вступают в новый этап развития, который может быть назван «эрой пользователя». Ведущую роль начинают играть не узкие специалисты по данному виду оборудования, а широкий спектр конечных пользователей всех возрастов и профессий. На этом этапе компьютеризация, как и многие предыдущие технологические нововведения при массовом их распространении, столкнулась с противодействием человеческого фактора. В нашей стране этот процесс усугубился тем, что массовая компьютеризация началась без прогнозирования и изучения ее физиологических и психологических последствий. Противоречивый характер эффектов компьютеризации отмечается сегодня уже многими исследователями, он делает необходимым конкретный научный анализ этих эффектов, целенаправленную работу по достижению позитивных результатов и коррекции возможных негативных последствий [9, 15].

Новая эпоха, которую называют «веком информации», «эрой знания», «информационным обществом», когда именно информация и знание становятся наиболее важными факторами успеха, уже наступила. Однако она принесла с собой не только множество новых возможностей для развития, но и ряд новых рисков. В научном мире широко обсуждаются такие опасности, как возможность возникновения нового вида зависимости от виртуального мира, порождаемая электронной техникой деперсонификация общения и уход от реальности, что делает человека малозащищенным в реальном мире [3, 4, 17].

Переход российского общества к информационному типу влечет за собой распространение новейших информационных телекоммуникационных технологий. Неоспорим факт необходимости разработок, внедрения и использования новых компьютерных ресурсов в социальной, бытовой и биологической жизни общества.

Помимо многочисленных положительных сторон внедрения компьютеризации в сферу образования существует немало негативных моментов с точки зрения медицины, о которых не следует забывать при работе на машине [5, 14].

Медицина уже несколько десятилетий применяет компьютерные технологии, без которых в ряде случаев сохранение жизни человека ранее было бы невозможным. Однако нельзя забывать о побочных влияниях компьютеров на здоровье и социальную сферу человека. Следует отметить, что работа за компьютером яв-

ляется фактором риска, уже спровоцировавшим более прогрессивное проявление различных патологий:

• патология зрения;

• патология опорно-двигательного аппарата;

• патология желудочно-кишечного тракта;

• патология, связанная с напряжением центральной нервной системы, психопатология («технофобия», «кибермания»);

• патология, связанная с электромагнитным, ионизирующим и тепловым излучением.

Массовое увлечение общением с компьютерами вызвало ряд негативных явлений в самых разных слоях общества. Длительная операторская работа без смены деятельности приводит к искривлению позвоночника и близорукости [8], сидячий образ жизни и связанное с этим ожирение (особенно в США) - увлечению далекой от жизни виртуальной реальностью, а также порнографией и насилием. Например, в Германии работа на видеодисплейных терминалах входит в число 40 наиболее вредных профессий, а в России еще в 1996 году приняты особые гигиенические требования к таким терминалам и персональным ЭВМ со специальными санкциями за их нарушение.

Сложность проблем широкого внедрения компьютеров заключается в необходимости учета влияния факторов внешней среды. Известно, что работа компьютерной техники сопровождается рентгеновским, электромагнитным, ионизирующим, тепловым излучением. Это приводит к изменению микроклимата помещения: большая сухость воздуха - относительная влажность при норме 40-60% [14] снижается до 20-30%, температура воздуха при норме 21-25°С повышается до 26-28°С, увеличивается содержание двуокиси углерода, окружающие предметы заряжаются статическим электричеством, увеличивается количество тяжелых ионов по сравнению с легкими.

Установлено, что работа оператора компьютера является утомительной. У людей, зарабатывающих на жизнь работой на компьютерах, наибольшее число жалоб на здоровье связано с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Чаще всего это просто онемение шеи, боль в плечах и пояснице или покалывание в ногах. Но бывают, однако, и более серьезные заболевания. Патология опорно-двигательного аппарата развивается из-за длительного статического напряжения, зачастую

УДК 61:004

при фиксации неправильного положения тела, спровоцированного несоответствием размеров тела и рабочей мебели. Наиболее часто встречающимся заболеванием является остеохондроз шейного и поясничного отделов позвоночника. Нестабильность в этих отделах приводит к смещению позвонков, в результате чего страдают внутренние органы, иннервируемые через указанные отделы спинного мозга. Так, при шейном остеохондрозе возникают головные боли, чувство выпирания глазного яблока, пульсирующие боли в глазах, консекутивные образы.

