Научная статья на тему 'МЕДИАПРОСТАНСТВО И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ВАКЦИНАЦИЮ ОТ КОВИД-19'

МЕДИАПРОСТАНСТВО И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ВАКЦИНАЦИЮ ОТ КОВИД-19 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
102
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАПРОСТРАНСТВО / ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКА / КОВИД-19 / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бузин Валерий Николаевич

В статье рассматриваются актуальные вопросы продвижения социальной идеи важности вакцинопрофилактики в рамках государственной медиаполитики в области общественного здоровья. В статье показано на конкретных примерах, что интенсивность и качество продвижения социальной и медицинской задачи приверженности населения вакцинопрофилактике в условиях пандемий в целом и пандемии КОВИД-19 неразрывно связано с решением общегосударственных целей и задач по сохранению жизней и здоровья граждан Российской Федерации. Ежемесячный прирост числа вакцинированных граждан находится в прямой зависимости от доли сообщений в СМИ с цитатами ведущих специалистов и отсылками к статистическим данным, от доли сообщений в СМИ с негативной оценкой ситуации с коронавирусом в стране, то есть с сообщениями об увеличении количества смертей, причем эта тема должна быть главной в информационной повестке СМИ. Причем прирост числа вакцинированных ожидаемо оказался обратно пропорционально связан с долей нейтральных сообщений на тему пандемии. Использование результатов данного исследования для будет полезно для органов исполнительной власти, отвечающих за сохранение жизни и здоровья граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA SPACE AND ITS IMPACT ON VACCINATION AGAINST COVID-19

The article deals with topical issues of promoting the social idea of the importance of vaccination within the framework of the state media policy in the field of public health. The article shows by concrete examples that the intensity and quality of the promotion of the social and medical task of the population's commitment to vaccination in the context of pandemics in general and the COVID-19 pandemic is inextricably linked with the solution of national goals and objectives to preserve the lives and health of citizens of the Russian Federation. The monthly increase in the number of vaccinated citizens is directly dependent on the share of media reports with quotes from leading experts and references to statistical data, on the share of media reports with a negative assessment of the situation with coronavirus in the country, that is, with reports of an increase in the number of deaths, and this topic should be the main one on the media information agenda. Moreover, the increase in the number of vaccinated was expected to be inversely related to the proportion of neutral messages on the topic of the pandemic. The use of the results of this study will be useful for the executive authorities responsible for preserving the life and health of citizens

Текст научной работы на тему «МЕДИАПРОСТАНСТВО И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ВАКЦИНАЦИЮ ОТ КОВИД-19»

■ ■ ■ МЕДИАПРОСТАНСТВО И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ВАКЦИНАЦИЮ ОТ КОВИД-19

Бузин В.Н.

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, Москва, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы продвижения социальной идеи важности вакцинопрофилактики в рамках государственной медиаполитики в области общественного здоровья. В статье показано на конкретных примерах, что интенсивность и качество продвижения социальной и медицинской задачи приверженности населения вакцинопрофилактике в условиях пандемий в целом и пандемии КОВИД-19 неразрывно связано с решением общегосударственных целей и задач по сохранению жизней и здоровья граждан Российской Федерации. Ежемесячный прирост числа вакцинированных граждан находится в прямой зависимости от доли сообщений в СМИ с цитатами ведущих специалистов и отсылками к статистическим данным, от доли сообщений в СМИ с негативной оценкой ситуации с коронавирусом в стране, то есть с сообщениями об увеличении количества смертей, причем эта тема должна быть главной в информационной повестке СМИ. Причем прирост числа вакцинированных ожидаемо оказался обратно пропорционально связан с долей нейтральных сообщений на тему пандемии. Использование результатов данного исследования для будет полезно для органов исполнительной власти, отвечающих за сохранение жизни и здоровья граждан.

Ключевые слова: медиапространство, вакцинопрофилактика, КОВИД-19; здравоохранение, общественное здоровье.

Для цитирования: Бузин В.Н. Медиапростанство и его влияние на вакцинацию от КОВИД-19 // Коммуникология: электронный научный журнал. 2021. Том 7. №2. С. 8-22.

Сведение об авторе: Бузин Валерий Николаевич, доктор социологических наук, главный научный сотрудник Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения Минздрава России. Адрес: 127254, Россия, Москва, ул. Добролюбова, 11. E-mail: bousine@gmail.com;

Статья поступила в редакцию: 16.05.2022. Принята к печати: 10.06.2022.

