ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХИАТРИИ
© Коллектив авторов, 2016 Для корреспонденции
УДК 614.86 (614.39+ 612.821) Васильченко Алеся Сергеевна - младший научный
сотрудник Лаборатории психологических проблем судебно-
психиатрической профилактики ФГБУ «Федеральный
медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии
им. В.П. Сербского» Минздрава России
Адрес: 119992, Москва, Кропоткинский пер., 23
Телефон: +7 (495) 637-10-18
E-mail: vasilchenko.alesya@gmail.com
А.С. Васильченко, С.В. Шпорт, В.Г. Булыгина
Медико-психологические факторы дорожно-транспортных происшествий (современное состояние проблемы)
Medical and psychological factors of road accidents (current state of problem)
A.S. Vasilchenko, S.V. Shport, V.G. Bulygina
ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П.Сербского» Минздрава России, Москва V. Serbsky Federal Medical Research Centre for Psychiatry and Narcology, Moscow
В статье приведен краткий обзор зарубежных и отечественных эмпирических данных, посвященных проблеме причин дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Описаны факторы ДТП: внутренние (клинико-психологические, когнитивные, индивидуально-психологические, переменные субъективного плана) и внешней среды. Сделан вывод о необходимости создания валидизированного диагностического комплекса для выделения индивидуально-типологических и индивидуально-психологических маркеров склонности к декомпенсации и рискованного поведения в ситуациях принятия решения на дорогах у водителей; создания технологий воздействия, включающих тренинги по развитию навыков принятия решений в дорожно-транспортных ситуациях и разработку обучающих программ по профилактике «психоэмоциональной дисфункции» у водителей транспортных средств.
Ключевые слова: факторы дорожно-транспортного происшествия, клинико-психологические факторы, когнитивные факторы, индивидуально-психологические факторы, переменные субъективного плана
The article provides a brief overview of foreign and domestic empirical datа on the problem of the causes of road accidents. The factors traffic accident: environmental factors and internal (clinical, psychological, cognitive, individual psychological, subjective variables plan) are described.
The conclusion was made about the necessity of developing a validated diagnostic complex for determining the individual typological and individual psychological marker of decompensation and propensity to risk behavior in situations of the decision making on the roads for drivers; technology of impacts, including trainings for improving the skills of decision making in traffic situations and the development of training programs for the prevention of «psycho-emotional dysfunction» of drivers of vehicles.
Keywords: factors traffic accident, clinical and psychological factors, cognitive factors, individual psychological factors, subjective variables plan
В 2010 г. правительства мира провозгласили 2011-2020 гг. десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения. Дорожно-транспортные травмы занимают 8-е место в списке основных причин смертности в мире и являются главной причиной смерти молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет. Ежегодно на дорогах мира погибает свыше 1 млн человек. Половина случаев смерти в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) в мире приходится на долю мотоциклистов (23%), пешеходов (22%) и велосипедистов (5%) - т.е. «уязвимых участников дорожного движения»; 31% случаев смерти - на водителей и пассажиров автомобилей, а остальные 19%
- на «прочих» участников дорожного движения. На долю людей в возрасте 15-44 лет приходится 59% общемирового показателя смертности в ДТП. Более 3/4 погибших (77%) составляют мужчины. Тем не менее число случаев смерти в результате ДТП стабилизировалось. На протяжении последних 3 лет в 79 странах наблюдалось уменьшение абсолютного числа смертельных случаев, а в 68 странах
- рост. Несмотря на прогресс, смертность в результате ДТП остается слишком высокой [1].
По данным ГИБДД, за период с января по май 2016 г. на дорогах России произошло 58 161 ДТП, в которых погибли 6476 человек и 73 546 получили ранения, из них 6566 детей было ранено и 187 -погибли. Несмотря на снижение различных показателей аварийности (7-12%), за последние годы количество ДТП с наездом на пешеходных переходах увеличилось на 16% [2].
Следует упомянуть о том, что вступили в силу новые квалификационные требования для водителей, изменения затронули практически все виды транспорта, кроме частных легковых автомобилей. Новые требования прописаны в последней редакции Приказа Минтранса России от 28 сентября 2015 г. №287. Документ расширяет перечень профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Важным является вопрос практического исполнения данного нормативно-правового акта (НПА). Требования к водителям транспортного средства категорий «В», «ВЕ», а также легкового такси «контролировать свое эмоциональное состояние» определяет необходимость разработки критериев оценки и организации системы психологической тренинговой работы. Существующие критерии допуска к перевозке опасных грузов, а также к управлению автобусами для перевозки детей общественным транспортом (годичный срок, в течение которого должны отсутствовать административные наказания, в том числе факты лишения прав или административного ареста за нарушение правил дорожного движения
(ПДД) не учитывают возрастного (старение), соматического и психоэмоционального факторов потенциального риска попадания в ДТП.
