Научная статья на тему 'МЕДИАРИТОРИКА: ОТ ПЕЧАТНОЙ КУЛЬТУРЫ К ЭКРАННОЙ (ГРИШАНИНА-МОШКИНА О. В. МЕДИАРИТОРИКА: ХХI ВЕК. ЧЕЛЯБИНСК : ЧГИК, 2023. 172 С.)'

МЕДИАРИТОРИКА: ОТ ПЕЧАТНОЙ КУЛЬТУРЫ К ЭКРАННОЙ (ГРИШАНИНА-МОШКИНА О. В. МЕДИАРИТОРИКА: ХХI ВЕК. ЧЕЛЯБИНСК : ЧГИК, 2023. 172 С.) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
31
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАКУЛЬТУРА / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ / ЭКРАННАЯ КУЛЬТУРА / КЛАССИЧЕСКАЯ РИТОРИКА / МЕДИАРИТОРИКА / РЕЧЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДИСКУССИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ПОЛЕМИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / РИТОРИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Антропова В.В.

Монография О. В. Гришаниной-Мошкиной ставит перед собой цель интерпретировать с позиции культурологии сущность и социокультурную эффективность экранной риторики в условиях медиакультуры. В рецензии на монографию О. В. Гришаниной-Мошкиной «Медиариторика: ХХI век» отмечены важные черты работы, ее актуальность, ценность и польза для специалистов разных сфер, а также дан комментарий о возможных перспективах данного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA RHETORIC: FROM PRINTING TO SCREEN CULTURE (GRISHANINA-MOSHKINA O. V. MEDIA RHETORIC: XXI CENTURY. CHELYABINSK: CHGIK, 2023. 172 P.)

The main aim of the monograph by O. V. Grishanina-Moshkina is to interpret the meaning and social-cultural effectiveness of screen rhetoric in the conditions of media culture from the position of culture science. The abstract to the monograph “Media rhetoric: XXI century” by O. V. Grishanina-Moshkina stresses its important features and urgency, significance and benefits for specialists of different spheres, it also contains comments on any possible perspectives of the given research.

Текст научной работы на тему «МЕДИАРИТОРИКА: ОТ ПЕЧАТНОЙ КУЛЬТУРЫ К ЭКРАННОЙ (ГРИШАНИНА-МОШКИНА О. В. МЕДИАРИТОРИКА: ХХI ВЕК. ЧЕЛЯБИНСК : ЧГИК, 2023. 172 С.)»

УДК 01: 070

В. В. Антропова

доктор филологических наук, доцент

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

E-mail: ava45@yandex.ru

ORCID: 0000-0003-3421-9978

МЕДИАРИТОРИКА: ОТ ПЕЧАТНОЙ КУЛЬТУРЫ К ЭКРАННОЙ (Гришанина-Мошкина О. В. Медиариторика: ХХ! век. Челябинск : ЧГИК, 2023. 172 с.)

Монография О. В. Гришаниной-Мошкиной ставит перед собой цель интерпретировать с позиции культурологии сущность и социокультурную эффективность экранной риторики в условиях медиакультуры. В рецензии на монографию О. В. Гришаниной-Мошкиной «Медиариторика: XXI век» отмечены важные черты работы, ее актуальность, ценность и польза для специалистов разных сфер, а также дан комментарий о возможных перспективах данного исследования.

Ключевые слова: медиакультура, телевидение, Интернет, экранная культура, классическая риторика, медиариторика, речевое взаимодействие, дискуссионный процесс, полемическое общение, риторический идеал

Для цитирования: Антропова, В. В. Медиариторика: от печатной культуры к экранной : [рец. на кн.] Гришанина-Мошкина О. В. Медиариторика: XX век : монография. Челябинск : ЧГИК, 2023. 172 с. / В. В. Антропова // Вестник культуры и искусств. — № 3 (75). — С. 119-122.

