Научная статья на тему 'МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ УРОВНЕЙ СОДЕРЖАНИЯ РТУТИ В БИОСРЕДАХ ОРГАНИЗМА'

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ УРОВНЕЙ СОДЕРЖАНИЯ РТУТИ В БИОСРЕДАХ ОРГАНИЗМА Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
53
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — А.Г. Аладатов, И.И. Метиль, Г.Е. Рыбина, Л.А. Кравченко, С.П. Аладатова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ УРОВНЕЙ СОДЕРЖАНИЯ РТУТИ В БИОСРЕДАХ ОРГАНИЗМА»

3. Hausen А. E. // Ibid. — 1981. — Vol. 27. — P. 1455. 5. Pachla L. A., Reynolds D. L. et al.//J. Ass. Off. analyt

4. Kiser E. /., Johnson G. F. // J. Bid. — 1978. — Vol. 21. — Chem. — 1987. — Vol, 70. —№ L,

p. 536—540. Поступила 19.01.89

КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1990 УДК 613.632: f,615.916:546.491-07

А. Г. Аладатов, Н. И. Метиль, Г. Е. Рыбина, Л. А. Кравченко,

С. П. Аладатова 1

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ УРОВНЕЙ СОДЕРЖАНИЯ РТУТИ В БИОСРЕДАХ ОРГАНИЗМА

Научно-производственный коллектив «Сатурн», Краснодар; Донецкий университет

(

Несмотря на значительное улучшение условий труда на производствах, использующих ртуть, проблема профессионального меркуриализма остается по-прежнему актуальной.

Хроническое воздействие сравнительно небольших концентраций ртутных паров вызывает скрыто возникающие изменения в организме, при этом состояние ртутной интоксикации развивается постепенно, зачастую маскируясь обилием неспецифических признаков, что затрудняет диагностику профзаболеваний [3,7].

По существующему положению 2 диагностика ртутной интоксикации основывается на совокупности клинических признаков и определенном количестве ртути в моче.

Однако, по данным [2, 6], между содержанием ртути в моче и выраженностью клинических признаков ртутной интоксикации нет четкой взаимосвязи.

Аналогичные наблюдения описаны [3] при обследовании лиц, работающих постоянно в контакте с ртутью.

Выявленное несоответствие выраженности клинических признаков количеству ртути в моче побудили нас проверить объективность существующего принципа диагностики ртутной интоксикации.

Для этого 176 человек, работающих постоянно в контакте с ртутью, были обследованы по специально разработанной тест-карте, отражающей клинико-лабораторные данные (см. приложение).

В целях оптимизации процесса диагностики ртутной интоксикации у работающих во вредных условиях определяли атомно-абсорбционным способом уровень ртути не только в моче, но и в крови [4-, 5]. Кроме того, цитохимическим способом оценивали содержание катионных белков в нейт-рофилах, характеризующих иммунный статус организма [1].

В итоге проведенного обследования весь контингент был распределен на 4 группы по однородности полученных результатов. 1-ю группу составили 45 обследуемых, которые не предъявляли никаких жалоб; содержание ртути у них составило в моче 5,2=1=0,4 мкг/л, в крови 28,4±1,9 мкг/л, количество катионных белков в нейтрофилах — 198,44=7,3 усл. ед.

Во 2-ю группу вошли 56 обследуемых с жалобами на общую слабость, снижение аппетита, нарушение сна, непостоянные боли в области сердца. Концентрация ртути в моче равнялась 7,3±0,6 мкг/л, в крови — 31,5±2,2 мкг/л, количество катионных белков в нейтрофилах — 172,9 ±8,2 усл. ед.

В 3-ю группу (группу риска) были включены 34 обследуемых с жалобами на общее недомогание, тремор пальцев рук, раздражительность, головные боли, тахикардию. Содержание ртути в моче составило 9,7±0,8 мкг/л, в крови — 46,7±2,3 мкг/л, количество катионных белков в нейтрофилах — 140,3 ±6,1 усл. ед.

