Научная статья на тему 'Медиаобразовательный анализ террористических сайтов для молодежи'

Медиаобразовательный анализ террористических сайтов для молодежи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1411
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ САЙТЫ / ПРОПАГАНДА / ВЕРБОВКА / ПОДРОСТКИ / МОЛОДЕЖЬ / МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ЛАТЕНТНЫЕ ПРИЕМЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мурюкина Е.В.

В статьепредставлены результаты медиаобразовательного анализа сущностных характеристик террористических сайтов русскоязычного контента в Интернете, их цели и задачи, формы, методы, латентные приемы, их способы вовлечения молодежи в террористические организации. В интернете создана и действует мощная сеть такого рода сайтов, работа которых направлена на вербовку и религиозно-идеологическую подготовку новых участников террористических организаций. К целевой аудитории сайтов относятся четыре группы: противники терроризма, «общение» с которыми направлено на их деморализацию, запугивание; международная общественность; лица, сочувствующие терроризму, работа с которыми предполагает агитацию, вербовку, подготовку из их числа новых участников террористической организации; активные участники, с которыми в Интернете поддерживается постоянное общение. Среди задач деятельности террористов в Интернете можно выделить: рекламу террористической деятельности; пропаганду террористической идеологии; дезинформация,запугивание, разрушение эмоциональных и поведенческих установок молодого человека; осуществление взаимосвязи между террористическими сообществами; противодействие пропаганде их противников. Анали деятельности такого рода сайтов выявило их видовые отличия, среди которых выделяют: сайты, деятельность которых направлена на распространение непосредственно идей сепаратизма и экстремизма; сайты, выступающие с призывами к проведению террористических актов; поддержка терроризма, опирающаяся на идеи ксенофобиипо национальному или расовому признаку; сайты справочно-инструктивного характера. Аттрактивность медиатекстов, преимущественно, для подростков и молодежи, предполагает использование следующих приемов: сенсационность заголовков; новостные дайджесты на главной странице; текстовый материал сопровождается визуальной информацией; размещение песен, стихов, видеоклипов, опирающихся на идеологические установки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиаобразовательный анализ террористических сайтов для молодежи»

Медиакультура Media Culture

Медиаобразовательный анализ террористических сайтов для молодежи

Е.В. Мурюкина, кандидат педагогических наук, доцент, Донской государственный технический университет,

Ростов-на-Дону, Россия, кафедра ТМФКиС, ул. Гагарина 1, 344010 murjukina@yandex.ru

Аннотация. В статьепредставлены результаты медиаобразовательного анализа сущностных характеристик террористических сайтов русскоязычного контента в Интернете, их цели и задачи, формы, методы, латентные приемы, их способы вовлечения молодежи в террористические организации. В интернете создана и действует мощная сеть такого рода сайтов, работа которых направлена на вербовку и религиозно-идеологическую подготовку новых участников террористических организаций. К целевой аудитории сайтов относятся четыре группы: противники терроризма, «общение» с которыми направлено на их деморализацию, запугивание; международная общественность; лица, сочувствующие терроризму, работа с которыми предполагает агитацию, вербовку, подготовку из их числа новых участников террористической организации; активные участники, с которыми в Интернете поддерживается постоянное общение. Среди задач деятельности террористов в Интернете можно выделить: рекламу террористической деятельности; пропаганду террористической идеологии; дезинформация,запугивание, разрушение эмоциональных и поведенческих установок молодого человека; осуществление взаимосвязи между террористическими сообществами; противодействие пропаганде их противников. Анали деятельности такого рода сайтов выявило их видовые отличия, среди которых выделяют: сайты, деятельность которых направлена на распространение непосредственно идей сепаратизма и экстремизма; сайты, выступающие с призывами к проведению террористических актов; поддержка терроризма, опирающаяся на идеи ксенофобиипо национальному или расовому признаку; сайты справочно-инструктивного характера. Аттрактивность медиатекстов, преимущественно, для подростков и молодежи, предполагает использование следующих приемов: сенсационность заголовков; новостные дайджесты на главной странице; текстовый материал сопровождается визуальной информацией; размещение песен, стихов, видеоклипов, опирающихся на идеологические установки.

Ключевые слова: террористические сайты, пропаганда, вербовка, подростки, молодежь, медиаобразовательный анализ, латентные приемы.

Media education the analysis of terrorist web sites for young people

Dr. Elena Muryukina, Don State Technical University, Rostov-on-don, Russia, Gagarin square1, 344010 murjukina@yandex. ru

Abstract. The article presents the results of media education analysis of the essential characteristics of terrorist websites, their goals and objectives, forms, methods, latent techniques, methods of involvement of young people in terrorist organizations. This is a powerful network of websites, which focus on recruiting and religious-ideological training of new members of terrorist organizations. The target audience of the sites include four groups:

opponents of terrorism, which aimed at the demoralization, intimidation; the international community; sympathy audience, which involves campaigning, recruitment, training among them new members of a terrorist organization; active participants, which the Internet supported by continuous communication. Among the objectives of the terrorist activities on the Internet include: advertising of a terrorist act; propaganda of the terrorist ideology; misinformation, intimidation, destruction of emotional and behaviours of the young person; the relationship between terrorist communities; countering the propaganda of their opponents. The study of terrorist web sites revealed their specific distinctions, among which are: sites that are aimed directly at the spread of ideas of separatism and extremism; the sites, making calls to carry out terrorist acts; support of terrorism, based on ideas of xenophobia; sites of reference and guidance in nature.

