Научная статья на тему 'МЕДИАКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПУТЕВОДИТЕЛЕЙ ПО ЧЕРНОМОРСКОЙ ГУБЕРНИИ'

МЕДИАКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПУТЕВОДИТЕЛЕЙ ПО ЧЕРНОМОРСКОЙ ГУБЕРНИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
34
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЧЕРНОМОРСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ПУТЕВОДИТЕЛЬ / МЕДИАКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЛИТЕРАТУРНО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Болтуц О.А.

Статья посвящена рассмотрению малоисследованной проблемы медиакоммуникационного потенциала путеводителей по Черноморской губернии в контексте историко-культурного развития края. Утверждается, что изучение существующей лакуны представляет несомненный интерес для создания полной картины информационного развития Черноморской губернии в процессе кардинальных экономических и социокультурных изменений. Доказывается, что колонизация Черноморского побережья Кавказа - важнейшая составляющая социально-экономической и культурной политики России. Отмечается, что в то же время процесс заселения и освоения земель, начавшийся во второй половине XIX века, шел крайне медленно и носил малоэффективный характер. Решение вопроса было невозможно без системной информационной кампании со стороны государства. Установлено, что на рубеже XIX-XX веков путеводители по Черноморской губернии стали одним из важных каналов распространения информации о потенциальных возможностях губернии в сфере земледелия, курортного дела, развития туризма. Автор приходит к выводу, что содержание данных путеводителей парадоксальным образом совмещало сведения исторического и литературно-краеведческого характера, способствуя популяризации культурного и природного своеобразия Черноморской губернии. В то же время, подобно периодическим изданиям, путеводитель рассказывал о существующих проблемах и способах их решения для дальнейшего успешного развития края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA COMMUNICATION POTENTIAL OF GUIDEBOOKS IN BLACK SEA PROVINCE

The article is devoted to the little-studied problem of the media communication potential of guidebooks in the Black Sea province in the context of the historical and cultural development of the region. The study of the existing gap is of undoubted interest for creating a complete picture of the nformation development of the Black Sea province in the process of cardinal economic and socio-cultural changes. The colonization of the Black Sea coast of the Caucasus is the most important component of the socio-economic and cultural policy of Russia. However, the process of settlement and land development, which began in the second half of the 19th century, was extremely slow and ineffective. The solution of the issue was impossible without a systematic information campaign on the part of the state. At the turn of the 19th-20th centuries, guidebooks for the Black Sea province became one of the important channels for disseminating information about the potential opportunities of the province in the field of agriculture, resort business, and tourism development. The author comes to the conclusion that the content of these guides paradoxically combined information of a historical and literary local history nature, contributing to the popularization of the cultural and natural originality of the Black Sea province. At the same time, like periodicals, he talked about existing problems and ways to solve them for further successful development of the region.

Текст научной работы на тему «МЕДИАКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПУТЕВОДИТЕЛЕЙ ПО ЧЕРНОМОРСКОЙ ГУБЕРНИИ»



[Научный диалог =

И) Check for updates

Болтуц О. А. Медиакоммуникационный потенциал путеводителей по Черноморской губернии / О. А. Болтуц // Научный диалог. — 2023. — Т. 12. — № 4. — С. 203—220. — DOI: 10.24224/2227-1295-2023-12-4-203-220.

Boltuts, O. A. (2023). Media Communication Potential of Guidebooks in Black Sea Province. Nauchnyi dialog, 12 (4): 203-220. DOI: 10.24224/2227-1295-2023-12-4-203-220. (In Russ.).

WEBOF SCIENCE ERIHJUÎ--

U L R I С H ' S PERIODICALS DIRECTORY,„

LIBRARy.RU

Журнал включен в Перечень ВАК

DOI: 10.24224/2227-1295-2023-12-4-203-220

Медиакоммуникационный Media Communication

потенциал путеводителей Potential of Guidebooks

по Черноморской губернии in Black Sea Province

Болтуц Ольга Александровна orcid.org/0000-0001-5210-2090 кандидат филологических наук, доцент кафедры истории и правового регулирования массовых коммуникаций boltutsolga2017@gmail.com Olga A. Boltuts orcid.org/0000-0001-5210-2090 PhD in Philology, Associate Professor, Department of History and Legal Regulation of Mass Communications boltutsolga2017@gmail.com

Кубанский государственный университет (Краснодар, Россия) Kuban State University (Krasnodar, Russia)

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке Кубанского научного фонда в рамках научного проекта № МФИ -20.1/8 Acknowledgments: The study was carried out with the financial support of the Kuban Science Foundation as part of a scientific project № MFI -20.1/8

© Болтуц О. А., 2023

[Научный диалог =

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ Аннотация:

Статья посвящена рассмотрению малоисследованной проблемы медиакомму-никационного потенциала путеводителей по Черноморской губернии в контексте историко-культурного развития края. Утверждается, что изучение существующей лакуны представляет несомненный интерес для создания полной картины информационного развития Черноморской губернии в процессе кардинальных экономических и социокультурных изменений. Доказывается, что колонизация Черноморского побережья Кавказа — важнейшая составляющая социально-экономической и культурной политики России. Отмечается, что в то же время процесс заселения и освоения земель, начавшийся во второй половине XIX века, шел крайне медленно и носил малоэффективный характер. Решение вопроса было невозможно без системной информационной кампании со стороны государства. Установлено, что на рубеже XIX—XX веков путеводители по Черноморской губернии стали одним из важных каналов распространения информации о потенциальных возможностях губернии в сфере земледелия, курортного дела, развития туризма. Автор приходит к выводу, что содержание данных путеводителей парадоксальным образом совмещало сведения исторического и литературно-краеведческого характера, способствуя популяризации культурного и природного своеобразия Черноморской губернии. В то же время, подобно периодическим изданиям, путеводитель рассказывал о существующих проблемах и способах их решения для дальнейшего успешного развития края.

