Научная статья на тему 'Медиаконцепт ʻарктикаʼ: методологические подходы к исследованию'

Медиаконцепт ʻарктикаʼ: методологические подходы к исследованию Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
340
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / МЕДИАКОНЦЕПТ / THE ARCTIC / MEDIA CONCEPT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жигунов Антон Юрьевич

Одним из приоритетных направлений сегодняшней мировой геополитической активности являются вопросы освоения и присутствия стран в Арктике: исследование вечной мерзлоты, усиление военного присутствия, укрепление и удер­жание региона, расширение объемов добычи природных ресурсов, создание условий для успешной реализации туристических программ и подобные процессы нашли свое отражение в текстах СМИ. Демонстрируется, какой именно методикой описания возможно подтверждение того, что когнитивная единица ‘Арктика’ по-новому репрезентируется в текстах медиа, осуществляется апробация одной из методик. Предпринимается попытка первичного сопоставления концепта ‘Арктика’ в советских и современных текстах СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Media concept ‘the arctic’: methodological ways of investigation

Nowadays the research and strengthening of the Arctic region become one of the most perspective and important direction of political activity: research of the eternal ice, north, force of the local army, expansion of volumes of resources production, improve the tourist conditions and other process are interested for media. This article shows methodological variant of investigation of media texts. The purpose is to see what is the dominant cognitive idea in concept ‘the Arctic’ representation.

Текст научной работы на тему «Медиаконцепт ʻарктикаʼ: методологические подходы к исследованию»

Коммуникативные исследования. 2016. № 2 (8). С. 64-70. УДК 81'42

А.Ю. Жигунов Омск, Россия

МЕДИАКОНЦЕПТ 'АРКТИКА':

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ

Одним из приоритетных направлений сегодняшней мировой геополитической активности являются вопросы освоения и присутствия стран в Арктике: исследование вечной мерзлоты, усиление военного присутствия, укрепление и удержание региона, расширение объемов добычи природных ресурсов, создание условий для успешной реализации туристических программ и подобные процессы нашли свое отражение в текстах СМИ. Демонстрируется, какой именно методикой описания возможно подтверждение того, что когнитивная единица 'Арктика' по-новому репрезентируется в текстах медиа, осуществляется апробация одной из методик. Предпринимается попытка первичного сопоставления концепта 'Арктика' в советских и современных текстах СМИ.

Ключевые слова: Арктика, медиаконцепт.

Медиаконцепт и особенности его языковой репрезентации являются объектом исследования нескольких научных направлений. Одно из определений медиаконцепта дает О.В. Орлова: «Медиаконцепт - это вер-бально-ментальный феномен особого рода, отличающийся медийной... природой, вошедший в миросознание носителей языка с началом формирования информационного общества и ставший средством ментально-психологической и эмоциональной адаптации к новой реальности» [Орлова 2014: 12]. В контексте предпринимаемого исследования мы, используя термин «медиаконцепт», подчеркиваем прежде всего детерминацию содержательной специфики данного когнитивного феномена и способов его вербализации в медиатекстах сферой функционирования - медиади-скурсом. Итак, вслед за О.В. Орловой [Орлова 2014: 87-88] можно констатировать, что медиаконцепты обладают рядом дифференциальных признаков, определяющих их специфику:

- Порождены и максимально актуализированы в медиадискурсе. Данный критерий не только очерчивает область «обитания» концепта, но и обозначает его дискурсивную уникальность. Именно в медиадискурсе медиаконцепт становится носителем ряда когнитивных и ассоциативных черт, которые в другом типе дискурса отсутствуют.

- Определяют и фиксируют актуальные тенденции. Поскольку ме-диадискурс сегодня - динамическая и регулярно пополняющаяся струк-

© А.Ю. Жигунов, 2016

тура, именно он первым отражает действующие социально-политические изменения и влияет на действительный когнитивный облик того или иного объекта описания.

- Не транслируют «вертикальных» исторических и культурнообу-словленных коннотаций. Медиаконцепты, объективируемые текстами СМИ, зачастую лишены объемов фоновых знаний, сведений, влияющих на восприятие концепта. Медиа способны создавать в своих текстах принципиально уникальный облик того или иного процесса или объекта, что, в свою очередь, формирует новые черты данного процесса или объекта в сознании потребителя информации. Отметим, что именно этот критерий устанавливает определенные отношения между медиаконцептами и идео-логемами. По определению Е.Г. Малышевой, идеологема - «особого типа многоуровневый концепт, в структуре которого... актуализируются идеологически маркированные концептуальные признаки, заключающие в себе коллективное, часто стереотипное и даже мифологизированное представление носителей языка о власти, государстве, нации, гражданском обществе, политических и идеологических институтах» [Малышева 2011: 112]. Решающим в этом вопросе становится проблемное поле медиатек-ста, диктующее степень идеологичности.

