Научная статья на тему 'МЕДИАТЕХНОЛОГИИ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРАКТИК В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ'

МЕДИАТЕХНОЛОГИИ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРАКТИК В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
288
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / МЕДИА / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИНСТИТУЦИИ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЕ ПРАКТИКИ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / CULTURE / MEDIA / SOCIAL-CULTURAL INSTITUTIONS / CULTURAL-PASTIME PRACTICES / INTERACTIVITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Львова Елена Николаевна

В статье рассматривается проблематика расширения рынка культурно-досуговых продуктов и услуг в медиасреде, роль медиатехнологий в культурной жизни мегаполиса. Особое внимание уделяется рассмотрению инновационных институций и креативных практик как драйверов развития социокультурного потенциала Санкт-Петербурга. Выявляется значимость и инструментарий активного вовлечения потребителей медиаконтента в его формирование и продвижение на основе онлайн-опроса студентов - будущих менеджеров культуры. Отдельное место в статье занимает рассмотрение вопросов коллаборации креативных сообществ, IT-специалистов и бизнеса в развитии культурно-досуговых инноваций и инструментов их позиционирования в информационно-коммуникационном медиапространстве. Автор делает акцент на инновационной модели менеджмента социально-культурной сферы в контексте развития новых форм производственных отношений, основанной на равноправии и сотрудничестве в системе многоуровневых горизонтальных коммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA TECHNOLOGIES OF THE CONTEMPORARY CULTURAL-PASTIME PRACTICES’ POSITIONING IN SAINT-PETERSBURG: OPPORTUNITIES AND LIMITATIONS

In the article the issue of the expansion of the market of cultural-pastime products and services within the media environment, the role of media technologies in the cultural life of a megalopolis are considered. Special attention is drawn to the consideration of innovative institutions and creative practices as the drivers of the development of Saint-Petersburg's social-cultural potential. The significance and toolkit of the media content consumers' active involvement in the formation and promotion of media content, based on the online survey on students - prospective managers of culture, are identified. A special place in the article is devoted to the consideration of the issues of creative communities', IT-workers' and businesses' collaboration on the development of cultural-pastime innovations and their positioning tools in informational-communicative media space. The author emphasizes the innovative model of social-cultural sphere's management within the context of the development of the new forms of production relations, which is based on equality and cooperation in the system of multilevel horizontal communications.

Текст научной работы на тему «МЕДИАТЕХНОЛОГИИ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРАКТИК В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ»

МЕДИАТЕХНОЛОГИИ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРАКТИК В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ

DOI: 10.24412/2310-1679-2020-10212

Елена Николаевна ЛЬВОВА,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Санкт-Петербург, Россия

e-mail: LVLen@mail.ru

В статье рассматривается проблематика расширения рынка культурно-досуговых продуктов и услуг в медиасреде, роль медиатехнологий в культурной жизни мегаполиса. Особое внимание уделяется рассмотрению инновационных институций и креативных практик как драйверов развития социокультурного потенциала Санкт-Петербурга. Выявляется значимость и инструментарий активного вовлечения потребителей медиаконтента в его формирование и продвижение на основе онлайн-опроса студентов — будущих менеджеров культуры. Отдельное место в статье занимает рассмотрение вопросов коллаборации креативных сообществ, IT-специалистов и бизнеса в развитии культурно-досуговых инноваций и инструментов их позиционирования в информационно-коммуникационном медиапространстве. Автор делает акцент на инновационной модели менеджмента социально-культурной сферы в контексте развития новых форм производственных отношений, основанной на равноправии и сотрудничестве в системе многоуровневых горизонтальных коммуникаций.

Ключевые слова: культура, медиа, социокультурные институции, культурно-досуговые практики, интерактивность

MEDIA TECHNOLOGIES OF THE CONTEMPORARY CULTURAL-PASTIME PRACTICES' POSITIONING IN SAINT-PETERSBURG: OPPORTUNITIES AND LIMITATIONS

Elena N. LvovA, Ph.D. (Pedagogical sciences), associate Professor of the Department of social-cultural activities, Saint-Petersburg State Institute of Culture, Saint-Petersburg, Russia

e-mail: LVLen@mail.ru

In the article the issue of the expansion of the market of cultural-pastime products and services within the media environment, the role of media technologies in the cultural life of a megalopolis are considered. Special attention is drawn to the consideration of innovative institutions and creative practices as the drivers of the development of Saint-Petersburg's social-cultural potential. The significance and toolkit of the media content consumers' active involvement in the formation and promotion of media content, based on the online survey on students - prospective managers of culture, are identified.