Ключевые слова:

Черноморская губерния; путеводитель; ме-диакоммуникационный потенциал; литературно-краеведческий контекст.

ORIGINAL ARTICLES

Abstract:

The article is devoted to the little-studied problem of the media communication potential of guidebooks in the Black Sea province in the context of the historical and cultural development of the region. The study of the existing gap is of undoubted interest for creating a complete picture of the nformation development of the Black Sea province in the process of cardinal economic and socio-cultural changes. The colonization of the Black Sea coast of the Caucasus is the most important component of the socio-economic and cultural policy of Russia. However, the process of settlement and land development, which began in the second half of the 19th century, was extremely slow and ineffective. The solution of the issue was impossible without a systematic information campaign on the part of the state. At the turn of the 19th—20th centuries, guidebooks for the Black Sea province became one of the important channels for disseminating information about the potential opportunities of the province in the field of agriculture, resort business, and tourism development. The author comes to the conclusion that the content of these guides paradoxically combined information of a historical and literary local history nature, contributing to the popularization of the cultural and natural originality of the Black Sea province. At the same time, like periodicals, he talked about existing problems and ways to solve them for further successful development of the region.

Key words:

Black Sea province; guide; media communication potential; literary and local history context.

УДК 659.113.3:379.85(47-13)"1859/1904"

Научная специальность ВАК 5.9.9. Медиакоммуникации и журналистика

Медиакоммуникационный потенциал путеводителей по Черноморской губернии

© Болтуц О. А., 2023

1. Введение = Introduction

Исследование локального информационного пространства в контексте политических, социальных и культурных изменений страны — одно из актуальных направлений в отечественной медиалогии. Черноморская губерния как самостоятельная административно-территориальная единица в Российской империи появилась достаточно поздно, в 1896 году. Формирование губернии в контексте политики колонизации Черноморского побережья Кавказа носило длительный характер и сопровождалось информационной кампанией на государственном уровне.

Актуальность данной работы определяется необходимостью изучения медиакоммуникационного потенциала «Справочника и путеводителя по Черноморской губернии» (Новороссийск) [Справочник ..., 1904] в рамках государственной информационной кампании рубежа XIX—XX веков по привлечению инвестиций и решению проблемы заселения данной территории.

Цель статьи — рассмотреть специфику медийной (с позиций современной медиалогии) составляющей «Справочника и путеводителя по Черноморской губернии», представляющего социальный, историко-культурный, экономический, краеведческий интерес, проанализировать материалы, связанные с освещением жизни Черноморской губернии на рубеже XIX—XX веков.

Изучение путеводителей дореволюционного периода в настоящее время переходит на новый качественный уровень, привлекая внимание отечественных исследователей в области истории, культуры, туризма, рекламы, краеведения. Среди научных публикаций, посвященных данной проблематике, стоит отметить работы Е. В. Молочко [Молочко, 2010], И. И. Ру-цинской [Руцинская, 2014], Л. И. Лысовой [Лысова, 2015], И. Ф. Стельмах [Стельмах, 2015], С. А. Калинкиной, В. В. Калинкиной [Калинкина и др., 2018], Ю. М. Прохоровой [Прохорова, 2021] и др. При этом необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что при анализе путеводителей практически на затрагивается их медиакоммуникационный потенциал (условно обозначим его так) применительно к указанному периоду.

В современной медиалогии под медиакоммуникацией понимается «процесс, связанный с распространением с помощью технических средств между различными группами и индивидуумами специально подготовленных сообщений, представляющих социальную и личную значимость» [Пескова, 2015, с. 27], поэтому термин медиакоммуникационный потенциал, на наш взгляд, может использоваться при описании регионального информационного пространства определенного периода.

Под медиакоммуникационным потенциалом мы понимаем возможность информационного воздействия на общественное сознание на страницах всех периодических и примыкающих к ним непериодических изданий, выходивших в том или ином регионе в дореволюционный период. В статье термин медиакоммуникационный потенциал используется применительно к дореволюционной периодике, так как ведущие исследователи в области региональной отечественной журналистики данного периода, в частности Б. М. Городецкий, относили путеводители, адрес-календари, сборники статистических комитетов к непериодическим «повременным изданиям», то есть к газетам, журналам, альманахам. Поэтому рассматриваемый «Справочник и путеводитель» с большой долей вероятности можно включить в формирующееся медиапространство Черноморской губернии.

Необходимо отметить, что «Справочник и путеводитель ...» (1904) обладает характерными чертами медиа, выступая, с одной стороны, каналом коммуникации между властью и обществом, с другой стороны, формируя привлекательный образ региона, что позволяет включить его в медийную систему Черноморской губернии, созданной незадолго до его появления.

Новизна исследования заключается в том, что впервые выполнен системный анализ медиакоммуникационного потенциала «Справочника и путеводителя по Черноморской губернии» [Справочник ..., 1904] в литературно-краеведческом аспекте.