Уровень травматизма и смертей на дорогах России, новые правительственные, ведомственные и международные инициативы и НПА обусловливают необходимость стандартизации и подтверждения протокола оценки водителей и кандидатов в водители. В связи с этим требуется разработка алгоритма и методического обеспечения диагностики клинико-психологических предикторов высокорискового поведения у кандидатов в водители и водителей.
Факторы дорожно-транспортных происшествий
Факторы дорожно-транспортных происшествий можно условно разделить на две группы: внешние
- ситуация и транспортное средство, внутренние
- клинико-психологические характеристики водителя.
Внешние факторы могут быть связаны с внешней средой (дорожные условия; погодные условия; транспортный поток; конструкция и исправность транспортного средства; отвлекающие факторы, а также нарушение ПДД, организация и обеспечение безопасности дорожного движения).
Анализ количества нарушений ПДД участниками дорожного движения показывает, что соотношение нарушений между пешеходами, водителями и пассажирами транспортных средств распределено неравномерно. На долю пешеходов приходится до 10-12% от общего количества нарушений, на долю водителей и пассажиров - соответственно 85-89% и 1% [3, 4].
По вине водителей нарушения ПДД чаще всего происходят из-за превышения безопасной скорости движения, несоблюдения порядка и последовательности проезда перекрестков, нарушений требований сигналов светофора, дорожных знаков и указателей, требований дорожной разметки; несоблюдения безопасной дистанции; выезда на полосу встречного движения; нетрезвого состояния водителя; управления транспортным средством по времени, превышающем допустимые пределы, после которых наступает утомляемость; неправильной подачи предупредительных сигналов и др. По вине водителей автобусов особо малой вместимости, работающих в режиме «маршрутного такси», - из-за нарушения правил проезда пешеходных переходов; нарушения правил остановки и стоянки; эксплуатации автобусов с техническими неисправностями, при которых запрещена эксплуатация транспорта; превышения установленной скорости движения [4-6].
Нарушение ПДД пешеходами, как правило, происходит по причине неожиданного появления пешехода
из-за препятствия, транспортного средства; выхода пешехода на проезжую часть в месте, где это запрещено; непредсказуемого поведения; внезапного выхода из неосвещенной зоны дороги и др. Пассажиры в основном нарушают правила применения ремней безопасности или мотошлемов [4-6].
Клинико-психологические факторы ДТП
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством» определены медицинские ограничения к управлению транспортным средством (ТС) - заболевания (состояния), наличие которых препятствует безопасному управлению ТС определенных категорий, назначения и конструктивных характеристик. Условно можно выделить несколько групп заболеваний: болезни глаза и его придаточного аппарата; заболевание любой этиологии, вызывающее нарушение функции вестибулярного анализатора; синдром головокружения или нистагм; укорочение, отсутствие или неподвижность верхней или нижней конечности; психические расстройства и расстройства поведения (при наличии хронических и затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями) - F0, F2, F3, F4, F6, F7; психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией/выздоровлением) - F10-16, F18, F19.
Согласно исследованиям зарубежных авторов, можно говорить о том, что указанный перечень заболеваний не является исчерпывающим. Так, например, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) также относится к факторам опасного вождения. Наличие СДВГ у водителей коррелирует с повышением количества штрафов и столкновений [7] и более низкой успешностью при выполнении задач по имитации вождения по сравнению со здоровыми лицами [8]. Больные, страдающие дислексией, имеющие «дефицит» не только грамотности, но и координации и последовательности при восприятии, часто нарушают ПДД [9]. При выполнении задач, требующих дифференциации реальных и несуществующих дорожных знаков, лица с дислексией показывают более низкие результаты, чем здоровые испытуемые [10]. У лиц, получивших тяжелые закрытые черепно-мозговые травмы (ЧМТ), процессы в перцептивной, когнитивной и психомоторной сферах протекают значительно медленнее.
В целом лица с когнитивными нарушениями, резвившимися в результате ЧМТ, дегенеративных, возрастных и сосудистых изменений, подвержены повышенному риску небезопасного вождения [11].
