Научная статья на тему 'Медиаобраз женщины и развитие гендерного дискурса в современных российских федеральных газетах'

Медиаобраз женщины и развитие гендерного дискурса в современных российских федеральных газетах Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2592
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗ / РОССИЙСКАЯ ПРЕССА / ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ / ГЕНДЕРНЫЙ ДИСКУРС

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Балалуева Ирина Александровна

В статье представлены основные выводы исследования, проведенного на основе материалов российской федеральной прессы. Анализируются доминирующие медиаобразы на основе авторской типологии, рассматривается понятие медиаобраза как системной единицы. Исследование подводит итог: какая героиня наиболее интересна современной прессе, а какие образы с течением времени теряют актуальность; какие идентичности в большей степени присущи современной женщине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиаобраз женщины и развитие гендерного дискурса в современных российских федеральных газетах»

УДК: 316

Балалуева Ирина Александровна

аспирантка. Московский государственный

университет им. М.В. Ломоносова

[email protected]

Irina A. Balaluyeva

Graduate student.

Lomonosov Moscow State University irina . balalueva@gmail .com

МЕДИАОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ И РАЗВИТИЕ ТЕНДЕРНОГО ДИСКУРСА В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГАЗЕТАХ

MEDIA IMAGE OF WOMEN AND DEVELOPMENT OF GENDER DISCOURSE IN THE RUSSIAN PRESS

Аннотация. В статье представлены основные выводы исследования, проведенного на основе материалов российской федеральной прессы. Анализируются доминирующие медиаобразы на основе авторской типологии, рассматривается понятие медиаобраза как системной единицы. Исследование подводит итог: какая героиня наиболее интересна современной прессе, а какие образы с течением времени теряют актуальность; какие идентичности в большей степени присущи современной женщине.

Ключевые слова: медиаобраз, российская пресса, образ женщины, ген-дерный дискурс

Annotation. The article represents the results of a research of the leading printed mass media. The goal of this research was to describe key female characters on the pages of newspapers in the modern Russian newspapers. The research comes to a conclusion on which female character is the most sought after in modern press, which lose their topicality, which identities better characterize the modern woman.

Keywords: media image, Russian press, women's images, gender discourse.

В современном мире роль масс-медиа в процессе создания и ретрансляции образов и смыслов особенно высока. Федеральная пресса в системе российских печатных СМИ обладает наибольшим влиянием на диверсифицированную аудиторию, играет особую роль в «сохранении единого информационного пространства» [16, с. 151] и «организации масштабных информационных обменов» [16, с. 151] на территории страны.

Медиаобраз как единица СМИ характеризуется рядом важных черт, таких как ориентация на воспроизводимость, массовость, (стерео)типизирование, линейность, заданность. Медиаобраз женщины в современной прессе предстает в качестве противоречивого синтеза различных, часто противопоставленных друг другу тенденций: это конфликт традиционной патриархальной модели и новой, эгалитарной, предполагающей гендерное равенство во всех сферах общественной жизни; рост вовлеченности женщины в общественные процессы, усиление

ее влияния на ключевые институты; кризис гендерной идентичности как женщины, так и мужчины, начавшийся в 1990-е гг. и захвативший начало нового тысячелетия. Медиаобраз женщины аккумулирует черты коллективного бессознательного, и в этом аспекте сильно связан с доминирующими идеалами предшествовавших эпох, но одновременно отмечен созданием новых парадигм, формирующихся в условиях глобализации. Между тем, в современной России отсутствует какая-либо единая гендерная система, согласно которой женщина могла бы идентифицировать себя как «успешную» или «настоящую», поэтому женщины вынуждены искать или создавать новые гендерные значения. Ощущая дискомфорт от необходимости существовать в системе патриархальных ценностей, женщина все чаще обращается к эгалитарным принципам для формирования своей системы ценностей. Эволюционный процесс в гендерной системе России неоднократно прерывался, поэтому в настоящее время общество вынуждено вырабатывать современные, автономные нормативные гендерные модели, не имея прямой возможности опираться на поступательный исторический опыт. В силу этих причин медиаобраз женщины мозаичен, противоречив, но в то же время он динамично развивается и эволюционирует. Так как ме-диаобразы крайне чувствительны к изменениям общественных настроений, и в этом контексте работа журналиста приобретает особую значимость: ему необходимо не только чутко реагировать на происходящие изменения, но и самому становиться таким агентом изменений.