2. Материал, методы, обзор = Material, Methods, Review

В исследовании были использованы такие методы, как историко-ти-пологический, сравнительно-сопоставительный, а также контент-анализ. Данные методы позволяют решить задачи, поставленные в ходе исследования, в полном объеме с привлечением широкой источниковой базы, включающей в себя как зарубежные, так и отечественные путеводители рассматриваемого периода, справочную и документальную литературу, а также научные исследования.

Данная статья основывается на собранных, систематизированных и проанализированных материалах, прежде всего зарубежных [Murray, 1868; Baedeker, 1888] и отечественных путеводителях [Никольский, 1859; Нейд-

гардт, 1868; Москвич, 1889; Справочник и путеводитель..., 1904] второй половины XIX — начала XX веков, отражающих типологическую трансформацию модели данного типа издания, а также специфику содержания.

Для понимания проблемы формирования издательской стратегии Дж. Мюррея, отразившейся в том числе и в его знаменитых путеводителях, большое значение имеют коллективная работа профессора исторической географии Лондонского университета Иннеса М. Кейрена, профессора библиографии Университета Кардиффа и постоянного научного сотрудника Геттингенского университета Билла Белла, исторического географа и академика Чарльза У Дж. Уизерса, а также воссозданная на основе архивных документов переписка Дж. Мюррея, имеющая междисцплинарный характер [Keighren et al., 2015].

К числу источников следует отнести справочную и документальную литературу, прежде всего записки, обзоры, выполненные официальными лицами и отражающие длительную историю заселения и освоения земель Черноморского побережья Кавказа [Верещагин, 1885; Дондуков-Корсаков, 1889]. Данные источники содержат важные исторические, статистические, экономические и краеведческие сведения, позволяющие восполнить лакуны в истории колонизации Черноморской губернии.

3. Результаты и обсуждение = Results and Discussion

3.1. Появление отечественных путеводителей по российской провинции

Традиции европейских путеводителей связаны с именами двух известных европейских издателей — Джона Мюррея (Великобритания) и Карла Бедекера (Германия). Среди выпущенной ими печатной продукции особо стоит отметить путеводители, посвященные столичным и провинциальным городам России. Так, в 1849 году в Великобритании в издательстве Дж. Мюррея вышел в свет путеводитель, посвященный России и Финляндии. В 1868 году появилось второе издание, исправленное и дополненное — «Handbook for Travellers in Russia, Poland, and Finland» [Murray, 1868]. Необходимо отметить, что описание российских городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Твери, Полоцка, Смоленска, Брянска, Киева, Керчи, Ростова и других — сопровождалось подробными историческими справками с «фирменным указанием обязательных достопримечательностей», картами и планами, что было частью издательской стратегии Дж. Мюррея [Keighren et al., 2015, p. 296].

Путеводители Карла Бедекера, появившиеся несколько позже, отличались «звездной классификацией», максимальной точностью сведений и акцентом на визуальной составляющей. В этом могли убедиться читатели ту-

ристического справочника «Rusland. Handbuch fur Reisende», ставшего серийным изданием. Путеводитель знакомил не только с Санкт-Петербургом и Москвой, но и с Самарой, Оренбургом, Рязанью, Воронежем, Новороссийском, Владикавказом, Тифлисом [Baedeker, 1888].

Первые путеводители, посвященные исключительно провинциальным городам России и созданные отечественными авторами, появились во второй половине XIX века. Необходимо отметить, что в отличие от изданий Мюррея и Бедекера в отечественных путеводителях в качестве авторов могли выступать как чиновники, так и частные лица. Более того, инициатива создания путеводителей нередко поддерживалась местными властями. Так, в 1859 году старший чиновник особых поручений при губернаторе Ярославской губернии, редактор неофициальной части газеты «Ярославские губернские ведомости», член-корреспондент Ярославского губернского статистического комитета Федор Яковлевич Никольский под руководством начальника Ярославской губернии А. П. Бутурлина составил «Путеводитель по Ярославской губернии», в котором подробно описывались история, география и статистика городов и уездов губернии [Никольский, 1859]. Любопытный момент — основу путеводителя составили публикации Ф. Я. Никольского, которые выходили в 47 номерах «Ярославских губернских ведомостей» в 1850 году.

Примером частной инициативы может считаться еще один путеводитель: в 1862 году статский советник, секретарь Санкт-Петербургского статистического комитета Петр Петрович Нейдгардт выпустил в столице «Путеводитель по Волге», состоявший из трех частей [Нейдгардт, 1862]. В них рассказывалось об особенностях волжского судоходства, видах местных рыб, приводились данные из топонимики, истории и современного состояния уездных и губернских городов — от Твери до Астрахани. Типологически путеводители российских авторов-составителей отличались от путеводителей Мюррея и Бедекера: ставка делалась не на иллюстративный ряд, а на вербализацию содержания, а в описании городов большое внимание уделялось не только истории, но и современному состоянию региона.

Новым этапом в развитии отечественных изданий данной тематики стали путеводители по Крыму. Они связаны именем Григория Георгиевича Москвича, которого современники называли «русским Бедекером». И действительно, его путеводители, во многом напоминавшие европейские аналоги, поражали читателей как компактным форматом, так и компетентностью изложения. В 1888 году появился его «Практический путеводитель по Крыму», который впоследствии часто переиздавался [Москвич, 1889]. И. Ф. Стель-мах обращает особое внимание на периодический и коммуникативный характер такого рода изданий: «Это не только одно из первых справочных

изданий по Крыму, это первое периодическое издание о полуострове, соответствующее современным требованиям, предъявляемым к путеводителю как справочнику и как к популярному периодическому изданию для досуга» [Стельмах, 2015, с. 49]. Данный путеводитель удачно использовал медиасти-листику в современном понимании, совмещая практическое и познавательное содержание. Так, на его страницах рассказывалось об истории, климате, достопримечательностях и народностях Крыма, описывались оптимальные маршруты для путешествия по полуострову, давались рекомендации по использованию лечебного потенциала Евпатории, Саки, Ялты. Однако «основная направленность путеводителя заключалась в передаче исчерпывающих сведений, избавляющих туристов от непроизвольной траты времени и расходов, что и отражало практический характер издания» [Там же].

