Научная статья на тему 'МЕДИАТИЗАЦИЯ РЕАЛЬНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

МЕДИАТИЗАЦИЯ РЕАЛЬНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
399
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАТИЗАЦИЯ РЕАЛЬНОСТИ / МЕДИАОБРАЗ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / ЖУРНАЛИСТИКА / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Губанова М.И.

Представлены результаты анализа теоретических работ, предметом исследования которых является медиатизация реальности. Отобрано более 80 работ отечественных и зарубежных ученых, которые рассматривают различные аспекты данного феномена. По результатам качественного анализа сделаны следующие выводы. Определено, что основной акцент в них делается на уточнение этого понятия, формирование медиаобраза социальных институтов. Значительно меньше уделяется внимания исследованию роли журналистики в этом процессе, что явно востребовано временем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIATIZATION OF REALITY THEORETICAL ASPEKT

The results of the analysis of theoretical works, the subject of which is the mediatization of reality, are presented. More than 80 works of domestic and foreign scientists have been selected, which consider various aspects of this phenomenon. Based on the results of the qualitative analysis, the following conclusions were made. It was determined that the main emphasis in them is placed on the clarification of this concept, the formation of a media image of social institutions. Much less attention is paid to the study of the role of journalism in this process, which is clearly demanded by time.

Текст научной работы на тему «МЕДИАТИЗАЦИЯ РЕАЛЬНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

УДК: 82; 070

DOI: 10.51965/2076-7919_2021_2_2_84

Губанова М.И.

МЕДИАТИЗАЦИЯ РЕАЛЬНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Gubanova M.I.

MEDIATIZATION OF REALITY THEORETICAL ASPEKT

Ключевые слова: медиатизация реальности, медиаобраз, социальные институты, журналистика, средства массовой информации.

Key words: mediatization of reality, media image, social institutions, journalism, mass media.

Аннотация: Представлены результаты анализа теоретических работ, предметом исследования которых является медиатизация реальности. Отобрано более 80 работ отечественных и зарубежных ученых, которые рассматривают различные аспекты данного феномена. По результатам качественного анализа сделаны следующие выводы. Определено, что основной акцент в них делается на уточнение этого понятия, формирование ме-диаобраза социальных институтов. Значительно меньше уделяется внимания исследованию роли журналистики в этом процессе, что явно востребовано временем.

Abstract: The results of the analysis of theoretical works, the subject of which is the mediatization of reality, are presented. More than 80 works of domestic and foreign scientists have been selected, which consider various aspects of this phenomenon. Based on the results of the qualitative analysis, the following conclusions were made. It was determined that the main emphasis in them is placed on the clarification of this concept, the formation of a media image of social institutions. Much less attention is paid to the study of the role of journalism in this process, which is clearly demanded by time.

Введение. Сегодня медиатизация всех общественных институтов стала реальностью. Вполне очевидно, что в основе этого явления находится журналистика, так как ее развитие как вида деятельности, как социального института - важный аспект в модернизации всего социума. Окном в мир для более старшего поколения является экран телевизора, традиционная газета или журнал, для более молодых - монитор компьютера, планшет или мобильный телефон. Они формируют ту картину мира, которая практически для всех членов общества является общей и личной реальностью.

Как утверждает Н. Луман, «все, что мы знаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живем, мы узнаём через массме-диа. Это относится не только к знанию общества и истории, но и к знанию природы. Мы узнаём о стратосфере так же, как Платон узнавал об Атлантиде: "люди говорят то-то и то-то"... Мы сопротивляемся их воздействию, подозревая, что нами манипулируют, но по существу это ничего не меня-

ет, потому что знания, полученные нами из массмедиа, словно сами собой складываются в замкнутый каркас, элементы которого укрепляют друг друга»1.

Вполне логично, что это переносится на те социальные институты, которые они представляют, т.е. политическую, экономическую, социальную, образовательную и другие сферы деятельности и жизни человека. В этом контексте повышаются требования, предъявляемые обществом к журналистике, как следствие к тем формам, методам и структурам, которые совершенствуют их профессиональную подготовку.

