Научная статья на тему 'Медико-санитарная деятельность органов городского самоуправления в Сибири в годы Первой мировой войны и период социальных катаклизмов (1914 начало 1918 гг. )'

Медико-санитарная деятельность органов городского самоуправления в Сибири в годы Первой мировой войны и период социальных катаклизмов (1914 начало 1918 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
311
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / СОЦИАЛЬНЫЕ КАТАКЛИЗМЫ / ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МЕДИЦИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЕННО-САНИТАРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FIRST WORLD WAR / SOCIAL CATACLYSMS / THE CITY ADMINISTRATION / THE MEDICAL ACTIVITY / THE MEDICAL AND SANITARY ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чудаков Олег Валерьевич

Рассматриваются основные направления в медико-санитарной деятельности органов городского самоуправления в Сибири в годы Первой мировой войны и период социальных катаклизмов (1914 — начало 1918 гг.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Чудаков Олег Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Medical and sanitary activity of municipal authority in Siberia in the years of First World War and the period of social cataclysms (1914 — beginning in 1918)

The main directions in medical and sanitary activity of municipal authority in Siberia in the years of the First World War and the period of social cataclysms (1914 — began 1918).

Текст научной работы на тему «Медико-санитарная деятельность органов городского самоуправления в Сибири в годы Первой мировой войны и период социальных катаклизмов (1914 начало 1918 гг. )»

УДК. 930

О. В. ЧУДАКОВ

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СИБИРИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И ПЕРИОД СОЦИАЛЬНЫХ КАТАКЛИЗМОВ (1914 - НАЧАЛО 1918 гг.)__________________________________

Рассматриваются основные направления в медико-санитарной деятельности органов городского самоуправления в Сибири в годы Первой мировой войны и период социальных катаклизмов (1914 — начало 1918 гг.).

Ключевые слова: Первая мировая война, социальные катаклизмы, городское самоуправление, медицинская деятельность, военно-санитарная деятельность.

В годы Первой мировой войны на органы местного самоуправления наряду с оказанием помощи пострадавшим от войны, управлением городским хозяйством и заботой о благоустройстве городов была возложена обязанность по заведованию медико-санитарной деятельностью. Особое внимание к вопросам медицины и санитарной части в эти годы объяснялось объективными причинами: высоким уровнем заболеваемости и смертности населения и постоянной опасностью возникновения эпидемий в связи огромным количеством призывников, следовавших через города на фронт, военнопленных и беженцев, которые размещались в городских помещениях.

Для работы многих городских лечебных учреждений — больниц, родильных домов, амбулаторий — было характерно в этот период времени сильное переполнение и огромное количество отказов в приеме лиц, нуждающихся в оказании медицинской помощи из-за отсутствия мест и ничтожно малого количества медицинского персонала. Так, например, 27 февраля 1915 г. гласные Томской городской думы постановили просить освободить всех городских врачей от призыва на войну, т.к. во время эпидемий в городе просто не хватало врачей [1]. По свидетельству газеты «Жизнь Алтая» в Барнауле после призыва на военную службу единственного врача инфекционной больницы она длительный срок не функционировала [2]. В Омске, например, если в 1914 г. было 37 врачей, то в 1915 г. их число составило только 23 [3].

В годы войны, в связи с наплывом беженцев, военнопленных, раненых и больных воинов, городские общественные управления пошли по пути открытия временных лечебных учреждений, так как средств на строительство новых больниц просто не хватало. В результате этого многие городские самоуправления ходатайствовали перед правительственными учреждениями о предоставлении пособий на указанные цели. 12 мая 1915 г. Томская городская дума возбудила ходатайство о постройке в городе силами и средствами городского общественного управления за счет военного ведомства больницы «для заразных больных военнопленных и дезинфекционную камеру с прачечной при ней». Впоследствии это ходатайство было удовлетворено и