Формат, предложенный Г. Г. Москвичом, пользовался огромным успехом не только среди читательской аудитории, но и у авторов других путеводителей. Именно «бедекеры» Москвича в дальнейшем станут издательско-тематической моделью для других авторов путеводителей и справочников, и эта тенденция сохранится вплоть до 1917 года.

3.2. Проблемы заселения и освоения Черноморской губернии

В начале XX века Черноморское побережье Кавказа стали называть «русской Ниццей, Тулузой, Бордо, Биариццем», «Русской Ривьерой». Действительно, целебный климат и великолепная природа Сочи и Гагр ничуть не уступали известным и респектабельным курортам Европы, однако на этом сходство заканчивалось. Заселение земель, развитие территорий и транспортной инфраструктуры Черноморской губернии, несмотря на все усилия правительства и местных властей, шли медленно. Процесс колонизации Черноморского побережья Кавказа, начатый в 1866 году с целью решения демографических проблем и создания экономически развитой территории, долгое время не давал ожидаемых результатов, вызвав широкую дискуссию со стороны администрации и общественности [Федина, 2022, с. 500].

Так, Александр Михайлович Дондуков-Корсаков, Главноначальству-ющий на Кавказе в 1882—1890-х годах, регулярно совершал поездки по вверенной ему территории, неоднократно выдвигая свои предложения по колонизации земель от Новороссийска до Сухума. После очередной поездки в октябре 1889 года он отмечал «безотрадное положение края, на который затрачено было столько непроизводительных расходов и человеческих жертв» [Дондуков-Корсаков, 1889, с. 1]. Политику Кавказской администрации в вопросе заселения Черноморского округа он характеризовал как «ряд отрывочных мер, часто противоречащих одна другой», которые «не могли выработать правильную систему в этом серьезном деле», а «меры сами в себе носили залог неуспеха» [Дондуков-Корсаков, 1889, с. 8].

Арсений Васильевич Верещагин, чиновник особых поручений при губернаторе в Москве, имевший агрономическое образование, путешествовал по Черноморскому округу в 1870, 1873, 1879 годах и был настолько вдохновлен климатическим богатством и природными возможностями края, что переселился из Москвы в Сочи и до конца жизни оставался популяризатором Черноморского побережья. Он опубликовал ряд работ, посвященных Черноморскому округу: путевые заметки, исторические обзоры, справочные книжки, — в которых затрагивал проблему колонизации. А. В. Верещагин считал, что «вопросы о колонизации не могут и не должны быть предметом канцелярской тайны; напротив того, такие вопросы необходимо обсуждать не только в правительственных учреждениях, но и в ученых обществах и в печати [Верещагин, 1885, с. 36].

Новый этап колонизации Черноморской губернии, начавшийся в 1890-е годы, связан с именем Николая Саввича Абазы. Член Государственного совета, Председатель Высочайше учрежденной Особой Комиссии для выработки проекта законоположений по устройству Черноморского побережья, гофмейстер Высочайшего двора, доктор медицины Н. С. Абаза обратил особое внимание на развитие транспортной инфраструктуры, сельского хозяйства и курортного потенциала Черноморского побережья.

В 1898 году по инициативе Н. С. Абазы в посад Сочи прибыла комиссия ученых и врачей, которая исследовала климатические и лечебные факторы местности [Соловьева, 2007, с. 13]. Вывод комиссии был однозначен: бальнеологические возможности Сочи как курорта необычайно высоки. Результаты экспедиции, представленные на Первом Всероссийском съезде деятелей по климатологии, гидрологии и бальнеологии в декабре 1898 года, а также публикация трудов ученых привлекли внимание правительства и общественности, и освоение курортных земель стало более активным.

Так, открытие целебных минеральных источников в Мацесте, а также строительство дач и имений высших сановников Российской империи в окрестностях Сочи и Гагр способствовали притоку новых переселенцев и инвестированию со стороны частного капитала. В немалой степени это связано также с деятельностью Александра Сергеевича Ермолова, статс-секретаря, действительного тайного советника, министра земледелия и государственных имуществ, который стремился создать курорт на Черноморском побережье Кавказа [Суслова, 2016, с. 97]. Однако, несмотря на все прилагаемые усилия правительства и местных властей, этого было недостаточно, поскольку курортное развитие территорий Черноморский губернии требовало системной государственной поддержки и широкой информационной кампании.

3.3. Путеводители и их информативно-коммуникационный потенциал

После экспедиции ученых и врачей 1898 года количество публикаций о Черноморском побережье увеличилось, однако часть из них носила «настолько противоречивый и сбивчивый характер, что по ним трудно составить представление о крае» [Калабухов и др., 1904, с. 4]. Другая часть — фельетоны, корреспонденции в периодической печати — не отличалась объективностью: «Не в первый раз встречался я с корреспондентами, пишущими о Черноморском побережье, не побывавшими там ни разу, есть и другого сорта печатные труды, написанные только на основании того, что автор только проехал на пароходе мимо Кавказского побережья» [Там же, с. 6]. Особый род публикаций составляли рекламные брошюры, в которых «местные интересы того или иного пункта слишком ясно проглядывают» [Там же, с. 8].

