Научная статья на тему 'МЕДИАМИР В ХХI ВЕКЕ: ПРОГНОЗЫ И РЕАЛИИ'

МЕДИАМИР В ХХI ВЕКЕ: ПРОГНОЗЫ И РЕАЛИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
156
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гурова Евгения Константиновна, Ломыкина Наталья Юрьевна

Рецензия на книгу: Медиапотребление «цифровой молодежи» в России / под ред. Д.В. Дунаса. М.: Фак. журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Гурова Евгения Константиновна, Ломыкина Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕДИАМИР В ХХI ВЕКЕ: ПРОГНОЗЫ И РЕАЛИИ»

Медиамир в ХХ1 веке: прогнозы и реалии

(Рецензия на книгу: Медиапотребление «цифровой молодежи» в России / под ред. Д.В. Дунаса. М.: Фак. журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2021)

Евгения Гурова Наталья Ломыкина

DOI: 10.30547/mediaa[manah.4.2021.114119

© Гурова Евгения Константиновна

кандидат филологических наук,

доцент кафедры стилистики русского языка

факультета журналистики

МГУ имени М.В. Ломоносова

(г. Москва, Россия), gromo-jeka@yandex.ru

@ Ломыкина Наталья Юрьевна

кандидат филологических наук,

старший преподаватель

кафедры стилистики русского языка

факультета журналистики

МГУ имени М.В. Ломоносова

(г. Москва, Россия), ladylibra1410@gmail.com

В 2011 г., когда обозреватель «Форбс» Андрей Мирошниченко опубликовал одну из первых своих книг «Когда умрут газеты» (Мирошниченко 2011), такое развитие событий казалось далеким будущим. Спустя десятилетие ничего необычного в этом утверждении уже нет: эпоха бумажной прессы действительно уходит в историю.

Мы живем в потрясающее время, когда самые фантастические прогнозы сбываются почти мгновенно. Так, в 2016 г. институт Reuters только прогнозировал бум под-кастов, а исследование PwC «Обзор индустрии развлечений и медиа:прогноз на 2019-2023 гг.»1 уже фиксирует его. Сегодня же рынок подкастов - наиболее динамично развивающийся и самый перспективный тренд. В США «динамика вливания рекламы в аудиоподкасты начала опережать темпы вливания рекламных бюджетов в социальные сети <...> глубина прослушивания подкастов достигает 80-90%, это намного выше, чем глубина просмотра видеороликов в YouTube»2.

В 2017 г. были опубликованы результаты проведенного на факультете журналистики МГУ форсайт-исследования «Индустрия российских медиа: цифровое будущее», где, по прогнозам ведущих медиаменеджеров и экспертов медиарынка, были рассмотрены сценарии развития отрасли в целом

и ее ключевых сегментов в течение ближайших 5-10 лет. Многие участники опроса искренне и весьма (само)уверенно считали тогда, что структура российской медиаин-дустрии вряд ли существенно изменится в ближайшее десятилетие и инерционная модель, где основу медиапотребления составляет эфирное телевидение, продержится еще достаточно долго [Индустрия российских медиа... 2017]. Спустя всего два года на международном конгрессе Национальной ассоциации телевещателей (НАТ), прошедшем 5 ноября 2019 г., генеральный директор «Первого канала» К. Эрнст огорошил собравшихся сообщением о том, что в ближайшие два года «медиапейзаж изменится радикально», и заявил, что «эфирное вещание больше не устраивает аудиторию, поэтому Digital Первый будет поставлять новый продукт по новым экономическим схемам с прямой рекламой и отложенным просмотром»3.

Эти изменения произошли так неожиданно для медиапрофессионалов не только потому, что стремительно развивались новые технологии (это в медиабизнесе, безусловно, старались учитывать), но и потому, что незаметно для взрослых и серьезных людей, давно работающих в индустрии, выросли целые поколения, которым не нужно времени на освоение новых медиа и усилий на переход от некоей традиционной модели культуры к современной - для них все «новое» и есть традиция.