Также распространен кистевой туннельный синдром, при котором нарушаются функции нервов руки вследствие частой и длительной работы на компьютере. В наиболее тяжелой форме этот синдром проявляется в виде мучительных болей, лишающих человека трудоспособности. При этом пальцы немеют, а запястья опухают и начинают болеть.

Гигиеническими требованиями к организации труда на персональных компьютерах предусмотрены 15-минутные перерывы с обязательной физкультурной паузой через каждый академический час для студентов и для взрослых - минимум через каждые 2 часа работы для снятия утомления организма [6].

Последние исследования показывают наличие связи между появлением аллергии, головной болью, кожным зудом и работой за компьютером. Гиподинамия, отмечающаяся у операторов, приводит к снижению количества вырабатываемых адаптивных гормонов, в результате чего снижается иммуннорезистентный статус организма [11].

При изучении пагубного влияния компьютера на организм человека выявлено, что при работе компьютера в атмосферу выделяется трифенилфосфат, входящий в состав огнестойкого материала, используемого для отливки корпуса мониторов. При включенном мониторе пластик нагревается, а вещество высвобождается и попадает в организм, вызывая аллергические реакции. Специалисты отметили значительное увеличение предельно допустимой концентрации трифенилфосфата более чем у половины из восемнадцати протестированных мониторов. После повторного исследования, проведенного через сто восемьдесят дней работы (это соответствует двум годам их работы в офисе), содержание трифенилфосфата все еще в десять раз превышало норму. Как считают исследователи, новые данные смогут прояснить причину возникновения заболеваний кожи у операторов, которые, по всей вероятности, вызваны именно действием химиката. К основным симптомам отравления можно отнести и раздражительность, головные боли, бессонницу, расстройства сна и аппетита, беспокойство, тревогу и другие жалобы.

Зрение человека, сформированное в ходе длительной эволюции, оказалось мало приспособлено к зрительной работе с компьютерным изображением. Экранное изображение отличается от естественного тем, что оно: 1) самосветящееся, а не отраженное;

2) имеет значительно меньший контраст, который еще больше уменьшается за счет внешнего освещения;

3) не непрерывное, а состоящее из дискретных точек - пикселей; 4) мерцающее (мелькающее) - точки с определенной частотой зажигаются и гаснут; чем меньше частота мельканий, тем меньше точность установки аккомодации; 5) не имеет четких границ (как на бумаге), т. к. пиксель имеет не ступенчатый, а плавный перепад яркости с фоном.

Зрительная нагрузка возрастает из-за необходимости постоянного перемещения взора с экрана на клавиатуру и бумажный текст. Невозможность правильно и рационально организовать рабочее место оператора (блики на экране монитора от внешних источников, неправильное расстояние от глаз до экрана, неудачный выбор цветов, чрезмерно большая яркость экрана) увеличивают риск развития патологии.

Обобщая жалобы людей, проводящих большую часть рабочего времени за экраном монитора, можно сказать, что все они относятся к симптомам астенопии. Второе название этого заболевания - компьютерный зрительный синдром, которое было введено Американской ассоциацией оптометристов. Симптомы, на которые чаще всего указывали операторы, можно разделить на две группы: «дисфункция воспринимающего аппарата зрительного анализатора» и «дисфункция придаточного аппарата глаза». К первым следует отнести: жжение в глазах, чувство «песка» под веками, боли в области глазниц и лба, боли при движении глаз, покраснение глазных яблок. Ко вторым: затуманивание зрения (снижение остроты зрения), замедленная перефокусировка с ближних предметов на дальние и обратно, двоение предметов, быстрое утомление при чтении (нарушение аккомодации).

