Научная статья на тему 'МЕДИАОБРАЗ СИНЬЦЗЯН-УЙГУРСКОГО АВТОНОМНОГО РАЙОНА В ПУБЛИКАЦИЯХ РОССИЙСКИХ СМИ (НА ПРИМЕРЕ ОНЛАЙН-ВЕРСИЙ ИЗДАНИЙ "РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА" И "ИЗВЕСТИЯ")'

МЕДИАОБРАЗ СИНЬЦЗЯН-УЙГУРСКОГО АВТОНОМНОГО РАЙОНА В ПУБЛИКАЦИЯХ РОССИЙСКИХ СМИ (НА ПРИМЕРЕ ОНЛАЙН-ВЕРСИЙ ИЗДАНИЙ "РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА" И "ИЗВЕСТИЯ") Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
159
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВОСТНОЙ ФРЕЙМ / ИМИДЖ РЕГИОНА / МЕДИАОБРАЗ / СИНЬЦЗЯН / РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА / ИЗВЕСТИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хань Цзясин, Таказов Валерий Дзантемирович

В статье исследуется медийный образ Синьцзян-Уйгурского автономного района Китайской народной республики с позиции освещения образа региона. Для изучения были выбраны публикации с упоминанием Синьцзяна в онлайн-версиях изданий «Российская газета» и «Известия» как наиболее близких к руководству РФ. В статье применен метод сплошной выборки. Методологическую базу исследования составили фрейм-анализ и дискурс-анализ. Актуальность данного исследования обусловлена тем фактом, что внутренние проблемы Синьцзяна регулярно оказываются в фокусе внимания не только китайских, но и зарубежных медиа. СМИ становятся площадкой соперничества Китая и Запада в части формирования общественного мнения у зарубежных аудиторий по вопросам Синьцзяна. Публикации российских медиа, в том числе «Российской газеты» и «Известий», не только отражают отношение российского руководства к внутренним этническим проблемам Китая, но и способствуют сбалансированному освещению национальной политики КНР. На основании проведенного фрейм-анализа освещения отобранных публикаций сделан вывод о том, что медиаобраз Синьцзяна в «Российской газете» и «Известиях» формируется вокруг следующих стержневых идей (фреймов): социальные кризисы в Синьцзяне носят постоянный характер; в регионе высок риск терроризма, часты стихийные бедствия; правительство КНР оперативно принимает меры для обеспечения безопасности людей при возникновении катастроф; политическая ситуация в регионе нестабильна, чем умело пользуется ряд западных стран для решения своих задач по ослаблению экономического влияния Китая; Синьцзян имеет древнюю историю и культуру и богат природными ресурсами; китайское правительство рассматривает Синьцзян как ключевой регион экономического развития КНР и тесно сотрудничает с Россией в области логистики и энергетики. В целом в указанных материалах констатируется, что Синьцзян находится в состоянии серьезных социальных кризисов в связи с обилием внутренних и внешних проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA IMAGE OF THE XINJIANG UYGUR AUTONOMOUS REGION IN RUSSIAN MEDIA PUBLICATIONS (USING THE EXAMPLE OF ONLINE VERSIONS OF THE PUBLICATIONS OF ROSSIYSKAYA GAZETA AND IZVESTIA)

The article examined the media image of the Xinjiang Uygur Autonomous Region of the People's Republic of China from the perspective of highlighting the image of the region. We selected publications mentioning Xinjiang in the online versions of the publications Rossiyskaya Gazeta and Izvestia as the closest to the leadership of the Russian Federation. The study employed the continuous sampling method, frame and discourse analysis. The relevance of this study is due to the fact that the internal problems of Xinjiang regularly get covered not only by Chinese, but also foreign media. The media are becoming a platform of rivalry between China and the West in terms of creating public opinion among foreign audiences on Xinjiang issues. Publications of Russian media, including Rossiyskaya Gazeta and Izvestia, not only reflect the attitude of the Russian leadership to China's internal ethnic problems, but also contribute to a balanced coverage of China's national policy. Frame analysis of selected publications revealed that the media image of Xinjiang in Rossiyskaya Gazeta and Izvestia is formed around the following core ideas (frames): permanent social crises in Xinjiang; high risk of terrorism in the region, frequent natural disasters; quick response of Chinese government to disasters; unstable political situation, which is skillfully used by a number of Western countries to weaken China's economic influence; Xinjiang has an ancient history and culture and is rich in natural resources; the Chinese government regards Xinjiang as a key region of China's economic development and closely cooperates with Russia in the field of logistics and energy. In general, these materials state that Xinjiang is facing serious social crises due to the abundance of internal and external problems.

Текст научной работы на тему «МЕДИАОБРАЗ СИНЬЦЗЯН-УЙГУРСКОГО АВТОНОМНОГО РАЙОНА В ПУБЛИКАЦИЯХ РОССИЙСКИХ СМИ (НА ПРИМЕРЕ ОНЛАЙН-ВЕРСИЙ ИЗДАНИЙ "РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА" И "ИЗВЕСТИЯ")»

УДК 070

EDN KXRSVX

DOI 10.17150/2308-6203.2022.11(2).278-292 Научная статья

Медиаобраз Синьцзян-Уйгурского автономного района в публикациях российских СМИ (на примере онлайн-версий изданий «Российская газета» и «Известия»)

Хань Цзясин Э , Таказов В.Д. ©:

Российский университет дружбы народов, г Москва, Российская Федерация Автор, ответственный за переписку: Таказов В.Д., forum59@mail.ru

