МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В СТРАНАХ БАЛТИИ*
Е.В.Мурюкина,
кандидат педагогических наук, доцент, Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П.Чехова,
mediashkola@rambler.ru
Аннотация. В статье рассмотрены аспекты развития медиаобразова-ния в странах Балтии, описан опыт внедрения медиаобразования в учебные планы. Определены сложности и перспективы развития медиапедагогики в Латвии, Литве, Эстонии.
Ключевые слова: медиаобразование, Латвия, Литва, Эстония, медиа, школьники и студенты.
Media education in the countries of the Baltic States
Dr. Elena Myrukina, Anton Chekhov Taganrog State Pedagogical Institute,
mediashkola@rambler.ru
Abstract. The article discusses aspects of the development of media education in the Baltic countries, the experience of introduction of media education in the curricula. Identified challenges and prospects for the development of media education in Latvia, Lithuania, Estonia.
Keywords: media education, Latvia, Lithuania, Estonia, mass media, schoolchildren and students.
В условиях активно развивающихся информационных технологий, научное сообщество в странах Балтии (Литве, Латвии, Эстонии) все чаще подходит к осознанию того, что необходимо не только уметь пользоваться различными медиа (технический аспект), но и научиться анализировать, критически осмысливать поступающую информацию. Такую цель обще-
ство выдвигает перед образовательными учреждениями, которые должны обеспечить приобретение новых знаний и умений и компетенций, связанных с масс-медиа. Медиапедагоги балтийских стран определили задачи в рамках медиаобразования, среди которых можно выделить:
- развитие позитивной установки и потребности у школьников и
* Финансирование исследования выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы, соглашение 14.B37.21.2002 по теме «Тенденции развития светского и теологического медиаобразования в России и за рубежом» (2012-2013).
студентов к использованию медийных технологий,
- развить умения анализировать и отбирать необходимую для учеников информацию, начиная с раннего школьного возраста,
- развитие критического мышления для того, чтобы снизить ма-нипулятивное воздействие и негативные последствия на несовершеннолетнюю аудиторию,
- повысить мотивацию учеников и студентов при общении с масс-медиа, которая должна включать не только развлекательную функцию, но образовательную, рекреационную, гедонистическую и т.д.,
- создать условия для школьников и молодежи, при которых медиаобразование будет осуществляться как в образовательных учреждениях, так и за их пределами, включая самообразование в течение всей жизни.
Прибалтийские медиапедаго-ги стараются активно развивать медиаобразование в рамках таких направлений как медиаобразова-ние профессионалов, интеграция медиаобразования в учебные предметы, внеурочные формы (кружки, клубы, факультативы и пр.), самообразование. При этом, они отдают заметное предпочтение медиаобразованию во вне-учебное время, так как, по их мнению [М^ека^е, и1Ле1к1епе, Тагдатас^е, 2008], обучение вне класса больше опирается на жизненный опыт ученика, а учитель может значительно сократить дистанцию между собой и учениками за счет создания неформальной обстановки.
Изучение медиаобразования в
странах Балтии позволяет нам выделить важные даты в его развитии.
■ Начало - середина 1990-х годов. После выхода из состава СССР, образование прибалтийских стран ориентировалось на европейскую модель, используя нормативно-правовую базу, стандарты, технологии и методики. Это позволило Эстонии, Латвии и Литве достаточно быстро сформировать единое образовательное пространство со странами-членами Евросоюза (после завершения интеграционных процессов в Европе, завершившихся появлением ЕС). Наряду с перестройкой системы образования, изменения произошли и в медиапеда-гогике. Ее цели, задачи, функции, концепция были «привязаны» к новой социально-политической, культурной ситуации в странах, разрабатывались и уточнялись стратегические шаги по развитию этого направления в соответствии с европейским опытом.
