10. Palyanov M. P., Mavrina I. A., Milinis O. A., Pokhorukov O. Y., Churekova T. M., Khanina N. V., Demchenko A. R. Theoretical and methodological basis of advanced professional training for specialists engaged in secondary vocational education. Modern Journal of Language Teaching Methods, 2018, vol. 8, iss. 5, pp. 206-222. (In English).
11. Nikitin A. A., Palyanov M. P., Morozova M. V., Markovichev A. S. The Management of Advanced Training of Engineering and Technical Specialists Based on the Interaction between Universities and Business-Structures. International Review of Management and Marketing, 2016, vol. 6, no. 1, pp. 75-80. (In English).
12. Mishchenko V. A., Belova L. A., Frolova E. V., Torkunova J. V., Dudov A. V., Galiyev R. M., Palyanov M. P., Tenyunina I. A. Management Factors and Conditions of Higher Education Students Professional Mobility Formation. International Review of Management and Marketing, 2016, vol. 6, no. 1, pp. 70-74. (In English).
13. Yeremeyeva T. S., Leifa A. V., Schepkina N. K., Scheka N. Y., Palyanov M. P., Morozova M. V., Rudneva E. L., Gzhemskaya N. Kh. Social Partnership Approach for Effective Social Worker Education. International Review of Management and Marketing, 2016, vol. 6, no. S2, pp. 57-62. (In English).
МЕДИАКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ МЕДИАКУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
MEDIA CULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A CONDITION OF DEVELOPMENT OF MEDIA CULTURE OF STUDENTS
Введение. В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования проблемы развития медиакультуры у обучающихся учреждений среднего профессионального образования. Цель статьи заключается в обосновании необходимости создания в образовательном пространстве медиакультурной образовательной среды как условия развития медиа-культуры обучающихся. Автор раскрывает содержание данного понятия, рассматривает его функции и структурное представление на основе междисциплинарного анализа источников. Основной формой функционирования и существования медиакультуры в статье предлагается медиатекст. Медиакультурная среда определяется как субъект-субъектные взаимодействия педагогов и обучающихся в пространстве медиакультуры с применением медиасредств и медиатехнологий по осмыслению, пониманию, интерпретации и созданию медиатекстов, в том числе образовательного и профессионального содержания.
Методология. Обращаясь к методологии социокультурного подхода, автор представляет содержание медиакультуры как социального феномена, репрезентируемого на уровне трех пространств. Теоретико-методологическим основанием исследования выступили положения концепции диалога культур. Исследование осуществлялось в логике педагогического эксперимента.
Результаты заключаются в доказательстве необходимости моделирования медиакультурной образовательной среды как условия развития медиакультуры обучающихся, которые в ходе эксперимента показали недостаточный уровень ее развития.
Заключение. Автором отмечается, что современное образовательное пространство учреждения среднего профессионального образования обладает достаточными возможностями для развития медиакультуры обучающихся. Однако сами обучающиеся и педагоги не используют имеющиеся возможности, при этом осознают актуальность данной проблемы. Мотивирование и подготовка педагогов к моделированию в образовательных учреждениях медиакультурной среды будет способствовать развитию медиакультуры обучающихся.
Introduction. The article presents the results of a theoretical and empirical study of the problem of developing media culture in students of secondary vocational education. The purpose of the article is to justify the need to create in the educational space a media cultural educational environment as a condition for the development of media culture among students. The author substantiates the content of this concept, its functions and structural presentation on the basis of an interdisciplinary analysis of sources. The main form of functioning and existence of media culture in the article is considered media
УДК/UDC 377
И. Е. Скобелева
I. Skobeleva
text. The media and cultural environment is defined as subject-subject interactions between teachers and students in the media culture space, using media and media technologies to understand, interpret and create media texts, including educational and professional content.