Аннотация. В статье исследуется медийный образ Синьцзян-Уй-гурского автономного района Китайской народной республики с позиции освещения образа региона. Для изучения были выбраны публикации с упоминанием Синьцзяна в онлайн-версиях изданий «Российская газета» и «Известия» как наиболее близких к руководству РФ. В статье применен метод сплошной выборки. Методологическую базу исследования составили фрейм-анализ и дискурс-анализ. Актуальность данного исследования обусловлена тем фактом, что внутренние проблемы Синьцзяна регулярно оказываются в фокусе внимания не только китайских, но и зарубежных медиа. СМИ становятся площадкой соперничества Китая и Запада в части формирования общественного мнения у зарубежных аудиторий по вопросам Синьцзяна. Публикации российских медиа, в том числе «Российской газеты» и «Известий», не только отражают отношение российского руководства к внутренним этническим проблемам Китая, но и способствуют сбалансированному освещению национальной политики КНР. На основании проведенного фрейм-анализа освещения отобранных публикаций сделан вывод о том, что медиаобраз Синьцзяна в «Российской газете» и «Известиях» формируется вокруг следующих стержневых идей (фреймов): социальные кризисы в Синьцзяне носят постоянный характер; в регионе высок риск терроризма, часты стихийные бедствия; правительство КНР оперативно принимает меры для обеспечения безопасности людей при возникновении катастроф; политическая ситуация в регионе нестабильна, чем умело пользуется ряд западных стран для решения своих задач по ослаблению экономического влияния Китая; Синьцзян имеет древнюю историю и культуру и богат природными ресурсами; китайское правительство рассматривает Синьцзян как ключевой регион экономического развития КНР и тесно сотрудничает с Россией в области логистики и энергетики. В целом в указанных материалах констатируется, что Синьцзян находится в состоянии серьезных социальных кризисов в связи с обилием внутренних и внешних проблем.

Ключевые слова. Новостной фрейм, имидж региона, медиаобраз, Синьцзян, Российская газета, Известия.

Информация о статье. Дата поступления 15 февраля 2022; дата поступления после доработки 8 апреля 2022 г.; дата принятия к печати 27 апреля 2022 г.; дата онлайн-размещения 30 июня 2022 г.

Original article

Media Image of the Xinjiang Uygur Autonomous Region in Russian Media Publications (Using the Example of Online Versions of the Publications of Rossiyskaya Gazeta and Izvestia)

Jiaxing Han C? , Valery D. Takazov ED H

Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russian Federation Corresponding author: Valery D. Takazov, forum59@mail.ru

Abstract. The article examined the media image of the Xinjiang Uygur Autonomous Region of the People's Republic of China from the perspective of highlighting the image of the region. We selected publications mentioning Xinjiang in the online versions of the publications Rossiyskaya Gazeta and Izvestia as the closest to the leadership of the Russian Federation. The study employed the continuous sampling method, frame and discourse analysis. The relevance of this study is due to the fact that the internal problems of Xinjiang regularly get covered not only by Chinese, but also foreign media. The media are becoming a platform of rivalry between China and the West in terms of creating public opinion among foreign audiences on Xinjiang issues. Publications of Russian media, including Rossiyskaya Gazeta and Izvestia, not only reflect the attitude of the Russian leadership to China's internal ethnic problems, but also contribute to a balanced coverage of China's national policy. Frame analysis of selected publications revealed that the media image of Xinjiang in Rossiyskaya Gazeta and Izvestia is formed around the following core ideas (frames): permanent social crises in Xinjiang; high risk of terrorism in the region, frequent natural disasters; quick response of Chinese government to disasters; unstable political situation, which is skillfully used by a number of Western countries to weaken China's economic influence; Xinjiang has an ancient history and culture and is rich in natural resources; the Chinese government regards Xinjiang as a key region of China's economic development and closely cooperates with Russia in the field of logistics and energy. In general, these materials state that Xinjiang is facing serious social crises due to the abundance of internal and external problems.

Keywords. News frame, image of the region, media image, Xinjiang, Rossiyskaya Gazeta, Izvestia.

Article info. Received February 15, 2022; revised April 8, 2022; accepted April 27, 2022; available online June 30, 2022.

Введение

Влияние медийного образа на формирование имиджа личности, государства, региона сложно переоценить. Массмедиа способны быстро и кардинально переориентировать аудиторию, сформировать

необходимое общественное мнение по тому или иному вопросу.

Обратимся к пониманию понятия «образ» в научной среде. С позиции коммуникативного воздействия образ можно толковать как информирование о сущности чего-либо.

Согласимся с мнением китайского ученого Чжана Юцян в том, образ — это восприятие, понимание и знания индивида об объекте, формируемые определенной средой и определенными условиями [1, с. 27-31]. Образ — это и сообщение, которое человек или группа передает другому человеку или группе [2, с. 91-103]. Ученый Сюань Баоцзянь считает, что образ — это своего рода когнитивная информация, которой обладает когнитивный субъект (человек), о предмете (человеке или вещи) [3, с. 43]. Следовательно, образ принадлежит не только субъекту изображения, но и субъекту познания [там же, с. 60]. Отметим выявленное Уолтером Лип-пманом сходство между понятиями «образ» и «имидж». «Образ» — это вид, облик; живое, наглядное представление о ком/чем-либо; тип, характер, а «имидж» — совокупность представлений, понятий, взглядов и опыта людей в отношении организации или личности [4, с. 32, 34]. Создаваемый образ в значительной степени зависит от субъективного отношения его конструктора к нему, в то же время образ в значительной степени контекстуализирован. Исследователи в области психологии коммуникации считают, что создание и интерпретация образов является основой повседневной жизни людей [5, с. 75-91]. Поэтому можно сказать, что медиаобраз издания формируется через медийные образы личностей, событий, социальных явлений, представленные в нем [6, с. 16-19].

В данной статье под медийным образом будет пониматься специфический образ, созданный массмедиа с использованием скрытых и явно выраженных оценочных средств. В

конструировании медиаобраза ведущую роль играют ценностные и идеологические установки редакции и журналистов, через призму таких установок происходит формирование общественного мнения.

В современном мире именно массмедиа создают смыслы. СМИ через медийные образы выражают те или иные взгляды, позиции, мнения. Аудитория, в свою очередь, формирует свою картину мира, основываясь на медийных образах.

Разговор о смыслах невозможен без обращения к теории фреймов. Фрейм определяется как относительно стабильная когнитивная структура, которая влияет на индивидуальное суждение и интерпретацию социального опыта [7, с. 21]. С позиции ученого Гитлина, меди-афрейм — это когнитивная и объяснительная модель, которая включает в себя отбор, акцентирование и исключение [8, с. 6-7]. В содержательном отношении фрейм может включать в себя метафоры, ключевые слова, описания, через фреймы могут определяться первопричины, последствия или эффекты событий, происходить распределение ответственности [9, с. 1-37]. Фактически сообщения средств массовой информации за счет различных фрейм-элементов формируют коллективное восприятие реальности общественностью. В данной статье анализируется, как через тематические фреймы и дискурсивные стратегии конструируется образ Синьцзяна.

