Mediatization of School Shooting (Сolumbine1) in Fan Literature
Liudmila V. Baeva
Astrakhan Tatischev State University. Astrakhan, Russia. Email: baevaludmila[at]mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0439-525X
Received: 1 August 2023 | Revised: 7 September 2023 | Accepted: 20 September 2023
Abstract
One of the most acute and poorly predicted social problems in modern educational institutions around the world and in Russia has become school shooting (armed mass attacks) with tragic consequences and a long-term subsequent media effect. Revenge, the will to power, the search for universal attention: what motivates school shooters and generates a chain of subsequent tragic attacks in educational institutions? To a large extent, this is determined not only by internal factors (mental, behavioral characteristics), but also by external influence, including informational ones. The study is devoted to the study of a underexplored segment of fan-literature about school shooting and its participants, posted on the Wattpat and Ficbook media resources, from the position of identifying the main gender, thematic and content characteristics that contribute to maintaining interest in school shooting, its glorification and mythologization. The characteristic of the specifics, forms and mechanisms of promoting the ideas of school shooting in the media environment is obtained by the example of communities of creators and readers of fanfiction. The study was carried out using the methodological capabilities of modern communication theories as well as using Data-Science. It has been revealed that through fan literature, the topic of school shooting has largely become legalized, expanded its audience, and became a "gray zone", poorly controlled from the outside.
Keywords
School Shooting; Columbine Phenomenon; Mass Armed Attacks in Educational Institutions; Fan Literature; Fan Fiction; Social Media; Ficbook; Wattpad; Viral Effect; Mediatization; Legitimization
This work is
icensed under a Creative Commons "Attribution" 4.0 International License
1 The Columbine organization was recognized as a terrorist organization in Russia in 2022 and its activities are banned.
Медиатизация скулшутинга («колумбайн»1) в фан-литературе
Баева Людмила Владимировна
Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева. Астрахань, Россия. Email: baevaludmila[at]mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0439-525X
Рукопись получена: 1 августа 2023 | Пересмотрена: 7 сентября 2023 | Принята: 20 сентября 2023
Аннотация
Одной из наиболее острых и мало прогнозируемых социальных проблем в современных учебных заведениях во всем мире и в России стал скулшутинг (вооруженные массовые атаки) с трагическими последствиями и длительным последующим медиа-эффектом. Месть, воля к власти, поиск всеобщего внимания: что мотивирует скулшутеров и порождает цепь последующих трагических нападений в учебных заведениях? В значительной степени это определяют не только внутренние факторы (психические, поведенческие особенности), но и внешнее воздействие, в том числе информационное. Исследование посвящено малоизученному сегменту произведений фан-литературы о скулшутинге, размещенных на медиаресурсах Wattpat и Ficbook. Перечисляются основные гендерные, тематические и содержательные параметры, способствующие поддержанию интереса к скулшутингу, его героизации и мифологизации. Охарактеризованы специфика, формы и механизмы продвижения идей скулшутинга в медиасреде на примере сообществ создателей и читателей фанфикшн. Работа выполнена с применением методологических возможностей современных теорий коммуникации, а также использованием элементов Data-Science. Выявлено, что через фан-литературу тема скулшутинга во многом легализовалась, расширила свою аудиторию, стала «серой зоной», слабо контролируемой извне.
Ключевые слова
скулшутинг; феномен «колумбайна»; массовые вооруженные нападения в учебных заведениях; фан-литература; фанфик; социальные медиа; Ficbook; Wattpad; вирусный эффект; медиатизация; легитимизация
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attribution" («Атрибуция») 4.0 Всемирная
1 Организация «Колумбайн» в 2022 году была признана в РФ террористической, а ее деятельность запрещена.
Рост агрессии, использование терактов для нагнетания проблем в современном социуме не уменьшается, несмотря на развитие социальных институтов, создание благоприятных условий для новых поколений, регулирование правовых норм, в том числе в сфере защиты безопасности граждан1. Проблема использования насилия в достижении тех или иных целей приобретает новые аспекты по мере развития медиакультуры, тиражирующей и масштабирующей те или иные явления, в особенности, привлекающие всеобщее внимание. Одним из деструктивных феноменов, ставшим объектом подобного тиражирования и вирусного подражания стал так называемый «скулшутинг» - вид массовых вооруженных нападений (расстрелов) в учебных заведениях (в ряде случаев с последующими суицидами), совершенных школьниками или выпускниками. Эти преступления, источником которых исторически являются США, проникли в различные страны. Широкое проявление они получили и в России, хотя по количеству США по-прежнему остаются далеко опережающими другие государства в этом трагическом рейтинге. Изучение данного деструктивного феномена ведется с различных научных подходов, как криминологических, так и социологических, психологических, философских, культурологических, лингвистических. Так, психологические аспекты скулшутинга исследуют П. Лангман (2022), В.О. Карпов (2018), Е.А. Пастыка и М.Е. Питанова (2020), С.К. Погребная (2020) и др. Анализ проблемы скулшутинга с позиции информационного воздействия представлен в работах В.А. Сапрыкина (2019), Е.О. Маловой (2020) и др. Социологические аспекты скулшутинга исследуются в трудах А.Ю. Карповой, Н.Г. Максимова (2021) и др., где выявляются его социальные детерминанты (противоречия, конфликты, травля и др.), а также принадлежность стрелков к тем или иным социальным группам. Правовой, криминологический подходы к проблеме скулшутинга раскрываются Ю.В. Суходольской (2019), А.С. Чуниным (2020) и др., в работах которых изучены возможности и ограничения современного законодательства, связанные с решением этой проблемы.
Результаты исследований позволяют, с одной стороны, осмыслить истоки и факторы этих преступлений, а с другой - приблизиться к выработке мер противодействия, несмотря на всю сложность поставленных задач.
В нашем исследовании мы предлагаем следующее определение скулшу-тинга. Скулшутинг - организованное демонстративное вооруженное нападение, совершенное, как правило, одним или несколькими участниками,
1 В России был принят ряд федеральных законов и документов по обеспечению безопасности граждан: Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-Ф3; Федеральный закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-Ф3; Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 530-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"»; Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
в отношении учащихся и сотрудников учебных заведений с целью массового убийства (и в ряде случаев последующего самоубийства) на почве ненависти к окружающим. Движение «Колумбайн» (относится к террористическим организациям, запрещенным в РФ) - один из видов скулшутинга, получивший название из-за подражания вооруженным нападениям в американской школе Клумбайн (Колорадо, США), серия преступлений, совершенных по подобному сценарию. Нападение двух американских школьников Э.Х. и Д.К.1 в 1999 году было тщательно подготовлено, сопровождалось внешними маркерами и сценарными этапами и в последующем стало копироваться многочисленными подражателями, как в США, так и за их пределами. Именно это преступление привлекло к себе массовое внимание в традиционных СМИ, став лидером по новостным просмотрам на всех ведущих каналах США, затем в Интернет-СМИ и социальных сетях, где распространились видео, дневники, документы и многочисленные реакции на произошедшее. Преступление в силу высокого резонанса вызвало своеобразный вирусный эффект, который породил подобные деструктивные действия, совершенные из-за сходных причин и по аналогичному сценарию.
Целью нашего исследования стали выявление и характеристика одной из форм медийного продвижения идей скулшутинга в информационном пространстве - фан-литературы, посвященной «школьным стрелкам», рассматриваемой как фактор легитимизации деструктивных настроений в сознании молодежи. Материалами для проведения исследования выступили два информационных ресурса, сайты Wattpat и Ficbook, где, в том числе, размещаются произведения в форме любительской прозы малых размеров (так называемые «фанфики» - сокращение от английского fan fiction, «фанатская беллетристика»), популярные у российской молодежи и позволяющие выявить эмоциональную, смысловую оценку актов скулшутинга и отношение к его акторам.
Методология исследования связана с применением экзистенциального анализа при изучении содержания и направленности скулшутинга, который мы рассматриваем как экзистенциальное преступление, совершенное для выражения ненависти и деструктивного отношения к миру в целом на фоне несформированности ценностей и смыслов, культивирования идеи собственного превосходства.
Важное методологическое значение для нашего исследования имели современные теории коммуникации, в рамках которых общество и его элементы выступают как непрерывно воссоздающиеся, где человек создает реальность с помощью медиа, задающих новые контуры не только для взаимодействия, но смыслополагания (М. Маклюэн (2007), Ю. Хабермас (2016) и др.). Коммуникационные процессы мы будем рассматривать как нелинейные, ризо-
1 В нашем исследовании мы будем использовать только инициалы преступников, следуя рекомендациям специалистов: чтобы не создавать непреднамеренной рекламы стрелкам и не привлечь внимание к их личностям.
мные, осуществляющие обмен информацией из различных независимых источников, как постоянно, так и временно, с различным уровнем взаимодействия и взаимовлияния. Для информационной среды в изучаемом сегменте характерно отсутствие строгой иерархии, упорядоченности, централизации. Информационные интеракции осуществляются многими акторами, сосуществующими на равных, что формирует негомогенную среду с множественностью смыслов, точек зрения и их обоснования (Ж. Бодрийяр (2000), Ж. Делез, Ф. Гваттари (2007), Ж.Ф. Лиотар (1998) и др.).
