ЧАСТЬ 5
МЕДИАРЕАЛЬНОСТЬ: ТЕХНИКИ КОММУНИКАЦИИ, ТЕХНИКИ МЫШЛЕНИЯ, ТЕХНИКИ ТЕЛА
УДК 165.0
МЕДИАРЕАЛЬНОСТЬ КАК «ЗОНА ОБМЕНА»
Наталья Васильевна Гришечкина
Кандидат философских наук, доцент Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского
Социальные медиа в настоящее время активно включаются в диалог науки и общества. Цифровая коммуникация становится неотъемлемым инструментом научного познания и той платформой, где осуществляются процессы взаимодействия формального и неформального знания, институциональных и внеинституциональных компонентов науки. Тиражирование научной информации в социальных медиа приводит к тому, что развитие науки отражает логику развития сетевых коммуникаций. Децентрализация, утрата автономии, анонимность, гибрид-ность и т.д. - свойства, которые начинает приобретать наука и научное знание. В новых условиях возникают новые формы научного знания, одной из которых является гражданская наука, которая отражает процесс демократизации научного знания и представляет собой пространство диалога между учеными и гражданами. Гражданская наука представляет собой сетевой проект. А неформальное знание в социальных сетях оперирует отличными от научных системами аргументации и верификации, основанными на здравом смысле и демократическом коммуникативном опыте. Гражданская наука как новый элемент производства научного знания ставит науку перед необходимостью выработки методов верификации типов доказательств, которыми она оперирует. Проблемой является понимание того, как в этих условиях доказательство создается, работает и оспаривается. Гражданская наука в условиях медиареальности становится продуктом «зоны обмена». В результате этого утверждается открытость научного знания и обеспечивается его доступность.
Ключевые слова: медиареальность, гражданская наука, неформальное знание.
MEDIA REALITY AS "EXCHANGE-ZONE"
Natalya Vasilyevna Grishechkina
PhD in Philosophy, Associate Professor Saratov State Medical University named after V. I. Razumovsky
Social media, which are actively involved in the dialogue of science and society. Digital communication is becoming an integral part of scientific knowledge and the platform in which the processes of interaction of formal and informal knowledge, institutional and non-institutional components of science. That the development of science leads to the emergence of the logic of the development of network communications. Decentralization, loss of autonomy, anonymity, hybridity, etc. - properties that are beginning to acquire science and scientific knowledge. The process of democratization of scientific knowledge and represents the space between scientists and citizens. Civil science is a network project. Unofficial knowledge of social networks is based on common sense and democratic experience of communicative experience. Civil science is a new element of production. It proves what works and works. Civil science in conditions of media reality becomes the product of the "exchange zone". Access to scientific knowledge.
Keywords: media reality, citizen science, informal knowledge.
Медиареальность открывает перед пользователями широчайшие возможности в создании информационного контента, отнюдь не обеспечивая реализации всего их спектра. Качество контента прямо зависит от личности пользователя, его творческих способностей и критического мышления. Информационная среда социальных медиа ориентирует пользователя на непрерывный, иногда ежедневный процесс создания и публикации сообщений. Качество сообщений в такой коммуникационной ситуации неизбежно снижается: содержание примитивизируется, а интерес к нему обеспечивается использованием стереотипов, мифов массового сознания, эмоциональной экспрессии и провокативных приемов. В этих условиях любой информационный контент реализуется с тенденцией вульгаризации используемых репрезентаций, радикализацией их
эмоциональных коннотаций и снижения рациональной рефлексивности.