Китайская провинция Синьцзян (или Синьцзян-Уйгурский автономный район) регулярно оказывается в центре внимания иностранных масс-медиа, при этом такие публикации носят разнонаправленный характер

с позиции выстраивания медиаобра-за региона. Освещение в СМИ проблемных областей жизни Синьцзяна (к ним относятся вопросы создания комфортной и безопасной среды для этнических меньшинств, существенного влияния ислама на все сферы общественной жизни в провинции, соблюдения китайскими властями прав человека) оказывает существенное влияние как на имидж автономного района, так и на имиджевые характеристики всего государства.

Прежде чем приступить к исследованию медиаобраза Синьцзяна в российских СМИ, необходимо обратиться к существующим научным исследованиям по проблемам формирования имиджа Китая через сообщения в массмедиа о Синьцзян-Уйгурском автономном районе.

Китайский ученый Дай Юаньгуан использовал метод фрейм-анализа для изучения журналистских материалов в газете «Нью-Йорк Таймс» в период с 6 июля по 9 августа 2009 г. после волнения уйгур в Урумчи — инцидента, произошедшего 5 июля в столице Синьцзяна [10, с. 347-360]. Исследователь выявил следующие ключевые сообщения, преобладающие в публикациях издания в указанный период: «В социалистической стране нет демократии. Этнические меньшинства в Китае долгое время подавлялись национальностью хань, что в конечном итоге привело к тяжелым этническим конфликтам в регионе» [11, с. 57-61].

Другой китайский исследователь, Ши Фенг, изучил публикации в газете «Нью-Йорк Таймс» с 2009 до 2012 гг. с точки зрения выбора авторами темы, источников информации, лексических средств. Исследование показало, что ведущие западные СМИ скрывают

ценностные предубеждения и двойные стандарты под маской «объективности» и «беспристрастности» [12, с. 111-112; 13, с. 120-123].

Исследователи Ву Шивэнь и Ши Ибинь провели фрейм-анализ публикаций изданий «Таймс», «Нью-Йорк Таймс» и «Сидней Морнинг Геральд» об инциденте 5 июля в Синьцзяне. Было выявлено, что все три газеты представили события через фреймы конфликта, атрибуции и оценки. Авторы изученных публикаций были склонны обвинять китайское правительство в возникшей ситуации и поддерживать уйгурскую общественную активистку Ребию Кадир и сепаратистов. В изданиях сформирован негативный образ китайского правительства и позитивный международный образ сепаратистов. Это означает, что «Таймс», «Нью-Йорк Таймс» и «Сидней Мор-нинг Геральд» склонны следовать схожей информационной политике в оценке событий в Синьцзяне. Подобная предвзятость данных изданий в освещении инцидента 5 июля имеет глубокие исторические, культурные, идеологические и экономические предпосылки [14, с. 286-298].

Китайский исследователь Ван Сюэянь проанализировал, каким образом немецкие СМИ конструируют образ региона Синьцзян, взяв в качестве эмпирического материала публикации в электронных изданиях Frankfurt Post, Der Spiegel, Sachsen и немецкой версии Deutsche Welle. Исследователь сформировал подборку новостных сообщений по теме и изучил, как через формирование повестки дня, выбор ракурсов, методов освещения событий и лексических средств формируется национальный имидж Китая, в чем его особенно-

сти. Было установлено, что немецкие СМИ «предвзято и недостаточно корректно» истолковали происходящие в Синьцзяне события [15, с. 34].

Исследователи за пределами КНР также активно обращались к изучению медийного образа Синьцзя-на. В частности, голландский ученый и соучредитель Китайского бюро спикеров Фонс Туинстра исследовал миф об интернет-цензуре в Китае, изучив ограничение доступа к глобальной сети в стране и то, как такая мера, предпринятая во время и после волнений в Урумчи, повлияла на события в Синьцзяне. Исследователь убежден, что этот инцидент представляет собой способ государственного сдерживания прорыва информационной линии защиты страны [16]. Профессор Университета Цинхуа КНР Ли Сигуан изучил роль социальных сетей в публичной дипломатии, исследовав публикации о жестоких террористических атаках, произошедших в Иране и Синьцзяне в 2009 г. Исследователь констатирует, что китайское правительство недостаточно использует потенциал социальных сетей для достижения своих собственных дипломатических целей [17, с. 7-22].

Исследователь Ян Чжэн использовал рамочную теорию для анализа в общей сложности 148 сообщений об инциденте 5 июля в двух китайских и четырех западных газетах. Было установлено, что западные СМИ сосредоточились на приписывании инцидента 5 июля несправедливой этнической политике правительства КНР, культурной маргинализации этнических меньшинств и политическому давлению на них. Вместе с этим, китайские газеты в качестве причин конфликта определяли этнический

сепаратизм, влияние других государств и глобализацию терроризма. Китайские и зарубежные СМИ придерживаются противоположных мнений о влиянии инцидента 5 июля на этническое единство в Синьцзяне. Ян Чжэн отмечает, что в качестве источников информации западные газеты обращались к правозащитным организациям, тогда как китайские издания цитировали представителей официальных государственных структур [18, с. 10].

Основываясь на приведенных результатах исследований, можно отметить, что средства массовой информации Китая и западных государств подошли к освещению проблем Синьцзяна с диаметрально противоположных позиций. Освещение проблем Синьцзяна ведущими западными СМИ всегда приводится в китайских политических публикациях. Большинство из них используют следующие новостные фреймы: «жесткое подавление оппозиционных мнений в Синьцзяне», «ассимиляция этнических меньшинств», «препятствие официальных структур КНР распространению информации». Указанные фреймы перекликаются с обвинениями Запада в адрес китайского правительства в том, что в стране не соблюдаются права человека, распространение информации строго контролируется партией, публикации СМИ подвергаются цензуре. С другой стороны, китайские государственные СМИ, освещающие проблемы Синьцзя-на, как правило, используют в своих публикациях официальные данные информационного агентства «Синь-хуа» и стремятся конкурировать с основными западными СМИ за право высказываться по этому вопросу.

