ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Арутюнян А.Ю., Возчиков В.А.
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ - ВВЕДЕНИЕ В МЕДИАКУЛЬТУРУ
Философия образования есть мировоззрение человека в определенный исторический период, воплощенное в конкретные педагогические концепции. Данная дефиниция вовсе не требует, как мы полагаем, интерпретации педагогики как прикладной философии, но позволяет рассуждать о человеческой самости, о явлениях и неиспользованных человеческих возможностях, красоте идей и одухотворенности познания. Нельзя философствовать о конкретном, утверждал Адорно, но можно - исходя из конкретного [1, с. 40]. Чем более спекулятивны рассуждения об образовании, чем основательнее «обрастает» оно специальными научными терминами, тем обособленнее, отчужденнее образовательный процесс от реальной человеческой жизни, тем призрачнее надежда на «встречу» технологического и вдохновенного, рационального и духовного в некоем общем основании, каким является человек. Выделяя в качестве ведущей человекообразующую функцию образования, мы, по сути, восходим к онтологическим (бытийным) его смыслам.
В современном информационном обществе образование предстает разнообразной палитрой областей культуры, вобравших духовную деятельность человека. Личность образованная, иными словами - ориентированная на нравственно-духовные ценности, реализующая и развивающая в течение всей жизни заложенное природой и обретенное в процессе социализации, есть личность, пребывающая в культуре, к какому бы смыслу последней мы ни обратились. Образование суть ключевое условие постижения опыта человечества в освоении природного, социального и собственно культурного мира, сконцентрированном в культуре как способе и форме человеческого бытия, исторической мере человеческого образа жизни. При подходе к культуре как совокупности общественных достижений и системе ценностей, обусловливающим обособление материальной, духовной, физической и т.д. культур, образовательная составляющая каждого «ответвления» единого «древа» также очевидна. Развитие как образования, так и культуры - процессы творческие, движимые стремлением к новым смыслам. Уникальность феномена образования в том, что обеспечивая вхождение личности в культуру, широчайшее распространение ценностей последней, оно само становится культурой, воспроизводит ее и развивает, а личность образованная предстает не только продуктом, но и творцом культуры.
Образование развертывается как «подъем к всеобщему» (Х.-Г. Гадамер). То, что изначально существует лишь как возможность, в ходе образовательного процесса проявляется образом человека, «уточненным» педагогическим творчеством. Антропологическая составляющая образования как важнейший атрибут его самотождественности определяет направленность методологической рефлексии на механизмы мироощущения, миропонимания, миросозидания личности, в целом же формирование онтологически обоснованного проективного взгляда на будущее образования исходит из экзистенциальных смыслов последнего, его идеалополагающих целевых установок, жизнеутверждающих ценностных ориентиров.
21
ISSN 1029-3388
Согласно «закону поля» (Пьер Бурдье), каждой сфере деятельности уготована собственная логика существования. Однако, опять же по Бурдье, сегодня средства массовой информации (СМИ) вторгаются в «поля» культуры и гуманитарных наук, разрушая их, а сами все больше подчиняются нормам «поля» бизнеса. В смысловом контексте известного определения культуры как системы исторически развивающихся надбиологичес-ких программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях, отчетливо отражаются характерные особенности средств массовой информации - знаковых воплощений медиакультуры.
Ритмологическая непрерывность и вездесущность средств массовой информации, их многофункциональность и адаптивность к социальным системам и структурам власти определяют силу их влияния на мировоззрение и поведение людей, характеризуют современную цивилизацию как тотально информационную. Информационно-коммуникативная доминанта постиндустриальных процессов и отношений определяет фактор медиакультуры в качестве ведущего условия социополитических, экономических и иных цивилизационных трансформаций, знаменующих собой становление информационного общества. Однако очевидна и обратная детерминация, поскольку расширение медиакультурных компетенций имплицитно заложено в целевых установках информационной общественной модели. Можно сказать, медиакультура и обусловлена общественным процессом, и в то же время направляет его.
Медиакультура в доминирующем статусе - фактор именно информационной цивилизации. Подчеркнем: история средств массовой информации не укладывается лишь в несколько последних десятилетий, однако именно на вторую половину XX столетия пришлись небывалое прежде развитие средств обработки и передачи информации, интенсификация информационных процессов, возрастание их скорости. Следствием данного процесса стало формирование нового типа организации общества, его функционирования и управления. Иными стали массовое сознание и массовая культура - феномены, присущие любому государству на всех этапах его развития. Впервые «человек массовый» предстал многочисленной группой, способной реально влиять на социальные процессы. Изменилась и «иерархия статусов»: «массовый человек» уже не идентифицирует себя «встроенным» в общественную систему, а позиционируется как ее необходимое, более того - востребованное современным укладом жизни звено.