Чему же отдают предпочтение граждане России, не представляющие себе жизни и деятельности, если в ней нет хотя бы одного цифрового устройства? Как они находят себя в информационном обществе, о котором еще не так давно представители разных отраслей и наук говорили с осторожностью, а теперь уверенно фиксируют как свершившийся факт? Что это за капризная, отрицающая прежние традиции и привычки аудитория, которая заставляет ведущие медиахолдинги России радикально менять свои многолетние успешные

стратегии, переориентироваться на новые платформы и «экономические схемы» и какие особенности медиапотребления она демонстрирует?

Изучению этих вопросов три года посвятил исследовательский коллектив факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова под руководством Д.В. Дунаса. Результат воплощен в рецензируемой книге, вышедшей в Издательстве Московского университета в 2021 г. Анализируя существенные изменения, произошедшие в результате технологической революции, авторы выдвигают на ключевые позиции процесс медиатизации современного мира во всех значимых сферах жизни. Вслед за ведущими исследователями этого процесса авторский коллектив настаивает на признании медиатизации не просто процессом, а состоянием общества, и не последнюю роль в этой трансформации играют новые участники. Возможно, ни те, ни другие, приступая к работе, не отдавали себе отчета в глобальном характере медиатизации, даже используя термин «ме-тапроцесс» (с. 220)4. Мир в XXI веке действительно становится МЕДИАмиром.

Объект исследования выбран очень дальновидно - это молодые россияне, родившиеся в конце 1990 гг. и начале 2000 гг. (поколения Z и «Альфа», по классификации Н. Хоува и У. Штрауса, с. 9, 81). Пока это основные потребители цифрового медиаконтента (во многом развлекательного), но в недалеком будущем - самая активная часть общества. Исследователи группы компаний Price-waterhouseCoopers три года назад предсказывали, что к 2020 г. более половины потребителей в экономически развитых странах будут составлять digital natives, то есть представители поколения Z, которые одновременно используют до пяти девай-сов, и спрос на рынке будет определять поколение, принципиально отличающееся от всех предыдущих: оно с пеленок существует в параллельной - цифровой - реальности5. Анализ медиапотребления «цифровой

молодежи» в России со всей очевидностью доказал, что, даже если количественные показатели и ниже этой планки, вектор общественных преобразований теперь все равно задают молодые.

Определение «цифровая молодежь», вынесенное в название книги, представляется терминологически верным, т.к. это поколения граждан России, пришедших в мир и взрослеющих в условиях цифро-визации, и одним только поколением 1 не ограничивается. Несмотря на всю неоднозначность поколенческих теорий, понимание того, что «цифровая молодежь» отличается от «аналоговых взрослых», давно «стало определять концептуализацию аудитории медиа» (стр. 35). Именно молодые люди первыми воспринимают новые цифровые практики и в наибольшей степени интегрированы в современную цифровую среду.

На примере молодежи хорошо прослеживается роль медиакоммуникаций в современном социуме: с практиками медиа-потребления, с мотивациями, которыми представители молодого поколения руководствуются в процессе медиапотребле-ния, связано становление в современном обществе цифровой медиакультуры - совершенно нового типа культуры. Интернет-среда, виртуальное пространство для них уже не совокупность разрозненныхтехнологий, а естественная и неплохо освоенная среда обитания, и медиапотребление стало не только «медийной привычкой», но и полноценной социальной практикой (По-луэхтова 2016). Чрезвычайно важно, что в исследовании учитывается столичный и региональный российский контекст: в референтную группу вошли 2970 школьников и 1471 студент из трехгородов-мил-лионников - Москвы, Нижнего Новгорода и Ростова-на-Дону. Были охвачены и девушки и юноши, разного возраста, уровня образования, интересов и предпочтений.

