Научная статья на тему 'Медико-социальные аспекты и проблемы внешней трудовой миграции граждан Республики Таджикистан'

Медико-социальные аспекты и проблемы внешней трудовой миграции граждан Республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
114
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / MORBIDITY / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / WORK MIGRATION / РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / ЗАНЯТОСТЬ / EMPLOYMENT / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / SOCIAL SERVICES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гаибов А. Г., Гаибов М. А., Лукьянов Н. Б., Кулобиева Р. Т.

В статье представлены данные, характеризующие состояние современного развития экономики и медико-социальной сферы в Республике Таджикистан, определяющие масштабы внешней трудовой миграции, в которую вовлечены многие сотни тысяч из 8,5 млн. жителей трудоспособного возраста. Комплекс причин включает: высокую рождаемость до 3% ежегодно, невысокие уровни ВВП и доходов на душу населения -соответственно немногим более 1000 и 130 долларов США. Наметилось стремление трудовых мигрантов легализоваться на рынке труда РФ, что позволит улучшить им доступ к медико-социальным услугам, и находиться в правовом поле соответствующего международного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICO-SOCIAL ASPECTS AND PROBLEMS OF EXTERNAL LABOR MIGRATION OF CITIZENS OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

This article presents data characterizing the state of modern development of the economy and medico-social sphere in the Republic of Tajikistan, determining the extent of external labor migration, involving hundreds of thousands out of 8,5 millions of working-age population. The set of causes includes: high birth rate-up to 3% annually, low levels of GDP and per capita income respectively slightly more than 1000 and 130 US dollars. The willingness of labor migrants to get legalized on the labor market of the Russian Federation has been outlined, which will allow them to improve access to medical and social services and remain within the legalfield of relevant international cooperation.

Текст научной работы на тему «Медико-социальные аспекты и проблемы внешней трудовой миграции граждан Республики Таджикистан»

ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ

УДК 502.616-056.266; 614.1/7;612.017

ТАИБОВ А.Г., 2ГАИБОВ М.А., 1ЛУКЬЯНОВ Н.Б., 3КУЛОБИЕВА Р.Т.

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

1ГУ «НИИ профилактической медицины Таджикистана» 2НИИ экономики и демографии АН Республики Таджикистан» 3ГУ «Национальный центр репродуктивного здоровья» МЗиСЗН РТ

В статье представлены данные, характеризующие состояние современного развития экономики и медико-социальной сферы в Республике Таджикистан, определяющие масштабы внешней трудовой миграции, в которую вовлечены многие сотни тысяч из 8,5 млн. жителей трудоспособного возраста. Комплекс причин включает: высокую рождаемость - до 3% ежегодно, невысокие уровни ВВП и доходов на душу населения -соответственно немногим более 1000 и 130 долларов США. Наметилось стремление трудовых мигрантов легализоваться на рынке труда РФ, что позволит улучшить им доступ к медико-социальным услугам, и находиться в правовом поле соответствующего международного сотрудничества.

Ключевые слова: заболеваемость, трудовая миграция, рынок труда, занятость, социальные услуги.

1GAIBOV AG., 2GAIBOV MA., 1LUKYANOV N.B., 3KULOBIEVA R.T.

MEDICO-SOCIAL ASPECTS AND PROBLEMS OF EXTERNAL LABOR MIGRATION OF CITIZENS OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

1State Establishment «Research Institute of Preventive Medicine of Tajikistan»

2Research Institute of Economics and Demography of the Academy of Sciences of the Republic of

Tajikistan

3State Establishment "National Center of Reproductive Health" of the Ministry of Health and Social Protection of the Population

This article presents data characterizing the state of modern development of the economy and medico-social sphere in the Republic of Tajikistan, determining the extent of external labor migration, involving hundreds of thousands out of 8,5 millions of working-age population. The set of causes includes: high birth rate-up to 3% annually, low levels of GDP and per capita income respectively slightly more than 1000 and 130 US dollars. The willingness of labor migrants to get legalized on the labor market of the Russian Federation has been outlined, which will allow them to improve access to medical and social services and remain within the legalfield of relevant international cooperation.

Key words: rheumatoid arthritis, comorbidity, myocardial infarction, methotrexate, risk factors, NSAIDs-gastropathies.