1 В работе принимали участие И. А. Шевчук, Л. С. За-гурская, Г. А. Лещева, Е. Ю. Остроухова, С. В. Сергиен-ко, Т. Ф. Земляная.

2 Приказ Минздрава СССР от 19.06.84 «О проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров трудящихся, подвергающихся воздействию вредных и неблагоприятных условий труда».

В 4-й группе у 41 обследуемого с установленным диагнозом ртутной интоксикации на фоне множества клинических симптомов (встречавшихся в предыдущих группах) наблюдались специфические признаки: ртутный эритизм, повышенное слюноотделение, металлический привкус во рту, гингивит. Концентрация ртути в моче у этих лиц была на уровне 11,3ч=0,9 мкг/л, в крови — 67,3=Ь2,5 мкг/л. Количество катионных белков в нейтрофилах было снижено до 93,6± ±4,2 усл. ед. при норме у здоровых людей 257,4±9,1 усл. ед.

При относительной общности групповых показателей зачастую наблюдались индивидуальные особенности ряда кли-нико-лабораторных показателей в ответ на воздействие ртути. Действительно, тщательный анализ данных тест-карт выявил, что экскреция ртути с мочой зависит от функционального состояния мочевыделительной системы. Из всего контингента обследованных у 58 на фоне схожей клинической симптоматики и при равнозначных показателях ртути в крови экскреция ее с мочой была достоверно (р<.0,002) различной, что затрудняло определение состояния «ртутьно-сительства». У 39 человек анамнез был отягощен неврологическими заболеваниями, либо таковые были выявлены при дополнительном обследовании..

Для объективности процесса диагностики ртутной интоксикации нами были определены индексы корреляции. С этой целью выраженность клинических признаков у обследованных 4-й группы была сопоставлена с концентрацией ртути в крови и моче отдельно: индекс корреляции (г) для крови 0,83, для мочи 0,37.

Полученные результаты указывают на высокую информативность показателей содержания ртути в крови, поэтому, определяя состояние «ртутьносительства» в процессе диагностики ртутной интоксикации, следует учитывать уровень ртути у обследуемых в крови, а не в моче. Таким образом, существующий принцип определения состояния «ртутьносительства» по количеству элемента, выделяемого с мочой, нельзя считать достаточно объективным.

Однако количественное содержание ртути в крови даже в сочетании с клиническим симптомокомплексом недостаточно полно характеризует состояние организма. Комплексные гигиенические и иммунологические исследования наиболее объективно отражают состояние организма, подвергшегося действию ртути по существующей зависимости доза — время — эффект.

В своей работе, определяли количество катионных белков нейтрофилов, мы получили результаты, представляющие важную информацию для оценки состояния организма.

Несмотря на то что ртуть не относится к ядам, специфическим действием которых является нарушение белкового синтеза, влияние ее на этот важный процесс клеточного обмена весьма существенно [8—10]. Так, сравнивая количество катионных белков в нейтрофилах обследованных при различных патологических состояниях ртутной этиологии с их исходным физиологическим уровнем у здоровых людей (259 усл. ед.), мы установили достоверное снижение этого показателя (рС0,001) во всех наблюдаемых группах, наиболее существенное в 4-й группе с выраженной ртутной интоксикацией. Принимая во внимание антибактериальные, антивирусные свойства катионных белков, можно понять, почему обследуемые 4-й группы чаще подвержены вирус-но-бактериальным инфекциям,

Приложение

Тест-карта

1. Ф. И. О. -

2. Год рождения- Стаж работы с ртутью

3. Адрес --

4. Бытовые условия-—

5. Наследственность--

6. Перенесенные заболевания-

7. Рост- масса тела-

8. Симптомы заболевания Дата

9. Общая слабость

10. Понижение аппетита

11. Быстрая утомляемость

12. Пугливость (застенчивость)

13. Головные боли, головокружение

14. Нарушение сна, бессонница

15. Раздражительность

16. Эмоциональная устойчивость

17. Повышенная возбудимость

18. Ослабление памяти

19. Тремор пальцев рук, век

20. Гипергидроз

21. Красный разлитой дермографизм

22. Лабильность пульса, тахикардия

23. Боли в области сердца, сердцебиение

24. Вегетососудистая дистония

25. Гипотония или гипертония

26. Желудочно-кишечные расстройства

27. Почечное нарушение

28. Эндокринные сдвиги

29. Металлический привкус во рту

30. Гиперемия слизистой рта

31. Кровоточивость десен, гингивит

32. Гиперсаливация

33. Нарушение тегшэ .