Materials and Methods. Turning to the methodology of the sociocultural approach, the author presents the content of media culture as a social phenomenon that is represented at the level of three spaces. The theoretical and methodological foundation of the study was made by the provisions of the concept of dialogue of cultures. The study was carried out in the logic of a pedagogical experiment.
Results consist in proving the necessity of modeling the media cultural educational environment as a condition for the development of media culture of students, who during the experiment showed an insufficient level of its development.
Conclusions. The author notes that the modern educational space of secondary vocational education has sufficient opportunities for the development of media culture of students. However, students and teachers themselves do not use the available opportunities, while realizing the relevance of this problem. Motivation and training of teachers for modeling in educational institutions the media and cultural environment will contribute to the development of media culture of students.
Ключевые слова: медиакультура, образовательное пространство, медиакультурная среда, среднее профессиональное образование.
Keywords: media culture, educational space, media and cultural environment, development, secondary vocational education.
Введение
Современное образовательное пространство не представляется без электронных, цифровых, технических средств и технологий. В настоящее время степень внедрения и использования в образовательном процессе информационно-коммуникационных средств и технологий рассматривается как один из показателей эффективности предоставления образовательных услуг. Вместе с тем активное внедрение в образовательное пространство информационных средств и технологий обусловливает развитие медиакультуры обучающихся. Медиакультура становится актуальным предметом исследования в различных научных направлениях, приобретая статус социального феномена. Необходимость развития и формирования медиакультуры обучающихся детерминирована различными факторами. К внешним факторам, актуализирующим потребность исследования медиакультуры как социального и образовательного феномена, относятся масштабная информатизация социального пространства, стремительное развитие информационных технологий, внедрение в повседневную жизнь все новых технических средств, открывающих новые коммуникационные возможности. Внутренними факторами образовательного пространства, вызывающими необходимость обращения к феномену медиакультуры, выступают: становление открытого образования, внедрение парадигмы непрерывного образования, стремительное устаревание знаний, расширение условий социализации, в том числе институциализация киберсоциализации, появление новых форматов образовательного взаимодействия, непрерывность и бессистемность потока цифровой информации. Совокупность названных и других факторов инициировала становление медиапедагогики как раздела медиаобразования. Обращение к теоретическим изысканиям в области медиаобразования и анализ содержания понятия медиакультуры позволяют рассматривать медиакультуру:
— как доминирующую культуру современного информационного общества;
— специфический способ освоения реальности (в широком смысле);
— формируемое качество субъекта для соответствия требованиям времени (в узком смысле] (О. А. Верещагин [5], В. А. Возчиков [7], Е. И. Кузнецова [9], И. А. Негодаев [Ю], В. В. Недбай [11], Е. В. Орехов [12] и др.].
В современном научном представлении медиакультура функционирует в совокупности трех пространств. Во-первых, в социокультурном пространстве как доминирующая культура, как культура-универсум, как культура-метасообщение, отражающая и обусловливающая общую культуру современного информационного общества. Во-вторых, в пространстве деятельности (образовательной, профессиональной] как выражающая способ освоения действительности, определяющая ту систему знаний, умений и способов взаимодействия, которые характерны для информационного мировоззрения, культуры передачи и восприятия информации в информационном
обществе. В-третьих, медиакультура в пространстве действия требует от субъекта определенного уровня соответствия (В. А. Возчиков, Н. И. Гендина, М. Г Кашкина, Н. Б. Кириллова, Е. И. Кузнецова,
A. B. Федоров и др.).
Следовательно, необходимость развития медиакультуры обучающихся в процессе их профессиональной подготовки требует изучения возможностей и педагогических условий образовательного процесса для создания медиакультурной среды.