A special place in the article is devoted to the consideration of the issues of creative communities', IT-workers' and businesses' collaboration on the development of cultural-pastime innovations and their positioning tools in informational-communicative media space. The author emphasizes the innovative model of social-cultural sphere's management within the context of the development of the new forms of production relations, which is based on equality and cooperation in the system of multilevel horizontal communications.

Keywords: culture, media, social-cultural institutions, cultural-pastime practices, interactivity.

В период пика роста информационного изобилия, обусловленного новым этапом эскалации инструментов цифровой эпохи и вынужденным ситуативным снижением реальных человеческих контактов, неизбежно расширяется рынок виртуальных культурных услуг, продуктов и новых проектов — развлекательных, образовательных, рекреационных, развивающих. Это парадоксальным образом вступает в своеобразное противоречие с современным типом образования, которое «предполагает не расширение, а наоборот — сужение горизонта познания и мировосприятия субъекта, который полностью сосредотачивается на одном-единствен-ном предмете обучения» [2, с. 80]. Не имея целью обязательную результативность, информационные предложения в сфере культуры и досуга компенсируют эту узость и односторонность образования, позволяя человеку действовать не с позиции пользы, а с позиции интереса. В этой связи особенно важными становятся приемы и инструменты позиционирования современных культурно-досуговых практик, где в условиях множественности, многообразия и конкуренции «любое событие или явление обретает право на существование только как составная часть зрелища» [5, с. 48].

В настоящее время целый ряд направлений жизнедеятельности общества и каждого конкретного человека не просто не может обойтись без медиатехнологий, а погружено в медиасреду. Это заметно изменило культурное пространство и степень вовлеченности в процесс его «творения» огромного числа людей, в связи с чем ряд исследователей отмечают, что современные технологии стирают ранее непроницаемую грань между автором и потребителем. В этом есть и ограничения, и возможности. Несомненно, что в огромном поле онлайн-предложений всё труднее выявить нечто абсолютно авторское и эксклюзивное. Очевидно, что виртуальный концерт или спектакль не заменит потребность в живом взаимодействии. Тем не менее именно в пространстве медиасреды и располагается поле культурных инноваций и востребованных на рынке предложений, что, в первую очередь, связано с важнейшим, наряду со зрелищностью, свойством медиапродукта — интерактивностью.

Минкультуры несколько лет назад запустило новый сервис Artefact, который позволяет создавать дополненную реальность для экспонатов

музеев, что существенно повлияло на активное развитие новых трендов в музейном деле. С его помощью они рассказывают о тех или иных объектах, дают дополнительную информацию, в том числе в формате иллюстраций и видеоматериалов, предоставляя пользователям осуществлять выбор формы и объема получаемой информации. Такой подход предоставляет пользователю перейти с уровня потребителя на уровень субъекта познания и преобразования культурного пространства.

В Санкт-Петербурге как в мегаполисе, обладающем практически неисчерпаемым культурным потенциалом, возникают всё новые экспериментальные площадки, творческие кластеры, медийные предложения и проекты, которые трудно однозначно идентифицировать и классифицировать, тем более что их диффузия в целостном культурном пространстве города проходит и стремительно, и неоднородно одновременно. Среди широчайшего образовательно-развлекательного контента культурно-до-суговых проектов представители основной целевой аудитории, студенты, выделяют порталы с трансляциями спектаклей, концертов и экскурсий, «Сад сновидений» в Люмьер-Холле, «Лабораторию будущего: кинетическое искусство в России», радио Arzamas, «Кинопаркинг», Онлайн-уни-верситет, сайты-лектории, интернет-ресурс Artefact, фестиваль Kinodot, шоу-пространство Hyper Port, образовательный интернет-ресурс «Синхронизация», Музей теней и Музей железных дорог России с их необычными эстетическими и интерактивными свойствами, мультимедийный театр-аттракцион Game Diving, проект «Классика в темноте», Всероссийскую акцию «Цифровой диктант», Центр виртуальной реальности и перемещений во времени KOD, проект аэропанорамных виртуальных путешествий AirPano, выставки Музея современного искусства «Эрарта» и многое другое, что еще несколько лет назад мало кому было известно или не существовало вовсе.

