Научная статья на тему 'Медиация как метод и технология урегулирования социально-правовых конфликтов'

Медиация как метод и технология урегулирования социально-правовых конфликтов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2262
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАЦИЯ / КОНФЛИКТ / ТРЕТЬЯ СТОРОНА / МЕДИАТОР / ПОСРЕДНИК / ФАЗЫ МЕДИАЦИИ / МЕДИАЦИОННАЯ БЕСЕДА / СОГЛАШЕНИЕ / MEDIATION / CONFLICT / AND THIRD PARTY / THE MEDIATOR / THE MEDIATION PHASE / MEDIATSIONNAYA CONVERSATION / AGREEMENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Елисеев Д. Б., Некрасов С. И.

В статье анализируется медиация как метод урегулирования конфликтов в социальной и правовой сферах. Особо обращается внимание на способы ведения коммуникации во время медиативной беседы, всесторонне и глубоко анализируются фазы медиации. В статье определяется роль посредников при разрешении конфликтов и анализируются различные модели посреднической деятельности. В статье доказывается, что для России медиация как новое явление может превратиться в особую практику со специфической технологией урегулирования правовых и социальных конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIATION AS A TOOL AND TECHNOLOGY SETTLEMENT OF LEGAL AND SOCIAL CONFLICT

The article examines mediation as a method of conflict resolution of social and legal spheres. Particular attention is drawn to methods of communication during the conversation mediativnoy, comprehensively and deeply analyze the phases of mediation. The article defines the role of mediators in resolving conflicts, and analyzes various models of mediation. We prove that for Russia, mediation, as a new phenomenon, can become a special practice with a particular technology solution to the legal and social conflicts.

Текст научной работы на тему «Медиация как метод и технология урегулирования социально-правовых конфликтов»

ПРАВО

Д.Б. ЕЛИСЕЕВ, аспирант кафедры государственного строительства и права Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации С.И. НЕКРАСОВ, доктор философских наук, профессор кафедры социологии и политологии философского факультета Орловского государственного университета Тел. 8 916 7308914; sinekrasov@mail.ru

МЕДИАЦИЯ КАК МЕТОД И ТЕХНОЛОГИЯ УРЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ

КОНФЛИКТОВ

В статье анализируется медиация как метод урегулирования конфликтов в социальной и правовой сферах. Особо обращается внимание на способы ведения коммуникации во время медиативной беседы,, всесторонне и глубоко анализируются фазы медиации. В статье определяется роль посредников при разрешении конфликтов и анализируются различные модели посреднической деятельности. В статье доказывается, что для России медиация как новое явление может превратиться в особую практику со специфической технологией урегулирования правовых и социальных конфликтов.

Ключевые слова: медиация, конфликт, «третья сторона», медиатор, посредник, фазы медиации, медиационная беседа, соглашение.

16-17 ноября 2009 г. в Москве состоялась вторая международная конференция «Медиация. Альтернативные методы разрешения споров и их значение в совершенствовании деловой и корпоративной этики», которая была посвящена медиации как альтернативному методу разрешения споров и конфликтов [3].

Наша страна, находящаяся на пути построения правового государства и гражданского общества, крайне заинтересована в том, чтобы возникающие между людьми и юридическими лицами конфликты можно было бы разрешать не только в зале суда, но и путем переговоров.

Медиация - дитя западной культуры. В Европе за короткое время медиация стала самостоятельной профессиональной практикой. Ее достижения связаны с принятием в июне 2003 г. австрийского Федерального закона «О медиации». Менее чем за 20 лет движению медиаторов удалось обеспечить поддержку государства и общества в создании служб медиации. Во Франции практически все имущественные споры, которые могли рассматриваться в суде, улаживаются медиаторами [1, с. 15].

Пока для России медиация - явление экзотическое, редкое, но одновременно и привлекательное: в основе российского менталитета лежит стремление «не выносить сор из избы».

Техника медиации может быть особенно полезна, если конфликты эмоционально «подогреты» и «беседа» между спорящими может быть только деструктивной. Посредник представляет себя в качестве «вспомогательного мостика» и позволяет

© Д.Б. Елисеев, С.И. Некрасов

ФИЛОЛОГИЯ

шаг за шагом снова установить непосредственное общение между спорящими. В этом процессе можно выделить следующим фазы:

1. Исходная ситуация. Спорящие не могут или не хотят больше говорить друг с другом напрямую. Сильные отрицательные эмоции приводят к провалу, всякие попытки общения заканчиваются деструктивной ссорой.

