УДК 347.6
МЕДИАЦИЯ В СЕМЕЙНОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
MEDIA IN FAMILY LAW RUSSIAN FEDERATION
Силина Татьяна Борисовна,
доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин филиала Института деловой карьеры в Тюменской области (г. Тюмень), кандидат юридических наук,доцент
tbs.2013@mail.ru
Кинжалинова Мадина Ерназаровна,
студентка 4 курса
филиала Института деловой карьеры в Тюменской области (г. Тюмень)
kinzhalinova m@mail.ru
Ключевые слова:
медиация, альтернативная процедура, судебное примирение, медиатор, судебный примиритель, семья.
В статье авторами раскрывается актуальность проведения процедуры медиации в России, в частности применение процедуры медиации в брачно-семейных отношениях. Обращено внимание на преимущества применения указанной процедуры в семейных правоотношениях в сравнении с судебным разбирательством и иными альтернативными процедурами урегулирования споров. Рассмотрены новеллы гражданского процессуального законодательства, касающиеся изменений сферы действия медиации и становления нового для России института судебного примирения, представлены предложения по совершенствованию действующего законодательства.
Keywords:
mediation procedure, alternative procedure, judicial reconciliation, mediator, judicial mediator, family.
This article reveals the relevance of the mediation procedure in Russia, in particular, the application of the mediation procedure in marriage and family relations. Attention is drawn to the advantages of using this procedure in family relationships in comparison with litigation and other alternative dispute resolution procedures. Novels of the civil procedural law are examined, concerning changes in the scope of mediation and the establishment of a new institution of "judicial reconciliation" in Russia, proposals are presented for improving the current legislation.
На сегодняшний день одной из важнейших проблем теории и практики семейно-правовых отношений является урегулирование конфликтов, возникающих в семейных отношениях. Споры в семьях являются многообразными и социально значимыми явлениями. Привлечение к разрешению семейных споров специалистов (в том числе психологов) или представителей органов государственной власти или органов местного самоуправления не всегда способствует примирению сторон. Большую часть гражданских дел, рассматриваемых судами, составляют дела, которые возникают из брачно-се-мейных отношений.
Как отмечает О.С. Блакитная: «Если проводить анализ разрешения семейных конфликтов районными и мировыми судьями, можно сделать вывод о том, что судебная форма разрешения споров неэффективна, требует внедрения новых форм разрешения споров, в которых учитывались бы личные проблемы урегулирования конфликта» [1, с. 460].
Для разрешения конфликтных ситуаций в области семейных правоотношений, на наш взгляд, идеально подойдет процедура медиации. На это обращает внимание Т.А. Гурко: «В отдельных субъектах Российской Федерации с различной интенсивностью и по разным направлениям начата работа по развитию семейной медиации и поддержанию семьи с помощью профессионального медиатора» [3, с. 44].
Институт медиации в России начал развиваться с момента вступления в силу федеральных законов от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации») и № 194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона ''Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)''». Именно эти законы стали базовыми для создания медиативной процедуры в российской правовой системе.
Медиация представляет собой одну из форм урегулирования споров во внесудебном порядке. В данной процедуре обязательно участие третьей стороны - медиатора, который может помочь участникам конфликта разрешить ситуацию, вывести их на взаимодействие друг с другом, принять приемлемые для сторон осознанные решения. Использование указанной процедуры позволит также снизить нагрузку на суды.
Однако альтернативной примирительной процедуры оказалось недостаточно. Верховный суд Российской Федерации считает, что действующие нормы о примирении сторон слишком лаконичны и разрозненны, что не позволяет этому институту стать эффективным инструментом урегулирования споров. По его данным, за период с 2011 г. по 2017 г. примирительные процедуры с участием медиаторов судами общей юрисдикции использовались при рассмотрении крайне незначительного количества дел (около 0,008% от общего количества дел)1.
Вероятно, в связи с этим Федеральным законом от 26 июля 2019 г. № 197-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее - Закон о медиации), благодаря чему создан новый институт - судебное примирение. Такого института еще не было в российском праве. Судебные примирители поставлены на один уровень с медиаторами, в законе они указаны через запятую. Отличий по содержанию деятельности между ними нет, однако они присутствуют в требованиях к кандидатуре медиатора (ст. 15 Закона о медиации) и кандидатуре судебного примирителя (п. 3 ст. 153.6 ГПК РФ).