Методология
Проведенное исследование осуществлялось на основе методов теоретического анализа имеющихся педагогических изысканий по проблемам развития медиакультуры обучающихся, моделирования медиакультурной образовательной среды, педагогического эксперимента. Теоретический анализ научных исследований проблемы реального существования и функционирования медиакультуры в медиапространстве позволил определить и систематизировать ее функции, что привело к пониманию структурных компонентов медиакультуры (Т. Е. Айгина,
B. А. Возчиков, Н. И. Гендина, С. Н. Ильченко, Н. А. Коновалова, Н. У. Кумелашвилли, И. А. Негодаев, В. В. Недбай, Е. Г Ним, Н. А. Паранина, О. И. Пугач, А. Силвэрблэт, Е. Н. Юдина и др.). Так, функционирование медиакультуры на уровне физического пространства определяет ее операционно-техно-логический компонент; мотивационно-ценностный компонент — на уровне социального пространства посредством коммуникативной, культурологической, нормативной (идеологической), интеграционной, посреднической (управленческой) функций. На этом же уровне релаксационная (развлекательная), креативная (развивающая) функции определили проектно-творческий компонент, а адаптивно-аксиологической и аналитико-протективные функции — информационно-аналитический компонент.
Символическое пространство репрезентации медиакультуры реализуется через информативную функцию, что определяет информационно-когнитивный компонент. Анализ медиакультуры как социального феномена, репрезентируемого на уровне трех пространств, предпринят в рамках социокультурного подхода (Л. Н. Антонова [1], В. С. Барулин [2], Г С. Батищев [3], В. А. Ядов [15] и др.). Поскольку медиакультура репрезентируется в совокупности трех пространств в основной форме медиатекстов (по аналогии с текстом (произведением) в концепции диалога культур), теоретико-методологической основой определена концепция диалога культур.
Результаты
Понимая под медиакультурой часть общей культуры, проявляющейся в определенном способе взаимодействия с применением медиасредств и медиатехнологий и обеспечивающей формирование опыта адекватного существования современного человека в информационном обществе и пространстве, полагаем, что моделирование медиакультурной образовательной среды в образовательном пространстве среднего профессионального образования будет обеспечивать развитие медиакультуры обучающихся. Анализ практики организации образовательного процесса в среднем профессиональном образовании и нормативных источников позволил сделать выводы о том, что имеющегося в основной образовательной программе содержания информационного образования оказывается недостаточно для развития медиакультуры обучающихся; что обучающиеся не привлечены к освоению инновационных и перспективных информационно-коммуникационных технологий в процессе профессионального образования; что преподаватели недостаточно используют информационный образовательный ресурс и информационно-коммуникационные средства и технологии; что самостоятельная работа не в полной мере используется как ресурс развития медиакультуры обучающихся.
С учетом положений концепции диалога культур основным средством воспитания, формирования и развития медиакультуры обучающихся считаются медиатексты, работа с которыми проходит во взаимодействии обучающихся, педагогов и медиасредств. Если принять теоретическую посылку, что текст (произведение, медиапродукт) является содержательной формой медиакультуры, то можно предположить, что медиакультура обучающихся формируется и развивается в согласии с концепцией диалога культур через восприятие текста-произведения, его интерпретацию и анализ. Например, Л. Г Викторова развитие медиакультуры рассматривает как поэтапный процесс, включающий восприятие текста; понимание его значения; понимание контекста в конкретной культуре или ситуации; активное диалогическое понимание [6].
Таким образом, согласно теоретическим положениям концепции диалога культур, в качестве формы реального представления медиакультуры принимается медиатекст. Как подчеркивает И. В. Челышева, «медиатекст не только заключает в себе информацию, он является результатом общения и творческого осмысления его сущности всеми субъектами, вовлеченными в процесс создания, восприятия и интерпретации медиаинформации, что позволяет его рассматривать с позиций концепции диалога культур» [14]. Важнейшим теоретическим положением является и позиция М. М. Бахтина, подчеркивающего, что диалог культур кроется в субъект-субъектном взаимодействии [4]. В рамках образовательного пространства данное положение следует понимать как процесс взаимодействия педагога и обучающегося посредством медиатехники и меди-атехнологий в освоении и создании медиатекстов, что и объединяется понятием «медиакультур-ная среда». Анализ реальной практики профессиональной подготовки обучающихся учреждений среднего профессионального образования подтверждает, что образовательный процесс обладает необходимыми возможностями для моделирования медиакультурной среды.