В этой связи нам представляется необходимым описать доминирующие типы медиаобраза женщины в каждой системе ценностей. Медиаобраз женщины мы склонны рассматривать в системном контексте, как предмет, на который оказывают влияние следующие аспекты.

Рис. 1. Образ женщины как системная единица

Медиаобраз женщины прочно вписан в систему общественных и экономических отношений и формируется/трансформируется под влиянием большого числа факторов, в частности, медиобраза мужчины, на контрасте с которым он часто выстраивается. Политика издания как совокупность ценностных, идеологических, этических принципов и установок, методов журналисткой работы и творческих подходов напрямую определяет общую систему гендерных ценностей, соответственно, подход издания к транслированию гендерно-окрашенных образов. Бизнес-модель СМИ определяет политику издания. Ориентируясь на целевую аудиторию, бизнес-модель отталкивается от ее запросов, но в то же время она должна быть гибкой и реагировать на изменения запросов, поэтому связь между ними двунаправленная. Личные ценности журналиста и редактора могут частично расходиться с политикой издания в вопросах, связанных с конструированием гендерных моделей, особенно если в издании не существует определенных норм и директив. У каждого автора текста - своя система ценностей, свой метод исследования объекта и создания образов, свои цели, а, возможно, и явные и скрытые рекламные или идеологические задачи. «Лидеры мнений» в публичном пространстве - известные широкой публике общественные и политические деятели, представители бизнеса, культуры и проч., оказывают влияние на медийный образ женщины как носители авторитетного мнения и как герои публикаций СМИ. Аудитория СМИ влияет на образ женщины в СМИ не только через бизнес-модель как совокупность измерений ее состава и проч. качеств, но и напрямую через обратную связь с редакцией. В свою очередь, влияние на ее ценностные ориентиры оказывает текущее социальное положение женщины. Самые широкие системные единицы, которые оказывают глобальное влияние на совокупность всех элементов - политическая ситуация, традиции и культура общества, социально-экономическая ситуация. Очевидно, что именно под влиянием всех перечисленных элементов возможно формирование медиаобраза женщины.

Пост-советский период, влияние которого социум испытывает до сих пор, отмечен кризисом маскулинности и всплеском дискриминационных практик по отношению к женщине. В этот период появляются новые модели изданий, в частности, «Коммерсант» и «Ведомости», ориентированные на деловую аудиторию и рыночную экономику, советские издания - «Известия», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты» - переориентировались на новый тип аудитории. Определенно, выработка системы гендерных ценностей, просвещение читателя в вопросах эгалитаризма не стояла в повестке дня этого периода, поэтому образ женщины приобретает вульгаризированный, сексуализирован-ный контекст; телесная, интимная сфера завоевывает массовую прессу, в то время как деловая пресса игнорирует женщину. Типологизация образов женщины в этот период представлена узким спектром гендерных моделей, среди которых «красивая женщина, женщина-любовница», «домохозяйка», «богатая женщина» - все эти образы отличает подчиненность мужчине, несамостоятельность, зависимость, акцент на сексуальности.

Первое десятилетие XXI в. - время ощутимых перемен во всех сферах общественной жизни российского общества: политические, экономические, со-

циальные преобразования затронули каждую социальную группу. Масс-медиа, являясь отражением происходивших процессов, аккумулировавшие ценности и нормативы, формировали основные стратегии гендерных репрезентаций и в соответствии с ними создавали медиаобразы, релевантные текущей повестке дня.

На основе публицистических материалов современной федеральной прессы («Ведомости», «Коммерсантъ», «Известия», «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец») автор предлагает систему доминирующих в первое десятиление XXI в. медиаообразов женщины [см. 2, 3]. В современных условиях перед женщинами открывается гораздо больше возможностей для участия во всех сферах общественной жизни, и нам представляется необходимым рассмотреть максимально возможное их число. Мы стремимся отойти от классической типологизации женских образов, которая зачастую включает всего несколько обобщенных типов. Ключевыми характеристиками, позволяющими отнести образ женщины к тому или иному типу, мы полагаем характер ее деятельности и преобладание маскулинных, феминных или андрогинных черт в ее образе.

