Научная статья на тему 'Медиаобраз Китая в российской прессе (на примере материалов «Российской газеты»)'

Медиаобраз Китая в российской прессе (на примере материалов «Российской газеты») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиаобраз Китая / международная журналистика / качественная пресса / тематические приоритеты / источники информации.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Линь Фэй

В статье выявлены особенности формирования медиаобраза Китая в «Российской газете». Анализируются содержательно-тематические, жанровые характеристики, а также работа с источниками информации о жизни Китайской Народной Республики за 2009–2019 гг. Автор приходит к выводу, что за рассматриваемый период в публикациях газеты создается в целом положительный образ Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиаобраз Китая в российской прессе (на примере материалов «Российской газеты»)»

Медиаобраз Китая в российской прессе

(на примере материалов «Российской газеты») ЛиньФэй

В статье выявлены особенности формирования медиаобраза Китая в «Российской газете». Анализируются содержательно-тематические, жанровые характеристики, а также работа с источниками информации о жизни Китайской Народной Республики за 2009-2019 гг. Автор приходит к выводу, что за рассматриваемый период в публикациях газеты создается в целом положительный образ Китая.

Ключевые слова: медиаобраз Китая, международная журналистика, качественная пресса, тематические приоритеты, источники информации.

УДК 17.022.1(510):070(470+571): 81'42 РО!: 10.30547/тес11аа1тапа1г6.2023.6069 ЕРИ: БР!МиХ

© Линь Фэй

независимый эксперт

(г. Шаньтоу, Китай), Lin.baby@mail.ru

В условиях медиатизации современного общества актуализируется процесс формирования информационной повестки дня (Каминченко, 2019), при этом необходимым и важным становится представление образа разных стран в медиа, а качественный контент, создаваемый журналистами на фоне информационного бума, служит одним из основных достоверных источников для понимания культуры, традиций и истории других народов (Franks, 2004). Изменения в геополитической конфигурации сил на мировой арене, растущая роль Китайской Народной Республики и интенсивное развитие отношений между Россией и Китаем1 привлекает все большее внимание журналистов и исследователей, однако особенности образа Китая в российском медиа-пространстве изучены недостаточно.

Теоретические основы и эмпирические наблюдения

В данной статье мы попытаемся ответить на несколько исследовательских вопросов: Изменился или нет образ Китая в российских СМИ? Какие приоритеты, тематические и жанровые, выстраивает «Российская газета» при формировании образа Китая? Какие источники информации используются при освещении образа Китая в газетных публикациях?

Прежде чем перейти к поиску ответов на поставленные вопросы, считаем важным уточнить значение понятия «медиаобраз». В связи с тем, что эксперты предлагали свои трактовки термина «медиаобраз» в зависимости от сферы собственных научных интересов и объекта изучения (Драчева, 2019: 140), устойчивая дефиниция понятия до сих пор не сформулирована (Ковач, 2019: 57). Медиаобраз рассматривается как «особый образ реальности, предъявляемый массовой аудитории медиаиндустрией» (Богдан, 2007: 124), «форма отражения реальной действительности» (Григорян, 2016: 27) или «своеобразный пазл, такая форма фрагмента мира, которая требует лишь индивидуально выбранных, "заточенных" под него других пазлов (адресатов)» (Хочунская, 2013: 91). Некоторыми экспертами было отмечено, что понятие «медиаобраз» с точки зрения смыслов употребляется в узком и широком понимании (Галинская, 2013: 91).

«Медиаобраз страны» исследователи определяют как «выраженный в медиапро-странстве образ страны, созданный СМИ в сотрудничестве с разными сферами духовного творчества и отражающий особенности текущего момента действительности» (Богдан, 2007: 14). Создание медиаобраза страны интересовало ученых разных областей науки, в том числе сферы политических коммуникаций (Гуреева, Киреева, 2022: 38-39). В эпоху медиатизации, когда информационная функция журналистики является особенно значимой (Киричек, 2016: 14), публикации в СМИ оказывают ключевое влияние на формирование представлений аудитории (Лукина, Толоконникова, 2021: 31).

