Научная статья на тему 'МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "НЕВРОПАТОЛОГИЯ")'

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "НЕВРОПАТОЛОГИЯ") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАКАЛАВРИАТ / ЛОГОПЕДИЯ / КЛИНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА / МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / НЕВРОПАТОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Собина Екатерина Сергеевна

Раскрывается роль изучения клинических основ профессиональной деятельности учителя-логопеда как структурного компонента профессиональной подготовки. Рассматриваются некоторые вопросы преемственности и междисциплинарности преподавания психологических, педагогических и медицинских дисциплин. Обсуждается связь двух наук: дефектологии и невропатологии. Характеризуется вклад невропатологии в формирование медико-биологической составляющей профессиональной компетентности будущих логопедов. Предложен ряд рекомендаций в области преподавания дисциплины «Невропатология» на дефектологическом факультете педагогического вуза, направленных на оптимизацию образовательного процесса и повышение качества усвоения знаний студентами. Определяется необходимость установления взаимосвязи между приобретенными знаниями и областью их применения в профессиональной деятельности учителя-логопеда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Собина Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL AND BIOLOGICAL FOUNDATIONS OF PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION OF FUTURE TEACHERS - SPEECH THERAPISTS (USING THE EXAMPLE OF STUDYING THE “NEUROPATHOLOGY” COURSE)

The article reveals the role of studying clinical foundations of professional activity of the teacher-speech therapist as a structural component of their professional training. Some aspects of teaching psychological, pedagogical and medical courses in their continuity and cross-subject nature are considered. The paper discusses the relationship of two Sciences: defectology and neuropathology. The contribution of neuropathology to the formation of medical and biological components of future speech pathologists professional competence is characterized. Aimed at optimizing the educational process and improving the quality of knowledge acquisition by students, a number of guidelines for teaching the „Neuropathology” course at the faculty of defectology of a pedagogical University are presented. The necessity of establishing a connection between the acquired knowledge and the sphere of its application in a speech therapist’s professional activity is highlighted.

Текст научной работы на тему «МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "НЕВРОПАТОЛОГИЯ")»

УДК 378

DOI: 10.31862/1819-463X-2021-1-116-124

ББК 74.58

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ (на примере изучения дисциплины «Невропатология»)

Е. С. Собина

Аннотация. Раскрывается роль изучения клинических основ профессиональной деятельности учителя-логопеда как структурного компонента профессиональной подготовки. Рассматриваются некоторые вопросы преемственности и междисципли-нарности преподавания психологических, педагогических и медицинских дисциплин. Обсуждается связь двух наук: дефектологии и невропатологии. Характеризуется вклад невропатологии в формирование медико-биологической составляющей профессиональной компетентности будущих логопедов. Предложен ряд рекомендаций в области преподавания дисциплины «Невропатология» на дефектологическом факультете педагогического вуза, направленных на оптимизацию образовательного процесса и повышение качества усвоения .знаний студентами. Определяется необходимость установления взаимосвязи между приобретенными знаниями и областью их применения в профессиональной деятельности учителя-логопеда.

Ключевые слова: бакалавриат, логопедия, клинические основы профессиональной деятельности учителя-логопеда, медико-биологический модуль, профессиональная компетентность, невропатология.

MEDICAL AND BIOLOGICAL FOUNDATIONS

OF PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION

OF FUTURE TEACHERS - SPEECH THERAPISTS

(using the example of studying the „Neuropathology" course)

E. S. Sobina

Abstract. The article reveals the role of studying clinical foundations of professional activity of the teacher-speech therapist as a structural component of their professional

© Собина Е. С., 2021

■SSL-®-

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

training. Some aspects of teaching psychological, pedagogical and medical courses in their continuity and cross-subject nature are considered. The paper discusses the relationship of two Sciences: defectology and neuropathology. The contribution of neuropathology to the formation of medical and biological components of future speech pathologists professional competence is characterized. Aimed at optimizing the educational process and improving the quality of knowledge acquisition by students, a number of guidelines for teaching the „Neuropathology" course at the faculty of defectology of a pedagogical University are presented. The necessity of establishing a connection between the acquired knowledge and the sphere of its application in a speech therapist's professional activity is highlighted.

Keywords: bachelor's degree programme, speech therapy, clinical foundations of professional activity of the teacher-speech therapist, medical and biological module, professional competence, neuropathology.

