МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
Media Education in the World
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В СЛОВЕНИИ
I*
Д.Е. Григорова, кандидат педагогических наук, Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России
Аннотация. В статье рассматривается развитие медиаобразования в Словении. Активно развиваться медиаобразование в этой стране стало в 1990-е, именно в это время была создана научно-педагогическая группа, начавшая реализацию проекта внедрения медиаобразования в учебных учреждениях Словении. Первый - это проект компьютерной грамотности. Второй - проект медиаграмотности, предполагающий, что медиаобразование дает возможность анализировать, критически оценивать и создавать медиа-контент (во всех средствах массовой информации: печать, радио, телевидение, компьютер, интернет), способствует развитию навыков использования СМИ. В основном медиаобразование в Словении реализуется в интегрированном виде.
Ключевые слова: Словения, медиаобразование, медиаграмотность, ме-диакомпетентность, анализ, развитие критического мышления, СМИ, школы, вузы, учащиеся, педагоги.
Abstract. The paper considers development of media education in Slovenia. It presents the key concepts and models in media education. The 1990-s saw an active development of media education in this country; at that particular time a research-and-educational group was formed who started implementation of the project to introduce media education at Slovenian educational institutions. The first project focused on computer literacy. The second project was for media literacy assuming that media education will enable analysis, critical assessment and creation of media content (in all the mass media incl. print media, radio, television, computer, and the Internet), will foster the development of mass media utilization skills. Basically media education in Slovenia is integrated with other subjects.
Key words: Slovenia,media education, media literacy, media competences, analysis, cultivation of critical thinking, the mass media, schools, universities, students, teachers.
Media education in Slovenia'
I*
Dr. Daria Grigorova, Member of Russian Association for Media Education
Сегодня Словения - независимое государство, входившее некогда в состав Югославии. В конце 1980-х годов произошли существенные изменения в политической, экономической и культурной сферах жизни страны, в том числе в сфере медиа. Данные изменения повлекли за собой пересмотр взглядов граждан на действительность и отношение к ней, дав возможность гражданам стать активными участниками по созданию общественной жизни. И поскольку процесс глобализации продолжается, обеспокоенность по этому поводу будет только возрастать. Те или иные ценности и отношения зачастую пропагандируются в ме-диатекстах, которые предлагают модели и социальные нормы для детей. Здесь очень важно создавать такие технологии образования, которые развивали бы критическое мышление по отношению к медиа, навыки понимания, анализа и оценки медиатекстов. В связи с чем, стал актуален вопрос о том, какие знания, навыки и умения необходимы гражданам по отношению к медиа. А так же, какую роль играют средства массовой информации, а какую - преподаватели и родители [Erjavec, Уо!сю, 2002; 2000; 1999; 1997; 1993].
Проведенные в Словении исследования [Erjavec, Уо!сю, 1999] показали, что из всех медиа у словенских детей наиболее популярно
телевидение. Большинство словенских детей выбирает просмотр телепрограмм, как любимое занятие. Во время опроса участников ежегодного детского парламента под названием «Молодежь и медиа», проводимом Ассоциацией друзей молодежи (7РМБ) были собраны данные с 9000 учащихся начальной школы из Словении. В ходе опроса применялись количественные и качественные (фокус-группы, глубинные интервью) методы [Erjavec, Уо!сю, 1999]. Основные результаты показали, что среднее время, отводимое на просмотр телевидения словенскими детьми, ничем не отличается от аналогичного времени североамериканских или западноевропейских детей. Кроме просмотра телевидения (34%) словенские дети регулярно слушают радио (30,6%) и музыку (компакт-диски (20,2%). Они часто читают журналы для детей и подростков (32,2%), однако почти половина ответили, что они редко получают информацию через газеты (47,1%).
Большинство словенских семей имеют телевизор в гостиной (90%), у 27,6% телевизор есть в детской комнате и меньшее число в спальне (21,1%). Словенские исследования [Е^ес, Уо!сю, 1999] показывают, что дети смотрят телевизор от 20 до 36 часов в неделю, в зависимости от возраста, дня или сезона. Обычно дети начинают смотреть телевизор в возрасте от 2 до 2,5 лет.
* Статья написана при финансовой поддержке НИР по государственному заданию Министерства образования и науки Российской Федерации (2012-2014), Наименование НИР: «Сравнительный анализ развития медиаобразования в странах Восточной Европы (1992-2012)», № 6.377.2011. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров.
До 11 лет дети смотрят телевизор от 4 до 5 часов в день, но когда они становятся старше, количество просмотров уменьшается. Дети двенадцати лет, например, смотрят телевизор от 2,5 до 3 часов в день. Но стоит отметить, что легче определить количество времени, проведенное перед телевизором, на еженедельной основе, так как сумма увеличивается в пятницу вечером, субботу и воскресенье.