Женщина-политик - один из наиболее активных и сильных медиаобра-зов женщины. Характер ее работы - участие в событиях государственного, макро- уровня, политическая деятельность. Говорить о репрезентативности этого образа с точки зрения гендерных моделей нам представляется несколько спорным хотя бы потому, что многие успешные женщины-политики пользуются услугами имиджмейкеров и pr-специалистов, поэтому нам представляется более интересным не столько описание этого образа, сколько его восприятие -как самими женщинами, так и их коллегами-мужчинами. В силу своей профессии женщина-политик является участником публичного пространства, что сделало этот типаж одним из самых популярных образов гендерных исследований масс-медиа.

Можно выделить доминирующие медиаобразы женщин-политиков. «Железные леди» (М. Тэтчер, К. Райс, Э. Набиуллина) - консервативный имидж, высокий профессионализм, жесткость и принципиальность, оперативность в решении политических вопросов. Такие женщины внешне соблюдают атрибуты женственности, но в профессиональной деятельности ведут себя подчеркнуто агрессивно, легко берут на себя ответственность за значимые решения. «Антиженственные» политики (А. Меркель, Т. Халонен), профессиональные и успешные управленцы, представительницы неяркого внешнего имиджа. Их политический стиль - уравновешенный, компромиссный, аналитический, они избегают острых конфликтов. Атрибуты женственности такие политики не используют, что не мешает им успешно выступать на публике. Политики как секс-символы (А. Кабаева, С. Хоркина, М. Малиновская) - как правило, политики без профильного юридического образования, в российской действительности пришедшие в эту сферу из спорта, шоу-бизнеса и других областей. Такие женщины нередко не демонстрируют явных политических успехов и не принимают активного участия в решении важных вопросов, но привлекательность и неформальные связи помогают им занимать государственные должности.

В образе женщины-политика исторически сложился ряд мифов, а именно: если женщина как политик совершает ошибки, это именно потому, что она женщина; внешность всегда играет решающее значение в том, как складывается карьера женщины на политической арене; женщина не может быть и успешным политиком, и успешной матерью и женой; женщины не приходят в политику самостоятельно и проч. [см. 1, электр. рес.]. Е.А. Чирикова, исследующая представленность женщин в политике и бизнесе и их возможности в этих сферах, отмечает: «За последнее десятилетие представительство женщин в структурах российской власти немного выросло. Однако говорить об изменении сложившегося порядка, когда женщины преобладают на нижних этажах власти и их число уменьшается по мере продвижения по иерархической лестнице, пока преждевременно» [19, электр. рес.].

Далее опишем тип деловой женщины, который мы, в свою очередь, делим на три подпипа: бизнесвуман, обладающая максимальной свободой в принятии операционных и стратегических решений, женщину-исполнителя, имеющую высокую степень свободы в принятии решений и занимающей руководящие, но зависимые от иерархии посты, и женщину, ориентированную на построение карьеры, объединенных желанием найти свое «профессиональное призвание» и добиться в нем максимальных результатов.

Бизнесвумен. В России приход женщин в бизнес стал возможен только после распада Советского союза. Они не имели возможности участвовать в крупном бизнесе, приватизированном мужчинами, и становились, как правило, во главе малых и средних предприятий. Парадоксально, но именно кризисы 1998 и 2008 гг. увеличили число женщин-предпринимательниц в России: как отмечают исследователи [см. 11, сс. 432-451], кризис в экономике часто порождает кризис гендерный, а именно - кризис маскулинности, и многим женщинам зачастую приходиться брать на себя мужские функции, чтобы обеспечить себя или свою семью. Таким образом, такой тип женского бизнеса в 1990-е гг. можно назвать «вынужденным предпринимательством» [4, с. 150], и не исключено, что отмеченная в докладе 2010 г. Global Entrepreneurship Monitor тенденция, согласно которой после 2008 г. россиянки шли в бизнес даже активнее мужчин, может быть вызвана отчасти и этим фактором.