отпущено на постройку 330 тыс. руб. [1, л. 556]. На средства городского общественного управления в феврале 1915 г. было организовано для 10 тыс. военнопленных две больницы — одна на 400 и другая, инфекционная, на 300 кроватей [1, л. 237]. В Новони-колаевске для успешной борьбы с эпидемиями необходимы были новые больницы, так как существовавших не хватало, но за период 1914—1917 гг. в городе был построен только небольшой холерный барак. Под военные лазареты отводились корпуса учебных заведений и общественные здания. Для размещения больных военнослужащих и пленных городские власти прибегали к найму частных квартир. Поэтому 25 июня 1916 г. Новониколаевская городская управа ходатайствовала перед губернскими и центральными властями о выделении средств на строительство второй инфекционной больницы [4]. В Иркутске городская дума еще в октябре 1914 г. решила выделить 2000 руб. на открытие инфекционных бараков на 20 коек в связи с развитием эпидемии скарлатины [5]. В Омске 6 марта 1916 г. состоялось открытие лазарета Красного Креста на 100 кроватей, созданного на добровольные пожертвования жителей Омска и Акмолинской области [6].

Активную помощь в открытии лечебных заведений и предоставлении финансовых средств на разного рода медико-санитарные мероприятия оказывал Всероссийский союз городов. На средства союза проектировалось открыть инфекционные отделения и санитарные пункты в Томске, Барнауле, Новониколаевске, Омске, Тюмени, Иркутске и других городах [7]. В Омске местным комитетом Союза городов в 1916 г. была открыта больница на 300 коек [8]. Курганская городская дума 16 марта 1915 г. ходатайствовала перед главным комитетом Всероссийского союза городов о выдаче пособия в 50 тыс. руб. на мероприятия по предупреждению инфекционных заболеваний среди населения города, а также солдат и военнопленных, расквартированных здесь в значительном количестве [9]. В то же время курганским общественным организациям было предложено более активней участвовать совместно с городскими властями в противоэпидемических мероприятиях, а также в установлении санитарного

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012

надзора за «наиболее уязвимым» городским населением с устройством «заразных» бараков и обсервационных пунктов в местностях, представляющих наибольшую опасность в этом отношении [10]. Таким образом, несмотря на общее увеличение объема госпитального лечения в некоторых сибирских городах, медицинская помощь населению была фактически сокращена.

При таком положении вещей представители городов для осуществления намеченных мер, а также на случай возникновения эпидемий (в частности, для устройства дезинфекционных камер и инфекционных бараков, усиления ассенизационного обоза, на закупку медикаментов и др.), использовали право ходатайствовать перед правительственными учреждениями и центральным комитетом союза городов о денежных безвозвратных субсидиях. Особое внимание обращалось на медицинское обслуживание непосредственных жертв войны. Сюда же направлялась и большая часть денежных ассигнований.

Причина неудовлетворительной организации медицинской помощи городскими самоуправлениями, за редким исключением, заключалась в нехватке денежных средств и в недостаточной организации больничного хозяйства городов. Из-за отсутствия специальных кредитов расходы на содержание больничных учреждений выделялись обычно из городского бюджета. Взимаемая за лечение плата, большая часть которой числилась в недоимках за неимущими, из года в год переписывалась, пока не сбрасывалась со счета доходов как безнадежная.

При составлении годовой сметы на содержание больничных учреждений выделялось не столько, сколько действительно было необходимо, а столько, сколько можно было ассигновать без ущерба для других потребностей городского хозяйства. Результаты такой финансовой политики отрицательно сказывались на состоянии медицинской и санитарной частей, но другого выхода для городских самоуправлений закон не предоставлял. Всякое повышение ассигнований на эти цели отрицательно влияло на развитие других направлений деятельности. В результате неудовлетворительного состояния медико-санитарной части в сибирских городах были достаточно высокие показатели общей и детской смертности и распространены инфекционные заболевания.