Анализ имеющейся на сегодняшний день научной литературы на английском и китайском языках о медиаобразе Китая показал, что большое внимание отводится интерпретации в западных СМИ эмпирических данных, особенно в ведущих американских газетах (Mokry, 2017; Tang,

2021), что связано с ситуацией, существующей в Гонконге и Синцзане (Becker, 2011; Menegazzi, 2022).

В небольшом сегменте русскоязычных научных работ, посвященных данной теме, медиаобраз Китая активно анализируется. Исследователей интересуют следующие вопросы:особенности образа Китая в специализированных интернет-изданиях, образ страны в рамках двусторонних отношений, образ политического лидера, способы создания образа Китая в русскоязычных китайских СМИ и роль российской прессы в формировании медиаобраза КНР (Кирсанова, 2019; Линь, 2020; Монастырева, 2011; Мэн, 2016; Ордахова, Гаврильев, 2019; Чэн, 2020).

В последнее время интерес медиаиссле-дователей к изучению медиаобраза Китая увеличивается. В связи с этим представляется необходимым рассмотреть особенности представления медиаобраза Китая в современной российской прессе с помощью диахронического метода. Результаты анализа журналистских материалов, представленные в данной статьи, могут восполнить этот пробел.

Методология исследования

Контент-анализ материалов о Китае, опубликованных в «Российской газете» («РГ») в 2009, 2014 и 2019 гг., позволил выявить содержательные составляющие образа страны. С помощью синхронно-диахронического подхода были систематизированы материалы и проведено сравнение текстов на основе жанровых и тематических характеристик, а также проанализированы источники информации о Китае. В общей сложности автор рассмотрел 588 статей: 71 в 2009 г., 168 в 2014 г. и 349 - в 2019 г. Выбор издания обусловлен местом и ролью «Российской газеты» в системе СМИ, в том числе численностью ее аудитории2, а временной период - новым этапом развития российско-китайских отношений в различных сферах (Лукин, 2009).

Метод «конструирования недели», использованный автором, отражает недельную цикличность в публикациях СМИ и дает те же результаты при сплошном анализе всех материалов за год (Riffe, Charles, 1993; Жумагулова, Асангулова, 2009). Для анализа было выбрано 18 недель (6x3), репрезентирующие три года. Это обосновано тем,что использование шести сконструированных недель каждого года считается наиболее эффективным методом для контент-анализа публикаций в течение одного года или пяти лет (Luke, Caburnay, Cohen, 2011).

Поиск материалов в интернет-версии «Российской газеты», позволивший в дальнейшем их классифицировать, проводился по ключевым словам. При анализе публикаций использовалась схема, включающая следующие параметры:

- тематика;

- жанры;

- тональность;

- источники информации.

В частности, при исследовании жанров мы опирались на классификации, предложенные А.В. Колесниченко (2008, 2018) и А.А. Тертычным (2002), а при изучении источников информации - на научные труды Т.И. Фроловой (2015) и М.А. Разумовой (2016: 61).

Результаты исследования

Анализ публикаций показал, что «Российская газета» играет существенную роль в формировании многостороннего образа Китая. Политический блок занимает лидирующую позицию - от 33,6% до 36,3%; доля экономического блока незначительно меньше; публикации других блоков также востребованы (см. табл.1).

Данные, представленные в таблице 2, подтверждают приоритет темы международных и двухсторонних отношений, в особенности российско-китайского сотрудничества. В публикациях уделено внимание освещению событий в рамках трехсторонних

отношений между США, Россией и Китаем, стратегического треугольника Россия - Индия -Китай и взаимоотношений Пекин - Сеул -Токио. Кроме того, журналисты регулярно освещали контакты между Россией и Китаем на разном уровне.

В период с 2014 по 2019 г. наблюдается увеличение количества материалов о внутренней политике КНР (от 8,3% до 37,4 %), что обусловлено сотрудничеством Медиакорпорации с редакцией «РГ».