Для успешного решения государственной задачи — заселения Черноморской губернии, — которое было невозможно без формирования у широкой аудитории полного и объективного представления о возможностях Черноморского побережья Кавказа, требовался иной информационный подход. Он должен был сочетать в себе, с одной стороны, точные исторические, экономические и этнографические сведения о местности, а с другой — рассказывать о проблемах и перспективах территории потенциальным землевладельцам, собственникам или отдыхающим.

Такой формат вскоре был найден, когда в ноябре 1901 года Черноморским губернатором был назначен полковник Евгений Николаевич Волков, уделявший самое пристальное внимание информационному развитию вверенной ему территории. Так, в декабре 1902 года он не только поддержал инициативу создания ежедневной губернской газеты «Черноморское побережье», но и согласился стать ее неофициальным цензором.

Однако информационных возможностей газеты было недостаточно для адекватного освещения потенциала Черноморской губернии. 10 декабря 1904 года в Новороссийске, административном и деловом центре Черноморской губернии, по распоряжению Е. Н. Волкова была издана первая часть «Справочника и путеводителя по Черноморской губернии: Новороссийск, Геленджик, Туапсе, Сочи, Хоста, Гагры» [Герасименко и др., 1998, с. 306]. К нему, согласно сложившейся традиции, прилагались карты Черноморской губернии в пятиверстном масштабе. Любопытным и важным дополнением также стали обязательные «постановления для жителей и рабочих г. Новороссийска, списки владельцев частных участков, условия их продажи, правила для застройки, объявление об открытии справочного бюро для переселенцев, закон о преобразовании Черноморского округа в губернию» [Справочник ..., 1904, с. 1—145] и другие официальные документы.

Публикация нормативных и правовых актов в приложении путеводителя позволяла заранее получить максимально полную информацию лицам, проживавшим в различных частях Российской империи, которые планировали переселиться на постоянное место жительство, открыть свое дело или найти работу в приморских городах. Таким образом, можно говорить о том, что рассматриваемое издание в определенной степени способствовало информационному сопровождению процесса освоения земель и заселения Черноморской губернии.

«Справочник и путеводитель по Черноморской губернии: Новороссийск, Геленджик, Туапсе, Сочи, Хоста, Гагры» был составлен по программе и под редакцией камер-юнкер Двора Его Императорского Величества, коллежского советника Черноморского вице-губернатора Алексея Александровича Березникова.

Среди многочисленной команды авторов-составителей, представленных чиновниками, деятелями науки и культуры, а также журналистского сообщества особо стоит выделить редактора-издателя газеты «Черноморское побережье» Федора Степановича Леонтовича, который хорошо знал проблемы Черноморского побережья и из номера в номер рассказывал о них на страницах собственного издания [Болтуц, 2020, с. 229]. Возможно, именно факт участия Ф. С. Леонтовича в создании контента путеводителя позволил усилить его информационно-экономическую и рекламную составляющую: так, в особые разделы выносилась информация о периодических изданиях, выходящих или получаемых в Новороссийске, Туапсе, Сочи с указанием названия газеты, стоимости номера и места продажи [Справочник ..., 1904, с. 15, 115, 168]. Например, «Справочник и путеводитель по Черноморской губернии» сообщал, что «газеты петербургские доходят в Новороссийск на третий день, московские — на второй, и ростовская в тот же или на другой день», а о местном издании — газете «Черноморское побережье» — доверительно рассказывалось, что телеграммы о ходе Русско-японской войны можно купить и отдельным выпуском, которые выходят несколько раз в течение дня [Там же, с. 49]. Необходимо подчеркнуть, что, как правило, подобная информация не была общепринятой для путеводителей, поэтому является ценным материалом для восстановления полной картины регионального информационного пространства.

В предисловии «Справочника и путеводителя .» редакция объясняла актуальность публикации: ... бедность печатных, в особенности практических, сведений о Черноморской губернии и наряду с этим возрастающий интерес к Новороссийску, Сочи, Туапсе, Геленджику, Хосте, Адлеру, Гаграм и другим пунктам Черноморского побережья вызвали к жизни настоящее издание, содержащее посильные ответы на вопросы о харак-

тере и особенностях края, равно об условиях постоянного или временного устройства и жизни в нём в качестве участковладельцев, дачников и путешественников [Там же, с. 4].

«Справочник и путеводитель .» традиционно включал в себя описание оптимальных маршрутов из Санкт-Петербурга, Москвы, Варшавы, Риги, Киева до станции Новороссийск, размер оплаты услуг извозчиков, рассказ о лучших гостиницах и меблированных комнатах, экскурсионных маршрутах. Особенностью данного путеводителя стал тот факт, что все представленные города: Новороссийск, Геленджик, Гагра, Сочи, Хоста, Адлер, Туаспе — рассматривались не только с точки зрения истории, культуры, этнографии, статистики и литературного краеведения, что было традиционно для концепции большинства отечественных путеводителей, но и с точки зрения насущных потребностей Черноморской губернии — развития лечебно-оздоровительного потенциала и заселения территории.