В Новониколаевске, например, война расстроила и без того слабо развитую сеть здравоохранения. В 1916 г. на 80-тысячное население города приходилось всего две городские больницы с тремя врачами и несколько частных врачей [11]. В 1916 г. медицинские учреждения в Барнауле были представлены городской больницей на 50 коек с двумя врачами, инфекционной больницей с одним врачом, амбулаторией с фельдшерским приемом и одной аптекой. Кроме того, в городе имелось 12 частнопрактикующих врачей [12]. В Омске в 1915 г. существовала городская больница, состоявшая из пяти отделений, имелся эпидемический барак и городская амбулатория. В Тюмени имелась лишь одна городская больница на 60 кроватей и амбулатория [13]. В Кузнецке всё городское население обслуживалось в одной единственной участковой крестьянской больнице, рассчитанной для сельских крестьян, т.к. город не имел своей собственной даже «маленькой больнички». Городские власти выделяли на ее содержание всего 300 руб. в год, которых не хватало даже на самое необходимое. Как в дальнейшем резюмировала газета больница «влачит самое жалкое существование» [14]. Хуже всего дело обстояло в Тобольске, так как здесь

городской больницы не было вообще. Жители города вынуждены были получать медицинскую помощь в бесплатной лечебнице для бедных, либо в ведомственных больницах [15]. В Иркутске для инфекционных больных имелось лишь 160 коек, которых не хватало даже в мирное время [16].

Важное значение в деятельности сибирских городских самоуправлений имела санитарная работа, в развитии которой в годы войны была сделана попытка наладить более тесные связи с городским населением путем создания городских санитарных по-печительств. Были проведены меры по улучшению деятельности торгово-санитарного надзора и санитарных станций. Однако деятельность городских самоуправлений в Сибири в области санитарии носила больше паллиативный характер, что объяснялось невозможностью в короткий срок существенно улучшить условия жизни. К тому же немногочисленному медицинскому персоналу было трудно бороться с различными эпидемиями, которые являлись результатом плохого санитарного состояния городов, скученности населения, острой нехватки медикаментов.

Согласно распоряжению Верховного начальника санитарной и эвакуационной части, обязанности по принятию противоэпидемических мер возлагались в городах на городские управы и поэтому им предлагалось принять все зависящие меры к недопущению эпидемий, а в случае возникновения их — к скорейшей ликвидации, для чего создавались специальные городские комиссии по борьбе с эпидемическими заболеваниями [17]. В частности, в Иркутске в апреле 1915 г. был создан городской подготовительный санитарный совет, который стал привлекать к своей деятельности городские общественные силы для борьбы с антисанитарией [18]. Однако в связи с отсутствием денежных средств у города дума на заседаниях в октябре и ноябре 1915 г. приняла решение ходатайствовать хотя бы о выделении 50 тыс. руб. из средств Высочайше утвержденной комиссии по борьбе с чумой и холерой на обустройство помещений дачи «Звездочка» под инфекционные бараки и размещения дезинфекционной камеры, а также постройки новых «заразных» бараков в Глазковском и Знаменском предместьях [19]. Параллельно Иркутский комитет Всероссийского союза городов весной

1915 г. наметил ряд общих противоэпидемических мероприятий, которые заключались преимущественно в регистрации и изоляции инфекционнобольных, в удалении нечистот и др. [20].

4 августа 1915 г. Тобольская городская комиссия о мерах предупреждения и борьбы с чумой постановила отпустить на противоэпидемические мероприятия городскому общественному управлению 33750 руб. [21]. Томская городская дума на заседании 28 апреля 1915 г. ходатайствовала о выдаче из государственной казны 470 тыс. руб. для принятия мер по предупреждению и борьбе с различными инфекционными заболеваниями [1, л. 404]. В Омске на заседании городской думы 27 февраля 1915 г. гласные утвердили смету расходов по «предупреждению и борьбе с могущей развиться эпидемией в г. Омске в 1915 г.» в размере 175600 руб., из которых 164 тыс. руб. предполагалось просить у Всероссийского союза городов как безвозвратное пособие. В эти мероприятия входило создание вне города обсервационного пункта, в котором прибывающие военнопленные могли быть размещены на время болезни [17, л. 148].

