Научная статья на тему 'Медико-диагностический факультет: начало большого пути (к 20-летию образования Гомельского государственного медицинского университета)'

Медико-диагностический факультет: начало большого пути (к 20-летию образования Гомельского государственного медицинского университета) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1961
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медико-диагностический факультет / история создания / высшее медицинское образо- вание / образовательный стандарт / медико-диагностическое дело / Faculty of Medical Diagnostics / history of foundation / higher medical education / educational standard / specialty of Medical Diagnostics

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — А. Н. Лызиков, А. Л. Калинин, И. В. Тарасюк, И. А. Новикова, Е. М. Бутенкова

В статье представлены основные сведения об истории открытия, организации работы, подготовке спе-циалистов, перспективах развития медико-диагностического факультета в Гомельском государственном ме-дицинском университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А. Н. Лызиков, А. Л. Калинин, И. В. Тарасюк, И. А. Новикова, Е. М. Бутенкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACULTY OF MEDICAL DIAGNOSTICS: COMMENCEMENT OF GREAT WAY (DEDICATED TO THE 20-YEAR ANNIVERSARY OF THE GOMEL STATE MEDICAL UNIVERSITY)

The article contains the main information about the history of foundation, organization of work, training of specialists, perspectives of the development of the Faculty of Medical Diagnostics in the Gomel State Medical University.

Текст научной работы на тему «Медико-диагностический факультет: начало большого пути (к 20-летию образования Гомельского государственного медицинского университета)»

Проблемы здоровья и экологии

123

Снижение показателя интенсивности собственной флуоресценции БСА под действием глюкозы можно интерпретировать возникновением ассоциатов белка. Так, при их образовании скрываются флуоресцентноактивные аминокислоты белка, и, таким образом, это обстоятельство может обусловить снижение показателя интенсивности собственной флуоресценции белка. Образование ассоциатов может происходить теоретически за счет возникновения нековалентных или ковалентных взаимодействий между гликозилированными аминокислотами, расположенными на поверхностях соседних белковых молекул.

Заключение

В растворе белка показания интенсивности зондовой флуоресценции снижаются с ростом концентрации глюкозы. Данное изменение зондовой флуоресценции наиболее вероятно обусловлено снижением количества связанного с белком АНС. Так как с ростом концентрации глюкозы снижается показатель связывающей способности альбумина к флуоресцентному зонду, то можно предположить, что с ростом концентрации глюкозы в крови происходит снижение связывающей способности альбумина к другим лигандам.

С ростом концентрации глюкозы показания интенсивности собственной флуоресценции белка снижается. Связывание глюкозы с белком вызывает изменение перераспределения электронной плотности в белковой глобуле, что способствует внутримолекулярным конфор-мационным перестройкам, на что указывает снижение показания интенсивности флуоресценции триптофанилов, которая чувствителна к окружению, в котором находятся остатки триптофана. Таким образом, рост концентрации глюкозы в растворе способствует конформационным перестройкам в белковой глобуле, при этом может также нарушаться транспортная функция сывороточного альбумина.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Альбумин сыворотки крови в клинической медицине / под ред. Ю. А. Грызунова, Г. Е. Добрецова. — М.: ИРИУС, 1994. — 226 с.

2. Чёгер, С. И. Транспортная функция сывороточного альбумина / С. И. Чёгер. — Бухарест.: Изд-во Академии СРР, 1975. — 183 с.

3. Луйк, А. И. Сывороточный альбумин и биотранспорт ядов / А. И. Луйк, В. Д. Лукьянчук. — М.: Медицина, 1984. — С. 12-29.

4. Троицкий, Г. В. Дефектные белки: постсинтетическая модификация / Г. В. Троицкий. — Киев.: Наук. думка, 1991. — 229 с.

5. Березов, Т. Т. Биологическая химия: учебник / Т. Т. Березов, Б. Ф. Коровкин. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1998. — 704 с.

6. Практическая химия белка / под ред. А. Дарбре; пер. с англ. — М.: Мир, 1989. — 623 с.