Текущие тенденции и преобразования в сфере оказания помощи людям с ограниченными возможностями здоровья (изменения в условиях реализации образовательных программ; расширение вариативности в определении образовательных потребностей; распространение реабилитационных центров; развитие ме-жисциплинарного комплексного подхода к построению программ реабилитации и т. д.) обусловливают необходимость обсуждения вопросов совершенствования профессиональной подготовки дефектологов, в том числе студентов-логопедов. Сегодня необходима подготовка компетентных специалистов интегрированного типа, обладающих достаточными знаниями и умениями для оказания комплексной персонифицированной реабилитационно-психологиче-ской помощи лицам, в ней нуждающимся.

Подготовка учителей-логопедов осуществляется согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование. Выпускники должны быть подготовлены к решению задач профессиональной деятельности различного типа, в том числе коррекционно-педагогических и диа-гностико-консультативных. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования отражает комплекс требований, обязательных для реализации основных образовательных программ, что

вызывает необходимость определить значение и порядок изучения каждой учебной дисциплины в системе подготовки специалиста [1].

Теория и практика логопедии традиционно развивается на стыке медицины, педагогики, психологии, лингвистики и других наук. Подобная междисциплинарность предметного поля логопедии диктует определенные тенденции построения образовательной программы, реализуемой на дефектологическом факультете Московского педагогического государственного университета (МПГУ). Так, большое значение в подготовке учителей-логопедов имеют дисциплины модуля «Здоровье и безопасность жизнедеятельности» (в частности: «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Основы медицинских знаний») и дисциплины модуля «Клинические основы профессиональной деятельности учителя-де-фектолога», куда входят такие дисциплины, как: «Основы генетики», «Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи», «Невропатология», «Неврологические основы логопедии», «Психопатология». В процессе комплексного освоения данных дисциплин закладывается база для формирования профессиональной компетентности учителя-логопеда, которую мы обозначили как медико-биологическую компетентность. Она представляет собой своего рода фундамент для последующего освоения студентами:

• психолого-педагогического модуля дисциплин;

• методического модуля дисциплин;

• интегративных областей профессиональной деятельности дефектолога;

• аспектов реабилитации и образования лиц с нарушениями речи [2].

Именно поэтому в подготовке учителя-логопеда важно не только само наличие преподавания психологических, педагогических и медицинских дисциплин, но и создание их преемственности и междисци-плинарности. Важно, чтобы освоение медицинских дисциплин, изучаемых на младших курсах, становилось «платформой» для освоения психолого-педагогических знаний, приобретаемых на последующих этапах обучения. На основе интерпретации данных клиницистов, понимания особенностей возникновения и течения патологического процесса учитель-логопед обосновывает клинико-педагогическое обследование, формирует стратегию коррекционно-педа-гогического воздействия и персонифицирует ее с учетом особенностей конкретного человека, имеющего нарушение речеязы-ковой деятельности [3].

Следует отметить, что изучение и преподавание медицинских дисциплин на дефектологическом факультете является весьма сложным и трудоемким процессом. Крайне важно адаптировать содержание модуля к решению профессиональных задач именно в области диагностики и коррекции нарушений речи. Такая адаптация, на наш взгляд, будет возможна, если из достаточно широкого спектра медицинских данных, концепций, исследований отбирается информация наиболее значимая и актуальная именно для подготовки педагогических кадров на дефектологическом факультете, исходя из направленности подготовки дефектолога. С одной стороны, важно обеспечить качественный медико-биологический базис знаний студентам, а с другой стороны, учитывать тот факт, что дефектолог все-таки не врач и предусмотреть доступность медико-биологической подготовки.

Особое значение для профессиональной подготовки учителя-логопеда приобретает курс невропатологии, которая является естественнонаучной основой специальной

педагогики. Дефектология и невропатология - это теснейшим образом связанные между собой науки. Они изучают особенности людей с теми или иными физическими и/или психическими недостатками.