В определенной степени нами будет применяться метод кейс-study - для изучения эпизодов скулшутинга в России. Мы не ставим задачей описание всех известных нападений, совершенных в учебных заведениях, но выделим наиболее типичные или резонансные, в том числе связанные с эффектом подражания «Колумбайну».
Для исследования сайтов с фан-литературой будет применяться медиа-анализ с элементами контент-анализа - для выявления популярных тематических блоков (фэндомов и персонажей фанфиков), связанных с темой скулшутинга, а также реакции на них читательской аудитории. Необходимо отметить, что в ряде случаев мы будем исследовать лишь аннотации фанфиков (содержащую краткую информацию о теме, персонажах, просмотрах, дате размещения, оценках и авторе), поскольку значительная часть произведений заблокирована в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Среди современных исследований мы, главным образом, отметим те, что связаны с изучением влияния фактора медиасреды и информационного воздействия на продвижение идей и феномена скулшутинга. Это широкий комплекс работ, направленных на анализ проявлений негативного информационного воздействия в интернет-коммуникации, культа насилия в масс-медиа, распространения деструктивных виртуальных сообществ в социальных медиа. Проблема скулшутинга наиболее отчетливо выказала себя в США, опыт проведенных там исследований очень значительный, в том числе и посвященных фактору медиатизации (в особенности, расстрела в школе Колума-байн) в СМИ (Larkin, 2009). Американский опыт показывает, что чем больше внимания средств массовой информации привлекает стрелок, тем больше вероятность того, что это событие вдохновит будущего массового нападающего. Исследование по руководством С. Товерс продемонстрировало, что после массовой стрельбы повышается вероятность того, что в следующие 13 дней произойдет подобное событие (Towers, et al., 2015). Исследование, проведенное в 2017 году, показало, что освещение массовой стрельбы в СМИ может увеличить частоту и смертность будущих перестрелок на срок более двух недель (Lankford &Tomek, 2017).
Примером этому стало нападение в брянской школе 7 декабря 2023 года, после которого 21 декабря 2023 года произошло преступление с массовым расстрелом в Карловом университете в Праге. Расстрел в пражском университете в свою очередь, породил волну угроз терактов и как ни парадоксально, одобрения действий стрелка в СМИ, попыток новых преступлений, из-за чего чешской полицией было заведено 88 уголовных дел (ТАСС, 2023).
Американские ученые выявили, что, чем больше людей погибает в результате массовых расстрелов, тем больше в СМИ освещаются стрелявшие и сам эпизод стрельбы - заметки появляются на первых полосах, размещается информация о стрелках, увеличивается размер их фотографий, количество и объем статей (Schildkraut et al., 2017).
Американская психологическая ассоциация, в связи с этим рекомендует средствам массовой информации лишать стрелков желаемой ими славы, не называть их имена, не освещать подробности их жизни, а вместо этого обращать больше внимания на жертв и их истории (Lankford & Madfis, 2017).
Примечательно исследование Дж.Н. Мейндл и Дж. Айви, которые проводят сравнение различных способов информационного воздействия разделяют подражание, имитацию и вирусное влияние, эффект «заражения» («contagion»-effect»), при котором возникновение одного массового расстрела увеличивает вероятность другого массового расстрела в ближайшем будущем (Meindl & Ivy, 2017). При этом обосновывается, что люди с большей вероятностью будут подражать модели, похожей на них самих, особенно по возрасту и полу, а также тем, кто имеет повышенный социальный статус и кого они видели в центре всеобщего внимания. Для профилактики преступлений выработаны рекомендации по освещению нападений и сделан вывод, что ответственность за эти действия не лежит на СМИ, но СМИ являются важным вектором распространения такого поведения.
Изучение проблемы скулшутинга с позиции анализа информационного воздействия, эффекта медиатизации темы в СМИ активно проводится в последние годы. Рассмотрены механизмы влияния сетевых сообществ на школьные расстрелы (Muschert & Sumíala, 2019). Раскрыто влияние средств массовой информации на подростков, пострадавших от стрельбы в школе (Haravuori et al., 2011). Дана оценка интенсивному и частому освещению в новостях массовых расстрелов как фактора, стимулирующего воздействие на потенциальных массовых убийц (Dahmen, 2018). Исследована динамика школьных нападений в США в ее связи с социальными процессами в школе и факторами вовлечения молодежи в антиобщественное поведение (Farmer et al., 2007). Американские исследователи анализировали тексты песен, популярных среди молодежи, вдохновляющие на совершение нападений (Ash & Saunders, 2018).
Финские исследователи обращались к вопросу о медиатизации идей «Колумбайна», о сетевых интернет-сообществах фанатов стрелков, увлеченных нападениями в социальных медиа, и формах их активности (Oksanen et
al., 2014), а также исследовали онлайн-субкультуру скулшутинга как фактор его продвижения (Oksanen, 2018). На основании сравнения эпизодов нападений в школах в разных странах были выявлены общие тенденции, в том числе кумулятивный эффект (Madfis & Levin, 2012).
В России исследованию влияния медиа-эффекта «Колумбайна» посвящены работы О.И. Горбатковой (2017), А.Ю. Карповой и А.О. Савельева,
A.Д. Вильнина, Д.В. Чайковского (2020), А.Ю. Карповой и Н. Г. Максимовой (2021), а также А.С. Ильницого (2020), Г.В. Красновой и А.А. Маркова (2018),
B.А. Сапрыкина (2019) и др. В качестве важнейшего источника, формирующего интерес к «колумбайну», по мнению социолога А.Ю. Карповой и научного коллектива и Томского ГУ, выступают Интернет и СМИ, подробно освещающие каждое преступление и личности нападавших. В связи с чем исследователи справедливо делают вывод о том, что СМИ не должны быть рекламой этих преступлений, следует не раскрывать имена преступников, помещать в открытый доступ минимальную информацию.
В исследовании С.И. Чудинова, Г.Н. Сербина и Ю.О. Мундриевской проведен анализ сетевого сообщества фанатов «керченского стрелка» с применением Data-science. Это позволило составить социально-демографический профиль участников сообщества, определить степень их интегриро-ванности и однородности по интересам, а также увидеть тенденции «формирования и распространения собственной онлайн-субкультуры, связанной с интересом к скулшутингу» (Чудинов и др., 2021).
Учёные отмечают, что современные медиаресурсы скулшутеры используют до самого преступления, записывая свои манифесты, обращения к последователям и т.д. (как это было перед расстрелами в универсанте Вирджиния (США), в Благовещенске, Казани, Перми). По выражению Л.А. Шувалова, «скул-шутинг в таких историях выступает в форме медийного ритуала» (Шувалов, 2022).
Р.Т. Алиев рассматривает скулшутинг через призму авторской концепции «хиральной инициации», представляя общественно опасный феномен массовой школьной стрельбы как инвертированные ритуалы, где традиционные структуры и ценности обращены или искажены (Алиев, 2023).
Так, можно встретить исследования, в которых скулшутинг связывается с различными иными девиациями в цифровой среде, в том числе аддиктивным поведением, поглощенностью компьютерными играми и отрывом от реальной коммуникации. В работах Е.О. Маловой среди факторов, ведущих к скулшу-тингу и самоубийству, выделяются сверх-увлеченность видеоиграми, а также кибербуллинг - как источники, имеющие значительное негативное воздействие и практически не контролируемые педагогами или родителями (2020). Семиотический анализ феномена продвижения идей скулшутинга в социальных медиа представлен у У.Б. Гриненко и И.В. Ромеро Рейес, которые, применяя машинный анализ текстов на основе парсинга сайтов и соцсетей,
связанных с темой скулшутинга, показывают степень заинтересованности аудитории этой темой и анализируют потенциальные риски, сопряжённые с продвижением и распространением соотносящегося с идеологией колум-байна медиаконтента (2021).
Медиаэффект скулшутинга
Скулшутеры и «колумбайнеры», несмотря на очевидное сходство их действий, конечно, не являются членами единого сообщества и целостной группой. О поступках других они, как и остальные граждане, получили информацию через СМИ как первичного канала информации и социальных медиа как вторичного источника (ставшего для основным молодежной аудитории). Цепная реакция, подражание, копирование, вирусный эффект, эффект прай-минга, эффект имитации и др. - такими понятиями исследователи и публицисты оперируют, обращаясь к анализу взаимосвязи совершенных преступлений в мире. Однако они во многом не описывают сам механизм передачи информационного влияния и воздействия одного преступления на другое. При этом остается недооцененным тот след, который оставляет за собой совершенный акт нападения и его влияние на молодежную и подростковую аудиторию. Это след в виде новостной информации и привлечения внимания массовой аудитории сразу после преступления, а также след, имеющий более длительный эффект и проявление в виде многочисленных форм рефлексивной реакции на произошедшее в тех или иных формах, получивший отражение в сетевых ресурсах. Это могут быть блоги, видео с комментариями, форумы и тематические сетевые сообщества, непосредственно либо косвенно связанные с обсуждением школьных расстрелов и их акторов. Как правило, в этих ресурсах общаются молодежные, подростковые аудитории и формируются тематические субкультуры, в том числе по рассматриваемой тематике. Оба указанных информационных канала взаимосвязаны, поскольку эффект «информационной бомбы» первых дней (иногда и недель) после преступления вызывает наиболее острую реакцию всего общества, давая в последующем импульс молодежным сетевым обсуждениям и формированию субкультурных процессов. В отличии от СМИ, канал, связанный с социальными медиа, охватывает часть молодежной и подростковой аудитории, однако именно он имеет более длительный и устойчивый эффект, поскольку, и это показал анализ изучаемых ресурсов, поддерживает длительный интерес к теме, несмотря на временную близость к событию, отличается наличием как критических, так и положительных или нейтральных оценок скулшутинга.
