Научная статья на тему 'МЕДИАЦИЯ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО'

МЕДИАЦИЯ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАЦИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ВЗАИМНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / МНОГОГРАННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Е. Н.

Статья посвящена актуальной проблеме взаимовыгодного взаимодействия медиации и других направлений науки и практики. Обоснована многогранность медиации как метода работы с конфликтами и проблемами и ее отражение в профессиональных требованиях к медиатору. Рассмотрены преимущества, которые медиация и медиаторы получают от междисциплинарного сотрудничества на нескольких уровнях (на примере юриспруденции, психологии, психотерапии и теории переговоров). Показаны перспективы медиации как практики и теории в сотрудничестве с другими дисциплинами. Подчеркивается и раскрывается не только обогащение медиации за счет влияния других направлений научного знания и практики, но и выгодность взаимодействия с медиацией для самих этих направлений. Отмечается, что плодотворное междисциплинарное сотрудничество уже существует, однако его потенциал не раскрыт, и эти ресурсы могут быть приумножены на базе медиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIATION AS AN INTERDISCIPLINARY COLLABORATION

The article is concerned with the actual problem of mutually profitable cooperation of mediation and other directions of science and practice. Mediation versatility as a method of work with conflicts and problems and their reflection in professional demands to mediator is substantiated. The preferences mediation and mediators get from multidisciplinary collaboration at several levels are shown on the example of jurisprudence, psychology, psychotherapy and negotiation theory. Mediation perspectives as practice and theory in collaboration with other disciplines are demonstrated. Is accentuated and shown that this is not only mediation’s enrichment due to influence of other directions of scientific knowledge and practice taking place, but profitability of interaction with mediation for them exists also. Its noticed that fruitful interdisciplinary collaboration exists already, but its potential isn’t revealed yet and these resources could be multiplied on the basis of mediation.

Текст научной работы на тему «МЕДИАЦИЯ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО»

УДК 159.9.01

DOI https://doi.Org/10.17308/vsu.proc.law.2021.1/3297

МЕДИАЦИЯ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Е. Н. Иванова

Санкт-Петербургский государственный университет Поступила в редакцию 10 марта 2021 г.

Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме взаимовыгодного взаимодействия медиации и других направлений науки и практики. Обоснована многогранность медиации как метода работы с конфликтами и проблемами и ее отражение в профессиональных требованиях к медиатору. Рассмотрены преимущества, которые медиация и медиаторы получают от междисциплинарного сотрудничества на нескольких уровнях (на примере юриспруденции, психологии, психотерапии и теории переговоров). Показаны перспективы медиации как практики и теории в сотрудничестве с другими дисциплинами. Подчеркивается и раскрывается не только обогащение медиации за счет влияния других направлений научного знания и практики, но и выгодность взаимодействия с медиацией для самих этих направлений. Отмечается, что плодотворное междисциплинарное сотрудничество уже существует, однако его потенциал не раскрыт, и эти ресурсы могут быть приумножены на базе медиации. Ключевые слова: медиация, междисциплинарное сотрудничество, взаимные преимущества, многогранность.

Abstract: the article is concerned with the actual problem of mutually profitable cooperation of mediation and other directions of science and practice. Mediation versatility as a method of work with conflicts and problems and their reflection in professional demands to mediator is substantiated. The preferences mediation and mediators get from multidisciplinary collaboration at several levels are shown on the example of jurisprudence, psychology, psychotherapy and negotiation theory. Mediation perspectives as practice and theory in collaboration with other disciplines are demonstrated. Is accentuated and shown that this is not only mediation's enrichment due to influence of other directions of scientific knowledge and practice taking place, but profitability of interaction with mediation for them exists also. Its noticed that fruitful interdisciplinary collaboration exists already, but its potential isn't revealed yet and these resources could be

multiplied on the basis of mediation. -

Key words: mediation, interdisciplinary collaboration, mutual preferences, ver- 343 satility.