Невропатология занимается изучением причин заболеваний нервной системы (этиология), механизмов развития и протекания болезней (патогенез), симптомов поражения различных отделов центральной и периферической нервной системы. Невропатология разрабатывает также методы диагностики, лечения и профилактики болезней нервной системы. Разрабатываются вопросы организации специализированной медицинской помощи в зависимости от формы заболеваний, возрастных, индивидуальных и профессиональных особенностей человека. В проблемное поле невропатологии входит также изучение влияния нервной системы на развитие заболеваний внутренних органов (сердце, сосуды, легкие, печень и др.). Изучаются эволюционно-возрастные аспекты невропатологии, среди которых в центре внимания оказывается проблема влияния возрастных изменений на развитие мозга ребенка и специфику поражения его нервной системы. Самостоятельной отраслью является невропатология детского возраста. В ее компетенцию входят: изучение нервной системы детей различных возрастных групп, разработка нормативных критериев нервно-психического развития ребенка, выявление причин задержек или нарушений развития, изучение заболеваний нервной системы, разработка методов лечения [4-6].

Знание основ невропатологии оказывается необходимым и значимым компонентом для педагогической деятельности, и особенно адресованной детям, имеющим патологию речи, органов чувств, двигательные нарушения, задержку психомоторного развития. В профессиональной практике невролог совместно с дефектологом, логопедом устанавливают причины возникновения, характер проявления, степень выраженности дефекта и прогнозируют вопросы последующей коррекции нарушенных функций [7].

Освоение дисциплины «Невропатология» опирается на знания, умения и опыт деятельности, полученные в ходе изучения дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена». Они оказываются фундаментальными для образования последующих конкретных представлений об анатомии, физиологии и патологии нервной системы и анализаторов, принимающих непосредственное участие в образовании речи (слухового, зрительного и, собственно, ре-чедвигательного). На дефектологическом факультете МПГУ дисциплина «Невропатология» изучается студентами-логопедами в рамках аудиторной (лекции и практические занятия) и внеаудиторной (самостоятельная подготовка студентов) работы.

В высшей школе при изложении учебного материала широко используются вербальные методы обучения. Часто среди них центральное место занимает вузовская лекция. Лекция традиционно выступает в качестве ведущего звена всего курса обучения и представляет собой способ изложения объемного теоретического материала, обеспечивающий целостность и законченность его восприятия студентами. Однако стоит отметить, что лекции по дисциплине «Невропатология» должны быть представлены современными видами преподавательской работы (проблемная лекция, лекция вдвоем (бинарная), лекция-визуализация, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-конференция (консилиум), лекция-беседа («диалог с аудиторией»), лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций, видеолекция, мультимедиалекция). Это позволяет уйти от пассивного восприятия студентами готового материала, стимулирует самостоятельное мышление обучающихся, порождает стремление к самостоятельным занятиям и самосовершенствованию [8]. В рамках нашего опыта проведения лекционных занятий по дисциплине «Невропатология» чаще всего используется сочетание элементов разных методов трансляции знаний, что позволяет наполнить лекцию разными видами деятельности, разными модальностями чувствительности, вызвать больший интерес студентов к изучаемому

материалу. Активно проводятся: лекции-визуализации (так как необходима постоянная демонстрация наглядного материала, выведение на интерактивный экран достаточно сложных медицинских терминов и их трактовок), лекции-конференции (это позволяет включить в лекционный материал особо интересующие вопросы студентов), лекции-дискуссии (что предусматривает свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами лекционного материала, студенты учатся обозначать и аргументировать свою позицию), лекции с разбором конкретных ситуаций (что позволяет анализировать конкретную ситуацию, например: проявляющуюся у пациента клиническую симптоматику, тип течения заболевания, анамнестические сведения, диагноз, исход заболевания, определить причины возникновения заболевания и т. п.). Проведение бинарных лекций происходит реже, поскольку подготовка, организация, проведение такой лекции требует согласованной работы и продолжительного взаимодействия двух специалистов, а также руководства структурного подразделения, на базе которого реализуется данная лекция, которое и определяет возможности и условия оплаты труда второго специалиста.

На лекционных занятиях по невропатологии студенты приобретают следующие знания и представления:

• о строении нервной системы: ее центральной части (головной, спинной мозг, большие полушария, кора, подкорковые образования и т. д.), периферической нервной системы (черепно-мозговые нервы, нервная клетка) и вегетативной нервной системы;

• о функциях нервной системы (трофической, нейрогуморальной, рефлекторной и высшей нервной деятельности, высших психических функциях);

• о неврологических, психических болезнях и состояниях, о их симптоматике, синдромах (олигофрения, парезы и гемипа-резы, церебральный паралич, церебрасте-нический синдром, психозы, неврозы, психопатии, реактивные состояния, эпилепсия, шизофрения и др.);

• о речевых расстройствах, связанных с нарушениями центральной нервной системы, с неврологическими и психическими болезнями (алалия, афазия, дизартрия, заикание, афония, фонастения, аграфия, алексия и др.) [6; 7].