■ Качественным шагом в развитии информационного общества стали усилия по компьютеризации и подключению к Интернету учреждений образования. Например, в 1997 году решением Эстонского правительства было принято решение о введении Интернета в школах. Последствием реализации данных решений стало укрепление технической базы школ и колледжей, создание основы, на которой многие ме-
диапедагоги стали выстраивать свои программы. Они касались не только компьютерной грамотности, но и всех возможностей, которые позволяют использовать компьютеры и Интернет в медиапедагогической деятельности (создание сайтов, электронных версий газет, мультипликационных проектов и пр.). Этому способствовал опыт самой периодической прессы - с середины 1990-х годов многие газеты и журналы ввели электронные версии своих изданий. При этом резко повысилась активность читателей, так как они могут присылать свои новости, участвовать в обсуждении на форумах (внутри сайта газеты или журнала), тем самым влияя на содержание издания.
■ С начала XXI медиаобразова-ние в странах Балтии начинает развиваться более быстрыми темпами. В 2002 году в Эстонии в национальные учебные планы школ было введено медиаобразование. На практике это не принесло желаемых результатов, так как, как считает К. Угур [11диг, 2008] не было единого понимания среди учителей как терминологии медиаобразования, так и целей, задач, технологий. Главным же обстоятельством исследователь выделяет разобщенность учителей, многие из которых не уверены, что ме-диаграмотность детей важная часть жизненных навыков, необходимых в жизни в современном обществе.
■ В 2010 году восстановлена Ассоциация медиапедагогов, что подтверждает последовательность шагов государства и педагогов-энтузиастов по развитию медиаобразования в странах Балтии. Увеличивается количество диссертационных исследований, которые посвящены медиаобразовательным процессам в Прибалтийских государствах.
■ В сентябре 2011 в Эстонии введен новый национальный учебный план, в котором термин «Медиаграмотность» (проходящий красной линией через все темы) был заменен на термин «информационная окружающая среда». По мнению медиапедагогов, это изменение должно уменьшить количество терминологических и понятийных разночтений, когда учителя вкладывают разный смысл в одни и те же понятия. Эстонский национальный
учебный план стал включать такие учебные темы как «Безопасность», «Окружающая среда и устойчивое развитие», «Обучение с помощью средств массовой информации», «Информационно-коммуникационные технологии». Данный план предполагал интеграцию медиаобразования в дисциплины «Родной язык», общественные науки, иностранные языки и др. Главным образом акцент делался на создании медиатек-стов согласно жанрам, видам, типологии и пр., и при использовании масс-медиа в качестве источника информации. Анализ опыта учителей при реализации этого
плана показал [Ugur, 2008], что многие задачи были нереалистичны, так как на их выполнение не было заложено необходимого ресурса времени, в том время как большинство учителей не являются медиакомпетентными.
Эстонскими медиапедагогами [Ugur, 2011, p.308-319] был проведен анализ внедрения в национальный учебный план медиаобразования, выявлены причины, не позволившие говорить о высокой эффективности проведенного эксперимента:
1. У большинства учителей нет потребности в развитии меди-аграмотности школьников и студентов, и поэтому они рассматривают обучение с помощью масс-медиа как дополнительный груз. «Главным образом, у эстонских учителей есть профессиональное образование, которое не включало и не включает медиаобразование, и они принадлежат различным поколениям, их отношение к масс-медиа может быть очень двойственным... У учителей нет никакой теоретической подготовки для критического осмысления медиатекстов, они опираются только на свое понимание и восприятие медийной информации, не являясь профессионалами в этой области педагогики» [Ugur, 2011, с. 313];
2. Учебные планы в образовательных учреждениях перегружены, и ориентированы на фактические знания школьников, а не на развитие критического мышления в отношении любых видов информации,
включая медийную. К. Угур [идиг, 2011] отмечает, что эстонский национальный учебный план 2002 года был создан специалистами, вне их тесного сотрудничества. В результате учебные планы различных предметов перегружены фактической информацией, но не предполагают наличие межпредметных связей. В этой ситуации школы были ориентированы на знания учеников, где масс-медиа использовались в качестве источника дополнительного обучающего материала. При этом они не анализировались критически, так как в стандартах качества знаний и умений не было критерия «анализ медиатекстов».
