Научная статья на тему 'Медиатексты в современной массовой коммуникации'

Медиатексты в современной массовой коммуникации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2226
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПРИНЦИПЫ МЕДИАДИСКУРСА / МЕДИАТЕКСТ / ЭЛЕМЕНТЫ ИНСТРУМЕНТАРИЯ МЕДИАВЫСКАЗЫВАНИЙ / MASS COMMUNICATION / MEDIA DISCOURSE PRINCIPLES / THE MEDIA TEXT / TOOLKSET ELEMENTS OF MEDIA EXPRESSIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Антонова Любовь Геннадьевна

В статье рассматриваются отличительные черты нового информационного пространства и особенности самих «коммуникативных продуктов» медиатекстов, создаваемых в нем. Автор раскрывает принципиальные отличия данного типа высказываний и предлагает подходы к характеристике этого феномена массовой коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Media Texts in Modern Mass Communication

In the article are considered distinctive features of a new information space and features of "communicative products" the media texts created in it. The author considers fundamental differences of the given type of expressions and offers approaches to the characteristic of this phenomenon of mass communication.

Текст научной работы на тему «Медиатексты в современной массовой коммуникации»

УДК 316.454.5

Л. Г. Антонова

Медиатексты в современной массовой коммуникации

В статье рассматриваются отличительные черты нового информационного пространства и особенности самих «комму -никативных продуктов» - медиатекстов, создаваемых в нем. Автор раскрывает принципиальные отличия данного типа высказываний и предлагает подходы к характеристике этого феномена массовой коммуникации.

Ключевые слова: массовая коммуникация, принципы медиадискурса, медиатекст, элементы инструментария медиавы-сказываний.

L. G. Antonova

Media Texts in Modern Mass Communication

In the article are considered distinctive features of a new information space and features of "communicative products" - the media texts created in it. The author considers fundamental differences of the given type of expressions and offers approaches to the characteristic of this phenomenon of mass communication.

Keywords: mass communication, media discourse principles, the media text, toolkset elements of media expressions.

Современная языковая личность живет в пространстве медиатекстов, представленных контекстом массовой информации.

Можно говорить об отличительных чертах этого нового информационного пространства и особенностях самих «коммуникативных продуктов», создаваемых в нем.

Медиатексты фиксируют реальные события, погружая их в нестабильное, меняющееся социокультурное пространство и нагружая их дополнительными информационно-культурными смыслами. Это требует особой подготовки реципиента, потребителя информации, при интерпретации всех тематических и смысловых кодов таких новых текстов. Следует подчеркнуть, что объем и полнота информации при создании этих текстов увеличивается не за счет фактологической, документальной стороны высказывания, а за счет «игры» (в широком смысле слова) разных текстовых структур внутри одного медиатекста. Это тоже создает трудности для неподготовленного коммуниканта при восприятии и освоении информации.

Современные медиавысказывания, создаваемые на новой знаковой основе, с учетом разных кодов восприятия: визуальных, вербальных, символических, - требуют от коммуниканта в процессе декодирования особого «видения» и «осознания» рациональности и эмоциональности в

использованных средствах «означения» информации, понимания их функции.

Очень часто данные высказывания отражают сложившиеся отношения в массовой коммуникации и традиции в представлении продуктов массовой информации:

- Коллективное авторство и технологичность.

- Единая система идеологического воздействия.

- Массовость аудитории и индивидуальное получение информации.

- Неспособность получателя критически оценивать информацию.

- Принудительность содержания, подавление аудитории, внекультурность.

Кроме того, данные текстовые продукты часто «грешат» проблемами и негативными признаками, характерными для сложившегося дискурса массовой коммуникации, которые отражают следующие принципы.

• «Принцип вращающейся двери»

Периодическое повторение одних и тех же но-востийных сюжетов, анонсов, рекламных сообщений в соответствии с эффектом вращающейся двери, постоянно возвращающейся на исходные позиции.

Опасность: с одной стороны, снижается статус новизны информационного объекта, а с другой - воспроизведенная неоднократно, подобная

© Антонова Л. Г., 2011

Медиатексты в современной массовой коммуникации

275

информация начинает восприниматься как действительно заслуживающая предельного внимания, может оказать сильное коммуникативное воздействие, что иногда приводит к появлению мифологем в тезаурусе языковой личности.