2. Начало медиативной беседы. Медиатор обращается к спорящим, информирует их о процессе медиации, создает доверительную атмосферу и побуждает участников рассказать историю спора. Нейтральному и принимаемому посреднику историю можно рассказать связно и без особой агрессии (которую медиатор «нейтрализует», меняя (смягчая) формулировки). Вмешательство другой стороны и приводящие к эскалации реплики можно в основном исключить, поскольку противная сторона не вовлекается в беседу непосредственно, а должна только слушать. Рассказывающий не испытывает эмоциональной нагрузки, и слушатели могут узнать что-то новое.

3. Постепенно установить непосредственное общение. Медиатор делает возможными первые не оскорбляющие прямые контакты, давая возможность задавать поясняющие вопросы и «отражать» важные моменты для понимания другим лицам. Под руководством и на примере медиатора участники конфликта учатся активно слушать и излагать услышанное, не давая оценки. Благодаря этому можно восстановить доверие.

4. Возрастание прямого общения. Чем больше высвечиваются скрытые причины спора, тем больше возможно понимание противной стороны. Под руководством и с помощью медиатора можно плодотворно вести непосредственную беседу.

5. Бок о бок искать решения. Из «непримиримого спора» возникла «общая проблема», которую теперь нужно вместе решать. Вместо «друг против друга» идет поиск решения бок о бок, рядом друг с другом. Медиатор оказывает только методическую помощь и позволяет все больше происходить беседе между конфликтующими сторонами. Сотрудничество с обоюдной пользой ведет к новым позитивным чувствам и укрепляет базу доверия.

6. Снова общаться друг с другом. Когда достигнуто соглашение, без сторонней помощи медиатор снова уходит на задний план. Основа для будущей совместной жизни, более наполненной до-

верием, или для сотрудничества заложена. (Или противники расстаются без ненависти, оговорив общие требования.) Лишь для того, чтобы убедиться, помогли ли договоренности, или для корректировки последних медиатор появляется снова. Конечно, эта последовательность может быть различной в зависимости от типа конфликта, поведения участвующих лиц или развития процесса медиации. В качестве основного правила можно рассматривать то, что противные стороны тем сильнее расходятся и общаются только через медиатора, чем деструктивнее протекает непосредственное общение между ними. И наоборот: чем лучше могут спорящие организовать непосредственный обмен мнениями, тем больше отпадает необходимость в «эрзац-мостике», т.е. медиаторе [4, с. 43].

На основании анализа различных моделей медиации можно составить наглядную модель этого процесса.

Фолберг и Тэйлор (1984 г.) предпринимают разделение на семь ступеней, причем они начинают с собственно медиационной беседы. Моор (1986) различает 12 ступеней, при этом он включает предварительную фазу, но не фазу реализации. В других публикациях (например, Mediation Training Institute, 1988 г.) выбрано более простое и наглядное разделение на четыре фазы (введение -позиции отдельных сторон - решение проблемы -договоренность).

Последовательность отдельных шагов не обязательно должна строго соблюдаться: в зависимости от типа конфликта и хода беседы отдельные шаги можно опустить или выполнить их в других местах. Предложенная последовательность может служить в качестве ориентира, поскольку речь идет о серии последовательно вытекающих друг из друга этапов.

В предварительной фазе также можно выделить определённые этапы:

а) первый контакт участников конфликта с медиаторами, или наоборот, или с помощью третьих лиц; б) обращение ко всем конфликтующим сторонам и их мотивация к участию в медиации; в) подготовка медиаторов: сбор информации, при необходимости обращение к экспертам, продумывание процедуры.

В зависимости от типа конфликта действия, предваряющие собственно процесс медиации, приобретают большее или меньшее значение. Мно-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

гочисленные споры удавалось уладить уже в фазе «предмедиации».

Работу необходимо начинать с установления контактов и анализа мотиваций спорящих сторон.