Авторы книги убедительно доказывают, что, изучая сегодняшнюю молодежную

аудиторию, особенности их медиакомму-никационных практик и мотиваций, можно определить, какие преобразования ждут общество в будущем. Это амбициозная задача, ведь российское «цифровое поколение» «представляется наименее изученной на сегодняшний день частью аудитории медиа, поскольку самая яркая часть ее представителей, поколение 1, пока не достигла совершеннолетнего возраста и не попадает в полном объеме в выборку медиаизмерителей» (с. 90). Между тем, по справедливому утверждению Е.Л. Вартановой, именно «анализ практики, активности, структуры, паттернов и объемов ме-диапотребления молодых россиян сегодня может дать ответы на актуальные вопросы динамики развития современного общества и предвидеть очертания будущих социокультурных трансформаций России», а также позволит делать прогнозы возможного «развития медиакоммуникационных практик молодых россиян в контексте информационной безопасности и в интересах российского государства» (с. 7).

Обобщив мировой опыт (обработав колоссальный массив теоретической литературы!) и специфику методологии исследований медиапотребления в цифровую эпоху, авторы проводят масштабный многоэтапный анализ особенностей потребления разных видов контента школьниками и студентами: изучают, какое место занимают традиционные и новые медиа в структуре медиапотребления, определяют, включен ли телевизионный и радийный контент в повседневную жизнь молодых россиян, учитывая, что фактор проживания в крупном мегаполисе оказывает существенное влияние на формат потребления молодежью традиционных медиа в целом. Получила подтверждение тенденция, отмеченная А. Мирошниченко: только чуть более 20% студентов время от времени читают газеты («они только для тех, кто не умеет пользоваться Интернетом», с. 142), а 72% не используют традиционные СМИ

вообще. Среди учащихся школ к газе- тесно свяжет медиа и аудиторию, сформи-там обращается 0,8% участников опроса рует лояльность к медиакомпании» (с. 194). (а их было в два раза больше, чем студентов), Большое внимание в исследовании уде-а вот цифровым источникам информации ляется концепции использования медиа для отдали предпочтение 83,8% . удовлетворения нужд и потребностей, ко-

Отдельно в параграфе 2.4 исследуется торая объясняет мотивации медиапотреб-влияние социальных сетей и мессенджеров ления СМИ изучаемой социальной груп-на медиаповедение «цифровой молодежи», пой. Основные положения этой классиче-что представляет, пожалуй, наибольший ской западной теории переосмысляются интерес, поскольку, по данным Mediascope, на российском эмпирическом материале, российская молодежь (потребители в воз- и авторами подробно прописываются мо-расте от 12 до 24 лет) проводит время в Ин- тивационные факторы потребления медиа тернете больше других возрастных групп - молодыми россиянами. По результатам ан-в среднем 217 минут в день6. Стоит обра- кетирования представителей исследуемой тить внимание также на то, какие вопросы группы на первом месте среди мотиваций к респондентам позволили получить пока- оказывается потребность в социальной ин-зательные ответы и сделать перспектив- теграции и личностной самореализации. ные выводы (см. Приложение 1). Авторы книги подробно рассматривают

В параграфе 2.5 изучается роль игрового процесс социализации молодежи в цифро-контента в медийной практике учащихся, вой среде и его проявления: «формировав частности рост влияния геймификации и ние идентичности, самооценки, самопрезен-инфотейнмента в образовательной среде. тации, статусности, репутации», фиксируя, Исследовательская группа сделала очень что благодаря развитию и широкому рас-интересное, важное наблюдение о том, что пространению цифровых медиакоммуни-игровые практики способны пробудить по- кационных технологий, Интернет теряет свою литическое самосознание молодежи, со- вторичность по отношению к физическому циальную ответственность, осознанное от- пространству и в матрицу идентичности подношение к ряду общественных проблем. ростка уже встроена онлайн-принадлежность И это наблюдение способно в корне изме- (с. 63). Более того, убедительно доказывает-нить представление широкой (особенно ся, что с помощью медиа аудитория сегод-родительской) аудитории о пагубном влия- ня может удовлетворять практически все нии видеоигр на сознание подростков и потребности человеческого существа в молодежи. А поскольку СМИ стремятся за- условиях социума.