Моделирование развивающей медиакультурной среды в образовательном пространстве СПО как условие развития медиакультуры обучающихся заключается в организации активного взаимодействия обучающихся с педагогом, с другими обучающимися посредством медиасредств и меди-атехнологий по освоению, применению и созданию медиатекстов. Педагог как субъект и модератор развивающей образовательной медиакультурной среды реализует в образовательном процессе информационно-коммуникационные и диалоговые технологии, технологию развития критического мышления, активно использует электронные образовательные, открытые информационные ресурсы и современные наукоемкие информационные технологии в образовательном процессе СПО [8]. Деятельность педагога в свою очередь обеспечивает самостоятельную, творческую, проектную деятельность обучающихся в пространстве медиакультуры. Обучающиеся в развивающей образовательной медиакультурной среде формируют личностную медиакультуру согласно теоретически обоснованным этапам: от понимания и критического осмысления медиа-текста до творческого создания собственных медиатекстов и медиапродуктов.
Моделирование медиакультурной образовательной среды предполагает актуализацию содержания профессиональной подготовки посредством интеграции практико- и медиаориентирован-ности всех образовательных дисциплин. Возможность применения учебно-профессиональных заданий, информационно-коммуникационных, диалоговых и технологий активного образовательного взаимодействия и развития критического мышления на всех учебных предметах обеспечивает развитие у обучающихся аналитических, критических умений, умений делать выбор, проводить аналитический поиск и оценку медиатекстов, проектировать и создавать собственные меди-апродукты и медиапроекты.
Одним из положений концепции диалога культур является потребность самодетерминации субъекта в пространстве культуры, когда сама культура выступает как «форма самодетерминации индивида в горизонте личности, форма самодетерминации его жизни, сознания, мышления...» [3]. Таким образом, обучающийся как субъект, осваивающий медиакультуру, проходит определенные уровни от восприятия, понимания, интерпретации, критического осмысления медиатекста к творчеству и смыслу [13].
Следовательно, освоение обучающимся медиакультуры следует понимать как поэтапный процесс, в котором субъект, осваивающий медиакультуру, продвигается от уровня пользователя к уровню критически, а затем и творчески, оценочно взаимодействующего с медиа. На основании теоретических рассуждений и структурных компонентов медиакультуры в исследовании были выбраны репродуктивный, поисково-продуктивный и творческий уровни развития медиакультуры обучающихся.
В эксперименте по моделированию медиакультурной образовательной среды приняли участие 112 обучающихся Нижневартовского нефтяного техникума (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Югорский государственный университет», направление 21.02.03 «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ». Актуальность развития медиакультуры обучающихся профессиональных образовательных организаций подчеркивается и новыми тенденциями развития среднего профессионального образования во всем мире. Если традиционно система СПО была направлена на формирование профессиональных умений и навыков выпускников, то в настоящее время, сформированные в процессе образования умения не всегда могут отве-
чать новым требованиям динамично меняющихся производственных технологий. Современный выпускник учреждения среднего профессионального образования должен обладать гибкими профессиональными компетенциями, позволяющими ему быстро и самостоятельно применять имеющиеся знания в меняющихся производственных ситуациях, учитывать профессиональный контекст. Развитие медиакультуры будет обеспечивать личностные и надпредметные компетенции выпускника, поскольку они основаны на развитии субъектности, критичности, самостоятельности и творчестве обучающегося.
Констатирующий этап педагогического эксперимента подтвердил выдвинутые предположения об актуальности и моделирования медиакультурной образовательной среды. Так, в ходе комплексной диагностики структурных компонентов медиакультуры были получены следующие результаты: 44,3 % обучающихся показали репродуктивный уровень развития медиакультуры; 39,7 % — поисково-продуктивный и только 16 % — творческий.