Введение

Рубеж 2019-2020 гг. связан с чрезвычайной ситуацией, вызванной новой коронавирусной инфекцией COVID-19, представляющей угрозу национальной и международной безопасности. Это явилось очередным вызовом национальным системам здравоохранения.

На протяжении многих веков население планеты сталкивалось с глобальным распространением опасных вирусных инфекций. Вирусы гриппа типа А вызывают пандемии, обусловленные появлением новых подтипов этого вируса, кардинально отличающихся по антигенной структуре от циркулирующих до того в человеческой популяции. Источником для новых подтипов могут быть вирусы гриппа птиц и животных. За последние 10 веков человечество перенесло более чем 130 эпидемий и пандемий гриппа. В прошлом веке было зарегистрировано три пандемии, вызванные вирусом гриппа А. Наиболее известная из них -«испанка», А(НШ1), разразившаяся в 1918-1919 гг., унесла, по разным подсчетам, от 50 до 100 млн. человек во всем мире. В 1957-1958 гг. была зафиксирована пандемия «азиатского гриппа», возбудителем которого был вирус гриппа А(Н2№), умерло около 70 тыс. человек. В 1968-1969 гг. отмечалась пандемия «гонконгского гриппа», вызванного вирусом гриппа А(Н3№), унесшая жизни 34 тыс. человек. В XXI веке мир охватила очередная пандемия, о начале которой ВОЗ объявила в июне 2009 г., причиной ее явился новый подтип вируса А(Н1Ш) pdm09, прежде не встречавшийся в человеческой популяции и названный «свиным». Пандемия, продлившаяся около 15 месяцев, затронула 214 стран, заболели более 50 млн человек, зарегистрировано более 18 тыс. лабораторно подтвержденных случаев смерти от гриппа. С учетом клинической симптоматики число летальных исходов было свыше 280 тыс [Брико, 2018].

В нашей стране достаточно оперативно были реализованы отдельные меры по адаптации первичного звена здравоохранения к работе в условиях эпидемии новой коронавирусной инфекции. Но результативность этих мер была бы значительно выше, если бы участковая служба с самого начала приняла более активное участие в проведении противоэпидемических мероприятий и оказании лечебно-профилактической помощи больным СОУГО-19. Недостаточно развитая и хронически перегруженная, участковая служба не смогла в этой ситуации использовать все свои потенциальные преимущества, весьма востребованные как раз в условиях эпидемии: непрерывное медицинское наблюдение не только за больными, но и за всем населением; организация подворных обходов для своевременного выявления больных СОУГО-19 и тех, кто с ними контактировал; проведение убедительной и индивидуализированной санитарно-просветительной работы; вакцинопрофилактика пандемии, своевременная и обоснованная сортировка больных по условиям оказания медицинской помощи . Уроком ковидной эпидемии должно стать понимание, что для эффективной борьбы с возможными будущими эпидемическими и другого рода чрезвычайными ситуациями совершенствование организации оказания ПМСП и усиление её вакцинопрофилактической, составляющей уже не просто актуально, а жизненно необходимо [Брико, Каграманян, 2020].

Медиапространство по теме пандемии

Важность продвижения социальной политики в медиапространства неоднократно указывалась исследователями [Силкин, 2017; Бузин, Бузина, 2007]. Анализ оценки информационной активности в медиапространстве по вопросу вакцинопрофилактики населения РФ проводился по критерию освещения тематики по вакцинации населения (поисковые запросы: стоит ли делать прививки, зачем нужна вакцинация, какие прививки нужно делать, какие прививки нужно делать, когда делать прививки календарь, прививки за и против, последствия и побочные реакции вакцинации, противопоказания к вакцинации, как действует вакцина, эффективность вакцинации, какие бывают вакцины).

Общее количество упоминаний вакцинации в СМИ показано на

рис.1.

180000

160000

U 140000 еа s

I 120000

х х

и 100000 «

и

35 S

35 «

X

s

о X

О И

H W V

т

X

п о

а

80000

60000

40000

20000

-20000

т—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I

ФФОМЗМ^ОМ^ФФООООООООООООгНгЧгЧгЧгЧгЧгЧгЧгЧгЧгЧгЧМММП

ооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

(N (N<N (N (N (N<N (N<N (N(N (N(N (N<N(N(N (N (N (N<N(N(N(N (N (N<N(N (N(N (N(N (N (N(N (N(N ЛЯ Л Л H Л Л ЛЛЛЛН Л :S Л Л H ЛЛ Л Л Л Л НЛз S Л Л H ЛЛ Л Л Л Л НЛ

- ----------------•-Чо&.&.СРСР&.Ч&.Чй""---- " -■■-■■

> УЭЮЮЮ CÖCÖCÖU ' ■

ео

ла

е р

С

а

О аЛЛЛЛЧ Ü4 CÖ рУЮЮЮЮ сЗсЗсЗШ ■ ■

я

то

кн он

sfflftS идю

еяе

« &

р

С

а

еяе

« Г&

р

с

а

о алаллч ач

рУЮЮЮЮ ййй и

яя тт нк ео

о

cö и as

ИМИ G

еяе а

« &

Рисунок 1. Количество упоминаний вакцинации в средствах массовой информации за период с апреля 2019 г. по апрель 2022 г.