Актуальность. Здоровье нации является самым ценным благом для государства, свидетельством его экономического и культурного развития. Формирование стратегий развития Республики Таджикистан (РТ) инициируется ее Конституцией, гарантирующей обеспечение условий для реализации главных прав человека на жизнь, здоровье и продолжение рода.

Рыночные преобразования, осуществлявшиеся во всех странах постсоветского пространства, в т.ч. в Центральной Азии, были различными по сути, однако традиционно включали либерализацию заработной платы и цен, торговли и приватизацию предприятий, которые ранее находились в собственности государства. Однако, между странами наблюдались значительные расхождения в направлениях и темпах реформы, что обусловило разнообразие институтов рынка труда в регионе [3].

Согласно индексу развития человека Таджикистан занимает 133 место среди 187 стран мира, причем самому неблагоприятному среди регионов Восточной Европы и Центральной Азии.

При росте ВВП на душу населения более 1000 долларов США он остается крайне низким, что связано с ограниченными возможностями экспортных поставок, высокой зависимостью экономики от колебаний мировых цен, прежде всего на хлопок и алюминий, а также от внешней миграции рабочей силы, предположительно 2 млн. человек [1].

В классификации ООН долгосрочными (постоянными) мигрантами считаются лица, остающиеся в стране въезда более чем на 1 год, временными или сезонными мигрантами - лица, прибывающие на срок, не превышающий одного года.

Развитие миграции проходит ряд фаз, соответствующих демографическому взрыву, когда естественный прирост составляет до 3% населения страны и происходит массовое движение населения из села в город, переселение на новые земли, в т.ч. в пределах своей страны, численность жителей которой составляет около 8,5 млн. человек.

Скученность проживания, низкий социально-экономический статус, недостаточность полноценного питания, стресс нахождения вдали от привычного окружения являются факторами, повышающими риск заражения туберкулезом среди мигрантов [2].

В сложившейся ситуации обостряются проблемы, связанные со здоровьем, ростом травматизма, заболеваемости инфекциями, передающимися половым путем, туберкулезом, смертности или инвалидизации мигрантов.

Гаибов М.А. - вед. научный сотрудник «НИИ экономики и демографии АН Республики Таджикистан», д.э.н.; тел.: +(992) 904 36 92 22; e-mail: [email protected]

Приток самой дешевой рабочей силы из Таджикистана в Российскую Федерацию (РФ) выгоден для руководителей государственных и частных организаций, так как способствует снижению себестоимости товаров и услуг, но невыгоден для неквалифицированных рабочих, т.к. снижает их заработки.

К середине 2017 года в РФ находилось 4,2 млн. мигрантов из различных стран, что на 300 тысяч больше, чем в 2016 году, притом она остается привлекательной для них принимающей страной. Международная организация по миграции считает, что до 900 тыс. таджикских граждан, или половина всего экономически активного населения, ежегодно выезжают на сезонные и постоянные работы за рубежом. По всей видимости, доля выходцев из Таджикистана будет расти и оказывать огромное влияние на уровень его медико-социального развития.

Цель исследования. Определить медико-социальную значимость и оценить внешнюю трудовую миграцию населения Таджикистана.

Материал и методы исследования. Использовались материалы Министерств здравоохранения и социальной защиты; экономики и торговли; труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан, Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан и Межгосударственного статистического комитета СНГ. Соответственно применялся эпидемиологический, в т.ч. ретроспективный, метод анализа полученных данных.

Результаты и их обсуждение. Миграционные процессы являются индикатором развития практически любой из сторон общества - политической, социальной, экономической, положения на рынках труда и другие. Среди выгод от трудовой миграции жителей Таджикистана важное место занимают денежные банковские переводы из РФ, объем которых в 2008 году составил 3,85 млрд. долларов США, или более 50,0% ВВП Таджикистана, а в 2016 году снизился до уровня 1,9 млрд. долларов США вследствие кризисных явлений в стране пребывания.

В частности, Комитет по защите прав трудящихся - мигрантов и членов их семей ООН отмечает нарастающую тенденцию «импортирования» женщин для коммерческой эксплуатации, включая сексуальной. При этом заключаются фиктивные браки с иностранцами или подписание с ними трудовых контрактов. Уязвимость женщин в основном обусловлена работой вне системы правовой защиты своей родной страны, которая слабо защищает своим социальным законодательством домашнюю прислугу, официанток или занятых в ночных клубах, что ставит под угрозу политическую стабильность, следовательно, и национальную безопасность.