Важным доказательством необходимости моделирования медиакультурной образовательной среды в ПОО стали результаты опроса педагогов. В ответах на вопрос о содержании понятия «медиакультура» большинство педагогов считают, что это «умения владеть современными информационными средствами, работать с компьютером, применять компьютер и информационные технологии в учебном процессе» (75 %); остальные полагают, что медиакультура — синоним информационной грамотности, или умение критически оценивать информацию и владеть современными информационными средствами. В то же время все педагоги считают развитие медиа-культуры у обучающихся как необходимое качество современного человека. При этом собственный уровень медиакультуры как достаточный оценили только 20 % принявших участие в опросе педагогов, но все согласились с необходимостью его повышения. В своей профессиональной деятельности потенциал образовательного процесса для формирования медиакультуры обучающихся используют менее чем на 50 % только половина педагогов, а остальные подходят ситуативно. Таким образом, опрос педагогов выявил проблему не столько мотивирования педагогов, сколько необходимости их теоретической и практической подготовки для моделирования медиа-культурной образовательной среды.
Заключение
Теоретическое изучение проблемы развития медиакультуры обучающихся учреждения среднего профессионального образования доказало ее актуальность. Выявленные и обоснованные в ходе теоретического изыскания функции, компоненты медиакультуры определили логику эмпирического педагогического исследования, в ходе которого было доказано, что обучающиеся и педагоги демонстрируют недостаточный уровень развития медиакультуры. При этом современное образовательное пространство среднего профессионального образования обладает достаточными возможностями для развития медиакультуры обучающихся при условии моделирования медиакультурной образовательной среды. Мотивирование и подготовка педагогов к моделированию в образовательных учреждениях медиакультурной среды будет способствовать развитию медиакультуры обучающихся.
Литература
1. Антонова Л. Н. Современный учитель в условиях модернизации педагогического образования России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2011. № 1. С. 7-13.
2. Барулин В. С. Социальная философия. М., 2000. 560 с.
3. Батищев Г. С. Найти и обрести себя. Особенности культуры глубинного общения // Вопросы философии. 1995. № 3. С. 17-24.
4. Бахтин М. М. Проблема текста // Собр. соч. : в 7 т. Т. 5. М., 1997.
5. Верещагин О. А. Феномен «киберсоциализации» в контексте становления парадигмы открытого образования [Электронный ресурс]. URL: http:// www.conf.muh.nu/100315/thesis_Veneshagin.htm.
6. Викторова Л. Г. Диалоговая концепция культуры М. М. Бахтина - В. С. Библера [Электронный ресурс] // Парадигма: журнал межкультурной коммуникации. 1998. № 1. URL: http://nes.knasu.nu/panadigma/1/6.htm.
7. Возчиков В. А. Философия образования и медиакультура информационного общества : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. СПб., 2007. 48 с.
8. Ибрагимова Л. А., Скобелева И. Е. К вопросу применения электронных образовательных ресурсов в обучении специалистов среднего звена // Среднее профессиональное образование. 2017. № 1. С. 55-58.
9. Кузнецова Е. И. Медиальность и медиакультура как факторы динамики социальной среды : автореф. дис. .. д-ра филос. наук. Нижний Новгород, 2010. 37 с.
10. Негодаев И. А. Информатизация культуры. Ростов н/Д., 2003. 320 с.
11. Недбай В. В. Формирование медиакультуры младшего подростка : дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2006. 192 с.
12. Орехов Е. В. Формирование медиакультуры у студентов технического вуза // Педагогическое образование и наука. 2009. № 5. С. 91-94.
13. Паранина Н. А. Инновационный подход к развитию медиакультуры студентов средствами дистанционных образовательных технологий // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 4-2. С. 70-73.
14. Челышева И. В. Теория «диалога культур» как философско-методологическая основа медиаобразования // Медиа-образование. 2005. № 6. С. 4-14.