После расстрела в школе в Колорадо в 1999 году медиа-эффект оказался особенно мощным (хотя это нападение в школе было далеко не первым в США), поскольку в ряде последующих преступлений, так или иначе, упоминались имена двух американских подростков и воспроизводились их действия во время теракта. По оценке журналистов газеты «Нью-Йорк таймс», сразу
после теракта в Литтлтоне (город в Колорадо) сетевые новостные шоу транслировали расстрел в школе Колумбайн в более чем 40 сегментах, каналы CNN и Fox News получили исторически высокие рейтинги по освещению скулшу-тинга, газета The Times упоминала события на первых страницах почти две недели подряд (Vossekuil, 2002). Американский журнал «Тайм» в мае 1999 года представил изображения стрелявших подростков Э.Х. и Д.К. на обложке одного из своих выпусков. К освещению резонансных преступлений подключилась массовая культура, интернет-сообщества. О похожих событиях в дальнейшем были сняты художественные фильмы, написаны научные и публицистические и художественный книги, а видео расстрелов распространились по социальным сетям далеко за пределами США. Сформировался определенный стиль «колумбайна», начиная с одежды и заканчивая оружием, видеоиграми. «Колумбайн» из резонансного преступления и массовой трагедии переходил в новый статус - объект для подражания, имитации, контркультурный тренд. Этому способствовали два основных фактора: медиатизации и коммерциализации. Последний, хотя он и не был детально изучен, не стоит недооценивать. Индустрия видеоигр подхватила эту тематику, ставшую модной среди определенных групп подростков, администраторы интернет-сообществ создавали тематические колумбайн-сообщества, в том числе и для продаж различных товаров. В торговых онлайн-сервисах появились предложения о продаже атрибутов и одежды для «колумбайнеров» с характерными надписями (футболки с надписью «Гнев», «Ненависть», «Естественный отбор», черные плащи для подростков), что свидетельствует о культивировании этой темы, превращении в определенный модный тренд и бизнес. Сетевые сообщества, где собирались подростки, обсуждающие скулшутинг, становились площадками для торговли запрещенными препаратами, что было отмечено правоохранительными органами и исследователями (Глухова и др., 2022).
Начиная с 2017 года подражание «колумбайнерам» стало активно продвигаться в России в виртуальных сообществах через социальные сети. Так, в четырех основных сообщества «ВКонтакте», посвященных «колумбайну», в 2017 году состояло более 6 500 подписчиков (в настоящее время заблокированы). Во многом за этими сообществами стояло желание привлечь внимание к себе, найти единомышленников в своей обиде или ненависти, однако за словами и постами последовали реальные преступления. С 2017 года среди подростков популярность набирали так называемые «Тру-крайм-комьюнити» в социальных сетях, где основной контент был связан со сценами насилия, серийными убийствами, нацизмом и фашизмом. Как показывает анализ нападений в российских школах, большинство из подростков, совершивших преступления, были увлечены подобной тематикой, о чем свидетельствовали их интернет-страницы в социальных сетях, музыкальные и видео-подборки, блоги и комментарии.
По мнению С.И. Чудинова и коллектива исследователей, многочисленные проявления скулшутинга в крупнейшей российской социальной сети «ВКон-такте», наличие «устойчивого набора знаков и символов (связанных с историей нападения на школу Колумбайн и личностями исполнителей преступления); трансляция собственного языка и деструктивных мировоззренческих установок, отвергающих привычную систему ценностей со стороны активных пользователей, свидетельствуют о формировании субкультурного движения скулшутеров в коммуникационном пространстве Рунета» (Чудинов и др., 2021).
Социальные медиа были использованы для глобального обмена информацией о скулшутинге как пространства открытые, так и закрытые для посторонних, где в актах коммуникации «колумбайн-преступления» давали импульс для зарождения интереса и увлеченности, становились средой для обсуждения нападений на школы, оружия и персоналий скулшутеров.
Скулшутинг в России
Волна актов скулшутинга в России проявляется с 2014 года. Среди совершенных нападений в учебных заведениях выделяются следующие:
03.02.2014 в Москве 16-летний нападающий с огнестрельным оружием убил 2 и ранил 1 человека.
05.09.2017 в Ивантеевке 15-летний нападающий с огнестрельным оружием убил 2 и ранил 1 человека.
19.01.2018 в Улан-Удэ 15-летний нападающий с холодным оружием подражал «колумбайнерам», ранил 7 человек, совершил попытку суицида.
18.04.2018 в Стерлитамаке 17-летний нападающий с холодным оружием подражал «колумбайнерам», ранил 4 человек.
21.04.2018 в Шадринске 13-летняя ученица с огнестрельным оружием ранила 7 человек.
14.11.2019 в Благовещенске 19-летний нападающий с огнестрельным оружием убил 1 и ранил 3 человек.
17.10.2018 в Керчи 18-летний нападающий с огнестрельным оружием подражал «колумбайнерам», убил 21 и ранил 7 человек, после чего совершил суицид.
11.05.2021 в Казани 18-летний нападающий с огнестрельным оружием подражал «колумбайнерам», убил 9 и ранил 32 человека, осужден, приговорен к пожизненному заключению.
20.09.2021 в Перми 18-летний нападающий с огнестрельным оружием подражал «колумбайнерам», убил 6 и ранил 47 человек, осужден, приговорен к пожизненному заключению.
26.09.2022 в Ижевске 34-летний нападающий с огнестрельным оружием подражал «колумбайнерам», в школе убил 18 и ранил 23 человека, после чего совершил суицид.
7.12.2023 в Брянске 14-летняя школьница с огнестрельным оружием, дробовиком отца, устроила стрельбу в классе, в результате которой 1 человек был убит, 5 ранены, а стрелявшая покончила собой.
Всего в России зафиксировано 26 случаев вооруженных нападений в учебных заведениях, из них в 9 случаях были совершены убийства. Начиная с 2018 года количество и тяжесть эпизодов возросли. Анализ эпизодов показывает, что подражание нападению в школе Колумбайн имело место в большинстве перечисленных случаев: в Ивантеевке, Улан-Уде, Стерлитамаке, Керчи, Перми, Казани и Ижевске. Нападения по большей части имеют очевидные сходные черты: они осуществлялись в учебном заведении, где учился нападавший, им предшествовала продуманность плана, тщательная подготовка; имели место предупредительные сигналы (сообщения, посты) накануне преступлений; действие организовывалось по определённому сценарию (в основном, копировался расстрел в школе Колумбайн); общий мотив можно объединить словом «ненависть»; преступления направлялись не на конкретных личностей, а на всех представителей учебного заведения; применялось оружие (как холодное, так и огнестрельное), в ряде случаев взрывчатые вещества и взрывные устройства; имели место внешние атрибуты, показывающие связь с «колумбайнерами» (одежда, надписи); в ряде случаев были совершены суициды или попытки к этому.
Наблюдаемой тенденцией скулшутинга в России с 2014 к 2023 году стал переход от холодного оружия к огнестрельному, что повлекло рост числа убитых и пострадавших, это свидетельствует о более тщательной подготовке, наличии доступа к огнестрельному оружию, а также о том, что преступления стали совершать более взрослые люди. Преступники 2021-2023 годов были выпускниками школ, что является новой тенденцией, еще менее поддающейся контролю со стороны педагогов и сотрудников учебных учреждений.
Средний возраст нападавших 17-19 лет, хотя имеются и исключения (Шадринск - 13 лет и Ижевск - 34 года). Среди общих черт, прежде всего, характерный мотив преступления, который можно обозначить как «ненависть» к окружению. Для всех стрелков большую роль играла демонстративность их поступка, стремление привлечь к себе максимальное внимание, которое отсутствовало в их повседневной жизни. При этом многие из нападавших только хотели казаться бесстрашными героями, испытывали комплексы неполноценности, неуверенность, последствия морального или физического насилия. Некоторые из «колумбайнеров», по описанию их одноклассников и знакомых, подвергались унижениям со стороны одноклассников, учителей, уличных гуппировок, родителей. Они ощущали себя ненужными и ненавидели свое окружение. При этом некоторые нападавшие сами отличались повышенной жестокостью, отсутствием эмпатии и даже садизмом.
В 2016-2017 годах по мере появления виртуальных «колумбайн-сообществ» в российском сегменте Интернет в электронных библиотеках,
игровых порталах и видео-хостингах начали формироваться тематические области, связанные с американским «колумбайном», а затем с его российскими подражателями.
В декабре 2018 года в РФ были приняты поправки в два федеральных закона, связанные с усилением мер по противодействию кибервоздействия на молодежь и подростков. Поправки коснулись Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Поправки были направлены на активно продвигавшиеся тогда в социальных сетях «группы смерти», подталкивающие подростков к совершению суицидов, и «колумбайн-сообщества», связанные с пропагандой расстрелов в учебных заведениях.