В целом, оставаясь незаконной или неучтенной, трудовая миграция приводит к тому, что в системе общественного здравоохранения ей не

уделяется серьезное внимание, в т.ч. социально-значимым заболеваниям. Только по итогам первых трех месяцев 2017 г. в Таджикистане зарегистрировано 348 новых случаев ВИЧ-инфицированных, причем 53 (15,2%) из них относятся к трудовым мигрантам, включая пять женщин [4]. Более того, по экспертным оценкам, порядка 20% или каждый пятый из вновь обнаруженных больных туберкулезом в стране являются трудовыми мигрантами.

Внешние трудовые мигранты реально конкурируют с россиянами на рынках труда: более или менее значительная часть рабочих мест, занятых ими, составляет от 50,0% - в Москве и до 30,0% - в регионах. Остальная часть рабочих мест «отвоевывается» мигрантами в конкурентной борьбе с местным населением.

Этот процесс, таящий в себе психологические проблемы, остается плохо и слабо решаемым в принимающей стране. Для нее результаты миграции противоречивы и могут быть причиной роста безработицы, чрезмерного давления на социальную инфраструктуру или, например, способствовать концентрации криминальных элементов. Наряду с этим, они приводят к существенным изменениям демографической структуры населения как в районах выселения, так и в районах вселения мигрантов.

Основными факторами внешней трудовой миграции в условиях высокой рождаемости, многодетности, низкой занятости, падения доходов и покупательной способности большей части жителей страны являются: а) демографический рост; б) уменьшение полезных площадей на душу населения; в) преобладание горных территорий (93,0%) в общей территории республики; г) слабая материально-техническая база производства и отсутствие отраслей промышленности; д) приватизация объектов народного хозяйства и рост частной собственности.

В ряде городов РФ постепенно формируются, хотя и немногочисленные, таджикские торговые меньшинства. Их главным притягивающим фактором является наличие больших рынков с мощной неформальной инфраструктурой, где относительно легко внедряются «челноки» с их небольшим денежным оборотом, мобильностью и динамичностью.

Наибольшее число трудовых мигрантов, избравших работу в странах Центральной Азии, находятся в Узбекистане, Казахстане и Киргизии. Их доля в Узбекистане значительно снизилась с введением визового режима для передвижения граждан Таджикистана, который также существует с Туркменией.

В Киргизии и Казахстане подавляющее число трудовых мигрантов Таджикистана - это «челноки» и работники инфраструктуры рынков,

крупных центров оптовой и розничной торговли китайскими товарами во всей Центральной Азии. В частности, в Бишкеке сформировалась мощная торговая инфраструктура: развитый транспорт, соединяющий ее со многими населенными пунктами Таджикистана, товарные базы, институты -посредников, дилеров, общественное питание, гостиницы и т.д.

Проведены социально-гигиенические исследования 1073 внешних трудовых мигрантов, которые в течение 2 лет временами приезжали на родину. Образовательный уровень мигрантов несколько выше, чем у общего населения РТ в целом. Так, в 18,8% случаев они имеют высшее и незаконченное высшее образование, 27,9% - соответственно среднее специальное, 34% - среднее общее образование, 19,3% - начальное и неполное среднее образование.

Установлено, что почти 80,0% трудовых мигрантов из г. Душанбе, по 76,0% - из Согдийской и Горно-Бадахшанской областей, 60,7% - из Хатлонской области и только 58,0% - из районов республиканского подчинения хорошо знают русский язык. Такая ситуация связана с резким снижением количества учителей русского языка в отдаленных регионах, вследствие нехватки специалистов, низкой заработной платы, миграцией и переходом на работу в другие структуры.

Основные результаты и характер внешней трудовой миграции за прошедшие годы показали полную ее хаотичность и неуправляемость. Новые же механизмы, свойственные рыночной экономике, еще не задействованы.

Процесс внешней трудовой миграции превратился в одну из острых социально-экономических проблем Республики Таджикистан, который протекает, в основном, стихийно, нелегальным путем, в результате чего наносится огромный экономический ущерб не только государству, но и самим мигрантам.

В этой связи очень важно развивать эффективные и упорядоченные системы внешней трудовой миграции на основе двусторонних договоров. При этом с учетом того, что РФ останется приоритетным партнером Таджикистана, целесообразно расширение ее регионов как основных мест притока рабочей силы.