Keywords: terrorist sites, advocacy, recruitment, teenagers, youth, media analysis, latent techniques.

Введение

Терроризм сегодня - одна из самых актуальных проблем современного общества. В настоящее время в мире резко возросла опасность террористической угрозы, что находит отражение и в России. Все чаще активными участниками террористических организаций становятся подростки и молодежь не только арабского, но и европейского происхождения. Терроризм понимается как синтез ряда элементов таких как:

• «социально-политические концепции и установки (национал экстремистские, неофашистские, левоэкстремистские, религиозно-экстремистские, криминальные и др.), предусматривающие использование насилия или угрозы его применения в целях устрашения и вынуждения объектов терроризма (властных структур, общественных и частных организаций, граждан) решений и совершению определенных действий, невыгодных и даже неприемлемых для них в интересах субъектов терроризма;

• военизированные, боевые и собственно террористические организации, формирования, иные структуры (как правило, нелегальные или полулегальные), существующие автономно или в составе партий, иных общественно-политических организаций, коммерческих структур, преступных сообществ и т.д.;

• террористическая деятельность - насильственные и демонстративные действия террористического характера (взрывы, поджоги, захват заложников, убийства политических и общественных деятелей, должностных лиц, предпринимателей и других объектов террористических устремлений, акции психологического давления, техногенного терроризма и др.)» [Сущность..., 2015].

Ученые различных отраслей знаний активно занимаются проблемой террористических организаций, определяя пути его распространения, роль масс-медиа в его популяризации, формулируя профилактические мероприятия государства по предупреждению вербовки молодежи в ряды экстремистских групп. На многочисленных совещаниях силовых ведомств, конференциях, в рамках которых поднимаются вопросы, связанные с деятельностью террористических организаций, указывается, что за последнее десятилетие экстремистские и террористические организации укрепили свое

присутствие во всех сегментах Интернета, используя его как основной инструмент по распространению радикальных исламских идей.

Отметим, что терроризм «молодеет», что обусловлено рядом обстоятельств, среди которых мы выделяем:

- повышенную внушаемость, опирающуюся на потребности подростков и молодежи;

- относительную легкость в побуждении детей подросткового и юношеского возраста к действиям (даже радикального толка), что находится в зависимости от их возрастных особенностей развития (стремление к самостоятельным - отличным от старших - суждениям; «взрослым» поступкам; максимализм и пр.);

- подростки-террористы в меньшей степени вызывают чувство опасности в толпе, не выделяются в ней, что становится предпосылкой для достижения поставленных террористами целей и т.д.

Материалы и методы исследования

Постановка проблемы исследования определяется противоречием, сложившимся в связи с активным распространением и деятельностью террористических сайтов, направленных на вербовку молодежи, ииспользованием потенциальных возможностей медиаобразования в их анализе, определении сущностных характеристик, целей, задач, форм влияния на подростков и юношей. Использование комплекса методов исследования, включающих анализ, синтез, обобщение и классификацию, способствует решению следующих задач: изучение русскоязычных террористических сайтов, определение их целей, задач, сущности, форм, методов, латентных приемов, методик работы по вовлечению и вербовке детей подросткового и юношеского возраста в террористические организации; анализ тенденций и перспектив, основных методических и практических методов, технологий и приемов по изучению террористических сайтов для молодежи.

Основными методологическими принципами исследования данной проблемы выступают: принцип единства теории и практики в проведении медиаобразовательного анализа террористических сайтов для молодежи. В качестве наиболее существенных и актуальных выступают следующие подходы: - историософский подход, согласно которому историческое познание, есть один из путей к познанию духовной действительности; - антропологический подход, проблематика и предмет педагогической антропологии, базируется на трех проблемах: человековедении; воспитании человека обществом и общества - человеком; воспитании личности личностью.

Дискуссия

Ученые различных отраслей знаний активно занимаются проблемой терроризма, определяя пути его распространения, роль масс-медиа в его популяризации, формулируя превентивные мероприятия государства по предупреждению вербовки молодежи в ряды экстремистских групп.

На совещаниях силовых ведомств, конференциях, в рамках которых поднимаются вопросы, связанные с деятельностью террористических организаций, указывается, что за последнее десятилетие экстремистские и террористические организации укрепили свое присутствие во всех сегментах Интернета, используя его как основной инструмент по распространению радикальных исламских идей. Как отмечает директор Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет С.А. Чурилов, причинами популярности Интернета как средства пропаганды террористической деятельности, стали: «возможность широкого охвата аудитории; высокая скорость и лавинообразный характер распространения информации через Интернет-ресурсы, социальные сети и блоги; и возможность для анонимного ведения противоправной деятельности» [Чурилов, 2013, с. 87].