Но, несмотря на принимаемые меры, эпидемиче-

ские заболевания в некоторых городах принимали угрожающие размеры и сопровождались массовой смертностью. В августе 1915 г. в новониколаевских городских больницах появились первые больные холерой. Очагом распространения холеры и других кишечных заболеваний (брюшного тифа, дизентерии) были реки Каменка и Обь, загрязненные сточными водами [4, с. 210]. При отсутствии водопровода, имевшиеся 3 артезианских колодца не могли обеспечить город доброкачественной водой. На окраине воду брали прямо из рек. По официальным данным, в 1915 г. в городе болело холерой, брюшным тифом и дизентерией около 2000 чел., умерло 400 чел. [4, с. 210]. Но уже к августу 1916 г. ситуация в городе немного изменилась к лучшему, что было связано с устройством 3 новых колодцев и 2 были в стадии завершения, в увеличении ассенизационного обоза, в строительстве «заразного» барака на 76 коек, прачечной и бани [22]. В Иркутске после появления военнопленных и беженцев, проявилась угроза занесения тифа и холеры. В связи с чем городские власти просили у Кузнецовской больницы предоставить ей барак для больных скарлатиной, уплачивая больнице по 65 коп. за каждого больного в день [23]. Но вспышки эпидемических заболеваний не прекратились и в

1916 г. В Барнауле городские власти в целях предотвращения развития холерных заболеваний, которые возможны были со стороны приезжих из Новонико-лаевска и Камня, разрешили временно бесплатно отпускать воду населению из всех городских колодцев и некоторых частных лиц [24].

Особый аспект имела военно-санитарная работа органов городского самоуправления. В сибирских городах эшелоны призывников, проходившие через них на запад, масса пленных и беженцев способствовали распространению различных инфекционных заболеваний. Развитие эпидемий в городах обычно начиналось с железнодорожных вокзалов, всегда забитых людьми, вынужденными пользоваться питьевой водой непригодной к употреблению. Поэтому сеть противоэпидемических госпиталей и изоляционных пунктов, организованных городскими самоуправлениями, являлась в определенной степени своеобразным заслоном от проникновения различных инфекционных заболеваний вглубь города. Так, областной съезд представителей городов Западной Сибири выразил пожелание «...в борьбе с эпидемиями устроить на пунктах проникновения заразы таких изоляционных пунктов, которые устраняли бы возможность дальнейшего ее движения» [17, л. 222]. В связи с этим западносибирский областной комитет Всероссийского союза городов просил Тюменскую городскую думу рассмотреть вопрос об устройстве карантинно-обсервационного пункта в городе на 10 тыс. человек. Со своей стороны, городское общественное управление выразило согласие на оказание «...посильного содействия к устройству в Тюмени изоляционного пункта для пленных» [25]. Иркутская городская дума на заседании 7 апреля 1915 г. приняла решение ходатайствовать перед военным ведомством об устройстве на военно-остановочном пункте при ст. Иннокентьевской обсервационных пунктов для прибывающих военнопленных [20, л. 146].

В угрожающе антисанитарном состоянии находились помещения, занятые войсками и военнопленными, а также прилегающие к этим зданиям дворы и площади. В большинстве городов не было канализации и водопровода. В Новониколаевске, например, в проруби, где горожане брали воду, полоскалось белье инфекционной больницы. На весь

Закаменский район имелся один колодец, принадлежавший частному лицу, и жители пользовались речной водой, загрязненной навозом и мусором. В апреле 1916 г. новониколаевский городской голова сообщил губернатору, что поселок «Порт-Артур», самовольно заселенный 118 семьями рабочих и служащих, находился «...в самом антисанитарном и антигигиеническом состоянии и был очагом различных эпидемических заболеваний» [26].