Присутствие медиакультуры обнаруживается практически во всех аспектах современной жизнедеятельности человека, определяя бытийную заданность существования последнего. В условиях доминирования медиакультура преобразует мир человеческих отношений, привносит специфические черты в сознание субъекта, что позволяет ставить проблему онтологических оснований медиакультуры, месте человека в этой онтологии.
Поскольку на новом этапе цивилизационного развития возрастает значение обслуживающего сектора (не самое удачное, конечно, определение, следует постоянно иметь в виду его многозначность, включающую и высокого уровня интеллектуальную деятельность), усиливается роль сервиса информационного, осуществляемого средствами массовой информации как компонентами медиакультуры. Именно в этом смысле справедливо утверждать, что только в информационном обществе медиакультура выходит на приоритетные позиции.
Макромир медиакультуры в настоящее время являет повседневный бытийный контекст самоопределения личности, направляя процесс индивидуально-личностного ста-
22
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 1/2014
новления в пространство проблемной сопряженности медиакультурных смыслов и человеческой субъективности. Ощущение изначальной собственной причастности к миру медиа - динамичной конструкции, творимой человеком, - презентует многообразие сюжетов ориентирования в действительности, стимулирует выработку ценностных категорий, содержательных установок индивидуального бытия как факторов самостроительства личности в современной социокультурной ситуации. Вхождение в медиакультуру предстает и практикой, и условием адекватного освоения проблемного поля человеческого существования.
Полагаем, достаточно адекватно раскрывает суть медиакультурного феномена следующее определение: медиакультура - это доминирующая культура информационного общества, имеющая способом бытования деятельность традиционных и электронных средств массовой информации, воссоздающих социокультурную картину мира с помощью словесных, звуковых и визуальных образов; культура-универсум, вобравшая в себя функциональное многообразие массовой, народной, элитарной культур и их модификаций, онтологически укорененная в жизнедеятельности человека; культура-метасообщение о мировоззрении человечества.
В настоящее время цели и задачи медиаобразования рассматриваются достаточно широко: помочь человеку в творческих исканиях собственной сути, обнаружить и развить его потенциальные способности и стремления, тем самым придав новые духовные силы для подлинной жизни. Медиаобразование в нашем понимании предстает фактором становления личности в контексте прошлого и настоящего опыта, условием диалогического взаимодействия индивидуальных содержаний педагога и учащегося, результатом чего становится реально достигаемая в учебно-воспитательном процессе интеграция совместной деятельности учителя и учеников в виде атмосферы сотрудничества и высокой степени взаимопонимания, единства направленности и организованности, искренней доброжелательности и открытости отношений, сплоченности и глубины интереса педагога и воспитанников друг к другу.
Обоснованно отмечается практическая направленность медиаобразования на освоение новых форм коммуникации, на самовыражение с помощью невербальных способов общения, на развитие коммуникативных (диалогических) качеств личности. При объектном подходе средства массовой коммуникации рассматриваются как интегрированный канал воздействия: обучаемый лишь пассивно воспринимает информацию, нормативные предписания, получает определенные впечатления, при этом роль педагога сводится к регулированию силы и направленности влияния массовой коммуникации.
При субъектном подходе информационные процессы предстают как часть социальной среды, обладающей воспитательным потенциалом. Развивающее влияние данной среды возможно лишь при личностном отношении к получаемой информации как со стороны учащихся, так и со стороны педагогов, их творческой активности при восприятии материалов СМИ, использовании медиасообщений в актуальной деятельности.
В русле субъектного подхода разработана, в частности, педагогическая концепция поэтапного формирования знаний, социальных установок и поведения личности с учетом и использованием возможностей средств массовой коммуникации. Предлагается четырехуровневый алгоритм взаимодействия личности с сообщениями СМИ в соответствующих педагогических условиях [подр.: 6, с. 8]. На первом - установочном - этапе происходит выявление установок различных групп учащихся на те или иные средства массовой коммуникации. Деятельность педагога на данном этапе сводится не только к
23
ISSN 1029-3388
фиксированию отношения обучаемого к газетам, журналам, теле- и радиопередачам, но и - при необходимости - корректировке или обогащению выявленных установок.
Этап восприятия реципиентами средств массовой коммуникации предполагает создание оптимальных педагогических условий для адекватного понимания медиатекстов. Практика свидетельствует, что эффективны совместные просмотры телепередач, прослушивания радио, чтения газетно-журнальной периодики с последующим непринужденным обменом впечатлениями.
На третьем - мотивационном - этапе формируется адекватное отношение к собственно содержанию медиасообщений. Задача педагога - обеспечить первоочередное восприятие наиболее значимой, полезной в развивающем плане информации.
На завершающем - деятельностном - этапе смысл педагогической работы сводится к актуализации возможностей учащихся на основе ранее адекватно воспринятых и интериоризованных сообщений средств массовой коммуникации решать проблемы, возникающие в конкретной повседневной деятельности.
Медиаобразование суть способ постижения медиакультуры, в основе которого «обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике» [2, с. 37].