Более половины населения планеты к настоящему времени являются пользователями Интернета, к этому же рубежу приближается число аккаунтов в крупнейших социальных сетях. Сервисы социальных сетей, блоги, подкасты, wiki-продукты, видеохостинги, мобильные приложения не только ускоряют информационный обмен и укорачивают его цикл, но и увеличивают включенность индивидов в производство знаний. Объем производимого ими контента становится серьезным вызовом для других источников информации: классические СМИ, их интернет-версии и сайты проигрывают в обращаемости по общественно-политическим и аналитическим сведениям. Сервисы социальных сетей имеют ряд специфических особенностей по сравнению с родовой для них интернет-коммуникацией [Ефимов, 2015]. Современные процессы производства и распределения научного знания существенно отличаются от классической социологической модели социального института науки, они не могут быть схвачены в рамках образа автономного замкнутого мира, подчиненного корпоративным ценностям, реализуемым усилиями профессионалов [Тихонова, 2017, с.417]. Ключевой особенностью нового облика социальной реальности науки является трансдисциплинар-ность, размывание гомогенных научных практик за счет включения действий и решений, внешних по отношению к научной экспертизе социальных агентов. Одну из основных ролей в этом процессе играют социальные медиа, которые активно включаются в диалог науки и общества. Цифровая коммуникация становится неотъемлемым инструментом научного познания и той платформой, где осуществляются процессы взаимодействия формального и неформального знания, институциональных и внеинституциональных компонентов науки. Тиражирование научной информации в социальных медиа приводит к тому, что развитие науки отражает логику развития сетевых коммуникаций. Децентрализация, утрата автономии, анонимность, гиб-ридность и т.д. - свойства, которые начинает приобретать наука и научное знание. В новых условиях возникают новые формы научного знания с изначально присущими данными характеристиками. Одной из таких форм является гражданская наука, которая отражает процесс демократизации научного знания и представляет собой пространство диалога между учеными и гражданами.
Гражданская наука представляет собой сетевой проект. А неформальное знание в социальных сетях оперирует отличными от научных системами аргументации и верификации, основанными на здравом смысле и демократическом коммуникативном опыте. Последний исходит из равноправия точек зрения в условиях декларации свободы мнений и настаивает на формальном равенстве оппонентов независимо от уровня их компетентности. В этих системах искомое качество информации - достоверность - определяется не методологическими когнитивными процедурами, а характером отношений между контрагентами. Данные условия определяют актуальность проблемы того, как на самом деле в гражданской науке работают методы доказательства - в свете участия агентов, не принадлежащих сертифицированным научным сообществам, т.е. неформальных участников. Учитывая то, что количество неформальных участников научных исследований гражданской науки превышает научный круг профессионалов, решение вышеуказанной проблемы следует рассматривать как ориентирующее развитие научного знания. Гражданская наука как новый элемент производства научного знания ставит перед наукой необходимость выработки методов верификации типов доказательств, которыми она оперирует. Проблемой является понимание того как в этих условиях доказательство создается, работает и оспаривается.
Гражданская наука в условиях медиареальности становится продуктом «зоны обмена». В результате этого утверждается открытость научного знания и обеспечивается его доступность. Демократичность гражданской науки проявляется в признании за каждым права участия в научном познании. Такие практики как веб-краудсорсинг и волонтерство дают возможность поучаствовать в исследовательских программах каждому желающему непрофессионалу. Так как медиареальность не имеет территориальных границ, существует возможность охвата проектами гражданской науки максимально широкого круга участников и осуществления глобальных научных проектов.
Медиареальность становится фактором эффективности проектов гражданской науки. Позволяя в короткие сроки собирать максимально возможное количество научных данных и фактов, гражданская наука интенсифицирует рост научного знания. Гражданская наука открывает широкие возможности для сбора более полной эмпирической базы научного знания: от инвентаризации растений и животных, до исследований собственной ДНК в домашних условиях и т.д. Движение гражданской науки является абсолютно добровольным, а иногда и анонимным, что тоже является преимуществом, например, в случаях участия пациентов в клинических исследованиях.
