© С.А. Комарова, 2010
МЕДИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ
С.А. Комарова*
Городская поликлиника № 2, Архангельск
E-mail: [email protected]
Обоснованы практические меры по реализации медицинскими и другими работниками учреждений здравоохранения прав несовершеннолетних.
Ключевые слова: права пациента, правовая информированность, тест-карта оценки знаний.
Законодательное регулирование вопросов охраны здоровья граждан - одно из приоритетных направлений государственной политики РФ. Сегодня значительно расширены права пациентов, конкретизирована ответственность медицинских работников за ненадлежащее оказание медицинских услуг. Полноценная реализация прав пациента основана прежде всего на достаточном уровне правовой информированности как медицинских работников, так и самих пациентов и их законных представителей. О недостаточной правовой информированности врачей свидетельствуют работы многих российских исследователей (1-6). Так, по мнению Е.К. Баклуши-ной и соавт., правовая информированность врачей педиатрического профиля находится на среднем уровне, т.е. она недостаточна (2-4).
Каждый медицинский работник должен четко знать не только свои права и обязанности, но и права и обязанности пациента, должен иметь представление о той ответственности, которая наступит для него в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения профессиональных обязанностей. Эти требования могут быть соблюдены только при наличии соответствующей нормативно-правовой базы.
Исследователи изучают разные аспекты реализации прав пациентов в педиатрической практике, совершенствования правового обеспечения работы медицинского персонала. Но все эти работы посвящены какому-либо одному праву пациента или одной группе прав. Это предопределило актуальность комплексного изучения медико-правовой информированности медицинского персонала, реализации прав пациентов в условиях детского отделения поликлиники и разработки по результатам исследования рекомендаций по форми-
рованию и совершенствованию системы реализации прав несовершеннолетних пациентов на получение медицинской помощи.
Материал и методы
Одномоментное медико-социологиче-ское исследование проведено на базе педиатрического отделения МУЗ «Городская поликлиника № 2» Архангельска,
Для изучения уровня правовых знаний медицинских работников нами специально разработана «Тест-карта оценки знаний медицинского персонала о правовых основах медицинской деятельности». Задания сгруппированы в 3 блока: вводный, социально-демографический и основной. Основной блок посвящен оценке знаний медицинских работников о правах несовершеннолетних в области охраны здоровья (получение информации о состоянии здоровья; согласие на медицинское вмешательство; отказ от медицинской помощи; сохранение врачебной тайны; юридическая ответственность медицинских работников и др.). Приводилось по 4-5 вариантов ответов, из которых необходимо было выбрать 1 или несколько правильных.
При определении уровня информированности медицинских работников использовали модель интегральной оценки, предложенную Е.К. Баклушиной (2004), и содержащую коэффициенты информированности, рассчитанные по формуле:
Ки =
3,0 • n1 + 2,0 • n2 + 1,0 • n3 n1 + n2 + n3
где Ки - коэффициент информированности; п1 - число респондентов, давших правильный ответ; п2 - число респондентов, давших неполный ответ; п3 - число респондентов, давших неправильный ответ.
Оценка имела следующие градации: 1 балл - неправильный ответ; 2 балла - правильный, но не полный ответ; 3 балла - правильный и полный ответ.
При этом интегральная оценка (Ки) соотносилась со следующими поддиапазонами информированности:
* С.А. Комарова - выпускница 2008 г ФВСО Северного государственного медицинского университета (Архангельск), старшая медсестра II педиатрического отделения Городской поликлиники № 2. Научный руководитель - канд. мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения СГМУ О.А. Цыганова.
• 1,0-1,5 - крайне низкий;
• 1,51-2,0 - низкий;
• 2,01-2,5- средний;
• 2,51-3,0 - высокий.
При статистической обработке данных применялись традиционные методы классификации учетных признаков. В качестве зависимых переменных приняты 2 показателя: 1) средний уровень информированности о нормативных основах профессиональной деятельности; 2) доля правильных ответов на вопросы о правах пациентов и юридической ответственности персонала здравоохранения при оказании медицинской помощи.
К независимым переменным нами отнесены социально-профессиональные характеристики: стаж работы, специальность и квалификация.
Статистическая обработка данных проводилась с помощью программы SPSS 14 for Windows. Достоверность показателей и средних величин, существенность различий между ними оценивались с применением t-критерия Стьюдента для независимых выборок, показателя соответствия х2 и дисперсионного анализа. Критический уровень значимости (p) при проверке статистических гипотез принимался равным 0,05.