• Принцип «вхождения в роль»

Адресату предлагают роль «зрителя» в хорошо организованном «информационном театре» с видеоэффектами, эпатажными приемами при подаче информации.

Опасность: коммуниканта уводят от решения его собственных информационных проблем. Роль «зрителя» не предполагает строгой и критичной оценки сути приобретаемой информации, от «зрителя» ожидают прежде всего яркой и стойкой эмоциональной реакции.

В то же время, следует подчеркнуть и позитивные явления, активно заявляющие о себе в контексте массовой коммуникации и отражающие качественные показатели коммуникативной состоятельности медийных высказываний. Так, например, в рамках данных высказываний соблюдаются следующие принципы дискурсивно-сти:

• Принцип медийного инструментария при отслеживании и распознавании информационных координат.

• Принцип обратной связи с адресатом высказывания.

Эти установки реализуются в РЯ-дискурсе через серию специальных приемов, действий, обеспечивающих РЯ-субъекту получение ответных грамотных реакций адресата, потребителя информации.

Не менее значимы и деятельно стные методики тематического и смыслового отслеживания и распознавания информационных координат: от самой простой процедуры установления обратной связи на уровне запроса ответных реакций адресата («ждем ваших откликов», «предлагаем обсудить на сайте») до предложения участвовать в экспериментальных опытах («найди ответ», «посмотри иначе», «сопоставь», «оцени»).

• Принцип солидарности и ответственности медийного субъекта при распространении новой информации

Основная задача использования этого принципа связана с ограничением «вредной», «экологически опасной» для пользователя информации, соблюдением общих правил НЕТикета, приня-276

тых, в частности, отправителями и получателями информации в глобальной информационной сети. Необходимые условия: в обществе грамотно воспринимается «свобода слова», ее социальные функции и возможности; соблюдаются правила корпоративной этики и общественно-гуманитарные нормы, требующие определенной информационной культуры при восприятии, переработке, оценке и передаче информации (понятие достоверности, а для оценки позиции отправителя - понятие добросовестности).

Медиатексты создаются часто как продукты корпоративной культуры, отражают все особенности миро- и самоощущения современного человека: интертекстуальность, эмоциональность, мультипликационность (клиповость), пер-сонифицированность. В связи с этим возникает проблема «приобщенности» или «неприобщенности» аудитории к предлагаемым корпоративным информационным проектам.

Медийные тексты особым образом макетируются, и прежде всего обращает на себя внимание полифункциональность рамочной композиции медийного текста: многие из них бывают поддержаны на уровне пространственного кодирования (текст может быть предложен в графической рамке, его границы могут быть маркированы индексами раздела или рубрики, цветовая «подложка», на которой располагается материал, как фон, обеспечивает актуализацию представленной в тексте информации); текст разбит на сегменты, колонки, микромодули. Подобные пре-зентативные маркеры позволяют дифференцировать информацию и создают удобство для чтения: обеспечивают порционность подачи информации, поддерживают избирательность читательского восприятия, помогают быстро вернуться к ранее прочитанному.

Можно говорить, что наметились тенденции в оформлении «авторства» медийного текста. К числу сложившихся традиционных приемов можно отнести

- представление опосредованных знаков авторской принадлежности: указание на логотип организации, лицом которой является автор;

- оформление его авторского «права» на публикацию с указанием на историю получения доступа к представленной информации, включение дополнительных сведений о биографии автора или организации, фотопортрет автора или фотосессия, дающая представление о контексте событий в авторской интерпретации, что приветствуется сегодняшними законами позиционирования

Л. Г. Антонова

социальных (и медийных, в том числе) субъектов;

- указание на приобщенность к эталонным контекстам и достоверным редакционным материалам, вплоть до признания авторства через представление подлинной авторской подписи под событийными материалами.

Все эти приемы, безусловно, усиливают субъективную позицию автора и дают читателю указание на достоверность, фактологичность информационного пространства, демонстрируют «ответственность автора» в медийном пространстве «автор» - «адресат-читатель». Активно функционируют в медийных жанрах и традиционные способы выражения авторского отношения, формирующие «ожидание» адресата:

- обращение к приемам концептуального оза-главливания;

- смысловая «игра» с заголовками на основе визуальных кодов (подчеркивание, графическое выделение, цветовое маркирование).