воевать молодую аудиторию, которая не В Разделе 3 рассматриваются мотиваци-только потребляет контент онлайн и ком- онные факторы медиапотребления, в част-ментирует его, но и активно создает собст- ности социализация и самоактуализация: венный, представителям медиаорганиза- «Самовыражение, самоидентификация, са-ций следует обратить особое внимание на мореализация, социализация, саморазви-потенциал инновационных игровых фор- тие и многое другое - то, что традиционно матов контента в привлечении аудитории было доступно для человека как личности, и формировании ее лояльности (для этого "самости", при этом социального существа, необходимо понимать, какие потребно- погруженного в социум, в условиях группо-сти удовлетворяются посредством такого вой коммуникации в реальной жизни, ока-контента). Так, например, новостные иг- зывается достижимо в среде социальных ры могут «стать для журналистики спосо- медиа». Однако отметим, что параграфы бом сохранить свою актуальность в глазах 3.4 («Медиаактивность российской молоде-"цифровой молодежи", той нитью, которая жи: общественно-политический контекст»)

Медиамир в XXI веке: прогнозы и реалии

и 3.5 («Мотивации медиапотребления политического контента») претендуют на то, чтобы стать самостоятельными исследованиями как связанные с практиками молодежного медиапотребления, но не ограничивающиеся ими.

Конкретные и иллюстративные результаты опросов представлены в таблицах (см. Приложения). Сделанные по итогам исследования выводы убедительно показывают, насколько изучение современных медиапрактик молодежи важно для понимания актуального состояния происходящих общественных и медиатрансформаций в российском обществе. Более того, сравнение особенностей медиапотребления разных поколений позволит определить границы влияния медиа на сегментированную аудиторию.

Участниками исследовательской группы проведена колоссальная работа: не только собран богатый эмпирический материал, но доказана важнейшая гипотеза относительно векторов и тенденций развития ме-диамира в XXI веке: медиабренды как инфо-монополисты утратят свое главенствующее положение в современном информационном обществе, а пальма первенства перейдет к индивидууму - по совокупности причин. В современныхусловиях уже совершенно очевидно, что:

- информационную повестку устанавливают сами пользователи,

- информация поступает и распространяется посредством новых каналов, доступ к которым свободен,

- полноценные информационные каналы возникают порой неконтролируемо и неподконтрольно,

- далеко не всегда информация имеет отношение к профессионалам в этой области, но тем не менее успешно оттягивает на себя внимание аудитории.

В 2010 и 2011 гг. авторитетные исследователи А.Г. и Г.А. Асмоловы пророчески назвали серию своих работ «От Мы-ме-диа к Я-медиа», но они выступали против

конкуренции блогосферы и качественной журналистики и выражали надежду, что этот переход не состоится. С блогосферой -в том, десятилетней давности, понимании -журналистика справилась, а вот с феноменом Я-медиа и с экспансией индивидуального авторства все-таки схлестнулась. Журналист, аналитик и медиафутуролог Андрей Мирошниченко в более поздней своей работе Human as Media. The Emancipation of Authorship [Miroshnichenko, 2014] уже показывает, что, сами становясь медиа, люди неизбежно вовлекаются в эволюцию медиаактивизма. Ради отклика и лучшей социализации бывшая аудитория все больше и больше получает возможность авторства и неизбежно эволюционирует от повседневных праздных разговоров к гражданским дискуссиям и даже к политической деятельности.