Таким образом, исследуя ключевые новостные фреймы о проблемах Синьцзяна, можно сделать вывод о том, что основные западные СМИ и китайские государственные медиа конкурируют в вопросе конструирования смыслов и интерпретации информации. Проблема Синьцзяна стала площадкой соперничества между Китаем и Западом за исключительное право интерпретировать происходящее в провинции, а также формировать общественное мнение и имидж КНР в глазах международного сообщества. Таким образом, новостные фреймы, создаваемые средствами массовой информации, оказывают значимое влияние на освещение образа Синьцзяна.

Методология исследования

В качестве объектов исследования были выбраны официальное издание правительства РФ «Российская газета» и частная газета «Известия». Проведем исследование публикаций о Синьцзян-Уйгурском автономном районе в онлайн-вер-сиях указанных газет. В настоящей статье был применен метод сплошной выборки. При формировании выборки официального издания «Российская газета» выяснилось, что первые публикации о Синьцзяне относятся к 2003 г. В газете «Известия» это началось в то же время. По принципу контроля одних и тех же переменных была выбрана газета «Известия».

Кроме этого, материалы данных СМИ были выбраны в качестве эмпирического материала главным образом потому, что «Известия» и «Российская газета» являются весьма авторитетными и влиятельными изданиями в России, в значитель-

ной степени они могут формировать представления российского общества о Синьцзяне.

В качестве хронологических рамок исследования был обозначен период с 1 января 2003 г. по 31 декабря 2021 г. В выборку попали публикации, содержащие топонимы «Синьцзян», «Синьцзян-Уйгурский автономный район». Было выявлено, что за последние 18 лет «Российская газета» и «Известия» суммарно упомянули Синьцзян в 812 материалах (500 и 312 в каждом СМИ соответственно). После отсеивания дубликатов публикаций и недоступных материалов была получена выборка из 267 («Российская газета») и 178 материалов («Известия»).

Основываясь на ключевой идее теории фреймворков, используем метод контент-анализа и фрейм-анализ. Общая идея исследования заключается в следующем: во-первых, проанализировать механизмы генерации дискурса в материалах «Российской газеты» и «Известий» о Синьцзяне с точки зрения масштаба публикаций, источника информации и темы. Во-вторых, изучить материалы о событиях в Синьцзяне, классифицировать их по тематическому признаку. Для изучения публикаций была использована методология «интерпретирующего медиапакета» Гамсона. Индуктивным путем посредством фрейм-анализа были извлечены репрезентативные пакеты дискурса в материалах разных предметных категорий и идентифицированы различные элементы фреймов. В-третьих, в каждой категории материалов дискурсивный пакет и элементы фреймов рассмотрены как составляющие образа региона и сделан вывод о медийной презентации Синьцзяна.

Количество публикаций о Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китайской народной республики в изданиях «Российская газета» и «Известия» Динамика публикаций о Синь-цзян-Уйгурском автономном районе Китайской народной республики в «Российской газете» и «Известиях» с 2003 по 2021 г. представлена на рис. 1.

Как видно из рис. 1, в период с 2003 по 2007 г. общее количество публикаций о Синьцзяне в «Российской газете» и «Известиях» было относительно низким. Поворотный момент наступил в 2008 г., что связано с проведением в Пекине 28-х Олимпийских игр. В выборке 2008 г. 71 % материалов в «Российской газете» и 45 % в «Известиях» связывали террористические акты в Синьцзяне с Олимпиадой в Пекине. Так, к примеру, «Известия» пишут: «К атакам исламских радикалов в Китае готовились тщательно. В июне провели

антитеррористические олимпийские учения»1.

Пик публикаций о Синьцзяне пришелся на 2009 и 2014 гг., что связано с беспорядками 5 июля 2009 г. и террористическим актом в Куньмине 1 марта 2014 г. Эти два инцидента привели к кульминации террористических актов «трех сил» [19, с. 2327] в Синьцзяне. Российские издания «Российская газета» и «Известия» уделяли пристальное внимание указанным событиям.

Объем материалов о Синьцзяне в годы после пикового периода оставался на относительно стабильном уровне, популярность региона не ослабевала. Основное внимание двух газет было сосредоточено на терактах в Синьцзяне, эта тема постоянно находилась в поле зрения российских СМИ.

Новым пиком материалов о китайской провинции в газете «Из-

1 Исламские экстремисты пытаются взорвать Олимпиаду // Известия. 2008. 4 авг. URL: https://iz.ru/news/339339.

40 35 30 25 20 15 10 5 0

50 40 30 20 010 0

0 0 0 0 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 000000000000000000 222222222222222222

Российская газета / Rossiyskaya Gazeta

Рис. 1. Количество публикаций Fig 1. Number of publications

Известия / Izvestia

вестия» стал 2021 г. Это связано с дипломатическим бойкотом США зимних Олимпийских игр 2022 г. в Китае, основанием для которого послужил «геноцид» китайских уйгуров и «принудительный труд» в регионе. Объем публикаций о Синьцзяне по сей день остается стабильным.

Что касается выбора источников информации, то тут стоит отметить, что «Российская газета» и «Известия» предпочитают ссылаться на официальные сообщения первых лиц государств, материалы других российских СМИ и на отдельные мнения очевидцев. Зарубежные источники цитируются гораздо реже.

Частота цитирования изучаемыми изданиями других российских СМИ или представителей правительства РФ высока. В «Российской газете» в рамках выбранного хронологического периода такое цитирование, касающееся проблем Синьцзяна, встречается 127 раз. В «Российской газете» этот тип источника информации представлен шире, нежели «российские физические лица» (85 раз), «китайские СМИ / правительство» (42 раза) и «китайские физические лица» (11 раз). Источники из других стран цитируются 2 раза, это массмедиа США и Великобритании.

