Научная статья на тему 'МЕДИАЦИЯ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ: ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН'

МЕДИАЦИЯ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ: ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
85
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАЦИЯ / ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРАВ / ПРИМИРЕНИЕ СТОРОН / УЧАСТНИКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Токторов Эгемберди Самидинович, Кыргызбаева Гулшайыр Акматжановна

В статье рассматриваются вопросы применение процедуры применения (медиации) в исполнительном производстве. Поднимаются вопросы его применения в Кыргызской Республике. Рассмотрен опыт зарубежных стран, на основе которых авторами делается вывод о том, что обмен законодательным опытом в вопросе применения медиации в исполнительном производстве в будущем будет содействовать совершенствованию применения медиации на всех стадиях судопроизводства в Кыргызской Республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIATION IN ENFORCEMENT PROCEEDINGS: THE EXPERIENCE OF FOREIGN COUNTRIES

The article deals with the application of the application procedure (mediation) in the enforcement proceedings. Questions of its application in the Kyrgyz Republic are raised. The experience of foreign countries is considered, on the basis of which the authors conclude that the exchange of legislative experience in the use of mediation in enforcement proceedings in the future will contribute to improving the use of mediation at all stages of legal proceedings in the Kyrgyz Republic.

Текст научной работы на тему «МЕДИАЦИЯ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ: ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_11_180

МЕДИАЦИЯ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ: ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН MEDIATION IN ENFORCEMENT PROCEEDINGS: EXPERIENCE OF FOREIGN COUNTRIES

ТОКТОРОВ Эгемберди Самидинович,

кандидат юридических наук, доцент, профессор Ошского государственного университета. 723500, Киргизия, г. Ош, Ленин проспект, 331. E-mail: toktorov_oshgui@mail.ru;

КЫРГЫЗБАЕВА Гулшайыр Акматжановна,

ведущий специалист департамента регистрации населения при Министерстве цифрового развития Кыргызской Республики. Киргизия, г. Бишкек, Свердловский район, пр. Жибек-Жолу, 381. E-mail: shaiyr83_77@mail.ru;

TOKTOROV Egemberdi Samidinovich,

Candidate of Law, Associate Professor, Professor of Osh State University. 723500, Kyrgyzstan, Osh, Lenin Avenue, 331. E-mail: toktorov_oshgui@mail.ru;

KYRGYZBAEVA Gulshayyr Akmatzhanovna,

Leading specialist of the Department of Population Registration under the Ministry of Digital Development of the Kyrgyz Republic. Kyrgyzstan, Bishkek, Sverdlovsk district, 381 Zhibek-Ass Ave. E-mail: shaiyr83_77@mail.ru

Краткая аннотация: в статье рассматриваются вопросы применение процедуры применения (медиации) в исполнительном производстве. Поднимаются вопросы его применения в Кыргызской Республике. Рассмотрен опыт зарубежных стран, на основе которых авторами делается вывод о том, что обмен законодательным опытом в вопросе применения медиации в исполнительном производстве в будущем будет содействовать совершенствованию применения медиации на всех стадиях судопроизводства в Кыргызской Республике.

Abstract: the article deals with the application of the application procedure (mediation) in the enforcement proceedings. Questions of its application in the Kyrgyz Republic are raised. The experience of foreign countries is considered, on the basis of which the authors conclude that the exchange of legislative experience in the use of mediation in enforcement proceedings in the future will contribute to improving the use of mediation at all stages of legal proceedings in the Kyrgyz Republic.

Ключевые слова: медиация, исполнительное производство, восстановление прав, примирение сторон, участники.

Keywords: mediation, enforcement proceedings, restoration of rights, reconciliation of the parties, participants.

Для цитирования: Токторов Э.С., Кыргызбаева Г.А. Медиация в исполнительном производстве: опыт зарубежных стран // Аграрное и земельное право. 2022. № 11(215). С. 180-182. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_11_180.

For citation: Toktorov E.S., Kyrgyzbaeva G.A. Mediation in enforcement proceedings: experience of foreign countries // Agrarian and Land Law. 2022. No. 11(215). pp. 180-182. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_11_180.

Статья поступила в редакцию: 29.10.2022

Согласно ст. 2 Закона Кыргызской Республики «О статусе судебных исполнителей и об исполнительном производстве» задачей исполнительного производства является восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц. Исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности и обязательности исполнения исполнительных документов; 2) своевременности совершения исполнительных действий; 3) диспозитивности; 4) процессуального равенства сторон исполнительного производства; 5) независимости судебного исполнителя; 6) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника - физического лица и членов его семьи [1]. При этом являясь особым видом правоприменительной практики, в связи со спецификой отношений между участниками, исполнение судебных актов может производиться как в добровольном (в разумный срок), так и в принудительном порядке. Принудительный порядок исполнения производится судебными приставами.