Рецензируемая книга «Медиапотребле-ние "цифровой молодежи" в России» по сути констатировала, что переход к новой медийной реальности состоялся и возврата к прежнему нет. Тема медиапотребления вообще и современной молодежи в частности стала важным и чрезвычайно перспективным направлением отечественных ме-диаисследований. Новые практики медиа-потребления и новые стратегии развития медиа, формирующиеся буквально на глазах, требуют повышенного внимания и руководителей и сотрудников медиаоргани-заций, и исследователей массмедиа, и методистов образовательных учреждений.

Но на самом деле масштабное исследование ученых факультета журналистики МГУ всего лишь молекула в структуре ДНК нового медиамира. Мы действительно стремительно движемся по пути от МЫ-медиа к Я-медиа, следуя знаменитой формуле канадского исследователя медиа Маршалла Маклюэна: «Мы создаем технологии, которые создают нас» [Асмолов, Асмолов, 2011: 101]. Однако осознать масштаб происходящих изменений нужно не только профессионалам медиаиндустрии.

Это реальность для всех. Медиатизация всех сфер человеческой жизни как мета-процесс предполагает, что происходящие изменения транспонируются на все общество. Прежде чем мы вернемся к традиционной иерархии ценностей, основанной на преемственности поколений, нам предстоит пережить переход к Четвертой промышленной революции, приближение которой уже стало темой Всемирного экономического форума в Давосе и о которой предупреждают более 200 мировых экспертов в области технологий, экономики и социологии: «чтобы адекватно действовать в этих

сложных условиях, необходима новая точка зрения на технологии, учитывающая многогранность технологических изменений и позволяющая принимать практические решения на личном и организационном уровнях» [Шваб, Дэвис, 2019: 272].

Нужно также признать, что новые прогнозы обязательно будут междисциплинарными: нельзя искать ответы на важнейшие вопросы современности исключительно в сфере своей деятельности и интересов. А потому пожелаем успехов межкафедральным, межфакультетским и межвузовским исследовательским коллективам.

Примечания

1 Обзор индустрии развлечений и медиа: прогноз на 2019-2023 гг. Режим доступа: https://www.pwc.ru/ru/publications/media-outlook/mediaindustriya-v-2019.pdf

2 Елена Темичева: зачем НКО нужны подкасты. Режим доступа: https://www.asi.org. ru/2019/02/27/elena-temicheva-zachem-nko-nuzhny-podkasty/

3 Топ-менеджеры телекомпаний обсудили будущее телевидения и раскритиковали цифровые мультиплексы. Режим доступа: https://www.intermedia.ru/news/341423

4 Здесь и далее книга «Медиапотребление "цифровой молодежи" в России» цитируется с указанием страницы в круглых скобках.

5 Боль маркетологов: как вовлекать цифровое поколение Z. Режим доступа: https:// www.sostav.ru/publication/bol-marketologov-kak-vovlekat-tsifrovoe-pokolenie-z-28113.html

6 Web-Index. Общая аудитория Интернета. Ноябрь 2020 - январь 2021. Режим доступа: https://webindex.mediascope.net/general-audience

Библиография

Асмолов А.Г., Асмолов Г.А. От Мы-медиа к Я-медиа: поиск себя в мире информации // Человек как объект и субъект медиапсихологии. М.: Ин-т человека; Изд-во Моск. унта, 2011. С. 86-104.

Индустрия российских медиа: цифровое будущее [Академические монографии] / отв. ред. серии Е.Л. Вартанова. М.: МедиаМир, 2017.

Мирошниченко А.А. Когда умрут газеты. М.: Книжный мир, 2011. Полуэхтова И.А. Исследования аудитории и медиапотребления в цифровой среде: методологические и практические проблемы // Медиаскоп. 2016. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2199

Шваб К.,Дэвис Н. Технологии Четвертой промышленной революции. М.: Эксмо, 2019.

Miroshnichenko A.A. (2014) Human as Media. The Emancipation of Authorship. Kindle Editors Publ.

Дата поступления в редакцию: 17.07.2021 Дата публикации: 17.08.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.