Научная статья на тему 'МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ'

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
4
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современная молодежь / здоровый образ жизни / вредные привычки / COVID-19 / иммунитет / modern youth / healthy lifestyle / bad habits / COVID-19 / immunity

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Туголбай Мамаев, Фазлиддин Муйдинов, Рахима Гайназарова, Бекболот Аринбаев

В работе рассматривается отношение студенческой молодежи к формированию здорового образа жизни по данным анкетирования. В опросе приняло участие 180 студентов медицинского и других факультетов ОшГУ, из которых 85 (47,3%) составляют юноши и 95(52,7%) девушки. Установлено, что опрошенные студенты имеют достоверные знания в сфере здорового образа жизни, но применяют их на практике не в полной мере. Большинство студентов 65% оценивают свое здоровье как хорошее и в основном предпочитают проводить свободное время за компьютером/у телевизора или проводят время с друзьями. 56,5 % опрошенных считают, что общая обстановка в университете способствует формированию ЗОЖ среди студентов, 27,2 % считают недостаточным и 16,3 % считают, что условия не способствует формирования ЗОЖ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Туголбай Мамаев, Фазлиддин Муйдинов, Рахима Гайназарова, Бекболот Аринбаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL AND SOCIAL IMPORTANCE OF A HEALTHY LIFESTYLE FOR THE FORMATION OF HEALTH OF STUDENTS

The work considers the attitude of student youth to the formation of a healthy lifestyle according to the survey data. The survey was attended by 180 students of medical and other faculties of OSHU, of which 85 (47.3%) are boys and 95 (52.7%) girls. It was established that the students surveyed have reliable knowledge in the field of a healthy lifestyle, but they are not fully applied in practice. Most students 65% evaluate their health as good and mostly prefer to spend free time at the computer/by the TV or spend time with friends. 56.5 % of respondents believe that the total situation at the university contributes to the formation of lifestyle among students, 27.2 % consider it insufficient and 16.3 % believe that the conditions do not contribute to the formation of healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ»

МЕДИЦИНА

УДК 616.017.1 +616,9 -084 https://doi.org/10.52754/16948610 2023 1 1

СЕРГЕК ЖАШОО ОБРАЗЫНЫН СТУДЕНТТЕРДИН САЛАМАТТЫГЫН КАЛЫПТАНДЫРУУДАГЫ МЕДИКО-СОЦИАЛДЫК МААНИСИ

Мамаев ТуголбайМамаевич, м.и.д., профессор mamaev_tugolbay@mail. т Муйдинов Фазлиддин Фаезидинович, м.и.к., доцент

fmшdmov@,oshsu. kg Гайназарова Рахима Гайназаровна, окутуучу

gaynazarova68@mail.ru Аринбаев Бекболот Сапарбекович, ага окутуучу

bebolotarinbaev@gmail.com Ош мамлекеттик университети Ош, Кыргызстан

Аннотация. Макалада изилдввнYн маалыматтары боюнча студент жаштардын сергек жашоо образын калыптандырууга болгон мамилеси изилденет. Сурамжылоого ОшМУнун медициналык жана башка факультеттеринин 180 студенти катышкан, анын ичинен 85 (47,3%) балдар жана 95 (52,7%) кыздар. Сурамжылоого катышкан студенттердин сергек жашоо образы жаатында ишенимдYY билимдери бар экени, бирок аларды иш ЖYЗYндв толук колдонбой жаткандыгы аныкталат. Студенттердин квпчYЛYгY 65% ден-соолугун жакшы деп баалашат жана квбYнчв бош убактысын компьютерде/телевизордо вткорYYHY же достору менен вткврYYHY жактырышат. Сурамжылоого катышкан 56,5 % университеттеги жалпы чвйрв студенттердин сергек жашоо образын калыптандырууга квмвктвшвт деп эсептесе, 27,2% жетишсиз жана 16,3% сергек жашоо образын калыптандырууга шарт тYзбвйт деп эсептешет.

Ачкыч свздвр: заманбап жаштар, сергек жашоо, жаман адаттар, CОVID- 19, иммунитет.