Кроме того, к внутренним клинико-психологиче-ским факторам, которые могут повлиять на вождение, относят: усталость, употребление лекарств, алкоголя и наркотиков, которые снижают количественные и качественные показатели психомоторных реакций; различные эмоциональные состояния (депрессия, тревога); нарушения сенсорных анализаторов, неврологические и когнитивные нарушения [9-11].
Когнитивные факторы ДТП
Процесс когнитивного функционирования заключается в приеме информации от сенсорных органов, распространении информации в различные части коры головного мозга для анализа и синтеза, активации двигательных реакций в ответ на анализ полученной информации. Снижение когнитивных функций приводит к нарушению обработки информации и потенциально увеличивает риск небезопасного вождения.
Существует широкий спектр нарушений когнитивных функций, которые могут потенциально снизить безопасность вождения. К ним относят: дефицит внимания, замедленность времени реакции, от-влекаемость, расторможенность, импульсивность, снижение мнестических способностей, нарушение способности обобщения, растерянность, снижение толерантности к стрессам, нарушение последовательности навыков, неразвитость навыков разрешения проблем, низкое планирование, нарушения инициации и осуществления действий, низкую способность оценивать результаты и последствия своих действий, пространственную дезориентацию, нарушение восприятия глубины, фигуры-фона, невнимательность, снижение визуального сканирования, нарушение внимания к деталям, неумение отличать существенные детали от несущественных [11, 12].
Индивидуально-психологические факторы ДТП
В зарубежных исследованиях тип личности считается важным фактором безопасного вождения. Такие характеристики, как импульсивность, высокая рискованность поведения, недооценка опасности и переоценка собственных водительских навыков, связаны с небезопасным вождением. M. Chan и A. Singhal показали, что эмоции водителей переориентируют внимание от задач вождения к эмоциональным стимулам, что приводит к снижению внимания и скорости обработки информации, оказывая решающее значение на производительность вождения [13].
Эмоциональные состояния, такие как депрессия, тревога или гнев, могут влиять на водительские
качества. Обнаружено, что тревожность влияет на психомоторную активность и обработку информации в тестовых условиях. Высокий уровень тревожности оказывает негативное влияние на психомоторные показатели, происходит сужение внимания, в результате чего снижается эффективности вождения. Последние исследования выявили влияние эмоций на отношение водителей к вождению и поведению на дороге. Например, высокая тревожность была связана с волнением на дороге, низкая, наоборот, - с рискованным поведением за рулем [14], «водительская ярость» - с превышением скорости [15], негативные эмоции во время вождения - с повышенным уровнем восприятия риска, в то время как позитивные -с его понижением [16].
Были обнаружены сложные взаимосвязи между характером реакции на стресс и различными типами ошибок в вождении для лиц с разными типами реагирования. Лица, быстро реагирующие на стресс, были более склонны к несчастным случаям, вызванным отвлечением их внимания от управления автомобилем при внутренних оценочных когнитивных процессах, но они реже реа-лизовывали рискованное поведение. Лица с высоким уровнем агрессии, как правило, реагировали на предполагаемые угрозы или фрустрации от других транспортных средств конфронтационным поведением за рулем.
В целях концептуализациии измерений привычного стиля вождения О. ТаиЬтап-Веп-Ам, М. М1киПпсег, О. вШа^ выделили 8 различных дорожных стилей, которых водители, как правило, придерживаются: 1) диссоциативный стиль вождения, который отражает тенденцию отвлекаться во время движения и совершать ошибки из-за отвлечения; 2) тревожный стиль вождения, означает склонность испытывать тревогу и страх во время вождения и выражать отсутствие уверенности в навыках вождения; 3) рискованный стиль вождения, связанный с поиском острых ощущений во время движения, с сознательным нарушением норм безопасности вождения, со склонностью вовлекаться в рискованные формы поведения, такие как, например, открывание крышки багажника других водителей, гонки с другими автомобилями, противозаконный обгон и т.д.; 4) злой стиль вождения со склонностью чувствовать себя раздражительным, злым, что находит выражение в привычке вести себя агрессивно по отношению к другим водителям; 5) высокоскоростной стиль вождения, который включает в себя склонность быстро ездить и выражать признаки цейтнота во время вождения; 6) дистресс - уменьшающий стиль управления, который связан со склонностью к занятию расслабляющей деятельностью, например, такой как медитация во время вождения, чтобы уменьшить чувство стресса; 7) стиль вожде-
ния, который отражает тенденцию быть вежливым и почтительным по отношению к другим водителям, чтобы чувствовать отсутствие давления во время вождения, а также для сохранения спокойствия во время вождения; 8) бережный стиль вождения с тенденцией быть осторожным во время движения, включая перспективное планирование, внимание к дороге и соблюдение ПДД [17].
