МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ К ИЗМЕНЯЮЩИМСЯ УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ В ПЕРИОД НАЧАЛА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
А.Н. АЛЕХИН,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
О.В. АНДРЮШЕВИЧ,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
Аннотация. Приводятся данные клинико-психологического обследования студентов-первокурсников вуза, которые подвергались динамическому наблюдению в течение года. По полученным данным выделяется группа студентов с трудностями в адаптации. Для профилактики нарушений адаптации у этих студентов разработана психокоррекционная программа сопровождения. В статье приведены показатели ее эффективности.
Ключевые слова: адаптация студентов, трудности адаптации, профилактика нарушений адаптации, динамическое наблюдение.
MEDICO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF ADAPTATION TO THE CHANGING LIVING CONDITIONS, AT THE BEGINNING OF STUDYING AT THE UNIVERSITY
A.N. ALEKHIN,
Russian State Pedagogical University of A.I. Gerzen, Saint-Petersburg, Russia
O.V. ANDRUSHEVICH,
Russian State Pedagogical University of A.I. Gerzen, Saint-Petersburg, Russia
The summary. The results of clinical-and-psychological investigation of first-year students are given. They had been under dynamic observation during the year. Based on dynamic observation, students with adaptation problems are sorted out. For the purpose of adaptation abnormalities prevention, psycho-correctional support program was worked out for these students.
Key words: adaptation of students, adaptation problems, adaptation abnormalities prevention, dynamic observation.
Проблема адаптации человека к изменяющимся условиям жизни и деятельности является основной проблемой в медицинской психологии. Адаптация в психологии понимается как системный (развивающийся на всех уровнях организации функций человека), фазный процесс приспособления к изменяющимся условиям жизнедеятельности1.
В особом ряду стоят проблемы школьной адаптации, социально-психологической адаптации подростков и их девиантного поведения, адаптации новобранцев к условиям военной службы и т.д. Перемены места жительства, переход от одной формы деятельности к другой, изменение социального окружения — те ситуации, при которых возможно изменение сложившихся систем отношений личности. Одна из них — начало обучения в вузе и связанное с этим переживание психического напряжения.
На первом этапе исследования проводилось клинико-психологическое обследование поступив-
ших в вуз студентов с последующим динамическим наблюдением их в течение первого года обучения. Наряду с клинико-психологическими интервью, которые проводились регулярно весь период наблюдения, использовались психодиагностические методики: анкета, тест оценки интеллекта (прогрессивные матрицы Равена), опросник личностных черт (MPI Г. Айзенка), проективные методики (метод цветовых выборов М. Люшера, незаконченные предложения, семантический дифференциал Ч. Осгуда).
В результате анализа полученных данных выявлены индивидуально-психологические особенности психических реакций студентов в этих условиях. В исследовании приняли участие студенты 1 курса РГПУ им. А.И. Герцена (n = 85), обучающиеся на психолого-педагогическом факультете и в Институте народов Севера. Средний возраст испытуемых — 17— 18 лет.
В качестве одного из признаков качества адаптации на начальном периоде обучения в вузе использовалась самооценка. Оказалось, что этот показатель тесно связан с показателями «отношение к учебе, преподавателям, сокурсникам». Отношение к себе зависит от условий проживания студентов: у проживающих дома с родителями студентов она выше, нежели у тех, кто живет в общежитии. Однако оказалось, что самооценка и успеваемость связаны обратной зависимостью. Успеваемость выше у студентов с более критичным отношением к себе.
Среди факторов, вызывающих эмоциональное напряжение, многие студенты отмечают страхи и опасения, обусловленные непривычностью условий обучения, жизнью в большом городе, с неопределенностью будущего. Тревога, выражающаяся в опасениях, отражает активность в освоении учебного материала. Чем выше тревога, тем выше показатели успеваемости.
Трудности в установлении взаимоотношений с сокурсниками также связаны с уровнем испытываемой тревоги, даже когда показатели тревоги не превышают нормативных значений.
До 36% студентов-первокурсников переживают состояние эмоционального напряжения. Признаками этого напряжения являлись субъективные жалобы, отражающие чувство неудовлетворенности студента разными аспектами своей новой жизни: заниженная самооценка, негативное отношение к будущему, слабая идентификация себя с предполагаемой профессией, отсутствие мотивации к обучению.
Оказалось, что жалобы на самочувствие, самооценка, отношение к учебе и учебному коллективу зависят от таких признаков, как высокие оценки по шкалам нейротизма и интроверсии. Для таких студентов наиболее значимыми психотравмирующими факторами периода адаптации становятся необходимость проживания в общежитии, денежные затруднения
и ощущение беспомощности в планировании собственной жизни.