В Кыргызской Республике на сегодня наблюдается практика применения альтернативных форм исполнения требований судебных актов, в которые входит институт медиации. Необходимо отметить, что институт медиации также регулируется Законом Кыргызской Республики «О медиации» [2], «медиация - процедура урегулирования спора при содействии медиатора (медиаторов) путем согласования интересов спорящих сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого соглашения» [2], медиация помогает участникам конфликта прийти к компромиссному решению, поскольку такая процедура позволяет быстро и выгодно прекратить исполнительное производство.

Преимущество медиации в мировой практике заключается в том, что устраняется вред, вызванный конфликтом, и предотвращается возможность возобновления новых конфликтов. Необходимо отметить, что хотя Закон Кыргызской Республики О медиации и Закон Кыргызской Республики «О статусе судебных исполнителей и об исполнительном производстве» были приняты в один год в 2017 г., но применение процедуру медиации в исполнительном производстве не прописано. Данное обстоятельство явилось для нас поводом для проведения исследования в данном направлении, и для нас интересен опыт зарубежных стран в этой области.

Французское законодательство официально признало медиацию принятием Закона от 8 февраля 1995. Юридической основой гражданской медиации во Франции. Во Франции процедура медиации является добровольной, что соответствует ее принципам. Однако имеет место государственное стимулирование развития медиации. Например, законодательством в качестве обязательной досудебной процедуры для неко-

Уголовно-правовые науки

торых категорий споров предусмотрена согласительная процедура. Ее применение обязательно, например, для урегулирования споров, связанных с разводом супругов, а также дел, рассматриваемых советами по урегулированию трудовых споров и трибуналами по вопросам сельскохозяйственной аренды. Развитию медиации во Франции во многом способствует и экономическое стимулирование сторон. Так, во Франции значительно участие государства в организации медиативной помощи, при покрытии расходов на медиацию в рамках бесплатной юридической помощи, юридического страхования. В случае проведения медиации по направлению суда услуги медиатора могут быть компенсированы из средств, представляемых на юридическую помощь. Сумма определяется судьей в установленном законодательством порядке. Также существует множество схем, различающихся от суда к суду, в которых определяются порядок и размер оплаты медиативных услуг, в случае проведения медиации по направлению суда [3]

Во Франции при Национальной палате судебных приставов функционирует специальный Центр медиации приставов. Медиация во Франции может проводиться на любом этапе судебного разбирательства. Судебный пристав во французском законодательстве признан лицом, наделенным полномочиями выполнения функций медиатора: он может урегулировать конфликт между должником и взыскателем, соблюдая баланс интересов сторон исполнительного производства. Судья по делам исполнительного производства Франции (juge de I'executio n) - председатель суда большой инстанции, который обладает исключительной компетенцией относительно разрешения всех вопросов и споров, которые возникают в процессе принудительного исполнения документа, обладающего исполнительной силой, включая вопросы, связанные с при нятием мер обеспечительного характера, а также включая дела о взыскании возмещения ущерба, причиненного в процессе исполнения.

К документам, обладающим исполнительной силой, относятся решения судов общей судебной системы и административных судов, мировые соглашения, утвержденные судьей, выписки из протоколов о примирении сторон, подписанные ими и судьей, документы, снабженные исполнительной надписью нотариуса, документы, выдаваемые судебным исполнителем в случае неоплаты чека, выписанного должником кредитору, а также некоторые другие документы [4].

В 2015 году во Франции была создана онлайн-платформа «Medicys» для разрешения споров путем медиации, в том числе споров на стадии исполнительного производства.

Также, считаем важным упомянуть развитие применения медиации на стадии исполнительного производства в Республике Беларусь. Для этого нам необходимо обратиться к Хозяйственному процессуальному кодексу Республики Беларусь от 15 декабря 1998 года.

Глава 17 данного нормативного документа предусматривает возможность назначения посредника на стадии судебного разбирательства и на стадии исполнительного производства. Инициатива должна исходить от одной или 244 обеих сторон спора или от суда. В соответствии со статьей 165 данного кодекса, суд назначает посредника на стадии исполнительного производства. Срок для примирения не может превышать 1 месяц [5].

Данные положения также подтверждаются Постановлением Пленума Верховного суда Республики Беларусь от 29 июня 2016 г. № 3 «О примирении сторон при рассмотрении судами гражданских и экономических споров». Пункт второй рассматриваемого постановления гласит следующее: «необходимо иметь в виду, что примирение сторон допускается в суде на любой стадии гражданского или хозяйственного процесса с момента возбуждения производства по делу, а также в исполнительном производстве». Утверждение мирового соглашения является основанием для прекращения исполнительного производства. Данное постановление также обращает наше внимание на то, что медиация позволяет оптимизировать судебную нагрузку и совершенствует судебную деятельность, с чем, безусловно, трудно не согласиться.