0

На рис. 1 видно, что наибольшее количество упоминаний о вакцинации за период с апреля 2019 г по апрель 2022 г. пришлось на весну 2020 года, то есть на начало активной вакцинальной компании. Этот показатель связан напрямую с уровнем осведомленности граждан с возможностью и необходимостью вакцинироваться от новой коронавирусной инфекции.

Значимой характеристикой насыщенного информационного пространства является МедиаИндекс, показатель системы «Медиалогия», позволяющий качественно проанализировать эффективность PR-активностей в нем. Индекс рассчитывается автоматически с применением технологий лингвистического анализа по методике, разработанной компанией "Медиалогия" совместно с учеными-математиками и аналитиками масс-медиа и PR. Значение МедиаИндекса определяется для каждого объекта (компании, персоны, бренда), в данном случае для слов «вакцинация», «вакцина», «вакцинопрофилактика» каждом сообщении СМИ (рис. 2).

5 ^

(б I

(б <0

>5

I

(б I

(б О

500000

400000

300000

200000

у 100000

(б Ч

-100000

о о

гч гч ■о

^ П5

с

П5

0101010101010100000 НННННННМ1М1М1ММ

оооооооооооо

М Л I- Л Л Л Л Л Л I- Л X ^

оосГююююшш^Ф

х га!=Ьоа£Х<а х^х шосш шо ^ -е-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ж &

ООООООО'Н'Н'Н'Н'Н'Н гмгмгмгмгмгм1ммгмгмгммгм ооооооооооооо

гмгмгмг*|гмгм1ммгмгмгммгм м л I- л л л л л л I- л -О

оос^ююююгошгоф^о

^ ооььоасхш 1^1 НИН

шо ^ -е-

НННННН(М(МГМГМ

гмгмгм(мгмгмгмгм(м(м оооооооооо гмгмгмгмгмгмгмгмгмгм м I- л л л л л л I- л

осГююююшш^Ф

ооЬЬоасхш

шо ^ -е-

2 ^

0

Рисунок 2. Динамика МедиаИндекса упоминаний вакцинации в средствах массовой информации за период с апреля 2019 г. по апрель 2022 г.

Индекс может колебаться в пределах от -1000 до +1000 для каждого сообщения в зависимости от тона упоминания. При анализе МедиаИндекса за период все индексы по всем сообщениям с упоминанием объекта суммируются. Чем выше индекс, тем более ярко и позитивно представлен объект в СМИ.

Формула МедиаИндекса1 имеет 3 основных составляющих:

Индекс цитируемости.

Это базовый качественный показатель, который учитывает количество ссылок на материалы СМИ, влиятельность цитирующих ресурсов, и не учитывает самоцитирование.

Позитив | Негатив

Это качественный показатель характера упоминания того или иного объекта в сообщении. В этот показатель включена также "ценность" публикации для объекта с учетом следующих параметров: а) главная или эпизодическая роль объекта, b) наличие прямой речи, с) наличие иллюстрации, d) наличие экспрессивности заголовка.

Заметность сообщения

Этот кумулятивный параметр учитывает "рекламный эквивалент" публикации в зависимости от номера полосы, объёма сообщения, а также тиража, посещаемости.

Распределение сообщений по объектам упоминаний в позитивном и негативном ключе (табл. 1) позволяет предположить недостаточную информационную активность в плане продвижения позитивного имиджа вакцинопрофилактики в СМИ, что говорит о недостаточном уровне реализации государственной медиаполитики в сфере здравоохранения.