В «Известиях» цитирование чаще всего происходило в рамках следующих категорий: «российские СМИ / правительство» (91 раз), «российские частные лица» (26 раз); «британские СМИ / правительство» (22 раза) и «китайские СМИ / правительство» (21 раз). В категорию «источники из других стран» попало 13 эпизодов цитирования, здесь речь идет о СМИ и правительственных органах США, Канады, Австралии, Германии и Японии.

В целом, можно сделать вывод о том, что источниковая база «Известий» богаче, чем у «Российской газеты». Вероятно, это связано с тем, что последнее СМИ является официальным изданием правительства РФ.

Подводя итог анализу принципов цитирования в указанных СМИ, можно сделать следующие выводы. Во-первых, оба издания обращают внимание на позиции иных государств по вопросу публикации для объективности материалов и повышения их достоверности. Во-вторых, по сравнению с «Российской газетой», «Известия», помимо цитирования официальной российской информации, больше опираются на высказывания российских частных лиц. Это показывает, что «Известия» делают упор на оригинальность новостных материалов. Материалы, публикуемые в «Известиях», основаны на информации первоисточников, а также расследованиях собственных корреспондентов. [20, с. 232].

Тематика публикаций по вопросам Синьцзяна в «Российской газете» и «Известиях»

На рис. 2 представлена тематика публикаций по вопросам Синьцзяна в исследуемых источниках.

Выборка публикаций, сформированная в рамках исследования, была предварительно обработана и разделена на четыре тематических категории: экономика, общество (социальные вопросы), культура и политика. Исследование показало, что оба СМИ поддерживают высокий уровень внимания к общественно-политическим вопросам жизни Синьцзяна. «Российская газета» уделяет больше

Политика / Politics Культура / Culture Общество / Society Экономика / Economics

76

39

I 29

74

I 168

25 I 31

0 50 100 150 200

□ Известия / Izvestia □ Российская газета / Rossiyskaya Gazeta

Рис. 2. Тематика публикаций Fig 2. Topics of publications

внимания социальным вопросам, в то время как публикации «Известий» больше сосредоточены на политической повестке. На категорию «общество» пришлось 58,5 % публикаций в «Российской газете» и 42,8 % в «Известиях». Социальная проблематика касалась в основном стихийных бедствий и ликвидации их последствий, террористических актов и мер по борьбе с терроризмом. Это может свидетельствовать о формировании фрейма «общество в большой опасности», смещении фокуса внимания на социальную напряженность и нестабильность в Синьцзяне.

Политические вопросы стали центральными для 13,6 % публикаций в «Российской газете» и 43,9 % в «Известиях». В центре внимания данных материалов дипломатия, международные отношения, вопросы прав человека.

Фрейму «частые террористические акты с применением насилия, действия правительства по борьбе с терроризмом» соответствуют 51,2 % материалов на социальную тематику в «Российской газете» и 55,4 % материалов на социальную

тематику в «Известиях». В данных публикациях не приводилось конкретных обвинений в адрес кого-либо, но позволялось читателям самостоятельно сформировать мнение относительно событий за счет дополнительной информации. Прямые обвинения и оценки встречаются достаточно редко. В качестве примера последнего можно привести цитату из публикации «Российской газеты» об инциденте 5 июля 2009 г. Издание прямо указало на характер беспорядков и возложило вину за них на уйгурских националистов: «Этнические конфликты в Китае случаются достаточно редко, однако в западной провинции Синьцзян — основном районе проживания исламского уйгурского меньшинства — назревают противоречия между уйгурами и ханьскими китайцами. Основная цель движения уйгурских националистов — отделиться от Китая и создать свое исламское государство»2. Другой пример — публикация газеты

2 Национальный конфликт в Китае: погибли 129 человек // Российская газета. 2009. июля. URL: https://rg.ru/2009/07/06/kitay-

6 июля. URL: besporaydki-anons.html.

3

«Известия» об инциденте 5 июля. Оценка дается через мнения российских студентов, обучающихся в Синьцзяне: «Из окон своих комнат мы видели, как по улице двигалась толпа уйгуров. Нам поначалу сказали: это мирная демонстрация студентов. Но в это трудно было поверить. Люди громко кричали, были настроены агрессивно. Все китайцы, едва заслышав их, убегали с улиц, прятались в дома и магазины»3.

На фрейм о «частых стихийных бедствиях и несчастных случаях» приходится 44,6 % материалов на социальные темы в «Российской газете» и 37,8 % — в «Известиях». Оба СМИ сосредоточили внимание на жертвах землетрясения в Синьцзяне. Кроме того, издания также обратили внимание на снежные бури, дорожно-транспортные происшествия и аварии на угольных шахтах района.

На фрейм «санкции и контрсанкции, вызванные проблемой Синьцзя-на» приходилось 51,3 % материалов о политике в «Российской газете» и 64,5 % материалов на политические темы в «Известиях». В этих материалах санкции западных стран в основном отражены через два вопроса: бойкот синьцзянского хлопка и бойкот пекинской Олимпиады. «Российская газета» и «Известия» скептически оценивают необходимость и действенность санкций Запада по отношению к КНР. Об этом свидетельствуют следующие примеры: «Настаивать на некорректном подходе или отменить решение об отказе от синьцзянского хлопка — имен-

3 Очевидец событий в Урумчи: «На улицах было очень много трупов. И повсюду кровь» // Известия. 2009. 13 июля. URL: https://iz.ru/news/350655.

но на этот вопрос должны ответить иностранные предприятия, ведь бизнес дороже сиюминутных политических манипуляций»4; «Впрочем, интеллектуальный уровень призывающих к бойкоту таков, что он, возможно, и не помешает им пойти на крайние меры. Угрозу бойкота никак нельзя отбрасывать и не принимать во внимание только потому, что она безумна. Убеждения, уговоры, увещевания тут бесполезны. Так что Пекин со свойственной ему терпеливой решимостью даст твердый ответ на угрозы».5

Контрсанкции Китая в основном отражены через дипломатические призывы и запреты: «При этом лидер КНР заверил своего визави, что не хочет противостояния между двумя державами, и предложил восстановить каналы диалога. Впрочем, судя по заявлениям Белого дома, Байден в разговоре с Си Цзиньпи-ном сделал ставку именно на правозащитную тематику»6; Указанные примеры свидетельствуют о том, что «Российская газета» и «Известия» имеют свои собственные независимые взгляды на политические вопросы и остаются объективными и нейтральными.