Новые «колумбайн-сообщества» тем не менее возникали, особенно после совершения очередных преступлений. Сразу после нападения на гимназию № 175 «казанского стрелка» в мае 2021 года в VK появилось не менее 20 аккаунтов под псевдонимом «И.Г.», подозревавшегося в убийствах школьников и педагогов, на аватарах созданных аккаунтов поместили первые фотографии стрелка И.Г. в маске с надписью «БОГ» (2021). Все они были в дальнейшем заблокированы. В последующем фото «казанского стрелка» стали аватарами для целой серии многочисленных медиа-произведений его фанатов и особенно фанаток. В 2023 году И.Г., убивший 9 и ранивший 32 человека, был осужден приговором суда на пожизненный срок.
Мониторинг социальных медиа показывает, что среди различных форм высказываний, поддерживающих внимание к скулшутингу или, так или иначе, оправдывающих действия стрелков, выявляются следующие:
• обсуждение скулшутинга с позиций «за» и «против»;
• одобрение, оправдание мотивов и действий скулшутинга и скулшутеров;
• поддержка идеологии скулшутеров и обоснование необходимости скул-шутинга;
• призывы, агитация к совершению скулшутинга;
• восхищение, восхваление, героизация скулшутеров;
• использование фото и других маркеров, связанных со скулшутерами, в социальных медиа;
• использование для собственных никнеймов имен стрелков;
• создание произведений, посвященных стрелкам, расстрелам в школах и др.
Желание всеобщего внимания, стремление из «неудачника» стать культовым героем и навсегда попасть в историю привлекает прежде всего тех,
кто ставит своей целью утверждение власти через устрашение, насилие либо компенсацию за полученные страдания и обиды. При этом включаются игровые механизмы подражания (игра в героя), экстремального развлечения, перехода за грань, который видится как проявление героизма. Расстрелы в школах стали своего рода видом демонстративных преступлений, интерес к которым провоцируют новостные материалы в СМИ и социальных медиа. Скулшутинг во многом связан со стремлением привлечь внимание к собственному Я, реализовать себя в наиболее радикальной форме, «войти в историю» как палач, серийный убийца, противопоставляющий себя окружающим, обществу в целом и его моральным нормам. Исследователи полагают, что стрелки не были «волками-одиночками» или «монстрами-психопатами», как это нередко представляется в популярных статьях. Главную роль в организации нападений имеют связи с радикальными источниками в интернет и в реальной жизни для «установления и поддержания мотивов и способности совершать насильственные инциденты» (Карпова & Максимова, 2018).
Отражение темы скулшутинга фан-литературе
В ходе изучения каналов распространения идей скулшутинга нами выявлены посвященные этой тематике авторские художественные произведения молодежи и подростков, размещенные на популярных сетевых ресурсах фан-литературы. В связи с этим была поставлена задача определения роли фан-литературы в развитии интереса к скулшутингу и легитимации идей насилия, серийных убийств среди молодежной аудитории. Именно фанфики, выражающие увлеченность и восхищение стрелками, оказались во многом связаны с формированием «культа», героизацией скулшутеров. Между тем, исследование подобной фан-литературы - это относительно мало изученный сегмент.
Фан-литература, фанфикшн, фанфик (жаргонизм) - форма непрофессиональной, любительской литературы малых форм, сочинения по мотивам известных произведений литературы, кино, анимэ, компьютерных игр и комиксов, созданные фанатами в той или иной сфере. Фанфики объединяют реальных и вымышленных персонажей, это могут быть завершенные произведения в форме рассказа, стихотворения, либо только эпизод, зарисовка, отрывок, сцена с оборванным сюжетом или неожиданным финалом. Создание таких произведений для автора не имеет коммерческой цели, это немаловажный для нашего исследования факт, поскольку в данном случае речь не идет о коммерциализации как извлечении прибыли, а только о медиатизации, привлечении внимания к Персонажу и самопрезентации Автора. Изначально фанфикшн создавались как продолжение сюжетов известных фильмов и популярных книг, однако затем в их основе оказались и реальные сюжеты, вызвавшие высокий социальный, эмоциональный резонанс. Таким сюжетом оказалось и нападение в школе Колумбайн 1999 года, а в последующем, в российских вариантах, - нападения в Керчи, Казани, Перми. Фанфик допол-
няет сюжет новыми героями, в том числе, действующими от первого лица, или соединяет в рассказе тех, кто в реальности не был лично знаком (например, стрелков из Керчи и Казани). Основная часть авторов фанфиков, фикрайтеров (от англ. ficwriter; от fanfic - фан-проза и writer - писатель) - подростки школьного возраста, чаще женского пола. В основе фанфика лежит определенная тема или Персонаж - фэндом - являющиеся основой для фанатов, стержнем сообщества или субкультуры. Размещаются фанфики на специальных сайтах без внутренней цензуры, тексты весьма разнородны по художественному качеству. Как правило, они являются своеобразной тренировкой пера, а также формой самовыражения с четкой фиксацией на объекте своего внимания.
Мы отобрали для исследования два наиболее популярных ресурса, где размещаются произведения фан-литературы: Wattpad и Ficbook. Аудитория Wattpad насчитывает по официальным данным 40 000 000 просмотров в месяц. Это крупнейший международный ресурс, с более 500 000 000 пользователей, с переводами и оригинальными текстами на 50 языках. В настоящее время самая популярная онлайн-платформа объединяет читателей и писателей, тут появляется более 1 000 текстов в сутки. Ficbook или «Библиотека фанфиков» - это крупнейший русскоязычный сайт для размещения и чтения фан-произведений. Здесь действуют более строгие ограничения, например, возрастные - по размещению текстов, содержащих сексуальные сцены (16+). Но в целом фанфики - это наиболее свободный жанр, где автору позволено смешивать реальности, вплетать свое творчество в сюжеты известных произведений, создавать, перемешивать вселенные и героев.
Среди многочисленных фэндомов, лежащих в основе фанфиков, наш фокус внимания был обращен на те, что связаны с темой скулшутинга. На сайте Ficbook стрелки из Колумбайна не имеют собственного фэндома, они входят в фэндом «Убийцы», где размещены тексты, посвященные убийцам, серийным преступникам и маньякам. Скулшутеры из Колумбайна Э.Х. и Д.К. представлены в этом сегменте в качестве Персонажей, занимающих основное место. На Wattpad существует большее разнообразие, здесь в качестве фэндомов есть отдельные группы для фанатов по персоналиям стрелков из Колумбайна (Э.Х. и Д.К.), Керчи (В.Р.), Казани (И.Г.) и Перми (Т.Б.).
Анализ материалов на Ficbook по запросу, содержащему имена стрелков из школы Колумбайна, а также Керчи, Казани Э.Х. и Д.К., В.Р., И.Г. (на сайте приведены их полные имена и фамилии) в группе Фэндом «Убийцы/серийные убийцы/жертвы» выдает по запросу 212 фанфиков (по общему запросу фэндом «Убийцы» их больше - 263). Большая их часть в настоящее время заблокирована, хотя ряд текстов, созданных в 2016-2017 годах, находится в открытом доступе. Для анализа в открытом доступе представлена аннотация фанфика, включающая никнейм автора, название произведения, фэндом, Персонажей, цитаты или авторские комментарии к фанфику, дату размещения, количество просмотров и оценки читателей. Эта информация позволяет сделать выводы о тематической направленности фанфика и его популярности. Фанфики
расположены от наиболее популярных к наименее. Наибольшее количество положительных оценок составило 210. Самый ранний текст «Добрых снов, Дилан» датирован 03.06.2016, он относится к персонажу Д.К. из Колорадо и представляет собой стихотворение, посвященное стрелку, героизирующее его поступок. Всего в 2023 году опубликовано 8 текстов с персонажами стрелков из Колумбайна (Э.Х. и Д.К.). Приведем наиболее характерные (и наиболее популярные) примеры фанфиков с персонажами скулшутинга. (Таблица 1. Примеры фанфиков о Э.Х. и Д.К. на Ficbook).
Дата Название Кол-во Пол Аннотация / цитата / комментарий автора
лайков автора (приведены в авторской редакции)
07.04. 2023
29.03. 2023
02.03. 2023
08.02. 2023
06.11. 2022
02.10. 2022
18.07. 2022
20.04. 2022
27.12. 2021
16.05. 2021
15.11. 2020
22.05. 2020
Бывших маньяков не бывает
Две
противополож ности
Trials
Боже, Дил, какой же ты идиот
Ты мне дорог, Дил!
mostro
eric, i don't exist.
satisfaction strange life
09.05. Сломанный 2020 выстрел
22.03. (g-d) tier 2020
0
17
20
Потребности 7
Уровни Harris 6
26
23
Dein Leid, Mein 25 Elend
36 31 79 9
14 97
муж. каждый человек заслуживает свободы, но не каждый человек учиться на ошибках.
жен. Непримиримые конфликты Э.Х. в семье
муж. Время летит незаметно, когда ты занят изготовлением взрывчатки.
муж. Э. Влюбился в Д. После того, как поцеловал его.
муж. Депрессивная картина жизни Э.Х. и Д.К.
жен. Домашнее насилие. Романтические отношения Э. И Д.
муж. Два обычных парня, которые учатся в школе, живут себе спокойны, но оба тайно влюблены в друг друга.