Преимущество Интернета перед другими масс-медиа обосновано рядом факторов, среди которых учеными особо выделяются следующие: «информацию, передаваемую традиционными СМИ, в силу законодательных ограничений, рецензируют, тогда как с помощью Интернета послания террористов доносятся до потребителя без какой-либо цензуры, и каждый пользователь имеет возможность получить информацию на любую интересующую его тему. Во-вторых, они носят интерактивный характер, позволяя пользователям оставлять свои комментарии. В-третьих, часть из них создаются террористическими организациями для информирования общественности в нужном ключе» [Сундиев, 2014].

Отметим, что в нашей стране наиболее активные пользователи Интернета - подростки и молодежь, поэтому резко возрастает опасность вовлечения в ряды сторонников террористических организаций. Согласно современным исследованиям [Костихин, 2006], Интернет-пользователи сайтов террористической направленности опираются на 4 вида целевой аудитории:

- первый вид представлен противниками, цель «общения» с которыми -запугивание, их деморализация для того, чтобы они выполняли требования террористов;

- ко второму относится международная общественность, в сознании которой нужно сформировать соответствующее мнение о деятельности террористических групп. «Поскольку в информационную эпоху коммуникационные возможности стали эквивалентом силы, то и общественное мнение стало приоритетом. Поэтому любой теракт - это

информационно-пропагандистская акция, призванная привлечь внимание как можно большее количество людей» [Костихин, 2006];

- третий вид - сочувствующие. Целью взаимодействия с ними выступает агитация, вербовка, подготовка из их числа новых активистов. На сайтах происходит их объединение по идеологическому или религиозному признакам;

- четвертый вид - активные члены, с которыми на сайтах террористической направленности осуществляется связь, «посредством интернета организуется подготовка террористических операций, с непосредственными исполнителями проводится инструктаж, решаются тактические задачи во время проведения терактов» [Костихин, 2006].

В настоящее время подростки и молодежь стали «мишенью» для вербовщиков террористических организаций. О том, что такая проблема стоит «на повестке дня» говорят и участившиеся случаи, когда родители постфактум узнают, что их дети стали участниками террористических организаций. При этом, нам хочется подчеркнуть, что вербовка не предусматривает ограничений по религиозной, половой, социальной, материальной и пр. принадлежности.

Примером может служить случай со студенткой МГУ В. Карауловой, которая в мае 2015 втайне от родителей улетела в Стамбул, откуда ее отвезли на границу с Сирией. Родители устроили масштабные поиски девушки, ее удалось выследить и задержать, после чего она с отцом вернулась в Москву. Позже следователи выяснили, что она планировала примкнуть к «Исламскому государству». Отец девушки утверждает, что ее завербовали. Утверждается, что она всерьез увлеклась исламом, влюбилась в жителя Казани, уехавшего в Сирию и звавшего ее к себе. Незадолго до своего отъезда в Турцию девушка сменила имя в мессенджере на Амину. Хотя в масс-медиа в основном рассматривался только случай с В. Карауловой, важно заметить, что она была задержана вместе с ещё 14-ю россиянами.

Универсальным средством общения и обмена информации между людьми, находящимися на достаточно удаленном расстоянии друг от друга стал Интернет. Многие идеологи «чистого» ислама ориентируются в своей деятельности на Интернет-пространство. Учеными отмечается [Роль..., 2013], что террористическая идеология «ушла в Интернет», поскольку он часто выступает как единственный источник получения информации для молодежи. Таким образом, дислоцирующиеся в Интернете террористические сайты, ориентируются на целевую аудиторию, включающую подростков и молодых людей.

В настоящее время во всемирной паутине сложилась единая система исламистских разноязычных сайтов, целью которых - религиозно-идеологическая вербовка и подготовка будущих участников террористических организаций. Так, в русскоязычном сегменте Интернета создана и действует мощная сеть сайтов, представляющих собой аналоги

202

арабоязычных террористических сайтов. По данным аппарата Национального антитеррористического комитета в Интернете насчитывается свыше 7000 сайтов экстремистской направленности (на которые не распространяется юрисдикция Российской Федерации), из них - 500 на русском языке. Многие «российские» террористические организации имеют собственные сайты, создают «странички» в популярных социальных сетях. Директор Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет С.А. Чурилов выделяет среди причин популярности Интернета для террористических организаций следующие: «возможность широкого охвата аудитории; высокая скорость и лавинообразный характер распространения информации через интернет-ресурсы, социальные сети и блоги; и возможность для анонимного ведения противоправной деятельности» [Чурилов, 2013, с. 87].