Медиацию можно также правильно подготовить, если медиатор вначале говорит с одной стороной конфликта и завоевывает ее доверие. После окончания беседы они решают, что теперь они встретятся со второй стороной, и спрашивают своих собеседников, не могли бы они сделать что-нибудь для них. Последние, возможно, из любопытства или из желания быть информированными в том, что их касается, быстрее всего проявят интерес к этой встрече. Тем самым делаются первые шаги к медиации. Из «челночной» медиации впоследствии может вызреть непосредственная встреча участников конфликта.

Если имеется принципиальная готовность участвовать в медиации, медиаторы должны основательно подготовиться к ней. Сюда относится прежде всего информация о конфликте. Вопрос о том, кто проводит медиацию и какая процедура наиболее целесообразна, лучше всего выяснить уже в ходе предварительной фазы.

В случае необходимости можно провести консультацию по процессу работы над конфликтом для спорящих сторон.

Точно так же, как готовятся сами медиаторы, может быть полезным подготовить конфликтующие стороны. При более простых конфликтах для этого могут быть целесообразны ознакомление и упражнение в полезных методах ведения беседы. Необходимо ясно показать, что медиация представляет собой лишь одну возможность среди прочих.

Медиаторы могут помочь сторонам конфликта определить свои интересы и найти подходящий путь к осуществлению этих интересов. Если благодаря этому они будут помогать осуществиться интересам, которые они не могут одобрить, они должны прекратить оказание своих услуг [5, с. 93].

Введение в медиационную беседу начинается с назначения времени. Если назначено время проведения беседы между спорящими сторонами, то уже имеется ряд вещей, на которые должны обратить внимание медиаторы, прежде чем они начнут непосредственно работать над конфликтом. Ведь ошибки во вводной фазе могут оказать негативное влияние на весь ход медиации. Во вводной фазе закладывается фундамент для дальнейшего хода беседы.

В медиационной беседе можно выделить следующие ступени.

1) Вступление, где необходимо создать хорошую атмосферу: она должна быть приятной, не напряженной, свободной от страха, кооперативной, доверительной. Создание хорошей атмосферы начинается с подготовки места проведения беседы. Стороны конфликта приглашаются в такое место, которое не связано непосредственно с конфликтом. Помещение должно быть организовано и обставлено таким образом, чтобы оно воспринималось как приятное, что в зависимости от группы может выглядеть несколько по-иному. К оформлению помещения относится также размещение участников. Стороны конфликта должны сидеть не слишком близко друг к другу (опасность драки, нарушение интимной сферы), но и не слишком далеко. В качестве «барьера безопасности» хорошую службу может сослужить, например, стол. Цветы, напитки и т.д. по вкусу могут дополнить внешнюю картину.

2) Представление медиаторов и сторон конфликта. В начале беседы важны поведение и первые слова медиатора. Ему необходимо с самого начала создать не отягощенную страхом, доверительную и кооперативную атмосферу. Для этого часто имеют значение мелкие детали, например, одобрительные слова о том, что все пришли на медиацию. Следующие шаги также годятся для создания доверия.

Медиаторы представляют себя и, если это не является излишним, противоположные стороны друг другу. При этом представлении медиаторы должны наряду со своей фамилией, профессией и профессиональной квалификацией или прежним опытом упомянуть также о личных данных (семейное положение, наличие детей, различные детали), чтобы поощрить стороны спора также рассказывать о себе что-то личное.

3) Прежнее состояние дел: тип установления контакта и уровень информированности медиатора. Прежде всего следует выявить прошлое положение дел. Для того, чтобы избежать впечатления, что медиаторы уже заранее что-то «насочиняли» в сговоре с одной из сторон, они описывают ход процесса, начиная от первого установления контакта до актуального момента, и озвучивают всю информацию, которую они на этом пути получили. Стороны спора имеют право на такое же представление, ни одной из них медиаторы не должны оказывать предпочтения.

4) Подтверждения или корректировки, ожидания выясняются путем опроса участников. Далее следует подтверждение или корректировка ожиданий. Для того, чтобы можно было уточнить полученную, возможно, одностороннюю или ошибочную информацию, медиаторы опрашивают стороны спора, правильны ли данные или они хотят что-то уточнить. Этим они также могут доказать свою беспристрастность и то, что им можно доверять. В этом месте при определенных обстоятельствах полезно спросить участников медиации об их ожиданиях. Если участники пришли с нереалистичными ожиданиями, это можно прояснить следующим шагом.