муж. Теория в которой Э. Убивает Д., или Э. Не
бессердечный социопат, каким люди изображают его.
жен. Буду смотреть тебе прямо в глаза и закреплять
твою цепь на своей руке. Не хочу, чтобы ты убежал.
жен. — а если убить их? Четыре слова пронзили комнату своей прямолинейностью и наступила тишина.
муж. Завали и вставай на колени.
муж. О, боже, мне просто жутко хочется умереть. НЕ
СПРАВЕДЛИВО! Я хотел счастья. И у меня никогда его не было.
муж. Сложный выбор - одна из важнейших частей нашей жизни, однако она не должна калечить психику. Так ли это на самом деле?... Буллинг. Психологическое насилие
муж. Я распишусь в твоем ежегоднике, если ты доживешь до этого дня.
17.03. 2020
11.03. 2020
29.08. 2019
Intratec TEC-DC9
REBoot voDKa
Мы, б..., скоро сдохнем
36 муж. Эйфория от покупки запрещённого оружия не
проходит за пару часов.
52 муж. Клуб юного натуралиста открывает свои двери,
имея в наличии лишь двух представителей: Э.Х. и и дарвинский естественный отбор.
76 жен. Ты действительно ничего не чувствуешь ко мне?
Так почему мы не можем дать волю чувствам, что так старательно заглушали алкоголем?
24.03. 2019
21.12. 2018
25.11. 2018
19.06. 2018
14.08. 2017
we are wretched
Closer
Полуявь
Инстинкты подавлены законом
В дороге
137
91
38 201
90
жен. Э. Бы кричал, если бы мог. — Он сдох или нет?! / ...
его тело само отключилось, и последним желанием было больше никогда не видеть этот мир.
муж. У Д. Было десять вариантов развития событий, у Эрика на это был одиннадцатый / О смелости, заблуждениях и прыжках со второго этажа
жен. Каждую ночь я вижу сон, где нам суждено умереть
жен.
жен.
Э. Видел сотню раз, как Д. Рисует на полях своего дневника сердца: то разбитые, то сшитые, то целые.
Мёртвый город ангелов, Эмпайр Стейт Билдинг, разделивший участь Вавилоновой башни, статуя Свободы с кровавыми слезами на лице. Вот она, новая Америка, о которой грезит Э.
Таблица 1. Примеры фанфиков о стрелках из Колумбайна (Э.Х. и Д.К.) на Ficbook Table 1. Examples of fanfics about Columbine shooters (E.H. and D.K.) on Ficbook
Из исследованных 212 фанфиков более 50 % текстов написаны юношами. Наибольшее количество положительных реакций - 201. Объемом текстов варьируется от 1 до 240 страниц. Основные темы фанфиков: нетрадиционные отношения между Э.Х. и Д.К.; желание умереть; одиночество, непонимание, отчужденность; буллинг, насилие; оружие, взрывчатка; депрессивная жизнь («мы несчастны»); вызов обществу; неконтролируемая ярость, ненависть; стихи, посвящения; естественный отбор, месть, удовлетворение стремления к ненависти и разрушению. Женские фанфики в основном связаны с темой влюбленности в Персонажа, его романтизацией, восхищением им и его непохожестью на других. Популярность текстов в среднем составляет 40-50 положительных оценок, наиболее популярные сюжеты связаны с эротическими описаниями, сценами садизма, мазохизма, а также воспроизведением состояний ненависти, желания смерти.
Комментарии авторов показывают романтизацию, идеализацию персонажей и восхищение ими: «Газеты называли Э. Неудавшимся Гитлером, Д. -Холденом Колфилдом. Один - дитя звёзд, другой - солнечный мальчик, и они оба заслуживают спасения»; «Не изменяйся, будь самим собой. Ты можешь
быть собой, пока живешь. Когда же смерть разрушит образ твой, Пусть будет кто-то на тебя похож», «Я увидела, что ты идеален и полюбила тебя. Затем я увидела, что ты не идеален и полюбила тебя ещё сильнее» (Ficbook).
Другая популярная тема - неприятие обществом людей или их отношений: «Человек - социальное существо, но что делать, когда общество отвергает тебя?» Она представлена реже, привлекает среднее внимание читателей, уступая теме любви и сексуальных отношений Персонажей (Ficbook).
Анализ сайта для авторов и читателей Wattpad был проведен в тот же период (в течение июня-августа 2023 года), однако он показал несколько иные результаты по количеству произведений, числу читателей, тематике, гендер-ному признаку авторов. Прежде всего на Wattpad отмечается значительно более массовая аудитория, как писателей, так и читателей материалов про скулшутинг. По запросу фэндом «Э.Х. и Д.К.» было получено более 14 000 результатов (не отфильтрованных). По запросу «колумбайн» формируется 91 результат с текстами. Тематика текстов не сводится исключительно к посвящениям скулшутерам. Так, присутствуют тексты, направленные, по словам автора, на то, чтобы противодействовать этим преступлениям: фанфик «Стрельба»: «Это история о том что нужно повысить уровень безопасности в школе» (дата размещения - ноябрь 2022, 96 читателей и 6 положительных оценок). Причиной стрельбы автор видит буллинг, которому подвергается герой, ведущий повествование от первого лица. История состоит из коротких глав, в которых персонаж проходит путь от обид на весь мир до стрельбы и суицида. По своей направленности текст связан с обоснованием того, что нападение - акт мести (одна глава так и названа). Надо отметить, что это общий прием для большинства авторов: чтобы избежать обвинений в пропаганде деструктивных и террористических действий они указывают, что не поддерживают совершенные нападения, а просто фантазируют на темы с их персонажами. Однако сюжеты говорят сами за себя и в большинстве случаев выступают формами оправдания, одобрения, восхищения, поддержки и, косвенно, пропаганды скулшутинга.
Обратимся к наиболее наглядным кейсам с фанфиками (тексты в отличии от Ficbook на Wattpad не заблокированы). Некоторые сюжеты непосредственно описывают события, произошедшие к школе Колумбайн в день расстрела, в том числе с вымышленными персонажами.
Тематика фанфиков на Wattpad преимущественно включает следующие сюжеты: романтическое увлечение, влюбленность в Персонажа; истории о том, что любовь могла бы изменить его судьбу и трагедии бы не случилось; воспроизведение скулшутинга как реальной истории; случаи из жизни других персонажей, которые оказываются связанными с событиями скулшутинга; месть героини скулшутеру.
Дата Тематика Название Цитата или комментарий автора Пол Кол-во
фанфика автора «лайков»
09.12. 2019 Романтика, неразделенная любовь, которая могла изменить судьбу героя Письмо Д.К. Письмо, адресованное возлюбленной Д., которое она так и не получила жен. 618/24
16.02. 2019 События в Колумбайн с изменением сюжета Скажи мне, что это все только вымысел «что было бы, если бы Д. выжил в этот день» муж. 200/9
17.01. 2021 События в школе Колумбайн Колумбайн: я пытаюсь вас спасти «Э. Повернувшись ко мне добро мне улыбнулся и посмотрел мне в глаза, тогда мне стало так тепло на душе...» жен. 81/6
26.03. 2021 Описание нападений и убийства людей. Буря безумия «Она начала плакать и молить о пощаде, это он и любил больше всего, он чувствовал себя богом, когда решал, лишить ли жизни кого-то или нет» муж. 280/23
25.07. 2021 Незавершенная история от первого лица одного из стрелков Колумбайна. Насилие в семье. История одного психопата «для меня детство ассоциируется с насилием и унижением, именно так я вырос, но это не суть. Самое главное в этом случае-месть, жестокая, ужасная и кровавая расправа над теми людьми которых называют "родители"». муж. 131/10
26.08. 2021 Короткий текст о ненависти ко всем и своей жизни Просто мой дневник «.я ненавижу этот мир. Я ненавижу людей. Я ненавижу тебя. Я ненавижу себя. Я ненавижу свою грёбаную жизнь. Господи я хочу сдохнуть» муж. 22/3
5.08. 2022 История любви в школе на фоне трагедии Отмщение «.меня словно отбрасывает обратно в детство, в далекий 2021 год... год, когда я сам чуть не стал жертвой массового убийства» муж. 42 года 12/0
29.06. 2023 История о связи девушки и «плохого парня», совершившего теракт Красавица «Для нее страдания должны кончиться. Ему не хочется убивать ее. Он не хочет разделить с ней свою жизнь, потому что жить не хочет априори, но своими же руками ее прикончить у него тоже нет сил» жен. 2/0
Таблица 2. Примеры фанфиков о стрелках из Колумбайн Э.Х. и Д.К. на Wattpad
Table 2. Examples of fanfics about the Columbine E.H. and D.K. shooters on Wattpad
Среди сюжетов фанфиков следует выделить и не вполне типичные, например, когда автор описывает скулшутинг как личное переживание, трагедию, которую в прошлом пережил сам («Отмщение»), или историю о героине, брат которой погиб во время теракта в школе и которая мстит стрелку («Контрольный выстрел»). Такие сюжеты, скорее, исключения из общего направления.
Отметим: на Wattpad размещено значительное количество фанфиков, посвященных российским стрелкам, совершившим массовые расстрелы, особенно керченскому и казанскому. Количество просмотров по отдельным из них - до 14 000 человек. Так, по запросу по имени казанского стрелка И.Г. в Wattpad представлено 102 фанфика (Wattpad. Stories). Доминирующее количество с женским авторством. Количество просмотров от 1 до 14 078.