Младшие школьники (от 7 до 9 лет) чаще всего смотрят телевизор с 4 часов и до 9 часов вечера, то есть, когда они возвращаются из школы. У детей старшего возраста (от 10 до 12 лет) больше внеклассных мероприятий, и поэтому во второй половине дня они начинают смотреть телевизор позже, после ужина. Эта закономерность изменяется в выходные дни. Дети целый день дома, и они начинают смотреть телевизор рано утром. Уровень просмотра начинает снижаться после обеда, но опять возрастает в 5 и 6 часов, в конце недели он достигнет своего пика в 8 часов вечера. 19% детей регулярно смотрят телевизор до 11 часов вечера, а 10% признались, что смотрят до полуночи. Интересно, что дети чаще смотрят телевизор, если их родители много времени проводят перед телевизором. Подростки чаще смотрят телесериалы, музыкальные программы, приключенческие фильмы и триллеры. На вопрос, почему они смотрят телевизор, словенские дети ответили, что они смотрят в первую очередь для развлечения, чтобы забыть о своих проблемах и для отдыха. Большая часть детей старшего возраста (от
11 до 12 лет) ответили, что они наблюдают за содержанием и получают информацию.
Большинство родителей (80,2%) не устанавливают никаких правил о том, какие программы их дети должны смотреть и которые не должны. Только 3% родителей словенских детей начальной школы, регулярно контролируют, какие программы их дети смотрят. Нельзя не отметить, что совсем небольшая доля влияния (1,1%) на просмотр телепередач, связана с учителями. Вот почему дети чаще всего обсуждения телепрограмм со своими друзьями, а также чаще прислушиваться к их советам.
Безусловно, школа и семья разделяют ответственность за подготовку молодого человека к жизни в современном мире ярких образов и информационных технологий. Дети и взрослые должны быть грамотными в области медиа, и это требует некоторого пересмотра приоритетов в области образования [Е^ес, 2005; Уо!сю, 2004].
Нет сомнений, что средства массовой информации является важным фактором в жизни детей и молодежи. Поэтому необходимо предоставить медиаобразованию достойное место в любой европейской школе. В 1990-е годы система образования в странах Центральной и Восточной Европы изменились. ЮНЕСКО, Совет Европы и правительства многих европейских стран были вовлечены в создание медиа исследований в качестве обязательного предмета. В современном обществе медиа-образование так же важно, как умение читать и считать. Этот вы-
вод был сделан ЮНЕСКО в 1982 году Медиаобразование - важный проект, который опирается на комплекс институциональных знаний и понимание того, как работают и функционируют медиа.
Медиаобразование дает возможность анализировать, критически оценивать исоздавать медиа-контент ( во всех средствах массовой информации: печать, радио, телевидение, компьютер, интернет) способствует развитию навыков пользование СМИ, а также пытается работать в направлении создания условий для связей с общественностью. Словенские меди-апедагоги предлагают «один из самых важных аргументов в пользу развития медиаобразования - аргумент, что должна быть решена самая первоочередная задача: изменить пассивного зрителя и потребителя в активного и критически мыслящего пользователя медиа» [Erjavec, Volcic, 1993].
Нужно не ограждать детей от телевидения или от воздействия средств массовой информации, но изменить способ, потребления и отношения к сообщениям из СМИ. При этом необходим учет ключевых понятий, которые служат основой для понимания массовой информации и массовая культура: медиа строят реальность; средства массовой информации имеют свои собственные формы, кодексы и условности, коммерческие интересы, транслируют определенную идеологию [Erjavec, Volcic, 2002; 2000; 1999; 1997; 1993]. Каждое из этих направлений и тенденций требует соразмерного расширения критического сознания и последователь-
ного развития образовательных программ, которые будут способствовать критической автономии.
Мощная концепция грамотности была движущей силой, которая привела лидеров движения медиаобразования принять всеобъемлющее определение медиаграмот-ности как «способность анализировать, критически оценивать, производить средства коммуникации (печать, радио, телевидение, компьютеры) и применять эти навыки на практике») [Erjavec, Volcic, 1993]. Медиаграмотность - это критическое понимание средств массовой информации. Она включает в себя изучение методов, технологий и институтов, которые участвуют в работе медиа, умение анализировать и критически оценивать медиатек-сты, понимать роль аудитории, которой передается те или иные сообщения [Erjavec, Volcic, 1993].