Выборочная совокупность представлена 100 медицинскими работниками, что составило 88,5% от общей численности сотрудников педиатрической службы поликлиники. 58,0% исследуемых составили врачи, 42,0% - медсестры. По возрасту испытуемые распределились так: 20-30 лет - 9,0%, 30-50 лет - 65,0%, старше 50 лет - 26,0%.
Стаж >20 лет был практически у половины (48,0%) респондентов, от 6 до 19 лет - у 45,0%, до 5 лет - у 7,0%.
Обращает на себя внимание то, что лишь половина (51,0%) медицинских работников имели квалификационные категории, при этом аттестованность медсестер составила 54,7%, врачей - 48,3%. С I категорией было 58,8% сотрудников: 42,8% врачей и 78,3% медсестер; с высшей - 17,7%: 17,9% врачей, 17,3% медсестер; со II - 23,5% респондентов: 39,3% врачей и 4,3% медсестер. Таким образом, у медсестер больше выражено стремление получить квалификационную категорию.
К важнейшим факторам, которые обусловливают необходимый запас знаний и достаточно высокую медико-правовую грамотность, относятся активность самих медицинских работников в освоении норм права, осознание значимости этих знаний для практической деятельности.
По нашим данным, практически все (99,0%) медицинские работники указали, что вопросы правового обеспечения медицинской деятельности представляют для них интерес, однако, несмотря на это, подавляющее большинство (87,0%) оценивают свой уровень правовых знаний как недостаточный.
Самостоятельно изучали вопросы нормативной регламентации прав несовершеннолетних пациентов 70,0% опрошенных (подавляющее большинство врачей - 81,0% -и 66,0% медсестер).
Наиболее распространенным источником правовой информации для медицинских работников являются средства массовой информации - СМИ (66,0%), на 2-м месте - материалы конференций и совещаний (54,0%), на 3-м - информация, полученная от коллег (52,0%). Для медсестер чаще, чем для врачей, источником информа-
ции служат СМИ (31,7 и 25,4% соответственно), 25,0% медсестер обращаются за информацией к коллегам (против 15,0% врачей). Врачи в 2 раза чаще читают медико-правовую литературу, чем медсестры (соответственно 15,2 и 7,7%).
По мнению большинства (72,0%) медицинских работников, отказ от медицинского вмешательства оформляется письменно на специальном бланке. 22,0% медицинских работников оформляют отказ записью в амбулаторной карте. 2,0% считают, что отказ может оформляться устно, 4,0% вообще не считают нужным его оформлять.
Уровень правовых знаний медицинских работников, определенный нами по модели интегральной оценки уровня информированности, по всем вопросам анкеты оценен как средний (2,07 балла) - см. рисунок; при этом существенных различий между врачами и медсестрами не наблюдалось. Недостаточное владение правовой информацией подтверждается крайне низким уровнем самооценки медицинскими работниками своих правовых знаний, преобладающее большинство которых (87,0%) считают их недостаточными (2, 4].
При ответе на 31,0% вопросов анкеты выявлен низкий уровень информированности: о существующей в РФ нормативной базе в отношении прав несовершеннолетних (1,6 балла; 31,0% правильных ответов); о практической реализации в медицинском учреждении таких прав ребенка, как право на получение информации о состоянии здоровья (1,2 балла; лишь 18,0% правильных ответов); о праве пациента-подростка на согласие на медицинское вмешательство (1,6 балла; 31,0% правильных ответов). Отмечен также низкий уровень информированности о клинических испытаниях на несовершеннолетних (1,8 балла; 39,0% правильных ответов), о праве родителей находиться в больнице в интересах лечения ребенка (1,8 балла; 45,0% правильных ответов).
Лишь при ответе на 18,0% вопросов о правах несовершеннолетних медицинские работники показали высокий уровень правовых знаний: при ответе на вопрос
2,1
Ки
2,1
2,08
2,06
2,04
2,02
2
Врачи Медсестры Общий
Коэффициент информированности медицинских работников (в баллах)
о праве на получение дополнительных консультаций (2,8 балла; 92,0% правильных ответов), на знакомство с медицинской документацией (2,7 балла; 86,0% правильных ответов), а также при ответе о понятии «законные представители несовершеннолетних» (2,51 балла; 70,0% правильных ответов).
Ответы на половину (51,0%) вопросов показали средний уровень информированности: об алгоритмах реализации прав несовершеннолетних (2,2 балла; 38,0% правильных ответов, 48,0% - неполных); о согласии на медицинское вмешательство (2,4 балла; 72,0% правильных ответов); о применении не разрешенных, но рассматривающихся лекарственных препаратов, методов диагностики и лечения (2,3 балла; 36,0% правильных ответов, 60,0% - неполных); об ответственности медицинских работников за разглашение врачебной тайны (2,1 балла; 21,0% правильных ответов, 69,0% - неполных); об условиях предоставления сведений, составляющих врачебную тайну (2,5 балла; 48,0% правильных ответов, 49,0% - неполных), о способах защиты прав несовершеннолетних в досудебном и судебном порядке (2,1 балла; 23,0% правильных ответов, 55,0% - неполных).