Главные темы и направленность фанфиков о «казанском скулшутере» на Wattpad приведены в Таблице № 3 (грамматические ошибки авторов не исправлены).
Дата Тематика
Название Цитата или комментарий Пол фанфика автора автора
Количество просмотров и «лайков»
14.03 Любовь к . Персонажу
2022
10.07 «Мне кажется он . не стрелял».
2021 Оправдание Персонажа
14.06 Он этого не делал 2021
29.0 4.
2022
Он сам жертва обстоятельств. Его подставил брат.
Скучная «Я взяла И.Г. только как жен. 3222/89
жизнь персонажа, эта история
никак не связана с трагедией в Казани. Я не романтизирую и не защищаю его»
Ты эта история о 19-летним жен. 9833/ 423
веришь парне по имени И.Г., мне? который по словам всех
окружающих устроил теракт в школе №175. поверишь ли ты в это? сможешь ли ты поверить в невиновность человека, если весь мир будет доказывать обратное?
«И. Г. - ты «он заявляется в школу, с жен. 452/ 9 не полу автоматом, но
монстр!» единственное но..был ли он один? Стрелял ли он, или кто-то другой совершил огромное преступление..?»
«От «История одного молодого жен. 1079/33
неновист человека, над которым и до издевались и его брат решил
любви- пойти на страшный один шаг» поступок, и свалить всё на младшего».
31.01. Если бы он 2023 встретил меня, он бы этого не делал
21.04 Если бы он . встретил меня, он
2022 бы этого не делал
11.07. Насилие во время 2021 нападения с
последующими отношениями
«бог во Что было бы, если бы И.Г., плоти, ака познакомился с т/и в самый И.Г.» последний момент? удастся
ли изменить судьбу стрелка и гимназии?
«Некуда «...даже самые тёмные бежать»: сердца можно исцелить любовью»)
«меня «чтобы ты делала, если бы
изнасилов ты лишилась девственности
ал с убийцей? как бы жила
убийца» после этого?»
жен.
жен.
жен.
1073/25
317/15 14078/ 227
19.07
2021
15.06
2021
13.11. 2022
Насилие во время нападения с последующими отношениями
Он жертва докторов, дававших ему препараты
Фантазии на тему встреч персонажей различных эпизодов скулшутинга
«Он
заставил меня»
(«И.Г.: марионет ка в руках доктора»)
(«не
всегда
дружба
заканчива
ется
хорошо»
«Что он сделает, увидев тебя? убьёт? или же у него появится другая мысль на счёт тебя?»
«что же будет, когда он осознает, что препараты лишь усугубляли его состояние, постепенно затмевая разум?»
«-Давайте представим, что Влад, Тимур и Ильназ учатся в одном коледже»).
жен.
жен.
жен.
7572/ 145
4481/ 187
306
Таблица 3. Примеры фанфиков о «казанском стрелке» на Wattpad Table 3. Examples of fanfics about "Kazan schoolshooter" on Wattpad
Отметим, что количество читателей фанфиков про российских скулшу-теров гораздо выше: количество - свыше 14 000, положительных оценок -более 400. Практически все авторы фанфиков про «казанского стрелка» женского пола. Имя автора не указывается, и это может быть установлено либо по фото, либо по никнейму, либо по полу героини, ведущей повествование от первого лица. Основные сюжетные линии фанфиков по теме «казанского стрелка» связаны с романтическими и эротическими фантазиями авторов с Персонажем, его романтизация, героизация, идеализация, наделение вымышленными качествами. Примечательно, что для аватаров во многих случаях использованы фото убийцы из Казани, сделанные во время процесса над ним. Девушек привлекла внешность молодого человека, что вызвало волну сочувствия, перешедшую затем в оправдание и восхищение им. Среди фанфиков имеют место и отдельные тексты, посвященных жертвам и пострадавшим, но их менее 5 %. В целом их количество незначительно, а положительные реакции на них минимальны.
По фэндому «пермского стрелка» «Т.Б.» сформировано 4 результата с фанфиками. Из них только 2 самостоятельные, а 2 других - посвященные ему вместе с «казанским стрелком» И.Г., где Персонажи действуют в едином сюжете. Расстрел в Пермском университета, в отличие о «казанского расстрела» в гимназии, получил меньше внимания в СМИ. По запросу «Стрельба в Казани» в Google формируется 953 000 результатов, по запросу стрельба в Перми - 316 000. Фанфики датированы 2021-2024 годом. Количество просмотров 1 456 и 275 соответственно. Тематическая область и сюжеты пермских вариаций: увлечение «плохим парнем», желание последовать за ним при любых обстоятельствах; отчужденность и непонимание в семье, жизнь в состоянии постоянного страха.
В целом, особенности фан-литературы по скулшутингу в Wattpad заключаются в многообразии фэндомов, посвященных отдельным стрелкам, высокий интерес как к событиям в Колумбайн, так и в России (особенно в Казани); широкая вовлеченность женской аудитории в творчество фанфиков; преобладание темы романтизации, героизации, идеализации персонажа.
Выводы
Стоит ли рассматривать фан-литературу всерьез в вопросе продвижения деструктивных идей, в том числе скулшутинга? Конечно, этот фактор является только одним из длинного ряда иных, оказывающих влияние на формирование среды, питающей эти преступления. Фанаты и особенно фанатки становятся источником некоего вдохновения, в особенности для тех, кто желает внимания к себе и испытывает его дефицит. Читатели и писатели фан-литературы, рассматривая Персонажа, совершившего теракт в качестве «немного странного», «нормального», «привлекательного», «классного» парня, формируют положительные установки на его восприятие и, следовательно, одобрение его действий в среде подростков. В сюжетах, где авторы напрямую высказывают восхищение поступками стрелков, фактически рекламируются и пропагандируются как сами персонажи, так и их преступления. Популярность антигероев, «плохих парней», зачастую оказывается выше положительных образцов или образов жертвы. Агрессивность, грубость, циничность скулшутеров рассматриваются как проявления «сильного характера», которые вызывают увлеченность таким персонажем, несмотря на аморальность совершаемого. На фоне «обычных» ребят стрелки запечатлеваются в сознании фанатов как яркие, смелые, умеющие рисковать, что также укрепляет их имидж. В коммуникативной среде, где сетевом полилоге участвует множество авторов и читателей, обсуждаются не только реальные события и люди: формируются дополненные смыслы преступлений, отстаивается их «правомерность», укрепляется в сознании молодых людей представление, что подобные нападения - часть повседневности, поскольку «этот мир несовершенен и в нем есть место насилию».
Фан-литература (фанфики) как коммуникационная среда, где проявляется увлечение скулшутерами, становится практически не контролируемой «серой зоной», в которой формируются в том числе:
1. Интерес к скулшутингу и его участникам.
2. Положительные установки в отношении к актору скулшутинга.
3. Чувство сопереживания преступнику.
4. Чувство солидарности с преступником.
5. Идеализация стрелка.
6. Героизация стрелка.
7. Сакрализация образа стрелка на фоне его гибели или суицида.
8. Определение дополнительных смыслов совершенных преступлений.
9. Фантазии о новых нападениях, мести, ненависти и др.
10. Символический ряд скулшутинга (язык, изображения, знаки и др.).
Особенностями это «серой зоны» является следующее:
• она работает длительное время, независимо от вспышек внимания к скулшутингу, связанному с новыми эпизодами;
• ее формируют не профессионалы, а подростки, информация, передаваемая «равными равным», воспринимается с большим доверием;
• аудитория этой зоны включает подростков и молодежь из благополучной среды, не состоящих в «крайм-комьюнити» и не увлеченных деструктивными темами;
• передача информации по теме скулшутинга в ряде случаев является фоновой, неявной, служит ресурсом для привлечения внимания к себе, продвижения собственных творческих идей и произведений;
• в этой зоне также позиционируются целенаправленные сообщества фанатов скулшутеров, формирующих их «культ»;
• пример «фанатов» скулшутеров становится объектом медиатизации, продвижения в коммуникативном пространстве;
• через общение авторов и читателей осуществляется обмен переживаниями и рефлексией по поводу трагедий, обсуждение «За» и «Против», создается коммуникация, не контролируемая взрослыми.
На сайтах авторов и читателей фан-литературы среди подростков и молодежи сформировалась среда коммуникации, позитивно воспринимающая скулшутинг, которая не была включена в деструктивные виртуальные «колумбайн-сообщества» либо «тру-крайм-комьюнити» (где, как правило, участвовала молодежь, имевшая те или иные социальные проблемы). Через среду фан-литературы тема скулшутинга во многом легализовалась и расширила аудиторию, включив в нее творчески мыслящее сообщество. Наибольшую роль, по нашему мнению, в популяризации и героизации скулшутеров (точнее, некоторых их них) сыграла женская аудитория, эмоционально более остро
реагирующая на переживания и выражающая свои эмоции. Восхищение стрелками, влюбленность в них, формирование сообществ их фанатов стали новыми источниками, питающими скулшутинг, совершаемый, как правило, юношами, сосредоточенных на желании внимания к себе. Часть контента фанфиков, посвященных нападениям и нападавшим, заблокировано, согласно решению Роскомнадзора, однако в открытом доступе имеется контент, косвенно способствующий пропаганде идей скулшутинга и героизации его участников.