3. Еще одной причиной «избегания» критического анализа медиаинформации исследователи [Ком, 2011; идиг, Pruulmann-VengerfelCt, 1_аик, Раи^аээаг & Metsoja, 2008] называют неумение самих учителей критически осмысливать медиатексты. «У учителей нет ни навыков критического чтения, ни теоретической подготовки, позволяющей развивать критическое, самостоятельное мышление своих учеников на материале масс-медиа. Учебники, прописи, образовательные фильмы созданы таким способом, что не могут развивать критический анализ учащихся: важные факты подчеркнуты, обозначены правильные ответы, упражнения разработаны для того, чтобы формировать определенные
навыки (например, грамматика или умножение). Критические или аналитические вопросы встречаются достаточно редко. Медиатексты используются для поддержания этой системы обучения, что не способствует развитию медиагра-мотности учеников и студентов [идиг, 2008, р. 314].
4. Медиаграмотность понимается узко, в основном как умение пользоваться медийной аппаратурой и способность пользоваться Интернетом. Разработка нового национального учебного плана внесла коррекцию, «раздвинув» рамки понимания медиаграмотности с включением тех знаний, умений и навыков, которыми должны обладать учащиеся.
5. Медиаобразование имеет очаговый характер, не предполагает сотрудничество учителей, преподающих различные учебные дисциплины. Знания учеников по предметам лежали в основе существовавшей системы образования, в то время как интересы самих школьников находились «за ее бортом». Работая над новым учебным планом, педагоги постарались поставить учащегося в центр школьной системы, а учителям необходимо объединить свои усилия и сотрудничать, чтобы создать лучшую среду обучения. Введение ме-диаобразования в учебный процесс, по мнению ученых, актуализирует множество аспектов жизни ученика - образование, развлечение, отно-
шения, хобби, причастность к политическим процессам и т.д. «Это делает медиаграмот-ность общей ценностью, которая должна быть развита в ярком сотрудничестве» [идиг, 2008, р. 315]. 6. Конфликты поколений (учителя различного возраста, учителя и ученики) в области использования масс-медиа. Согласно утверждениям медиапедагогов, молодежь быстрее адаптируются в медийной среде, чем пожилые люди. Мартин Линд-стром [ЫпСв^от, 2004] указал, что молодое поколение интерпретирует медиатексты отлично от своих родителей. Итак, проведение эксперимента по внедрению медиаобразова-ния в национальный учебный план Эстонии позволило вывести страну на качественно новый уровень в понимании роли информации в жизни современного школьника. Почти десятилетняя реализация учебного плана выявили не только достоинства, но и недостатки представленных программ. Анализ, проделанный учеными, был направлен на коррекцию нового учебного плана (2011) в соответствии с полученными данными. Были учтены недостатки и разработаны новые стандарты качества образования; межпредметные и межотраслевые связи, которые способны вывести процесс обучения на новый уровень, в центре которого стоит ученик со своими интересами и потребностями, находящимися во многом в области масс-медиа.
Здесь необходимо использовать опыт, который существует в Латвии и Литве. Медиапедагоги считают, использование масс-медиа в образовательном процессе способно повысить эффективность учебы. Проведенное исследование (2008) показало, многие учителя интегрируют масс-медиа в учебные дисциплины. «Учителя используют радио, так как, по их мнению, оно полезно для анализа речи (как родного, так и иностранного), даже когда ученики и студенты просто слушают музыку. Пресса способна стать интересным инструментом (особенно в интернет-варианте), который помогает достаточно быстро найти новые сведения, факты, формирует у учеников способность обобщать и презентовать информацию. Мультфильмы, фотографии, мобильные телефоны, к сожалению, не пользуются такой популярностью у учителей [Motekaityte, 2008].
При изучении медиаобразова-ния в странах Балтии важно изучить способы и методы, которые используют прибалтийские меди-апедагоги в своей работе.
Кинематограф (документальный и игровой). Во время проведения уроков учителя часто показывают документальные фильмы, которые способны наглядно представить то или иное явление или феномен, а так же способствуют расширить знания студентов. Для удобства используются DVD, с помощью которых ученики смотрят фильмы, концерты, оперы и т.д. Обратной связью в такой интеграции кинематографа в учебный процесс становится «заинтересованность учени-
ков и студентов, возможность расширить свои знания, способность анализа фильмов, развитие критического, самостоятельного мышления» [М^ека^е, 2008, р.175].