Анализ материал экономической тематики выявил шесть основных составляющих (см. табл. 3). В 2009 г. первое место заняло освещение событий, происходивших в мировой экономике: например, газета представляла антикризисную программу КНР о выделении кредитной помощи ШОС в размере 10 млрд долл.3

Особое внимание было уделено теме двусторонней торговли - количество публикаций увеличилось с 3 в 2009 г. до 54 в 2019 г. (см. табл. 3). Это объясняется, с одной стороны, обострением торгового конфликта между США и Китаем, а с другой -укреплением экономических и торговых связей между Россией и Китаем.

Данные, представленные в таблице 4, свидетельствуют об увеличении доли материалов с позитивной оценкой (с 37,9% в 2009 г. до 60,7% в 2019 г.). Чаще всего положительный медиаобраз Китая формируется в контексте российско-китайских отношений в промышленности, сельском хозяйстве, а также в сфере культуры, искусства и туризма.

Нейтральный образ Китая создается «РГ» благодаря объективному изложению позиции Китая на международной арене по ряду актуальных вопросов, в том числе мирному урегулированию ситуации на Корейском полуострове и кризиса вокруг Венесуэлы, антироссийским санкциям США.

Исследователями было отмечено, что медиаобраз страны зависит от источника

Таблица 1. Тематические блоки публикаций о Китае в «РГ» (от общего количества материалов), N= 58 (2009 г.), N= 107 (2014 г.), N= 501 (2019 г.)

Тематический блок 2009 г. 2014 г. 2019 г.

Абс. Доля, % Абс. Доля, % Абс. Доля, %

Политический 20 34,5 36 33,6 182 36,3

Экономический 19 32,8 35 32,7 178 35,5

Военный 1 1,7 3 2,9 22 4,4

Научный 3 5,2 12 11,.2 26 5,2

Культура и искусство 6 10,3 12 11,2 41 8,2

Социальный 7 12,1 - - 31 6,2

Другое 2 3,4 9 8,4 21 4,2

Источник: составлено автором.

Таблица 2. Политическая тематика (от общего количества материалов), N= 20 (2009 г.), N= 36 (2014 г.), N= 182 (2019 г.)

Тема 2009 г. 2014 г. 2019 г.

Абс. Доля, % Абс. Доля, % Абс. Доля, %

Многосторонние международные отношения 8 40 15 41,7 41 22,5

Двухсторонние политические отношения 9 45 18 50 73 40,1

в том числе между Китаем и Россией 5 25 16 44,4 44 24,2

Китаем и США 2 10 2 5,6 24 13,2

Китаем и Казахстаном 1 5 - - 1 0,53

Китаем и Республикой Корея 1 5 - - - -

Китаем и Венесуэлой - - - - 1 0,53

Китаем и Беларусью - - - - 1 0,53

Китаем и Францией - - - - 1 0,53

Внутренняя политика КНР 3 15 3 8,3 68 37,4

выбранной информации (Мокгу, 2017). В 2009 г. более трети публикаций были основаны на российских источниках информации, в 2019 г. их доля сократилась до 24,6% (см. табл. 5), что связано с использованием материалов, подготовленных Российско-китайской информационной службой «Россия -Китай: главное» (совместный проект МИА «Россия сегодня» и Международного радио Китая, запущен 3 июля 2017 г.4).

За исследуемый период самыми востребованными источниками информации остаются государственные деятели, (от 28,2% до 30,3%) - чаще всего это лидеры России и Китая, министры и заместители министров двух стран. Отметим, что заявления

Источник: составлено автором.

государственных деятелей воспринимаются как авторитетная и достоверная информация (Seo, 2020). Далее следуют экспертный блок и материалы, подготовленные приложением «Россия - Китай: главное» (см. табл. 6).