Сейчас уже ясно, что никаких органических заболеваний глаз (катаракта, глаукома и т. д.) длительная работа с компьютером не вызывает. Единственное изменение, которое может происходить в органе зрения в результате такой работы, - это появление (или прогрессирование уже имеющейся) близорукости. Поэтому внимание исследователей было устремлено на систему рефракции, то есть оптической установки глаза, и аккомодации, то есть перефокусировки глаза к различным расстояниям. Исследование зрительных функций у лиц, в течение нескольких лет работавших за экранами ПК, выявило снижение объема аккомодации по сравнению с возрастной нормой и большую частоту близорукости по сравнению с людьми того же возраста, не связанными с компьютером. У лиц, предъявлявших вышеописанные жалобы, все эти изменения были выражены более резко. Исследование влияния самой работы с дисплеем на зрение показало, что за рабочую смену происходит уменьшение объема аккомодации, и у некоторых пользователей развивается временная (так называемая ложная) близорукость. Происходят также сдвиги мышечного равновесия глаз, снижение контрастной чувствительности зрения и другие функциональные нарушения. Развивается спазм аккомодации.

Все эти изменения оказались весьма сходными с теми, которые наблюдаются у исполнителей других зрительно-напряженных работ: операторов-микрос-копистов в электронной промышленности, сборщиков печатных схем-плат, сортировщиков драгоценных камней. Весь этот комплекс носит название «профессиональная офтальмопатия». По гигиеническим требованиям к организации работы за компьютером зрительная гимнастика должна проводится через каждые 20-25 минут [6].

Еще один немаловажный вопрос, который долгое время дискутировался в процессе обсуждения патологического влияния компьютера на организм человека, - это излучение.

Радиационное излучение (гамма-лучи, нейтроны) от компьютера не регистрируется, т. к. в нем нет устройств со столь высокой энергией.

До недавнего времени преобладало мнение, что негативное воздействие ПК обусловлено электромагнитными полями, которые им создаются. Воздействие высокочастотных электромагнитных полей сравнимо с радиацией, но, к счастью, они очень быстро уменьшаются с расстоянием, элементарно экранируются и управляются. Основной их источник - отклоняющая электромагнитная система кинескопа. В современных мониторах все излучение отводится вверх и частично назад. Вперед не излучается ничего. Поэтому в школах и на предприятиях компьютеры расставляют вдоль стен таким образом, чтобы люди не могли находиться возле их задних стенок. Низкочастотные электромагнитные излучения до сих пор не считались вредными, поскольку от компьютера они ниже, чем, скажем, от электрического утюга. Однако взаимодействие собственных полей монитора и внешних электромагнитных полей может вызывать интерференцию, из-за которой изображение на экране начинает мерцать, вызывая ухудшение зрения и головную боль. Радикальные способы борьбы с этим явлением пока не известны.

Усилиями разработчиков и изготовителей ПК в целом электромагнитное излучение было уменьшено и по многим параметрам стало соизмеримым с фоновым излучением промышленных городов, где организации и предприятия опутаны десятками, а то и сотнями километров всевозможных проводов и кабелей, подключенных к огромному количеству разного рода оборудования и приборов, силовым электроподстанциям и т. д. А ведь все это является мощным источником электромагнитных полей, зачастую гораздо больших, чем наводит ПК.

Как оказалось, на сегодняшний день наиболее вредоносным излучением компьютера являются электростатические поля. На электронно-лучевой трубке кинескопа имеется потенциал около 20 000 вольт (в 100 раз выше напряжения в сети). Сам по себе потенциал не страшен, но этот потенциал, возникающий между экраном монитора и лицом оператора, разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей, которые «бомбардируют» кожу и роговицу глаза оператора. Элементарная регулярная влажная уборка и соблюдение санитарно-гигиенических норм работы за компьютером могут минимизировать негативный эффект.