Сегодня современная медийная система страны включает в себя традиционные классические издания и новые сетевые -информационные ресурсы. Именно в такой гибридной форме, но как самостоятельный сегмент, они становятся более востребованными, так как отражают этапы развития журналистики в условиях цифровизации, и

1 Луман Н. Реальность массмедиа. М., 2005. С. 910.

в тоже время свою включенность в процессы медиатизации политической, деловой и общественной жизни.

Безусловно, на первых порах становления этого феномена более активное участие принимали печатные издания и этот этап можно назвать «бумажным». С появлением компьютера, интернета, социальных сетей видоизменялась сама журналистика, другим становилось участие всех информационных каналов в медиатизации общества. Создавалось виртуальное пространство, в котором нарабатывались практики влияния журналистики на общественную жизнь на основе новых технологий. Именно изменения в парадигме журналистики - становление коммуникативной составляющей в добавление к ее информационному началу повлекли за собой изменения в главных институтах общества.

Совершенно очевидно, что каждый их этих этапов интересен, и, тем более, наступление последующего этапа с нейронными сетями, с роботами, читающими телевизионные новости, с новым типом коммуникаций, не означает исчезновение форм предыдущего. В современных условиях каждая из них имеет свои особенности и преимущества, и разные возможности по медиатизации всех сторон нашей жизни.

Поэтому вполне логично, чтобы понять, насколько журналистика играет роль катализатора перемен в обществе, необходимо прежде понять, как теоретически определяется феномен «медиатизация реальности». Это и стало предметом исследования настоящей статьи.

Для это необходимо решить следующие задачи, которые сформулированы нами в виде вопросов:

- как разными исследователями трактуется это понятие;

- что является предметом медиатизации;

- какова роль журналистики в этом процессе.

Исследовательской базой стали более 80 научных работ по теме медиатизации за последние десятилетия, которые, по нашему мнению, являются основополагающими. В исследовании реализован преимущественно качественный подход. Выбор этой темы

обусловлен тем, что сегодня крайне необходим анализ конкретных журналистских практик, но он невозможен без теоретического обоснования этого явления.

Как разными исследователями трактуется это понятие. Одним из первых идею медиатизации как отражения процесса трансформации общества со сменой модели коммуникации высказал М. Маклюэн в своей известной работе «Понимание медиа»1. Говоря о «горячих» и «холодных» медиа, он тем самым обозначил главную идею медиатизации как смену модели коммуникации, ведущую к трансформации всех сторон общественной жизни, то есть сместил точки отсчета. В его трактовке в центре внимания стала сама среда коммуникации, а не сообщения, которые в ней находятся. Тем самым он ушел от концепции «посредничества» или теории медиации, когда журналистике отводилась роль простого канала передачи информации2.

Впоследствии эти идеи были реализованы рядом таким авторов, как Ф. Кротц (F. Krotz)3, Н. Коулдри (N. Couldry)4, С. Левингстон (S. Livingstone)5, А. Хепп (A. Hepp), С. Хьярвард (S. Hjarvard), К. Лундби (K Lundby)6 и др.

Достаточно весомый вклад в развитие этой теории вносят отечественные исследо-

7 1

ватели А.Н. Гуреева , Л.М. Землянова,

1 Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека / пер. с англ. В.Г. Николаева. М.: Гиперборея; Кучково поле, 2007.

2 Концепция «Медиации».

3 Krotz F. Media Connectivity: Concepts, Conditions, and Consequences. In A. Hepp, F. Krotz & S. Moores (Eds.), Network, Connectivity and Flow: Key concepts for Media and Cultural Studies. New York: Hampton Press, 2008.