5) Следующий шаг - разъяснение метода медиации. Даже если это уже произошло в предварительной фазе, необходимо еще раз описать технологию медиации, роль медиаторов и основные правила. Противные стороны должны точно знать, что их ожидает и что здесь важно. Кроме того, здесь действует правило, что все стороны получают одинаковую информацию и должны воспринимать ее осознанно. Этот этап медиации включает в себя разъяснение её технологии, роль медиатора, основные правила (по договоренности, при необходимости использовать дополнительный информационный листок).

6) Выяснение открытых вопросов. После длительных объяснений со стороны медиаторов, во время которых стороны конфликта постепенно могут освоиться с ситуацией, приходит очередь последних: они должны высказать все имеющиеся у них вопросы, чтобы выяснить их.

7) Готовность довериться процессу медиации выяснить путем опроса. Важным завершением этой фазы является то, что стороны спора заявляют о своей готовности подчиниться описанной технологии и правилам.

8) Сопротивление - серьезно принимать и учитывать его возможность. Если имеются сомнения или сопротивления, их нельзя просто отодвинуть в сторону или сместить при помощи контраргументов. Используя приём активного слушания, можно ясно показать, что эти сомнения слышат и что их принимают всерьёз. Уже этого может быть достаточно, чтобы сомнения улетучились. Далее можно также достичь договоренностей, которые способны ослабить или устранить сомнения.

9) Деловая сторона (договор) и организационные вопросы (график, записи и т.д.) - урегулиро-

вать. При необходимости собрать темы, упорядочить и оценить их значимость. Если речь идет о медиации, которую нужно оплачивать, то не позднее этого момента выясняют деловые подробности. Далее необходимо решить организационные вопросы, как, например, продолжительность, количество и длительность заседаний, когда устраивать перерывы, как решить вопрос с курением. Если предусмотрена звукозапись или видеозапись для последующей подготовки медиаторов или для других целей, это необходимо обсудить.

10) Определить повестку дня/последовательность тем. Если речь не идет о комплексных конфликтах, уже на этой стадии можно собирать все, что необходимо обсудить и выяснить во время медиации и в какой последовательности. Темы можно затем распределить на отдельные заседания. Наконец, можно составить повестку дня текущего заседания.

В этом месте начинается собственно обработка конфликта.

В первой части стороны спора еще не разговаривают друг с другом непосредственно, а сначала рассказывают все медиаторам. Благодаря этому спорящие получают возможность связно представить свою точку зрения. Вмешательства противоположной стороны при этом можно избежать скорее, чем в прямой беседе между противниками.

Вначале участники конфликта призываются к тому, чтобы еще раз продумать, почему они пришли, что они хотят высказать, и при необходимости сделать также записи. Это облегчает процесс слушания тем, кто будет рассказывать позже.

В этой фазе важно, чтобы спорящие смогли излить свою душу и эмоционально освободиться, чтобы как медиатор, так и другие стороны конфликта более глубоко поняли поведение сторон спора. В присутствии беспристрастных внепартийных третьих лиц может обнаружиться многое из того, что до тех пор не высказывалось, и стороны конфликта, возможно, впервые услышат связно и полно высказанную точку зрения другого.

1) Точка зрения каждой отдельной стороны конфликта.

Как правило, медиаторы сначала предоставляют слово тому, кто выступил с инициативой и обратился с проблемой к медиаторам. Если же другая сторона конфликта очень возбуждена и нетерпелива, то лучше дать ей выступить первой, потому что в таком состоянии она едва ли сможет слу-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

шать противную сторону в течение продолжительного времени. Другой вариант состоит в том, чтобы сначала предоставить слово более слабой стороне, чтобы она не была с самого начала подавлена потоком слов более сильной стороны.

Тем, кто должен слушать, объясняют, что их задача состоит не в том, чтобы «ничего» не делать, а что перед ними стоит трудная задача. Они должны внимательно слушать и сдерживаться, если им хочется спонтанно возразить по поводу сказанного. Перед ними можно положить письменные принадлежности, чтобы они в случае необходимости могли записать свои возражения, дабы не забыть их. Когда потом придет их очередь рассказывать, они могут высказать свои возражения и поправки.