Поступила 24.09.2010

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ГИГИЕНА

УДК 61(091):378.661(476.2)

МЕДИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ: НАЧАЛО БОЛЬШОГО ПУТИ (К 20-ЛЕТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ ГОМЕЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)

А. Н. Лызиков1, А. Л. Калинин1, И. В. Тарасюк2, И. А. Новикова1, Е. М. Бутенкова1

1Гомельский государственный медицинский университет 2Белорусская медицинская академия последипломного образования, г. Минск

В статье представлены основные сведения об истории открытия, организации работы, подготовке специалистов, перспективах развития медико-диагностического факультета в Гомельском государственном медицинском университете.

Ключевые слова: медико-диагностический факультет, история создания, высшее медицинское образование, образовательный стандарт, медико-диагностическое дело.

FACULTY OF MEDICAL DIAGNOSTICS: COMMENCEMENT OF GREAT WAY (DEDICATED TO THE 20-YEAR ANNIVERSARY OF THE GOMEL STATE MEDICAL UNIVERSITY)

А. N. Lyzikov1, А. L. Kalinin1, I. V. Tarasyuk2, I. А. Novikova1, Е. M. Butenkova1

1Gomel State Medical University

2Belarusian Medical Academy of Post-Graduate Education, Minsk

The article contains the main information about the history of foundation, organization of work, training of specialists, perspectives of the development of the Faculty of Medical Diagnostics in the Gomel State Medical University.

Key words: Faculty of Medical Diagnostics, history of foundation, higher medical education, educational standard, specialty of Medical Diagnostics.

Проблемы здоровья и экологии

124

Гомельскому государственному медицинскому университету исполнилось 20 лет. История его создания достаточно сложна. Первая попытка организации медицинского института в Гомеле относится к 1935 г., она была инициирована Гомельским горкомом КП(б)Б и горсоветом. Этой надежде не суждено было осуществиться, поскольку создание вуза требовало и финансирования, и подготовленных ученых медицинских кадров, которых в республике катастрофически не хватало. Следующая попытка организовать в Гомеле мединститут была предпринята в 1958 г. В марте этого года на заседании бюро Гомельского обкома КПСС был рассмотрен вопрос качества медицинского обслуживания населения области, обсуждены недостатки кадрового обеспечения отрасли и обслуживания населения. Решение тогда оказалось не в пользу Гомеля. В 1958 г., третьим по счету в Белоруссии, был открыт Гродненский медицинский институт [1].

Начиная с середины 80-х гг. в связи с Чернобыльской аварией, распадом СССР и последующим воздействием целого ряда социальных и экономических факторов существенно снизился уровень жизни населения Республики Беларусь, выросла заболеваемость, с новой силой вспыхнули многие инфекционные заболевания (туберкулез, дифтерия, вирусный гепатит и др.), значительно увеличилось количество заболевших СПИДом. Все это привело к значительному росту нагрузки на лабораторную службу лечебно-профилактических учреждений как системы Минздрава, так и Министерства обороны, Министерства внутренних дел, других ведомств.

14 ноября 1990 г. Совет Министров БССР принял решение о создании в Гомеле самостоятельного государственного медицинского института. По итогам работы комиссии по аттестации и аккредитации Министерства образования Республики Беларусь в июле 2003 г. он был переименован в государственное высшее учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет».

Перед вузом были поставлены следующие основные задачи: обеспечить подготовку врачей и специалистов высшей квалификации для Гомельской и Могилевской областей; изучить влияние малых доз ионизирующей радиации на человека; оказывать высококвалифицированную лечебно-консультативную помощь населению и организационно-методическую помощь практическому здравоохранению [1].

Для создания в Гомеле высшего медицинского учреждения также большое значение имела необходимость решения крупных медико-социальных проблем, связанных с проживанием в Гомельской области абсолютного большинства выявленных в республике ВИЧ-

инфицированных. По распространению такого коварного заболевания, как туберкулез Гомельская область также занимала первое место с вытекающими отсюда проблемами. Для диагностики этих заболеваний требовались врачи-рентгенологи, врачи лабораторной диагностики.