4 Какие потери несут мировые бренды из-за бойкота хлопка из Синьцзяня // Российская газета. 2021. 3 марта. URL: https://rg.ru/2021/04/03/mirovve-brendv-prodolzhaiut-nesti-poteri-iz-za-bojkota-hilopka-iz-sincziania.html.

5 Прайс не по карману-Госдепартамент США намекнул на возможность первого за четыре десятка лет бойкота Олимпиады // Российская газета. 2021. 7 марта. URL: https:// sportrg.ru/2021/04/07/gosdepartamentu-ssha-prishlos-poiasniat-slova-o-bojkote-olimpiadv.html.

6 Си Цзиньпин призвал США уважать су-

веренитет Китая // Российская газета. 2021. 11 февр. URL: https://rg.ru/2021/02/11/si-czinpin-prizval-ssha-uvazhat-suverenitet-kitaia.html.

Отдельное место в публикациях, анализируемых массмедиа, занимают материалы на тему экономики и финансов. При их изучении были выявлены следующие фреймы. Фрейм «основные транспортные и логистические маршруты Синьцзя-на являются ключевыми целями экономической политики и развития Китая», на него пришлось 90,3 % материалов в «Российской газете» и 68 % материалов в «Известиях». В публикациях «Российской газеты» уделяется внимание экономическому развитию Синьцзяна и возможностям сотрудничества с Россией. Так, к примеру, «Российская газета» пишет: «Россией на протяжении многих лет занимает третье место среди стран во внешней торговле Синь-цзяна. Синьцзян граничит с Россией. Наши торгово-экономические и культурные связи уходят корнями в прошлое... Между СУАР и различными городами и субъектами РФ созданы платформы для взаимовыгодного сотрудничества по разным направлениям — высокие технологии, сельское хозяйство, текстильная промышленность и логистика»7.

«Известия» фокусируют внимание на экономических санкциях, введенных в отношении Синьцзяна третьими странами, и торговых войнах. Например: «На фоне пристального внимания Вашингтона к нарушению прав человека в Синьцзян-Уйгур-ском автономном районе (СУАР) КНР некоторые международные производители одежды уже начали сворачивать сотрудничество с мест-

7 Синьцзянь станет важной точкой развития «Шелкового пути» // Российская газета. 2021. 13 окт. URL: https://rg.ru/2021/10/13/ sinczian-stanet-vazhnoj-tochkoj-razvitiia-shelkovogo-puti.html.

ными фабриками»8; «В долгосрочном плане создаваемая торговыми трениями двух стран экономическая неопределенность отрицательно скажется на глобальном ВВП»9. В дополнение к этим фреймам оба средства массовой информации сосредоточили внимание еще и на том факте, что Синьцзян богат природными ресурсами и обладает достаточными запасами нефти и природного газа.

С позиции освещения образа значимое место занимает представление о Синьцзяне как о регионе с богатой самобытной культурой. На фрейм «Синьцзян имеет богатое сочетание культур и долгую историю» приходится 62,1 % публикаций в «Российской газете» (в соответствующей тематической группе), в то время как «Известия» сообщают относительно мало о культуре Синьцзяна, в общей сложности было выявлено всего 3 материала на эту тему.

В публикациях «Российской газеты», как правило, в качестве главной темы используется информация об археологических находках, сделанных в Синьцзяне. В таких материалах аудитории рассказывают о древней истории региона, его мультикультурализме. Например, «Эта популяция известна как древние северные евразийцы (ANE). Ее генетический след лишь частично наблюдается в геномах некоторых современных популяций человека.

8 США могут запретить импорт хлопка из Синьцзяна // Известия. 2020. 10 сент. URL: https://iz.ru/1058621/nataliia-portiakova/ostav-odezhdu-ssha-moqut-zapretit-import-khlopka-iz-sintcziana.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 О нерадужных перспективах нового раунда торговых переговоров США и Китая // Известия. 2019. 10 окт. URL: https:// iz.ru/929521/natalia-portakova/v-patnicu-13-i.

Самая высокая доля — до 40 процентов, встречается у представителей коренных народов Сибири и Северной Америки »10. Или: «Все это указывает на довольно тесную связь китайских и западных строительных традиций, что хорошо прослеживается на Шелковом пути»11.

Кроме этого, незначительная часть материалов «Российской газеты» посвящена традиционной культуре провинции Синьцзян.

Заключение

Исследование показало, что в онлайн-версиях изданий «Российская газета» и «Известия» в целом складывается образ Синьцзяна как многонационального региона с многовековой историей и культурой, но в настоящее время находящегося в состоянии социального кризиса. В целом характер материалов о проблемах в Синьцзяне способен сформировать у читателей следующую оценку событий: в этом районе КНР существуют постоянные скрытые угрозы общественной безопасности, часто происходят террористические акты и стихийные бедствия, однако правительство оперативно предпри-

10 Ученые провели генетический анализ загадочных таримских мумий // Российская газета. 2021. 28 окт. URL: https://rg.ru/2021/ 10/28/analiz-tarimskih-mumij.html.

11 Древнеримскую баню раскопали в Китае // Российская газета. 2021. 20 сент. URL: https://rg.ru/2020/11/20/drevnerimskuiu-baniu-raskopali-v-kitae.html.

нимает меры для их предупреждения и ликвидации последствий.

Анализ тематики материалов «Российской газеты» и «Известий» показал, что значительная часть публикаций посвящена вопросам внутренней и внешней политики Китая. Вместе с этим, было выявлено, что в отличие от материалов изданий стран Запада, в публикациях исследуемых российских газет отсутствует тенденция критики правительства КНР в вопросах урегулирования кризиса в Синьцзяне.