Совершаемые подростками вооруженные нападения в учебных заведениях стали результатом медийного продвижения «американской эпидемии» в США и ряде других стран, среди которых оказалась Россия. Информация о нападениях и суицидах скулшутеров, транслируемая через СМИ и социальные медиа, вызвала волну интереса к этим преступлениям, способствовала появлению их фанатов, стиля «колумбайн», контркультурного тренда среди молодежи. Блокировка «колумбайн-сообществ» и информации, связанной с суицидами, нападениями в школах чрезвычайно важна, должна быть дополнена блокировкой иной информации, содержащей шок-контент, связанный с убийствами, насилием, популярный среди подростков и продвигаемый даже в детскую аудиторию. Радикализация поведения подростков и молодежи становится следствием не только целенаправленных деструктивных источников, но вполне легальных информационных ресурсов, сказывается стремление молодежи к получению внимания широкой аудитории через эпатаж, провокативность, скандальный контент. Идеи скулшутинга находят поддержку среди юного поколения, сосредоточенного на поисках ответов на экзистенциальные вопросы (причинах одиночества, несвободы, смертности и привлекают запрещенностью, радикальностью, информационным эффектом. Для предотвращения скулшутинга как деструктивного социального явления следует уделять внимание анализу «серых зон» - медиаресурсов, поддерживающих, умножающих медиа-эффект от совершенных нападений и героизацию их акторов, контролировать их контент и оценивать его деструктивный потенциал.
Благодарности
Выражаем благодарность Российскому научному фонду за поддержку проекта № 23-28-00765, https://rscf.ru/project/23-28-00765/.
Список литературы
Aliev, R. T. (2023). Crossing the Threshold: School Shooting as a "Ritual of Chiral Initiation." Galactica Media: Journal of Media Studies, 5(3), 221-245. https://doi.org/10.46539/gmd.v5i3.431
Ash, G. E., & Saunders, J. M. (2018). From "I Don't Like Mondays" to "Pumped Up Kicks": Rampage School Shootings in Young Adult Fiction and Young Adult Lives. Children's Literature in Education, 49(1), 34-46. https://doi.org/10.1007/s10583-018-9351-0
Dahmen, N. S. (2018). Visually Reporting Mass Shootings: U.S. Newspaper Photographic Coverage of Three Mass School Shootings. American Behavioral Scientist, 62(2), 163-180. https://doi.org/10.1177/0002764218756921
Farmer, T. W., Farmer, E. M. Z., Estell, D. B., & Hutchins, B. C. (2007). The Developmental Dynamics of Aggression and the Prevention of School Violence. Journal of Emotional and Behavioral Disorders, 15(4), 197-208. https://doi.org/10.1177/10634266070150040201
Haravuori, H., Suomalainen, L., Berg, N., Kiviruusu, O., & Marttunen, M. (2011). Effects of media exposure on adolescents traumatized in a school shooting. Journal of Traumatic Stress, 24(1), 70-77. https://doi.org/10.1002/jts.20605
Lankford, A., & Madfis, E. (2018). Don't Name Them, Don't Show Them, But Report Everything Else:
A Pragmatic Proposal for Denying Mass Killers the Attention They Seek and Deterring Future Offenders. American Behavioral Scientist, 62(2), 260-279. https://doi.org/10.1177/0002764217730854
Lankford, A., & Tomek, S. (2018). Mass Killings in the United States from 2006 to 2013: Social Contagion or Random Clusters? Suicide and Life-Threatening Behavior, 48(4), 459-467. https://doi.org/10.1111/sltb.12366
Larkin, R. W. (2009). The Columbine Legacy: Rampage Shootings as Political Acts. American Behavioral Scientist, 52(9), 1309-1326. https://doi.org/10.1177/0002764209332548
Madfis, E., & Levin, J. (2013). School Rampage in International Perspective: The Salience of Cumulative Strain Theory. In N. Bockler, T. Seeger, P. Sitzer, & W. Heitmeyer (Eds.), School Shootings (pp. 79-104). Springer New York. https://doi.org/10.1007/978-1-4614-5526-4 4
Meindl, J. N., & Ivy, J. W. (2017). Mass Shootings: The Role of the Media in Promoting Generalized Imitation. American Journal of Public Health, 107(3), 368-370. https://doi.org/10.2105/AJPH.2016.303611
Muschert, G. W., & Sumiala, J. (Eds.). (2012). School Shootings: Mediatized Violence in a Global Age. In Studies in Media and Communications (Vol. 7, p. i). Emerald Group Publishing Limited. https://doi.org/10.1108/S2050-2060(2012)0000007022
Oksanen, A., Hawdon, J., & Rasanen, P. (2014). Glamorizing rampage online: School shooting fan communities on YouTube. Technology in Society, 39, 55-67. https://doi.org/10.1016/j.techsoc.2014.08.001
Raitanen, J., & Oksanen, A. (2018). Global Online Subculture Surrounding School Shootings. American Behavioral Scientist, 62(2), 195-209. https://doi.org/10.1177/0002764218755835
Schildkraut, J., Elsass, H. J., & Meredith, K. (2018). Mass shootings and the media: Why all events are not created equal. Journal of Crime and Justice, 41(3), 223-243. https://doi.org/10.1080/0735648X.2017.1284689
Towers, S., Gomez-Lievano, A., Khan, M., Mubayi, A., & Castillo-Chavez, C. (2015). Contagion in Mass Killings and School Shootings. PLOS ONE, 10(7), e0117259. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0117259
Vossekuil, B., Fein, R., Reddy, M., Borum, M., & Modzeleski, W. (2002). The Final Report and Findings of the Safe School Initiative: Implications for the Prevention of School Attacks in the United States. DIANE Publishing.
Бодрийяр, Ж. (2000). Символический обмен и смерть. Добросвет.
Галявиев—Wattpad. (б. д.). Wattpad. Stories.
https://www.wattpad.com/search/%D0%93%D0%B0%D0%BB%D1%8F %D0%B2%D0%B8%D0%B5%D0%B2
Глухова, А. А., Иудин, А. А., & Шпилев, Д. А. (2022). Колумбайн как разновидность молодежного деструктивизма. Russian Journal of Economics and Law, 16(4), 808-846. https://doi.org/10.21202/2782-2923.2022.4.808-846
Горбаткова, О. И. (2017). Проблема насилия в школах в зеркале современных российских медиа. Медиаобразование, 4, 189-205.
Гриненко, У. Б., & Ромеро Рейес, И. В. (2021). Семантический анализ цифрового деструктивного контента по тематике «скулшутинг» в социальной сети «ВКонтакте». Психология и право, 11(4), 180-195. https://doi.org/10.17759/psylaw.2021110413
Делёз, Ж., & Гваттари, Ф. (2007). Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения (В. Кузнецов, Ред.; Д. Кралечкин, Пер.). У-Фактория.
Ильницкий, А. С. (2021). Криминальная идеология в сети Интернет: Теоретические и социально-правовые предпосылки криминологического познания. Вестник Волгоградской академии МВД России, 4(5), 52-60. https://doi.org/10.25724/VAMVD.UABC
Карпов, В. О. (2018). Культ Колумбайна основные детерминанты массовых убийств в школах. Вестник Казанского юридического института МВД России, 4, 442-446. https://doi.org/10.24420/KUI.2018.49.27.001
Карпова, А. Ю., & Максимова, Н. Г. (2021). Скулшутинг в России: Что имеет значение? Власть, 29(1), 93-108. https://doi.org/10.31171/vlast.v29i1.7920
Лангман, П. (2022). Почему дети убивают. Что происходит в голове у школьного стрелка. Эксмо.
Лиотар, Ж. Ф. (1998). Состояние постмодерна (Н. А. Шматко, Пер.). Алетейя.
Маклюэн, Г. М. (2007). Понимание медиа: Внешние расширения человека. Кучково поле.
Пастыка, Е. А., & Питанова, М. Е. (2020). Проблема вооруженных нападений подростков в образовательных учреждениях. Вестник Пензенского государственного университета, 3, 21-25.
Погребная, С. К. (2020). Социально-психологическая экспертиза при правонарушениях экстремистской направленности, совершенных несовершеннолетними. Наука и социум: материалы Всероссийской научно-практической конференции 2020. XIV, 40-44.
Полиция Чехии завела 88 уголовных дел, связанных с одобрением стрельбы в Праге. (2024, январь 8). ТАСС. https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/19688289
Сапрыкин, В. А. (2019). Деструктивное поведение молодежи в условиях информационной войны: Колумбайн-вызовы и меры преодоления. Теория и практика общественного развития, 1, 18-21. https://doi.org/10.24158/tipor.2019.12
Суходольская, Ю. В. (2019). Массовое убийство в образовательных организациях как объект криминологического исследования. Вестник науки и образования, 6(1), 51-53.
Убийцы / Серийные убийцы, жертвы / разные эпохи. (б. д.). Книга фанфиков. https://ficbook.net/fanfiction/rpf/serijnij ubijci
Хабермас, Ю. (2016). Структурное изменение публичной сферы: Исследования относительно категории буржуазного общества. Весь Мир.