Традиционно этот медиаобраз является одним из самых противоречивых по нескольким причинам. Политика - одна из сфер, сильно подверженных ген-деризации. С одной стороны, женщины-политики часто становятся заложниками стереотипов о способностях женщин в «большой политике», с другой - они сами зачастую склонны к манипуляции массмедиа через введение гендерных норм и правил. Анализируя этот образ, нам представляется значимым сослаться на исследования Л. Вороновой, которая пишет о том, что процесс медиатизации политики тесно связан с ее «персонализацией и интимизацией» [9, с. 215]. Журналисты все больше внимания склонны уделять именно личным чертам характера и внешности, то есть гендерным характеристикам, что опасно в первую очередь именно для женщин-политиков.

Е.А. Чирикова отмечает [19, электр. рес.], что на рубеже веков мужчины занимали 94% высших, 85% главных и 68% ведущих должностей, в то время

как женщины находились на должностях, не предполагавших принятия решений (80,6% женщин работают на позициях с низшей ответственностью, 50% -со средней ответственностью, т.е. руководят структурными подразделениями). С 2000 по 2004 гг. доля женщин-руководителей в российских компаниях выросла вдвое, а уже в 2006 г. доля женщин-руководителей в российских компаниях достигла 39%, а к 2009 г. - 42%. В ближайшие годы мы ожидаем увидеть постепенный рост интереса к теме женщины в бизнесе и рост числа героинь медиатекстов, присутствующих в бизнесе.

Деловой этикет не располагает к сакрализации женщины, к тому же предполагается, что читатель не должен отвлекаться на построение ассоциативных рядов и восприятие смыслов, поэтому использование кодированных изображений в газетах ограничено. Понятия «идеала женской красоты» в деловой газете, казалось бы, не существует. Тем не менее, женщина-предприниматель должна быть привлекательной и женственной, использовать макияж и аксессуары, носить женственную прическу и туфли на высоких каблуках. Но вместе с тем она не обязана привлекать мужское внимание. Деловая женщина в федеральной прессе - сильная и властная, демонстрирующая волю и целеустремленность, готовая вести за собой. Бизнесвуман не предстает идеальной - это сильная личность, которая может позволить себе проигнорировать некоторые «условности» в вопросах внешности.

Женщина-исполнитель. Женщина, занимающая руководящий пост в государственных и общественных учреждениях, в чьи обязанности входит распоряжаться большим количеством дел. Самый наглядный пример - руководитель областной администрации, директор школы или общественного центра. От бизнес-леди этот тип героини отличается, в первую очередь, тем, что цели и направление своей работы она формирует не сама, а получает от вышестоящих руководителей, а героине поручается «улучшить», «наладить», «проконтролировать». Как пишет Л.Л. Рыбцова [14, с.80], для многих женщин ценность общественно-политической деятельности не представляет значимости сама по себе: это отражение иных целей и мотивов, в первую очередь - желания применить свои профессиональные навыки, получить профессиональные знания; бессмысленная работа «для галочки» угнетает женщин - они готовы работать с полной самоотдачей лишь тогда, когда видят результат своей работы.

Женщина, ориентированная на построение карьеры. Это собирательный образ женщины, чьим главным устремлением является не просто продвижение по карьерной лестнице и признание собственных успехов, но и постоянная занятость на работе - в сфере, где они стараются самореализоваться в первую очередь. В нашей условной классификации к этому типу принадлежат не только «офисные работники», но и творческие личности - актрисы, певицы, которые в каждом интервью подчеркивают: карьера для них - на первом месте.

Женщина-лидер. Этот тип представляет собой женщину, которая формулирует, выражает и продвигает в жизнь определенные идеи, ведет за собой, приобретает последователей вне зависимости от уровня, на котором происходит этот процесс. Она становится форматором идеологических ценностей общества, формирует новые идеи и претворяет их в жизнь.

Женщина-спутница живет заботой о делах мужа, семьи. Она уверена, что главное предназначение женщины - быть поддержкой мужа в его делах (политике, бизнесе и проч.) и привлекательно выглядеть, формировать его статус. Для публичного мужчины такая спутница не только «надежный тыл», но и элемент имиджа. Часто женщины, которых мы относим к этому типу, хорошо образованы, разносторонне развиты, привлекательны и ухожены.