Сравнительное преимущество Таджикистана в трудовых ресурсах объективно обуславливают необходимость политики внешней трудовой миграции, а для успешной ее реализации - активного государственного регулирования для формирования оптимальных потоков, соответствующих конкретным национальным интересам страны научно обоснованными экономическими, правовыми и воспитательными мерами.

В целом стремление трудовых мигрантов легализоваться на рынке труда России в 2017 году

проявилось отчетливо, и они постепенно адаптируются к новым миграционным правилам, введенным в 2015 году Правительством РФ. В частности, речь идет о замене разрешений на работу патентами для мигрантов из безвизовых стран и к новой экономической реальности, чего нельзя сказать о российских работодателях, которые, напротив, не торопятся оформлять мигрантов.

Однако, все еще сохраняющийся низким уровень правосознания приводит к тому, что большая часть внешних трудовых мигрантов сталкивается с определенными трудностями, даже жертвами, для сохранения или обретения значимых для них выгод, получаемых в сфере теневой экономики. Тем самым, работая в неформальном секторе, они включаются и способствуют воспроизводству внеправовой трудовой практики. При этом нанимателями мигрантов из России чаще всего являются малые и средние предприятия (в 2017 году 40,3% респондентов были заняты на предприятиях с численностью работников до 10 человек, 35,7% - на предприятиях с количеством занятых от 10 до 49 человек).

Экономический кризис последних лет на отраслевом распределении мигрантов сказался не очень заметно. Существенными можно назвать изменения только в строительстве (падение доли с 23,1% в 2011 до 16,4% в 2017) и в секторе домашних хозяйств, который по привлечению мигрантов (рост с 4,4% до 8,0%) вдруг обогнал гостиницы и рестораны (рост с 6,2% до 7,1%), транспорт и связь (падение с 8,4% до 7%).

Согласно стратегии ВОЗ «Здоровье для всех в XXI веке», в Таджикистане реализовывают-ся национальные и отраслевые программы по наиболее приоритетным проблемам, в т.ч. в области миграции, в которой более чем в 70,0% случаев представлены лица в возрасте 21-39 лет, преимущественно - в 80% случаев - мужчины репродуктивного возраста.

В Таджикистане безработными считаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости. Однако, система их учета не отражает действительных тенденций в развитии рынка труда, поскольку в большинстве случаев они не регистрируются на биржах труда, предпочитая искать работу самостоятельно, переходят в состав экономически неактивного населения, оседают в домашних хозяйствах или выезжают в трудовую миграцию.

В связи с перераспределением занятости в государственном секторе с 1682 тысяч до 492,6 тыс. человек (с 68,6% до 26,2%), при интенсивном росте в негосударственном секторе - с 467 тыс. до 1571 тыс. человек (с 32,6% до 68,9%), или в 3 раза, миграционные процессы оказывают решающее влияние на социально-экономические условия и

качество жизни людей.

Как свидетельствует мировой опыт, миграцию населения практически нельзя остановить, т.к. ее отсутствие приводит к дисбалансу рынка рабочей силы и невозможности добиться устойчивого экономического развития.

Таджикистан традиционно относится к числу стран с высокой рождаемостью, которая в условиях ограниченности ресурсов и медленно снижающегося уровня бедности усугубляет имеющиеся диспропорцию в его социально-экономической сфере развитии.

Основной причиной миграции является низкий уровень заработной платы. В целом, почти у 58,4% трудовых мигрантов он был ниже среднего республиканского. По официальным данным, к середине 2017 года средняя зарплата жителей Таджикистана составляет в пределах 1083,7 сомони эквивалентная 127 долл. США, а в Кыргызстане и Узбекистане - 201 и 250 долл. США соответственно. Основополагающими причинами низкой номинальной заработной платы в нашей стране являются: теневая экономика, снижение объемов денежных переводов трудовых мигрантов и девальвация сомони.

В 2014 году более 54,0% трудовых мигрантов ежемесячно зарабатывали 350-1000 долларов США. В 90,0% случаях они отправляли деньги в свою страну через банки. Значительное падение переводов наблюдалось в 2015 г. - на 33,3%. Произошло, согласно Центробанку РФ, двойное падение переводов в Таджикистан - с 3,85 до 1,96 млрд. долларов США, т.е. на 50%.

Внешняя трудовая миграция, кроме экономической целесообразности, имеет и негативные медико-санитарные последствия, обусловленные значительным распространением инфекций, передающихся половым путем, включая ВИЧ, транзитом наркотических средств, ростом числа наркоманов; обширным рынком сексуальных услуг; недостаточной информированностью населения.