Чудинов, С. И., Сербина, Г. Н., & Мундриевская, Ю. О. (2021). Сетевая организация скулшутеров в социальной сети «ВКонтакте» на примере фанатского сообщества «керченского
стрелка». Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 4, 363-383. https://doi.org/10.14515/monitoring.20214.r740
Чунин, А. С. (2020). Феномен скулшутинга в современной России. Правовой аспект. Обзор. НЦПТИ, 3, 48-52.
Шувалов, Л. А. (2022). Влияние средств массовой информации на популяризацию феномена
скулшутинга. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология, 1, 149-154. https://doi.org/10.26456/vtfilol/2022.1.149
References
Aliev, R. T. (2023). Crossing the Threshold: School Shooting as a "Ritual of Chiral Initiation." Galactica Media: Journal of Media Studies, 5(3), 221-245. https://doi.org/10.46539/gmd.v5i3.431
Ash, G. E., & Saunders, J. M. (2018). From "I Don't Like Mondays" to "Pumped Up Kicks": Rampage School Shootings in Young Adult Fiction and Young Adult Lives. Children's Literature in Education, 49(1), 34-46. https://doi.org/10.1007/s10583-018-9351-0
Baudrillard, J. (2000). Simvolicheskiy obmen i smert. Dobrosvet. (In Russian).
Chudinov, S. I., Serbina, G. N., & Mundrievskaya, Yu. O. (2021). School Shooting Network on VKontakte: Case Study of a Fan Community Dedicated to "Kerch Shooter". The monitoring of public opinion economic&social changes, 4, 363-383. https://doi.org/10.14515/monitoring.20214.1740 (In Russian).
Chunin, A. S. (2020). Fenomen skulshutinga v sovremennoy Rossii. Pravovoy aspekt. Obzor. NTsPTI, 3, 48-52. (In Russian).
Czech police have opened 88 criminal cases related to the approval of the Prague shooting. (2024, January 8). TASS. https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/19688289 (In Russian).
Dahmen, N. S. (2018). Visually Reporting Mass Shootings: U.S. Newspaper Photographic Coverage of Three Mass School Shootings. American Behavioral Scientist, 62(2), 163-180. https://doi.org/10.1177/0002764218756921
Deleuze, G., & Guattari, F. (2007). Anti-Oedipus: Capitalism and Schizophrenia (V. Kuznetsov, Ed.; D. Kralechkin, Trans.). U-Faktoriya. (In Russian).
Farmer, T. W., Farmer, E. M. Z., Estell, D. B., & Hutchins, B. C. (2007). The Developmental Dynamics of Aggression and the Prevention of School Violence. Journal of Emotional and Behavioral Disorders, 15(4), 197-208. https://doi.org/10.1177/10634266070150040201
Galyaviev—Wattpad. (n. d.). Wattpad. Stories.
https://www.wattpad.com/search/%D0%93%D0%B0%D0%BB%D1%8F %D0%B2%D0%B8%D0%B5%D0%B2 (In Russian).
Glukhova, A. A., Iudin, A. A., & Shpilev, D. A. (2022). Columbine as a type of youth destructivism. Russian Journal of Economics and Law, 16(4), 808-846. https://doi.org/10.21202/2782-2923.2022.4.808-846 (In Russian).
Gorbatkova, O. I. (2017). Problema nasiliya v shkolakh v zerkale sovremennykh rossiyskikh media. Media Education, 4, 189-205. (In Russian).
Grinenko, U. B., & Romero Reyes, I. V. (2021). Semantic Analysis of Digital Destructive Content of School Shooting in the Social Network 'VKontakte'. Psychology and Law, 11(4), 180-195. https://doi.org/10.17759/psylaw.2021110413 (In Russian).
Habermas, J. (2016). Structural change in the public sphere: Studies concerning the category of bourgeois society. Ves' Mir. (In Russian).
Haravuori, H., Suomalainen, L., Berg, N., Kiviruusu, O., & Marttunen, M. (2011). Effects of media exposure on adolescents traumatized in a school shooting. Journal of Traumatic Stress, 24(1), 70-77. https://doi.org/10.1002/jts.20605
Ilnitsky, A. S. (2021). Criminal Ideology In Network: Methodology and Technique of Criminological
Research. Journal of the Volgograd academy of the Ministry of the Interior of Russia, 4(5), 52-60. https://doi.org/10.25724/VAMVD.UABC (In Russian).
Karpov, V. O. (2018). Cult of Columbine: Main Reasons for School Shooting. Bulletin of the Kazan Law
Institute of MIA of Russia, 4, 442-446. https://doi.org/10.24420/kui.2018.49.27.001 (In Russian).
Karpova, A. Yu., & Maksimova, N. G. (2021). School Shooting in Russia: what Matters? Vlast', 29(1), 93-108. https://doi.org/10.31171/vlast.v29i1.7920 (In Russian).
Killers / Serial killers, victims / different eras. (n. d.). A book of fanfiction. https://ficbook.net/fanfiction/rpf/serijnij ubijci (In Russian).
Langman, P. (2022). Why kids kill. What goes on in the mind of a school shooter. Exmo. (In Russian).
Lankford, A., & Madfis, E. (2018). Don't Name Them, Don't Show Them, But Report Everything Else:
A Pragmatic Proposal for Denying Mass Killers the Attention They Seek and Deterring Future Offenders. American Behavioral Scientist, 62(2), 260-279. https://doi.org/10.1177/0002764217730854
Lankford, A., & Tomek, S. (2018). Mass Killings in the United States from 2006 to 2013: Social Contagion or Random Clusters? Suicide and Life-Threatening Behavior, 48(4), 459-467. https://doi.org/10.1111/sltb.12366
Larkin, R. W. (2009). The Columbine Legacy: Rampage Shootings as Political Acts. American Behavioral Scientist, 52(9), 1309-1326. https://doi.org/10.1177/0002764209332548
Lyotard, J.-F. (1998). Sostoyanie postmoderna (N. A. Shmatko, Trans.). Aleteyya. (In Russian).
Madfis, E., & Levin, J. (2013). School Rampage in International Perspective: The Salience of Cumulative Strain Theory. In N. Bockler, T. Seeger, P. Sitzer, & W. Heitmeyer (Eds.), School Shootings (pp. 79-104). Springer New York. https://doi.org/10.1007/978-1-4614-5526-4 4
McLuhan, H. M. (2007). Understanding Media: The Extensions of Man. Kuchkovo pole. (In Russian).
Meindl, J. N., & Ivy, J. W. (2017). Mass Shootings: The Role of the Media in Promoting Generalized Imitation. American Journal of Public Health, 107(3), 368-370. https://doi.org/10.2105/AJPH.2016.303611
Muschert, G. W., & Sumiala, J. (Eds.). (2012). School Shootings: Mediatized Violence in a Global Age. In Studies in Media and Communications (Vol. 7, p. i). Emerald Group Publishing Limited. https://doi.org/10.1108/S2050-2060(2012)0000007022
Oksanen, A., Hawdon, J., & Rasanen, P. (2014). Glamorizing rampage online: School shooting fan communities on YouTube. Technology in Society, 39, 55-67. https://doi.org/10.1016Atechsoc.2014.08.001
Pastyka, E. A., & Pitanova, M. E. (2020). Problema vooruzhennykh napadeniy podrostkov v obrazo-vatel'nykh uchrezhdeniyakh. Vestnik Penzenskogo gosudarstvennogo universiteta, 3, 21-25. (In Russian).
Pogrebnaya, S. K. (2020). Socio-Psychological Expertise in Criminal Violations of the Extremis Direction, Committed by Minors. Nauka i sotsium: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 2020. XIV, 40-44. (In Russian).
Raitanen, J., & Oksanen, A. (2018). Global Online Subculture Surrounding School Shootings. American Behavioral Scientist, 62(2), 195-209. https://doi.org/10.1177/0002764218755835
Saprykin, V. A. (2019). Destructive Behavior of Youth in the Context of the Information War: Columbine Challenges and Measures to Overcome Them. Theory and practice of social development, 1, 1821. https://doi.org/10.24158/tipor.2019.12 (In Russian).
Schildkraut, J., Elsass, H. J., & Meredith, K. (2018). Mass shootings and the media: Why all events are not created equal. Journal of Crime and Justice, 41(3), 223-243. https://doi.org/10.1080/0735648X.2017.1284689
Shuvalov, L. A. (2022). The Influence of Mass Media on the Popularization of the Phenomenon of Schoolshooting. Herald of Tver State University: Series Philology 1, 149-154. https://doi.org/10.26456/vtfilol/2022.1149 (In Russian).
Sukhodol'skaya, Yu. V. (2019). Massovoe ubiystvo v obrazovatel'nykh organizatsiyakh kak ob"ekt krimi-nologicheskogo issledovaniya. Vestnik nauki i obrazovaniya, 6(1), 51-53. (In Russian).
Towers, S., Gomez-Lievano, A., Khan, M., Mubayi, A., & Castillo-Chavez, C. (2015). Contagion in Mass Killings and School Shootings. PLOS ONE, 10(7), e0117259. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0117259
Vossekuil, B., Fein, R., Reddy, M., Borum, M., & Modzeleski, W. (2002). The Final Report and Findings of the Safe School Initiative: Implications for the Prevention of School Attacks in the United States. DIANE Publishing.