Очевидно, что главным фактором интереса является новизна проектов, связанная, прежде всего, с мультимедийностью и интерактивностью. Однако, как выяснилось в ходе опроса 52 студентов кафедры социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского института культуры, проведенного в формате синхронного общения в чате в период дистанционного обучения, ряд сайтов проектов и организаций не вполне соответствует требованиям качественного позиционирования культурного продукта. Среди недостатков интернет-сайтов студенты выделяют скучное наполнение, отсутствие визуализации контента, отсутствие коммуникационных связей с социальными сетями, устаревший дизайн, неудобный маршрутизатор, информационную перегруженность, а среди достоинств — удобство поиска, наличие актуальной информации и всплывающих окон, простоту технических и неординарность эстетических решений, ориентированность на разновозрастную аудиторию, возможность

для пользователя творчески проявить себя, наличие каналов в Youtube, ВКонтакте и других социальных сетях. Особый интерес вызывают специализированные ресурсы Google Art and Culture и «Культура.РФ». Одним из плюсов позиционирования разнообразных социокультурных практик сегодня является заблаговременная прямая интернет-рассылка по адресам пользователей специально подготовленных дайджестов культур-но-досуговых событий, что в Санкт-Петербурге активно осуществляют такие компании, как, например, TimePad и Kassir.ru.

В настоящее время практически все учреждения культуры всех стран активно используют медиатехнологии, реализуя с их помощью свои творческие инициативы, чем привлекают к себе посетителей. Например, семь библиотек Новой Зеландии летом 2016 года провели игровые семинары по созданию двухмерных видеоигр. Еще одним интересным примером служит использование цифрового сторителлинга. Так, на специальном сайте библиотеки Гилдфорда размещено несколько десятков произведений, в которых нужно выбрать ту или иную ветку диалога, другими словами, человек сам решает, по какому сюжету пойдет повествование создаваемых в режиме реального времени интерактивных рассказов, например готических, поводом для которых стал 200-летний юбилей публикации «Франкенштейна» Мэри Шелли. Другие библиотеки экспериментируют с переносом книги в мир видеоигр. Набирает популярность такой формат работы, как стриминг. Многие читатели используют стриминговые платформы, например, на западе это Netflix и HBO, в России — «Амедиатека». «Культурный стриминг» — онлайн-платформа на портале «Культура. РФ». Здесь транслируют экскурсии, спектакли, концерты, творческие вечера, лекции и другие мероприятия. Цель проекта — поддержать мероприятия российских учреждений культуры, привлекая на них многомиллионную аудиторию портала. Если трансляция ведется через сообщество «Культура.РФ» в соцсетях, SMM-специалисты портала общаются с аудиторией и отвечают на вопросы.

Инфозона — современный мультимедийный информационный экран на базе ТВ-панели и специализированного медиаплеера класса digital signage, который по заданному расписанию в автоматическом режиме воспроизводит загруженный контент. Использование позволяет установить более тесный контакт с аудиторией, изменить сложившийся стереотипный образ учреждения и максимально эффективно донести до потенциального потребителя важную информацию об услугах учреждения. Результат — всегда актуальная информация, которая вовлекает зрителя, читателя, посетителя в живой творческий круговорот идей и возможностей. Система управления инфозонами имеет простой и понятный интерфейс, а создание собственного контента и обновление информации не требует высокого уровня специальных знаний.

Тем не менее технические воплощения медиатехнологий пока во многом реализуют потенциал не на сто процентов. Очень сильный толчок к использованию медиатехнологий и новому витку развития креативных инициатив дал запрет на посещение всех культурных пространств, а также закрытие на карантин всех учреждений. В этой связи в рамках опроса студентов и обсуждения в чате каждому из участников было предложено поделиться впечатлениями об инновационных социокультурных проектах в Сети, поделиться своим оценочным суждением о конкретных сайтах и иных интернет-ресурсах относительно содержательности и качества технических характеристик.

Обсуждение подтвердило, что сейчас яркие и очень востребованные идеи реализуются в соцсетях, поскольку именно здесь появляется больше возможностей в развитии креативных инициатив и инновационных практик, самореализации пользователей и вовлеченности их в разные формы социально-культурной активности. Музеи, арт-пространства, другие учреждения досуга и культуры предлагают зрителям поменять аватарку в своих социальных сетях на картинку с анонсом спектакля, выложить селфи с хештегом, поучаствовать в конкурсе, используя современные технологии. Можно делать кросс-постинг между блогом учреждения и его страницами в соцсетях. Можно также устроить кросс-постинг с другими учреждениями культуры, как уже сделали музеи в сети Instagram, где сотрудники музеев по очереди читали «Слово о полку Игореве».