По статистическим данным, в 2001 г. в 199 клинико-диагностических лабораториях ЛПУ системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь работало около 1500 врачей-лаборантов, а укомплектованность врачебных должностей составляла только 69 %. Из всех вышеуказанных специалистов только 20 % имели высшее медицинское образование и около 20 % составляли лица пенсионного возраста. Кроме того, отмечался низкий уровень квалификации специалистов лабораторной службы — только около 50 % врачей имели аттестационную категорию. Ежегодная потребность Республики Беларусь в специалистах по клинической лабораторной диагностике составляла не менее 40-50 человек.

Лаборатория — важнейшее диагностическое подразделение любого медицинского учреждения. Смысл ее деятельности не просто в точном проведении анализов, а в обеспечении клиницистов диагностической информацией. Результаты анализа становятся такой информацией лишь после ее осмысления с медицинских позиций, что не под силу специалистам без высшего медицинского образования.

В настоящее время подавляющее большинство врачей-лаборантов (химики, биологи и т. д.) обеспечивают только проведение лабораторных исследований, не принимая участия в составлении индивидуального плана обследования больного и интерпретации результатов исследований с целью установления диагноза, коррекции лечения и реабилитации. С другой стороны, врач-лечебник составляет программу лабораторного обследования больных и самостоятельно трактует результаты исследований, не имея специальных знаний по лабораторной диагностике и аналитике. Таким образом, имел место разрыв в диагностическом процессе, который следовало заполнить специалистом, имеющим как лечебную, так и лабораторную подготовку.

Одной из основных причин серьезных проблем в кадровом обеспечении клиникодиагностических лабораторий являлась система высшего медицинского образования, которая до 1997 г. не предусматривала преподавание систематического курса по клинической лабораторной диагностике, информирующего будущего врача о возможностях лабораторной медицины и рациональном их применении. В медицинских вузах не было соответствующих кафедр, что также было одной из причин от-

Проблемы здоровья и экологии

125

сутствия у выпускников медицинских вузов интереса к профессиональной работе в клинико-диагностических лабораториях.

Критическая ситуация с укомплектованием врачебными кадрами наряду со значительным ростом технической оснащенности клинико-диагностических лабораторий требовала решения вопроса о подготовке в Республике Беларусь специалистов с врачебным образованием и знанием всех разделов лабораторного дела, владеющих современными диагностическими технологиями.

В целях совершенствования диагностической помощи населению Министерством здравоохранения Республики Беларусь были приняты документы, регламентирующие кадровое обеспечение клинико-диагностических лабораторий (в том числе, приказ МЗ РБ № 59 от 06.04.1993). Логическим продолжением целенаправленной политики Минздрава в данной области стали приказы (№ 133-А от 28.03.1996 и № 148 от 14.08.1996), которые послужили основанием для начала подготовки врачей-лаборантов на лечебнодиагностическом отделении Гомельского государственного медицинского института по специализации М 01.01.04 «Лечебно-диагностическое дело» (специальность М 01.01.00 «Лечебнопрофилактическое дело»).

В связи со значительным дефицитом врачей лабораторной диагностики в Гомельской области и в медицинских учреждениях Республики Беларусь было принято решение о подготовке таких специалистов в Гомельском государственном медицинском институте.

На базе Гомельской областной туберкулезной клинической больницы в 1996 г. была создана кафедра клинической лабораторной диагностики. Она была обеспечена необходимым количеством учебных помещений и учебных лабораторий. В 1996 г. наряду с действующим лечебно-профилактическим факультетом в составе института было открыто лечебно-диагностическое отделение.

В 2004 г. основной клинической базой факультета стал Гомельский областной специализированный диспансер, преобразованный в Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека, который был оснащен самой современной техникой для лабораторных исследований.