4 Couldry N. Media Rituals: a Critical Approach. London: Routledge, 2003. P. 115-135.

5 Livingston S. On the mediation of everything: ICA presidential address. Journal of communication? 2008. V. 59(1). P. 1-18. Available at: http://eprints.lse.ac. uk/21420/1/n_the_mediation_of_everything_(LSERO).p df (arcessed 17.01.2021).

6 Hepp A., Hajarvard S., Lundby. Mediatization: theorizing the interplay between media, culture and society Media. Culture & Society, 2015. V 37 (2). P. 314-324.

7 Гуреева А.Н. Теоретическое понимание медиатизации в условиях цифровой среды. Вестник Московского Университета. Серия 10. Журналистика, 2010. № 6. С. 193.

2 3

Н.Б. Кириллова , Е.Г. Ним , И.А. Полуэхто-ва4 и др. Они не только пытаются осознать и сформулировать понятие «медиатизация реальности», но и увидеть ее сильные и слабые стороны, с которыми уже общество сегодня сталкивается.

Безусловно, каждый из этих исследователей пытался по-своему определить это явление и обозначить его характерные черты. В рамках данного исследования нас больше интересует медиатизация как процесс, в котором активное участие принимает журналистика, постоянно развиваясь как в традиционных, так и новых форматах подачи информации. Поэтому если говорить о концепциях «медиатизации реальности», то следует признать, что сегодня существуют достаточно разные подходы.

Рассмотрим более подробно, некоторые из них. Так, немецкий эксперт Ф. Кротц считает, что медиатизация - «это исторический, продолжающийся, долгосрочный процесс, в котором все больше и больше появляется средств массовой информации, которые институциализируются. Этот процесс позволяет связать события, разворачивающиеся в разных местах и исторических вре-менах»5. Он рассматривает это явление как один из четырех метапроцессов, которые сегодня видоизменяют нашу жизнь наряду с глобализацией, индивидуализацией и коммерциализацией .

Н.Б. Кириллова утверждает, что все смысловое богатство «медийности» как важнейшей категории современного образа

1 Землянова Л. М. О процессах интернетизации медиа и медиатизации интернета. Вестник Московского Университета. Серия 10. Журналистика, 2005. № 5.

2 Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну, 2006. С. 22-29. Электронный ресурс. Режим доступа: http://kkt62.ru/pub/img/docs/Kirinova-Mediakultura.pdf (дата обращения 15.10.2020).

3 Ним Е.Г. Исследуя медиатизацию общества: концепт медиатизированных миров. Социологический журнал, 2017. Т. 23. № 3. С. 8-25.

4 Полуэхтова И.А. Социокультурные эффекты медиатизации телевидения. Социология и жизнь, 2018. № 4, С. 71-82.

5 Krotz F. (2009) Mediatization: a concept with which to grasp media and societal change. In K. Lundby

(ed.) Mediatization: Concept, Changes, Consequences. New York: Peter Lang. Available at: https://johnpostill.com/2010/03/01/ notes-on-krotz-2009-mediatization/ (aœessed: 10.12.2020).

жизни не может быть втиснуто в узкую схему банального посредничества. «Перед нами транслирующий канал, построенный на идеологических, эмоциональных и даже подсознательных ожиданиях аудитории <...> Медиа - это не просто средство для передачи информации, это целая среда, в которой производятся, эстетизируются и транслируются культурные коды, посредником между адресатом и адресантом может выступать некое медиа, обладающее популярностью и публичным авторитетом у публики»6.

Совершенно иной взгляд на медиатизацию у Примакова В.Л. Он считает, что необходимо эпистемологическое осмысление этого явления в общественной науке. В его работах формулируется авторское определение медиатизации, раскрывается социологический концептуальный взгляд на процесс формирующего влияния медиа на

у

современное общество .

Ним Е.Г. приходит к выводу, что так называемая теория медиатизации пока не может претендовать на статус новой парадигмы в media studies, поскольку не обладает достаточной объяснительной силой. Понятие медиатизации скорее маркирует специфическую область изучения взаимосвязей между социокультурными изменениями и изменениями медиатехнологий, чем проясняет сами эти взаимосвязи.