Таблица 1. Распределение сообщений негативной и позитивной тональностей по основным объектам упоминаний

Объекты Кол-во сообщений Главная роль Медиа Индекс Охват млн. чел Негативные Позитивные Цити- ровани е

Коронавирусная инфекция COVID-19 1138257 623226 4137219 717,8 209695 3049 239568

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РФ 123202 27856 675395,9 541,0 840 1265 64098

Всемирная организация здравоохранения 69966 20156 625083 439,2 4614 3562 40123

Sputnik V 54360 11751 417837,9 394,8 1295 2S71 5518

Министерство здравоохранения РФ 48874 10257 354891,9 411,3 543 1089 27863

ЭпиВакКорона 16095 968 94162,8 269,3 1S3 37S 612

"Спутник лайт" 15852 1711 92427,5 253,3 64 246 640

1 Является зарегистрированной торговой маркой компании «Медиалогия»

На рис. 3 представлено распределение количества сообщений по упоминаемым в них словам. График наглядно показывает, что позиция врача более чем в 30 раз реже связывается с тематикой вакцинации, что может говорить о недостаточном использовании образа врача в информационных сообщениях.

Колическтво сообщений

Рисунок 3. Распределений информационно-аналитических сообщений в средствах массовой информации по количеству упоминаемых в них слов за период с апреля 2019 г. по апрель 2022 г.

Количество сообщений

и к и о.

б >

.

е и н

го

в

го X

Здоровье и медицина Власть Прочее

Уровень региональный Общество и социальная сфера Международные отношения За рубежом Силовые структуры Уровень федеральный Религия и вероисповедания

385933

55881 50906 48284 46220 35567

Рисунок 4. Распределений информационно-аналитических сообщений в средствах массовой информации по типу используемых рубрик за период с апреля 2019 г. по апрель 2022 г.

На рис. 4. представлено распределений информационно-аналитических сообщений в средствах массовой информации по типу используемых рубрик за период с апреля 2019 г. по апрель 2022 г., которое показывает, что тематика коронавирусной инфекции в 3,9 раза реже была связана именно с тематикой здоровья и медицины, чем с другими темами, не имеющими прямой связи со здравоохранением.

Медиапространство этого периода определяется и недостаточным присутствием государственной медиаполитики в сфере здравоохранения в интернете (рис. 5) и в федеральной повестке.

Количество сообщений

0 200000 400000 600000 800000 1000000 1200000

Газеты ^Ж

^ Журналы

и Информагентства ^^Ж и

а Интернет

« ТВ

л

Радио

Блоги

J

■ Федеральный уровень ■ Региональный уровень

Рисунок 5. Распределений информационно-аналитических сообщений в средствах массовой информации по категориям СМИ за период с апреля 2019 г. по апрель 2022 г.

Также рис. 5 иллюстрирует недостаточное использование радио как средства массовой именно информации, что происходит скорее всего из-за засилья музыкально-развлекательных форматов радиостанций в эфире, не говоря уже о важности использования ТВ в продвижении социальной политики [Шарков Ф.И., Силкин В.В., 2018; Бузин, 2012]

Наше исследование, также как и исследование Высшей школы экономики в допандемийном 2018 году показало, что несмотря на различные методологические подходы1, рассматриваемое информационное поле в большей степени характеризуется нейтральной тональностью подачи новостных материалов - более 81% в нашем исследовании и 90% в исследовании ВШЭ [Хорева, Тарасенко, Иванова, 2021]. Это исследование также позволило выявить путем ручного анализа сообщений, что

1 Данные для анализа информационного поля и оценки уровня влияния коммуникативных инициатив на развитие программ иммунизации населения в РФ были собраны еще до начала пандемии Covid-19, в 2018 году. В рамках анализа поисковых систем Яндекс и Google была осуществлена отработка результатов поисковых систем по каждому запросу (до 30 первых сообщений по каждому запросу в каждой поисковой системе).

наибольшее количество не побуждающих к прививанию новостных сообщений, а также информационных материалов, формирующих неоднозначное решение относительно рассматриваемой проблематике, также зафиксировано в рамках отработки поисковых запросов по общим тематикам без привязки к конкретным, а ключевыми ценностными установками, оказывающими значительное влияние на общий уровень осведомленности населения, являются: защита/ устойчивость к заболеваниям; создание активного иммунитета; протекание болезней в легкой форме и избежание осложнений; побочные эффекты и осложнения; наличие противопоказаний; предотвращение массовых заболеваний. Меньшее влияние на общий уровень осведомленности населения об особенностях вакцинопрофилактики оказывают такие ценностные установки, как: неосведомленность граждан в вопросах вакцинации; отсутствие вакцины в стране; болезненность вакцинации; безответственность врачей; несоблюдение норм проведения вакцинации [Хорева, Тарасенко, Иванова, 2021].