Проекты гражданской науки являются экономически выгодными, так как участие граждан является бескорыстным, ориентированным на решение проблем, а не извлечение выгоды. Такие явления как научный краудфандинг (crowdfunding), трайбфандинг (tribefunding) представляют собой эффективные механизмы мобилизации личных и общественных ресурсов для решения научных вопросов. Таким образом, гражданская наука, с одной стороны снижает уровень институциональных рисков, сужая их до уровня персональных рисков, с другой стороны продуцирует новые виды персональных рисков, подвергая опасности жизнь и здоровье человека, включающегося, например, в различные биохакерские проекты. Так, например, весной 2018 года был найден мертвым известный 28-летний американский биохакер Аарон Трейвик. Аутопсия показала, что он утонул случайно, в его крови обнаружили следы кетамина, препарата для инъекционного наркоза, иногда применяемого как рекреационный наркотик. А. Трейвик ставил эксперименты на себе, надеясь, что сможет разработать новые методы генной терапии, избежав необходимости взаимодействовать с FDA (Food
and drug administration - Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов в США), а также расходов и ограничений, связанных с проведением клинических испытаний. Данный факт еще раз подтверждает тезис У. Бек о разрушении монополии на знание в «обществе риска», о том, что в сфере экспертного знания о рискогенных процессах нет и не может быть безусловного авторитета, следствием чего является интеграция социальных акторов в процессы экспертной оценки. [Бек, 2000, с. 40].
Участие непрофессионалов в научных исследованиях сегодня является возможностью, которую создает медиареальность. Гражданская наука своим названием указывает на наличие социоэпистемологической конфигурации современной науки, которая основана на участии непрофессионалов в научных исследованиях. Это открывает новые функциональные отношения, в которых знание - является продуктом совместного (соучастного) производства профессионалов и непрофессионалов, таким образом тестируются новые формы разделения труда и установленных ролей в производстве научных знаний. Социальные медиа являются технологическим драйвером современной гражданской науки, включая участие через новые инфраструктуры и интерфейсы. Гражданская наука, таким образом, отвечает научным стратегическим ожиданиям в отношении демократизации науки, а также становится средством решения социальных проблем.
Литература
1. Бек, 2000 - Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / Пер. с нем. В. Сидельникова и Н. Федоровой. / Посл. А Филиппова. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 383 с.
2. Ефимов, 2015 - Ефимов, Е.Г. Социальные интернет-сети (методология и практика исследования): монография. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2015. - 169 с.
3. Тихонова, 2017 - Тихонова С.В. Лженаука в современной коммуникационной системе неформального знания // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 4. С. 416-420.
УДК 165:070:654
ПРОИЗВОДСТВО ЗНАНИЙ О ПРОШЛОМ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ КАК ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭПИСТЕМОЛОГИИ33
Денис Сергеевич Артамонов
Кандидат исторических наук, доцент Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского Софья Владимировна Тихонова Доктор философских наук, профессор Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского
В статье рассматривается влияние электронных средств коммуникации на социальное конструирование исторической памяти. Бурное развитие сервисов социальных сетей, характерное для последнего десятилетия, вовлекает массовую аудиторию пользователей Интернета в процессы конструирования образов прошлого. Массированные информационные потоки исторического контента, создаваемые обывателями, не только становятся новым фактором влияния на коллективные и индивидуальные идентичности, но и создают благоприятные условия для войн памяти. Выявление новой роли исторического контента в социальной структурации позволит разработать инновационные исследовательские стратегии для изучения функционирования общественного сознания в условиях компьютерно-опосредованной среды, сетевых инте-граций и дополненной реальности.
В связи с этим, необходимы поиск нового методологического инструментария для изучения современных практик конструирования прошлого, и социально-философское осмысление социальных функций исторической памяти в цифровую эпоху. В работе анализируются особенности производства знаний о прошлом в медиасреде, виртуализации социального механизма запоминания / забвения, формы аккумуляции и трансляции прошлого в новых медиа.
Задача авторов состоит в том, чтобы интегрировать исследовательскую парадигму memory-studies в методологическое поле исторической эпистемологии.
Ключевые слова: историческая эпистемология, историческая память, историческое знание, социальные медиа, образы прошлого, исследования памяти.
33 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 19-011-00265 «Социальное конструирование исторической памяти в цифровом мире»)