Курганская городская дума на чрезвычайном заседании 16 марта 1915 г., заслушав доклад городской санитарно-медицинской комиссии, постановила выделить средства на устройство 4 новых колодцев и улучшение старых питьевых колодцев для снабжения городского населения хорошей питьевой водой [27]. Томская городская дума на заседании 2 июня 1915 г. постановила ходатайствовать перед противочумной комиссией о выдаче городу пособия в размере 150 тыс. руб. на осуществление противоэпидемических мероприятий: на увеличение ассенизационного обоза, дренажирование некоторых улиц города, на устройство канализации и др. [1, л. 515 — 516.]. Весной 1916 г. городская дума ходатайствовала перед Всероссийским союзом городов о выдаче городу пособия в сумме 27250 руб. на усиление городского ассенизационного обоза и приглашение трех санитарных врачей [28]. В Барнауле, из-за отвратительного санитарного состояния, полицейскими надзирателями предпринимались систематические обходы обывательских дворов для наблюдения за их санитарным состоянием, а также улиц, куда некоторые домовладельцы сваливали всевозможные отбросы [29].

В Канске комитет общественного здравия произвел осмотр городских окрестностей, площадей, дворов, занятых постоем и др., которые оказались «обложены назьмом, отбросами, экскрементами; на площадях жижи навоза, во дворах навоз». В результате, городская дума создала особую санитарную комиссию и постановила принять меры для немедленного ремонта городской бани, очистки и осушению улиц и др. [30]. Но и через год ситуация в Кузнецке не изменилась: «...город буквально утопает в грязи и навозе. В городе трудно достать воду, и поэтому она доставляется уже из р. Томь местными водовозами» [31].

В свою очередь губернские и городские органы власти имели право издавать обязательные постановления для горожан, связанные с вопросами городской санитарии. В Омске еще 4 августа 1914 г. было принято обязательное постановление Степного генерал-губернатора для жителей города о содержании дворов, площадей и улиц в чистоте и обязательном соблюдении санитарно-гигиенических норм [6, с. 95].

После Февральской революции 1917 г. городское хозяйство сибирских городов пришло в еще больший упадок, что отразилось и на их медикосанитарной деятельности. Городские самоуправления остались один на один с этой проблемой, и к тому же денежные средства на медико-санитарные мероприятия власти вынуждены были изыскивать самостоятельно. В июле 1917 г. Иркутский комитет Всероссийского союза городов сообщил городской думе, что смета Всероссийского союза городов на санитарные и противоинфекционные мероприятия на первое полугодие 1917 г. утвержден Временным правительством. В частности, для Иркутска предполагалось устройство «заразных» бараков на 200 коек, химико-бактериологической лаборатории, камеры, бани, ассенизационного обоза и ручной прачечной [16, л. 134]. Однако это было только на бумаге. В ре-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012

альности всё выглядело иначе. Так, например, в сентябре 1917 г. медико-санитарное бюро Иркутска докладывало городской думе о временном закрытии городской санитарно-гигиенической лаборатории, которая следила за качеством питьевой воды и обследовала пищевые рынки, что связано с «критическим положением городских финансов» [32]. И такое было характерно для всех крупных городов Сибири. В уездных городах дело обстояло еще хуже, т.к. тех доходов, которые поступали в городской бюджет, хватало только на покрытие расходов, связанных опять же с военными обстоятельствами (расквартирование воинских частей, военнопленных, размещение беженцев и др.).

Таким образом, несмотря на всю сложность сложившейся ситуации, органы городского самоуправления в Сибири по-прежнему уделяли огромное внимание медико-санитарной деятельности, что объяснялось объективными причинами: высоким уровнем заболеваемости и смертности населения и постоянной сложностью возникновения эпидемий в городах. Несмотря на финансовые затруднения, которые испытывали сибирские города в связи с военными обстоятельствами и процессом формирования новой государственной власти в период социальных катаклизмов, городские власти изыскивали в ущерб других статей расходов средства и продолжали финансировать медико-санитарные учреждения, всё больше опираясь на помощь общественных организаций.

Библиографический список

8. Известия Томского городского общественного управления. - 1916. - № 6. - С. 72.

9. ТФ ГАТюмО. Ф. И— 152. Оп. 35. Д. 1306. Л. 58.

10. ГАКО. Ф. И-9. Оп. 1. Д. 10. Л. 5.