В частности, в образовательных учреждениях в компьютерных классах крайне нежелательно применение мела, поскольку мел постепенно переходит с доски на лица учащихся путем разгона статическими полями. Хороший компьютерный класс должен быть оборудован маркерной доской, кондиционером и пылеуловителем, по возможности люстрой Чижевского. Эти устройства снижают количество пыли в помещении.

Высокоскоростные процессы технократического прогресса, на наш взгляд, со временем будут способны минимизировать патогенное влияние на организм человека. Уже на данном этапе развития компьютерных технологий дисплеи на жидких кристаллах лишены большинства этих недостатков - электростатическое напряжение на них значительно ниже, а электромагнитного излучения практически нет.

Социальная значимость компьютеризации общества проявляется и в специфической нагрузке на центральную нервную систему человека. Работа оператора требует большого эмоционального напряжения. Необходимость принятия мгновенных решений в условиях выбора одного из нескольких и желание обязательно

выполнить поставленную задачу удлиняют время работы на компьютере. Увлеченность самим процессом работы на компьютере создает опасность своеобразного наркотизирующего эффекта, от которого не защищена неустойчивая психика человека. Особенно уязвимыми оказываются дети. У детей особенно часто устают глаза, поскольку их зрительный анализатор еще до конца не сформирован. Чтение сверх меры, неограниченное по времени просиживание перед телевизором или компьютером требуют от молодых глаз серьезного напряжения. Наиболее часто утомляемость зрения приводит к тому, что дети становятся вялыми и раздражительными. Как может подтвердить каждый родитель, эти последствия возникают необязательно только при работе за компьютером [1].

Когда дети переусердствуют в любом занятии, они часто становятся раздражительными. Если ваш ребенок возбужден больше, чем обычно, и для этого нет другой очевидной причины, то это вполне может быть вызвано длительным пребыванием его за компьютером. Чрезмерное увлечение работой за компьютером может также усугубить уже имеющиеся проблемы со зрением. Многие дети страдают незначительным ухудшением зрения, которое можно расценивать как «неприятность». Со временем здесь потребуется коррекция зрения, но вмешательства медицины, возможно, удастся избежать до достижения юношеского или взрослого возраста. Но если дети столь сильно увлечены компьютером, что все свободное время проводят за клавиатурой, то эта «неприятность» может перерасти в нечто большее, что потребует коррекции в раннем возрасте. Офтальмологи высказывают опасение, что чрезмерное увлечение ими в раннем возрасте может оказать негативное влияние на глазные мышцы, в результате чего ребенку очень трудно будет сфокусировать взгляд на определенном предмете, особенно в таких занятиях, как чтение. Если это произойдет, проблему коррекции зрения придется решать с помощью очков. О вредном влиянии на глаза при работе с компьютером сказано немало, но сегодняшние мировые стандарты, предъявляемые к мониторам, дают уверенность в том, что зрение несильно пострадает от излучения, но многое зависит от индивидуальных особенностей человека. Некоторые, сидя за компьютером, начинают реже моргать, что вызывает сухость глаз, другие неправильно располагают монитор по отношению к глазам. Избежать этого можно, если «не забывать» часто моргать, использовать современные увлажняющие глазные капли: визин, лариксин, ларик-сифи, лактофаль и увлажняющие гели: офтагель, ви-дисик и др., которые уменьшают симптомы раздражения и защищают роговицу от высыхания [1].