Тем не менее у теории медиатизации есть эвристические перспективы, связанные, в частности, с формированием концепции медиатизированных миров. Согласно этому подходу процессы медиатизации культуры и общества следует изучать на уровне отдельных «социальных миров» и / или «малых жизненных миров», артикулированных через медиакоммуникации. Это позволит идентифицировать, описывать и объяснять проявления медиатизации в различных сегментах социальной реальности, опираясь на результаты эмпирических ис-

6 Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М., 2006. С. 22-29. Режим доступа: http://kkt62.m/pub/img/docs/KiriUova-Mediakultura.pdf (дата обращения: 15.10.2020).

7 Примаков В.Л. Медиатизация как теоретический концепт // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2019. № 3 (836). -С. 221-238.

следований. Предложенная автором типология медиатизированных миров (миры-территории, миры-фигурации и миры-альтернативы) призвана повысить методологическую чувствительность исследований медиатизации1.

Исследователь И. Рогозина дает такое определение медиатизации: «Это процесс и результат глобального воздействия на мышление индивидов при помощи различных медиа, выражающегося в формировании картины мира посредством специфических медийных когнитипов <...>» . Как видим, за каждым определением, которое предлагает тот или иной автор, есть свое видение явления, его существенных черт, и с разных точек зрения каждый к нему подходит. Но очевидно, что в работах, которые стали в большем числе появляться в последние годы, все больше акцент смещается на конкретный социальный институт.

Что является предметом медиатизации. Анализ научной литературы по этой тематике также показал, что исследователей в большей степени интересует медиатизация социальных институтов. Именно они становятся предметом изучения многих отечественных и зарубежных авторов.

Медиатизация политики представляет наибольший интерес у научного сообщества. Этот аспект исследован такими авторами, как С.В. Ануфринко3, Е.А. Воинова4,

1 Ним Е.Г. Исследуя медиатизацию общества: концепт медиатизированных миров // Социологический журнал. 2017. Том 23. № 3. С. 8-25.

2 Рогозина И.В. Медиакартина мира: когнитивно-семиотический аспект: дис. ... д-ра филол. наук. Барнаул, 2003. С. 124.

3 Ануфринко С.В. Медиатизация политики и политизация медиа // С. 62-66.

4 Воинова Е.А. Медиатизация политики как фе-

номен новой информационной культуры. Авторе-

ферат дисс каннд филолог наук, М. 2006. С. 4.

Е.Г. Грибовод5, Н.С. Лебуш, А.С. Пую6,

7 8

А.Ю. Суворова , Е.В. Федорова и др.

Е.А. Воинова пишет: «Медиатизиро-ванная политика и есть виртуальная реальность, представляемая и создаваемая средствами массовой информации, а медиатизация политики - процесс установления этой реальности. Этот процесс есть совокупность массовых явлений информационного воздействия и взаимодействия как внутри политической сферы (к примеру, с помощью формальных или неформальных управленческих технологий), так и при ее переплетении со сферой средств массовой информации — то есть через публичные презентации политических смыслов. Иными словами, медиатизация политики - не что иное, как процесс проникновения политического поля в медийное, в результате которого и наблюдается перемещение политических смыслов из реальной области в область вир-

9

туальную, медийную» .

Правовые аспекты медиатизации стали предметом исследования О.В. Третьяковой . Автор анализирует зависимость формирования правовой культуры общества от того, каким образом события правовой жизни отражаются и интерпретируются средствами массовой информации, отмечает по-

Грибовод Е.Г. Медиатизация политики как институционально-коммуникативный процесс и информационно-стратегический ресурс // Автореферат - канд политических наук, Екатеринбург, 2017.

6 Лабуш Н.С., Пую А.С. Медиатизация экстремальных форм политического процесса: война, революция, терроризм. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2019.