Научные исследования указывают на то, что есть множество факторов, влияющих на стили вождения, в том числе личностные факторы (например, тревожность, агрессия), когнитивные (например, восприятие риска, самоэффективность), аффективные (например, поиск острых ощущений), социальные (например, семейный сценарий) и демографические (например, возраст и пол). Что касается последнего фактора, обнаружено, что женщины, как правило, демонстрируют диссоциативный, тревожный или аккуратный стиль вождения, в то время как мужчины ведут себя более рискованно и агрессивно за рулем [17-19].
В других исследованиях было отмечено, что лица с высоким поиском острых ощущений значительно более вероятно, чем с низким, превышают скорость, не носят ремни, часто садятся за руль после употребления алкоголя. Они также более склонны демонстрировать агрессивные привычки вождения. Низкая тревожность была достоверно связана с поиском острых ощущений, рискованным поведением за рулем и, как следствие, столкновениями. По результатам многомерного анализа, поиск ощущений - лучший предиктор при оценке нарушений правил вождения [20].
Водители, попавшие в ДТП, при изучении многофакторного исследования личности по Р. Кет-теллу, получали более высокие баллы по следующим психологическим шкалам: импульсивность, социальная смелость, уверенность в собственных силах и способностях - и низкие баллы - по самоконтролю. Все эти особенности связаны прежде всего с эмоциональной регуляцией и адаптацией к непредвиденным ситуациям [21]. Очевидно, что для эффективного функционирования водителя регуляция эмоций имеет важное значение. Трудности регуляции эмоций могут обусловливать неадекватное водительское поведение (например, агрессивное, рискованное), и наоборот, способность регулировать эмоции обеспечивает адаптивность водительского поведения (например, осторожный стиль) [22, 23].
Отечественными авторами были исследованы личности осужденных, отбывающих наказание за совершение преступлений по ст. 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств). Были выявлены следующие характерологические особенности: импульсивность, раздражительность, снижение эмоционального контроля, невротическая
утомляемость (недостаток энергии, беспричинные страхи, склонность к неврозам); предрасположенность к деструктивному поведению; склонность быстро принимать решение, порой не задумываясь о последствиях своих поступков; самоуверенность; гибкие установки по отношению к социальным нормам, низкое чувство вины, пренебрежение правилами, слабый интерес к общественным стандартам; высокая самоуверенность и самоценность на фоне общего негативного эмоционального фона отношения к себе. Особенностью психологической защиты таких лиц является «отрицание» в сочетании с «проекцией» и «рационализацией» [24-29].
Переменные субъективного плана, как факторы ДТП
Для изучения детерминант рискованного водительского поведения часто используют такие модели, как теория Аргументированного действия/ запланированного поведения [30, 31] и модель убеждений [32-34]. В соответствии с этими моделями, такие переменные, как водительские установки, восприятие риска, социальные нормы и воспринимаемый поведенческий контроль, являются основными детерминантами поведения. Доказательства прогностической ценности этих переменных были найдены в нескольких исследованиях. В частности, отношение к безопасности дорожного движения коррелировало с агрессивным поведением на дороге, быстрой ездой и оценкой вовлечения в аварии [35]. Ряд авторов отмечают, что молодые водители, по сравнению с другими возрастными группами, более склонны недооценивать вероятность возникновения рисков, вызванных дорожно-транспортными ситуациями [36]. Они также склонны недооценивать опасность в дорожной ситуации и переоценивать свои навыки вождения [37, 38].
Высокие баллы по поиску ощущений, пренебрежение нормами и агрессия были связаны как с риском нарушения ПДД (т. е. негативного отношения к безопасности дорожного движения), так и с рискованным поведением за рулем. Следовательно, при склонности к поиску ощущений происходит стимуляция в движении, которая подкрепляет рискованное поведение за рулем. Лица, пренебрегающие нормами, имеют низкие пороги реализации социально неодобряемого поведения. Лица с высокой агрессивностью легко раздражаются и злятся, что может проявляться в агрессивном
поведении на дороге, например, в виде превышения скорости, несоблюдения дистанции и т.д. [39, 40].
Заключение
Обзор современных исследований клинико-психо-логических факторов высокорискового вождения и попадания в ДТП выявил преобладание работ, посвященных изучению роли личности водителя и его характеристик в опасном вождении. Однако представляется целесообразным и перспективным комплексное изучение когнитивных факторов функциональных возможностей для управления транспортным средством, тесно связанных с психическим статусом.
