Научная статья на тему 'Медиаобразование в Восточной Европе'

Медиаобразование в Восточной Европе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоров А. В., Левицкая /. Новикова А. А.

Статья анализирует процесс развития медиаобразования в странах Восточной Европы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиаобразование в Восточной Европе»

Медиапедагогика за рубежом

Медиаобразование в Восточной Европе*

А. В. Федоров доктор педагогических наук, профессор А.А.Новикова кандидат педагогических наук

*Данная статья написана при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, проект N 04-06-00038a «Сравнительный анализ развития медиаобразования в

ведущих странах Запада»)

Венгрия. В течение многих лет отдельные усилия венгерских педагогов внедрить медиаобразование в учебных заведения страны наталкивались на бюрократические препоны коммунистически ориентированного режима. Как и в России, в 60-х годах XX века в Венгрии активно развивался так называемый эстетический подход в кинообразовании, когда на первое место в обучении ставилась задача формирования художественного вкуса аудитории на примере «авторских», в той или иной степени сложных для восприятия фильмов. Более того, с 1965 года кинообразование было включено в официальные учебные планы средних школ. С 1965 года по 1978 год кинообразование под названием «эстетика фильма» интегрировалось в курс венгерского языка и литературы. В 80-е годы вплоть до 1995 года централизация учебного плана была заменена на региональные инициативы, таким образом, медиаобразовательные аспекты по сути стали факультативными. В 1995 году, после десяти лет локальных экспериментов и теоретико-методической подготовки, в национальный учебный план средних школ был включен медиаобразовательный курс, рассчитанный на учащихся 12-18 лет (с седьмого по двенадцатый классы). Новый учебный план стремится развивать понимание учащимися медиатекстов, роли медиа в обществе и т.д. Этот план рассчитан на 15-20 лет, в течение которых будут апробированы базовые медиаобразовательные подходы. В 2005 году ожидается, что выпускники школ смогут для сдачи одного из итоговых экзаменов выбрать предмет, связанный с медиа. Это может быть проект, объединяющий теорию, практику и устный экзамен.

Венгерские медиапедагоги не боятся обвинений в пропаганде «защитного» и «эстетического» подходов в медиаобразовании, когда выбирают для своих занятий выдающиеся произведения медиакультуры [Benyei-Fazekas, 1999, p.57]. Тому есть простое объяснение: во-первых,

подрастающему поколению полезно знать о наиболее значительных художественных медиатекстах; во-вторых, знакомство с шедеврами вовсе не означает, что на занятиях не будут анализироваться «мыльные оперы» или реклама [Benyei-Fazekas, 1999, pp.62-63]. Конечно, пуристы от медиапедагогики могут упрекнуть авторов венгерского учебного плана по медиаобразованию в том, что они опираются в основном на аудиовизуальные медиа. Однако кто сказал, что на этом материале нельзя добиться тех же положительных результатов, что и на материале прессы?

Национальный институт общего образования Венгрии из года в год собирает коллекцию программ и материалов по всем направлениям медиаобразования. Публикуются учебники, хрестоматии, книги для учителей, тиражируются аудиовизуальные пособия по тематике, связанной с медиакультурой. В 2001 году был создан СD-ROM «Аудиовизуальное искусство и медиаобразование в Венгрии» [Hartai, Gyorgy, Benyei and others, 2001], включающий не только текстовую информацию, но и обширные видеофрагменты, например, записи медиаобразовательных уроков. Вот лишь некоторые темы, рассматриваемые в венгерском учебнике по медиаобразованию: роль медиа в обществе, процесс создания медиатекстов, жанры кино и телевидения, сюжет и монтаж, типология аудитории и т.д.