7 Суворова А.Ю. Роль новых медиа в контексте медиатизации политических процессов// Комму-никология. 2017. Том 5. №1. С. 69-78.

8 Федорова Е.В. Медиатизация как важный ресурс современного политического процесса, направленный на адаптацию политических субъектов к новым формам массовых коммуникаций // Вестник Евразийской науки, 2018. №3., Шр8://е^|.1Мау/РВР/-14ECVN318.pdf (дата обращения 21.01.2021).

9 Воинова Е.А., Медиатизация политики как феномен новой информационной культуры. Автореферат дисс каннд филолог наук, М. 2006 С. 4.

10 Третьякова О.В. Плюсы и минусы медиатизации правовой жизни общества // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика, № 4, 2011, С. 111-126; Жижек С. Киберпространство, или Невы-носимая замкнутость бытия // Искусство кино. 1998. N 1. С. 126.

зитивные и негативные стороны медиатизации правовой жизни общества. В статье исследуется роль СМИ в процессе правовой социализации личности с учетом реализации функций средств массовой информации и практики общефедеральных и региональных изданий.

Не менее представительно и количество публикаций, рассматривающих медиатизацию культуры и литературы. Прежде всего это работы Т. С. Воропай, Е.А Тягло1,

2 3

С. Жижека , Д.А.Хорошилова и др.

Социальные аспекты также не остаются вне процессов медиатизации. Так, И.В. Литовченко в статье «Влияние медиатизации на институализацию общественной жизни» показывает, как меняются потребности общества особенно в информации, что способствует формированию новых моделей поведения, норм, правил, ограничений, традиций. Тем самым появляются новые форму общения, которые становятся основой образований-институтов в обществе .

Как видим, авторы анализируемых работ рассматривают различные аспекты медиатизации реальности, подходят к этой теории с разных точек зрения. Но в итоге они приходят к выводу, что медиа влияют на политические, экономические, общественные, культурологические и другие процессы в обществе и тем самым его в определенной степени его видоизменяют. Признают они и тот факт, что эти изменения во многом зависят от развития самих средств массовой информации, которые сегодня стали медиа. Но в значительной сте-

1 Воропай Т.С., Тягло Е.А. Медиатизация культуры и литература (опыт сравнительного анализа двух текстов) // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2012. С. 121-132.

2 Жижек С. Киберпространство, или Невыносимая замкнутость бытия // Искусство кино. 1998. N 1. С. 126.

3 Хорошилов Д.А. Оцифрованный разум: медиатизация социального познания в культуре, науке и искусстве // Социальная психология и общество. 2019. Т.10. №4. С. 9-22.

4 Литовченко И.В. Влияние медиатизации на ин-ституциализацию общественной жизни// Молодой ученый. 2015. № 17 (97). С. 498-500. — URL: https://moluch.ru/archive/97/21830/ (дата обращения: 29.01.2021).

пени они все-таки обращают внимание на те изменения в главных институтах общества, которые являются следствием трансформации журналистики, ее цифровизации.

Какова роль СМИ в этом процессе. Исходя из задач нашего исследования безусловный акцент нами был сделан на определении роли журналистики в процессе медиатизации. Ответы на эти вопросы дали работы И.В. Жилавской5, А.П. Короченско-го6, Е.Л. Сайко7, В.В. Тулупова8 и др.

Как следует из их анализа, то подходы исследователей явно расходятся. Часть их авторов отводит журналистике доминирующую роль. Так, Р.В. Зинин пишет: «Средства массовой информации, заняв сегодня доминирующие позиции в смысловом производстве общества, оказывают огромное влияние на жизнь каждого человека - на его сознание, эмоции, чувства, на характер его

9

социальных практик и отношении» .

Другая также весьма представительная часть исследователей склоняются к тому, она выполняет посредническую функцию и доводит необходимую информацию до широких слоев населения, которая оказывает определенное влияние на сферы их деятельности.