34. Лабораторные исследования

35. Сердца

36. Легких

37. Желудочно-кишечного тракта

38. Почек

39. Печени

40. ЦНС

41. Общий анализ мочи

42. Общий анализ крови

43. Количество катионных белков

Продолжение

44. Количество ртути в крови

45. Количество ртути в моче

46. Основной диагноз-

47. Сопутствующий диагноз -

48__

49. Дата взятия на учет как «ртутьносителя»

В результате анализа полученных данных была выявлена связь между выраженностью патологического процесса и иммунным статусом работающих в длительном контакте с парами металлической ртути: с увеличением содержания ртути в крови и ухудшением клинических симптомов происходит параллельное достоверное снижение количества катионных белков нейтрофилов (р<0,001) по сравнению с таковыми у здоровых люден. После проведенного лечения на фоне улучшения клинических показателей отмечено постепенное и достоверное повышение уровня внутриклеточных катионных белков в нейтрофилах, которое, однако, запаздывает по отношению к более быстрому снижению концентрации ртути в крови.

Из сказанного выше следует, что пары металлической ртути действительно влияют на синтез катионных белков нейтрофилов, а само количество их отражает индивидуальные особенности защитных механизмов иммунной системы каждого работающего во вредных условиях.

Обобщая полученные результаты, следует согласиться с тем, что для объективной характеристики состояния организма работающих в контакте со ртутью, кроме определения клинических данных и количества ртути в крови, необходимо проводить оценку иммунологического статуса, и в этом отношении количество катионных белков в нейтрофилах служит адекватным интегральным показателем.

В итоге проделанной работы предлагаем рассматривать содержание неорганической ртути в крови как определяющий показатель состояния «ртутьносительства»; диагноз ртутной интоксикации считать достоверным, если он основан на совокупности симптомокомплекса клинических данных и количества ртути в крови обследуемого; в оценке состояния здоровья контактирующих с ртутью в обязательном порядке использовать иммунологические тесты в целях профилактики ртутной интоксикации.

Литература

1. Аладатов А. ГВишнякова А. П.// А. с. 709062 СССР // Лаб. дело.— 1978. —№ П. —С. 525—528.

2. Гадаскина И. Д., Гадаскина Н. Д., Филов В. А. Определение промышленных неорганических ядов в организме.— Л., 1975.

3. Дрогичина Э. А., Садчикова М. Н. Интоксикации ртутью и ее органическими соединениями. — М., 1966.

4. Метиль Н. И., Чагир Т. С., Косаренко А. Н. //Ускоренные методы химического контроля в промышленности. — Донецк, 1980.

5. Метиль И. И., Таушан М. Д., Чагир Т. С., Шевчук И. А. //Лаб. дело. — 1982. — № 1. —С. 25—26.

6. Профессиональные болезни / Под ред. Е. М. 'Гареева, А. А. Безродных. — М., 1968.

7. Трахтенберг И. М. Хроническое воздействие ртути на организм. — Киев, 1969.

8. Трахтенберг И. М., Иванова Л. А. // Гиг. и сан. — 1984. —№ 5. —С. 59—63.

9. Brubaker Р. Е., Klein R., Herman S. Р. et al. // Exp. molec. Path.— 1973. —Vol. 18. —P. 263—280.

10. Cavanagh J. В., Chen F. С. K.// Acta neurooalli. — 1971. — Bd 19. —S. 216—217.

Поступила 19.04.89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.