Лицу, которое должно представить свое видение конфликта, задают открытые вопросы, то есть вопросы, не рассчитанные на определенные, короткие ответы, это побуждает его рассказывать действительно все, что имеет значение для спора. При этом медиаторы не должны направлять изложение в каком-то определенном направлении, потому что у них, например, есть уже определенная гипотеза и они хотят проверить ее. Рассказчиков побуждают говорить также и о своих чувствах, связанных с конфликтом. Благодаря внимательному, принимающему слушанию, открытым вопросам и, возможно, также отражению рассказчикам показывают, что их слушают и понимают. В конце медиатор обобщает самые важные пункты и спрашивает, является ли резюме правильным и полным. Если нет, его нужно откорректировать или дополнить.

Когда медиаторы делают отображение или обобщение, они могут переформулировать «Ты-послания», оценивающие высказывания и обвинения в нейтральные, неоценивающие и неоскорбительные выражения. Таким образом они могут избавить высказывания от враждебности и тем самым переключить внимание на проблемы, которые нужно решать.

В случае, если у слушателей возникли уточняющие вопросы, они могут их задать, и на эти вопросы должны быть даны разъяснения.

2) Уточняющие вопросы, задаваемые противной стороной (сторонами).

Медиаторы целенаправленно обращаются к пунктам, о которых они хотят знать больше, в ко-

торых они предполагают более глубокие причины. Для того чтобы скорее достичь мотивирующего переживания успеха, они сначала обращаются к простой, но ненезначительной проблеме. Если же имеется проблема, которая должна быть решена очень срочно, следует начать с нее.

С помощью направленных вопросов и соответствующих методов исследуются чувства, интересы и все другие скрытые причины проблемы. Это выяснение конфликта служит тому, чтобы участники объяснили все сами и более глубоко поняли конфликт, а также возможности его разрешения.

Стороны конфликта должны иметь здесь возможность выразить то, чего они хотят и как выглядит их идеальное представление о разрешении конфликта. При этом возможность его реализации не важна.

Когда все представили свои точки зрения, медиаторы сначала выделяют то, что является общим, чего спорящие, возможно, до этого даже не осознавали. Это общее они могут записать на большом листе бумаги, чтобы это было хорошо видно. Противники должны заметить, что не все пожелания противоположной стороны противоречат их собственным представлениям и интересам! После этого спорные пункты, о которых речь будет идти дальше, были собраны и также перечислены в письменном виде. Над этими пунктами работа будет продолжена.

3) Ответы противной стороны (сторон). Насколько это возможно и полезно: прямое общение между конфликтующими сторонами и отражение услышанного противной стороной (подстраховка со стороны медиатора), в противном случае - общение через медиатора. В предшествующих фазах необходимо пробудить такое понимание мотивов и интересов противоположной стороны, чтобы все участники смогли теперь увидеть их ситуацию не как борьбу конкурирующих сторон, а как общую проблему. Они признают, что у каждой из сторон есть причины и интересы, делающие их поведение обоснованным, и что важно найти решения, которые учитывают это.

4) Общие пункты и различия - фиксируются медиатором. Если сбор возможных решений не произошёл на предыдущей фазе, медиаторы дробят общий конфликт на более мелкие, более специфические проблемы и начинают с тех, работать над которыми легче. Когда будут видны первые

успешные результаты, можно приступить к более сложным проблемам.

Прояснение конфликта (углубление) связано с опросом по отдельным проблемам. Этот опрос осуществляется медиатором или с обеими сторонами сразу, или с каждой стороной в отдельности. Опрос начинается с выявления простой (или неотложной) проблемы. Необходимо выяснить не называвшиеся до сих пор интересы, чувства и скрытые причины. Дать высказать желания/представления об идеале. Установить непосредственное общение (особенно при положительных высказываниях, посланиях «Я» и желаниях). Следует выяснить реакцию другой стороны.