В текущем исследовании в качестве теоретической основы была использована в том числе и концепция новостных фреймов голландского ученого Де Вриза (DeVreese) [21, с. 107-122]. При этом общий фрейм, как определил его исследователь, имеет определенные ограничения: в текстах, формирующих имидж региона, могут встречаться несколько не исключающих друг друга фреймов. При этом важно отметить, что эмпирически зафиксированный фрейм может не полностью отражать точку зрения СМИ и то, что подразумевалось автором. Поэтому в этой статье предпринята попытка проанализировать характер интерпретации «пакета дискурса», а также обобщить и уточнить уникальные и специфические фреймы в изображении Синьцзяна. На данный момент исследование ограничено двумя российскими изданиями, однако в будущем оно будет расширено.

Список использованной литературы

1. Чжан Юцян. Дискуссия о национальном имидже / Чжан Юцян // Современная коммуникация. — 2002. — № 2. — С. 27-31.

2. Ло Ичэн. Построение национального имиджа Соединенных Штатов в зеркальном отражении «Жэньминь жибао» (1997-2006) / Ло Ичэн, Е. Сяохуа, Фу Лин // Обзор журналистики и коммуникаций. — 2007. — № 1. — С. 91-103.

3. Сюань Баоцзянь. Систематическая теория медийного имиджа : дис. ... канд. фи-лол. наук / Сюань Баоцзянь. — Пекин, 2005. — 43 с.

4. Липпман У. Общественное мнение / У. Липпман ; пер. с англ. Т.В. Барчуновой. — Москва : Изд-во Ин-та Фонда «Обществ. мнение», 2004. — 382 с.

5. Neiva E. Redefining the Image: Mimesis, Convention, and Semiotics / E. Neiva. — DOI 10.1111/J.1468-2885.1999.TB00163.X // Communication Theory. — 1999. — No. 1. — P. 75-91.

6. Луан Имей. Статус исследования и переопределение медийного имиджа / Лу-ан Имей // Сегодняшние СМИ. — 2006. — № 9. — С. 16-19.

7. Goffman E. Frame Analysis: An Essay on the Organization of Experience / E. Goffman. — New York : Harper & Row, 1974. — 600 p.

8. Gitlin T. The Whole World is Watching: Mass Media in the Making and (un) Making of the New Left / T. Gitlin. — Berkeley : Univ. of California Press, 1980. — 335 p.

9. Gamson W.A., Modigliani A. Media Discourse and Public Opinion on Nuclear Power: A Constructionist Approach / W.A. Gamson, A. Modigliani. — EDN HEYDHT // American Journal of Sociology. — 1990. — Vol. 95, no. 1. — P. 1-37.

10. Millward J.A. Introduction: Does the 2009 Urumchi Violence Mark a Turning Point? / J.A. Millward. — DOI 10.1080/02634930903577128 // Central Asian Survey. — 2009. — Vol. 28, no. 4. — P. 347-360.

11. Дай Юаньгуан. Профессионализм и ценностный уклон в «Нью-Йорк Таймс» (на примере освещения инцидента 5 июля) / Дай Юаньгуан, Ни Лин, Сунь Цзянь // Современная коммуникация. — 2010. — № 1. — С. 57-61.

12. Ши Фэн. «Впечатление о Синьцзяне», искаженное ценностным уклоном: эмпирическое исследование освещения газетой «Нью-Йорк Таймс» ситуации в Синьцзяне / Ши Фэн // Современная коммуникация. — 2012. — № 4. — С. 111-112.

13. Ши Фэн. Дайте западному видению реальный и яркий Синьцзян. Стратегия построения имиджа Синьцзяна с точки зрения сообщений западных СМИ / Ши Фэн // Общественные науки в Синьцзяне. — 2013. — № 3. — С. 120-123.

14. Ву Шивэнь, Ши Ибин. Предвзятость новостей на примере освещения инцидента 5 июля в Синьцзяне основными газетами Соединенного Королевства, Соединенных штатов Америки и Австралии / Ву Шивэнь, Ши Ибин // Отчет об исследовании развития средств массовой информации в Китае, 2010. — С. 286-298.

15. Ван Сюэянь. Национальный имидж Китая в немецких СМИ : маг. дис. / Ван Сю-эянь. — Чунцин, 2010. — 34 с.

16. Fons Tuinstra. Internet Censorship: The Myth, Oft Told, and the Reality / Fons Tuinstra // Nieman Reports. — 2009. — 16 September. — URL: https://niemanreports.org/ articles/internet-censorship-the-myth-oft-told-and-the-reality/.

17. Li Xiguang. Web-Based Public Diplomacy: The Role of Social Media in the Iranian and Xinjiang Riots / Li Xiguang , Wang Jing. — DOI 10.1080/13216597.2010.9674756 // Journal of International Communication. — 2010. — Vol. 16, no. 1. — P. 7-22.

18. Yang Zheng. The Worth of 197 Lives: Comparative Analysis of News Coverage on a Massacre / Yang Zheng // International Communication Association : Annual Meeting, 2010. — P. 10.

19. Бондаренко А.В. Международные аспекты борьбы против «трех зол» в Синь-цзян-Уйгурском автономном районе КНР / А.В. Бондаренко. — EDN JVERGZ // Известия Алтайского государственного университета. — 2007. — № 4-2 (56). — C. 23-27.

20. Пустовалов А.В. Новости СМИ в социальных сетях: перспективы успешного распространения / А.В. Пустовалов, М.Ш. Ишматов. — EDN RQAXWV // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. — 2013. — № 4 (24). — C. 227-239.

21. Vreese H.D. Framing Politics at the Launch of the Euro: A Cross-National Comparative Study of Frames in the News / H.D. Vreese, J. Peter, A.H. Semetko. — EDN GZKYCR. — DOI 10.1080/105846001750322934 // Political Communication. — 2001. — Vol. 18, no. 2. — P. 107-122.

References

1. Zhang Youqiang. Discussion about the National Image. Sovremennaya kommunikatsi-ya = Modern Communication, 2002, no. 2, pp. 27-31.

2. Luo Yicheng, Ye Xiaohua, Fu Ling. Building the National Image of the United States in a Mirror Image of the People's Daily (1997-2006). Obzor zhurnalistiki i kommunikatsii = Review of Journalism and Communications, 2007, no. 1, pp. 91-103.