Особое внимание уделяется изучению функциональной анатомии нервной системы, прежде всего изучению особенностей психофизического развития детей в разные возрастные периоды (1-й год жизни; 2-й год жизни; 3-й год жизни; дошкольный возраст (3-7 лет), подростковый возраст). При знакомстве со структурно-фукциональной организацией нервной системы обращается внимание на формирование и развитие сенсорной сферы, двигательных функций, высшей нервной деятельности, речи.

Преподавание всех структурных разделов невропатологии должно проходить с помощью наглядных таблиц, компьютерных технологий, натуральных препаратов. В распоряжении дефектологического факультета и кафедры анатомии, физиологии и клинических основ дефектологии МПГУ имеются экземпляры наглядности, необходимые для проведения занятий по медико-биологическим дисциплинам. Конечно, в большей степени данная проблема относится к организационно-методической и управленческой сферам. Вопросы финансирования для приобретения необходимого оборудования, наглядности для проведения занятий несомненно решаются руководством вуза и Управлением бухгалтерского учета и финансового контроля. Однако, по нашему мнению, инициатива и обоснование приобретения того или иного оборудования, наглядных материалов должна исходить от коллектива конкретной кафедры, нуждающейся в их получении и последующем использовании. Кроме того, сегодня есть большие возможности для использования мультимедийных средств, ИКТ-технологий, которые могут в некоторых случаях компенсировать недостаток наглядности.

На практических занятиях рассматривается, отрабатывается (на основе квазипрофессиональной деятельности) методика

исследования неврологического статуса ребенка. На основе полученных результатов обследования неврологического статуса формируются знания о структуре клинического диагноза патологии нервной системы, включающей следующие компоненты: синдромологический, этиологический, топический, клинический.

Углубить и уточнить информацию, полученную в ходе изложения лекций, позволяет активное изучение студентами конкретного наглядного материала (муляжи, таблицы, мультимедийный материал).

Значительные сложности возникают из-за отсутствия возможности наблюдения клинических больных и наличия факта врачебной тайны. Поэтому на практических занятиях преподаватель демонстрирует студентам различные моделируемые проблемные ситуации, которые содержат в себе информацию следующего характера: объективные и субъективные симптомы проявления болезни или нарушения у пациента; этиологические факторы; срок возникновения и особенности течения патологического состояния; возраст пациента и пол, а также индивидуально-личностные особенности. Таким образом, студенты получают достаточно объемную исходную информацию о квазипациенте. Перед студентами стоит задача на основе анализа полученных данных осуществить квазипрогнозирование наиболее вероятного развития событий. А прогнозирование является неотъемлемым компонентом профилактики, диагностики, последующего лечения и коррекции того или иного нарушения, оказываясь связующим звеном между этими направлениями совместной профессиональной деятельности врача, дефектолога, логопеда. Процесс прогнозирования можно разделить на два направления: пока болезнь или нарушение еще не возникли и когда болезнь или нарушение уже наблюдается. С целью различения этих двух видов прогнозирования, можно обратиться к следующим понятиям: 1) «риск болезни» - это вероятность возникновения болезни или нарушения; 2) «прогноз болезни» - это предсказание будущего развития и протекания болезни, оценка

вероятности возникновения осложнений, развития вторичных нарушений или, наоборот, выздоровления. Таким образом, в безопасной обстановке (на занятиях) студенты учатся анализировать поступающую к их сведению информацию; развивается самостоятельное мышление; студенты осознают важность сбора анамнестических данных о жизни пациента в вопросах диагностики и преодоления нарушений; актуализируются полученные теоретические знания и формируется способность применять эти знания в практической профессиональной деятельности; студенты учатся выделять характерные симптомокомплексы при различных заболеваниях нервной системы; развивается способность прогнозирования - к каким нарушениям и патологическим состояниям могут приводить те или иные болезни нервной системы.