Интернет во многом стимулировал создание террористических сетей, что обусловлено рядом причин:

• новые технологии сильно сократили время передачи информации, позволяют рассеивать местонахождение пользователей, сохраняя, при этом возможности быстрой связи и эффективного координирования;

• значительное удешевление затрат на связь;

• используя Интернет, террористические организации существенно разнообразили и усложнили передаваемую информацию.

Рассмотрим основные задачи деятельности террористов в Интернете, отметив, при этом, что на практике они часто интегрируются друг с другом:

- реклама террористической деятельности, «когда экстремистские идеологи, оправдывая соответствующими псевдорелигиозными постулатами диверсионно-террористическую практику в глазах общественности, распространяют на различных сайтах террористических организаций информацию о желании мирного решения конфликтов путем переговоров и воздействия международного сообщества на репрессивные режимы. Проведение силовых акций и терактов они называют вынужденной мерой в силу невозможности мирного урегулирования спорных вопросов по причине несогласия оппонентов» [Рахмонов, 2014, с. 20];

- пропаганда террористической идеологии, осуществляющаяся через распространение справочных и агитационных материалов, призванная обеспечивать постоянный приток новых участников. Для многих террористических организаций Интернет стал базой для вербовки новых активистов и исполнителей терактов. На таких сайтах представлена информация о правилах конспирации,минно-взрывного дела, основах психологии. «Идеологи мирового терроризма в интернете свободно пропагандируют убийство и насилие, распространяют «рецепты» ведения террористической деятельности» [Рахмонов, 2014, с. 20];

- дезинформация,запугивание, разрушение эмоциональной стабильности и поведенческих установок человека, которые называют

203

«психологическим терроризмом». Проанализировав влияние масс-медиа на психологические последствия терроризма, А.А. Мкртчян [Мкртчян, 2012] сформулировал определение террористического акта как оружия психологического воздействия, целью которого выступают негативные психологические последствия долговременного характера. Среди таких последствий он выделил страх, панику, легитимизацию агрессии, посттравматическое стрессовое расстройство, «стокгольмский синдром». Конечной «мишенью» террористических атак ученый определил массовую аудиторию масс-медиа, включая Интернет. А.А. Мкртчян указывает, что «влияние СМИ может быть, как положительным, так и отрицательным. Так, например, непрофессиональное освещение событий способствует искажению информации, которая усиливает отрицательное эмоциональное состояние людей, повышает степень страха и паники, способствует легитимизации насилия» [Мкртчян, 2012, с. 12];

- поддержание взаимосвязи как внутри террористической организации, так и между террористическими сообществами. Активно для достижения поставленной цели используются популярные социальные сети, через которые переправляются тайные сообщения. «Применяются два метода: стеганография (помещение секретных сообщений в другие тексты) и шифрование; - противодействие пропаганде противника. На одной из страниц сайта «Аль-Каиды», озаглавленной «Не присоединяйтесь к нашему противнику», рассказывается о методах распространения дезинформации против «Аль-Каиды», о том, что внешним источникам информации доверять ни в коем случае нельзя» [Костихин, 2006].

На какую же аудиторию направлена информационная атака террористических организаций, осуществляющаяся в Интернете?

А.А. Костихин [Костихин, 2006] выделяет четыре типа целевой аудитории:

1. противники терроризма, «общение» с которыми направлено на их деморализацию, запугивание, что будет способствовать выполнению ими требований террористов;

2. международная общественность (представляет собой достаточно многочисленную группу), у «которой необходимо сформировать соответствующее мнение о деятельности террористических и антитеррористических организаций. Поскольку в информационную эпоху коммуникационные возможности стали эквивалентом силы, то и общественное мнение стало приоритетом. Поэтому любой теракт - это информационно-пропагандистская акция, призванная привлечь внимание как можно большего количества людей» [Костихин, 2006];

3. сочувствующие исламистам, работа с которыми предполагает агитацию, вербовку, подготовку из их числа новых участников террористической организации. Так, в Интернете происходит объединение сочувствующих по религиозному или идеологическому признаку. Для них на

204

сайтах часто организовывается продажа значков, футболок, флагов, видеозаписей и т.д.;

4. активные участники, с которыми в Интернете поддерживается постоянное общение. На сайтах проводится подготовка террористических актов, проводится инструктаж непосредственно с исполнителями, решаются тактические задачи во время проведения терактов.

Безусловно, здесь можно провести прямые параллели с задачами деятельности сайтов, которые мы описали выше. Но хочется отметить, что все четыре типа аудитории - пользователи сайтов террористической направленности, это повышает риск быть вовлеченными в ряды террористов.

Рассмотрим разновидности сайтов террористической направленности, среди которых выделяют следующие группы:

- сайты, деятельность которых направлена на распространение непосредственно идей сепаратизма и экстремизма: представлена информация об идеях джихада; пропагандируются радикальные течения ислама и т.д.;

- сайты, выступающие с призывами к проведению террористических актов, используя идеи религиозной нетерпимости и межнациональной розни [Костихин, 2006];

- сайты, опирающиеся на ксенофобию (под данным понятием понимается страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому; восприятие чужого, как опасного и враждебного), в основе которой лежит национальный или расовый признак;

- основное направление деятельности четвертой группы сайтов, по мнению А.А. Костихина [Костихин, 2006], определено как справочное или инструктивное, что находит отражение в косвенных призывах к террористической деятельности. Медиатексты, представленные на таких сайтах, инструктируют своих пользователей отипах отравляющих и пр. веществ, способах изготовления взрывчатых веществ в домашних условиях, правилах конспирации. Здесь можно найти контактную информациюо людях, которые способны «достать» материалы, необходимые для изготовления взывчатки.