У детей такие проблемы возникают редко, все-таки самые увлекающиеся из них не проводят столько времени за компьютером, сколько взрослые профессионалы. Особенно губительно для детей пристрастие к Интернету и к всевозможным компьютерным играм. Ведь у них, часами просиживающих за монитором, помимо заболеваний суставов рук формируется неправильная осанка. Для предупреждения возникновения возможных патологий у детей время работы на компьютере должно быть жестко регламентировано. На основании гигиенических требований Госкомсанэпид-надзора непрерывная длительность занятий на компьютере для учащихся 1-х классов (6 лет) составляет 10 минут, 2-5-х классов - 15 минут, 6-7-х классов -

20 минут, 8-9-х классов - 25 минут, 10-11-х классов на первом часу учебных занятий - 30 минут, на втором - 20 минут [6]. Можно спорить о том, с какого возраста следует допускать детей к компьютеру, учитывая, что бинокулярное зрение у детей считается сформированным лишь к 7 годам и до этого возраста риск возникновения косоглазия, близорукости и спазма аккомодации очень высок. Однако Г. Кузнецов высказал бесспорную мысль, из которой следует, что КПД наигравшихся в компьютерные игры в детстве сотрудников будет значительно выше, нежели тех, кто был лишен этого в детстве [15].

Работа за компьютером требует определенного физического напряжения, значительных интеллектуальных и эмоциональных усилий как от детей, так и от взрослых. В то же время компьютер может оказывать гипнотическое и чуть ли не наркотическое влияние. Директор независимого Института сознания предупреждает об опасности возникновения нового типа своеобразных «наркотиков» - компьютерного [2]. Он говорит о том, что использование виртуальной реальности, то есть всего того, что можно увидеть на экране компьютера, может привести к необратимым последствиям и опасностям для человека. Он считает, что виртуальная реальность первого порядка - различного рода картинки, игры, мультфильмы - сравнительно безобидна. Однако возникает виртуальная реальность второго порядка, когда в компьютер вводится информация посредством изменения положения тела человека, его рук, ног, кончиков пальцев, таким образом, он получает обратную связь с человеческими органами чувств.

Бурное развитие компьютерных технологий и необычайно быстрое внедрение их в повседневную жизнь активизируют процессы психофизиологической перестройки личности в связке «человек - компьютер», проявляющиеся новой психопатологической симптоматикой. Именно связка «человек - компьютер» порождает явление, называемое компьютерной виртуальной реальностью, в некоторых случаях являющейся более предпочтительной для пользователя компьютером, чем окружающий мир.

Зависимостью от компьютерной виртуальной реальности можно назвать чрезмерное, доминирующее в жизни увлечение компьютером или игровой приставкой, используемое для ухода от реальности и ведущее к деформации или качественным изменениям социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей.

Установлены следующие симптомы психической зависимости:

• появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером или игровой приставкой или даже при ожидании (предвкушении) контакта;

• отсутствие контроля за временем взаимодействия с компьютером или игровой приставкой;

• желание увеличивать время взаимодействия («дозу») с компьютером или игровой приставкой;

• появление чувства раздражения, гневливости либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером или игровой приставкой;

• использование компьютера или игровой приставки для снятия внутреннего напряжения, тревоги, депрессии;

• возникновение проблем во взаимоотношениях с родителями, в школе или на работе.

Увлеченность общением с компьютером доводит киберманов до того, что они просто забывают о необходимости прервать работу, для того чтобы поесть, в результате чего одно из часто встречающихся заболеваний у таких людей - язва желудка и двенадцатиперстной кишки. Нестабильность их психического состояния только отягощает ситуацию.

Обычно выявляется предиспозиция в виде минимальной церебральной дисфункции (церебральная предиспозиция). Взаимодействие с компьютером или игровой приставкой быстро приобретает характер за-мещающе-компенсаторного и мотивированного поведения. Нарастание признаков зависимости проявляется психическим, а затем и психофизическим дискомфортом (в большей степени эмоциональным) вне общения с компьютером или игровой приставкой и восстановлением комфорта при начале (или чаще предвкушении начала) взаимодействия с ними.

Понятие Интернет-зависимости (Internet Addiction Disorder) было впервые введено в начале 1990-х годов XX века для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернета, стремления постоянно переживать некое состояние, за которое клиент готов платить как деньгами, так и негативными последствиями [7].