С 2004 по 2016 гг. удельный вес пораженных ВИЧ трудовых мигрантов увеличился более чем в два раза, причем до 30% холостых мигрантов в новых местах трудоустройства вступают в официальный брак. Около 40% лиц, имеющих семьи в Таджикистане, находятся в неофициальных брачных отношениях в стране пребывания.

Не случайно трудовые мигранты вместе со своими семьями относятся к группе риска этих заболеваний, причем только 68,0% из них знают о половом и других путях их передачи.

В целом, бедность и внешняя трудовая миграция служат в основном патогенетической основой развития невротических, сердечно-сосудистых, эндокринных и других заболеваний и инвалидности, число случаев которых возрастает как в

городах, так и в сельских регионах страны.

При изучении соответствующих материалов отмечается тенденция к увеличению количества умерших насильственным путем, а также от тяжелых болезней, вызванных неблагоприятными условиями труда и жизни в стране временного пребывания. Ежегодно в разных регионах РФ по разным причинам получают травму более 1000 человек и умирают 400-500 человек в молодом и трудоспособном возрасте. В этой связи правоохранительные органы соответствующих стран должны координировать свою деятельность, как для правовой оценки, так и для предотвращения правонарушений, связанных с трудовой миграцией.

Основная часть трудовых мигрантов нуждается в своем профессиональном развитии. В этих условиях вопрос трудоустройства этой категории населения превращается в вопрос их профессионального обучения.

Главная проблема 65% трудовых мигрантов из Таджикистана заключается в том, что они в большинстве случаев работают нелегального, нарушая законы принимающей страны.

Поиск места работы, как правило, зачастую имеет неформальный характер: с помощью родственников, знакомых и друзей - в 60,0% случаев, в более 25,0% случаев он осуществляется самостоятельно. При этом услугами посредников пользовались около 15,0% мигрантов.

Нередки случаи, когда работодатели вовсе отказываются платить нелегальным мигрантам за выполненную работу, при этом являясь объектом наживы различных структур, включая криминальные группы, созданные их родственниками и земляками.

В основном нелегальный характер трудовой деятельности граждан Таджикистана предопределяет то обстоятельство, что лишь малая их часть проживает в общежитиях, предоставляемых работодателями, прежде всего прибывшим лицам на законных правах. В среднем, где бы мигранты ни проживали, в одном помещении одновременно их было от 8 до 10 человек и на 1 жителя приходилось 2-4 м2 площади. Соответственно из-за несоблюдения норм проживания возникали проблемы соблюдения гигиенических правил в быту, которые часто нарушаются в силу употребления ими наркотиков, алкогольных напитков и табачных изделий.

Необходимо отметить, что 12,8% мужчин и 10,6% женщин в период пребывания в трудовой миграции имели случайные половые связи. Среди женщин-мигрантов имеются случаи рождения внебрачных детей, количество которых растет ежегодно.

Опрос мигрантов показал, что при найме на основе устной договоренности трудовые отношения

не регулируются законом, в связи с чем создаются условия для их эксплуатации, а также игнорирование работодателями комплекса трудовых прав. При этом средняя продолжительность рабочего времени составляет 10 часов, при 6-7-дневной рабочей неделе.

В 2017 году средняя продолжительность рабочей недели у иностранных работников составляла 59 часов (в 2011 году - 59,6 часов) против 39,6 у граждан России (в 2011 году - 39,9 часов).

Законодательство по охране труда предполагает необходимость многогранной деятельности государства и работодателей, направленной на охрану жизни и здоровья мигрантов в процессе труда, а также социальную защиту работников и членов их семей в случае утраты трудоспособности или смерти. Однако, соответствующие государственные органы, средства массовой информации и представители гражданского сектора очень редко обращаются к проблеме их исполнения.

Одновременно следует отметить сообщение Министерства здравоохранения РФ об обеспечении трудовых мигрантов Евразийского экономического союза и членов их семей бесплатным медицинским страхованием (ОМС). Полис ОМС для трудовых мигрантов будет приобретать работодатель, после чего они смогут получать медицинскую помощь бесплатно соответствующей по программе.