Медиаторы целенаправленно обращаются к пунктам, о которых они хотят знать больше, в которых они предполагают более глубокие причины. Для того чтобы скорее достичь мотивирующего переживания успеха, они сначала обращаются к простой, но не незначительной проблеме. Если же имеется проблема, которая должна быть решена очень срочно, следует начать с нее.

С помощью направленных вопросов и соответствующих методов исследуются чувства, интересы и все другие скрытые причины проблемы. Это выяснение конфликта служит тому, чтобы участники объяснили все сами и более глубоко поняли конфликт, а также возможности его разрешения.

Стороны конфликта должны иметь здесь возможность выразить то, чего они хотят и как выглядит их идеальное представление о разрешении конфликта. При этом возможность его реализации не важна.

В этой фазе важно, что самое позднее сейчас постепенно восстанавливается непосредственное общение между противниками. Это происходит лучше всего тогда, когда речь идет о положительных высказываниях, о не ранящих, открывающих эмоции посланиях «Я» и о желаниях. И опять противоположная сторона должна отражать основные положения, чтобы они были действительно поняты и восприняты.

Другим противникам дается возможность высказаться по поводу чувств, интересов и прочих скрытых причин, которые открываются. В идеальном случае при этом конфликт проясняется и растут обоюдное понимание и доверие.

Возможно, что в предыдущей фазе уже было высказано так много скрытых интересов и эмо-

1

ций и настолько выросло взаимопонимание, что фаза дальнейшего выяснения конфликта становится излишней. Тогда можно сразу же продолжить с поиска решения проблемы.

Однако может быть и так, что в первом раунде были названы только факты. Ведь одно это уже может занять много времени!

Медиаторы не должны в фазе рассказа слишком прерывать поток речи и всегда следить также и за слушателями, для которых длительная невозможность говорить, возможно, будет трудной. Поэтому может оказаться полезным подождать с уточняющими вопросами, выражением чувств и углублением до следующего заседания.

Или чувства хотя и были названы, но для выяснения нужно еще проверить некоторые места и задать вопросы. Потом следует провести фазу выяснения конфликта, чтобы сделать конфликт более ясным и больше углубиться в него.

В предшествующих фазах необходимо пробудить такое понимание мотивов и интересов противоположной стороны, чтобы все участники смогли теперь увидеть их ситуацию не как борьбу конкурирующих сторон, а как общую проблему. Они признают, что у каждой из сторон есть причины и интересы, делающие их поведение обоснованным, и что важно найти решения, которые учитывают это.

Эта фаза состоит из следующих ступеней.

1) Сбор идей (мозговой штурм) или внести идеи медиатора. Если этого не произошло уже в предыдущей фазе, медиаторы дробят общий конфликт на более мелкие, более специфические проблемы и начинают с тех, работать над которыми легче. Когда будут видны первые успешные результаты, можно приступить к более сложным проблемам.

В ходе сбора идей и последующей их проработки медиаторы также могут вносить предложения, если у них создается впечатление, что участники не увидели до сих пор важных подходов к решению. Однако это должно происходить по возможности в ненавязчивой форме, так, чтобы у сторон была возможность их отклонить. Их можно, например, выразить, спросив: «А что, если...?» Такая формулировка означает меньшее влияние на процесс решения, чем формулировка «Я предлагаю Вам...».

2) Оценка и выбор самых интересных предложений. Когда различные возможности решения и идеи собраны, их сортируют и оценивают. Некоторые нереалистичные, неприемлемые идеи мо-

з:

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

гут быть сразу же вычеркнуты, другие следует сначала более точно проверить. Рекомендуется задавать вопросы о позитивных аспектах идеи и о возможностях, как ее можно было бы улучшить. Возможности решения, которые прошли предварительный отбор, проверяются более детально и прорабатываются. Для этого может потребоваться получение дополнительной информации и/или привлечение специалистов для консультаций.

3) Выработка, привлечение предметной информации. Возможности решения, которые прошли предварительный отбор, проверяются детально и перерабатываются, для чего требуется получение дополнительной информации или привлечение специалистов для консультаций. Если спорящим трудно прийти к общему решению и/или в поиске решения участвует несколько сторон, хорошую службу может сослужить «метод одного текста»: медиаторы предлагают текст, который шаг за шагом изменяют и прорабатывают в соответствии с сомнениями и предложениями [2, с.109].