Анализ ссылок на китайские СМИ как источник цитирования показал, что их доля колеблется от 20% до 41,6%. Отчетливо обозначилась тенденция к расширению диапазона используемых материалов, подготовленных китайскими СМИ. Так, если в 2009 г. внимание журналистов «РГ» привлекало только Центральное телевидение Китая, то в 2019 г. к нему добавилось восемь новых источников (см. табл. 7).

Таблица 3. Экономическая тематика (от общего количества материалов), N= 19 (2009 г.), N= 35 (2014 г.), N=178 (2019 г.)

Тема 2009 г. 2014 г. 2019 г.

Абс. Доля, % Абс. Доля, % Абс. Доля, %

Мировая экономика и торговля 6 31,6 3 8,6 37 20,8

Двусторонняя торговля 3 15,8 5 14,3 54 30,3

Экономика Китая и развитие его регионов 3 15,8 7 20 42 23,6

Финансы, инвестиции 3 15,8 5 14,3 12 6,8

Производственная сфера 2 10,5 8 22,8 28 15,7

Инфраструктура 2 10,5 7 20 5 2,8

Источник: составлено автором.

Таблица 4. Соотношение тематики и тональности (в % от общего числа

материалов), N= 58 (2009 г.), N= 107 (2014 г.), N= 501 (2019 г.)

Тематика Тональность (по годам)

Позитивная Нейтральная Негативная

2009 2014 2019 2009 2014 2019 2009 2014 2019

Международные политические отношения 1,7 5,6 2,0 12,1 8,4 5,8 - - 0,8

Двухсторонние политические отношения 6,9 11,2 8,8 6,9 5,6 4,8 1,7 - 1,0

Внутренняя политика КНР - 0,9 9,0 5,2 0,9 4,0 - 0,9 0,6

Международные военные отношения, вооруженные силы КНР 1,7 0,4 1,9 3,6 0,9 0,4

Международные отношения в области экономики и торговли 3,4 2,8 4,4 6,9 2,0 1,0

Двусторонняя торговля - 2,8 5,6 1,7 1,9 4,2 3,4 - 1,0

Экономика Китая 1,7 3,7 7,6 1,7 2,8 0,8 1,7 - -

Финансы, инвестиции 3,4 1,9 1,8 1,7 2,8 0,6 - - -

Производственная сфера 5,6 3,2 1,9 1,8 3,4 0,6

Инфраструктура 1,7 3,7 0,6 - 1,9 0,4 - 0,9 -

Науки, технологии и инновации 3,4 4,7 4,4 1,7 6,5 0,8

Культура, искусство и туризм 6,9 5,6 5,8 3,4 5,6 2,8 - - -

Социальная сфера - - 1,4 - - 0,2 3,4 - 0,6

Экология - - 0,2 3,4 - - - - 0,2

Медицина и здравоохранение 3,4 - - 1,7 - 0,2 - - -

Другое 1,7 1,9 5,6 1,7 4,7 0,6 - 1,9 1,0

В целом 37,9 50,5 60,7 48,3 44,9 31,3 13,8 4,6 8

Таблица 5. Источники информации (от общего числа источников данного типа), N= 81 (2009 г.), N= 177 (2014 г.), N= 643 (2019 г.)

Источники 2009 г. 2014 г. 2019 г.

Абс. Доля, % Абс. Доля, % Абс. Доля, %

Российские 32 39,5 72 40, 7 158 24,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Китайские 25 30,9 50 28,2 180 28,0

Американские 4 4,9 7 4,0 69 10,7

Британские - - 5 2,8 13 2,0

Южнокорейские 5 6,2 5 2,8 9 1,4

Российско-китайская информационная служба «Россия - Китай: главное» - - - - 108 16,8

Другие источники 15 18,5 38 21,5 106 16,5

Источник: составлено автором.

Таблица 6. Источники информации (от общего числа источников), N= 81 (2009 г.), N=177 (2014 г.), N= 643 (2019 г.)

Источник информации 2009 г. 2014 г. 2019 г.