Именно вовлечение как принцип обусловливает специфику позиционирования современных культурно-досуговых практик и является отличительной чертой культурных продуктов и услуг, форма и содержание которых строится на основе «гедонистической, коммуникативной, компенсаторной, креативной концепции» [5, с. 49]. В этой концепции актуализируется «ориентация на максимальную интенсивность жизни, ее яркость, глубину» [3, с. 93]. В этой концепции «основной проблемой формирования информационного пространства сетевой коммуникации в сфере культуры является односторонний характер интеракции интернет-профессионалов и интернет-пользователей с городской культурной элитой» [1, с. 202].

Примерно пятнадцить лет назад в тогда еще только растущем интернете существовали два разных подхода к поиску информации. Первый — простой и, как казалось, единственно правильный — организация структурированного каталога ресурсов. Это то, чем занимался «Рамблер». Второй — поиск в облаке неструктурированной информации, поиск соответствия в хаосе. Это был «Яндекс», который в результате выжил и расцвел, став наиболее востребованной поисковой системой. Вопреки стандартной логике слабо структурированный поисковик оказался наиболее приемлемым вариантом для большинства пользователей. Аналогичная ситуация наблюдается и в «информационных кладовых». Традиционно общее зна-

ние человечества фиксировалось в многотомных энциклопедических трудах, вроде Encyclopaedia Britannica или нашей БСЭ. Но сегодня миллиарды людей пользуются «народной» Wikipedia, которая создавалась и поддерживается исключительно усилиями самих пользователей. То есть рынок вывел на верхнюю ступень более востребованный для массовой аудитории подход, где одновременно сосуществуют разные сценарии: «интернет-свалка», «закрытые культурные сообщества в Сети», «трансляции элитарной и традиционной культур в пространство массовой культуры» [1, с. 203].

В этой связи представляется бесспорным тот факт, что повышение уровня медиакомпетентности будущих менеджеров социально-культурной сферы позволяет подготовить «специалистов, которые удовлетворяют всё возрастающим потребностям современного рынка труда и развития информационного общества» [6, с. 105]. Однако и параллельный вектор — повышение культурной компетентности специалистов в области медиатехнологий — является столь же актуальным. Наиболее оптимальным вариантом развития культурно-досуговых практик и процесса их позиционирования видится коллаборация в актуальном для данного контекста взаимодействии открытых культурных институций, креативных сообществ, бизнес-структур, IT-специалистов и, при определенных условиях, потребителей продукта или услуги. В этом формате многоуровневых горизонтальных коммуникаций особая роль отводится менеджеру нового типа, владеющему навыками андеррайтинга, обладающему личностными и профессиональными качествами, позволяющими добиваться высокого результата при минимальных затратах и потерях материальных и нематериальных ресурсов, а также развитой медиаграмотностью и медиакультурой. В условиях мегаполиса есть колоссальные возможности плодотворных взаимодействий между партнерами, каковыми могут стать и организации культуры, и крупные бренды, и малый бизнес. Для успешности такого рода предприятий необходима среда, где политический истеблишмент в той или иной степени предотвращает риски молодых инициатив в сфере деятельности различных социокультурных институций, снижая угрозу экономической диверсификации и повышая тем самым креативную составляющую досуга горожан.

Литература

1. Губанков А.Н. Город. Культура. СМИ: воспроизводство культурного пространства в современных средствах массовой информации. СПб.: Славия, 2012. 216 с.

2. Джохадзе И.Д. Демократия после Модерна. М.: Праксис, 2006. 112 с.

3. Ересова В.В. Модернизация музейной коммуникации в условиях общества потребления // Вестн. С.-Петерб. гос. ин-та культуры. 2019. № 2 (39). С.92-96.

4. Качанова ЕЮ. Инновационная политика: цели, этапы, методы // Библиотека. 2003. № 10. С. 35-38.

5. Литвинцева ГЮ. Массовая культура в проекте модерна и постмодерна. СПб.: СПбГУКИ, 2014. 168 с.

6. Рамазанова Э.А. Особенности многоуровневой системы образования // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2019. № 6-2. С. 102-105.

7. Флорида Р. Большая перезагрузка: как кризис изменит наш образ жизни и рынок труда. М.: Классика-ХХ1, 2012. 237 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.