- Имеют утилитарно-практически и социально-политически ограниченный жизненный цикл. Удобно было бы считать данный критерий показателем увеличения частотности употребления концепта и появления у него аппликативных элементов содержания, диктуемых динамикой определенных условий действительности. Медиаконцепт создается («вокон-цептовляется», по выражению О.В. Орловой], живет и погибает. Однако его исчезновение не свидетельствует о его исчезновении из всех типов дискурса, точно так же, как его появление не свидетельствует о его отсутствии в дискурсах до сих пор. В этом смысле удобен термин «воконцептовление».

Немаловажным аспектом функционирования медиаконцепта является степень его привязанности к ментальности населения, обусловленная этническими, культурными, социальными и историческими предпосылками. Иными словами, насколько ярко черты медиаконцепта выражены в сознании носителя языка. По-видимому, можно утверждать, что ментальная связь носителя русского языка с концептом 'Арктика' менее крепкая, чем, например, с концептами 'Тайга', 'Москва' и под.

'Арктика' как медиаконцепт - специфическое явление, обладающее рядом концептуальных черт, обусловленных репрезентацией данного концепта именно в текстах массмедиа.

Методологическая база исследования концептов разнообразна. В когнитологии одним из продуктивных представлений о структуре концепта и способах его исследования является эксплицированное в работах И.А. Стернина полевое описание концепта, обладающего ядром, приядер-ной областью и периферией, где в разной степени выражены определен-

ные когнитивные слои, а также интерпретационные компоненты концепта [Попова, Стернин 2003: 64].

Е.Г. Малышевой предложена методика анализа лексико-семантиче-ской специфики репрезентации концепта, которая позволяет сделать выводы в том числе об особенностях вербализации как ядерных концептуальных признаков, так и периферийных. Подчеркнем, что при использовании методики составления и описания тезауруса лексических репрезентантов концепта предполагается дифференциация формальной и функциональной части словаря. Формальный тезаурус составят лексические репрезентанты, непосредственно связанные с семантикой концепта. Метафорически и метонимически опосредованные лексемы сформируют функциональный тезаурус, который отразит интерпретационное поле концепта и даст понять, насколько актуальное состояние медиаконцепта 'Арктика' динамично.

Материалом для составления тезауруса лексических репрезентантов концепта 'Арктика' стали медиатексты электронных СМИ 2014-2016 гг., преимущественно информационных жанров, а также документальный фильм «Ледниковый параграф» (телеканал ТВ Центр], созданный в жанре репортажа.

Имя концепта «Арктика» - географический термин. При анализе словарных статей словарей различного характера могут быть выделены следующие компоненты структуры значения лексемы «Арктика», которые, в свою очередь, составляют ядерную область соответствующего концепта:

- северная полярная область Земли (земного шара];

- состоящая преимущественно из Северного Ледовитого океана и прилегающих областей Евразии и Северной Америки.

Любопытно, что как специализированные, так и общие лингвистические словари фиксируют в качестве дифференциального семантического признака значения имени изучаемого концепта семы 'северный', 'полярный', 'область', 'Северный Ледовитый океан'. Некоторые в продолжениях словарных статей называют также другие географические названия морей, заливов, островов, материков и т. п., территориально принадлежащих Арктике (см. словарные статьи в [Большой Энциклопедический словарь; Ожегов 1989; Толковый словарь Ожегова онлайн; Поспелов 2001; Словарь современных географических названий; Энциклопедия Круго-свет]].

Правомерно будет предположить, что некоторые фрагменты составленного нами тезауруса эксплицируют и форсируют семантические признаки, явно отсутствующие в узуальном значении имени концепта.

В процессе создания тезауруса концепта был выделен ряд лексико-семантических групп его лексических репрезентантов, анализ которых позволяет зафиксировать специфические когнитивные признаки в структуре медиаконцепта.

Так, в формальном тезаурусе лексических репрезентантов были выделены следующие семантические группы:

• Номинативы со значением объекта географического пространства, непосредственно связанных с семантикой концепта: воды (арктический), Заполярье, море (арктический), полушарие (северный), полюс (северный), район (арктический), регион (арктический), Север, территория (арктический).

