УДК 316.454.5
Л. Г. Антонова
Медиатексты в современной массовой коммуникации
В статье рассматриваются отличительные черты нового информационного пространства и особенности самих «комму -никативных продуктов» - медиатекстов, создаваемых в нем. Автор раскрывает принципиальные отличия данного типа высказываний и предлагает подходы к характеристике этого феномена массовой коммуникации.
Ключевые слова: массовая коммуникация, принципы медиадискурса, медиатекст, элементы инструментария медиавы-сказываний.
L. G. Antonova
Media Texts in Modern Mass Communication
In the article are considered distinctive features of a new information space and features of "communicative products" - the media texts created in it. The author considers fundamental differences of the given type of expressions and offers approaches to the characteristic of this phenomenon of mass communication.
Keywords: mass communication, media discourse principles, the media text, toolkset elements of media expressions.
Современная языковая личность живет в пространстве медиатекстов, представленных контекстом массовой информации.
Можно говорить об отличительных чертах этого нового информационного пространства и особенностях самих «коммуникативных продуктов», создаваемых в нем.
Медиатексты фиксируют реальные события, погружая их в нестабильное, меняющееся социокультурное пространство и нагружая их дополнительными информационно-культурными смыслами. Это требует особой подготовки реципиента, потребителя информации, при интерпретации всех тематических и смысловых кодов таких новых текстов. Следует подчеркнуть, что объем и полнота информации при создании этих текстов увеличивается не за счет фактологической, документальной стороны высказывания, а за счет «игры» (в широком смысле слова) разных текстовых структур внутри одного медиатекста. Это тоже создает трудности для неподготовленного коммуниканта при восприятии и освоении информации.
Современные медиавысказывания, создаваемые на новой знаковой основе, с учетом разных кодов восприятия: визуальных, вербальных, символических, - требуют от коммуниканта в процессе декодирования особого «видения» и «осознания» рациональности и эмоциональности в
использованных средствах «означения» информации, понимания их функции.
Очень часто данные высказывания отражают сложившиеся отношения в массовой коммуникации и традиции в представлении продуктов массовой информации:
- Коллективное авторство и технологичность.
- Единая система идеологического воздействия.
- Массовость аудитории и индивидуальное получение информации.
- Неспособность получателя критически оценивать информацию.
- Принудительность содержания, подавление аудитории, внекультурность.
Кроме того, данные текстовые продукты часто «грешат» проблемами и негативными признаками, характерными для сложившегося дискурса массовой коммуникации, которые отражают следующие принципы.
• «Принцип вращающейся двери»
Периодическое повторение одних и тех же но-востийных сюжетов, анонсов, рекламных сообщений в соответствии с эффектом вращающейся двери, постоянно возвращающейся на исходные позиции.
Опасность: с одной стороны, снижается статус новизны информационного объекта, а с другой - воспроизведенная неоднократно, подобная
© Антонова Л. Г., 2011
Медиатексты в современной массовой коммуникации
275
информация начинает восприниматься как действительно заслуживающая предельного внимания, может оказать сильное коммуникативное воздействие, что иногда приводит к появлению мифологем в тезаурусе языковой личности.
• Принцип «вхождения в роль»
Адресату предлагают роль «зрителя» в хорошо организованном «информационном театре» с видеоэффектами, эпатажными приемами при подаче информации.
Опасность: коммуниканта уводят от решения его собственных информационных проблем. Роль «зрителя» не предполагает строгой и критичной оценки сути приобретаемой информации, от «зрителя» ожидают прежде всего яркой и стойкой эмоциональной реакции.
В то же время, следует подчеркнуть и позитивные явления, активно заявляющие о себе в контексте массовой коммуникации и отражающие качественные показатели коммуникативной состоятельности медийных высказываний. Так, например, в рамках данных высказываний соблюдаются следующие принципы дискурсивно-сти:
• Принцип медийного инструментария при отслеживании и распознавании информационных координат.