Но есть еще и третья группа авторов, которая считает, что медиатизация реальности априори предполагает паритетное сотрудничество журналистики и всех сфер человеческой деятельности. Только на условиях партнерства возможно динамич-

5 Жилавская И.В. Классификация медиа: проблемы, понятия, критерии. Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева, 2016. Т. 2. № 4; Жилавская И.В. К вопросу о концепции теории всеобщих медиа, 2018. Электронный ресурс. Режим доступа: http://mic.org.ru/vyp/2018/k-voprosu-o-kontseptsii-teorii-vseobshchikh-media/ (дата обращения 15.10.2020).

6 Короченский А.П. Мировая журналистика: история, теория, практика. Белгород: ИД Белгород, 2015. С. 121.

7 Сайко Е.Л. Массмедиа в эпоху глобализации: основные характеристики и тенденции. Вестник Томского государственного университета, 2011. № 4. С. 44-49.

8 Тулупов В.В. Журналистиковедение: предметно-объектное поле и структура. М.: Я^а, 2021. № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Зинин Р.В. Специализированные издания в сфере культуры как коммуникационный канал // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. 2017. № 7(256). Выпуск 3. С. 95-98.

ное развитие общества, включающего и журналистику как одну из сфер деятельности. Медиатизация - это не «улица с односторонним движением», замечает Хэпп1, и ее последствия ее реализации в разных областях, в различных социальных институтах не похожи друг на друга.

Как справедливо они отмечают, это идеальная модель развития медиатизиро-ванных практик и соответственно теоретического их осмысления. Однако в постоянно расширяющемся информационно-коммуникативном пространстве, которое постоянно прирастает новыми технологиями и, следовательно, новыми форматами подачи информации, это достаточно сложно. Порой это просто нереалистично.

По сути, в них сформулирована новая парадигма деятельности журналистики, которая за последние несколько десятилетий из системы средств массовой информации трансформировалась в систему медиа или массмедиа.

Укажем еще на одну характерную черту медиатизации реальности, которая не столь активно сегодня исследуется научным сообществом. Она носит ценностный или более широко гуманитарный характер, что отражается на восприятии как любого социального института, так и явления или проекта в небольших сообществах в частности, так и в обществе в целом. Не вдаваясь в подробности, отметим наиболее общую черту анализируемых сетевых информационных ресурсов и отдельных публикаций, реализуемых в условиях медиатизации реальности, - стремление к индивидуализации точек зрения авторов, выстраивании контент-стратегий сетевых ресурсов от позитива до полного отрицания, многовекторности в подходах к осмыслению тематики. Примеры: нужен - не нужен «Северный поток-2», зачем нам Арктика, чей Крым и так далее.

Поэтому при анализе работ по медиатизации мы исходили из того, что, по мнению Е.Я. Дугина, «с помощью глобальной сети удерживается и всемерно наращивается информационное североамериканское «господство в облаке» над остальным ми-

1 Hepp A., Hajarvard S., Lundby. Mediatization: theorizing the interplay between media, culture and society Media. Culture & Society, 2015. V 37(2). P. 314-324.

ром. Это нетрудно сделать с учетом того, что информационные технологии, операционные системы, программное обеспечение и социальные сети едва ли не полностью имеют американское происхождение»2.

Это позволяет утверждать, что, следуя глобальным признакам развития медийной системы, мы играем на чужом поле, которое постоянно совершенствуется. Поэтому крайне трудно занимать на нем лидирующие позиции, но играть по своим правилам вполне возможно. Отчасти этим фактором можно объяснить настоятельную потребность понять, какую же роль играет отечественная журналистика в процессе медиатизации.

Выводы: медиатизация реальности за последние несколько десятилетий стала самостоятельным научным направлением и предметом исследования отечественных и зарубежных ученых;

За эти годы у разных научных школ и ряда исследователей сложились свои подходы и свое понимание явления «медиатизация реальности», которые находят отражение в формулировке этого понятия;

В значительной степени медиатизация социальных институтов становится предметом изучения многих отечественных и зарубежных авторов;

Значимую роль процессе медиатизации реальности играет журналистика, которая сама в процессе трансформации и циф-ровизации отрасли стала медийной или информационно-коммуникативной системой.