Процедура судебного примирения устанавливается Регламентом проведения судебного примирения от 31 октября 2019 г. № 41 (далее - Регламент). Данная процедура в соответствии с Регламентом не оплачивается, а процедура медиации оплачивается сторонами в равных долях.
Так как институт судебного примирения является совсем новым, отсутствует практика его применения и официальная статистика.
По мнению Н.И. Минкиной, «с целью развития социально полезных медиативных практик на пути становления семейной медиации помимо модернизации законодательства необходимо продолжить научное исследование конституционно-ценностного содержания медиации» [5, с. 64].
Преимуществами семейной медиации являются конфиденциальность информации, полученной в ходе проведения процедуры медиации, возможность избежать расторжения брака, оперативность рассмотрения конфликта, большая вероятность сохранить отношения с детьми, небольшие затраты при про-
1 URL: http://www.supcourt.ru/press_center/mass_media/26353/ (дата обращения: 06.05.2020).
ведении процедуры, возможность выбора решения, которое удовлетворяло бы обе стороны, заинтересованность каждой стороны в исполнении достигнутого решения.
Также нужно учитывать, по мнению О.И. Величковой, что «процедура медиации не должна применяться по таким категориям семейных споров, как споры о лишении родительских прав, споры об ограничении в родительских правах, споры об отмене усыновления, из-за того, что в таких спорах применяются меры семейно-правовой ответственности» [2, с. 53]. Что касается применения процедуры медиации, то ее нужно использовать в делах о разделе совместно нажитого имущества супругов, о расторжении брака, о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно, о месте жительства ребенка в случае раздельного проживания родителей, о порядке общения родственников с ребенком [4, с. 241].
В соответствии с внесенными изменениями от 26 июля 2019 г. в ГПК РФ добавилась новая глава 14.1 «Примирительные процедуры. Мировое соглашение». Возможно, введение ст. 153.2 ГПК РФ поможет разрешить сложившуюся ситуацию, так как теперь суд может в определении о принятии искового заявления, или в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, или в ином определении суда, в том числе и в устной форме, предложить провести примирительную процедуру.
Проанализировав п. 5 ч. 1 ст. 150 ГПК РФ, мы отмечаем, что медиативное соглашение является предпосылкой для заключения сторонами мирового соглашения, которое не выступает в качестве самостоятельной формы закрепления результата проведения процедуры медиации. Возможным вариантом разрешения этого вопроса будет дополнение п. 1 ст. 153.7 ГПК РФ «Результаты примирительных процедур» пп. 6 - «медиативное соглашение».
В заключение отметим, что процедура медиации все еще недостаточно распространена на территории России, не все граждане знают о ее существовании, хотя она законодательно закреплена как альтернативная процедура урегулирования споров уже на протяжении почти десяти лет. Также нельзя точно сказать, приживется ли институт судебного примирения в российской правовой системе и какой институт будет более удобен в применении: медиация или судебное примирение.
Библиографический список
1. Блакитная, О.С. Примирительные процедуры по спорам с административными органами / О.С. Блакитная // Концепция развития судебной системы и системы добровольного и принудительного исполнения решений Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции, арбитражных, третейских судов и Европейского суда по правам человека : сборник научных статей. - Краснодар, 2007. - С. 460-463.
2. Величкова, О.И. Совершенствование семейного законодательства по вопросам медиации / О.И. Величкова // Актуальные проблемы российского права. - 2017. - № 5. - C. 50-55.
3. Гурко, Т.А. Становление института медиации в сфере семейных споров в России: законы, теории и практики / Т.А. Гурко // Социологическая наука и социальная практика. - 2016. - Т. 4. - № 2(14). - С. 40-69.
4. Измайлов, В.В. Судебная и медиативная форма защиты прав супругов при прекращении супружеских правоотношений в свете реформы судопроизводства в Российской Федерации / В.В. Измайлов // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2018. - № 8. - C. 241-247.
5. Минкина, Н.И. Медиация в системе защиты семьи как конституционной ценности / Н.И. Минкина // Современное право. - 2019. - № 5. - С. 59-66.