Медиация в ее современной форме изначально возникла и развивалась как междисциплинарная область, как один из видов альтернативного разрешения споров (АРС). В юридическом плане АРС понимается как способ, альтернативный государственной судебной системе. В более широком смысле — как конструктивное дополнение ко всем формальным, жестким, в том числе административным формам преодоления конфликтов и проблем. В наиболее широком подходе АРС означает все возможные

© Иванова Е. Н., 2021

виды работы с конфликтными ситуациями и включает, помимо перечисленных, конфликтологическое, психологическое, психотерапевтическое консультирование, фасилитацию, коучинг, обучение для повышения конфликтологической компетентности и другие варианты помощи спорящим сторонам.

Деятельность медиатора практически универсальна и прекрасно вписывается в любой из этих подходов. Более того, после довольно длительного периода, когда медиация рассматривалась как сугубо прикладная область, в последние десятилетия сформировался явный запрос на формирование теории медиации и происходит ее активное развитие1. Этот процесс явился логическим следствием расширения медиационной практики, ее распространения на разнообразные сферы жизнедеятельности общества. Новые задачи сформировали дополнительные профессиональные требования к медиаторам, повлекли за собой совершенствование технологии медиации и обогащение ее методического арсенала2. Как отметил Тьери Гарби, сегодня нельзя обучать медиации так же, как 20 лет назад3.

Современный медиатор, даже если он специализируется на какой-то отдельной сфере деятельности, должен обладать широчайшим спектром знаний, умений и навыков. Традиционно выделялись коммуникативные, переговорные и собственно медиативные навыки. Высокие требования предъявляются не только непосредственно к способности медиатора помочь сторонам справиться с их осложнениями в данный момент, но и к соблюдению этических норм, а также базовых принципов медиатора, что порой вступает в противоречие со статистикой, отражающей количество заключенных соглашений. Расширение и интенсификация практики показали, что ключевыми являются также навыки медиатора, обеспечивающие его саморегуляцию как важнейший залог сохранения нейтрально-01 сти и профилактики профессионального выгорания.

Медиация исходит из того, что стороны — сами эксперты по своей про-^ блеме, и медиатор не дает им советов и не принимает за них решение. В о конфликте у сторон искажаются и становятся необъективными восприятие ситуации, оппонентов, себя и своей роли, мышление и принятие ре-шений, эмоции и чувства, целеполагание и поведение. Стороны видят

344 ситуацию в черно-белых тонах, демонизируют оппонента, не слышат и не понимают друг друга, неверно определяют баланс сил, недооценивая противника, который может нанести чувствительный урон, питают иллюзии по поводу перспектив спора, застопориваются на позициях, часто не отвечающих их интересам.

1 См.: Advancing Workplace Mediation Through Integration of Theory and Practice. Springer International Publishing, Switzerland, 2016.

2 См.: Иванова Е. Н. Медиация : возможности vs. Ограничения // Конфликт как проблема. Очерки современной теоретической и прикладной конфликтологии. СПб., 2015. С. 412-433.

3 См.: Garby T. Agreed! Negotiation/mediation in the 21st century. ICC Publications, 2016.

Медиатор помогает оценить и выровнять соотношение сил сторон, понять и удовлетворить их реальные долгосрочные интересы.

Поскольку задачей медиатора является не разобраться в ситуации

и решить проблему самому, а помочь сторонам справиться с эмоциями, Н

увидеть конкретные объективные обстоятельства, осознать реальные .

последствия и понять свои истинные интересы, выработать взаимопри- ^

емлемые решения самостоятельно, то его работа становится еще более 2

сложной. Медиатору сложно справиться не только с иррациональностью о

сторон, но и с желанием подсказать им наилучшее с его точки зрения .