Между прочим, инструкции нового учебного плана предусматривают, что преподавать медиакультуру в школах будут специально подготовленные педагоги. Первые медиаобразовательные курсы стали читаться в Будапештском университете с 1994 года. Сначала цикл медиаобразовательных предметов был прочитан для 35-ти будущих медиапедагогов в течение 8 семестров по 12-14 часов в неделю (общее число часов, выделяемых на медиаобразование может колебаться от 120 до 500 часов за весь курс обучения). С 1997 года в шести главных городах Венгрии были организованы медиаобразовательные курсы (по 30-120 часов) для школьных учителей. В каждом городе ежегодно на такие курсы записываются 20-40 учителей, понимающих важность медиапедагогики в современном мире. Цели подобных региональных медиаобразовательных курсов можно определить следующим образом:

-представить учителям образцы медиаобразовательных программ; -способствовать эффективному внедрению медиаобразовательных курсов в школьный процесс обучения;

-помочь педагогам составить свои индивидуальные программы медиаобразовательного цикла.

В настоящее время в Венгрии насчитывается не менее 700 медиаобразованных учителей, способных читать соответствующие

курсы в школах. Медиаобразовательные курсы преподаются в 23-х столичных и двадцати региональных специализированных центрах. Таким образом, в 20% средних школ Венгрии медиаобразование стало уже привычным компонентом учебного процесса.

В 60-е - 70-е годы ХХ века медиаобразование в Сербии развивалось в основном на материале киноискусства при доминанте «эстетической парадигмы». В 80-х годах возник больший интерес к использованию в учебном процессе телевидения. 90-е годы были не самыми лучшими для развития медиаобразования в Сербии в связи с различного рода вооруженными конфликтами внутри бывшей Югославской Федерации, однако отдельные очаги преподавания курсов медиакультуры можно обнаружить не только в Белграде, но и в других городах республики. Исследователи Н.Корач (Nada Korac) и Я.Хоукинс (Jan Howkins) в конце 90-х годов ХХ века разработали, например, специальную медиаобразовательную программу для учащихся, учитывающую политическую и социальную специфику стран, находящихся в зоне конфликтов [Korac & Howkins, 1999, pp.15-17].

Не имея устойчивого статуса, медиаобразование в Сербии ищет свою опору в разделах «Информатики», «Образовательных технологий», «Массовой коммуникации» и других дисциплин школьного и университетского уровней. Время от времени организуются специализированные летние школы. В том или ином виде курсы по медиакультуре читаются в шести педагогических институтах. В школах медиаобразование интегрировано в курс изучения родного языка и информатики, в вузах - в курсы социологии, информационных технологий, педагогики, психологии и т.д.

Словения - независимое государство, еще не так давно также входившая в состав Югославии. Медиаобразование стало активно развиваться здесь лишь в 90-е годы, когда специально созданной научно-педагогической группой стал реализовываться

соответствующий проект. В нем утверждалось, что главная цель медиаобразования состоит в том, чтобы помочь школьнику и студенту стать компетентным, социально ответственным и активным гражданином с автономным критическим мышлением, умеющим выбрать качественную информацию и ответственно общаться с медиа в социуме. При этом выделялись три главных компонента развития умений: 1)анализа, оценки и создания медиатекстов; 2)понимания и анализа политических, экономических, социальных и культурных контекстов окружающей медиасреды; 3)активной коммуникации с медиа с точки зрения демократической общественной системы [Erjavec & Volcic, 2002, pp.15-17].

На первом уровне реализация этого проекта проходила в некоторых детских садах экспериментальным способом. Пятилетних детей учили понимать различия между беллетристикой и научной литературой, рекламными объявлениями и новостями, реалистическими и фантастическими медиатекстами. Во второй половине 90-х медиаобразование было интегрировано в курсы словенского языка в начальной школе (при наличии параллельных факультативных курсов по медиакультуре). В средних школах Словении медиаобразование было включено в учебный план как обязательная часть таких дисциплин, как словенский язык, социология, психология и история искусств. Так в курсе социологии речь идет об изучении ключевых понятий медиа («агентство», «технология», «аудитория», «репрезентация» и др.). В курсе словенского языка предусматривается анализ жанров, стиля и языка медиатекстов. В курсе психологии идет речь о проблемах воздействия медиа на аудиторию, стереотипах в медиатекстах и медиавосприятии. Медиаобразование занимает важное место в таких значимых проектах, как Детский парламент, День радиовещания для детей и др.