Радио способствует тому что ученики и студенты слушают музыку различных стилей, что позволяет им увеличить свои знания в области музыкального искусства. Исследователи констатируют, что учителя иностранного языка часто интегрируют радийные передачи в преподавание своих дисциплин. Это позволяет ученикам развивать свои навыки, чтобы понимать разговорный язык. 7 из 10 опрошенных учителей» [Motekaityte, 2008] используют радио в школе во время уроков или для выполнения домашнего задания. По утверждению прибалтийских медиапедаго-гов, студенты и школьники дают положительные отзывы, говоря, что прослушивание радио улучшает их навыки в понимании иностранной речи. Учителя предлагают разные виды заданий, обсуждают радиопередачи, создают свои программы, анализируют и критически оценивают медиатексты.
Пресса (кибер СМИ и печатные источники). Ученикам и студентам предлагается найти интерпретации того или иного события в различных источниках прессы, обсудить их в соответствии с ими же выбранными темами для дискуссии. Во время занятий школьники и студенты проводят общий анализ газеты, на основании полученных данных создают макет своего периодического издания, а затем создают ее в электронной версии. Использование периодической
печати, по утверждению учителей, повышает общую культуру школьников, развивает умения искать альтернативные источники информации, подвергать их критическому осмыслению. Особенно ученикам нравятся задания по поиску различных медиатекстов (альтернативных на одну и ту же тему, с учетом жанровой, видовой и т.д. принадлежности) в периодических изданиях. 9 из 10 опрошенных преподавателей [МЫека^е, 2008] используют прессу как во время проведения уроков, так и в качестве выполнения домашнего задания.
Фотографии. Учителями часто используются фотографии в учебном процессе, например, они демонстрируют фотографии писателей, художников и их репродукции, музыкантов. Это один из распространенных и традиционных способов сделать уроки визуально насыщенными, тем самым, развивая у учеников и студентов воображение. Это помогает им выразить свои идеи, мысли более свободно. Часто на уроки школьники приносят личные фотографии по теме обсуждения (задается учителем или совместно с учениками), делятся своим опытом по исследуемой проблеме, учатся выражать свое мнение, создавать самостоятельное суждение.
Комиксы и мультфильмы учителя используют, преимущественно, в младших классах. Школьникам предлагается написать диалоги к комиксу, или написать историю, изложенную в картинках комикса или нескольких кадрах мультфильма. Такие задания стимулируют учеников к совместной 100
деятельности, общению, учат языку масс-медиа.
Электронная книга. Используется достаточно редко, главную цель ее применения учителя определяют следующую - сделать урок более интересным и привлекательным. Но необходимо отметить, что ученики подвергают анализу медиатексты. Однако только 1 из 10 [Motekaityte, 2008] из опрошенных преподавателей используют электронные книги для учебных целей.
Интернет. Используется ежедневно для поиска информацию, материала для уроков. Способствует улучшению знаний школьников и студентов, развивает их коммуникативные навыки.
Балтийские медиапедагоги на основе опроса учеников и студентов выделили основные функции масс-медиа. По мнению исследователей [Motekaityte, 2008], их стоит учитывать при разработке программ по использованию масс-медиа в образовательном процессе:
- Интернет: общаться с друзьями, обмениваться информацией, чтение прессы, играть в видеоигры. Его популярность среди молодежи связана с простотой в использовании, дешевизне, общением в сети, возможностью делиться своими знаниями и опытом с людьми в любой точке мира.
- Радио: прослушивание музыки, информация о звездах шоу-бизнеса, новейшие новости, радио-шоу, сообщения о дорожной ситуации в городе. Многие школьники отметили, что прослушивание музыки поднимает им настроение.
- Пресса: чтобы прочитать интересную информацию, новости,
для выполнения домашних заданий, направленных на обсуждение какой-либо темы в школе.
Проведенное исследование выявило основные методы учителей при использовании масс-медиа в образовательном процессе. Например, для работы в Интернете или с периодической печатью используется в основном индивидуальные и групповые формы работы, применяются творческие, эвристические задания, направленные на развитие творческого, критического, самостоятельного мышления. Одной из важных задач внедрения медиаобразова-ния в школы, по мнению медиапе-дагогов из Латвии и Литвы [Motekaityte, 2008], найти способы, работы с медиатекстами, при которых ученики не только ищут необходимую информацию, но и анализируют ее, критически осмысливают, что способствует развитию их медиаграмотности.
