Научная статья на тему 'Медиакультура и ее место в контексте философского знания'

Медиакультура и ее место в контексте философского знания Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
160
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ФИЛОСОФИЯ / МЕДИАСРЕДА / МЕДИАКУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кашкина Мария Геннадьевна

Приметой современного периода модернизации России является интенсивное развитие медиакультуры. Автор статьи доказывает, что новые электронные информационно-коммуникационные технологии трансформируют медиасреду, влияя на массовое сознание и традиционные виды культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиакультура и ее место в контексте философского знания»

№ 1 (39), 2011

"Культурная жизнь Юга России" g

М. Г. КАШКИНА

МЕДИАКУЛЬТУРА И ЕЕ МЕСТО В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

Приметой современного периода модернизации России является интенсивное развитие медиакульту-ры. Автор статьи доказывает, что новые электронные информационно-коммуникационные технологии трансформируют медиасреду, влияя на массовое сознание и традиционные виды культуры.

Ключевые слова: культура, философия, медиасреда, медиакультура.

Исследователи именуют конец XX - начало XXI века по-разному. Для одних это период постсовременности, постиндустриального общества, для других - информационная эпоха (кто-то определяет ее как стадию информационной глобализации), но все соглашаются в одном: мы живем в мире медиа-расширяющейся системы массовых коммуникаций. Сложные социокультурные связи диктуют необходимость обращения к философскому дискурсу медиакультуры, рассмотрения ее роли в современном обществе.

Переход к информационному обществу подготовил современного человека к восприятию больших объемов информации [1]. В то же время возникла проблема скорейшего овладения новыми средствами, методами и технологией работы с информацией. Этим обусловлена зависимость осведомленности отдельного потребителя от информации, приобретенной другими. В настоящее время уже недостаточно самостоятельно осваивать и накапливать информацию - необходимо учиться новым технологиям работы с информацией, при которых решения подготавливаются и принимаются на основе коллективного знания. Иными словами, человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией [2].

Для отражения этого факта и были введены категории информационного общества, напрямую связанные с термином медиакультура (информационная культура, медиасреда и др.). По отношению к аудитории медиакультура выступает как определенная система развития личности, ее способности воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, усваивать знания в области медиа.

Эволюция медиакультуры - одна из самых изучаемых проблем на современном этапе гуманитарных исследований. И это естественно, поскольку медиакультура (англ. - media culture) представляет собой особый тип культуры информационного общества со своей теорией, историей и современной практикой. Обращаясь к этому феномену мировой и отечественной действительности, ученые используют такие понятия, как «медиасреда», «медиапространство», «медиаполитика». Они входят в орбиту не только культурологических, но и социологических, исторических, философских исследований - изучение медиакультуры уже сегодня носит междисциплинарный характер.

Современные медиатехнологии позволяют употребить, пожалуй, наиболее точное понимание медиакультуры как интегратора (А. С. Ахие-зер) среды российской модернизации [3].

Авторский опыт исследований медиакультуры и анализ его результатов в контексте философского дискурса показывает следующее: интенсивное развитие медиакультуры как особого типа культуры информационного общества трансформирует медиасреду; медиакультура современного социума существенно влияет на мировоззрение и традиционные виды культуры, воздействует на ценности различных общественных групп.

Литература

1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.

2. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М., 2005; Она же. Медиасреда российской модернизации. М., 2005.

3. Головко Б. Н. Деловые издания: информационный менеджмент массовой коммуникации. СПб., 2005.

m. g. kashkina. mediaculture and its place

in the context of philosophical knowledge

Intensive development of mediaculture is the sign of contemporary period of Russia's modernization. The author of the article proves that new electronic information and communication technologies transform mediaenvironment, having an influence on mass consciousness and traditional kinds of culture.

Key words: culture, philosophy, media-environment, madiaculture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.