Для придания достоверности сообщениям, размещенным на сайтах, «террористы используют ряд манипуляционных приемов, среди которых наиболее популярны следующие: указание на то, что информация получена из «независимого» источника, цитирование неких «документов», сопровождение текста фото/видеоматериалами, размещение «свидетельств» и мнений «экспертов» [Роль..., 2013, с. 10].

Способы манипуляции сознанием молодежи подлежат особому вниманию в нашем исследовании. Рассмотрим манипулятивные приемы, характеристику которых представил С.К. Кара-Мурза [Кара-Мурза, 2015]:

1) сфабрикованность фактов, таким образом, что эффект манипулирования происходит в результате мелких отклонений, используемых при подаче информации: «Манипуляторы говорят правду,

205

только когда правда может быть легко проверена. В остальных случаях -стараются преподнести материал в нужном им ключе. Причем ложь становится наиболее эффективной, когда опирается на заложенный в подсознание стереотип» [Кара-Мурза, 2015, с. 42];

2) отбор для сюжета событий реальности. Эффективным условием манипуляции сознанием становится контроль масс-медиа над информацией с целью ее подачи в едином контексте. При этом «допускается деятельность оппозиционных СМИ. Но деятельность их должна быть подконтрольна и не выходить за рамки разрешаемого им вещания. Кроме этого СМИ используют «принцип демократии шума», когда ненужное манипулятором сообщение просто должно погибнуть под мощным выбросом разносторонней информации» [Кара-Мурза, 2015, с. 47].

3) серая и черная информация. Масс-медиа активно используют технологии психологической войны, понимаемой как планомерные пропагандистские действия, которые способны оказать влияние на взгляды, эмоции, позиции и поведение людей (относящихся к разным группам: врагов, нейтральных или друзей).

4) большие психозы. Латентной задачей масс-медиа можно считать превращение людей в единую массу, для эффективного регулирования потока медиаинформации, которая управляет сознанием общества.

5) утверждение и повторение. Здесь «информация подается в виде готовых шаблонов, которые активно задействуют имеющиеся в подсознании стереотипы. Утверждение в любой речи означает отказ от обсуждения, поскольку власть идеи, которая может подвергаться обсуждению, теряет всякое правдоподобие. В мышлении человека сложился т.н. мозаичный тип культуры. СМИ являются фактором укрепления такого типа мышления, приучая человека мыслить стереотипами, и не включать интеллект при анализе материалов СМИ. С помощью повторения информация внедряется в глубины подсознания, туда, где зарождаются мотивы последующих действий человека. Чрезмерное повторение притупляет сознание, заставляя любой информации практически без изменений откладываться в подсознании. А из подсознания, через определенный промежуток времени, такая информация переходит в сознание» [Кара-Мурза, 2015, с. 48].

6) дробление и срочность, кода целостная информация делится и преподносится фрагментарно. Это создает сложность для человека в самостоятельном воссоздании общей картины. При дроблении информации о важном событии, удается резко снизить воздействие на человека или вообще лишить ее смысла.

7) упрощение, подведение под стереотипы: «данный вид манипуляции основан на том факте, что человек - продукт мозаичной культуры. Его сознание создано СМИ. СМИ, в отличие от высокой культуры, предназначены именно для массы. Поэтому в них были установлены жесткие ограничения на сложность и оригинальность сообщений. Оправданием для

206

этого служит то правило, что представитель массы способен адекватно усваивать только простую информацию, поэтому любая новая информация подгоняется под стереотип, чтобы человек воспринимал информацию без усилий и внутреннего анализа» [Кара-Мурза, 2015, с. 49];

8) сенсационность, опирающаяся на принцип преподнесения медиаинформации, при котором из отдельных частей медиатекста молодым людям очень сложно составить единое целое. Часто при этом авторами выделяется еще и псевдо-сенсация, «а уже под прикрытием ее -замалчивается по-настоящему важная новость. Непрерывная бомбардировка сознания, особенно «плохими новостями», выполняет функцию поддержания в обществе необходимого уровня «нервозности». Такая нервозность, ощущение непрерывного кризиса, резко повышает внушаемость людей и снижает способность к критическому восприятию» [Кара-Мурза, 2015, с. 50];

9) смысловые изменения слов и понятий. Масс-медиа способны достаточно вольно интерпретировать информацию. Они могут менять контексты, что придает медиатексту искаженную илипрямо противоположную форму.