решение. Особенно сложно справиться с директивностью и давлением на ^

клиентов тем медиаторам, которые в соответствии с их базовым профес- д

сиональным образованием играют роль экспертов в юридической, эконо- о

мической, психотерапевтической, образовательной и других сферах4. я

Поэтому не удивительно, что список дисциплин, которые вносят в ^

практику и теорию медиации необходимый и существенный вклад, чрез- Н

вычайно широк. Среди них: философия, юриспруденция, филология, е

социология, психология, физиология, экономика, история, конфликтоло- д

гия, математика, политология, этика, логика, педагогика, дизайн, искус- с

ствоведение, биология, менеджмент, медицина и многие другие области п

знания. 1

Важно отметить, что процесс поддержки и обогащения в отношениях °

р

между медиацией и ее «соучастниками» является не односторонним, а х

взаимным. Он происходит на нескольких уровнях — от общегосударствен- н

ного до межгруппового и индивидуального. о

Например, не вызывает сомнений огромный вклад юридических дис- р

циплин как в подготовку и защиту медиаторов, создание легальной базы х

для проведения медиаций и реализации ее результатов, так и в разви- Ч

е

тие, институционализацию медиации, содействие упрочению ее позиций т и формированию позитивного имиджа в обществе. В случае формиро- О вания отношений сотрудничества между представителями медиации и судебной системы адвокаты, судьи и другие сотрудники правоохранительной системы становятся поставщиками медиаторов. Адвокаты консультируют своих клиентов в ходе медиации или между сессиями, помогают проверить соглашение на соответствие закону, отформатировать его для заверения нотариально или в качестве мирового соглашения и 345 во многом другом.

Вместе с тем медиация обогащает юридическую теорию и практику, способствует ее гуманизации, помогает справиться с бесперспективными с юридической точки зрения делами, снижает число апелляций и жалоб граждан на судебные органы, в ближайшем будущем (а в ряде стран уже сегодня) поможет справиться с перегрузкой судебной системы. Медиация дает юристам многие полезные навыки для более эффективной работы с клиентами, помогает разрешать возникающие у самих юристов

4 См.: Иванова Е. Н. Динамика директивности при обучении медиации // Вестник СПбГУ. 2014. Вып. 6. С. 80-87.

конфликты, снижает уровень профессионального выгорания. Многие американские адвокаты, например, говорят, что занимаются медиацией «для души».

Психологические дисциплины раскрывают сущность когнитивных и эмоциональных процессов, истоки иррациональности принятия решений5 обеспечивают разнообразные техники работы с информацией, преодоления стереотипов, установления контакта и доверия, создания благоприятной атмосферы для ведения переговоров, оттачивания главного инструмента медиатора — его личности, отработки собственных проблем. Психологические теории объясняют особенности индивидуального, внутри- и межгруппового поведения, раскрывая механизмы социального влияния, и вооружают медиатора инструментами для использования этих знаний на практике. Многие психологи также рекомендуют своим клиентам обратиться к медиатору.

В свою очередь медиация, постоянно находясь на переднем крае столкновений между людьми, выявляет многие закономерности человеческого взаимодействия, которые особенно ярко проявляются в конфликте. Медиация оснащает психологов средствами налаживания взаимопонимания и достижения договоренностей между клиентами, в чем представители психологии часто отмечают потребность. Овладение медиативной технологией повышает квалификацию, успешность и востребованность психологов-практиков, помогает разрешать внутриорганизационные и личные конфликты в этой сфере.

Психотерапия и даже психиатрия вносят свой значительный вклад в развитие и применение медиации. Базовые техники перефразирования и другие виды работы с информацией и налаживанием контакта происходят из клиент-центрированной терапии Карла Роджерса. Многие ,_ направления медиации ведут свое происхождение из различных школ о: психотерапии. Например, нарративная медиация6 вытекает из нарративной психотерапевтической практики, системная семейная — из инте-¡^ гративной семейной терапии7, трансформативная8 — из гуманистической сч и т. д. Психотерапевтические школы, кроме того, помогают медиаторам разобраться в себе, отработать внутриличностные проблемы. Например, использование идей Боуэна и системных методов помогает медиатору 346 не только справиться с проявлениями психического заражения, безответственности клиентов, но и повысить собственную дифференцирован-ность, т. е. степень разграничения эмоционального и интеллектуального функционирования, а также избежать триангуляции — вовлечения в от-

5 См.: Канеман Д. Думай медленно... решай быстро». М., 2014.

6 См.: Winslade J., Monk G. Practicing Narrative Mediation. Jossey-Bass, 2008.

7 См.: Regina W. F. Applying Family Systems Theory to Mediation. Lanham, Maryland, 2011.