Спасенное Заполярье. Особенности жизни в заполярном Нарьян-Маре: песчаные бури, оторванность от большой земли, рыбалка и подберезовики (Газета.Ру 13.06.2014].

Пожалуй, самый торжественный момент экспедиции. Пришли на Северный полюс (Ледниковый параграф].

• Атрибутивы со значением принадлежности объектам географического пространства, непосредственно связанных с семантикой концепта: заполярный, полярный, Северный.

Ключевую роль в освоении полярных территорий будут играть нефтегазовые компании. Уже очевидно, что высокотехнологичные проекты по добыче углеводородов на арктическом шельфе станут локомотивом развития региона (Газета.Ру 21.11.2014].

К моменту своего распада Советский Союз лучше других государств мира исследовал и использовал свои северные территории (Ледниковый параграф].

• Номинации географических объектов, непосредственно связанных с семантикой концепта: Северный Ледовитый океан, Карское море, Баренцево море, море Лаптевых, Шпицберген, Земля Франца-Иосифа и пр.

Частично пересмотренная заявка Российской Федерации на установление внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане исходит из научного понимания, что составные части комплекса Центрально-Арктических подводных поднятий... (Газета.Ру 4.08.2015].

Функциональный тезаурус медиаконцепта 'Арктика' представлен более массивным объемом лексем. Среди них выделились следующие семантические группы:

• Номинативы со значением геологических объектов (природных ресурсов], опосредованно связанных с семантикой концепта: алмаз, бериллий, воз (полезных ископаемых), газ, золото, кладовая (ресурсов), месторождение, недра, нефть, олово, полезные ископаемые, ресурсы, серебро,уголь.

Больше всего нефти ближе к Аляске, газовыми месторождениями богата Российская зона. Кроме углеводородов, топлива в Арктике есть олово, серебро и золото, бериллий, алмазы и уголь (Ледниковый параграф].

Глава компании (И. Сечин, президент «Роснефти». - А. Ж.] выступил с докладом, в котором отметил, что, по имеющимся геологическим данным, на Арктику приходится более 20 % запасов нефти в мире... (Газе-та.Ру 5.06.2014].

• Предикаты со значением военной и геополитической деятельности, опосредованно связанных с семантикой концепта: делить (Арктику), десантироваться, драться (за Арктику), завоевать, завоевывать, закрепить, защитить, летать, наращивать, приходить (в Арктику), развернуть, (твердо) стоять на ногах, тренировать,угрожать,укрепить,усилить.

В ходе проведения внезапной проверки разведывательные подразделения Ивановского соединения ВДВ впервые десантировались в районе архипелагов Новая Земля и Земля Франца-Иосифа (Газета.Ру 18.03.2015].

Есть два подхода к тому, как делить Арктику, - рассказывает Коновалов. - Мы считаем, что Арктика делится между арктическими государствами, у которых есть выход к Северному Ледовитому океану... (Газета.Ру 20.04.2015].

Для того чтобы тебя уважали, надо не завоёвывать какие-то территории, а надо их осваивать и на них находиться и жить. Вот тогда, если мы в Арктике будем твёрдо стоять на своих ногах, мы понимаем, что это практически самая большая граница, самая большая территория, соответственно, с нами будут считаться все (Ледниковый параграф].

• Номинативы со значением объектов и субъектов туристической деятельности, опосредованно связанных с семантикой концепта: круиз (арктический), маршрут (арктический), путешествие, путешественник, страна оленей, туризм, туристы, экстремальный (тур).

Поток туристов, в том числе иностранных, на арктические архипелаги вырос на 70 % в этом году (РИА Новости 8.12.2015].

Для путешественников разработали тур выходного дня «Путешествие в страну оленей» (Газета.Ру 29.10.2015].

Чтобы понять степень изменения актуальных представлений об Арктике, формируемых СМИ, после составления и анализа тезауруса будет предпринята попытка построения когнитивных моделей с означаемым 'Арктика' и сопоставление полученных данных с диахроническими, полученными посредством анализа текстов печатных СМИ советского периода. Таким образом, на наш взгляд, чрезвычайно продуктивным станет описание базовых когнитивных признаков медиаконцепта, репрезентированных в медиатекстах советского времени и в актуальных медиатекстах. Несложно предположить, что содержательное наполнение медиаконцепта 'Арктика' в советское время и сегодня отличается. В сознании советского человека 'Арктика' ассоциировалась со льдами, торосами, суровыми климатическими условиями. Языковая репрезентация концепта эксплицировала идею покорения, «отвоевывания» территорий у суровой природы. Доминировала идея подвига, особой роли полярных экспедиций. Первичный анализ медиатекстов советских газет подтверждает эту гипотезу.