Так, в разделе о Новороссийске, который имел на тот момент репутацию портового города и крупного зернового пункта, были представлены не только сведения историко-краеведческого, экономического, административного, статистического характера, но и данные о его возможностях как курорта. Особо стоит отметить, что эта информация носила объективный, а порой и критический характер, что редко можно было встретить в изданиях данного типа: Если природа предопределила деловое коммерческое значение Новороссийска, то не менее того она предоставила ему данных, чтобы стать купально-климатическим курортом. Как курорт — Новороссийск в зародыше. В 1903 году число съехавшихся для пользования морскими купаниями иногородних жителей не превышало 2 тысяч человек. Большинство приезжих было из соседнего Екатеринодара. Из дальних местностей приезда не бывает. Так как везде имеются люди, желающие и могущие на скромных основаниях провести в здоровых условиях 2—3 месяца на берегу моря, то невнимание к Новороссийску, никогда себя не рекламировавшему, возможно отчасти объясняется незнакомством жителей отдаленных Черноморской губернии местности с достоинствами Новороссийска как тихого и дешевого приморского купального пункта. А достоинства эти, несомненно, существуют [Там же, с. 41]. Стоит подчеркнуть, что о недостаточно активном развитии курортного дела в губернии писала и местная пресса, что в данном случае тематически сближает путеводитель и периодическое издание.

Также отметим, что анализ современного состояния дел в Черноморской губернии на страницах «Справочника и путеводителя .» включал в себя не только критику, но и конкретные предложения по улучшению, что, на наш взгляд, значительно расширило информационный и коммуни-

кационный потенциал путеводителя. Такой подход к освещению проблемы характерен в большей степени для периодических изданий, и в то же время он позволяет усилить информационное воздействие на аудиторию.

3.4. Лингвопрагматическая специфика «Справочника и путеводителя ...»

Привлечение инвесторов и туристов в Черноморскую губернию, заселение территории — главные цели «Справочника и путеводителя .» и важнейшая составляющая государственной информационной кампании по развитию Черноморской губернии. Композиция, тематика, языковое оформление издания были призваны эффективно решать поставленные задачи.

Так, информация о каждом населенном пункте включала в себя статистические данные о составе и численности населения на момент выхода издания, «о расположении и делении города, о числе домов» [Справочник и путеводитель ..., 1904, с. 27], данные о работе государственных, коммерческих и частных предприятий, включая гостиницы, рестораны, аптеки, банки, купальни, «иностранные консульства и вице-консульства, присутственные места» [Там же, с. 13, 15, 114, 167], историческую справку, рассказывающую об этапных моментах основания и развития городов и поселков, сведения о промышленном, экономическом и курортном потенциале местности.

Следует отметить композиционную особенность данного издания. В большинстве отечественных дореволюционных провинциальных путеводителей рассказ начинается с подробного описания истории создания и важнейших моментов развития населенного пункта, однако в рассматриваемом «Справочнике и путеводителе .» акцент делается на современном состоянии города и лишь в конце предлагается историческая справка. Можно предположить, что подобная композиция объясняется необходимостью, в первую очередь в рамках государственной информационной кампании, привлечения инвесторов для экономического развития региона. Именно для тех, кто хотел бы открыть свое дело или инвестировать в имеющиеся предприятия, на страницах издания подробно рассказывается о современном состоянии дел в губернии: о «коммерческой деятельности порта и железных дорог» в Новороссийске [Там же, с. 34, 35], о деятельности порта в Туапсе [Там же, с. 124].

Стремление привлечь в Черноморскую губернию людей для заселения территории — вторая важнейшая задача в рамках государственной информационной кампании — в свою очередь определило особенность тематики «Справочника и путеводителя». Для тех читателей, кто хотел бы обосноваться на новом месте, построить дом, рассказ о крупных населенных пунктах сопровождался адресными данными «землемеров, архитекторов, подрядчиков, строителей», информацией о месте «продажи лесных и дру-

гих строительных материалов», «продаже семян, растений и деревьев», «сельскохозяйственных орудиях и принадлежностях», «о лицах, занимающихся культурой чужих участков» [Там же, с. 21, 117, 118, 168, 169].

Большинство отечественных дореволюционных провинциальных путеводителей стремились привлечь туристов описанием достопримечательностей: исторических или природных, рекомендацией пешеходных маршрутов. Подобные сведения предлагал «Справочник и путеводитель ...», однако среди возможных туристических объектов назывались не только природные красоты, но и промышленные объекты, такие как элеватор в Новороссийске или порт в Туапсе: Новороссийский элеватор, построенный в 1891—1894 годах и стоивший около 8 миллионов рублей, по величине считается первым в Европе и вторым в свете и, по своему интересу, заслуживает затраты путешественником часа или получаса на его посещение... Малолюбознательный посетитель будет награжден открывающимся с элеватора чудным видом на море, горы и потонувшую в зелени Цемесскую долину [Там же, с. 37]. И далее: Несмотря на незаконченность порта и полное отсутствие каких-либо приспособлений для выгрузки-погрузки... для местных жителей и приезжих — мол служит одним из любимых мест прогулок; сюда ходят подышать чистым морским воздухом, полюбоваться на море и живописные виды Туапсе [Там же, с. 125]. Отметим, что подобный подход составителей «Справочника и путеводителя .» к выбору достопримечательностей можно рассматривать одновременно и как рекламный ход, и как стремление максимально широко представить рекреационные возможности Черноморской губернии.