Однако психопатологии в Интернете носят несколько иной характер, чем в реальной жизни. Происходит это во многом благодаря тому, что в виртуальном пространстве вы можете действовать инкогнито. Эта анонимность в коммуникации может подтолкнуть людей, которые никогда не повели бы себя неподобающим образом публично, реализовать свои деструктивные фантазии в Сети. Люди с легкостью способны находить единомышленников в киберпространстве, какими бы экзотическими, странными и даже девиантными ни были их интересы, и создавать на основе этого группы, которым нет аналогов в реальной действительности. Поэтому коммуникация в киберпространстве для таких людей является крайне притягательной и стимулирующей - в этой среде им удается избегать фрустраций, связанных с отсутствием возможности в реальном мире реализовать свои патологические желания, наоборот, им удается удовлетворять последние.

Но, как и любая технология, Интернет также может быть использован как противоядие психопатологиям и инструмент психотерапии. Сегодня существует уже такое понятие как «терапия в киберпространстве», «онлайн-психологи» и даже целые сетевые психотерапевтические сервисы в сети типа Perspectives: A Mental Health Magazine, электронные издания типа Self-Help & Psychology Magazine, новостные сайты типа PsychNews International, а также множество центров, использующих технологии как средство защиты от них самих и помогающих при виртуальной зависимости - в частности, при Интернет-зависимости.

Возможность вести диалог по Интернету с удаленным собеседником в режиме реального времени даже в текстовом Интернете уже позволяет осуществлять групповую или индивидуальную психотерапию. Для человека, стремящегося найти психологическую поддержку и помощь в киберпространстве, открыты богатые возможности обмена опытом со своими собратьями. Например, если клиент пережил стресс необыкновенной силы при каких-либо уникальных обстоятельствах, то у терапевта может не оказаться подобного опыта, более того, с таким случаем в своей практике он,

возможно, никогда не встречался. Если тот же клиент посылает сообщение в соответствующие тематические телеконференции или чаты, то наверняка найдется пара человек среди тысяч пользователей этой группы, переживших в своей жизни нечто подобное. Но может найтись и пара шутников, которые усилят стресс, - вопрос об ответственности анонимного общения, здесь стоит особенно остро.

Терапия в киберпространстве характеризуется определенной спецификой. Это не контакт лицом к лицу: терапевт и клиент взаимодействуют через текст, и клиент может исполнять роль, которая имеет мало отношения к его реальному «я», так что терапевту может быть трудно диагностировать неконгруэнтность. В виртуальной среде вы вообще можете быть кем хотите, выглядеть как угодно, быть существом любого пола по выбору, словом, у вас нет ограничений, характерных для материального мира. При переходе к трехмерному Интернету клиент может выбрать совсем не человеческий образ, а какое-то диковинное существо или предмет. С другой стороны, арт-терапия построена на работе с изображаемыми клиентом образами, которые эффективно дают информацию о его проблемах. Хотя, конечно, работа исключительно с изображениями клиента без возможности видеть его самого требует изменения методологии по сравнению с традиционными формами арт-терапии.

Можно прогнозировать увеличение количества вовлеченных в виртуальную среду пользователей. Эта неуправляемая масса эмоционально зависимых людей со временем будет манипулируема теми, кто понимает психофизиологические механизмы воздействия виртуальной среды. На сегодняшний день это уже привело к попыткам создания новых способов раздела мира путем распределения его между виртуальными сообществами по линии денежных и политических интересов.

Гораздо большее влияние на развитие Сети может оказать формирование молодежных виртуальных сообществ: подрастающее поколение быстрее и креативнее осваивает все новые технологии, воспринимая их как «естественную» часть культурного и информационного ландшафта. Сталкиваясь с ними, подростки не осознают, какой культурный разрыв существует между их повседневной жизнью и жизнью общества, создавшего эту «занимательную игрушку» [9].