В 1999 г. в Гомельском государственном медицинском институте была создана и начала активно работать методическая комиссия по лечебно-диагностическому делу. Был разработан пакет документов по лечебно-диагностическому делу (типовой учебный план, квалификационная характеристика, положение о постдипломной стажировке, перечень должностей и основные базы для подготовки выпускников факульте-

та). Одновременно велась активная работа над типовыми программами по субдисциплинам клинической лабораторной диагностики: клинической биохимии, клинической бактериологии и вирусологии, лабораторной гематологии, клинической цитологии. При подготовке этих документов использовались материалы и опыт организации подготовки этих специалистов в медицинских вузах России (Московской медицинской академии имени И. М. Сеченова, Российской медицинской академии последипломного образования, Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова, Санкт-Петербургской военно-медицинской

академии), Республики Польша (Медицинского факультета Ягеллонского Университета, Бе-лостокской медицинской академии), Японии (медицинского факультета Университета г. Нагасаки). В создании факультета приняли участие ведущие ученые нашей республики — специалисты в области лабораторной диагностики.

В основе всех методических и учебных документов лежали следующие подходы:

1. Выпускник лечебно-диагностического факультета наряду с базовым медицинским образованием должен обладать достаточно высоким уровнем специальных аналитических знаний и хорошо ориентироваться в современном лабораторном оборудовании.

2. Данный специалист предназначен для организации и проведения диагностической (лабораторной) деятельности в области внутренних заболеваний, хирургии, акушерства и гинекологии, педиатрии. Дальнейшая подготовка по узким специальностям, а также для организационно-управленческой и научно-исследовательской деятельности проводится в системе последипломной специализации и профессионального усовершенствования.

3. Специалист предназначен для работы в лабораториях лечебно-диагностических учреждений системы здравоохранения в первичных должностях, предусмотренных номенклатурами должностей для замещения специалистами с высшим образованием.

4. Функционирование лечебно-диагностического факультета и перспективная подготовка врачей данного профиля будет способствовать реализации усилий Минздрава по современному высокотехнологичному обеспечению диагностического и лечебного процессов, что существенно повысит уровень и качество оказания медицинской помощи населению Республики Беларусь.

В сентябре 2000 г. вопрос «О подготовке врачей-лаборантов в Республике Беларусь» был рассмотрен на заседании Межвузовского

Проблемы здоровья и экологии

126

Совета МЗ РБ, где работа Гомельского государственного медицинского институт в данном направлении была признана удовлетворительной.

По согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь в октябре 2000 г. лечебно-диагностическое отделение было преобразовано в лечебно-диагностический факультет, а основным штабом и центром развития новой специальности стал его деканат, который включал декана (на 0,5 ставки), инспектора и методиста с высшим образованием для обеспечения огромного объема методической работы на факультете с новой для республики специальностью. Первыми сотрудниками деканата стали И. В. Тарасюк (декан), Н. К. Шумак (методист) и Т. Н. Маевская (инспектор).

В этот же период впервые было разработано и утверждено приказом ректора Положение о лечебно-диагностическом факультете и положение о Совете факультета, проведено первое его заседание.

В 2001 г. в соответствии с Общегосударственным классификатором ОКРБ 011-2001 «Специальности и квалификации», утвержденным постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 26 января 2001 г. № 3, лечебнодиагностический факультет был переименован в медико-диагностический (МДФ). Подготовка студентов на факультете стала проводиться по специальности L 79.01.04 «Медико-диагностическое дело», а выпускникам присваивалась квалификация «врач», в соответствии с которой они могли работать на врачебных должностях диагностического профиля, прежде всего, в клинико-диагностических лабораториях лечебнопрофилактических учреждений и научноисследовательских лабораториях.

В 2001 г. в институте открыт медикопрофилактический факультет, прием студентов на него осуществлялся до 2007 г.

В 2008 г. в связи с увеличением потребности во врачебных кадрах по специальности «клиническая лабораторная диагностика»,

снижением в университете количества студентов, обучающихся по специальности «медикопрофилактическое дело», до 150 человек и приостановлением с 2007 г. приема студентов на специальность «медико-профилактическое дело» проведена реорганизация медико-диагностического факультета. Таким образом, с 2008 г. на факультете осуществляется подготовка студентов по двум специальностям. В 2010/2011 учебном году на медико-диагностическом факультете обучаются студенты по специальностям: «медико-диагностическое дело» со сроком обучения 6 лет — 4-6 курс; «медико-диагностическое дело» со сроком обучения 5 лет — 1-3 курс; «медико-профилактическое дело» со сроком обучения 6 лет — 5-6 курс.