Факультет социальных наук в Любляне уже не первый год готовит студентов к медиаобразованию школьников. Выпускаются учебники, касающиеся различных разделов медиаобразования и функционирования медиа в обществе. Кроме того, ежегодно организовываются медиаобразовательные курсы для двухсот словенских учителей и такого же числа родителей школьников, заинтересованных в том, чтобы получить знания о медиакультуре. К сожалению, в Словении до сих пор нет Ассоциации медиаобразования, способной объединить усилия профессиональных педагогов по всей стране. Слабо развита и научно-исследовательская деятельность в области медиапедагогики.

Как и во многих других странах, исследования показывают, что у словенских медиапедагогов достаточно популярна опора на медиаобразовательные концепции развития «критического мышления» (по отношению к любым аспектам функционирования медиа в социуме) и «протекционизма» (когда сторонники «высокого искусства» видят в средствах массовой коммуникации угрозу национальной культуре и идентичности и борются с их инъекционным влиянием на якобы пассивную молодежную аудиторию). Все больше сторонников приобретает и концепция приоритета творческих проектов («проектов для самовыражения личности учащегося») в медиаобразовании, когда учащиеся учатся в процессе исследования какой-либо проблемы [Dragan, 1999, p.91].

C 1993 года в словенских школах осуществляется внедрение мультимедийного образования [Ме1е, 1999, p. 116], сочетающийся с программой компьютерной грамотности.

Медиаобразование на Украине советского периода в течение многих десятилетий практически ничем не отличалось от российского. Медиаобразовательные занятия (в основном на материале киноискусства и прессы) имели очаговый, факультативный характер и зависели от энтузиазма конкретных педагогов. В теории и методике доминировали эстетический и практический подходы [Силина, 1968; Чашко, 1979 и др.]. В 60-х - 80-х годах ХХ века наиболее активной была киевская группа украинских кинопедагогов (О.Мусиенко, В.Силина, Л.Чашко и др.).

Новая страница в движении украинского медиаобразования началась с 1999 года, когда во Львовском национальном университете был создан Институт экологии массовой информации под руководством Б.В.Потятиника, который наладил сотрудничество с американскими медиаобразовательными ассоциациями и взял курс на разработку новых подходов в области медиапедагогики (по-украински медиаобразование переводится как медга-освгта). Согласно своему названию, Институт экологии массовой информации, в определенной мере сделал ставку на развитие «предохранительных», «защитных» подходов, обоснованных негативным влиянием медиа [Габор, 2002, с.49-52; Потятиник, Лозинський, 1996, с.61-90; Потятиник, 2004]. Однако материалы интернетного сайта института и многочисленных круглых столов и конференций, проведенных под его эгидой, показывают, что в качестве базовых рассматриваются также такие медиаобразовательные концепции, как семиотическая, культурологическая, социокультурная, развития критического мышления. «Украинская версия» медиаобразования основана на объединении усилий не только педагогов, но и психологов, журналистов, юристов и священников [Габор, 2002, с.50].

В сентябре 2002 года лидеры Института экологии массовой информации Б.Потятиник и Н.Габор успешно организовали и провели международную научно-практическую конференцию

«Медиаобразование как часть образования гражданина» [Мед1а-атака, 2002].

Эстония. Еще в советские времена в эстонских школах осуществлялись довольно продвинутые по тем временам программы кинообразования учащихся (Л.Раудсепп, А.Нахкур и др.). «Внедрение в 1967/68 учебном году факультативного курса по основам киноискусства послужило основой для дальнейшего поиска возможностей» [Раудсепп, 1982, с.114] аудиовизуального медиаобразования в Эстонии (в основном

в рамках эстетически и семиотически ориентированных моделей, на последних сказалось влияние идей профессора университета в Тарту, выдающегося семиотика Ю.М.Лотмана).