Чтобы достичь соглашения, необходимо:

1) Сформулировать согласие сторон на принятие лучшего решения и само соглашение. Фаза, в которой проектируются и формулируются возможные решения, сразу же переходит в фазу, в которой достигается договоренность, и спор приходит к завершению. Для медиаторов и сторон спора важно, что они хотят найти не компромиссное решение, а решение на основе консенсуса. Решение должно принести не одинаковые недостатки для всех сторон, а по возможности много преимуществ для всех. Оно не обязано быть посередине первоначальных позиций, а может лежать на совершенно новом уровне.

2) Выяснить реализацию, контроль и обращение с будущими проблемами. Договоренность должна содержать не только общие заявления о намерениях участников. Необходимо точно и четко указать, что должна делать каждая сторона в отдельности, в какой форме, к какому сроку и т.д. и как можно проверить выполнение обещаний в случае необходимости.

3) Подписание соглашения. Если договоренность была, таким образом, записана и дополне-

на, ее зачитывают полностью и участники подписывают ее. Участники конфликта и медиаторы получают по одному экземпляру договора. Если соглашение должно стать договором, имеющим законную силу, ему нужно придать соответствующую форму у нотариуса или адвоката.

4) Завершение: возможно жестом примирения, благодарности участникам. В завершение медиаторы поздравляют участников с разрешением конфликта, желают им всего хорошего в осуществлении договора и предлагают дальнейшую помощь. Примирившиеся противники символическим жестом свидетельствуют об окончании спора. Это может быть рукопожатие, слова примирения, бокал шампанского или тому подобное.

Фаза осуществления проходит следующие этапы:

1) Последующая встреча для оценки и обсуждения проблем, возникающих при осуществлении.

2) При необходимости дополнительные переговоры.

В этой фазе обнаруживается, действительно ли достигнутое соглашение способно решить проблемы. В согласованный срок участники медиации встречаются и сообщают, как проходит реализация. Если необходимо и желательно, назначается новый срок для медиации, чтобы проработать вновь возникшие проблемы или выработать новое соглашение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, медиация - посредничество в конфликтах третьей стороны, нейтральной и незаинтересованной и вместе с тем авторитетной для всех участников конфликта. Медиация - это метод внесудебного разрешения споров, о котором сегодня в России говорится все чаще и который, безусловно, способен оказать серьезное влияние на все правовое пространство нашей страны [4, с. 77]. Медиатор не выносит приговор, а помогает понять все обстоятельства и найти выход. Он делает всё возможное - в этом и состоит технология медиации - для того, чтобы позиции, чувства, пожелания, интересы и потребности сторон сначала были изложены, выслушаны и поняты всеми сторонами, а затем была выработано общее решение - тот самый искомый выход из конфликтной ситуации, который устроит всех.

Библиографический список

1. Аллахвердова О.В. Медиация как метод разрешения конфликтов в России. Социальный конфликт [Текст] / О.В. Аллахвердова. - Калуга, 1999. - 194 с.

2. Ананьева Е. Медиация. Что это такое?/ Е. Ананьева. Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права.- 2004. - 132 с.

3. Медиация и право. Посредничество и примирение. - 2010. - № 1. - С. 14-29.

4. Медиация как метод внесудебного разрешения споров. - М., 2006. - 112 с.

5. Мета Г., Похмелкина Г. Медиация - искусство разрешать конфликты. Знакомство с теорией, методом и профессиональными технологиями. - М., 2004. - 146 с.

The article examines mediation as a method of conflict resolution of social and legal spheres. Particular attention is drawn to methods of communication during the conversation mediativnoy, comprehensively and deeply analyze the phases of mediation. The article defines the role of mediators in resolving conflicts, and analyzes various models of mediation. We prove that for Russia, mediation, as a new phenomenon, can become a special practice with a particular technology solution to the legal and social conflicts.

Key words: mediation, conflict, and «third party», the mediator, the mediator, the mediation phase, mediatsionnaya conversation, agreement.

D.B. ELISEEV, S.I. NEKRASOV

MEDIATION AS A TOOL AND TECHNOLOGY SETTLEMENT OF LEGAL AND SOCIAL CONFLICT

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.