Итак, ключевым в методологии изучения медиаконцептов в когнитивно-дискурсивной парадигме, несомненно, должно стать исследование тех когнитивных слоев и признаков изучаемого медийного феномена, ко-

торые в настоящее время подвергаются метаморфозам. В связи с этим методологическая база исследования должна включать в себя подробный анализ актуальных особенностей вербализации медиаконцепта 'Арктика' в языке СМИ, а также дальнейшее сравнение полученных данных с содержательными особенностями данного концепта и спецификой его функционирования в советский период.

Список литературы

1. Большой Энциклопедический Словарь. URL: http://www.vedu.ru/bigenc-dic/ (дата обращения: 21.04.2016).

2. Малышева Е.Г. Русский спортивный дискурс: теория и методология лин-гвокогнитивного исследования: дис. ... д-ра филол. наук. Омск, 2011. 405 с.

3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Русский язык, 1989.

924 с.

4. Орлова О.В. Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал: дис. ... д-ра филол. наук. Томск, 2014. 425 с.

5. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж: Истоки, 2003. 192 с.

6. Поспелов Е.М. Географические названия мира: Топонимический словарь. М.: АСТ, 2001. 505 с.

7. Словарь современных географических названий / под общ. ред. В.М. Котлякова. Екатеринбург: У-Фактория, 2006.

8. Толковый словарь Ожегова онлайн. URL: http://slovarozhegova.ru/ (дата обращения: 21.04.2016).

9. Энциклопедия Кругосвет. URL: http://www.krugosvet.ru/ (дата обращения: 20.04.2016).

References

1. Big Encyclopedic Dictionary, available at: http://www.vedu.ru/bigencdic/ (accessed: April 21, 2016) (in Russian).

2. Malysheva, E.G. (2011), Russkii sportivnyi diskurs: teoriya i metodologiya lingvokognitivnogo issledovaniya [Russian Sports Discourse: Theory and methodology of linguistic-cognitive study], dissertation, Omsk, 405 p.

3. Ozhegov, S.I. (1989), Russian explanatory dictionary, Moscow, Russkii yazyk publ., 924 p. (in Russian).

4. Orlova, O.V. (2014), Diskursivno-stilisticheskaya evolyutsiya mediakontsepta: zhiznennyi tsikl i miromodeliruyushchii potentsial [Stylistic-discursive evolution of the media concept: life cycle and world model potential], dissertation, Tomsk, 425 p.

5. Popova, Z.D., Sternin, I.A. (2003), Ocherki po kognitivnoi lingvistike [Essays on Cognitive Linguistics], Voronezh, Istoki publ., 192 p.

6. Pospelov, E.M. (2001), Geographic Names of the World: Toponymic Dictionary, Moscow, AST publ., 505 p. (in Russian).

7. (2006), Dictionary of Modern Geographic Names, ed. by V.M. Kotlyakov, Yekaterinburg, U-Faktoriya publ.

8. Explanatory dictionary by Ozhegov online, available at: http://slovarozhe-gova.ru/ (accessed: April 21, 2016) (in Russian).

9. Entsiklopediya Krugosvet [Encyclopedia Krugosvet], available at: http://www. krugosvet.ru/ (accessed: April 20, 2016).

A.Yu. Zhigunov Omsk, Russia

MEDIA CONCEPT 'THE ARCTIC': METHODOLOGICAL WAYS OF INVESTIGATION

Nowadays the research and strengthening of the Arctic region become one of the most perspective and important direction of political activity: research of the eternal ice, north, force of the local army, expansion of volumes of resources production, improve the tourist conditions and other process are interested for media. This article shows methodological variant of investigation of media texts. The purpose is to see what is the dominant cognitive idea in concept 'the Arctic' representation.

Key words: the Arctic, media concept.

Сведения об авторе: Жигунов Антон Юрьевич,

магистрант

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: [email protected]

About the author:

Zhigunov Anton Yuryevich, graduate student

Dostoevsky Omsk State University 55a Mirapr., Omsk, 644077, Russia E-mail: [email protected]

Дата поступления статьи 17.05.2016

Для цитирования: Жигунов А.Ю. Медиаконцепт 'Арктика': методологические подходы к исследованию // Коммуникативные исследования. 2016. № 2 (8). С. 64-70.

For citation: Zhigunov, A.Yu. (2016), Media concept 'the Arctic': methodological ways of investigation. Communication Studies, No. 2 (8), pp. 64-70. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.