Сказанное определило постановку и реализацию авторским коллективом следующих научно-практических задач:
1. Разработка валидизированного диагностического комплекса выделения индивидуально-типологических и индивидуально-психологических маркеров склонности к декомпенсации и рискованному поведению в ситуациях принятия решения на дорогах у водителей.
2. Создание технологий воздействия, включающих тренинги по развитию навыков принятия решений в дорожно-транспортных ситуациях и разработку обучающих программ по профилактике «психоэмоциональной дисфункции» у водителей транспортных средств.
Решение указанных задач позволит создать:
1) аналитический комплекс для выделения группы риска декомпенсации в ситуациях экстренного принятия решения на дорогах у водителей, для выделения кандидатов в водители, склонных к высоко рисковому поведению в дорожно-транспортных ситуациях;
2) тренинги по развитию навыков самоконтроля, копинг-стратегий, совладания с гневом; обучающие программы;
3) алгоритм проведения клинико-психологиче-ской диагностики пригодности к управлению общественным транспортом.
Предлагаемые клинико-психологические технологии диагностики и коррекции поведения будут иметь преимущества по критерию «эффективность - стоимость» и позволят заложить основы системы массовой психопрофилактической работы для снижения уровня аварийности на дорогах. Они могут быть использованы в учебных центрах, автошколах, психоневрологических диспансерах, центрах медико-психологической и социальной помощи населению, медкомиссиях для водителей.
Сведения об авторах
ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России (Москва)
Васильченко Алеся Сергеевна - младший научный сотрудник Лаборатории психологических проблем су-дебно-психиатрической профилактики Email: vasilchenko.alesya@gmail.com
Шпорт Светлана Вячеславовна - кандидат медицинских наук, ученый секретарь Email: svshport@mail.ru
Булыгина Вера Геннадьевна - доктор психологических наук, руководитель лаборатории психологических проблем судебно-психиатрической профилактики Email: ver210@yandex.ru
Литература
1. Global status report on road safety 2015 [Электронный ресурс]: «World Health organizationtion». URL: http://www.who.int/violence_ injury_prevention/road_safety_status/2015/en/ (дата обращения: 15.06.2016).
2. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]: «Госавтоинспекция МВД России». URL: http://www.gibdd.ru/stat/ (дата обращения: 15.06.2016).
3. Гуменюк Г.Х., Кустов П.В. К вопросу о факторах, оказывающих воздействие на безопасность дорожного движения // Материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Сорокинские чтения)». Санкт-Петербург. 2016. Том. III. С. 36-43.
4. Миронов В.Н. Анализ обстоятельств дорожно-транспортного происшествия // Материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Сорокинские чтения)». Санкт-Петербург. 2016. Том. III. С. 36-43.
5. Рыбакова М.Р., Лукьянов М.Н., Надеждин В.С., Гребенкина М.И. Анализ причин и разработка мероприятий по снижению числа ДТП // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. 2013. №4. С.49-51
6. Сальников С. П. Автотранспортные правонарушения: социально-политическая сущность и профилактика // Мир политики и социологии. 2012. №10. С. 88-99.
7. Thompson A., Molina B., Pelham W., Gnagy E. Risky driving in adolescents and young adults with childhood ADHD // Journal of Pediatric Psychology. 2007. Vol. 32. P. 745-759.
8. Fischer M., Barkley R., Smallish L., Fletcher K. Hyperactive children as young adults: Driving abilities, safe driving behavior, and adverse driving outcomes // Accident Analysis and Prevention. 2007. Vol. 39. P. 94-105.
9. Sigmundsson H. Do visual processing deficits cause problem on response time task for dyslexics? // Brain Cognition. 2005. Vol. 58(2). P. 213-216.
10. Brachacki G. W. Z., Nicolson R I., & Fawcett A. J. Impaired recognition of traffic signs in adults with dyslexia // Journal of Learning Disabilities. 1995. Vol. 28. P. 297-302.
11. Булыгина В.Г., Дубинский А.А., Шпорт С.В., Калинкин Д.С. Психология высокорискового вождения (обзор зарубежных
исследований) [Электронный ресурс] // Психология и право psyandlaw.ru. 2016. Том 6. №2. С. 72-92. URL: http://psyjournals.ru/ psyandlaw/2016/n2/81676.shtml (дата обращения: 15.06.2016).
12. Lundberg C., Hakamies-Blomqvist L., Almkvis O., Johansson K. Impairments of some cognitive functions are common in crash-involved older drivers // Accident Analysis and Prevention. 1998. Vol. 30 (3), P. 371-377.