В последнее десятилетие медиаобразование обнаруживает тенденцию к расширению сферы своих компетенций, к характеристикам явления образовательного добавляя черты феномена медиакультурного. В современных исследованиях отражается понимание медиаобразования как развернутой долговременной общественно-просветительской деятельности, его основной смысл видится в непрерывном развитии в социуме культуры адекватного рационально-критического восприятия содержания медийных текстов и самостоятельной оценки деятельности средств массовой информации, формировании «информационной культуры, основанной на демократических и гуманистических идеалах и ценностях, на уважении принципа культурного многообразия» [4, с. 187-188].
Медиаобразование как учебное действие создает новое знание, актуальное для настоящего и будущего познающего субъекта, тем самым своими средствами дополнительно мотивируя усвоение действующего «знаниевого» стандарта. Возможности медиаобразования для становления духовного облика личности обусловлены его связями не только с педагогикой, но и такими отраслями гуманитарного знания, как искусствоведение (включая киноведение, литературоведение, театроведение), культурология, история (история мировой художественной культуры), психология (психология искусства, художественного восприятия, творчества), философия образования и т.д.
Перспективы медиаобразования тесным образом связаны с процессом социальной модернизации, формированием основ гражданского общества. Характерным показателем развития медиаобразования является то, что обсуждение его проблем уже не ограничивается только сферой образования, но переходит и во властные структуры. На межправительственном уровне признано необходимым «принять меры к тому, чтобы научить детей пользоваться новыми технологиями, используемыми средствами массовой информации, и научить противостоять насилию и нетерпимости» [5, с. 37]. Указывается, что необходимые меры могут «заключаться в поддержке деятельности центров и организаций, которые специализируются на обмене информацией, касающейся детей и насилия на экране». Речь, таким образом, идет о необходимости развития всех структур, занимающихся медиаобразованием.
24
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 1/2014
В условиях доминирования медиакультуры медиаобразование (необходимый ответ образовательной сферы вызовам медиареальности), становясь структуроформирующим звеном системы образования, призвано содействовать актуализации онтологической сущности образования как воспроизводства человеческого качества бытия, опираясь на социокультурный опыт человека, обогащая новым содержанием учебный процесс, традиционные технологии и формы образования. О медиаобразовании можно говорить как об опережающем образовании в смысле его непрерывности, нацеленности на развитие творческого потенциала человека, приоритетного внимания к проблемам информационной современности.
Современные исследователи ставят не самый оптимистичный диагноз российскому обществу: его массовизация, катализатором которой являются СМИ, продолжается, общество предстает «адаптивно-зрительским» [3, с. 88], то есть «выстраивающим» свое поведение под предлагаемые модели. Представляется, что медиаобразование в сегодняшних условиях призвано активизировать личностное начало в ребенке, способствовать его индивидуализации в гуманистическом смысле. Медиаобразование, может быть, единственное в настоящее время средство увидеть в пестрой информационной мозаике целостную картину мира. А необходимость такого синтеза, думается, очевидно вытекает из вышеизложенного. Расширение медиаобразовательного сегмента философии образования наполнит гуманистическим смыслом метафорическое представление о медиа, как «окне в мир», позволит воспринимать действительность без искажения, а, следовательно - принимать адекватное участие в жизни социума.
Библиографический список
1. Адорно, Т.В. Негативная диалектика / Пер. с нем. Е.Л. Петренко [Текст] / Т.В. Адорно. - М.: Научный мир, 2003. - 374 с.
2. Долдунова, Н. Медиакультура - новая школьная дисциплина [Текст] / Наталья Долдунова // Мир образования. - 1996. - № 5. - С. 36-39.
3. Дубин, Б. Человек без лица в конце света. Визуальная антропология Владимира Величковича [Текст] / Б. Дубин // Понятие гуманизма: Французский и русский опыт. La notion d’ humanisme: Experience russe et francaise. - М.: РЕЕУ, 2006. - С. 88-101.
4. Короченский, А.П. «Пятая власть»? Феномен медиакритики в контексте информационного рынка [Текст] / А.П. Короченский. - Ростов: Изд-во Международного Ин-та журналистики и филологии, 2002. -272 с.
5. Межправительственная конференция по вопросам использования культурной политики в целях развития общества. Программа действий по использованию культурной политики в целях развития общества. Стокгольм, Швеция, апрель 1998 [Текст] // ЮНЕСКО об информационном обществе: основные документы и материалы / Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». - СПб.: Российская национальная библиотека, 2004. - С. 36-38.
6. Школьник, Л.С. О педагогических функциях массовой коммуникации [Текст] / Л.С. Школьник // Влияние средств массовой коммуникации на интересы детей и молодежи: сб. науч. тр. / Ред. колл.: Л.С. Школьник, В.С. Хелемендик. - М.: Изд-во АПН СССР, 1989. - С. 4-21.
25