Женщина, ориентированная на создание семьи, материнство, брак. Образ такой женщины включает, прежде всего, ретрансляцию классической патриархальной системы мира, в которой женщине отведена роль, связанная с биологической функцией деторождения, а также воспитанием детей, поддержкой семейного хозяйства. Возрастающую проблему конфликта ценностей - общественно-политической деятельности или карьеры с семейными обязанностями эти женщины решили в пользу семьи. Сразу оговоримся, что этот тип женщины представлен не только и не столько женами состоятельных мужчин, имеющие финансовую возможность не работать. Семья для таких женщин зачастую становится спасением в ситуации, когда наступает кризис самоидентификации: общество поддерживает роль матери и домохозяйки как нормативную, таким образом, женщине не приходится выбирать между другими сферами для самореализации.

Отличительная особенность образа матери в СМИ - практически полное отрицание роли других членов семьи, особенно отца, в процессе воспитания и ухода за детьми, а также размытость понятия «должного ухода» за ребенком. «Ответственное воспитание» детей сильно идеологизировано, в результате чего некоторые родительские стратегии могут рассматриваться как «неподходящие». Матерям навязываются не только социальные функции, в результате которых женщина, не имеющая желания жертвовать социальной активностью ради детей, осуждается как безответственная. В публикациях периода 2000-2014 гг. все еще сильно ощущается влияние советской семейной политики, в рамках которой деторождение считалось главной функцией женщины. Возлагая на нее двойную нагрузку - уход за детьми и реализацию в работе, общество подталкивает женщину к отказу от материнских функций в случае, когда она не готова «жертвовать» активной жизнью ради семьи. Образ «хорошей» и «правильной» матери визуально репрезентирован как комплекс изображений, в которых женщина представлена исключительно в бытовой или социальной среде: в доме, детских учреждениях. Примечательно, что даже взрослые дети часто предстают со своими матерями.

Приземленный образ «реальной женщины», обывательницы, интересной только своими частными заботами, в которых часто отсутствуют устремления к лучшему, на наш взгляд, важен для смягчения возможной самоидентификации женщины в системе постиндустриального общества. Образ «реальной женщины», рассчитанный прежде всего на женскую аудиторию, предполагает, что женщина будет ассоциировать себя с героинями и сочувствовать им. С одной стороны, самоидентификация с непритязательной с точки зрения личностного развития и карьерного роста (жена-спутница, домохозяйка) или испытывающей социальные трудности (низкие доходы, сложные семейные обстоятельства и

прочее) героиней прививают читательницам, находящимся в сходных обстоятельствах, ощущение успокоения, социального единения и чувства защищенности.

Привлекательная женщина. Тип героини, культивирующий внешность как залог успеха женщины: подчёркнуто феминизирована, часто она высказывает суждения на грани допустимого. Внешний облик такой героини практически всегда выдает желание манипулировать своей привлекательностью. Зачастую за желанием репрезентировать себя в сфере привлекательности стоит расчет самой героини или имиджмейкеров, поэтому стоит различать медийный образ и реальный образ девушки. По нашему мнению, именно этот тип образа женщины представляет наибольшую угрозу для гендерного равенства в СМИ, т.к. призван закрепить дискриминационные практики в отношении женщин.

Творческая женщина. Женщина, посвятившая себя искусству - музыке, изобразительным искусствам, театру, кино, это героини, исключительно преданные своему делу. Главный критерий, по которому мы относим героинь к этому типу - способность создавать или воплощать в жизнь творческий и образный продукт: актрисы, певицы, танцовщицы, художницы, писательницы, поэтессы и другие женщины, которых можно отнести к творческой и интеллектуальной элите.

В качестве вывода необходимо отметить, что репрезентация образа женщины в российской прессе в разрезе носит двоякий характер. С одной стороны, он отличается противоречивостью и разобщенностью, что в целом характерно для переходных периодов. С другой стороны, в некоторых вопросах обнаруживается единство, а именно превалирование публикаций с упоминанием женщины в сфере привлекательности и семейных отношений. Область красоты, привлекательности и взаимосвязанных с ней сферой интимных отношений, служившая главным конструктом для формирования образа женщины в начале 2000-х гг., к концу десятилетия нового века вызывает у федеральной прессы интерес почти в два раза меньший (на 40% уменьшилось число публикаций). Сфера семейных отношений, наоборот, переживает период подъема к концу 2010. Очевидно, журналисты и герои публикаций все чаще обращаются к роли женщины и мужчины в семье (рост статей на 38%). Увеличивается рефлексия и публичная дискуссия в отношении трудовых возможностей женщины. Образ женщины в сфере карьеры, трудовых отношений, самореализации в профессиональной области к 2010 г. стал фигурировать на 20% чаще по сравнению с началом 2000-х гг.