• Принцип обратной связи с адресатом высказывания.
Эти установки реализуются в РЯ-дискурсе через серию специальных приемов, действий, обеспечивающих РЯ-субъекту получение ответных грамотных реакций адресата, потребителя информации.
Не менее значимы и деятельно стные методики тематического и смыслового отслеживания и распознавания информационных координат: от самой простой процедуры установления обратной связи на уровне запроса ответных реакций адресата («ждем ваших откликов», «предлагаем обсудить на сайте») до предложения участвовать в экспериментальных опытах («найди ответ», «посмотри иначе», «сопоставь», «оцени»).
• Принцип солидарности и ответственности медийного субъекта при распространении новой информации
Основная задача использования этого принципа связана с ограничением «вредной», «экологически опасной» для пользователя информации, соблюдением общих правил НЕТикета, приня-276
тых, в частности, отправителями и получателями информации в глобальной информационной сети. Необходимые условия: в обществе грамотно воспринимается «свобода слова», ее социальные функции и возможности; соблюдаются правила корпоративной этики и общественно-гуманитарные нормы, требующие определенной информационной культуры при восприятии, переработке, оценке и передаче информации (понятие достоверности, а для оценки позиции отправителя - понятие добросовестности).
Медиатексты создаются часто как продукты корпоративной культуры, отражают все особенности миро- и самоощущения современного человека: интертекстуальность, эмоциональность, мультипликационность (клиповость), пер-сонифицированность. В связи с этим возникает проблема «приобщенности» или «неприобщенности» аудитории к предлагаемым корпоративным информационным проектам.
Медийные тексты особым образом макетируются, и прежде всего обращает на себя внимание полифункциональность рамочной композиции медийного текста: многие из них бывают поддержаны на уровне пространственного кодирования (текст может быть предложен в графической рамке, его границы могут быть маркированы индексами раздела или рубрики, цветовая «подложка», на которой располагается материал, как фон, обеспечивает актуализацию представленной в тексте информации); текст разбит на сегменты, колонки, микромодули. Подобные пре-зентативные маркеры позволяют дифференцировать информацию и создают удобство для чтения: обеспечивают порционность подачи информации, поддерживают избирательность читательского восприятия, помогают быстро вернуться к ранее прочитанному.
Можно говорить, что наметились тенденции в оформлении «авторства» медийного текста. К числу сложившихся традиционных приемов можно отнести
- представление опосредованных знаков авторской принадлежности: указание на логотип организации, лицом которой является автор;
- оформление его авторского «права» на публикацию с указанием на историю получения доступа к представленной информации, включение дополнительных сведений о биографии автора или организации, фотопортрет автора или фотосессия, дающая представление о контексте событий в авторской интерпретации, что приветствуется сегодняшними законами позиционирования
Л. Г. Антонова
социальных (и медийных, в том числе) субъектов;
- указание на приобщенность к эталонным контекстам и достоверным редакционным материалам, вплоть до признания авторства через представление подлинной авторской подписи под событийными материалами.
Все эти приемы, безусловно, усиливают субъективную позицию автора и дают читателю указание на достоверность, фактологичность информационного пространства, демонстрируют «ответственность автора» в медийном пространстве «автор» - «адресат-читатель». Активно функционируют в медийных жанрах и традиционные способы выражения авторского отношения, формирующие «ожидание» адресата:
- обращение к приемам концептуального оза-главливания;
- смысловая «игра» с заголовками на основе визуальных кодов (подчеркивание, графическое выделение, цветовое маркирование).
Приемы интимизации диалоговых отношений в рамках публичного высказывания мы тоже можем с полным правом отнести к наметившимся в настоящее время тенденциям массмедийного дискурса. Это, как правило, проявляется в особой устно-разговорной тональности «собеседования» в форме интервью или при использовании приемов «рассказывания» в имиджевой статье.