Практические занятия по дисциплине «Невропатология» проходят не только в форме анализа и решения проблемных ситуаций, они также представлены разными видами учебно-познавательной деятельности:

• проведение семинаров и коллоквиумов;

• работа с анатомическими атласами и альбомами;

• знакомство с медицинской документацией;

• организация и проведение деловых игр;

• представление и защита информационных и научных проектов и т. п.

Важным компонентом практических занятий выступает дискуссия между студентами или между педагогом и студентами. Именно дискуссия помогает формировать у студентов способность критически, креативно и неординарно мыслить, вырабатывать умения преподносить собственные мысли и идеи решения той или иной проблемы, аргументировать свою позицию в том или ином вопросе, а также отстаивать свою точку зрения, относясь толерантно к мнению оппонентов.

Внеаудиторная работа по дисциплине «Невропатология» представлена:

1) консультациями, которые организуют преподаватели по расписанию, согласно часам, выделенным на самостоятельную работу;

2) собственно работой студентов, которая выполняется самостоятельно в произвольном режиме времени в удобные для студента часы, вне аудитории. Используются следующие формы организации самостоятельной работы: изучение специальной литературы, муляжей, учебных альбомов; для совершенствования процесса усвоения основных понятий по мере изучения предмета студенты составляют глоссарий основных понятий дисциплины; составление таблиц, реферирование научных текстов, овладение некоторыми методиками изучения патологии нервной системы, решение проблемных ситуационных задач, написание рефератов и подготовка проектов, оформление протоколов обследования, работа с учебными веб-квестами и т. п.

В современном образовательном пространстве электронные и информационные ресурсы могут быть также использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса [9]. С целью повышения качества образовательного процесса и организации самостоятельной работы студентов организована дистанционная поддержка курса невропатологии. Полученный опыт представлен на портале СДО ИнфоДа. Электронный курс содержит в себе несколько разделов, которые соответствуют тематическим разделам, представленным в рабочей программе дисциплины. В начале работы с электронным курсом студенты знакомятся с организационным разделом (в нем размещаются: подробные инструкции и методические указания по работе с курсом; тематический и рейтинг-план предстоящей работы, список рекомендованной литературы, рабочая программа дисциплины).

Каждый тематический раздел представлен следующим структурным наполнением:

• материал (содержит ссылки на литературные источники; выдержки из лекционного материала; глоссарии, охватывающие тезаурус дисциплины; наглядные материалы; видеолекции);

• практический компонент (содержит различные практико-ориентированные, творческие, исследовательские задания);

• контроль (задания для текущего контроля).

В электронном курсе, разработанном для

дисциплины «Невропатология», предусмотрен и раздел «Дополнительные материалы», в котором для студентов размещаются актуальные для дисциплины материалы, позволяющие более глубоко изучить данную научную область и проследить ее взаимосвязь с другими науками, узнать о современных тенденциях в развитии неврологии. Студенты могут предложить преподавателю дополнить данный раздел интересными материалами, которые они нашли в ходе научного поиска, или представить результаты собственной научно-практической деятельности.

Изучение электронного курса студентами заканчивается работой в разделе «Итоговая аттестация», где студенты выполняют контрольное задание, знакомятся с требованиями проведения итоговой аттестации. После окончания обучения студентам предоставляется возможность оставить развернутый отзыв о курсе, что позволяет преподавателю понять, был ли курс интересен, информативен и полезен для студентов и какие структурные компоненты курса, возможно, требуют доработок.

Очевидны преимущества работы, организованной подобным образом: актуализация знаний, учет интересов студентов и их учебно-профессиональных запросов, наличие целого ряда различных заданий, возможность самостоятельного выполнения заданий в комфортной обстановке, возможность общения в специальных чатах, форумах, личных сообщениях между участниками образовательного процесса, фиксация активности работы студентов в электронном курсе. В сложившейся ситуации распространения новой коронавирусной инфекции в 20192020 учебном году и сохраняющейся в 2021 г. особенно актуальна работа в дистанционном режиме. Курс, разработанный для дисциплины «Невропатология», позволил эффективным образом построить образовательный процесс в данных обстоятельствах, о чем свидетельствуют: высокая активность студентов в

курсе на протяжении обучения; познавательный интерес к практико-ориентирован-ным заданиям (особенно к решению ситуационных задач, анализу «баз иллюстрационных случаев», проектной работе); успешная работа над выполнением заданий в семестре и успешное прохождение итоговой аттестации.