В 2011-2012 годах в системе хозяйственного суда был проведен пилотный проект по продвижению медиации в разрешение хозяйственных и иных правовых споров, а в 2013 году был принят Закон Республики Беларусь «О медиации» [6]. Важно отметить, что Беларусь занимает ведущее место среди государств членов Евразийского экономического союза в сфере применения опыта медиации на стадии исполнительного производства, а статистические данные показывают, что процедура медиации уже пользуется успехом и активно применяется в исполнительном производстве.

Также нельзя оставить без внимания Проект Сингапурской конвенции о медиации от 2018 года. 26 июня 2018 года Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) объявила о завершении работы над таким важным документом, как - проект Конвенции, посвященной приведению в исполнение мировых соглашений, достигнутых в результате проведения процедуры посредничества (медиации). Конвенция применяется к международным мировым соглашениям, которые достигнуты в результате медиации и заключены сторонами в письменной форме в целях урегулирования коммерческого спора. Будучи обязательным для исполнения международным документом, данная конвенция, как ожидается, придаст определенность и стабильность международным рамкам в области медиации.

Для определения посредничества используется определение, закрепленное в п. 3 ст. 1 Типового закона ЮНСИТРАЛ. Так, под посредничеством понимается процедура, посредством которой стороны пытаются достичь мирного урегулирования возникшего между ними спора при содействии третьего лица или лиц (посредников), не обладающих полномочиями предписывать сторонам разрешение их спора [7]. Важным условием для признания процедуры «посредничеством» (mediation) является стремление сторон достичь мирного урегулирования спора с помощью третьей стороны, не обладающей полномочиями по вынесению решения.

Рассматриваемая Конвенция устанавливает, что процедура приведения в исполнение мировых соглашений, достигнутых в рамках посредничества и подпадающих под сферу действия Конвенции, устанавливается каждым государством-участником самостоятельно. Для обеспечения применения более подходящей основы для мировых соглашений и приведения их в исполнение, положение статьи 7 Конвенции предусматривает применение более благоприятного законодательства или международного договора.

На основе несколько приведенных примеров применения медиации на стадии исполнительного производства в иностранных государствах мы видим активное применение и расширение законодательной базы в данном вопросе, считаем, что обмен законодательным опытом в данном вопросе будет содействовать совершенствованию применения медиации на всех стадиях судопроизводства в нашей стране.

Библиогра фия:

1. Закон Кыргызской Республики от 28 января 2017 года № 15 «О статусе судебных исполнителей и об исполнительном производстве» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.10.2021 г.) // http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/111522?ysclid=lapk3c0vck968528539

2. Закон Кыргызской Республики от 28 июля 2017 года № 161 «О медиации» // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=38618064

3. Медиация: перенимаем опыт Франции / Т.А. Юбицская // http://www.bseu.by:8080/bitstream/edoc/82979/1/Yubitskaya_T.A._120_122.pdf

4. Судьи, присяжные заседатели, арбитры, посредники и примирители [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lawbook.online/protsess" zarubejnyih-grajdanskiy/sudi-prisyajnyie-zasedateli-arbitryi-56642.h

5. Хозяйственный процессуальный кодек Республики Беларусь от 15 декабря 1998 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=HK9800219

6. Медиация в Белоруссии: опыт судебного посредничества // https://mediation-eurasia.pro/blogi/mediacija-v-belarusi-opyt-sudebnogo-posrednichestva-primirenija/?ysclid=laplc5w8ud589575049

7. Доклад Рабочей группы II (Арбитраж и согласительная процедура) о работе ее 64-й сессии (Нью-Йорк, 1—5 февраля 2016 г.) // URL: http://undocs.org/ru/A/CN.9/867

References:

1. Law of the Kyrgyz Republic No. 15 of January 28, 2017 "On the status of bailiffs and on Enforcement proceedings" (with amendments and additions as of 10/28/2021) // http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/111522 ?ysclid=lapk3c0vck968528539

2. Law of the Kyrgyz Republic No. 161 of July 28, 2017 "On Mediation" // https://online .zakon.kz/Document/?doc_id=38618064

3. Mediation: adopting the experience of France / T.A. Yubitskaya // http://www.bseu.by:8080/bitstream/edoc/82979/1/Yubitskaya_T.A._120_122.pdf

4. Judges, jurors, arbitrators, mediators and conciliators [Electronic resource]. - Access mode: https://lawbook.online/protsess zarubejnyih-grajdansky/sudi-prisyajnyie-zasedateli-arbitryi-56642.h

5. Economic Procedural codec of the Republic of Belarus dated December 15, 1998 [Electronic resource]. - Access mode: https://pravo.by/document /?guid=3871&p0=HK9800219

6. Mediation in Belarus: experience of judicial mediation // https://mediation-eurasia.pro/blogi/mediacija-v-belarusi-opyt-sudebnogo-posrednichestva-primirenija/?ysclid=laplc5w8ud589575049

7. Report of Working Group II (Arbitration and Conciliation) on the work of its 64th session (New York, 1-5 February 2016) // URL: http://undocs.org/ru/A/CN.9/867

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.