13. Chan M., & Singhal A. The emotional side of cognitive distraction: Implications for road safety // Accident Analysis and Prevention. 2013. Vol. 50. P. 147-154.
14. Oltedal S., & Rundmo T. The effects of personality and gender on risky driving behaviour and accident involvement // Safety Science. 2006. Vol. 44. P. 621-628.
15. Begg D., & Langley J. Identifying predictors of persistent non-alcohol or drug-related risky driving behaviours among a cohort of young adults // Accident Analysis and Prevention. 2004. Vol. 36. P. 1067-1071.
16. Hu T., Xie X. & Li J. Negative or Positive? The effect of emotion and mood on risky driving // Transportation Research. 2013. Part 16. P. 29-40.
17. Taubman-Ben-Ari O., Mikulincer M., & Gillath O. The multidimensional driving style inventory-scale construct and validation // Accident Analysis and Prevention. 2004. Vol. 36. P. 323-332.
18. Groeger J., &Rothengtter T. Traffic psychology and behavior // Transportation Research. 1998. Part 1. P. 1-9.
19. Ulleberg P., Rundmo T. Personality, attitudes and risk perception as predictors of risky driving behaviour among young drivers // Safety Science. 2003. Vol. 41 P. 427-443.
20. Jonah B., Thiessen, R., & Au-Yeung, E. Sensation seeking, risky driving and behavioral adaptation // Accident Analysis and Prevention. 2001. Vol. 33. P. 679-684.
21. Hilakivi I., Veilahti J., Asplund P., Sinivuo J., Laitinen L., Koskenvuo K. A sixteen-factor personality test for predicting automobile driving accidents of young drivers // Accident Analysis and Prevention. 1989. Vol. 21. P. 413-418.
22. Koole S. The psychology of emotion regulation: An integrative review // Cognition and Emotion. 2009. Vol. 23. P. 4-41.
23. Gross J. The emerging field of emotion regulation: An integrative review // Review of General Psychology. 1998. Vol. 2. P. 271-299.
24. Костина Л.Н. Некоторые психолого-криминологические особенности личности водителей, допускающих систематические
нарушения правил дорожного движения // Вестник казанского юридического института МВД России. 2013. № 14 (4). С. 42-46.
25. Красненкова С.А. Изучение личностных особенностей виновников дорожно-транспортных происшествий с тяжкими последствиями // Гуманитарный вектор. Серия: педагогика, психология. 2015. №1 (41). С. 111-117.
26. Молоствов А.В. Социально-психологические особенности личности осужденного за нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека // Прикладная юридическая психология. 2010. №1. С. 135-142.
27. Порталова М.А. Влияние психофизиологических особенностей личности водителя на надежность управления транспортным средством // Общество и право. 2009. № 5. С.311-313.
28. Равилов И.И., Хакимзянов Р.Н., Юнусова С.Г. Психофизиологические особенности правонарушителей дорожного движения // Вестник НЦБЖД. 2009. Т. 2. № 2. С. 51-52.
29. Соляной А.В., Мидловец М.В. Соотношение социального и биологического в личности преступника, совершившего дорожно-транспортное преступление // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 4. С. 83-88.
30. Ajzen I., Fishbein M. Understanding attitudes and predicting social behavior. Englewood Cliffs, NJ, Prentice-Hall, 1980. 278 p.
31. Ajzen I. Attitudes, Personality and Behaviour. Open Press University, Buckingham. 2005. 178 p.
References
1. Global status report on road safety 2015 [Elektronnyy resursj: «World Health organizationtion». URL: http://www.who.int/violence_ injury_prevention/road_safety_status/2015/en/ (data obrashhenija: 15.06.2016).
2. Information about the performance of road safety [Elektronnyy resurs]: «Gosavtoinspektsiya MVD Rossii». URL: http://www.gibdd. ru/stat/ (data obrashhenija: 15.06.2016). (in Russian)
3. Gumenyuk G.H., Kustov P.V. To a question about the factors that have an impact on traffic safety. Materialy ezhegodnoy vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Aktual'nye problemy administrativnogo i administrativno-protsessual'nogo prava (Sorokinskie chteniya)» [Proceedings of the annual All-Russian scientific-practical conference «Actual problems of administrative and administrative procedure law (Sorokin's reading)»]. St. Petersburg, 2016: 36-43. (in Russia)
4. Mironov V.N. Analysis of the circumstances of the traffic accident. Materialy ezhegodnoy vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Aktual'nye problemy administrativnogo
i administrativno-protsessual'nogo prava (Sorokinskie chteniya)» [Proceedings of the annual All-Russian scientific-practical conference «Actual problems of administrative and administrative procedure law (Sorokin's reading)»]. St. Petersburg, 2016: 36-43. (in Russian)
5. Rybakova M.R., Luk'yanov M.N., Nadezhdin V.S. et al. Analysis of the causes and development of measures to reduce the number of accidents. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy i puti ikh resheniya [Modern science: current pro-problems and ways to solve them]. 2013; Vol. 4: 49-51. (in Russian)