Современные СМИ, сталкиваясь с возрастающей ролью женщин, оказываются зачастую не способны выполнить свою основную задачу артикуляции общественного запроса на новую гендерную идентичность. К 2010 году пресса все еще не была способна предоставить как мужчине, так и женщине единую систему гендерных ценностей и не может служить определяющим ориентиром для установления нового гендерного порядка. В отсутствие единой государственной политики каждое издание исходит из собственных представлений и опыта и устанавливает свою гендерную планку, которая может разниться даже в пределах одного номера.

В настоящее время образ женщины формируется под влиянием ряда тенденций. Отсутствие единой системы ценностей в гендерных вопросах как у общества в силу низкой гендерной культуры, так и внутри СМИ. Происходит конфликт ценностей журналистов и редакторов, который заключается в борьбе между разными традициями и культурами - советской, постсоветской, современной прозападной. Невысокий уровень просвещенности большинства сотрудников СМИ в плане возможностей гендерного конструирования, низкий уровень самосознания в вопросах, касающихся ретрансляции моделей гендер-ной идентичности. Рост числа женщин, активно занятых в политической, экономической, социальной деятельности, стремящихся обрести самостоятельность, материальную независимость, готовых публично отстаивать собственные права и ориентиры. Сталкиваясь с проблемой конфликта гендерных моделей - к примеру, успешной бизнесвуман и одновременно жены, счастливой матери, журналисты часто оказывались не готовы адекватно воспринимать такое положение дел. Возрастающие позиции женского медиаактивизма в России. Рост общественного и государственного регулирования сферы гендера, влияние которых выражается как минимум в аспекте акцентирования внимания на этой сфере.

Рассмотрев наиболее часто встречающиеся образы женщины, мы пришли к ряду существенных выводов. Общий признак, объединяющий всех женщин, которые становятся героинями материалов прессы, так называемый «общедо-минирющий» тип - образ успешной женщины. Но несмотря на то что обывательницы неинтересны газете, они задают образцы нормативности даже в большей степени, чем успешные и яркие женщины. Выполняя роль образа, с которым «обыкновенной» читательнице хочется себя ассоциировать, эти героини, как правило, больше всего подвержены стереотипизации и патриархализа-ции, поэтому представляют опасность для развития эгалитарных принципов в журналистике.

В качестве героини современные газеты чаще выбирают женщин с преобладающей маскулинной или андрогинной идентичностью. Героини публикаций в деловой прессе больше склонны проявлять признаки маскулинной идентичности, в то время как в массовой прессе больше внимания уделяется женщинам с андрогинной и феминной идентичностью. При этом семейная и личная сферы не определяются как область, где женщина может самореализоваться в полной мере: без успехов в карьере женщина часто чувствует себя неуспешной. Российское общество готово принять женщину на посту руководителя, исполнителя высокого уровня, но не как создателя своего дела, инициатора глобальных перемен.

Продолжая манипулировать представлениями мужчин и женщин о моделях правильной/неправильной, успешной/неуспешной мужественности и женственности, масс-медиа наносят огромный вред своей аудитории, вынуждая ее следовать заданным моделям поведения часто в ущерб себе. Именно от СМИ зависит, какие «примеры для подражания» получают читатели, поэтому при неправильной гендерной политике может сформироваться множество проблем в самом понятия «мужчина» и «женщина». Одна из опасностей пренебрежи-

тельного или однобокого отношения к гендерному вопросу - создание простых схем поведения, принятых для мужчин и для женщин, выход за которые грозит общественным осуждением.

В современном мире характер гендерных ценностей общества зачастую становится одним из определяющих векторов его развития, концентрацией демократических принципов и свобод. Участие всех членов общества в социальной жизни на равных условиях, в атмосфере терпимости, взаимоуважения и приятия является залогом гармоничного развития социума.