Сложилось три подхода к определению роли журналистики в процессе медиатизации реальности: доминирующее положение, посредническая функция в доведении необходимую информацию до широких слоев населения, паритетное сотрудничество журналистики и всех сфер жизнедеятельности человека.

Характерной чертой медиатизации реальности является ценностный или более широко гуманитарный характер, что отражается на восприятии как любого социального института, явления или проекта в не-

2 Дугин Е.Я. Методологический поворот исследований информационно-коммуникативных систем и журналистика. Журналист. Социальные коммуникации, 2015. № 3-4 (19-20). С. 88.

больших сообществах в частности, так и в обществе в целом.

Заключение. По мере развития информационных технологий медиатизация реальности лишь усиливается, как и изменяется информационно-коммуникативная система. «Ещё недавно AR/VR можно было увидеть только в высокобюджетных фантастических фильмах. Но технологии развиваются — виртуальную (VR) и дополненную реальность (AR) стали использовать в решении задач бизнеса, образования, медицины и многих других сферах», - считает основатель и владелец компании Live Animations А. Тимошенко.

Это означает, что журналистика все в большей степени становится одним из вполне реальных способов приобретения личного и общественного опыта. Поэтому, как утверждает С. Маккуайр, «медиа больше нельзя отделять от социума - да и от политики, экономики и культуры».

Журналистика, которую мы в большей степени воспринимаем как вездесущие медиа, становится не только посредником в трансляции информации, она формирует направления развития всех сфер общественной жизни. Вследствие этого происходит постоянное взаимовлияние журналистики/медиа и общества, каждого его гражданина.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ануфринко, С.В. Медиатизация политики и политизация медиа // С. 62-66.

2. Воинова, Е.А., Медиатизация политики как феномен новой информационной культуры. Автореферат дисс каннд филолог наук, М. 2006. С. 4.

3. Воропай, Т.С., Тягло, Е.А. Медиатизация культуры и литература (опыт сравнительного анализа двух текстов) // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2012. С. 121-132.

4. Грибовод, Е.Г. Медиатизация политики как институционально-коммуникативный процесс и информационно-стратегический ресурс // Автореферат - канд. политических наук, Екатеринбург, 2017.

5. Гуреева, А.Н. Теоретическое понимание медиатизации в условиях цифровой среды. Вестник Московского Университета. Серия 10. Журналистика, 2010. № 6. С. 193.

6. Дугин, Е.Я. Методологический поворот исследований информационно-коммуникативных систем и журналистика. Журналист. Социальные коммуникации, 2015. № 3-4 (19-20). С. 88.

7. Жижек, С. Киберпространство, или Невыносимая замкнутость бытия // Искусство кино. 1998. N 1. С. 126.

8. Жилавская, И.В. Классификация медиа: проблемы, понятия, критерии. Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева, 2016. Т. 2. № 4.

9. Жилавская, И.В. К вопросу о концепции теории всеобщих медиа, 2018. Электронный ресурс. Режим доступа: http://mic.org.ru/vyp/2018/k-voprosu-o-kontseptsii-teorii-vseobshchikh-media/ (дата обращения: 15.10.2020).

10. Землянова, Л.М. О процессах интернетизации медиа и медиатизации интернета. Вестник Московского Университета. Серия 10. Журналистика, 2005. № 5.

11. Зинин, Р.В. Специализированные издания в сфере культуры как коммуникационный канал // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. 2017. № 7(256). Выпуск 3. С. 95-98.

12. Кириллова, Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну, 2006. С. 22-29. Электронный ресурс. Режим доступа: http://kkt62.ru/pub/img/docs/Kirillova Mediakultura.pdf (дата обращения: 15.10.2020).

13. Короченский, А.П. Мировая журналистика: история, теория, практика. Белгород: ИД Белгород, 2015. С. 121.