32. Rosenstock I.M. Historical origins of the health belief model // Health Education Monographs. 1974. Vol. 2. P. 1-8.
33. Parker D., Lajunen T., Stradling S. Attitudinal predictors of interpersonal violations on the road // Transportation Research. 1998. Part F 1. P. 11-24.
34. Parker D., Manstead A., Stradling S., Reason J., & Baxter J. Intentions to commit driving violations: An application of the Theory of Planned Behavior // Journal of Applied Psychology. 1992. Vol. 77. P. 94-101.
35. Parker D., Manstead A.S.R. The social psychology of driver behaviour. In: Semin G., Fiedler K. (Eds.). Applied Social Psychology. Sage Publications, London, 1996. P. 198-224.
36. Brown I.D., Groeger J.A. Risk perception and decision taking during the transition between novice and experienced driver status // Ergonomics. 1988. Vol. 31. P. 585-597.
37. Deery H.A. Hazard and risk perception among young novice drivers // Journal of Safety Research. 1999. Vol. 30. P. 225-236.
38. Milech D., Glencross D., Hartley L. Skill Acquisition by Young Drivers: Perceiving, Interpreting and Responding to the Driving Environment (Report No. MR4). Federal Office of Road Safety, Canberra. 1989. 37 p.
39. Deffenbacher J. L., Oetting E. R., & Lynch R. S. Development of a driver anger scale. // Psychological Reports. 1994. Vol. 74. P. 83-91.
40. Rimmo P.A., Aberg L. On the distinction violations and errors: Sensation seeking associations // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behavior. 1999. Vol. 2. P. 151-166.
6. Sal'nikov S. P. Motor offense: the socio-political essence and prevention. Mir politiki i sotsiologii [The world of politics and sociology]. 2012; Vol. 10: 88-99. (in Russian)
7. Thompson A., Molina B., Pelham W. et al. Risky driving in adolescents and young adults with childhood ADHD. Journal of Pediatric Psychology. 2007; Vol. 32: 745-59.
8. Fischer M., Barkley R., Smallish L. et al. Hyperactive children as young adults: Driving abilities, safe driving behavior, and adverse driving outcomes. Accident Analysis and Prevention. 2007; Vol. 39: 94-105.
9. Sigmundsson H. Do visual processing deficits cause problem on response time task for dyslexics? Brain Cognition. 2005; Vol. 58 (2): 213-6.
10. Brachacki G. W. Z., Nicolson R I., Fawcett A. J. Impaired recognition of traffic signs in adults with dyslexia. Journal of Learning Disabilities. 1995; Vol. 28: 297-302.
11. Bulygina V.G., Dubinsky A.A., Shport S.V. et al. Psychology of high risk driving (review of foreign studies). [Elektronnyi resurs]. Psikhologiia i pravo [Psychology and Law], 2016(6); no. 2: 72-92. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2016/n2/81676.shtml (data obrashhenija: 15.06.2016). (in Russian)
12. Lundberg C., Hakamies-Blomqvist L., Almkvis O. et al. Impairments of some cognitive functions are common in crash-involved older drivers. Accident Analysis and Prevention. 1998; Vol. 30 (3): 371-7.
13. Chan M., & Singhal A. The emotional side of cognitive distraction: Implications for road safety. Accident Analysis and Prevention. 2013; Vol. 50: 147-54.
14. Oltedal S., & Rundmo T. The effects of personality and gender on risky driving behaviour and accident involvement. Safety Science. 2006; Vol. 44: 621-8.
15. Begg D., & Langley J. Identifying predictors of persistent non-alcohol or drug-related risky driving behaviours among a cohort of young adults. Accident Analysis and Prevention. 2004; Vol. 36: 1067-71.
16. Hu T., Xie X. & Li J. Negative or Positive? The effect of emotion and mood on risky driving. Transportation Research. 2013; Part 16: 29-40.