Итак, с помощью манипулятивных приемов, описанных С.К. Кара-Мурзой, медиатексты оказывают воздействие на сознание своих пользователей, формируя позицию по тому или иному вопросу, установки, поведенческие навыки. А.В. Федоров [Федоров, 2007], продолжая данную тему, отмечает наиболее эффективные методики, которые используются в медиатекстах, в том числе и интернетных:

• «оркестровка» - психологическое давление в форме постоянного повторения тех или иных фактов вне зависимости от истины;

• «селекция» («подтасовка») - отбор определенных тенденций, к примеру, только позитивных или негативных, искажение, преувеличение (преуменьшение) данных тенденций;

• «наведение румян» (приукрашивание фактов);

• «приклеивание ярлыков» (например, обвинительных, обидных и т.д.);

• «трансфер» («проекция») - перенос каких-либо качеств (положительных, отрицательных) на другое явление (или человека);

• «свидетельство», то есть ссылка (не обязательно корректная) на авторитеты с целью оправдать то или иное действие, тот или иной лозунг;

• «игра в простонародность», включающая, к примеру, максимально упрощенную форму подачи информации» » [Федоров, 2007, с. 93].

И здесь в процессе медиаобразования необходимы:

• «просеивание» информации (к примеру, для медиатекстов, претендующих на документальность, эффективно аргументированное выделение истинного и ложного, очищение информации от «румян» и «ярлыков» путем сопоставления с действительными фактами и т.д.);

• снятие с информации ореола «типичности», «простонародности», «авторитетности»;

• критический анализ целей, интересов «авторов медиатекста» [Федоров, 2007, с. 93].

Интерес пользователей подросткового и юношеского возраста вызывает и содержание сайтов террористической направленности, часто опирающееся на творчество в виде песен, стихов, видеоклипов, в которых воспевается «героизм» и «мужество» экстремистов; приводятся биографические данные и факты из жизни лидеров террористической организации.

В качестве проявления интерактивности на сайтах проводятся опросы посетителей. Они с одной стороны, стимулируют интерес «гостей» сайта, а с другой, проясняют для модераторов их отношение к теме терроризма и пр. Важное значение имеет и личная информация, вводимая пользователями в опросах или при регистрации. Она подвергается тщательному анализу вербовщиками террористических организаций, акцентируется определение отношения человека к темам, рассматриваемым на сайте. С наиболее подходящими кандидатурами модераторы сайта (они же вербовщики) стремятся установить контакт. Для этих же целей служат и форумы на сайтах, где участники общаются в режиме реального времени. И.Ю. Абалов подчеркивает, что Интернет как децентрализованная структура, «представляет большие возможности молодежным объединениям террористической направленности формировать в виртуальном пространстве так называемые «автономные ячейки», в которых осуществляется идеологическая работа, управление деятельностью таких групп, сбор денежных средств для её существования и рекрутирование новых членов» [Абалов, 2013, с. 8].

Примером таких террористических сообществ можно считать виртуальные сообщества экстремистов в социальных сетях, в рамках которых открыто создаются группы, объединенные единством взглядов; ведется активная деятельность по агитации, пропаганде, и вербовке молодежи. Так, Д.Г. Балуев констатирует, что использование социальных групп позволяют террористам «усилить свои призывы и достичь большего числа рекрутов, распространять своё видение проблем и оптимизировать информационные операции до, вовремя и после терактов» [Балуев, 2013, с. 14]. Участники групп - экстремисты из разных городов, или стран имеют возможность находиться в тесном контакте друг с другом, обмениваться информацией, планировать совместные акции и пр.

Результаты исследования

Изученные сайты террористической направленности стремятся отвечать запросам всех типов аудитории, то есть содержание удовлетворяет все потребности и мотивы обращения к ним. Еще раз отметим, что в качестве одного из важных факторов интенсивного продвижения сайтов террористической направленности в Интернете выступает именно

массовость в качестве пользователей молодежи, неконтролируемых (или слабо контролируемых) взрослыми и родителями.

Такого рода сайты привлекают молодежную аудиторию с помощью таких приемов как: оригинальные дизайнерские решения; яркость и привлекательность в оформлении главной страницы, медиатекстов; понятная навигационная система и легкий поиск интересующей информации; наличие гиперссылок и пр. К основным формам подачи информации можно отнести новостные дайджесты, «аналитические» материалы. Часто идеологические установки носят завуалированный или латентный характер. При этом, авторами медиатекстов используются технологии подачи информации, характерные для официальных масс-медиа. Они включают следующие приемы: • заголовки носят сенсационный характер; • наиболее важный месседж формулируется в первом абзаце, не повторяя информацию заголовка, а лишь проясняя ее; • новостные дайджесты располагаются на главной странице, с сопроводительными (специально подобранными) фотографиями или тематическими рисунками.