Медико-диагностический факультет осуществил 9 выпусков студентов по специальности «медико-диагностическое дело». Первый выпуск был в 2002 г. — распределено 13 специалистов. За весь период работы подготовлено 262 врача, которые успешно работают в различных медицинских учреждениях республики, обучаются в клинической ординатуре и аспирантуре. Выпускники факультета являются заведующими отделениями, ассистентами кафедр университета, работают над кандидатскими диссертациями. На кафедре клинической лабораторной диагностики в 2010 г. завершена работа над тремя кандидатскими диссертациями и пройден этап их первичной экспертизы.

За 2007-2010 гг. осуществлено 4 выпуска врачей по специальности «медико-профилактическое дело», подготовлено 117 врачей.

Первоначально медико-диагностический факультет был создан для подготовки специалистов по лабораторной диагностике, в связи с чем выпускники распределялись преимущественно врачами лабораторной диагностики. С 2009 г. выпускники факультета распределяются также врачами лучевой диагностики, ас 2010 г. — врачами-рентгенологами. Расширение спектра специальностей для выпускников факультета стало важным этапом в его работе.

Подготовка специалистов медико-диагностического профиля осуществляется на всех 34 кафедрах университета. Значительная учебнометодическая и профессионально-ориентационная работа проводится на выпускающих кафедрах.

По специальности «медико-диагностическое дело» выпускающими являются кафедра клинической лабораторной диагностики и кафедра онкологии с курсом лучевой диагностики и лучевой терапии. В настоящее время на курсе лучевой диагностики и лучевой терапии разрабатываются учебно-методические пособия по рентгенологии и магнитно-резонансной томографии, ультразвуковой диагностике.

Выпускающей по специальности «медикопрофилактическое дело» является кафедра общей гигиены, экологии и радиационной медицины. Сотрудниками кафедры за последние 5 лет представлено свыше 40 студенческих работ на Республиканский смотр-конкурс, большинство из них удостоены дипломов 1 и 2 категории. Выпускники факультета распределены на кафедры университета преподавателями, обучаются в аспирантуре.

В 2008-2010 гг. факультет активно развивался, организационно оформился. На кафедрах факультета работают 6 докторов медицинских наук, 4 профессора, 34 кандидата медицинских и биологических наук, 29 доцентов.

На факультете важное значение придается идеологической и воспитательной работе со

Проблемы здоровья и экологии

127

студентами. Проводятся «Дни факультета», на которых рассматриваются вопросы профессиональной ориентации, организуются встречи с ведущими специалистами по лабораторной, лучевой диагностике. В ноябре 2010 г. создан совет студенческого самоуправления.

Проводится в большом объеме методическая работа. В 2005-2007 гг. кафедрами университета подготовлено и утверждено 47 учебных программ по всем дисциплинам для обучения студентов по 6-летней подготовке на медикодиагностическом факультете. В связи с введением в действие нового образовательного стандарта по специальности «медико-диагностическое дело» в 2007 году с 2008-2009 учебного года проводится разработка новых типовых учебных программ для обучения студентов факультета по 5-летней программе. В настоящее время подготовлены и утверждены программы для обучения студентов 1, 2 и 3 курсов. Подготовка программ осуществляется в тесном сотрудничестве с кафедрами Гродненского государственного медицинского университета. Проводится большая организационно-методическая работа по завершению разработки учебных программ по дисциплинам 4-5 курсов, сестринской, производственной лаборантской и врачебной практике, учебнометодических пособий для студентов.