Несмотря на превалирование суммарного количества ценностных установок, формирующих положительное отношение населения к рассматриваемой проблематике, побуждающее действие относительно принятия решения о прививании в большей степени носит неоднозначный характер. Одной из причин является фигурирование на ряду с ценностными установками, побуждающими к вакцинопрофилактике, ценностных установок, оказывающие противоположное влияние - ставят под сомнение необходимость вакцинопрофилактики, в частности, такими причинами являются: побочные эффекты и осложнения, наличие противопоказаний, а также недостаточно высокая эффективность вакцинации. Основными причинами, являющимися стоп-факторами при принятии решения населением о необходимости вакцинопрофилактики, как показало это исследование, являются: побочные эффекты и осложнения; недостаточно высокая эффективность вакцинации; летальный исход; некачественные вакцины; снижение иммунитета [Хорева, Тарасенко, Иванова, 2021].

Взаимосвязь параметров медиапространства и темпов вакцинации

Проведенный выше анализ оценки информационной активности в медиапространстве по вопросу вакцинопрофилактики населения сам по себе уже позволил сделать ряд выводов. Но нам интересно было попытаться связать информационную активность, динамику вакцинации и динамику заболеваний.

Ввиду отсутствия статистических форм учета заболеваемости и вакцинации данные взяты из различных открытых источников, не связанных с Росстатом (табл. 2). Часть абсолютных показателей была пересчитана в динамические, например количество вакцинированных

нарастающим итогом было пересчитано в помесячный прирост людей, сделавших вакцинацию.

Таблица 2.Динамика вакцинирования1, заболеваний и смертности2 от

КОВИД-19

Дата Число вакциниро ванных Прирост числа вакциниро ванных Пики числа вакциниро ванных Суммарно заразившихся Число смертей Прирост заразив шихся Прирост смертей

январь 2021 80 000 0 7 790 3 186 336 57 555 864 280 17 091

февраль 2021 1 072 564 992 564 274 864 3 868 087 73 619 681 751 16 064

март 2021 4 351 874 3 279310 348 001 4 257 650 86 455 389 563 12 836

апрель 2021 6 732 970 2 381 096 327 950 4 554 264 99 233 296 614 12 778

май 2021 11 675 246 4 942 276 448 925 4 814 558 110 520 260 294 11 287

июнь 2021 15 999 736 4 324 490 457 656 5 081417 121 873 266 859 11 353

июль 2021 22 116 714 6 116 978 1 140 064 5 538 142 135 886 456 725 14 013

август 2021 36 269 232 14 152 518 399 458 6 288 677 159 352 750 535 23 466

сентябрь 2021 43 007 886 6 738 654 808 333 6 937 333 184 014 648 656 24 662

октябрь 2021 47 159 792 4 151 906 1 032 341 7 535 548 208 142 598 215 24 128

ноябрь 2021 54 967 417 7 807 625 668 646 8 554 192 239 693 1018644 31 551

декабрь 2021 66 299 785 11 332 368 806 617 9669718 276 419 1 115526 36 726

январь 2022 72 398 107 6 098 322 286 668 10 519 733 309 707 850 015 33 288

февраль 2022 75 485 224 3 087 117 319 310 11 986 913 332 012 1467180 22 305

март 2022 77 907 775 2 422 551 319 310 16 495 369 352 446 4 508456 20 434

апрель 2022 79 035 572 1 127 797 199 776 17 862 089 369 064 1 36 720 16 618

1 https://gdevrach.com/russia/covid-vaccine https://russian-trade.com/coronavirus/russia/

Даже предварительный визуальный анализ зависимостей (рис. 6), позволяет предположить наличие связи между исследуемыми параметрами.

90 000 000 - 40 000

Число вакцинированных Прирост числа вакцинированных Прирост смертей

Рисунок 6. Динамика смертности от КОВИД-19 и динамика вакцинации населения с января 2021г. по апрель 2022 г.

Это послужило основанием провести корреляционный анализ взаимосвязи показателей динамики вакцинации и смертности населения и показателей медийного поля (приведенный нами выше) за 2021-2022 года.