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

Мамаев Туголбай Мамаевич, д.м.н., профессор mamaev_tugolbay@mail. т Муйдинов Фазлиддин Фаезидинович, к.м.н., доцент

fmшdmov@,oshsu. kg Гайназарова Рахима Гайназаровна, преподаватель

gaynazarova68@mail.ru Аринбаев Бекболот Сапарбекович, ст.преподаватель

bebolotarinbaev@,gmail.com Ошский государственный университет

Ош, Кыргызстан

Аннотация. В работе рассматривается отношение студенческой молодежи к формированию здорового образа жизни по данным анкетирования. В опросе приняло участие 180 студентов медицинского и других факультетов ОшГУ, из которых 85 (47,3%) составляют юноши и 95(52,7%) девушки. Установлено, что опрошенные студенты имеют достоверные знания в сфере здорового образа жизни, но применяют их на практике не в полной мере. Большинство студентов 65% оценивают свое здоровье как хорошее и в основном предпочитают проводить свободное время за компьютером/у телевизора или проводят время с друзьями. 56,5 % опрошенных считают, что общая обстановка в университете способствует формированию ЗОЖ среди студентов, 27,2 % считают недостаточным и 16,3 % считают, что условия не способствует формирования ЗОЖ.

Ключевые слова: современная молодежь, здоровый образ жизни, вредные привычки, COVID-19, иммунитет.

MEDICAL AND SOCIAL IMPORTANCE OF A HEALTHY LIFESTYLE FOR THE FORMATION OF HEALTH OF STUDENTS

Mamaev Tugolbai Mamaevich Doctor of Medical Sciences, Professor mamaevJugolbay@mail.ru Muidinov Fazliddin Faezidinovich, Candidate of medical sciences, Associate Professor

fmuidinovao.sh.su.kg Gaynazarova Rakhima Gaynazarovna, Lecturer

gaynazarova68@mail.ru Arinbaev Bekbolot Saparbekovich, Senior Lecturer bebolotarinbaev@,gmail.com Osh State University Osh, Kyrgyzstan

Abstract. The work considers the attitude of student youth to the formation of a healthy lifestyle according to the survey data. The survey was attended by 180 students of medical and other faculties of OSHU, of which 85 (47.3%) are boys and 95 (52.7%) girls. It was established that the students surveyed have reliable knowledge in the field of a healthy lifestyle, but they are not fully applied in practice. Most students 65% evaluate their health as good and mostly prefer to spend free time at the computer/by the TV or spend time with friends. 56.5 % of respondents believe that the total situation at the university contributes to the formation of lifestyle among students, 27.2 % consider it insufficient and 16.3 % believe that the conditions do not contribute to the formation of healthy lifestyle.

Key words: modern youth, healthy lifestyle, bad habits, COVID-19, immunity.

Введение.

Актуальность. Здоровый образ жизни на сегодняшний день очень важная тема. Особенно эта тема актуальна в период COVID-19. Последние два года жизнь показала, что ЗОЖ надо обязательно вводить в обыденную жизнь людей, особенно среди молодежи. Статистика показывает, что умершие от COVID-19, это люди пожилого возраста или люди, которые не вели здоровый образ жизни.

Именно это и заставил людей заниматься спортом, заботиться о своем здоровье и правильно питаться. Это конечно касается людей всех возрастов, но в особенности молодежи. Результаты научных исследований показывает, что молодежь все же имеют достоверные знания в сфере здорового образа жизни, но применяют их на практике не в полной мере. [1-3]

Основными проблемами у современной молодежи являются признаки нездоровой жизни: зависимость от компьютера и телефона, малоподвижный образ жизни, пристрастие к фастфуду, курению, алкоголю и энергетическим напиткам. Так же, к университетским факторам риска можно отнести огромные учебные нагрузки в учебном процессе, отсутствие специализированной работы по мотивации, пропаганде и формированию ценностной ориентации на здоровый образ жизни [4-7].

Целью данной исследовательской работы была выявить отношение студентов ОшГУ к формированию здорового образа жизни. Для этого были поставлены следующие задачи:

- выявить, что понимают студенты под здоровым образом жизни;

- установить отношение студентов к здоровому образу жизни;

- узнать, хотят ли молодежь заботиться о своем здоровье;

- изучить условия обучения студентов ОшГУ.

Материалы и методы исследования. Методом социологического исследования были выбраны метод анкетирования и статистический анализ. Полученная информация обрабатывалась вручную и при помощи компьютера.

Предмет исследования: представление и факторы формирования здорового образа жизни в студенческой среде.