Литература:

1. Ажгихина Н.И. Когда Россией будет управлять Маргарет Тэтчер? Несколько штрихов к коллективному портрету женщины-политика в российском информационном пространстве и о самом медийном пространстве. «Гендерные исследования». 2007. № 16.

2. Балалуева И.А. Визуальный аспект образа женщины в современных СМИ//Меди@льманах. 2014. № 3.

3. Балалуева И.А. Образ женщины в современной российской прессе: ключевые характеристики и масштабы трансформации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2013. № 6.

4. Блохина Н. Forbes Woman как деловое издание для женщин. Гендер и СМИ-2011. Ежегодник. М.: Факультет журналистики МГУ; Изд-во Моск. Унта, 2012. С. 143-162.

5. Богдан Е.Н. Медиаобраз России как понятие теории журналистики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2007. № 4.

6. Вартанова Е.Л., Смирнова О.В., Фролова Т. И. Женщины в российской политике: СМИ показали, откуда придет гендерное равенство // Вопросы теории и практики журналистики. 2013. № 3.

7. Вартанова Е.Л., Смирнова О.В., Фролова Т.И. Гендерная проблематика в политических кампаниях: СМИ как индикатор гражданской культуры //Медиаскоп (электронный журнал). 2009. № 2.

8. Воронова Л.А. Женщины-политики в СМИ: мифы и антимифы. Режим доступа: http://mediascope.ru/node/345, свободный. Загл. с экрана.

9. Воронова. Л.А. Политика и журналистика: танго под гендерный аккомпанемент. Гендер и СМИ-2012. Ежегодник. М.: Факультет журналистики МГУ; Изд-во Моск. Ун-та, 2013. 278 с. С. 205-220.

10. Ершова Н.М., Мясникова Л.А. Путь к себе: Женщина между полом и тендером. Серия: Studia humanitatis. Екатеринбург, 2007. С. 192.

11. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Кризис маскулинности в позднесо-ветском дискурсе//Омуже(Ы)ственности: Сборник статей. Сост. С.Ушакин. М.: НЛО. 2002. C. 432-451.

12. Здравомыслова О.М., Кигай Н.И. Женская тема в средствах массовой информации. М.: Ассоциация журналисток, 2002. Режим доступа: http://www.gorby.ru/userfiles/file/zhenskayajema_v_smi.pdf, свободный. - Загол. с экрана.

J3. Лобова A.A. Традиционные женские образы и феминизация маскулинных профессий в контексте культур России и Запада. Дисс. на соискание уч. Ст. Канд. гультурол. Наук: Шуя: 2011. С. 170.

J4. Рыбцова Л.Л. Общественно-политическая активность женщин. Социологические исследования. 2001. № 4. С. 78-80.

J5. Смеюха В.В. Гендерные технологии в СМИ. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: 2011. С. 46.

Jó. Средства массовой информации России (под редакцией Я.Н. Засурского) / М. Алексеева, Л. Болотова, Е. Вартанова и др. — Аспект Пресс Москва, 2011. С. 39J.

J7. Хочунская Л.В. Медиаобраз как диалог ценностей. М. : РУДН, 2011.

J8. Храмцова Ф. И. Гендерная парадигма развития средств массовой информации в российской федерации. Материалы VI научно-практической конференции «СМИ и общество». - Режим доступа: http://journalist.masu.ru/index.php/about-us/20J J-04-05-J0-J9-40/-q-q/J09--vi— /789-20J2-03-J4-09-29-40, свободный. - Загл. с экрана.

J9. Чирикова А.Е. Женщина во власти и бизнесе: сравнительный анализ российских и французских практик. «Сравнительная политика» №2(12), 2013. -Режим доступа: http://www.mgimo.ru/files2/z07_20J3/comp-polit_20J3-2_chirikova.pdf свободный. - Загл. с экрана.

Literature:

J. Azhgihina N.I. Kogda Rossiej budet upravljat' Margaret Tjetcher? Neskol'ko shtrihov k kollektivnomu portretu zhenshhiny-politika v rossijskom infor-macionnom prostranstve i o samom medijnom prostranstve. «Gendernye issledovanija». 2007. № 16.