15. Ядов В. А. Социальные идентификации личности в условиях быстрых социальных изменений // Социальные идентификации личности. М., 1994.
References
1. Antonova L. N. Sovremennyj uchitel' v usloviyah modemizacii pedagogicheskogo obrazovaniya Rossii [Russian teacher in the midst of innovated teachers' training]. Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2011, no. 1, pp. 7-13. (In Russian).
2. Barulin V. S. Social'naya filosofiya [Social philosophy]. Moscow, 2000, 560 p. (In Russian).
3. Batishchev G. S. Najti i obresti sebya. Osobennosti kul'tury glubinnogo obshcheniya [Find and find yourself. Features of the culture of deep communication]. Questions of philosophy, 1995, no. 3, pp. 17-24. (In Russian).
4. Bakhtin M. M. Problema teksta [The problem of the text]. Collected works: in 7 volumes, vol. 5. Moscow, 1997. (In Russian).
5. Vereshchagin O. A. Fenomen «kibersocializacii» v kontekste stanovleniya paradigmy otkrytogo obrazovaniya [The phenomenon of "cyber socialization" in the context of the formation of the paradigm of open education]. Available at: http://www.conf. muh.ru/100315/thesis_Vereshagin.htm. (In Russian).
6. Viktorova. L. G. Dialogovaya koncepciya kul'tury M. M. Bahtina - V. S. Biblera [The dialogue concept of culture M. M. Bakhtin -V. S. Biblera. Paradigma: Zhurnal mezhkulturnoy kommunikatsii]. Paradigm: Journal of Intercultural Communication, 1998, no. 1. Available at: http://res.krasu.ru/paradigma/1/6.htm. (In Russian).
7. Vozchikov V. A. Filosofiya obrazovaniya i mediakul'tura informacionnogo obshchestva [Philosophy of education and media culture of the information society]. Abstract of Doctor's degree dissertation. St. Petersburg, 2007, 48 р. (In Russian).
8. Ibragimova L. A., Skobeleva I. E. K voprosu primeneniya elektronnyh obrazovatel'nyh resursov v obuchenii specialistov srednego zvena [On the Question of Applying Electronic Educational Resources in Mid-Level Specialists' Training]. Secondary Vocational Education, 2017, no. 1, pp. 55-58. (In Russian).
9. Kuznetsova E. I. Medial'nost' i mediakul'tura kak faktory dinamiki social'noj sredy [Mediality and media culture as factors in the dynamics of the social environment]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Nizhny Novgorod, 2010, 37 p. (In Russian).
10. Negodaev I. A. Informatizaciya kul'tury [Informatization of culture]. Rostov-on-Don, 2003, 320 р. (In Russian).
11. Nedby V. V. Formirovanie mediakul'tury mladshego podrostka [Formation of media culture of a younger teenager]. Ph. D. thesis. Krasnoyarsk, 2006, 192 p. (In Russian).
12. Orekhov E. V. Formirovanie mediakul'tury u studentov tekhnicheskogo vuza [Technical college students media culture formation]. Pedagogical Education and Science, 2009, no. 5, pp. 91-94. (In Russian).
13. Paranina N. A. Innovacionnyj podhod k razvitiyu mediakul'tury studentov sredstvami distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij [Innovation approach to developing of media culture of students with the help of distance educationaltechnologies]. Vestnik of the Kazan state University of culture and arts, 2014, no. 4-2, pp. 70-73. (In Russian).
14. Chelysheva I. V. Teoriya «dialoga kul'tur» kak filosofsko-metodologicheskaya osnova mediaobrazovaniya [The theory of "dialogue of cultures" as the philosophical and methodological basis of media education]. Media Education, 2005, no. 6, pp. 4-14. (In Russian).
15. Yadov V. A. Social'nye identifikacii lichnosti v usloviyah bystryh social'nyh izmenenij [Social identification of a person in conditions of rapid social change]. Social identification of a person. Moscow, 1994.