11. Горюшкин, Л. М. Новосибирск в историческом прошлом (конец XIX — начало XX века) / Л. М. Горюшкин, Г. А. Бочанова, Л. Н. Цепляев. — Новосибирск : Наука ; Сиб. отд-ние, 1978. — С. 210.

12. ГААК. Ф. 51.Оп. 1. Д. 18. Л. 13.

13. Клячкин, В. Е. Сводка материалов анкетных листов / В. Е. Клячкин // Вестник Омского городского общественного управления. — 1915. — № 6 — 7. — С. 12.

14. Сибирская жизнь. — 1916. — 19 августа.

15. Козьмин, М. И. Врачебно-санитарное дело в городах Западной Сибири / М. И. Козьмин // Вестник Омского городского общественного управления. — 1915. — № 6 — 7. — С. 20.

16. ГАИО. Ф. 70. Оп. 4. Д. 5. Л. 135.

17. ГАОО. Ф. 30. Оп. 1. Д. 28. Л. 206.

18. ГАИО. Ф. 70. Оп. 1. Д. 5931. Л. 374.

19. ГАИО. Ф. 70. Оп. 3. Д. 5929. Л. 221.

20. ГАИО. Ф. 70. Оп. 3. Д. 5926. Л. 143.

21. ТФ ГАТюмО. Ф. И-152. Оп. 35. Д. 1276. Л. 395.

22. ГАНО. Ф. Д-97. Оп. 1. Д. 172. Л. 198.

23. ГАИО. Ф. 70. Оп. 3. Д. 5933. Л. 63.

24. ГААК. Ф. 51. Оп. 1. Д. 19. Л. 154.

25. ТФ ГАТюмО. Ф. И-152. Оп. 35. Д. 1277. Л. 264.

26. ГАНО. Ф. Д-97. Оп. 1. Д. 203. Л. 27.

27. ТФ ГАТюмО. Ф. И-152. Оп. 35. Д. 1306. Л. 57.

28. ГАТО. Ф. Ф-127. Оп. 1. Д. 2982. Л. 178.

29. Жизнь Алтая. — 1915. — 1 мая.

30. Сибирская жизнь. — 1915. — 30 апр.

31. Сибирская жизнь. — 1916. — 6 авг.

32. ГАИО. Ф. 70. Оп. 4. Д. 103. Л. 43.

1. ГАТО. Ф. Ф-127. Оп. 1. Д. 2969. Л. 278.

2. Жизнь Алтая. — 1915. — 29 июня.

3. Обзор Акмолинской области за 1915 год. — Омск, 1917. — С. 65.

4. Новосибирск. 100 лет. События. Люди. — Новосибирск : Наука ; Сиб. издательская фирма, 1993. — С. 103.

5. ГАИО. Ф. 70. Оп. 3. Д. 5495. Л. 323.

6. 1000 знаменательных событий из истории Омска, 1917 — 1996 : К 280-летнему юбилею Омска. — Омск, 1998. — С. 98.

7. Известия Томского городского общественного управления. — 1916. — № 2. — С. 114.

ЧУДАКОВ Олег Валерьевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры дореволюционной отечественной истории и документоведения.

Адрес для переписки: e-mail: chudakov55@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 09.02.2011 г.

© О. В. Чудаков

Книжная полка

ББК 63.3(2)/З-93

Зуев, М. Н. История России : учеб. пособие для бакалавров по дисциплине «Отечественная история» для вузов неист. специальностей / М. Н. Зуев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 655 с. - ISBN 9785-9916-1557-0.

В учебном пособии в сжатой форме излагаются основные этапы развития российской государственности с древнейших времен до наших дней, освещаются проблемы как государственно-политического, социально-экономического и внешнеполитического развития нашего Отечества, так и ключевые вопросы истории российской культуры. Важным дополнением служат приведенные в тексте схемы и хронология событий. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту ВПО третьего поколения. Для студентов технических вузов и факультетов университетов естественнонаучного профиля, а также для широкого круга читателей, интересующихся отечественной историей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.