Словенские учителя на своих медиаобразовательных занятиях стремятся мотивировать студентов анализировать медиатексты для прояснения политической и экономической ситуации, а также культурного сознания, используя при этом поисковые, исследовательские формы проведения занятий. Следует отметить, что медиаобразование - естественный интегратор, и потому может включаться практически во все области учебного плана [Curriculum for Media Education, 1997; Education for media..., 2005].
Словения стала одной из первых пост-социалистических стран Центральной и Восточной Европы, в которой медиаобразование было включено в систему образования (с 1996 года).
Было разработано два основных проекта по медиаобразова-нию. Первый - это проект компьютерной грамотности. Целью данного проекта - повышение уровня информатизации и умения правильного использования новых информационных технологий. Данный проект предполагает реализацию с помощью двух моделей образование: 1) компьютерное образование как курс в начальной и средней школах; 2) компьютерное образование в качестве темы в рамках комплексной программы. Также в рамках данного проекта была реализована еще одна цель - оснащение классов компьютерами, увеличение их числа.
Вторым стал проект медиагра-мотности, включающий в себя следующие образовательные цели: а) когнитивные (умение разграничивать вымысел и реальность, понимать особенности рекламы, знать основные медийные характеристики и жанры, понимать процесс производства средств массовой информации, осознавать влияние средств массовой информации на аудиторию, выявлять связь медиа с исторической, социальной, культурной, экономической и политической ситуациями); б) эффектные цели (стимулирование учащихся на общение в группах, на выражение своих мнений, аргументацию их и развитие критического мышления); в) действенно-целевые (мотивация учащихся к поиску информации, определения для себя проблемных вопросов по отношению к СМИ, умение создавать собственные меди-атексты и участвовать в социальной коммуникации) [Curriculum for
Media Education, 1997; Education for media..., 2005]. При этом медиаоб-разование в Словении может быть как факультативным курсом, так и интегрироваться в рамках комплексной программы.
Проект медиаграмотности в Словении начался с эксперимента интеграции медиаобразования в некоторых детских садах. Основной задачей на этом уровне, было помочь детям дошкольного возраста (56 лет) развивать понимание разницы между реальностью и вымыслом, научно-популярными и рекламными сообщениями. Также медиаобразо-вание было интегрировано в Словении в программу средней школы.
В Словении начальная школа недавно была реструктурирована. Самые важные изменения сосредоточились на последние годы обучения - основной период школы (девять вместо восьми лет), а так же введены новые. Так, например, детально разработана программа медиаобразования для начальных школах на национальном уровне.
Словацкие медиапедагоги [Erjavec, Volcic, 2002; 2000; 1999; 1997; 1993] полагают, что есть три основных причины, по которым медиаобразование может внести вклад в укрепление будущей демократии Словении:
- во-первых, медиаобразова-ние предлагает возможность учащимся доступ к информации, развивает умение анализа, коммуникативные навыки, понимание важности возможности медиа, в том числе в плане сохранения мира на планете. В частности, изучается, как средства массовой информации воздействуют на различные
мнения, и почему люди должны участвовать в политике принятия решений на местном, государственном и федеральном уровнях;
- во-вторых, медиаобразова-ние поддерживает и способствует развитию образовательной среды, в которой студенты могут практиковать навыки лидерства, свободного и ответственного самовыражения, разрешения конфликтов и достижения консенсуса. Без этих навыков, молодые люди не смогут эффективно взаимодействовать с другими и эффективно решать проблемы, а так же отвечать требованиям демократического общества.
- в-третьих, навыки информационной грамотности могут вдохновить молодых людей стать более заинтересованными в увеличении доступа к разнообразным источникам информации. Медиаграмотность может повысить осведомленность о жизненно важных тенденциях и новостях, предоставить богатый выбор различных мнений и идей.
Факультативный курс медиаоб-разования как часть социальной науки начальной школьной системы, предназначен для 7-х - 9-х классов. Данный курс медиаобра-зования позволяет учащимся получить доступ к средствам массовой информации, направлен на обучение анализировать, критически рассматривать и создавать различные средства и формы коммуникации (пресса, ТВ и радио программ, интернета), творчески использовать медиасообщения. Ученики получают знания и навыки, которые помогают им преодолеть потребительский менталитет и стать активными гражданами.
Этот вид медиаобразования состоит из трехгодичного курса по прессе, радио и телевидению, где содержимое взаимосвязано, но ученики могут выбрать, что пропустить, а что изучать (35 часов в год или один час в неделю).
Первый год обучения направлен на изучение печатных средств массовой информации. Учащиеся также узнают о различиях между видами и жанрами (публицистические, художественные, реклама, документы, фотографии, видео, кино, музыка, интернет), а также учатся отличать маркетинг и пропаганду от журналистики. Завершая первый курс, учащиеся понимают, что средства массовой информации переосмысляют мир, не отражают его. В конце года ученики будут выпускать свою газету.