Абс. Доля, % Абс. Доля, % Абс. Доля, %

Государственные деятели 24 29,6 50 28,2 195 30,3

Эксперты 20 24,7 45 25,4 71 11,0

Компании, бизнес-структуры 4 4,9 11 6,2 50 7,8

Международные и межправительственные организации 1 1,2 1 0,6 15 2,3

Некоммерческие организации и гражданские объединения 2 2,5 3 1,7 2 0,3

Рядовые респонденты 4 4,9 3 1,7 6 0,9

Пиар-службы - - 1 0,6 8 1,2

Информационные агентства 4 4,9 15 8,5 29 4,5

СМИ 5 6,2 12 6,8 42 6,5

Социологические опросы 1 1,2 4 2,3 1 0,15

НИИ и ИЦ - - - - 10 1,6

Онлайн-источник (со ссылкой на ресурс) - - 1 0,6 3 0,5

Онлайн-источник (без ссылки на ресурс) - - - - 1 0,15

Юридические, правовые документы - - - - 3 0,3

Социальные сети - - 3 1,7 5 0,8

Статистика 2 2,5 4 2,3 23 3,6

Наблюдения журналистов 8 9,9 6 3,4 19 3,0

Книги - - 2 1,1 3 0,5

Архивы - - - - 1 0,15

Другое 3 3,7 6 3,4 32 5,0

Не ясно, нет ссылки на источник 3 3,7 10 5,6 17 2,7

Российско-китайская информационная служба «Россия - Китай: главное» - - - - 108 16,8

Таблица 7. Доля цитируемых китайских СМИ (от общего числа источников), N= 5 (2009 г.), N= 12 (2014 г.), N= 42 (2019 г.)

СМИ 2009 г. 2014 г. 2019 г.

Абс. Доля, % Абс. Доля, % Абс. Доля, %

Газета «Жэньминь Жибао» - - - - 1 2,36

Англоязычная газета Global Times - - 1 8,3 2 4,8

Англоязычная газета China Daily - - - - 1 2,36

Англоязычная газета South China Morning Post - - - - 1 2,36

Газета «Вэньхуэйбао» - - - - 1 2,6

Деловое издание «Цайсинь» - - - - 1 2,36

Центральное телевидение Китая (CCTV) 1 20 - - 2 4,8

Международное радио Китая - - - - 2 4,8

Китайские СМИ в целом (без указания названия издания) - - 4 33,3 4 9,5

Всего 1 20 5 41,6 15 35,7

Источник: составлено автором.

Таблица 8. Виды жанров (от общего числа материалов),

N= 30 (2009 г.), N=86 (2014 г.), N= 248 (2019 г.)

Виды жанров 2009 г. 2014 г. 2019 г.

Абс. Доля, % Абс. Доля, % Абс. Доля, %

Информационные 15 50 44 51,2 152 61,3

Аналитические 15 50 35 40,7 92 37,1

Художественно-публицистические - - 5 5,8 4 1,6

Другое - - 2 2,3 - -

Источник: составлено автором.

Таблица 9. Жанры публикаций о Китае (от общего числа материалов), N= 30 (2009 г.), N=86 (2014 г.), N= 248 (2019 г.)

Жанр 2009 г. 2014 г. 2019 г.