17. Taubman-Ben-Ari O., Mikulincer M., & Gillath O. The multidimensional driving style inventory-scale construct and validation. ccident Analysis and Prevention. 2004; Vol. 36: 323-32.
18. Groeger J., & Rothengtter T. Traffic psychology and behavior. Transportation Research. 1998; Part 1: 1-9.
19. Ulleberg P., Rundmo T. Personality, attitudes and risk perception as predictors of risky driving behaviour among young drivers. Safety Science. 2003; Vol. 41: 427-43.
20. Jonah B., Thiessen R., & Au-Yeung E. Sensation seeking, risky driving and behavioral adaptation. Accident Analysis and Prevention. 2001; Vol. 33: 679-84.
21. Hilakivi I., Veilahti J., Asplund P. et al. A sixteen-factor personality test for predicting automobile driving accidents of young drivers. Accident Analysis and Prevention. 1989; Vol. 21: 413-8.
22. Koole S. The psychology of emotion regulation: An integrative review. Cognition and Emotion. 2009; Vol. 23: 4-41.
23. Gross J. The emerging field of emotion regulation: An integrative review. Review of General Psychology. 1998; Vol. 2: 271-99.
24. Kostina L.N. Some psychological and criminological characteristics of the individual drivers that allow systematic violations of traffic rules. Vestnik kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii [Bulletin of Kazan Law Institute of the Russian Interior Ministry]. 2013; Vol. 14 (4): 42-6. (in Russian)
25. Krasnenkova S.A. The study of personality characteristics of the perpetrators of traffic accidents with grave consequences. Gumanitarnyy vektor. Seriya: pedagogika, psikhologiya [Humanitarian vector. Series: pedagogy, psychology]. 2015; Vol. 1 (41): 111-7. (in Russian)
26. Molostvov A.V. Socio-psychological characteristics of the person convicted for violation of traffic rules, negligently caused serious
harm to human health. Prikladnaya yuridicheskaya psikhologiya [Applied legal psychology]. 2010; Vol. 1: 135-42. (in Russian)
27. Portalova M.A. The impact of psycho-physiological characteristics of the driver's personality on the reliability of the vehicle control. Obshchestvo i parvo [Society and Law]. 2009; Vol. 5: 311-3. (in Russian)
28. Ravilov I.I., Khakimzyanov R.N., Yunusova S.G. Psychophysiological features of traffic offenders. Vestnik NTsBZhD [Herald SCLS]. 2009; Vol. 2: 51-2. (in Russian)
29. Solyanoy A.V., Midlovets M.V. The ratio of social and biological in-lich of the perpetrator of a traffic offense. Obshchestvo: politika, ekonomika, parvo [Society: politics, economics, law]. 2016; Vol. 4: 83-8. (in Russian)
30. Ajzen I., Fishbein M. Understanding attitudes and predicting social behavior. Englewood Cliffs, NJ, Prentice-Hall, 1980. 278 p.
31. Ajzen I. Attitudes, Personality and Behaviour. Open Press University, Buckingham, 2005. 178 p.
32. Rosenstock I.M. Historical origins of the health belief model. Health Education Monographs. 1974; Vol. 2: 1-8.
33. Parker D., Lajune T., Stradlin S. Attitudinal predictors of interpersonal violations on the road. Transportation Research. 1998; Part F 1: 11-24.
34. Parker D., Manstea A., Stradlin S. et al. Intentions to commit driving violations: An application of the Theory of Planned Behavior. Journal of Applied Psychology. 1992; Vol. 77: 94-101.
35. Parker D., Manstead A.S.R., The social psychology of driver behaviour. In: Semin G., Fiedler K. (Eds.). Applied Social Psychology. Sage Publications, London, 1996. P. 198-224.
36. Brown I.D., Groeger, J.A. Risk perception and decision taking during the transition between novice and experienced driver status. Ergonomics. 1988; Vol. 31. P. 585-97.
37. Deery H.A. Hazard and risk perception among young novice drivers. Journal of Safety Research. 1999; Vol. 30. P. 225-36.
38. Milech D., Glencross D., Hartley L. Skill Acquisition by Young Drivers: Perceiving, Interpreting and Responding to the Driving Environment (Report No. MR4). Federal Office of Road Safety, Canberra. 1989. 37 p.
39. Deffenbacher J. L., Oetting E. R., & Lynch R. S. Development of a driver anger scale. Psychological Reports. 1994; Vol. 74. P.83-91.
40. Rimmo P.A., Aberg L. On the distinction violations and errors: Sensation seeking associations. Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behavior. 1999; Vol. 2: 151-66.