Одержимые киберманы могут работать до самозабвения, до полного смешения действительности и компьютерного мира. Компьютеры и программная продукция становятся самоцелью. По прогнозам специалистов, в России используется более 8-9 миллионов компьютеров. Каждым из них пользуются человека два-три. Директор Института новых технологий образования Е. И. Булин-Соколова и ректор Института повышения квалификации работников образования А. Л. Семенов давно изучают взаимоотношения детей и новых информационных технологий. Они считают, что главная причина компьютерной «наркомании» - недостаток внимания к ребенку со стороны родителей.

С внедрением информационно-вычислительной техники появляются возможности для творческого труда и одновременно возникают новые виды нетворческой, монотонной работы уже на ином уровне. Массовая компьютеризация способствует переходу от ручной умственной и напряженной физической работы к формализации и работе по обслуживанию

ЭВМ; в то же время она обесценивает человеческий труд. У человека, вынужденного оставить свое рабочее место вследствие внедрения информационных технологий, может появиться антипатия к ЭВМ. Компьютер в данном случае способствует отчуждению труженика от реального мира, привычной ему трудовой деятельности. Эта деятельность как бы лишается своей значимости: ведь теперь она может быть заменена программой, которую программист запишет в течение нескольких часов. Это приводит к «компьютерной безработице».

Известны случаи проявления техностресса, обусловленного неспособностью привыкнуть, ужиться с компьютером, или, наоборот, чрезмерного увлечения ЭВМ. И то и другое приводит к нервным срывам. При глубоком нарушении нормального информационного режима могут возникнуть информационные перегрузки, когда информация застает нас врасплох и мы не имеем времени и возможности ее проанализировать и осмыслить.

Компьютерные и коммуникационные системы только с виду безобидные вещи. Но они могут быть опасными не менее, чем загрязнение окружающей среды. Если их неправильно применять, замечает американский социолог Д. Белл, «это не только не приведет к повышению производительности, но и снизит ее, получится не только польза, но и вред людям» [10].

Массовое и бесконтрольное применение персональных ЭВМ привело, по нашему мнению, к разобщенности членов общества, к снижению непосредственных творческих контактов между людьми, к затормаживанию процессов развития личности. Не случайно, по данным С. Норы, половина французов рассматривают компьютер как «фактор отчуждения» [12].

Исследователи выделяют «современные болезни», связанные с массовой компьютеризацией. Серьезные, носящие характер эпидемий - это создание и распространение все новых и новых зловредных вирусов, требующих все новых программных лекарств. К особой разновидности этих эпидемий относят все более распространяющееся искусство хакеров, взламывающих записи на банковских счетах в целях личной наживы.

Существует опасение, что компьютеризация всех областей мировой цивилизации будет состоять в требованиях всячески урезать программы обучения молодежи математическим дисциплинам в надежде на то, что компьютеры всех мастей и масштабов сделают излишней необходимость самостоятельно мыслить, контролировать и оценивать самые разнообразные ситуации в человеческой деятельности, открывая дорогу всякого рода лженаукам [8].

Информатизация - довольно сложный, порой парадоксальный процесс. Обнаруживается и растет противоречие между новыми требованиями к интеллектуальному уровню человека и существующей системой образования, все в меньшей степени удовлетворяющей этим требованиям. Одним из последствий развивающейся информационно-технологической революции является ускорение процесса старения знаний, их «морального износа».

Существует немало и других парадоксов информатизации. Например, компьютеры и средства телекоммуникации, предназначенные укрощать информационную лавину, в конечном счете усиливают ее. Избыточная, неконтролируемая и неорганизованная информация также затрудняет принятие правильных

решений, как и ее неполнота. Дезориентация нашего общества во многом обусловлена отсутствием достоверной информации.