2. Balalueva I.A. Vizual'nyj aspekt obraza zhenshhiny v sovremennyh SMI // Medi@l'manah. 20J4. № 3.

3. Balalueva I.A. Obraz zhenshhiny v sovremennoj rossijskoj presse: kljuchevye harakteristiki i masshtaby transformacii // Vestn. Mosk. un-ta. Ser. J0, Zhurnalistika. 20J3. № 6.

4. Blohina N. Forbes Woman kak delovoe izdanie dlja zhenshhin. Gender i SMI-20JJ. Ezhegodnik. M.: Fakul'tet zhurnalistiki MGU; Izd-vo Mosk. Un-ta, 20J2. Р. J43-JÓ2.

5. Bogdan E.N. Mediaobraz Rossii kak ponjatie teorii zhurnalistiki // Vestn. Mosk. un-ta. Ser. J0, Zhurnalistika. 2007. № 4.

ó. Vartanova E.L., Smirnova O.V., Frolova T. I. Zhenshhiny v rossijskoj politike: SMIpokazali, otkuda pridet gendernoe ravenstvo // Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki. 20J3. № 3.

7. Vartanova E.L., Smirnova O.V., Frolova T.I. Gendernaja problematika v politicheskih kampanijah: SMI kak indikator grazhdanskoj kul'tury // Mediaskop (jelektronnyj zhurnal). 2009. —№ 2.

8. Voronova L.A. Zhenshhiny-politiki v SMI: mify i antimify. - Rezhim dostu-pa: http://mediascope.ru/node/345, svobodnyj. - Zagl. s jekrana.

9. Voronova. L.A. Politika i zhurnalistika: tango pod gendernyj akkom-panement. Gender i SMI-2012. Ezhegodnik. - M.: Fakul'tet zhurnalistiki MGU; Izd-vo Mosk. Un-ta, 2013. 278p. P. 205-220.

10. Ershova N.M., Mjasnikova L.A. Put' k sebe: Zhenshhina mezhdu polom i tenderom. Serija: Studia humanitatis. Ekaterinburg, 2007. P. 192.

11. Zdravomyslova E.A., Temkina A.A. Krizis maskulinnosti v pozdnesovetskom diskurse // O muzhe(N)stvennosti: Sbornik statej. Sost. S.Ushakin. M.: NLO. 2002. P. 432-451.

12. Zdravomyslova O.M., Kigaj N.I. Zhenskaja tema v sredstvah massovoj in-formacii. M.: Associacija zhurnalistok, 2002. Rezhim dostupa: http://www.gorby.ru/userfiles/file/zhenskayajema_v_smi.pdf, svobodnyj. - Zagol. s jekrana.

13. Lobova A.A. Tradicionnye zhenskie obrazy i feminizacija maskulinnyh pro-fessij v kontekste kul'tur Rossii i Zapada. Diss. na soiskanie uch. St. Kand. rul'turol. Nauk: Shuja: 2011. P. 170.

14. Rybcova L.L. Obshhestvenno-politicheskaja aktivnost'zhenshhin. Sociolog-icheskie issledovanija. 2001. № 4. P. 78-80.

15. Smejuha V.V. Gendernye tehnologii v SMI. Uchebno-metodicheskoe posobie. Rostov-na-Donu: 2011. P. 46.

16. Sredstva massovoj informacii Rossii (pod redakciej Ja.N. Zasurskogo) / M. Alekseeva, L. Bolotova, E. Vartanova i dr. — Aspekt Press Moskva, 2011. P. 391.

17. Hochunskaja L. V. Mediaobraz kak dialog cennostej. M. : RUDN, 2011.

18. Hramcova F. I. Gendernaja paradigma razvitija sredstv massovoj informacii v rossijskoj federacii. Materialy VI nauchno-prakticheskoj konferencii «SMI i obshhestvo». - Rezhim dostupa: http://journalist.masu.ru/index.php/about-us/2011-04-05-10-19-40/-q-q/109--vi—/789-2012-03-14-09-29-40, svobodnyj. - Zagl. s jekrana.

19. Chirikova A.E. Zhenshhina vo vlasti i biznese: sravnitel'nyj analiz ros-sijskih i francuzskih praktik. «Sravnitel'naja politika» №2(12), 2013. - Rezhim dostupa: http://www.mgimo.ru/files2/z07_2013/comp-polit_2013-2_chirikova.pdf, svobodnyj. - Zagl. s jekrana.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.