Второй год посвящен радиоконтенту, ученики создают свои радиопередачи.
Третий год построен на изучении телевидения и его характеристик. В сотрудничестве с местными телеканалами, ученики создают свои собственные телепередачи. Изучается и интернет. Учащиеся узнают, как медиа влияют на аудиторию. Особое внимание уделяется таким проблемам, как темы насилия, идолы, стереотипы. Ученикам предлагается также написать письмо редакторам, в которых они будут предлагать инициативы по изменению контента. В конце цикла занятий ученики обсуждают изменения в своих привычках потребления медиатекстов.
В течение всех лет обучения педагоги уделяют внимание познавательным, социальным, эмоцио-
нальным, мотивационным, эстетическим и морально-этическим уровням медиакомпетентности.
В процессе обучения предполагается, что в аудитории будет происходить: развитие информационной грамотности при использовании медиатекстов; анализ своих собственных привычек по отношению к медиа, дабы уменьшить возможные последствия зависимости от средств массовой информации и научиться выбирать медиатексты, стать активным гражданином, а не пассивным потребителем; анализ и оценка ме-диатекстов; развитие коммуникативных навыков, способность различать реальность и вымысел, возможность выражать свое мнение и обсуждать его, способность принимать разные мнения.
В курс медиаобразования включено изучение: учреждений (кто сообщает и почему?); медийных категорий (какой текст?), меди-атехнологий (как передается меди-атекст?), медиаязыка (как мы знаем, о чем-то и что передает сообщение средств массовой информации?), аудитории (кто получает медийные сообщения и как?) [Erjavec, Volcic, 2002; 2000; 1999; 1997; 1993]
Словенские медиапедагоги также работают и над предложениями для СМИ (например, транслировать программы для молодежной аудитории в соответствующий период времени (с 4 вечера до 9 вечера), но не допоздна; создавать информационные, а не только развлекательные программы для молодежной аудитории; трансформировать медиатексты таким образом, чтобы они становились
более краткими и понятными юной аудитории; сократить количество рекламы в СМИ; показывают меньше насилия на телевидении и др.].
В то же время общество должно воспитывать не только культуру общения детей со средствами массовой информации, но медиагра-мотность/медиакомпетентность родителей, дедушек и бабушек, которые должны осознавать возможности влияния медиа и свою ответственность перед детьми. Взрослые должны проводить беседы с детьми на эту тему внимательно относиться к выбору медиаконтента.
Таким образом, словенские медиапедагоги убеждены, что нужно вводить не только специальные медиаобразовательные предметы в учебных учреждениях, но и организовывать внеклассные мероприятия, а так же предлагать альтернативу общения детей с медиа (кружки, клубы и пр.) [Erjavec, Volcic, 2002; 2000; 1999; 1997; 1993]
Следует отметить, что медиа-образованию в Словении уделяется не так много времени, как нужно. В основном, оно реализуется в интегрированном виде, а так же зависит от личной заинтересованности и участия преподавателей [Erjavec, 2002]. Поэтому встает вопрос о подготовке и повышении квалификации самих учителей.
Литература References
Curriculum for Media Education (1997). Ljubljana: Ministry of Education and Sport.
Education for media and education with media 2004/2005 (2005) Ljubljana: Education and Sport Institute of the Republic of Slovenia.
Erjavec, K. (2005) Zgodnje medij skoopis menjevanje. Sodobna pedagogika, 56, 188-203.
Erjavec, K., Volcic, Z. (2002). Slovenia. In: A. Hart, D. Suss (Eds.) Media Education in European Countries. Southampton: Media Education Centre at the University Southampton, pp.110-122.
Erjavec, K., Volcic, Z. (2000) TV- moj vodnik je lahko zaslon. Ljubljana: Rokus.
Erjavec, K., Volcic, Z. (1999): Mladi In mediji. Ljubljana: ZPMS.
Erjavec, K., Volcic, Z. (1997) Media Education in Slovenia. Conference: Civic Education, Ljubljana.
Erjavec, K., Volcic, Z. (1993). Media education in Slovenia http:// www.waccglobal.org/en/1 9993-changing-perspectives-in-europe-today/ 810-Media-education-in-Slovenia—.html Mikkinen, R. (1978). A General Curricular Model for Mass Media Education. Paris, Unesco.
Volcic, Z. (2004) Re-Mapping Media Spaces: Media Education and its Role in Slovenia. Paper presented at the AEJMC conference, at the University of Colorado at Boulder, 25-28 Feb. 2005.