После восстановления государственной независимости Эстонии движение медиаобразования развивалось менее интенсивно. В начальной школе к началу XXI века оно отсутствовало вовсе, а в средней осуществлялось лишь в небольшом количестве учебных заведений. Правда, преподаватели факультета массовой коммуникации Таллинского университета Конкордия (Concordia International University Estonia) разработали семинар по медиаграмотности (100 часов в год для 80 студентов) и в настоящее время готовят медиаобразовательные курсы для учителей.

Примечания

Benyei-Fazekas, J. (1999). What, When, how and Why? Media Education in Hungary. In: Educating for the Media and the Digital Age. Vienna: Federal Ministry of Education and Cultural Affairs & UNESCO, pp.55-65.

Dragan, A.N. (1999). Discover Rather than Teach. Method of Film and Television Education. In: Educating for the Media and the Digital Age. Vienna: Federal Ministry of Education and Cultural Affairs & UNESCO, pp.91-99.

Erjavec, K. & Volcic, Z.(2002). Media Education as a Part of Mother Tongue Teaching in Slovenian Secondary Schools. In: Hart, A. and Suss, D. (Eds.) Media Education in European Countries. Zurich: Swiss Federal Institute of Technology.

Erjavec, K. Volcic, Z. (1998) Need for Curriculum Development. Ljubljana: ZRC SAZU's Conference on Citizens Activities, 15-18 October 1998.

Hartai L., Gyorgy, J., Benyei J. and others. (2001). Motion Picture and Media Education in Hungary. CD-ROM. Budapest.

Korac, N., Hawkins, J. (1999). Do You Speak Visual? Visual Literacy Program for Children in Countries of Conflict . In: Educating for the Media and the Digital Age. Vienna: Federal Ministry of Education and Cultural Affairs & UNESCO, pp.12-18.

Mele, M. (1999). Building the Secondary Production of Educational Multimedia Content. In: Educating for the Media and the Digital Age. Vienna: Federal Ministry of Education and Cultural Affairs & UNESCO, pp.116-122.

Szijarto, I. (2002). Motion Picture and Media Education in Hungary. In: Hart, A. & Suss, D. (Eds.) Media Education in European Countries. Zurich: Swiss Federal Institute of Technology. Габор, Н. Медiа-освiта по-.., або замють пiслямови//Медia-атака/Сост.Б.Потятиник. Ред. Н.Габор. - Львiв: !нститут екологп масовоi шформацп, Meдia-центр 'Нова журналютика', 2002. - C.49-52.

Медia-атака/Сост.Б.Потятиник. Ред. Н.Габор. - Львiв: !нститут екологп масовоi шформацп, Meдia-центр 'Нова журналютика', 2002. - 56 с. Институт медиаэкологии: http://www.franco.lviv.ua/mediaeco

Нахкур А. Творческие работы в курсе изучения основ киноискусства//Школа и искусство/Сост. К.Лехт. - Таллин: Министерство просвещения Эстонии, НИИ педагогики Эстонии, 1982. - С.73 -83.

Потятиник Б.В. Мада; ключi до розумшня - Львiв: Паю, 2004. - 312 с. Потятиник. Б., Лозинський, М. Патогенний текст. - Львiв: Мiсiонер, 1996. - 296 c. Раудсепп Л. Изучение киноискусства в средней школе//Школа и искусство/Сост. К.Лехт. -Таллин: Министерство просвещения Эстонии, НИИ педагогики Эстонии, 1982. - С.114-125.

Раудсепп Л. Основы киноискусства//Материалы научно-практической конференции по вопросам обучения театральному искусству и киноискусству. - Таллин, 1972. Силина В.К. Кино в школе как средство эстетического воспитания. - Киев: Рад.школа, 1968. - 174 с.

Чашко Л.В. Кино, радио, телевидение в эстетической работе. - Киев: Рад.школа, 1979. -152 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.