Языковое оформление издания, как и в большинстве отечественных дореволюционных путеводителей, прежде всего было направлено на формирование привлекательного образа региона в контексте как постоянного проживания, так и отдыха и восстановления здоровья. Типичный пример описания природных красот включал эпитеты, метафоры, сравнения, отличался экспрессивностью: Необъятная синева свободной стихии теряется в туманной дымке. Перед нами открывается побережье — на многие десятки верст ... Чем сильнее все залито потоком южного, нестерпимого света, тем неуловимее очертания и привлекательнее вид; не оторвешься от него: так и кажется, вот-вот за поворотом откроется что-нибудь неожиданное и поражающее [Там же, с. 98].

Однако составители говорят не только об очевидных достоинствах местности, они спешат развенчать мифы о недостатках Черноморской губернии. И в таком случае к выразительным средствам языка добавляются фактографические данные: Много, слишком много говорят о дующем по временам в Новороссийске северо-восточном ветре, создавшем не соответствующую

действительности репутацию неприятного в климатическом отношении города ... Рассказы о норд-осте полны грубых анекдотических преувеличений и выдумок, следует заметить, что ветер этот отличается резкостью и холодом только в зимние (ноябрь и декабрь) и первый весенний месяц (март). Как курьез надлежит отметить влияние норд-оста на сокращение числа заразительных заболеваний. Явление это неоднократно наблюдалось во время эпидемий, не исключая холеры [Там же, с. 43].

Благодаря композиционным, тематическим и языковым особенностям «Справочника и путеводителя», удачному сочетанию информативности и развлекательности, издание стало важной составляющей в популяризации Черноморской губернии и ценным источником сведений литературно-краеведческого характера.

В дальнейшем популяризацией Черноморского побережья Кавказа занимались заинтересованные стороны как в столицах, так и на местном уровне [Харалдина, 2008]. Внимание и интерес к Черноморскому побережью Кавказа вызвало в 1910-е годы появление целой серии путеводителей, посвященных истории и современному положению дел в Сочи, Гагре и т. д.

4. Заключение = Conclusions

Анализ рассматриваемых в статье вопросов показывает, что на рубеже XIX—XX веков в рамках государственной информационной кампании решалась одна из важнейших задач социально-экономической политики Российской империи по освоению Черноморского побережья Кавказа.

Одной из «болевых точек» долгое время являлась Черноморская губерния, в которой, несмотря на усилия правительства и местных властей, десятилетиями не удавалось решить проблему заселения территории и освоения земель.

Открытие курортно-лечебного потенциала территории на рубеже XIX—XX веков позволило привлечь инвесторов, землевладельцев и отдыхающих в регион. Однако для проведения эффективной кампании была необходима государственная информационная поддержка, которая в Черноморской губернии была осуществлена в том числе посредством выпуска «Справочника и путеводителя по Черноморской губернии» и последующих изданий сходного формата.

Официальное издание канцелярии Черноморского губернатора — «Справочник и путеводитель по Черноморской губернии» — способствовало решению стратегических проблем региона и в то же время популяризировало среди широкой аудитории культурный и природный потенциал территории. Это стало возможным благодаря удачному и нетипичному для путеводителей сочетанию видов информации: сведения исторического,

[Научный диалог =

статистического и литературно-краеведческого характера соседствовали с информацией критического плана о существующих проблемах и способах их решения для успешного развития края.

Таким образом, можно прийти к выводу, что «Справочник и путеводитель по Черноморской губернии», опубликованный в 1904 году и использовавший опыт предшествующих изданий такого рода, стал удачным примером успешной реализации информационно-коммуникативной составляющей государственной информационной политики на Черноморском побережье Кавказа, которая имеет общие черты с современными медийными технологиями популяризации разного рода проектов.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

The author declare no conflicts of interests.

Источники и принятые сокращения

1. Дондуков-Корсаков А. М. Записка о настоящем положении Черноморского округа и о предположениях по будущему его устройству / А. М. Дондуков-Корсаков. — Тифлис : [б. и.], 1889. — 26 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Москвич Г. Г. Практический путеводитель по Крыму с приложением алфавитного указания местностей, карты гористой части Крыма, плана гор. Севастополя, плана гор. Ялты, поясненного списком дачевладельцев, расписания движения пароходов и поездов и проч. / Г. Г. Москвич. — 2 изд. — Ялта : Типография Н. Р. Петрова, 1889. — 280 с.

3. НейдгардтП. П. Путеводитель по Волге / П. П. Нейдгардт. — Санкт-Петербург : Тип. В. Безобразова и К., 1862. — 120 с.

4. Никольский Ф. Я. Путеводитель по Ярославской губернии / Ф. Я. Никольский. — Ярославль : Типография Германа Фальк, 1859. — 380 с.

5. Справочник и путеводитель по Черноморской губернии : Новороссийск, Геленджик, Туапсе, Сочи, Хоста, Гагры : с приложением карт Черноморской губернии в пятиверстном масштабе. — Новороссийск : Издание Канцелярии Черноморского Губернатора, Типография Т-ва «Труд», 1904. — Ч. 1. — 224 с.

6. BaedekerK. Russland. Handbuch fur Reisende / K. Baedeker. — Leipzig : Verlag von Karl Baedeker, 1888. — 442 b.

7. Murray J. Handbook for Travellers in Russia, Poland, and Finland / J. Murray. — London : Printed by W. Clowes and sons, 1868. — 400 p.

Литература

1. Болтуц О. А. Повседневная жизнь Черноморской губернии на страницах газеты «Северный Кавказ» / О. А. Болтуц // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. — 2020. — № 1. — С. 227—232. — DOI: 10.18522/1995-06402020-1-227-232.