Имеющийся у нас 14-летний опыт работы по подготовке специалистов на факультете подтверждает преимущество шестилетнего обучения. Вопросы подготовки специалистов на медико-диагностическом факультете рассмотрены на Совете медико-диагностического факультета и Совете университета. Утверждено предложение разработать стандарт с шестилетним сроком обучения (совместными коллективами кафедр Гомельского и Гродненского государственных медицинских университетов). На 6 курсе предложено предусмотреть прохождение субординатуры по дисциплинам «клиническая лабораторная диагностика», «функциональная диагностика», «лучевая диагностика, лучевая терапия и радиационная медицина», «ультразвуковая диагностика» с освоением необходимого комплекса специальных дисциплин.

Большим импульсом в повышении востребованности наших выпускников на рынке труда может стать положительное решение о введении интернатуры по специальностям «функциональная и ультразвуковая диагностика».

В настоящее время выпускники факультета по специальности «медико-диагностическое дело» могут пройти подготовку в университете в клинической ординатуре по клинической лабораторной диагностике и лучевой диагностике. Однако клиническая ординатура, являющаяся высшей формой повышения квалификации врачей, не может удовлетворить потребно-

сти во врачах ультразвуковой и функциональной диагностики.

Особенно острая необходимость складывается во врачах функциональной диагностики, владеющих всеми методами функциональной диагностики органов и систем организма. Выпускник факультета, по нашему мнению и согласно требованиям стандарта [2], должен освоить и знать электрокардиографию, холтеровское мониторирование, чрезпищеводную электрокардиостимуляцию, функциональные нагрузочные тесты в кардиологии, УЗИ сердца и сосудов, рео-графию, фонокардиографию, спирографию, пнев-мотахометрию, эхоэнцефалографию, реоэнцефа-лографию, интрагастральную РН-метрию и другие методы функциональной диагностики в гастроэнтерологии. Решением Совета университета предусмотрено создание курса функциональной диагностики при кафедре внутренних болезней № 2 с курсом эндокринологии на базе УЗ «Гомельский областной клинический кардиологический диспансер».

Существует потребность в специалистах ультразвуковой диагностики в центральных районных больницах Гомельской, Брестской областей, медико-генетических центрах.

В программу подготовки специалистов по лабораторной диагностике и лучевой диагностике с 6-летним сроком обучения входит курсовое и дипломное проектирование. Подготовка курсовых работ проводится на 5 курсе, а на 6 курсе во время прохождения преддипломной практики студенты готовят дипломный проект по наиболее актуальным проблемам лабораторной, лучевой диагностики широкого спектра заболеваний как терапевтического, так и хирургического профиля [3]. Выполнение дипломных и курсовых работ дают возможность готовить студентов для поступления в магистратуру и аспирантуру, закрепляют навыки самостоятельной работы будущего врача-диагноста. В университете готовится открытие магистратуры с 2010 г. по широкому спектру медико-биологических и клинических дисциплин. Будут открыты специальности магистратуры, по которым смогут проходить обучение выпускники факультета.

Одной из важных задач, которые стоят перед медицинскими вузами, является укрепление кадрового потенциала кафедр, активизация подготовки кадров высшей научной квалификации [4]. На факультете осуществляется подготовка кадров высшей научной квалификации, выпускники факультета могут проходить обучение по 11 специальностям аспирантуры. Представлены документы для открытия аспирантуры по двум специальностям: «микробиология» и «гистология».

Важнейшая форма подготовки специалистов в сфере медицинского образования — производственная практика [5]. Производст-

Проблемы здоровья и экологии

128

венная и преддипломная практика проводится под руководством опытных специалистов по лабораторной и лучевой диагностике, заведующих отделениями, заведующих кафедрами, на базе хорошо оснащенных современным оборудованием клинико-диагностических лабораторий и отделений лучевой и функциональной диагностики крупных лечебно-профилактических учреждений: ГУ «Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека», УЗ «Гомельский областной клинический онкологический диспансер», УЗ «Гомельская областная инфекционная клиническая больница», УЗ «Гомельская областная клиническая туберкулезная больница», УЗ «Гомельская центральная городская клиническая больница», УЗ «Гомельское областное клиническое патологоанатомическое бюро» и других лечебных учреждений города. В 2010-2011 учебном году будут шире задействованы в целях производственной практики УЗ «Гомельский областной клинический онкологический диспансер», УЗ «Гомельская областная клиническая больница» [6].