Выявлена зависимость между квалификацией медицинских работников и уровнем правовых знаний. Наиболее высок уровень правовой информированности - у медицинских работников со II квалификационной категорией (41,7%), наименьший - у специалистов с I категорией (20,0%; р < 0,001). Это позволяет предположить, что аттестационные комиссии при присвоении категории не оценивают уровень правовых знаний.
Обнаружилась обратная зависимость между уровнем правовых знаний и давностью окончания вуза. Максимально высокий уровень правильных ответов - у сотрудников со стажем до 5 лет (71,4%), минимальный - при стаже 20 лет и более (22,9%; р < 0,001). Скорее всего, эти различия связаны с изменением содержания учебных программ на додипломном этапе профессиональной подготовки. В частности, вопросы правовых основ медицинской деятельности стали включаться в учебные программы только в последние 10 лет.
Как справедливо отмечают Е.К. Баклушина и М.В. Ну-женкова, в настоящее время уровень медико-правовых знаний медицинского персонала зачастую низок или находится на среднем уровне, на что указывает и мнение самих медицинских работников, что подтверждается и данными нашего исследования.
Таким образом, нами выявлен средний уровень правовой информированности медицинского персонала. Однако, если учитывать коэффициенты, отражающие правильное понимание респондентами того или иного права, уровень их правовой грамотности заметно снижается, перемещаясь в низкий поддиапазон. Существенных различий между врачами и медсестрами не наблюдалось. Объем знаний специалистов значительно снижается с увеличением стажа работы. Между тем владение минимумом знаний в области медицинского права является залогом успешной профессиональной деятельности, позволяет предупредить многие конфликтные ситуации и ошибки в процессе оказания медицинской помощи.
В целях дальнейшего повышения уровня медико-правовых знаний медицинских работников необходимо:
• включить в историю болезни пациента: лист информированного согласия/отказа на проведение диагностических и/или лечебных мероприятий; лист с перечислением доверенных лиц, которым может быть передана информация о состоянии здоровья пациента; листок информированности пациента о своих правах и обязанностях;
• вести среди пациентов работу по пропаганде их прав и обязанностей (специально изданные брошюры; стенды «О правах и обязанностях пациентов детской поликлиники», расположенные в коридорах поликлиники; листовки; буклеты);
• совершенствовать работу по обучению медицинского персонала правовым основам профессиональной деятельности;
• учитывать знания в области медицинского права при аттестации на квалификационную категорию;
• создать информационную базу данных из специальной литературы для самообразования медицинского персонала (методические пособия, информационные письма и т.д.);
• организовать информационные стенды для медицинского персонала.
Литература
1. Абросимова М.Ю. Информированность и мнение врачей амбулаторной педиатрической сети о правах пациента // Научные труды III Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву. - М.: НАМП, 2007. - С.288-292.
2. Баклушина Е.К. Анализ состояния информированности медицинских работников о правах несовершеннолетних пациентов в возрасте младше 15 лет // Научные труды II Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву - М.: НАМП, 2005.- С. 298-302.
3. Баклушина Е.К., Нуженкова М.В., Римская М.В. и др. Некоторые аспекты реализации прав пациентов в педиатрической практике (по данным социологического исследования) // Вестн. ОМС. - 2002; 4: 14-17.
4. Васильева Т.П., Баклушина Е.К., Нуженкова М.В. и др. Анализ состояния информированности медицинских работников о правах несовершеннолетних пациентов (по данным опроса врачей) // Информационное письмо. ГОУ ВПО ИвГМА Минздрава России, 2004. - С. 4-15.
5. Нуженкова М.В. Медико-организационные и социально-гигиенические аспекты реализации прав несовершеннолетних пациентов (младше 15 лет) // Автореферат дис. канд. мед. наук. - М.: ГОУ ВПО «Московская медицина», 2004. - 23 с.
6. Созинов А.С., Абросимова М.Ю. Организация преподавания правоведения в медицинских вузах России: проблемы и перспективы // Мед. право. - 2006; 3(15): 48-51.
MEDicoLEGAL BAsEs oF MEDicAL cARE To MiNoRs
s.A. Komarova
Town Polyclinic Two, Arkhangelsk
The paper describes practical measures to implement the minors' rights by medical and other workers of health care facilities.
Key words: a patient's rights, legal awareness, knowledge test card.