Объект исследования: студенты Ошского государственного университета.

Результаты исследования и их обсуждения. В опросе приняло участие 180 студентов медицинского и других факультетов ОшГУ, из которых 85 (47,3%) составляют юноши и 95(52,7%) девушки (рис.1), в возрасте от 17 до 25 лет и старше. В основном участвовали от 19 до 23 лет, что составляет 77,1 %. Из них 95,9 % обучаются на очной и 4,1 на вечерней/ заочной % форме.

9

юноши ■ девушки ■

Рис.1. Структура опрошенных по полу.

61,8 % опрошенных поступили в университет сразу после школы, 16 % поступили после окончания медицинского колледжа, а 13,7% работали в медицинских и 6,6% других учреждениях.

59,5% приехали из других регионов и снимают квартиру (47,3%) или проживают в общежитиях (12,2%), 32,8% родились в городе и живут с родителями, а 7,6% имеют собственное жилище (рис.2).

50 40 30 20 10 0

квартира общежитие с родителями соб.жилище

Рис.2. Место проживания (в %)

68,7 % опрошенных считают условия жизни как хорошие, 28,2 % как удовлетворительные и 3,1 % как не удовлетворительные. Все это может повлиять на здоровье и учебный процесс студентов.

Основными негативными факторами в учебном процессе студентов являются: отсутствие конкретного режима дня; пассивная физическая активность, т.е. малоподвижный образ жизни, отсутствие организации правильного питания; лишний вес, курение, снижение иммунитета и другие. На вопрос: «Как Вы оцениваете свое здоровье?» большинство респондентов-99 (55 %)- дают «хорошую» оценку, «удовлетворительное» оценили 77 (42,7%) респондента и 4 (2,3%) студентов оценивают своё здоровье как неудовлетворительное. (рис. 3).

Рис.3. Оценка своего здоровья.

На вопрос: "Есть ли генетические болезни в Вашей семье?» ответили -Генетические проблемы не имеют 87 % опрошенных студентов, а 6,9 % опрошенных студентов даже не знают есть ли какие-то генетические проблемы в их семье.

О понятии «Здоровый образ жизни» студенты ответили следующее:

- отсутствие болезни - 13,8 %;

- правильное питание - 34.2 %.

- занятие спортом - 26,3%.

- отказ от вредных привычек - 13,9%.

- соблюдение личной гигиены - 28,6%.

- ведение ЗОЖ- 27,8 %

- положительные эмоции - 5,6%.

- сохранения здоровья - 5,6 5

- здоровый сон- 5,6%.

Результаты исследования показали, что студенты на первое место ставят правильное питание, личную гигиену, ведение здорового образа жизни, физическую активность, отказ от вредных, режим труда и отдыха, отсутствие болезни и т.д.[4] (рис.4.)

режим труда и... 14,2

отказ от. полож.эмоции

13,9

5,6

сохр.здоровья 5,6

отсутствие болезни ^^^^^^^^^^^^^ 13 8

личная гигиена

28,6

прав.питание 34,2

ЗОЖ 27,8

спорт 26,3

0 5 10 15 20 25 30 35 40

Рис. 4. Понятие о здоровом образе жизни (в %).

Как всем известно, здоровье человека в любом возрасте зависит от образа жизни. Соблюдение здорового образа жизни - это гарантия к хорошему самочувствию в любом возрасте [4]. Большая часть опрошенных - 82,4 % считают, что необходимо вести здоровый образ жизни. 9,2 % ответили, что необходимости нет, а 8,4 % затруднились ответить.

Результаты исследования показали, что из всех опрошенных 6,1 % почти не ведут здоровый образ жизни, 19,9 % стараются вести примерно на 30-40 %. 37,4 % ответили, что соблюдают здоровый образ жизни примерно на 5060 %, 23,7 % на 70-80 % и всего лишь 13 % ответили, что соблюдают на 90100 %. (рис.5)

Рис.5.Структура соблюдения ЗОЖ.

На вопрос «Из каких источников Вы предпочитаете получать информацию оздоровим образе жизни?» большинство - 51,9 % ответили, что получают информацию из научных работ в области ЗОЖ, от специалистов, 31,3 % из СМИ. 16,8 % считают, что им совсем не интересна эта тема.