При использовании анкетирования мы поинтересовались мнением студентов о дистанционной работе в электронном курсе в целом, участвовало 70 студентов-логопедов 1-го курса обучения. Было выяснено: 75% выбранных ответов характеризовали отношение студентов к работе в электронном курсе как «положительное», при этом отмечались следующие преимущества работы в электронных курсах: глубокое освоение дисциплины; возможность удаленного изучения разделов дисциплины; возможность удаленного взаимодействия с преподавателем; развитие творческого мышления и исследовательского научного интереса. 25% ответов характеризовали негативное отношение, при этом студенты отмечали некоторые сложности, связанные с ошибками технического характера, кроме того, по мнению студентов, работа в электронном курсе зачастую требует большого количества времени. Поэтому преподавателям не следует чрезмерно перегружать курс материалами и заданиями; информация должна быть представлена последовательно; должны быть приведены четкие, понятные инструкции к выполнению заданий, представлены критерии к оцениванию выполняемой работы [10].

Комплексный процесс подготовки специалистов коррекционной направленности, в частности учителей-логопедов, в области изучения основ невропатологии, построенный описанным выше образом, способствует формированию медико-биологической компетентности будущих логопедов, что в свою очередь способствует формированию готовности студентов-логопедов к формированию профессиональных компетенций учителя-логопеда, прежде всего к формированию диагностической компетенции. В свою очередь, от умения организовать и проводить диагностику речеязыковой деятельности будет зависеть в последующем выбор маршрута

коррекционно-развивающей работы. Поэтому диагностическая деятельность учителя-логопеда должна предполагать не только учет речевых проявлений в структуре дефекта, но и неречевую симптоматику, а также косвенную информацию, которая помогает проводить точную дифференциальную диагностику. Представления о генезе отделов нервной системы и развитии определяемых ими функций позволяют осмыслить сущность патогенеза расстройств, что помогает определить выбор маршрута коррекционно-развивающего воздействия. Фундаментальность знаний невропатологии позволяет в последующем понимать основы психопатологии, успешно освоить дисциплины психолого-педагогического модуля, методического модуля дисциплин; интегративных областей профессиональной деятельности учителя-дефектолога; аспектов комплексной реабилитации лиц с нарушениями речи, что остро актуально с точки зрения утверждения международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ), которая была разработана и предложена Всемирной Организацией Здравоохранения в 2011 г.

МКФ выходит за пределы создания и реализации реабилитационных программ для

людей, которые уже испытывают ограничение возможностей, и включает в разработку стратегии, направленные на: 1) профилактику появления ограничения возможностей человека; 2) раннее вмешательство, направленное на сведение к минимуму ограничений способностей, активности и участия. Определяющая система МКФ дает специалистам возможность не просто выявлять уровень способностей, потребностей, вспомогательных и затрудняющих факторов, но также определять те из них, которые вероятнее всего могут перемениться к лучшему за счет реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации либо благодаря изменению окружающей среды [11]. Поэтому в результате освоения основной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» по профилю «Логопедия» выпускник сегодня должен получать качественную и современную профессиональную подготовку, которая обеспечивала бы возможность его участия в реализации комплексной программы реабилитационных мероприятий, включающей в себя медицинские мероприятия, психотерапевтическое и логопедическое воздействие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алмазова А. А., Соловьева Т. А., Кулакова Е. В. К проблеме усиления практико-ориентирован-ной подготовки учителей-дефектологов по программам прикладного бакалавриата // Наука и школа. 2014. № 4. С. 145-153.

2. Собина Е. С. Клиническая подготовка учителей-логопедов в системе высшего образования // Психологические и педагогические проблемы в системе непрерывного образования: между-нар. науч.-практ. конф., 1 июля 2018, Уфа. С. 75-80.

3. Орлова О. С., Эстрова П. А. Междисциплинарный персонифицированный подход в процессе реабилитации детей с нарушениями голоса // Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия: метод. сб. по материалам Междунар. симпозиума, 23-26 августа 2018 г. / под общ. ред. А. А. Алмазовой, А. В. Лагутиной, Л. А. Набоковой, Е. Л. Черкасовой. М., 2018. С. 234-238.

4. Бадалян Л. О. Невропатология. М., 2009. 400 с.

5. Ляпидевский С. С. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики: учебник для студентов высш. учеб. заведений / под ред. В. И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 2000. 384 с.