Выводы

Опыт подготовки кадров по лабораторной диагностике и лучевой диагностике через специализированный медико-диагностический факультет свидетельствует о правильности выбранного пути и необходимости дальнейшего совершенствования данной системы подготовки специалистов.

Накопленный на факультете университета опыт подготовки студентов по специальности «медико-диагностическое дело» подтверждает необходимость вернуться к 6-летнему обучению с разработкой соответствующего этому сроку

стандарта, который должен обеспечивать выпуск специалистов по специальностям диагностического профиля: врач лабораторной диагностики, врач-рентгенолог, врач ультразвуковой диагностики (с открытием интернатуры), врач функциональной диагностики (с открытием интернатуры).

Функционирование медико-диагностического факультета позволяет решать проблему с укомплектованием клинико-диагностических

лабораторий, отделений лучевой и функциональной диагностики высококвалифицированными врачебными кадрами и способствует повышению общего уровня подготовки специалистов диагностического профиля.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абраменко, М. Е. Гомельский государственный медицинский университет — трудный путь становления (к 15-летию со дня основания) / М. Е. Абраменко // Проблемы здоровья и экологии 2005. — № 3 (5). — С. 7-9.

2. Образовательный стандарт Республики Беларусь: высшее образование, первая ступень, специальность 79 01 04 Медико-диагностическое дело, квалификация врач / УО «Гродненский государственный медицинский университет»; сост.: И. Г. Жук [и др.]. — Мн., 2007. — 40 с.

3. Новикова, И. А. Опыт подготовки кадров для клиникодиагностических лабораторий в Гомельском государственном медицинском университете / И. А. Новикова // Проблемы здоровья и экологии. — 2005. — № 1 (5). — С. 22-25.

4. Жарко, В. И. Об итогах работы органов и учреждений здравоохранения в 2009 г. и основных направлениях деятельности на 2010 г. / В. И. Жарко // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. — 2010. — № 1 — С. 4-19.

5. Жарко, В. И. Об итогах работы органов и учреждений здравоохранения в 2007 г. и основных направлениях деятельности на 2008 г. / В. И. Жарко // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. — 2008. — № 1. — С. 3-15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Лызиков, А. Н. Основные направления усовершенствования подготовки студентов на медико-диагностическом факультете / А. Н. Лызиков, А. Л. Калинин, И. А. Новикова // Медицинское образование XXI века: Сб. мат. V Межд. науч.-практ. конф., Витебск, 2009 / УО «Витебский гос. мед. ун-т». — 2009. — С. 232-236.

Поступила 06.12.2010

УДК 616.1-036.65-082:614.2

МЕДИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ,

НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНИЖЕНИЕ СМЕРТНОСТИ ОТ БОЛЕЗНЕЙ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА

А. Л. Лопатина2, Т. М. Шаршакова'

1Гомельский государственный медицинский университет 2Гомельский областной клинический кардиологический диспансер

Авторами проведено детальное изучение региональных особенностей причин смерти населения и предложены организационные подходы к снижению смертности от болезней системы кровообращения населения трудоспособного возраста с учетом региональной специфики и тенденций.

Ключевые слова: болезни системы кровообращения, смертность, трудоспособное население, преждевременная смертность, факторы риска

MEDICAL ORGANIZATIONAL TECHNOLOGIES AIMED AT THE DECREASE IN MORTALITY FROM BLOOD CIRCULATION DISEASES OF ABLE-BODIED POPULATION

A. A. Lopatina2, T. M. Sharshakova1

1Gomel State Medical University 2Gomel Regional Clinical Cardiologic Dispensary

Taking into account the regional specific features and tendencies the authors have studied in detail the regional peculiarities of death causes and have suggested the organizational approaches to decrease the mortality rate of ablebodied population from the diseases of blood circulation system.

Key words: diseases of blood circulation system, mortality, able-bodied population, untimely death, risk factors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.