Изучая опыт Латвии и Литвы в использовании масс-медиа в образовательном процессе, мы считаем, что он, на первый взгляд, напоминает использование ТСО (технических средств обучения). Учителями ставятся обучающие задачи, которые решаются с помощью визуализации материала (например, просмотра документальных фильмов, фотографий знаменитых писателей, художников и пр.). Но более подробное и детальное изучение обучения в странах Балтии доказывает, что в образовательной системе присутствует именно медиаобразование. Аргументами здесь могут служить следующие факты:
- анализ целей и задач выявляет опору на медиаграмотность несовершеннолетней аудитории, формирование критического мышления с помощью и на материале масс-медиа;
- при использовании медиа-текстов на уроках или занятиях со школьниками и студентами учителями ставятся не только учебные цели по изучаемой дисциплине, но и специфические, направленные на изучение теории и истории медиа, специфических функций и языка медиа и т.д.;
- при использовании медиатек-стов (кинематографических, телевизионных, фотографий и пр.) учителями проводится его критический анализ и оценка в соответствии с особенностями данной медиакуль-туры, его характерными чертами.
Данные аргументы убеждают нас в том, что в образовательных учреждениях стран Балтии (в частности, Латвии и Литвы) реализуется медиаобразование, зачастую интегрированное в учебные предметы.
Обобщая изучение опыта ме-диаобразования в странах Балтии, можно сделать следующие выводы:
- Медиаграмотность - актуальная компетентность, которая должна находить отражение в современных учебных планах. Организация образовательного процесса с использованием масс-медиа (направленного на развитие у школьников и студентов медиаграмотности) должна «пониматься как постоянный процесс, а не как продукт. Цикл рефлексивного обучения может эффективно использоваться в качестве основания для системы медиаобразования» [идиг,
2011, р.315]. Каждая из дисциплин должна учитывать как обучающие цели (согласно своему учебному плану), так и медиаобразователь-ные. То есть ученик в ходе освоения учебного предмета в школе будет не только получать и усваивать знания, но и развивать меди-акомпетентность, критическое отношение к медиаинформации.
- Необходимо усилить исследования в области масс-медиа (содержательной стороны медиатек-стов, особенностей взаимодействия общества и медиа), методов использования медиа в образовании. Именно они, по мнению меди-апедагогов из Балтийских государств, должны лечь в основу внедрения медиапедагогики в образовательные системы этих стран. Результаты исследований должны быть доступны не только специалистам в области медиа, но и широкой общественности, педагогам, руководству учебных учреждений. Это поможет педагогам сформировать содержание и методы медиа-образования, интегрированного в учебные дисциплины. Необходимо стремиться к глубокой интеграции (в том числе и методологических основ) учебных предметов и масс-медиа, формировать постоянный диалог между ними. К. Угур [идиг, 2011] указывает и на то, что диалог между социологами, масс-медиа, медиапедагогами также необхо-дим, так как медиаобразование -это их общая деятельность.
- Нужно придать медиаобра-зованию особенный статус, заручиться политической поддержкой, это положительно скажется и на прохождении необходимых доку-102
ментов по правительственным инстанциям для продвижения медиапедагогики в учебную систему страны и на финансовую сторону этого процесса. Безусловно, Балтийские государства имеют большую фору перед другими странами бывшего Советского Союза, так как они являются членами ЕС, на территории этих государств распространяется Европейская образовательная политика, а медиаоб-разованию уделяется важное место в стратегических документах ЕС и ЮНЕСКО [ЮНЕСКО, 1982, 2008; Европейский парламент и Совет, 2010].