Таблица 3. Правая часть корреляционной матрицы для анализа взаимосвязи параметров заболеваемости и вакцинопрофилактики с показатели активности медийного поля в отношении пандемии КОВИД-19

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Число вакцинир ованных Прирост числа вакцинир ованных Пики числа вакцинир ованных Суммарно заразивших ся Количест во смертей Прирост заразивш ихся Прирост смертей

Кол-во сообщений Корреляция Пирсона -,399 ,256 ,528 -,644 -,483 -,548 ,113

Знач. (двухсторонн яя) ,126 ,339 ,035 ,007 ,058 ,028 ,678

МедиаИндекс Корреляция Пирсона -,517 ,248 ,467 -,714 -,601 -,574 -,012

Знач. (двухсторонн яя) ,040 ,354 ,068 ,002 ,014 ,020 ,964

Негативные Корреляция Пирсона -,267 ,342 ,558 -,533 -,353 -,486 ,219

Знач. (двухсторонн яя) ,317 ,195 ,025 ,034 ,179 ,056 ,416

Доля негативных в % Корреляция Пирсона -,062 ,510 ,407 -,372 -,149 -,262 ,405

Знач. (двухсторонн яя) ,819 ,043 ,118 ,156 ,581 ,326 ,120

Нейтральные Корреляция Пирсона -,428 ,232 ,516 -,665 -,510 -,558 ,085

Знач. (двухсторонн яя) ,098 ,388 ,041 ,005 ,044 ,025 ,753

Доля нейтральных % Корреляция Пирсона ,062 -,510 -,407 ,372 ,149 ,262 -,405

Знач. (двухсторонн яя) ,819 ,043 ,118 ,156 ,581 ,326 ,120

Главная роль Корреляция Пирсона -,233 ,333 ,580 -,501 -,321 -,505 ,193

Знач. (двухсторонн яя) ,386 ,208 ,019 ,048 ,225 ,046 ,474

Доля сообщ. в главной роли % Корреляция Пирсона -,130 ,506 ,483 -,478 -,234 -,516 ,319

Знач. (двухсторонн яя) ,633 ,045 ,058 ,061 ,383 ,041 ,229

Доля сообщ. с цитатами % Корреляция Пирсона ,418 ,698 ,493 ,048 ,299 -,315 ,739

Знач. (двухсторонн яя) ,107 ,003 ,052 ,861 ,261 ,235 ,001

Оригинальны е сообщения Корреляция Пирсона -,425 ,238 ,515 -,662 -,509 -,530 ,103

Знач. (двухсторонн яя) ,100 ,375 ,041 ,005 ,044 ,035 ,705

Перепечатки Корреляция Пирсона -,378 ,267 ,536 -,627 -,461 -,558 ,120

Знач. (двухсторонн яя) ,149 ,317 ,033 ,009 ,072 ,025 ,659

Доля перепечаток % Корреляция Пирсона -,209 ,384 ,405 -,511 -,288 -,738 ,190

Знач. (двухсторонн яя) ,438 ,142 ,120 ,043 ,279 ,001 ,482

Охват млн чел Корреляция Пирсона -,482 ,321 ,523 -,730 -,573 -,479 ,126

Знач. (двухсторонн яя) ,058 ,226 ,038 ,001 ,020 ,060 ,643

Число вакциниров-ых Корреляция Пирсона 1 ,232 ,101 ,906 ,987 ,594 ,661

Знач. (двухсторонн яя) ,388 ,711 ,000 ,000 ,015 ,005

Прирост числа вакциниров-ых Корреляция Пирсона ,232 1 ,458 -,058 ,111 -,149 ,568

Знач. (двухсторонн яя) ,388 ,075 ,831 ,681 ,583 ,022

Пики числа вакциниров- ых Корреляция Пирсона ,101 ,458 1 -,116 ,015 -,207 ,259

Знач. (двухсторонн яя) ,711 ,075 ,670 ,957 ,441 ,333

Суммарно заразившихся Корреляция Пирсона ,906 -,058 -,116 1 ,953 ,727 ,349

Знач. (двухсторонн яя) ,000 ,831 ,670 ,000 ,001 ,185

Количество смертей Корреляция Пирсона ,987 ,111 ,015 ,953 1 ,634 ,561

Знач. (двухсторонн яя) ,000 ,681 ,957 ,000 ,008 ,024

Прирост заразившихся Корреляция Пирсона ,594 -,149 -,207 ,727 ,634 1 ,203

Знач. (двухсторонн яя) ,015 ,583 ,441 ,001 ,008 ,451

Прирост смертей Корреляция Пирсона ,661 ,568 ,259 ,349 ,561 ,203 1

Знач. (двухсторонн яя) ,005 ,022 ,333 ,185 ,024 ,451

Красным жирным шрифтом отмечены коэффициенты корреляции на уровне значимости p<0.01

Жирным шрифтом обозначены коэффициенты корреляции на уровне значимости p<0.05

Итак, корреляционный анализ нашей матрицы переменных, проведенный в системе обработки данных SPSS 17.0 позволил выделить ряд значимых взаимосвязей по коэффициенту корреляции Пирсона при двустороннем уровне значимости на уровне значимости p<0.05. Здесь и далее анализ направления этих взаимосвязей дается в интерпретации авторов.