6. Уманская Т. М. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики: учеб. пособие для студентов-бакалавров высш. учеб. заведений дефектол. фак. / под общ. ред. В. И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 2017. 296 с.

7. Селиверстов В. И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 1997. 400 с.

8. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

9. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски // Дефектология. 1998. № 1. С. 19-23.

10. Алмазова А. А., Собина Е. С. Дистанционная поддержка преподавания дисциплин медико-биологического цикла в системе подготовки студентов-логопедов // Наука и школа. 2018. № 3. С. 58-64.

11. Базовые принципы медицинской реабилитации, реабилитационный жиагноз в категориях МКФ и реабилитационный план / А. А. Шмонин, М. Н. Мальцева, Е. В. Мельникова, Г. Е. Иванова // Вестник восстановительной медицины. 2017. № 2 (78). С. 16-22.

REFERENCES

1. Almazova A. A., Solovyeva T. A., Kulakova E. V K probleme usileniya praktiko-orientirovannoy podgotovki uchiteley-defektologov po programmam prikladnogo bakalavriata. Nauka i shkola. 2014, No. 4, pp. 145-153.

2. Sobina E. S. Klinicheskaya podgotovka uchiteley-logopedov v sisteme vysshego obrazovaniya. In: Psikhologicheskie i pedagogicheskie problemy v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya. Proceedings of International scientific-practical conference, 1 July 2018, Ufa. Pp. 75-80.

3. Orlova O. S., Estrova P. A. Mezhdistsiplinarnyy personifitsirovannyy podkhod v protsesse reabilitatsii detey s narusheniyami golosa. In: Almazova A. A., Lagutina A. V., Nabokova L. A., Cherkasova E. L. Spetsificheskie yazykovye rasstroystva u detey: voprosy diagnostiki i korrektsionno-razvivayushchego vozdeystviya. Proceedings of International symposium, 23-26Aug. 2018. Moscow, 2018. Pp. 234-238.

4. Badalyan L. O. Nevropatologiya. Moscow, 2009. 400 p.

5. Lyapidevskiy S. S. Nevropatologiya. Estestvennonauchnye osnovy spetsialnoypedagogiki: uchebnik dlya studentov vyssh. ucheb. zavedeniy. Ed. by V. I. Seliverstov. Moscow: VLADOS, 2000. 384 p.

6. Umanskaya T. M. Nevropatologiya. Estestvennonauchnye osnovy spetsialnoy pedagogiki: ucheb. posobie dlya studentov-bakalavrovvyssh. ucheb. zavedeniy defektol. fak Ed. by V I. Seliverstov. Moscow: VLADOS, 2017. 296 p.

7. Seliverstov V. I. Ponyatiyno-terminologicheskiy slovar logopeda. Ed. by V. I. Seliverstov. Moscow: VLADOS, 1997. 400 p.

8. Selevko G. K. Sovremennye obrazovatelnye tekhnologii: ucheb. posobie. Moscow: Narodnoe obrazovanie, 1998. 256 p.

9. Korolevskaya T. K. Kompyuternye interaktivnye tekhnologii i ustnaya rech kak sredstvo kommunikatsii: dostizheniya i poiski. Defektologiya. 1998, No. 1, pp. 19-23.

10. Almazova A. A., Sobina E. S. Distantsionnaya podderzhka prepodavaniya distsiplin mediko-biologicheskogo tsikla v sisteme podgotovki studentov-logopedov. Nauka i shkola. 2018, No. 3, pp. 58-64.

11. Shmonin A. A., Maltseva M. N., Melnikova E. V., Ivanova G. E. Bazovye printsipy meditsinskoy reabilitatsii, reabilitatsionnyy zhiagnoz v kategoriyakh MKF i reabilitatsionnyy plan. Vestnik vosstanovitelnoy meditsiny. 2017, No. 2 (78), pp. 16-22.

Собина Екатерина Сергеевна, старший преподаватель кафедры анатомии, физиологии и клинических основ дефектологии, Московский педагогический государственный университет

e-mail: es.sobina@mpgu.su

Sobina Ekaterina S., senior lecturer, the Department of Anatomy, Physiology and Clinical Fundamentals of Defectology, Moscow Pedagogical State University

e-mail: es.sobina@mpgu.su

Статья поступила в редакцию 12.04.2020 The article was received on 12.04.2020

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.