3. Xuan Baojian. Systemic Theory of Media Image. Cand. Diss. Beijing, 2005. 43 p.

4. Lippman W. Public Opinion. London, Transaction Publ., 1922. 427 p. (Russ. ed.: Lippman W. Public Opinion. Moscow, Institut Fonda Obshchestvennoe mnenie Publ., 2004. 382 p.).

5. Neiva E. Redefining the Image: Mimesis, Convention, and Semiotics. Communication Theory, 1999, no. 1, pp. 75-91. DOI: 10.1111/J.1468-2885.1999.TB00163.X.

6. Luan Imei. Research Status and Media Image Redefinition. Segodnyashnie SMI = Today's Media, 2006, no. 9, pp. 16-19.

7. Goffman E. Frame Analysis: An Essay on the Organization of Experience. New York, Harper & Row, 1974. 600 p.

8. Gitlin T. The Whole World is Watching: Mass Media in the Making and (un) Making of the New Left. Berkeley, University of California Press, 1980. 335 p.

9. Gamson W.A., Modigliani A. Media Discourse and Public Opinion on Nuclear Power: A Constructionist Approach. American Journal of Sociology, 1990, vol. 95, no. 1, pp. 1-37. EDN: HEYDHT.

10. Millward J.A. Introduction: Does the 2009 Urumchi Violence Mark a Turning Point? Central Asian Survey, 2009, vol. 28, no. 4, pp. 347-360. D0I:10.1080/02634930903577128.

11. Dai Yuanguang, Ni Ling, Sun Jian. Professionalism and value bias in The New York Times (on the example of coverage of the July 5 incident). Sovremennaya kommunikatsiya = Modern Communication, 2010, no. 1, pp. 57-61.

12. Shi Feng. "An Impression of Xinjiang" Distorted by Value Bias: An Empirical Study of "The New York Times" Coverage of Xinjiang. Sovremennaya kommunikatsiya = Modern Communication, 2012, no. 4, pp. 111-112.

13. Shi Feng. Give the Western Vision a Real and Vibrant Xinjiang. Xinjiang's ImageBuilding Strategy in Terms of Western Media Reports. Obshchestvennye nauki v Sin'tszyane = Social Sciences in Xinjiang, 2013, no. 3, pp. 120-123.

14. Wu Shlwen, Shi Yibin. News Bias in the Case of Coverage of the July 5 Incident in Xinjiang by Major Newspapers in the United Kingdom, the United States of America and Australia. In China Media Development Study Report, 2010, pp. 286-298.

15. Wang Xueyan. China's National Image in the German Media. Master. Diss. Chongqing, 2010. 34 p.

16. Fons Tuinstra. Internet Censorship: The Myth, Oft Told, and the Reality. Nieman Reports, 2009, September 16. Available at: https://niemanreports.org/articles/internet-censorship-the-myth-oft-told-and-the-reality/.

17. Li Xiguang, Wang Jing. Web-Based Public Diplomacy: The Role of Social Media in the Iranian and Xinjiang Riots. Journal of International Communication, 2010, vol. 16, no. 1, pp. 7-22. DOI: 10.1080/13216597.2010.9674756.

18. Yang Zheng. The Worth of 197 Lives: Comparative Analysis of News Coverage on a Massacre. In International Communication Association. Annual Meeting, 2010. pp. 10.

19. Bondarenko A.V. International Aspects of Combating the "Three Evil Forces" in the Xinjiang Uyghur Autonomous Region of the PRC. Izvestiya Altaiskogo Gosudarstvennogo Universiteta = Izvestiya of Altai State University, 2007, no. 4-2, pp. 23-27. (In Russian). EDN: JVERGZ.

20. Pustovalov A.V., Ishmatov M.Sh. Medianews in Social Networks: Perspectives of Successful Dissemination. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiiskaya i zarubezhnaya filologiya = Perm University Herald. Russian and Foreign Philology, 2013, no. 4, pp. 227-239. (In Russian). EDN: RQAXWV.

21. Vreese H.D., Peter J., Semetko H.A. Framing Politics at the Launch of the Euro: A Cross-National Comparative Study of Frames in the News. Political Communication, 2001, vol. 18, no. 2, pp. 107-122. EDN: GZKYCR. DOI: 10.1080/105846001750322934.

Информация об авторах

Хань Цзясин — аспирант, кафедра массовых коммуникаций, филологический факультет, Российский университет дружбы народов, г. Москва, Российская Федерация, Jiaxing_han@mail.ru, © https://orcid.org/0000-0003-0421-0147.

Таказов Валерий Дзантемирович — член-корреспондент Российской академии естественных наук, почетный работник высшей школы Российской федерации, доктор филологических наук, профессор, кафедра массовых коммуникаций, филологический факультет, Российский университет дружбы народов, г. Москва, Российская Федерация, forum59@mail.ru, © https://orcid.org/0000-0002-8340-4048.

Authors Information

Jiaxing Han — PhD Student, Department of Mass Communications, Faculty of Philology, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russian Federation, Jiaxing_han@mail.ru. © https://orcid.org/0000-0003-0421-0147.

Valery D. Takazov — Corresponding Member of the Russian Academy of Natural Sciences, Honored Worker of the Higher Education of the Russian Federation, D.Sc. in Philology, Professor, Department of Mass Communications, Faculty of Philology, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russian Federation, forum59@mail. ru, © https://orcid.org/0000-0002-8340-4048.

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the Authors

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Для цитирования

Хань Цзясин. Медиаобраз Синьцзян-Уйгурского автономного района в публикациях российских СМИ (на примере онлайн-версий изданий «Российская газета» и «Известия») / Цзясин Хань, В.Д. Таказов. — DOI 10.17150/2308-6203.2022.11(2).278-292. — EDN KXRSVX // Вопросы теории и практики журналистики. — 2022. — Т. 11, № 2. — С. 278-292.

For citation

Han Jiaxing, Takazov V.D. Media Image of the Xinjiang Uygur Autonomous Region in Russian Media Publications (Using the Example of Online Versions of the Publications Of Rossiyskaya Gazeta and Izvestia). Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2022, vol. 11, no. 2, pp. 278-292. (In Russian). EDN: KXRSVX. DOI: 10.17150/2308-6203.2022.11(2).278-292.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.