При анализе предполагается также, что, несмотря на уровень двусторонней значимости, анализу подлежат только достаточно сильные взаимосвязи с уровнем корреляции высоких уровней не менее 0,5, во избежание приписывания изучаемому объекту ложных зависимостей (табл. 3).

Заключение

Основные выявленные взаимосвязи выглядят следующим образом:

1. Число вакцинированных показывает практически прямую зависимость от количества смертей (г=0,987), от суммарного количества заразившихся к данному моменту времени (г=0,906), от динамики (прироста) смертности (г=0,661). Менее тесная связи имеется с динамикой (приростом) заражений (г=0,594). В медийном пространстве это связано с обратной зависимостью с рассмотренным нами выше показателем МедиаИндекса - г = -0,517, то есть чем больше негативной информации присутствует в СМИ по коронавирусу, тем более интенсивно население идет на вакцинацию.

2. Ежемесячный прирост числе вакцинированных показал прямую зависимость от доли сообщений в СМИ с цитатами ведущих специалистов и отсылками к статистическим данным (г=0,698), от доли сообщений в СМИ с негативной оценкой ситуации с коронавирусом в стране, то есть с сообщениями об увеличении количества смертей, причем эта тема должна быть главной в информационной повестке СМИ (г=0,510). Причем прирост числа вакцинированных ожидаемо негативно связан с долей нейтральных сообщений на тему пандемии (г=-0,510).

3. Мы ввели анализ данных показатель ежемесячных пиков числа вакцинированных. Он оказался положительно связан с количеством негативных сообщений в СМИ о ситуации с КОВИД=19 (г=0,510), причем этот негатив должен быть центральной темой сообщения, (г=0,580), новизной, оригинальностью этого сообщения (г=0,515), количеством перепечаток этого сообщения другими СИ (г=0,536), фактически с охватом населения этой информации (г=0,523).

4. Интересно в связи с этим посмотреть взаимосвязь суммарно заразившихся с набором наших переменных, поскольку этот показатель косвенно отражает выполнение населением профилактических рекомендаций (ношение масок, соблюдение физической дистанции в транспорте, самоизоляции и др.). Итак, суммарное количество заразившихся уменьшается при активной позиции СМИ, то есть при уменьшении количества информационных сообщений (г=-0,644), при снижении их негативности, увеличение МедиаИндкеса (г=-0,714), снижении количества оригинальных сообщений (г=-0,662), снижения количества перепечаток оригинальных сообщений (г=-0,627) и их доли в общем количестве информационных сообщений (г=-0,511).

Источники

Брико Н. И. (2018) 100 лет пандемии: уроки истории. Новый этап вакцинопрофилактики // Эпидемиология и вакцинопрофилактика. Том 17. № 4. С. 6876.

Брико Н. И., Каграманян И. Н., Никифоров В. В. и др. (2020) Пандемия COVID-19. Меры борьбы с ее распространением в Российской Федерации // Эпидемиология и

вакцинопрофилактика. Том 19. No2. С. 4-12. https://doi: 10.31631/2073- 3046-2020-19-24-12.

Бузин В.Н., Бузина Т.С. (2007) Социальная реклама: быть или не быть? // Реклама: теория и практика. No 1. С. 16-28.

Бузин В.Н. (2012) Возможен ли закат телевидения? Социологический прогноз // Социологические исследования. Том 342. No10. С. 93-98.

Силкин В.В. (2017). Информационно-коммуникативные управленческие процессы в политическом пространстве общества//Коммуникология. Том 5. No6. С.15-30.

Хорева О.Б., Тарасенко Е.А., Иванова Е.С. (2021) Роль информационного поля в формировании общественного мнения о вакцинопрофилактике // Информационное общество. No 6. С. 50-62.

Шарков Ф.И., Силкин В.В. /под общ. ред. Шаркова Ф.И. (2018). Теория и практика массовой информации как фундаментальное направление коммуникологии. М.: ИТК «Дашков и Ко». 304 с.

Шарков Ф.И. (2014.) Интернет и масс-медиа: локальный дискурс в сетевых коммуникациях // Коммуникология. Том 8. No6. С. 15-28.

Шарков Ф.И., Юдина Е.Н. (2013). Регулирование отношений в современном медиапространстве // Коммуникология. Т. 1. No 1. С. 36-43.