Из общего числа трудовых мигрантов только 7% имеют на руках полис обязательного медицинского страхования, который по трудовому законодательству РФ необходим при трудоустройстве. Из программ профилактики туберкулеза выпадают неработающие члены семей, включая детей, находящиеся с ними в РФ. Так, число трудовых мигрантов - граждан Таджикистана, имеющих ОМС, составляет всего лишь 5%, у граждан Узбекистана и Кыргызстана - 9% [2].

Таким образом, затронутые выше проблемы медико-социального характера, необходимость решения которых отражена в законопроектах «О трудовой миграции» и «О частных агентствах занятости», до настоящего времени не стали менее острыми. Их судьба неизвестна, несмотря на существующий соответствующий План мероприятий, разработанный в 2013 г., и особые поручения Президента Таджикистана в послании 2015 г. Маджлиси Оли Республики Таджикистан.

Выводы

1. Основными факторами внешней трудовой миграции в условиях высокого уровня естественного прироста населения, низкой его занятости, падения доходов и покупательной способности являются: снижение полезных площадей на душу населения, преобладание в стране горных территорий, слабые материально-техническая и производственная базы отраслей народного хозяйства.

2. Характер внешних миграционных процессов населения страны является показателем развития общества в правовом, политическом, социально-экономическом, медико-санитарном аспектах.

3. В стране временного пребывания отмечается недостаточный доступ трудовых мигрантов к медико-социальным услугам на всех этапах их оказания, а также рискованный образ жизни приводит к заражению различных инфекций социального характера, чему способствует, в том числе, их нелегальный статус.

4. Состояние внешней трудовой миграции и возможности превращения ее в важнейшую форму международных экономических отношений, требует законодательного подкрепления, создания и использования соответствующего режима государственного регулирования,

^ГАИБОВ М.А., 2ГОИБОВ А.Г., 'ЛУКЬЯНОВ Н.Б., 3КУЛОБИЕВА Р.Т.

включая расширение центров домиграционной подготовки.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

ЛИТЕРАТУРА

1. Азизова З.Н., Каноатов Д.Я. Некоторые вопросы репродуктивного здоровья и поведения внешних трудовых мигрантов Республики Таджикистан // Здравоохранение Таджикистана.- 2009.- №3. - С.87-89

2. Вопросы доступа мигрантов к мероприятиям по раннему выявлению, диагностике, профилактике и лечению туберкулеза и туберкулеза, сочетанного с ВИЧ-инфекцией (аналитический обзор).- Москва, 2016. - 68 с.

3. Пачи П. Гендерные проблемы в странах с переходной экономикой / пер. с англ.; М.: Весь мир, 2003. - 188 с.

Л

ЧАНБА^ОИ ТИББИИ-ИЧТИМОИ ВА ПРОБЛЕМАМИ МУ^ОЧИРАТИ МЕ^НАТИИ ХОРИЧДИ ША^РВАНДОНИ ТОЧИКИСТОН

'МД «Пажу^ишго^и тибби профилактикии Точикистон»

2Пажухишго^и иктисодй ва демографияи Академияи илм^ои Чум^урии Точикистон 3МД «Маркази миллии солимии репродуктивй»-и ВТ ва ^ИА ЧТ

К'алимачои калидй: беморшавй, мудочирати меднатй, бозори меднат, фарогирй, хизматрасонидои маишй.

Дар мацола маълумот%ое оварда шудаанд, ки хусусият%ои вазъи имрузаи рушди ицтисодй ва со%аи тибби ицтимоиро дар Тоцикистон нишон меди%анд, %адду %удуди му%оцирати ме%натиро, ки ба доираи он сад%о %азорон ша%рвандони цобили ме%нат аз 8,5 млн. ахолии цущурй фаро гирифта шудаанд, муайян мекунанд. Мацмуи сабаб%о ва омил%ои зеринро фарогир мебошад: сат%и баланди таваллуд-то 3 фоизи %арсола, сат%и пасти ММД ва даромад ба %ар як нафар а%олй-мутаносибан бештар аз 1000 то 130 доллари ШМА. Саъю кушиши му%оцирати ме%натй барои ба таври расмй ба бозори ме%нати Федератсияи Россия ворид шудан ба назар мерасад ва ин имкон меди%ад, ки дастрасии ощо ба хизматрасонщои тиббй-ицтимоии аз цониби давлати цабулкунанда барои ощо пешнщодша-ванда бештар гардад, инчунин ца%ду цадали ощо ба%ри дар фазои %уцуци %амкорщои марбутаи байналмилалй царор гирифтан мушо%ида мегардад.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.