Если 69,5 % опрошенных хотят вести более здоровый образ жизни, то 14,5 % устраивает такой же образ жизни, как в данный момент они ведут. А 16 % считают, что эта проблема их не волнует. И на вопрос: «Что Вы делаете, чтобы сохранить здоровье?» - 17,6 % ответили, что занимаются спортом, посещают спортивные секции,19,1 % отказываются от вредных привычек, 19,1 % стараются соблюдать режим дня, 19,8 % соблюдают санитарно-гигиенические нормы, 13 % стараются правильно питаться. А 7,6 % ничего не делают.

На вопрос: «Можете ли Вы себе позволить посещение различных спортивных секций, залов, бассейна и т.д.?» - 51,1: %ответили, что не могут,

так как у них нет времени, 17,6 % ответили, что им не позволяют финансовые проблемы, 8,4 % могут себе позволить, но не видят в этом никакого смысла. Но все-таки 22,9 % регулярно посещают спортивные секции, залы. (рис.6)

60 -

50 -

40 -

30 -22,9

20 10 0

51,1

I

8,4

регулярно не видят в этом нет времени нет финансов

посещают смысла

Рис. 6. Структура возможности посещения спортивных секций, залов, бассейна и т.д. (в %)

В основном большинство студентов отрицательно относятся к употреблению алкоголя (86,3 %), курению (84 %), что оказывает положительное влияние на здоровье. Но, все же определенные лица на вопрос «Имеете ли Вы вредные привычки?» ответили «да»: 16,8 % имеют вредных привычек, но большинство ответили «нет» (62,6%). Если 6,9 % ответили, что бросили, то 13,7 % ответили, что приобрели за последние годы.

Обучение в высшем учебном заведении, особенно в медицинском факультете является стрессом для большинства студентов. Стрессовые состояния могут отрицательно влиять на трудоспособность студентов [5]. На вопрос «Можете ли Вы расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая к алкоголю, курению или таблеткам?» 64,1 % ответили «да», 31,3 % ответили «нет». А 4,6 % ответили «редко, но это мне не удается».

Выводы.

1. Студенты все же имеют достоверные знания в сфере здорового образа жизни, но применяют их на практике не в полной мере.

2. Более 65% (67,4%) оценивают свое здоровье как хорошее и в основном предпочитают проводить свободное время за компьютером/у телевизора или проводят время с друзьями.

3. На вопрос, можете ли Вы себе позволить посещение различных спортивных секций, залов, бассейна и др. 51,1 % ответили, что у них нет времени заниматься, 18,5% ответили, что финансы не позволяют, 9,8 % считают, что в этом нет смысла и только 20,7 % занимаются регулярно.

4. 56,5 % опрошенных считают, что общая обстановка в университете способствует формированию ЗОЖ среди студентов, 27,2 % считают недостаточным и 16,3 % считают, что условия не способствует ФЗОЖ.

Литература

1. Иванхенко, Г.А. Здоровьесберегающие технологии в системе вузовского образования: социологический анализ / Г.А. Ивахненко // Социология медицины. - 2010. -№ 1. - С. 30-33.

2. Блинова, Е.Г. Основы социально-гигиенического мониторинга условий обучения студентов высших учебных заведений / Е.Г. Блинова, В.Р. Кучма // Гигиена и санитария, - 2012. - №1. -С.35-40.

3. Ханевская Г.В., Наумов А.Г. Обеспенчение охраны здоровья студентов в ВУЗах. // Сб. статей 10-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием . Под общей редакцией Н.В. Третьяковой. 2020. С. 290-297

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ильмушкин Г.М., Пархаева О.В., Судакова Ю.Е. Воспитание физических качеств у студентов технологического института на занятиях физической культурой // Научное мнение: науч. ж. 2014. № 8. С. 54-61

5. Ильмушкин Г.М. Модель охраны труда и здоровья студентов специальной медицинской группы в условиях ВУЗа // Самарский научный вестник. 2016. № 1 (14) С. 156-160.

6. Гончарова Г. А., Миннибаев Т. Ш., Состояние здоровья студентов и основные задачи университетской медицины // Здоровье населения и среда обитания, 2012, № 3. С.128-29.

7. Кленцова М,Н., Чурилов А.В., Свиридова В.В. Охрана здоровья преподавателей и студентов на кафедре акушерства и гинекологии.// Вестник гигиены и э\пидемиологии. 2021.-№ 1. С. 98-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.