МЕДИАЦИЯ КАК АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ - ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Л.Х. Вагапова, студент
Башкирский государственный университет
(Россия, г. Уфа)
Аннотация. В статье рассмотрены основные проблемы развития института медиации: низкая осведомленность граждан о данной процедуре, недоверие медиаторам, скептическое отношение к ним, низкая компетентность медиатора. Процедура медиации является относительно новым способом разрешения споров, но все же демонстрирует свою эффективность и привлекательность в настоящее время, тогда как суды сильно перегружены работой над разрешением споров. Медиация имеет ускоренный процесс, а медиативное соглашение имеет силу равную судебному решению.
Ключевые слова: медиация, разрешение споров, посредничество, представители, стороны, популяризация, медиативные практики.
Медиация (от лат. mediare - посредничать) - форма внесудебного разрешения споров в помощью третьей нейтральной беспристрастной стороны - медиатора (посредника) [1].
Медиация уже много веков существует в различных формах, пользуется популярностью во многих странах мира. Большинство мировых процедур разрешается заключением соглашения об урегулировании спора.
Медиация в Российской Федерации сложилась относительно недавно, развитием рыночных отношений. Так как именно отношения между предпринимателями, организациями, банковскими учреждениями наиболее благоприятно подходят для медиативных процедур. Привлекательность медиации состоит в добровольности (стороны по своей воле вступают в переговоры), конфиденциальности (заключается соглашение о конфиденциальности), беспристрастности, равноправии сторон, а самое главное - скорости разрешения конфликта [2].
Актуальностью медиации является то, что она способствует уменьшению объема работы судов, обеспечивает их разгрузку. На ее проведение потребуется меньше расходов, чем на судебные.
Медиация в России испытывает также и немало трудностей на своем пути. Данное положение составляет проблему научной статьи.
Не все граждане Российской Федерации знают о существовании процедуры медиации, либо не имеют юридического образования, что дало бы представление об этом институте гражданского права. Данное обстоятельство препятствует достижению взаимовыгодных соглашений. Некоторые представители, даже владеющие соответствующей информацией, но не имеющие собственного положительного опыта участия в данной процедуре, крайне настороженно относятся к предложению другой стороны или рекомендации суда прибегнуть к данной процедуре, внушая эти эмоции своим клиентам. Тем самым, часть клиентов сохраняют скептический настрой на протяжении всей процедуры [3].
Посредничество неэффективно, когда медиатор не может заставить участников спора воспользоваться посредничеством или хотя бы попытаться это сделать. Посредничество - добровольный процесс, ни одну сторону нельзя принудить к посредничеству, продолжать посредничество или согласиться с его результатом.
Этот недостаток, однако, является одной из сильных сторон посредничества, поскольку означает, что стороны сами контролируют свое будущее, а не подвергаются контролю третьей стороны, такой как судьи или арбитры, которые, конечно, не могут обладать полными сведениями и представлениями обо всех фактах и подоплеке спора между сторонами.
Анализ характера взаимодействия с посредником, хода переговоров и их эффективности при разрешении коммерческих споров показывает, что на уровень сопротивления посредничеству, прежде всего, влияют:
- относительно постоянные переменные - статус и характер функциональных обязанностей,
- опыт работы в данной сфере или на данной должности (наибольшие трудности встречаются в работе с сотрудниками с небольшим опытом, которые опасаются уронить свой авто-ритет и стремятся доказать свою компетентность);
- уровень образования (в целом более высокий уровень образования, а главное интеллекта, способствует успеху медиации);
- личностные особенности, в частности, установка на власть, характер;
- возраст, пол (например, медиация легче воспринимается молодыми от 18 до 22 лет, а также людьми от 30 лет до 60 лет; женщины воспринимают медиацию более благоприятно, чем мужчины);
- профессиональная деформация (сопротивление медиации наблюдается в выраженной форме в ряде профессий, в том числе у юристов и учителей; с другой стороны, после некоторой работы учителя нередко становятся активными апологетами этого метода);
- прошлый опыт, степень приверженности старым методам (успешное использование проверенных ранее методов тормозит экспериментирование, лишает мотивации на поиск новых возможностей; напротив, опыт, говорящий о том, что старые методы не срабатывают, способствует успеху медиации).
- отношение к медиатору;
- особенности ситуации, и ее восприятие (ситуация может быть застарелой, затрагивающей глубоко нарушенные отношения, может восприниматься как безнадежная или, напротив, оцениваться слишком оптимистично) [4].
Важное место занимает проблема подготовки и повышения квалификации мировых судей в приобретении ими знаний и навыков медиаторства.
Решением проблем является внедрение медиативных практик в субъектах Российской Федерации, во взаимодействии с региональными судами. Необходимо популяризовать медиацию не только в профессиональном обществе, но и среди населения. Например, в целях информирования граждан о процедуре медиации во всех судах Липецкой области были размещены информационные стенды и буклеты, список профессиональных медиаторов. В зданиях судов области выделены помещения для переговоров медиатора с конфликтующими сторонами [5].
Также необходимо проводить научные мероприятия, конференции о перспективах развития медиации, с помощью видеороликов, телевизионных программ о возможностях медиации, трансляции медиаторов, рассказывающих о своей работе по телеканалам.
Таким образом, процедура медиации находится на стадии развития в нашем государстве. Применение данной процедуры в настоящее время является необходимым как для государства, так и для граждан (предпринимателей). Медиацию можно назвать атрибутом гражданского общества, так как медиативное соглашение производится без участия государственных органов, и имеет силу, равную судебному решению. Процедура медиации сейчас развивается и используется не только в гражданских правоотношениях, но уголовных (в сфере дорожно-транспортных происшествий). Данная процедура дает гарантированные положительные результаты по спорам коммерческим, семейным, спорами, связанными авторским и интеллектуальной собственностью. Также с трудовыми, имущественными, земельными, административными, спорами.
Библиографический список
1. Что такое медиация? - Центр медиации и права [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mediacia.com/what.htm (Дата обращения: 08.02.2017)
2. Кутюков Д.В. Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтных ситуаций [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 127-129.
3. Васева Ю.Н. Роль представителей сторон в процедуре медиации: из опыта медиатора // Российское право: образование, практика, наука. - 2016. - №4. - С. 14-16.
4. Штепан П. Альтернативные способы разрешения споров. Юридическая Россия. Федеральный правовой портал. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.law.edu.ru/doc/document. (Дата обращения 08.02.2017)
5. Медиация: практика липецких судов. По информации, предоставленной Центром медиации УрГЮУ // Российское право: образование, практика, наука. - 2016. - №4. - С. 913.
MEDIATION AS AN ALTERNATIVE METHOD OF RESOLVING DISPUTES - PROBLEMS AND PROSPECTS
L.H. Vagapov, student Bashkir state university (Russia, Ufa)
Abstract. The article describes the main problems of development of Institute of mediation: low awareness of citizens about this procedure, mediators distrust and skepticism about him, low competence of the mediator. Mediation is a relatively new method of dispute resolution, but still shows its effectiveness and attractiveness at the present time, while the courts are overburdened with the work on dispute resolution. Mediation is an accelerated process and a mediation agreement has the same force of a court decision.
Keywords: mediation, dispute resolution, mediation, representatives, parties, promotion, mediation practices.