Исходя из вышеизложенного, важно помнить, что риск развития разного рода патологий со стороны функционирования организма, возникающий в результате компьютеризации общества, в конечном счете при соблюдении требований Госкомсанэпиднадзо-ра, предъявляемых к работе за компьютерами, будет минимизирован, возможно, благодаря тем же самым компьютерным технологиям. Однако, несмотря на бесспорные преимущества компьютеризации общества, остается открытым вопрос о ее проблемах, возникающих в социальной жизни. Она может стимулировать риск проявления «автоматизации» человека, дегуманизации жизни, проявления технократического мышления, возникновения проблем, связанных со слишком большим количеством информации, поляризацией знаний, отсутствием непосредственных контактов между индивидами; снижением уровня личной свободы индивидов, осуществления тотального контроля над индивидами со стороны государства, усиления манипуляций людьми; всевозрастающей сложности жизни, стандартизации, массовой безработицы, возникновения новых требований к мобильности трудящихся, стрессов, исчезновения многочисленных профессий и т. д. Однако этот побочный эффект технократического прогресса может послужить стимулом для дальнейшей социальной эволюции по той простой причине, что на данном этапе процесс компьютеризации общества приобретает зачастую стихийный характер и необратим, а должен осуществляться с учетом прогнозирования результатов взаимодействия человека и стремительно развивающихся компьютерных технологий.

Проблема влияния компьютера на человека очень обширна и многогранна. Информатизация и компьютеризация в современном обществе приобретают все больший размах. Компьютеры входят во все новые и новые области человеческой практики, трансформируя при этом не только отдельные действия, но и человеческую деятельность в целом, оказывая влияние на все сферы общественной и личной жизни.

Поступила 13.09.2006

ЛИТЕРАТУРА

1. Абалуев Р. Н., Астафьева Н. Е. и др. Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты работы ребенка с компьютером // Интернет-технологии в образовании. Ч. 3. Тамбов, 2002.

2. Борцов Ю. С. Образование в век информации: человек и новые информационные технологии обучения. М., 1997. С. 166.

3. Вершинская О. Н. Глобализация и развитие информационного общества // Перспективы развития российской экономики и ее место в глобальном экономическом пространстве. М., 2000.

4. Войскунский А. Е., Бабаева Ю. Д. Психологические последствия информатизации. М., 1998.

5. Высокие технологии и современные цивилизации: Материалы научной конференции. М., 1998.

6. Гигиенические требования квидеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Постановление Госкомсанэпиднадзора России от 14 июля 1996 г. № 14. СанПиН 2.2.2.542-96 п. 9.1.11, п. 9.2.3, п. 9.4.2, п. 9.4.7.

7. Иванов М. С. Психологические аспекты негативного влияния компьютерной зависимости на личность человека. Кемерово, 1999.

8. Жданов Г. Б. Плюсы и минусы тотальной компьютеризации // Высокие технологии и современные цивилизации: Материалы научной конференции. М., 1998. С. 47-48.

9. Корнилова Т. В., Тихомиров О. К. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М., 1990. С. 25.

10. Кузнецов Г. Персональный или личный Компьютерра. М., № 17, 1997. 28.04. С. 2.

11. Кузнецов Г. Способны на большее / Компьютерра. М., 1997, № 16, 21.04. С. 2.

12. Машбиц Е. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М., 1998. С. 12-15.

13. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 450.

14. Пособие по безопасной работе на персональных компьютерах. М., 2002. С. 11.

15. Психологические проблемы автоматизации научно-исследовательских работ / Под ред. О. К. Тихомирова, М. Г. Ярошевского. М., 1987. С. 45.

16. Фомин Н. А. Физиология человека. М., 1982. С. 157.

17. Чирченко О. Н. Информационные аспекты компьютеризации. М., 1999.

18. Nora S., Minc A. Die Infirmatisierung der Gesellschaft? Frankfurt, NY, 1979. P. 267.

SH. H. DZAMIRZE, I. A. BEGMAT, Z. A. ZHADE,

I. N. GAIDAREVA

MEDICAL SOCIAL ASPECTS OF SOCIETY COMPUTERISATION

Rapid development of computer technologies and their fast introduction in the everyday life actuates the processes of biopsychogenetic reorganization of personality connected the term «person-computer». These processes are caused by psychopatological symptomatics.

Computer is safe as any other home instrument. But there are potential threats for health, connected with its usage.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.