Научная статья на тему 'Медико-психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья'

Медико-психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
460
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медико-психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья»

оздоровительных практик. В перинатальный период, когда мать и дитя находятся в симбиотических взаимоотношениях, существенна роль грудного вскармливания, играющего исключительно важную роль в психофизиологическом развитии ребенка. В дальнейшем ведущую роль начинают играть воспитательные стили родителей, способствующие или затрудняющие социализацию детей и их адаптацию к среде дошкольных и школьных образовательных учреждений. Непоследовательность и противоречивость воспитательных стилей, эмоциональное отвержение и жестокость, ведут к формированию отклоняющихся форм поведения у детей и подростков, и наряду с другими причинами, способствуют школьнойдизадаптации.

З.Е. Агранович

МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СПб ГУЗ «ЦВЛ «Детская психиатрия» имени С.С.Мнухина», Ьаг81к1966@та11. ги

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка (1989) и Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990) каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и на детей с ограниченными возможностями здоровья. Они обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды жизни ребенка, охрану здоровья, получение воспитания, развития и образования, заботу о тех из них, которые наиболее в этом нуждаются.

Объективные данные, полученные при изучении состояния здоровья подрастающего поколения в России, заставляют серьезно задуматься над вопросом усиления медицинской, социально-психологической и педагогической помощи детям, имеющим проблемы в развитии с самого детства. При проведении углубленных медицинских осмотров в рамках государственной программы диспансеризации детского населения выявлено значительное число детей с ограниченными возможностями здоровья. Степень тяжести отклонений в их психофизическом развитии различна: от неярко выраженных до тяжелых случаев (умственной отсталости, серьезных нарушений опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, речи и т.д., их сочетаний) вплоть до инвалидности. Специалисты отмечают усложнение структуры дизонтогенеза у детей раннего,

дошкольного и школьного возраста, увеличение числа комбинированных нарушений, обловленных воздействием неблагоприятных социальноэкономических и биологических факторов. Кроме того, первичные физическая, сенсорная или интеллектуальная недостаточность различного генеза у детей по принципу системности вызывают вторичные нарушения их психического развития, приводят к социально-психологической дезадаптации, эмоциональноличностным и поведенческим нарушениям и т.д. Следует отметить, что не только значительные отклонения от нормы, но и нерезко выраженные нарушения в развитии требуют медицинского вмешательства и специально организованных условий обучения и воспитания, комплексной помощи специалистов разного профиля.

осознание необходимости дополнительной разработки содержания, форм и методов коррекционно-развивающего воздействия, медицинской, психологической и социальной помощи связано с изменением общественной позиции по отношению к детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, с появлением тенденции к их интеграции в среду нормально развивающихся сверстников, усилением роли семьи в воспитании.

Ранее выявление детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из приоритетных задач деятельности специалистов детских поликлиник, а также районных и городских служб медико-психолого-педагогического и социального сопровождения. Проведение своевременной комплексной диагностики дает возможность определить первичные и вторичные симптомы в структуре дизонтогенеза, при необходимости подобрать специальное коррекционное образовательное или лечебное учреждение в соответствии с возрастом, ведущим дефектом и его тяжестью, оказать психологическую и социальную помощь ребенку и его семье, выявить динамику в развитии. Поздняя диагностика приводит к вынужденной отсрочке проведения адекватной терапии и коррекционных мероприятий, отрицательно сказывается на результатах преодоления последствий дизонтогенеза даже при наличии значительных компенсаторных возможностей детского организма.

Статистические данные, полученные в результате углубленных медицинских осмотров детского населения, помогают прогнозировать изменения в развитии сети специальных коррекционных и лечебных учреждений в рамках района (города), обеспечение квалифицированными кадрами в соответствии с потребностями.

В последнее время большое внимание уделяется мультидисциплинарному подходу в вопросах диагностики, коррекции и профилактики различных вариантов дизонтогенеза у детей и подростков. Только комплексная медико-психолого-педагогическая и социальная помощь лицам с ограниченными

655

возможностями здоровья способствует решению задач успешной реабилитации и дальнейшей социальной адаптации их в современном обществе.

Аккузина О.П., Харитонова О.М., Харитонов Б.С., Гусева И.В.

ЗНАЧЕНИЕ КОРРЕКЦИИ ТРОМБОФИЛИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ НЕВЫНАШИВАНИЯ

БЕРЕМЕННОСТИ

Областной центр планирования семьи и репродукции, Саратов,

pppfsurg@yandex. ги

Основной проблемой современной репродуктологии является невынашивание беременности. Частота невынашивания составляет 15-27%. До 85% выкидышей и замерших беременностей приходится на долю I триместра беременности. Тромбофилия как причина невынашивания в структуре всех причин этой патологии составляет до 65%.

Физиологически протекающая беременность характеризуется отсутствием изменений состояния гемостаза в 1 триместре и постепенным увеличением коагуляционного потенциала во 2 и 3 триместрах. Возникающая гиперкоагуляция в 1 триместре является неблагоприятным прогностическим признаком по развитию невынашивания.

По нашим данным, основанным на исследованиях гемостаза в различные сроки нормально протекающей беременности установлено следующее.

1 триместр: АЧТВ 25-35 сек., РФМК менее 4,0, ВСК 7-10 мин., фибриноген до 4 г/л

2 триместр: АЧТВ 23-30 сек., РФМК до 10, ВСК 5-8 мин., фибриноген до 6

г/л

3 триместр: АЧТВ 20-27 сек., РФМК до 20, ВСК 3-7 мин., фибриноген до 8

г/л

Число тромбоцитов (200-400тыс./мкл) и протромбиновое время (10-14 сек.) не меняются на протяжении беременности.

Целью исследования явилось изучение частоты нарушений коагулограммы у беременных в 1 триместре беременности и их коррекция для предупреждения невынашивания.

У 1152 женщин проведены следующие скриннинговые исследования: протромбиновое время (ПВ), активированное частичное тромбопластиновое время (АЧТВ), содержание растворимых фибрин-мономерных комплексов (РФМК) и содержание фибриногена в плазме крови.

Установлено, что по данным скриннинговых тестов у 725 женщин (62,9%)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.