К эффективной форме коммуникации в Интернете, используемой террористами для организации взаимодействия с заинтересованной аудиторией (среди которой преобладают дети подросткового и юношеского возраста), можно отнести авторские блоги и форумы, в них общение между пользователями ведется в свободной форме, а «граница между производителями и потребителями информации стёрта. Такой вид информации получил название «созданный пользователем контент» [Костихин, 2006, с. 16].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еще недавно пропагандистская работа осуществлялась через сервер-площадку, на которой размещались медиатексты и выражались мнения. В настоящее время ее сменила «страница эксперта», с присущими ей характеристиками: «аппелирование к собственным знаниям больше, чем к внешним источникам; возможность пользователей комментировать мнение эксперта (что повышает доверие к такому типу интернет-пропаганды); низкая вероятность блокирования интернет-провайдером; возможность объединения экспертов в высокоавторитетные сообщества, которые могут сформировать основные стереотипы» [Сироткин, 2013, с. 88]. К задачам виртуального эксперта относятся следующие: «подогревание» интереса к теме; организация разъяснительной беседы в ходе которой приводятся умело подобранные аргументы, комментарии.

Наряду со специально созданными сайтами, группами в социальных сетях, авторскими блогами и форумами, представители террористических групп активно продвигают свои видеоролики на популярных видеопорталах. Еще одним приемом аттрактивности и поддержания постоянного интереса у своей аудитории выступает изображение террористической организации в виде «жертвы». На сайте появляются медиатексты, о преследованиях террористической группы, покушении на ее лидеров, гонении и арестах ее

209

участников, ограничении их свободы выражения. Такое позиционирование террористической организации в виде слабой, даже беззащитной, постоянно преследуемой сильным государством, имеет своей целью привлечь «сочувствующую» аудиторию. В этом случае участники террористической организации представляются «освободителями», для которых насилие не в приоритете, но его использование оправдывается борьбой с безжалостным врагом. Так террористы перекладывают ответственность за насилие с себя на своего оппонента, обвиняя его в безнравственности и жестокости.

Например, анализ одного из террористических сайтов показал, что он взял за основу идеи западной демократии. На сайте представлены медиатексты, в которых указывается, что Россия в своем развитии должна опираться на западные принципы и ценности, соблюдать нерушимость демократических прав и свобод граждан. А уже в своей «Революционной программе» глава организации подвергает жесткой критике Правительство страны, выступает за отделение Чечни от РФ, выступает за ведение борьбы с неверными.

Еще одной характерной особенностью сайтов террористических направленности, указывающей на созданную сеть, мы можем назвать наличие гиперссылок в медиатекстах, которые ведут своих пользователей на аналогичные интернет-ресурсы террористической направленности. Таким образом, попав даже случайно на такой сайт, молодые люди по гиперссылкам переходят со страницы на страницу, где все медиатексты ориентированы на привлечение их внимания, создание условий для проявления их интереса в интерактивной форме и пр.

Перспективы дальнейшего развития террористической сети в Интернете связаны с еще большей децентрализацией. Возможно, она будет состоять из множества интернациональных групп и иметь горизонтальную, а не вертикальную структуру. Такая форма усложнит работу по их выявлению и уничтожению. Для детей подросткового и юношеского возраста это означает увеличение рисков быть вовлеченными в деятельность террористических организаций.

Выводы

Мы проанализировали сущность русскоязычных сайтов террористической направленности, выявили их цели и задачи, формы, методы, манипулятивные приемы работы по вовлечению и вербовке подростков и молодежи в террористические организации. Отметим, что основная цель экстремистских сайтов - религиозно-идеологическая подготовка будущих участников террористических организаций. К задачам деятельности террористов в сети относятся: реклама террористической деятельности; пропаганда террористической идеологии; дезинформация, запугивание, разрушение эмоциональных и поведенческих установок молодежи; осуществление взаимосвязи между террористическими

210

сообществами; противодействие пропаганде их противников. Хочется подчеркнуть тесную взаимосвязь задач между собой. Создатели экстремистских сайтов используют следующие приемы: сенсационность заголовков; новостные дайджесты; яркую визуальную информацию (специально подобранными фотографиями, тематическими рисунками, карикатурами, ссылками на видеоролики).

Для «подогревания» интереса пользователей подросткового и юношеского возраста часто медиатексты представлены в виде песен, стихов, видеоклипов. Эта составляющая опирается на идеологические установки, например, в них воспевается «героизм» и «мужество» террористов.

Одним из важных свойств общения с пользователями сегодня становится интерактивность. Террористические сайты активно опираются на этот тренд, тем более, что он отвечает потребностям и интересам подростков и молодежи. Так, на сайтах проводятся опросы посетителей, что помогает прояснить модераторам их отношение к теме терроризма и пр. Важное значение для анализа имеет и личная информация, вводимая пользователями при регистрации.

Таким образом, очевидна опасность террористических сайтов для молодого поколения, поэтому важно направить образовательные ресурсы медиапедагогики на развитие их критического мышления, развитие самостоятельного мышления, умений анализировать медиатексты.