14. Кулакова, А.Б. Поколение Z: теоретический аспект. Вопросы территориального развития, 2018. № 2 (42). С. 2-10.

15. Лабуш, Н.С., Пую, А.С. Медиатизация экстремальных форм политического процесса: война, революция, терроризм. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2019.

16. Литовченко, И.В. Влияние медиатизации на институциализацию общественной жизни// Молодой ученый. 2015. № 17 (97). С. 498-500. — URL: https://moluch.ru/ archive/97/21830/ (дата обращения: 29.01.2021).

17. Луман, Н. Реальность массмедиа. М.: Праксис, 2005. - 256 с.

18. Маккуайр, С. Медийный город: медиа, архитектура и городское пространство. Пер. с англ. М. Коробочкина. М.: Strelka Press, 2014.

19. Маклюэн, М. Понимание Медиа: внешние расширения человека. Пер. с англ. В.Г. Николаева. М.: Гиперборея. Кучково поле, 2007.

20. Ним, Е.Г. Исследуя медиатизацию общества: концепт медиатизированных миров. Социологический журнал, 2017. Т. 23. № 3. С. 8-25.

21. Полуэхтова, И.А. Социокультурные эффекты медиатизации телевидения. Социология и жизнь, 2018. № 4, С. 71-82.

22. Примаков, В.Л. Медиатизация как теоретический концепт // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2019. № 3 (836). С. 221-238.

23. Рогозина, И.В. Медиакартина мира: когнитивно-семиотический аспект: дис. ... д-ра филол. наук. Барнаул, 2003. С. 124

24. Сайко, Е.Л. Массмедиа в эпоху глобализации: основные характеристики и тенденции. Вестник Томского государственного университета, 2011. № 4. С. 44-49.

25. Суворова, А.Ю. Роль новых медиа в контексте медиатизации политических процессов // Коммуникология. 2017. Том 5. №1. С. 69-78.

26. Тимощенко, А. Дополненная реальность (AR): что это и какую пользу приносит бизнесу // URL: https://netology.ru/blog/09-2020-what-is-ar (Дата обращения 05.05.2021)

27. Третьякова, О.В. Плюсы и минусы медиатизации правовой жизни общества // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика, № 4, 2011, C. 111-126

28. Тулупов, В.В. Журналистиковедение: предметно-объектное поле и структура. М.: Relga, 2021. № 1.

29. Федорова, Е.В. Медиатизация как важный ресурс современного политического процесса, направленный на адаптацию политических субъектов к новым формам массовых коммуникаций // Вестник Евразийской науки, 2018 №3, URL: https://esj.today/ PDF/14ECVN318.pdf (дата обращения 21.01.2021).

30. Хорошилов, Д.А. Оцифрованный разум: медиатизация социального познания в культуре, науке и искусстве // Социальная психология и общество. 2019. Т.10. №4. С. 9-22.

31. Шилина, М.Г. Интернет-коммуникация и тенденции трансформации системы общественных связей. Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2010. № 4. С. 81-89.

32. Couldry, N. Media Rituals: a Critical Approach. London: Routledge, 2003. P. 115-135.

33. Hepp, A., Hajarvard S., Lundby. Mediatization: theorizing the interplay between media, culture and society Media. Culture & Society, 2015. V 37(2). P. 314-324.

34. Krotz, F. Media Connectivity: Concepts, Conditions, and Consequences. In A. Hepp, F. Krotz & S. Moores (Eds.), Network, Connectivity and Flow: Key concepts for Media and Cultural Studies. New York: Hampton Press, 2008.

35. Livingston, S. On the mediation of everything: ICA presidential address. Journal of communication? 2008. V. 59 (1). P. 1-18. Available at: http://eprints.lse.ac.uk/21420/1/ n_the_mediation_of_everything_ (LSERO).pdf (aœessed: 17.01.2021).

Дата поступления: 05.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.