Абс. Доля, % Абс. Доля, % Абс. Доля, %

Короткая новость 7 23,3 15 17,4 32 12,9

Расширенная новость 6 20 17 19,8 98 39,5

Статья 7 23,3 23 26,7 52 21,0

Аналитический комментарий 3 10 3 3,5 22 8,9

Аналитическая корреспонденция 3 10 5 5,8 5 2,0

Информационный отчет 2 6,7 9 10,5 17 6,9

Аналитическое интервью 1 3,3 2 2,3 7 2,8

Информационное интервью - - 2 2,3 3 1,2

Репортаж 1 3,3 2 2,3 3 1,2

Хроника - - 1 1,2 4 1,6

Рецензия - - - - 1 0,4

Беседа - - - - 1 0,4

Портрет - - 1 1,2 2 0,8

Очерк - - 2 2,3 - -

Эссе - - 1 1,2 - -

Мемуары, воспоминания - - 1 1,2 - -

Другое - - 2 2,3 - -

Публикации, которые можно отнести к информационным жанрам, наиболее популярным в газетах, занимали лидирующие позиции на протяжении всего исследуемого периода,доля аналитических материалов сократилась (с 50% в 2009 г. до 37,1% - в 2019 г.). Отметим также, что публикации в «РГ» в 2014 и 2019 гг. характеризовались значительным разнообразием жанров -15 против 8 в 2009 г. Наиболее востребованными оказались короткая новость, расширенная новость и статья, доля материалов в жанре информационного отчета колебалась от 6,7% до 10,5%, аналитического комментария - от 3,5% до 10% (см. табл. 8, 9).

Выводы

Как показало исследование, на создание образа Китая в российском медиапространстве

повлиял ряд определяющих факторов: политических, экономических, социальных, культурных. Контент-анализ и применяемые комплексно эмпирические методы наблюдения и сравнения позволили, подробно рассмотрев тематические блоки, жанры, источники информации и тональность публикаций о КНР в «Российской газете», выявить динамику освещения образа Китая, связанную с развитием национальных интересов Российской Федерации и Китайской Народной Республики, их стратегическим взаимодействием и сотрудничеством в разных сферах деятельности. Таким образом, в сознании массовой российской аудитории формируется целостный медиаобраз Китая - современного государства, играющего одну из ведущих ролей на международной арене.

Примечания

1 Radnitz S.B. (2020) М.И.С.С.И.Я. (Mission): Mending International Stability and Security Issues with Russia. Режим доступа: https://digital.lib.washington.edu/researchworks/ bitstream/handle/1773/46270/20_JSIS_495I_Radnitz.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 13.12.2022).

2 Белуза А. Нам доверяют миллионы. Аудитория сайта rg.ru достигла 29 млн пользователей в месяц // Российская газета. 2019. Март, 25. Режим доступа: https:// rg.ru/2019/03/25/auditoriia-sajta-rgru-dostigla-29-mln-polzovatelej-v-mesiac. html?ysclid=le6xtc7n3y356561562 (дата обращения: 21.08.2022).

3 Дубичева К. Дмитрий Медведев подвел экономические итоги саммита ШОС // Российская газета. 2009. Июнь, 16. Режим доступа: https://rg.ru/2009/06/16/reg-ural/ sammit-medvedev-anons.html (дата обращения: 22.04.2020).

4 МИА «Россия Сегодня» и Международное радио Китая запустили совместное мобильное приложение. Режим доступа: http://russian-chinese.com/2017/07/05/mia-rossiya-segodnya-i-mezhdunarodnoe-radio-kitaya-zapustili-sovmestnoe-mobilnoe-prilozhenie/?ysclid=li2ur7t4tk355491278 (дата обращения: 22.07.2022).

Библиография

Богдан Е.Н. Медиаобраз России как средство консолидации общества: структурно-функциональные характеристики: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2007.

Вартанова Е.Л. Теория медиа: отечественный дискурс. М.: Фак журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2019.

Галинская Т.Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике // Вестн. ОГУ. 2013. № 11 (160). С. 91-94.

Григорян С.В. Современный медиаобраз России на отечественном телевидении: ав-тореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2016.

Гуреева А.Н., Киреева П.А. Формирование медиаобраза государства в контексте медиатизации политической коммуникации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2022. № 6. С. 28-56.

Драчева Ю.Н. Понятие медиаобраза и его описание в языковедческом и неязыковедческом аспектах // Вестн. Череповец. гос. ун-та. 2019. № 2 (89). С. 134-146.

Жумагулова Ш.Т.,АсангуловаЖ.Э. Контент-анализ как социологический метод изучения средств массовой информации // Наука и новые технология. 2009. № 7. С. 148-151.

Каминченко Д.И. Сравнительный анализ информационной повестки дня средств массовой информации и современных социальных медиа // Медиаскоп. 2019. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2576 (дата обращения: 22.07.2022).