Gerbner, G., Gross, L., Morgan, M., & Signorielli, N. (2002). «Growing up with television: The cultivation perspective» in M. Morgan (Ed.), Against the mainstream: The selected works of George Gerbner (pp.193-213). New York: Peter Lang.

Hjarvard S. 2008. The Mediatization of society. A theory of the media as agents of social and cultural change. Nordicom Review. Vol. 29. No.2. P.106.

Hutchinson D. (1999) Media Policy: An Introduction. Oxford: Blackwell Publishers.

MEDIA SPACE AND ITS IMPACT ON VACCINATION AGAINST COVID-19

Buzin V.N.

Federal State Budgetary Institution "Central Research Institute of Organization and Informatization of Healthcare" of the Ministry of Health of the Russian Federation

Abstract. The article deals with topical issues of promoting the social idea of the importance of vaccination within the framework of the state media policy in the field of public health. The article shows by concrete examples that the intensity and quality of the promotion of the social and medical task of the population's commitment to vaccination in the context of pandemics in general and the COVID-19 pandemic is inextricably linked with the solution of national goals and objectives to preserve the lives and health of citizens of the Russian Federation. The monthly increase in the number of vaccinated citizens is directly dependent on the share of media reports with quotes from leading experts and references to statistical data, on the share of media reports with a negative assessment of the situation with coronavirus in the country, that is, with reports of an increase in the number of deaths, and this topic should be the main one on the media information agenda. Moreover, the increase in the number of vaccinated was expected to be inversely related to the proportion of neutral messages

on the topic of the pandemic. The use of the results of this study will be useful for the executive authorities responsible for preserving the life and health of citizens.

Keywords: media space, vaccination, COVID-19; healthcare, public health.

For citation: Buzin V.N. Media policy as an interpretation // Communicology: electronic scientific journal. 2022. Vol. 7. No 2. C.8-22.

Inf. about the authors: Buzin Valery Nikolarvich, Doctor of Sociological Sciences, Professor, Chief Researcher of the Central Research Institute of Organization and Informatization of Healthcare of the Ministry of Health of the Russian Federation. Address: Address: 11 Dobrolubova str., Moscow, 127254, Russia. E-mail: bousine@gmail.ru

Received: 16.05.2022. Accepted:10.06.2022. References

Briko N. I. (2018) 100 years of the pandemic: lessons of history. A new stage of vaccination. In: Epidemiology and vaccination prevention. Volume 17. No. 4. pp. 68-76. (In Rus.).

Briko N. I., Kagramanyan I. N., Nikiforov V. V. et al. (2020) The COVID-19 pandemic. Measures to combat its spread in the Russian Federation. In: Epidemiology and vaccination. Volume 19. No2. pp. 4-12. https://doi: 10.31631/2073- 3046-2020-19-2-4-12. (In Rus.).

Buzin V.N., Buzina T.S. (2007) Social advertising: to be or not to be? In: Advertising: theory and practice. No. 1. pp. 16-28. (In Rus.).

Buzin V.N. (2012) Is the decline of television possible? Sociological forecast. In: Sociological research. Volume 342. No10. pp. 93-98. (In Rus.).

Gerbner, G., Gross, L., Morgan, M., & Signorielli, N. (2002). «Growing up with television: The cultivation perspective» in M. Morgan (Ed.), Against the mainstream: The selected works of George Gerbner (pp.193-213). New York: Peter Lang.

Hjarvard S. 2008. The Mediatization of society. A theory of the media as agents of social and cultural change. Nordicom Review. Vol. 29. No.2. P.106.

Hutchinson D. (1999) Media Policy: An Introduction. Oxford: Blackwell Publishers. Khoreva O.B., Tarasenko E.A., Ivanova E.S. (2021) The role of the information field in the formation of public opinion on vaccination. In: Information Society. No. 6. pp. 50-62.

Sharkov F.I., Silkin V.V. / Under the general ed. Sharkova F.I. (2018). Theory and practice of mass information as a fundamental direction of communication. M.: ITK «Dashkov and Co», 304 p. (In Rus.).

Sharkov F. I. 2014. Internet and mass media: local discourse in Network communications. Communicology. Volume 8. No6. pp. 15-28. (In Rus.).

Sharkov F.I., Yudina E.N. (2013). Regulation of relations in the modern media space. In: Communicology. Vol. 1. No. 1, pp. 36-43. (In Rus.).

Silkin V.V. (2017). Information and communication management processes in the political space of society. In: Communicology. Volume 5. No. 6, pp.15-30. (In Rus.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.