Приемы интимизации диалоговых отношений в рамках публичного высказывания мы тоже можем с полным правом отнести к наметившимся в настоящее время тенденциям массмедийного дискурса. Это, как правило, проявляется в особой устно-разговорной тональности «собеседования» в форме интервью или при использовании приемов «рассказывания» в имиджевой статье.

Авторы активно пользуются приемами устного диалога, перенося в письменный текст атрибуты живой беседы, с советами и рекомендациями. Такие «диалоговые пассажи» в рамках письменного медийного текста призваны создавать общую доверительность и исповедальную тональность в рамках современного публицистического медийного текста.

В массмедийном РЯ-дискурсе креативно и эстетически грамотно используются имеющиеся медиасредства (архитектоника текста, синтагматическая и синтаксическая структура; терминотворчество, языковая игра, графемика и др.); креативно и эстетически грамотно применяются имеющиеся эффекты медийного дискурса (эффект реальности, отчуждения, пристрастия, стантинга, то есть фокуса, трюка).

В массмедийного РЯ-дискурсе автор (авторы) выполняет особые коммуникативные функции: массмедиатора как проводника когнитивно-освоенных ценностей. Активно используются медиаэлементы, репрезентирующие когнитивно-номинативный план высказывания (фотография, фото и номинативные вербальные знаки, номи-Медиатексты в современной массовой коммуникации

нативные знаки заголовка, шрифтовые выделения, анонсирование); медиаэлементы, репрезентирующие оценку и селекцию предложенных концептов (символические видео- и фотообразы; символические графические знаки; индексальные знаки навигации; выноски; прецеденты и интертексты).

Выбирая для занятий в коммуникативных курсах медиатексты, мы должны говорить о создании особой методики работы с этими новыми текстовыми продуктами.

Во-первых, система вопросов аналитического плана в работе с такими текстами должна включать разъяснения-рекомендации, позволяющие грамотно интерпретировать способы и средства выражения авторского намерения. Как правило, эти вопросы позволяют, не опуская главного в предметном плане, оценить, как автору удается выстроить иерархию ценностных смыслов, сохранить возможность субъективного прочтения жизненного факта, как «работают» в инструментарии автора известные медиакоды: динамический характер информирования; свобода и эклектичность жанровой модели, интерактивность в организации диалога с возможным и полиадресным потребителем информации.

Во-вторых, медиатексты как дидактические материалы, которые имеют повышенный прагматический статус и воспринимаются обучаемыми позитивно, позволяют организовать целую серию заданий аналитико-конструктивного плана:

- произвести компрессию исходной текстовой информации или жанровой формы материала при изменившейся ситуации предъявления ме-диатекста (газетная публикация - телерепортаж - радиохроника);

- подготовить комплексное моделирование (макетирование) предложенного текстового материала в изменившихся условиях медиапро-странства (решение этических или нравственных проблем в молодежной газете; представление историко-культурных вопросов в детской или студенческой аудитории; в рамках коммерческой рекламы или РЯ-акции) и защитить свой медиа-проект;

- осуществить интерактивное «подключение» в предложенный медиаконтекст (стать одним из героев проблемного репортажа; участником интеллектуального шоу; гостем в студии тематической программы) и «дописать» предложенный исходный медиатекст.

Обращение к медиатекстам может быть связано и с решением задач формирования системы

требований к коммуникативному поведению и культуре речи человека, говорящего публично. В связи с этим медиатексты могут стать своеобразным «зеркалом», отражающим «языковой вкус» и «языковую персональную идентификацию личности» современной эпохи, а обращение к ним дает обучающим и обучаемым материал для серьезных размышлений о коммуникативной компетентности современной языковой личности.

Безусловно, работа с медиатекстами - это важный этап в формировании медиаграмотно-

сти современной языковой личности - комплексного понятия, отражающего требования современного медийного образования: образ коммуникативного сознания современной языковой личности, предполагающий у данной лично -сти способности медиума, мыслящего универсальными категориями, умеющего устанавливать и воплощать новые структурные и смысловые связи, свободно оперировать информационными потоками и быть готовым оценить и поддержать распространение «мысли в мире» (по М. М. Бахтину).

278

Л. Г. Антонова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.