- Очевидна проблема, имеющая место во всех странах Балтии, а именно дефицит квалифицированных кадров - медиапедагогов. Необходимо выстроить четкую и достаточно конкретную структуру подготовки учителей, владеющих необходимыми знаниями о медиаобра-зовании, его формах, методах, содержании, условиях и специфических особенностях. Медиапедагоги Латвии, Литвы и Эстонии, ссылаясь на труды Д.Бэкингема, доказывают, что «случайного и хаотичного обучения медиапедагогов в высших учебных заведениях недостаточно, так как сегодняшний учитель должен быть медиакомпетентен сам и уметь развивать медиаграмот-ность у своих учеников» [идиг, 2011, р. 317]. То есть параллельно процессу развития учебного плана школ должен начаться процесс формирования учебных планов системы высшего образования.
- При составлении учебных планов перед специалистами возникает и другая проблема - сколь-
ко отводить часов на медиаобра-зование, какие содержательные блоки туда поместить с «менее важной» информацией в области медиаобразования знакомить учеников и студентов во внеучеб-ной деятельности (факультативы, кружки, медиаклубы), которые должны финансироваться из различных источников).
- В работах медиапедагогов находит отражение и еще одна важная проблема - оценки, критериев медиаграмотности учеников и студентов, включающие саморефлексию по поводу своей медийной компетентности.
Итак, в результате проведенного исследования мы можем утверждать, что странами Балтии была перестроена система образования (по европейскому образцу), решен ряд сложных проблем, но развитие критического отношения к масс-медиа, вопросы меди-акомпетентности/медиаграмотно-сти долгое время не были в центре внимания.
Сейчас процесс внедрения медиаобразования в образовательные системы этих государств можно оценить как стабильный. Он поддерживается как на уровне правительств Латвии, Литвы и Эстонии, так и опирается на документы ЕС и ЮНЕСКО. На основе изученного материала мы можем сформулировать цель медиаобра-зования в Балтийских странах как развитие творческого, самостоятельного мышления, потребностей аудитории, создания предпосылок для ее активизации в создании собственных медиатекстов. Среди первоочередных задач, которые
стоят перед медиапедагогами, выделяются: формирование системы высшего профессионального образования, выпускающих учителей, способных внедрять медиаоб-разование в учебных учреждениях (для устранения дефицита квалифицированных кадров); разработка учебных программ, активно продвигающих медиаобразование (интегрированное со школьными курсами, самостоятельные курсы, внеурочные формы занятий и т.д.).
Литература References
Koiv, P. (2011). Riikliku oppekava №¡vate teemade rakendamise strateegiad koolis (Strategy implementation of cross-curricular topics in the schools). Tartu Ulikool, Haridusuuringute ja хppekavaarenduse keskus. Tartu: Tartu Ulikool.
Lindstrom, M., & Seybold, Para. B. (2004). Brandchild: a Wonderful insight into the minds of today's global children and their relationship with the brand. Kogan Page Ltd.
Motekaityte V., Juteikiene V., Targamadze A. (2008). The use of Media in Education. Lithuanian Report. Kaunas: Kaunas University of Technology.
The European Parliament and the Council. (2010). Audiovisual Service Directive media. Official publication of the Council of Europe.URL_ID=27310 &URL_DO=DO_TOPIC&URL_SECTION= 201 .html
The European Parliament, Committee on culture and education. (2008). Literacy of the mass media in the digital world the resolution of the European Parliament of 16 December 2008. The restored 2010, June 30.
http://eurlex.europa.eu/LexUriServ/ LexUriServ.do?uri = OJ:C:201 0:045: 0009:01:EN:HTML
Ugur K. Traning with the media as a transversal study the topic in Estonian schools: reasons for the refusal. The problems of the postmodernism. Vol. I, N 3. 2011, p.308-319.
Ugur, K., Pruulmann-Vengerfeldt, P., Lauk, E., Raudvassar, L., & Metsoja, A. (2008). Kool suhtluskeskkonnana: Opetajate suhtlemistavad. (The school as the communication environment: communication habits Teachers) Tallinn: Tiigrihuppe sihtasutus.
UNESCO. (1982). Declaration Grbnwald on Training with the help of mass media. The restored 2010, 2-from the August http://portal.unesco.org/ci/en/ ev.php
UNESCO. (2008). The global Problem of Literacy: the profile of youth and adult literacy in the middle of the United Nations Literacy Decade 2003-2012. (M. Richmond, C. Robinson, & M. Sachs-Israel, Eds) Paris: UNESCO.