Авторы активно пользуются приемами устного диалога, перенося в письменный текст атрибуты живой беседы, с советами и рекомендациями. Такие «диалоговые пассажи» в рамках письменного медийного текста призваны создавать общую доверительность и исповедальную тональность в рамках современного публицистического медийного текста.
В массмедийном РЯ-дискурсе креативно и эстетически грамотно используются имеющиеся медиасредства (архитектоника текста, синтагматическая и синтаксическая структура; терминотворчество, языковая игра, графемика и др.); креативно и эстетически грамотно применяются имеющиеся эффекты медийного дискурса (эффект реальности, отчуждения, пристрастия, стантинга, то есть фокуса, трюка).
В массмедийного РЯ-дискурсе автор (авторы) выполняет особые коммуникативные функции: массмедиатора как проводника когнитивно-освоенных ценностей. Активно используются медиаэлементы, репрезентирующие когнитивно-номинативный план высказывания (фотография, фото и номинативные вербальные знаки, номи-Медиатексты в современной массовой коммуникации
нативные знаки заголовка, шрифтовые выделения, анонсирование); медиаэлементы, репрезентирующие оценку и селекцию предложенных концептов (символические видео- и фотообразы; символические графические знаки; индексальные знаки навигации; выноски; прецеденты и интертексты).
Выбирая для занятий в коммуникативных курсах медиатексты, мы должны говорить о создании особой методики работы с этими новыми текстовыми продуктами.
Во-первых, система вопросов аналитического плана в работе с такими текстами должна включать разъяснения-рекомендации, позволяющие грамотно интерпретировать способы и средства выражения авторского намерения. Как правило, эти вопросы позволяют, не опуская главного в предметном плане, оценить, как автору удается выстроить иерархию ценностных смыслов, сохранить возможность субъективного прочтения жизненного факта, как «работают» в инструментарии автора известные медиакоды: динамический характер информирования; свобода и эклектичность жанровой модели, интерактивность в организации диалога с возможным и полиадресным потребителем информации.
Во-вторых, медиатексты как дидактические материалы, которые имеют повышенный прагматический статус и воспринимаются обучаемыми позитивно, позволяют организовать целую серию заданий аналитико-конструктивного плана:
- произвести компрессию исходной текстовой информации или жанровой формы материала при изменившейся ситуации предъявления ме-диатекста (газетная публикация - телерепортаж - радиохроника);
- подготовить комплексное моделирование (макетирование) предложенного текстового материала в изменившихся условиях медиапро-странства (решение этических или нравственных проблем в молодежной газете; представление историко-культурных вопросов в детской или студенческой аудитории; в рамках коммерческой рекламы или РЯ-акции) и защитить свой медиа-проект;
- осуществить интерактивное «подключение» в предложенный медиаконтекст (стать одним из героев проблемного репортажа; участником интеллектуального шоу; гостем в студии тематической программы) и «дописать» предложенный исходный медиатекст.
Обращение к медиатекстам может быть связано и с решением задач формирования системы
требований к коммуникативному поведению и культуре речи человека, говорящего публично. В связи с этим медиатексты могут стать своеобразным «зеркалом», отражающим «языковой вкус» и «языковую персональную идентификацию личности» современной эпохи, а обращение к ним дает обучающим и обучаемым материал для серьезных размышлений о коммуникативной компетентности современной языковой личности.
Безусловно, работа с медиатекстами - это важный этап в формировании медиаграмотно-
сти современной языковой личности - комплексного понятия, отражающего требования современного медийного образования: образ коммуникативного сознания современной языковой личности, предполагающий у данной лично -сти способности медиума, мыслящего универсальными категориями, умеющего устанавливать и воплощать новые структурные и смысловые связи, свободно оперировать информационными потоками и быть готовым оценить и поддержать распространение «мысли в мире» (по М. М. Бахтину).
278
Л. Г. Антонова