Киричек П.Н. Инновации в миссии журналистики // Научные труды Моск. гум. унта. 2016. № 3. С. 13-21.

Кирсанова А.М. Образ Китая в российских специализированных интернет-СМИ // Архонт. 2019. № 3 (12). С. 55-61.

Ковач О.А. Принципы конструирования медиаобраза государства // Медиасреда. 2019. № 1. С. 57-62.

Колесниченко А.В. Востребованность жанров журналистских текстов в онлайновых СМИ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2018. № 1. С. 26-42.

Колесниченко А.В. Практическая журналистика. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008.

Линь Фэй. Роль прессы в формировании медиаобраза Китая (по материалам изданий «Российская газета» и «Независимая газета») // Медиаскоп. 2020. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2678 (дата обращения: 11.04.2021).

Лукин А.В. Российско-китайские отношения: не ослаблять усилий // Международная жизнь. 2009. № 11. С. 89-105.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лукина М.М., Толоконникова А.В. Конфликт в повестке дня российских информационных агентств: исследование в контексте конструктивной журналистики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2021. № 5. С. 27-50.

Монастырева О.В. Методы продвижения образа страны в практике «Международного радио Китая»: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2011.

Мэн Лися. Имидж лидера КНР Си Цзиньпина в российских СМИ // Китай: история и современность: мат. IX Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург: Изд-во Уральск. ун-та, 2016. С. 312-318.

Ордахова Т.В., Гаврильев Н.Я. Языковые средства в выступлениях Си Цзиньпина как средство создания имиджа Китая // Современный дискурс-анализ. 2019. № 2 (23). С. 61-65.

Разумова М.А. Тематические приоритеты и база источников информации деловых СМИ (на примере газет «Коммерсантъ» и «Ведомости»): дис. ... канд. филол. наук. М., 2016.

Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2002.

Фролова Т.И. Технологии социальной журналистики: опыт систематизации источников информации // Вестн. Волжск. ун-та им. В.Н. Татищева. 2015. № 4 (19). С. 59-62.

ХочунскаяЛ.В. Феномен медиаобраза: социально-психологический аспект// Вестн. РУДН. Сер.: Литературоведение, журналистика. 2013. № 2. С. 91-95.

Чэн Юйсяо. Образ Китая в российских СМИ: лингвокогнитивный аспект: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2020.

Becker J. (2011) Coverage of the Tibet Crisis (March 2008) and the Olympic Games in China (August 2008) in the German-Language Mass Media. The International Communication Gazette 73 (6): 495-506.

Franks S. (2004) The World on the Box: International Issues in News and Factual Programmers. The Political Quarterly 75 (4): 425-428.

Luke D.A., Caburnay C.A., Cohen E.L. (2011) How much is enough? New Recommendations for Using Constructed Week Sampling in Newspaper Content Analysis of Health Stories. Communication Methods and Measures 5 (1): 76-91.

Menegazzi S. (2022) World Politics and Media Framing: Introducing the Relevance of Narratives in Media outlet's Coverage about the Hong Kong Protests. Partecipazione e conflitto 15 (1): 257-273.

Mokry S. (2017) Whose Voices Shape China's Global Image? Links Between Reporting Conditions and Quoted Sources in News about China. Journal of Contemporary China 26 (107): 650-663.

Riffe D., Charles F.A. (1993) The Effectiveness of Random, Consecutive Day and Constructed Week Sampling in Newspaper Content Analysis. Journalism Quarterly 70 (1): 133-139.

Seo S. (2020) "We See More Because We Are Not There": Sourcing Norms and Routines in Covering Iran and North Korea. New Media and Society 22 (2): 283-299.

Tang L. (2021) Transitive Representations of China's Image in the US Mainstream Newspapers: A Corpus-Based Critical Discourse Analysis. Journalism 22 (3): 804-820.

Дата поступления в редакцию: 05.11.2023 Дата публикации: 20.12.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.