Монография О. В. Гришаниной-Мош-киной «Медиариторика: ХХ! век» является своевременным и симптоматичным научным трудом, так как в ней автор фиксирует следующие социокультурные и медийные тренды современности:

— медиатизация всех социально значимых сфер жизни (культуры, политики, экономики, социальных практик, характерных для обыденной жизни);

— расширение медиапространства в формальном и содержательном аспектах и его заметное усложнение (в том числе и на уровне медиаречевых практик);

— колоссальное увеличение количества различных коммуникационных полей, их акторов и пересмотр сложившихся ранее отношений между автором текста и его адресатом;

— преобразование традиционных социальных связей и развитие новых форм

социального взаимодействия ввиду технологизации коммуникационных процессов;

— виртуализация социокультурной реальности в связи с усилением влияния информационных технологий, суть которой сводится к подмене объективной и субъективной реальности квазиреальностью, создаваемой медиа;

— усиление и в то же время латентиза-ция агрессивно-конфликтного начала в виртуальном общении, расширение сферы деструктивных, наносящих вред отношений, действий ввиду увеличения количества коммуникационных полей, претендующих на легитимность и ин-ституциональность;

— визуализация передаваемой информации, усиление зрелищной составляющей коммуникации;

119

— энтертейнментизация медиасферы в целом и контента в частности, драматизация информации.

В теории медиа и журналистиковедении обсуждению этих вопросов традиционно уделяется много внимания прежде всего с точки зрения деятельностно-инструментального, технологического, профессионально-творческого подходов. Важно, что автор придал исследованию востребованный временем аксиологический модус, сосредоточив внимание на ценностно-смысловом поле экранной риторики как форме речи, которая отвечает содержанию нового информационного общества и основным законам риторики.

Центральная проблема монографии — коммуницирование и речевое взаимодействие в контексте разнообразных, зачастую дистанцированных коммуникационных полей, в том числе и принципиально виртуальных — потребовала от О. В. Гришаниной-Мошкиной системного, многоаспектного, «пресуппози-тивного» рассмотрения целого ряда вопросов и решения ряда исследовательских задач как теоретического, так и прикладного характера.

Так, в первой — теоретической — главе определяются/дефинируются ключевые понятия/термины:

1) медиакультура, включающая медиари-торику (в том числе через соотнесение «медиакультуры» с такими смежными понятиями, как «аудиовизуальная культура», «мозаичная культура», «информационная культура», «экранная культура» — параграф 1.1);

2 дискуссионный риторический процесс (на основе принципов, норм, законов классической риторики, акцентирующих пересечение позиций участников диалога — параграф 1.2);

3) медиариторика в контексте медиакуль-туры (подчеркивается целесообразность и эффективность гармонизирующего начала речевого дискурса — параграф 1.3).

Важной чертой первой главы является восстановление методологического и аксиологического контекста рассматриваемых концепций и теорий: автор не просто прослеживает

эволюцию воззрений на риторику начиная с античности, что обеспечивает системно-исторический взгляд на проблему, но и констатирует непреходящесть, фундаментальность, неизменность ценностно-нормативного, «эталонного» подхода к риторическому анализу современных медиаречевых практик, коррелирующего с традиционными классическими понятиями риторического канона. С одной стороны, автор излагает известные положения (например, функции медиакультуры, принципы речевого общения Г. П. Грайса, принципы речевого взаимодействия Д. Лича, включающие ряд максим, классические риторические элементы структуры доказательств, природа диалога М. М. Бахтина), с другой — именно сегодня, в ситуации нарастающей хаотизации и социальной аномии, необходимо делать акцент на несомненных и очевидных императивно-ценностных позициях. Поэтому заслуживает всяческого одобрения (с научной, общественной, коммуникативно-этической точек зрения) выбранный О. В. Гришаниной-Мошкиной нормативно-ценностный модус, который, повторимся, возвращает нас — свидетелей и непосредственных участников социальной коммуникации — к ценностно-смысловому ядру рассматриваемых процессов, продолжающих сохранять свою сущность при постоянном изменении условий реализации и форм существования, и поэтому так необходимо сегодня обращение к риторическому идеалу, который служит ориентиром оценивания современных медиаречевых практик.

Во второй — практико-ориентирован-ной — главе в параграфе 2.1 дается определение экранной риторики, с одной стороны, через риторическую парадигму, с другой — через медийно-формальную (медиа как опосредующее звено между коммуникатором и реципиентом: телевидение, интерактивное телевидение, Интернет). Весьма ценным и полезным для специалистов-филологов, лингвистов, культурологов, медиатеоретиков может стать обзор федеральных телеканалов на предмет представленности в них телепередач с элементами дискуссии, или, по выражению автора, риторических телепередач (телепередач риторического жанра). Важными признаками

120

(основаниями, критериями, параметрами) для дальнейшего анализа риторического компонента стали формат, тематическая специфика и цель программы, образ ведущего, наличие участников и их сфера деятельности, демонстрируемый видеоряд, манера речевого взаимодействия, тактики коммуникативного акта, наличие аудитории и ее специфика [1, с. 121]. В итоге О. В. Гришанина-Мошкина останавливает свой выбор на таких релевантных поставленным задачам передачах, как «Вечер с Владимиром Соловьевым», «Дебаты», «Политика», «Время покажет», «Момент истины», «Право голоса», «Мозговой штурм», открытые телевизионные пресс-конференции. Они, по мнению автора работы, «в ощутимой мере удовлетворяют некоторым значимым законам риторического образца либо напрямую противоречат им» [1, с. 131].