8 См.: Bush R., Folger J. The Promise of Mediation. The Transformative Approach to Conflict. Jossey-Bass, 2005.

ношения между сторонами в качестве третьего члена и потери нейтраль-ности9.

Транзактный анализ10, базовые идеи которого родственны медиации,

помогают справиться со многими сложными случаями за счет подстройки Н

к состояниям «Я» клиентов, учета жизненных сценариев, трансформации .

драматического треугольника Карпмана в эмпатический11, использова- ^

ния концепции типов личностных адаптаций и использования «откры- °

тых дверей» вместо «дверей-ловушек» Уэра12. 0

Тем не менее, используя технические приемы психотерапии, медиа- .

ция не только сохраняет свою специфичность, но и обогащает психотера- ^

певтическую область идеями, фактами, инновационными методически- д

ми разработками13. а

Теория интегративных, ориентированных на сотрудничество пере- я

говоров, лежит в основе медиации14. Как уже отмечалось, переговорные ^

навыки, способность различать позиции и интересы, составлять список Н

вопросов для обсуждения, определять процедурные соглашения, форму- е

лировать предложения, не вызывающие сопротивления, формировать д

работающее долгосрочное соглашение и многие другие базовые возмож- с

ности являются постоянно пополняемым ресурсом медиации. Исследо- П

вания в сфере переговоров открывают новые возможности и расширяют и

круг медиабельных случаев за счет повышения переговорного мастер- °

ства и уверенности медиаторов. Например, они показывают, что люди, х

которые могут оценивать интересы оппонента более точно, обычно дости- н

гают лучших результатов, чем те, которые концентрируются только на о

своих целях. Профессиональные переговорщики тратят в 4 раза больше р

времени на рассмотрение общих интересов, что составляет 40 % их време- х

ни на подготовку по сравнению с 10 % у непрофессионалов. Ч

Медиация как специфический вид переговоров способствует их Т

успешному течению во многих случаях, когда стороны самостоятельно о договориться не могут. Участие в медиации дает переговорщикам модель успешного поведения в сложных переговорных ситуациях. В ходе медиативной практики вырабатываются новые техники и стратегии взаимодействия, которые обогащают переговорную теорию и расширяют инструментарий профессиональных переговорщиков.

В рамках статьи не представляется возможным рассмотреть все 347 аспекты взаимодействия медиации с другими сферами знания и практики. Главное, что представляется необходимым отметить — междисципли-

9 См.: Иванова Е. Н. Проблема дифференцированности в медиации // Конфликтология. 2017. № 3. С. 205—219.

10 См.: Стюарт И., ДжойнсВ. Современный транзактный анализ. СПб., 2017.

11 См.: Карпман С. Жизнь, свободная от игр. СПб., 2016.

12 См.: Джойнс В., Уэр И. Личностные адаптации. СПб., 2019.

13 См.: Иванова Е. Н. Метод трансформации драматического треугольника Карпмана в процессе медиации. Красноярск, 2020.

14 См.: Ведение переговоров с установкой на сотрудничество / под ред. Е. Н. Ивановой. Рига ; СПб., 1995.

нарное сотрудничество существует, приносит плоды, однако его потенциал далеко не исчерпан. Взаимообогащение, совмещение профессий, повышение квалификации, личностный рост, создание междисциплинарного профессионального сообщества, профилактика монотонности и эмоционального выгорания — только малая часть выгод от такого сотрудничества. Раскрытие и использование ресурсов междисциплинарного сотрудничества на ниве медиации принесет пользу всем участникам этого взаимодействия и самому обществу в полном соответствии с базовой идеей переговоров с участием нейтрального посредника.

Санкт-Петербургский государственный университет

Иванова Е. Н., кандидат психологических наук, доцент кафедры конфликтологии, руководитель Службы конфликтологического консультирования и медиации (клиники медиации) E-mail: elenaiv1@mail.ru

St. Petersburg State University Ivanova E. N., Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Con-flictology Department, Head of the Conflict Counseling and Mediation Service (Mediation Clinic)

E-mail: elenaiv1@mail.ru

348

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.