В результате динамического наблюдения обследованных студентов выделена группа нуждающихся в наблюдении студентов с трудностями адаптации (экспериментальная группа). В нее вошли около половины студентов от всего числа первокурсников. Трудности адаптации к условиям обучения в вузе проявлялись как в жалобах на самочувствие и настроение, так и в объективных признаках: низкая успеваемость, трудности взаимоотношений в учебных группах. Студенты, не проявляющие признаков дезадаптации, составили контрольную группу.
Основным направлением психологической коррекции и профилактики нарушений адаптации являлась помощь в формировании адекватных новым условиям отношений личности в их эмоционально-поведенческом и мотивационном аспектах.
На втором этапе исследования была разработана психокоррекционная программа сопровождения. Основные ее задачи:
# формирование образа «Я» у студентов в новых условиях жизни;
# формулировка индивидуальных целей в профессии;
# повышение толерантности к индивидуальным проявлениям участников группы;
повышение готовности к преодолению трудностей, связанных с обучением.
Формой реализации программы стали психологические тренинги общей продолжительностью 24 ч: 6 учебных дней по 4 ч.
На третьем этапе исследования повторно протестированы участники экспериментальной и контрольной групп и оценена эффективность психокоррек-ционной программы сопровождения. У студентов экспериментальной группы достоверно улучшилось самоотношение и появилась идентификация себя с ролью студента.
Таблица 1
Экспериментальная группа. Динамика изменений
Параметр Т* р* Экспериментальная группа Контрольная группа и* Р
Отношение к себе 207,0 <0,01 2326,0 1329,0 549,0 <0,01
«я-сейчас» — «я-студент» 351,0 <0,04 1676,5 1978,5 595,5 <0,01
Т — критерий Вилкоксона; р — уровень статистической значимости, например, р < 0,05 — достоверность различий на 5-процентном уровне; и — критерий значимости различий Манна—Уитни.
Есть основание полагать, что эти показатели связаны, так как через профессиональное самоопределение происходит стабилизация самооценки.
По Т-критерию Вилкоксона замечена динамика в отношении к одногруппникам в экспериментальной группе (Т = 251; р < 0,02). Это позволяет утверждать, что одна из задач программы реализована и толерантность к индивидуальным проявлениям друг друга повысилась. Произошли изменения во взаимоотношениях с друзьями: большее количество студентов стали ощущать их внимание и поддержку. Отношение к своему прошлому и нереализованным возможностям поменялось. Через работу над профессиональными целями и мотивами возможна переоценка событий прошлого.
По собственным оценкам, студенты стали более полно задействовать свои способности в обучении. Изменился показатель социальной желательности: он снизился в экспериментальной группе, а в контрольной — повысился (и = 671,50; р < 0,05). Это связано с тем, что участники тренинга стали чувство-
вать себя более уверенно в учебной обстановке, и необходимость казаться лучше, чем они есть, отпала.
Таким образом, исследование позволило выработать научные обоснования мероприятий психологического сопровождения студентов, их направления и содержание.
1 См.: Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988. С. 37; МедведевВ.И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса. Л., 1984. С. 25.
Литература
1. Анохин П.К. Функциональная система как основа физиологической архитектуры поведенческого акта. М., 1979.
2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.
3. Медведев В.И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса. Л., 1984.
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
А.А. АРТЕМОВ,
президент общественной организации «Поколение»
Аннотация. На примере деятельности общественной организации «Поколение» анализируется механизм обращения к региональному образовательному компоненту. Такой подход позволяет разумно организовать развитие гражданско-патриотического воспитания современной молодежи на основе интегрирования программ природоведения, технологии, музыки, истории, изобразительного искусства, литературы. При этом повышается интерес к учебе, воспитывается любовь к «малой родине», расширяется представление о ее истории и настоящем.
Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, формирование гражданственности, региональный компонент, детские общественные организации.
CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION OF THE STUDENTS ON THE BASIS OF CULTURAL AND HISTORICAL TRADITIONS THROUGH THE WORK OF CHILDREN'S ORGANIZATIONS
A.A. ARTEMOV,
president of the «Generation» fund
The summary. In this paper an example of the public organization «Generation» examines the mechanism of treatment for regional educational component. This approach is reasonable to organize the development of civil and patriotic education of the youth of today, based on the integration of natural history programs, technology, music, history, fine arts, literature. This growing interest in learning, nurtured a love for «small country», growing understanding of its history and the present day.
Key words: civil and patriotic education, formation of citizenship, a regional component, children public organizations.