Литература

Абалов И.Ю. Противодействие терроризму в социальных медиа // Роль средств массовой информации и Интернета в предупреждении терроризма: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (Т. 2). М.: Рос. гос. ун-т нефти и газа, ОАО «Нефть и бизнес», 2013. С. 8-14.

Балуев Д.Г. Опыт некоторых зарубежных стран в сфере противодействия распространению экстремистской идеологии в сети Интернет // Роль средств массовой информации и Интернета в предупреждении терроризма: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (Т. 2). М.: Рос. гос. ун-т нефти и газа, ОАО «Нефть и бизнес», 2013. С. 14-19.

Более 500 экстремистских сайтов на русском языке действуют вне рунета // РИА Новости. 18 октября 2012 г. http://news.mail.ru/incident/10633770/ (дата обращения 18.08.2016). Кара-Мурза С.К. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2015. 640 с.

Костихин А.А. Интернет как инструмент террористических и экстремистских организаций в психологической войне. http://www.iimes.ru/rus/stat/2006/11-0706c.htm

Мкртычян А.А. Влияние средств массовой информации на психологические последствия терроризма: автореф. дис. ... канд. псих. наук. М.: Моск. гос. ун-т, 2012. 37 с.

Рахмонов А.С. Современные тенденции в развитии радикальных экстремистских и террористических организаций в ЦАР и России: основные пути и формы противодействия вовлечению молодежи в их ряды // Противодействие террористической и иной экстремистской деятельности исламских радикальных структур на территории государств - участников Содружества независимых государств: материалы международного научно-практического семинара. М., 2014. С. 15-27.

Роль средств массовой информации и Интернета в предупреждении терроризма: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (Т. 1, 2). М.: Рос. гос. ун-т нефти и газа, ОАО «Нефть и бизнес», 2013. 119 с.

Сироткин П.Ф. Роль средств массовой информации в реализации права на свободу выражения мнения и недопущение их использования для распространения идеологии терроризма // Роль средств массовой информации и Интернета в предупреждении терроризма: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (Т. 2). ). М.: Рос. гос. ун-т нефти и газа, ОАО «Нефть и бизнес», 2013. С. 87-89.

Сундиев И.Ю., Смирнов А.А. Медиаресурсы в экстремистской и террористической деятельности: функциональный анализ. www.crime.vl.ru/media/mediaterror.docx Сущность современного терроризма. http://gochs.info/p383.htm

Федоров А.В. Медиаобразование: социологические опросы. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 228 с. Чурилов С.А. Система противодействия идеологии насилия (экстремизма и терроризма) и телевидение // Роль средств массовой информации и Интернета в предупреждении терроризма: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (Т. 1). М.: Рос. гос. ун-т нефти и газа, ОАО «Нефть и бизнес», 2013. С. 89-93.

References

Abalov, I.Y. (2013). Combating terrorism in social media. Role of the media and Internet in terrorism prevention (Vol. 2). Moscow, 2013, pp. 8-14.

Baluev, D.G. (2013). The Experience of some foreign countries in the sphere of combating the spread of extremist ideology in the Internet. . Role of the media and Internet in terrorism prevention (Vol. 2). Moscow, 2013, pp. 14-19. Churilov, S.A. (2013). Asystem of counteracting violence (extremism and terrorism) and television. Role of the media and Internet in terrorism prevention (Vol. 1). Moscow, 2013, pp. 89-91.

Costihin, A.A. (2006). Internet as a tool for terrorist and extremist organizations in the psychological war. http://www.iimes.ru/rus/stat/2006/11-0706c.htm

Fedorov, A.V. (2007). Media education: sociology surveys. Taganrog: Kuchma, 228 p. Kara-Murza, S.K. (2015). Manipulation of consciousness. Moscow: Exmo, 640 p.

Mkrtchyan, A.A. (2012). The Influence of the media on the psychological consequences of terrorism. Ph.D. Dis. Moscow, 37 p.

More than 500 extremist websites in Russian are out of the Runet. RIA News. October 18, 2012. http://news.mail.ru/incident/10633770/ (accessed 18.08.2016).

Rakhmonov, A.S. (2014). Modern trends in the development of radical extremist and terrorist organizations in the Central African Republic and Russia: the main ways and forms of counteraction to involvement of young people in their ranks. The Counter terrorist and other extremist activity of radical Islamic structures on the territory of States - participants of the Commonwealth of independent States: proceedings of the international scientific-practical seminar. Moscow, pp. 15-27.

Role of the media and Internet in terrorism prevention (Vol. 1, 2). Moscow, 2013, 119 p.

Sirotkin, P.F. (2013). The Role of the media in the realization of the right to freedom of expression and the prevention of their use to spread the ideology of terrorism. Role of the media and Internet in terrorism prevention (Vol. 2). Moscow, 2013, pp. 87-89.

Sundiev, I.Y., Smirnov A.A. (2016). Media resources in extremist and terrorist activities: functional analysis.

www.crime.vl.ru/media/mediaterror.docx (date accessed: 10.08.2016).

The essence of modern terrorism. http://gochs.info/p383.htm (date accessed: 11.08.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.