В параграфе 2.2 выявляются наиболее репрезентативные с точки зрения реализации заявленного аспекта интернет-материалы: видеосюжеты, фильмы, телепередачи на YouTube-канале, а также онлайн-семинары, курсы, тренинги и веб-конференции.

В параграфе 2.3 весьма ценной оказывается реализация регионального аспекта исследования: О. В. Гришанина-Мошкина обращается к риторическим жанрам на телевидении Южного Урала, и это, безусловно, является примером уникального научно-исследовательского опыта. В ходе анализа автор приходит к важным выводам, характеризующим риторическую картину региона в целом: «медиари-торика постепенно, но вступает в свои законные права и на территории Южного Урала»: появляются диалоги, интервью, дискуссии [1, с. 152]. Наряду с анализом выпусков 2014 г. хотелось бы видеть разбор телепередач, соот-

несенных с сегодняшней повесткой, который, несомненно, внес бы определенные коррективы в резюмирующие положения и дополнил актуальную риторическую картину. Было бы интересно на новом медийном материале проследить в динамике применение основных коммуникативных тактик.

Предполагаем, что и риторический анализ телепрограмм в целом повысил бы степень своей актуальности, если бы автор в качестве теоретической базы привлекал наряду с исследованиями нулевых годов и более поздние научные работы (2015-2023 гг.). Так, например, обоснованный многими авторами тезис о принципиальной конфликтогенности современного медиапространства и, соответственно, медиадискурса (Р. П. Баканов, А. Н. Марченко, Л. Г. Свитич, В. А. Сидоров, В. В. Тулупов, Т. И. Фролова, В. М. Хруль и мн. др.) мог бы сегодня повлиять на отбор перечисленных параметров для анализа и их характер, тем более что в фокусе внимания автора находится такая конфликтно маркированная форма полемического диалогического общения, как дискуссия.

В целом, подробно и системно изученный глобальный научный концепт «медиаритори-ка» позволяет понять суть фундаментальных сдвигов в сфере социального бытия через факторы медиальности и коммуникации, которые в эпоху медиа и поликоммуникаций становятся определяющими и знаменуют переход от печатной культуры к медийной, в частности экранной.

1. Гришанина-Мошкина, О. В. Медиариторика : XXI век. / О. В. Гриша-нина-Мошкина ; Челяб. гос. ин-т культуры. — Челябинск : ЧГИК, 2023. — 172 с.

Поступила 08.09.2023

121

B. B. AHmponoea

MeduapumopuKa: om nenamHou Kynbmypbi k экpaннou..

Vera V. Antropova

Doctor of Philosophical sciences, associate professor

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia

E-mail: ava45@yandex.ru

ORCID: 0000-0003-3421-9978

Media Rhetoric: from Printing to Screen Culture (Grishanina-Moshkina O. V. Media rhetoric: XXI century. Chelyabinsk: ChGIK, 2023. 172 p.)

Abstract. The main aim of the monograph by O. V. Grishanina-Moshkina is to interpret the meaning and sociaL-cuLturaL effectiveness of screen rhetoric in the conditions of media culture from the position of culture science. The abstract to the monograph "Media rhetoric: XXI century" by O. V. Grishanina-Moshkina stresses its important features and urgency, significance and benefits for specialists of different spheres, it also contains comments on any possible perspectives of the given research.

Keywords: media culture, television, Internet, screen culture, classical rhetoric, media rhetoric, talk exchange, discussion process, polemic communication, rhetoric ideal

For citing: Antropova V. V. 2023. Media Rhetoric: from Printing to Screen Culture (Grishanina-Moshkina O. V. Media rhetoric: XXI century. Chelyabinsk: ChGIK, 2023. 172 p.). Vestnik kul'tury i iskusstv [Culture and Arts Herald]. No 3 (75): 119-122. (In Russ.).

References

1. Grishanina-Moshkina O. V. 2023. Mediaritorika: XXI vek. [Media rhetoric: XXI century]. Chelyabinsk: ChGIK. 172 p.

Received 08.09.2023

122

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.