2. Верещагин А. В. Исторический обзор колонизации Черноморского прибрежья Кавказа и ее результат / А. В. Верещагин. — Санкт-Петербург : Типография товарищества «Общественная Польза», 1885. — 36 с.

3. Герасименко А. Новороссийск — от укрепления к губернскому городу / А. Герасименко, С. Санеев. — Краснодар : Эдви, 1998. — 496 с.

4. Калабухов Н. Г. Страна тепла и солнца : Сочи, Туапсе, Гагры и Сухум. В климатическом, климато-лечебном и охотничьем отношениях. Их настоящее и будущее. С 26 рисунками в тексте / Н. Г. Калабухов, Н. И. Яблонский. — Москва : издание журнала «Охотничий Вестник», 1904. — 213 с.

5. Калинкина С. А. Путеводитель как источник туристического краеведения (на примере Крыма) / С. А. Калинкина, В. В. Калинкина // Научный альманах. — 2018. — № 2—2 (40). — С. 200—203.

6. ЛысоваЛ. И. Григорий Москвич — автор путеводителей / Л. И. Лысова // Крымский архив. — 2015. — № 4 (19). — С. 24—37.

7. Молочко Е. В. Путеводители второй половины XIX — начала XX века как форма популяризации памятников истории и культуры Крыма / Е. В. Молочко // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. — Серия «Исторические науки». — 2010. — Т. 23 (62). — № 1 : спецвыпуск «История Украины». — С. 133—139.

8. Пескова Е. Н. Медиакоммуникация и медиадискурс : подходы к определению понятий, структура и функции / Е. Н. Пескова // Знак : проблемное поле медиаобразова-ния. — 2015. — № 2 (16). — С. 26—30.

9. Прохорова Ю. М. Дореволюционные путеводители как источник историко-кра-еведческой информации / Ю. М. Прохорова // Документ в социокультурном пространстве региона : теория, история и современность : материалы IV Международной научно-практической конференции. — Казань : Казанский государственный институт культуры,

2021. — С. 70—75.

10. РуцинскаяИ. И. Путеводитель как феномен массовой культуры : образы российских регионов в провинциальных путеводителях второй половины XIX в. / И. И. Руцинская. — Москва : ЛЕНАНД, 2014. — 285 с. — ISBN 978-5-9710-0697-8.

11. Соловьева В. В. Становление курортной индустрии на Черноморском побережье Кавказа в начале XX в. / В. В. Соловьева // Сервис и туризм в России : история и культура. — 2007. — № 1. — С. 11—20.

12. СтельмахИ. Ф. «Практический путеводитель по Крыму» Григория Москвича как источник о состоянии объектов культурного наследия / И. Ф. Стельмах // Ученые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. — Серия «Исторические науки». — 2015. — Т. 1 (67). — № 3. — С. 48—55.

13. Суслова И. Б. А. С. Ермолов, основатель города-курорта Сочи / И. Б. Суслова // Гуманизация образования. — 2016. — № 5. —С. 94—99.

14. Федина И. М. Социально-экономическая политика России на Черноморском побережье Кавказа во второй половине XIX века / И. М. Федина // Научный диалог. —

2022. — Т. 11. — № 10. — С. 497—512. — DOI: 10.24224/2227-1295-2022-11-10-497-512.

15. Харалдина З. Е. Курорты Черноморского побережья Кавказа в зеркале прессы (конец XIX — начало XX века) / З. Е. Харалдина // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. — 2008. — № 5. — C. 69—72.

16. Keighren I. M. Travells into print : Exploration,Writing and Publishing with John Murray, 1773—1859 / I. M. Keighren, Charles W. J. Withers, Bill Bell. — Chicago and London : The University of Chicago Press, 2015. — 392 p.

Статья поступила в редакцию 04.04.2023, одобрена после рецензирования 15.05.2023, подготовлена к публикации 20.05.2023.

[Научный диалог =

Material resources

Baedeker, K. (1888). Russland. Handbuch fur Reisende. Leipzig: Verlag von Karl Baedeker. 442 b.

Directory and guide to the Black Sea province: Novorossiysk, Gelendzhik, Tuapse, Sochi, Khosta, Gagra: with the application of maps of the Black Sea province on a five-verst scale, 1. (1904). Novorossiysk: Publication of the Office of the Black Sea Governor, Printing House of the T-va "Trud". 224 p. (In Russ.).

Dondukov-Korsakov, A. M. (1889). A note on the present situation of the Black Sea District and on assumptions about its future structure. Tiflis: [b. i.]. 26 p. (In Russ.).

Moskvich, G. G. (1889). Practical guide to the Crimea with the application of alphabetical indication of localities, maps of the mountainous part of the Crimea, mountain plan. Sevastopol, the plan of the mountains. Yalta, explained by the list of dacha owners, schedules of steamships and trains, etc. 2nd ed. Yalta: N. R. Petrov Printing House. 280 p. (In Russ.).

Murray, J. (1868). Handbook for Travellers in Russia, Poland, and Finland. London: Printed by W. Clowes and sons. 400 p.

Neidgardt, P. P. (1862). Guide to the Volga. St. Petersburg: Type. V. Bezobrazova and K. 120 p. (In Russ.).

Nikolsky, F. Ya. (1859). Guide to Yaroslavl province. Yaroslavl: Printing house of Herman Falk. 380 p. (In Russ.).

References

Boltuts, O. A. (2020). Everyday life of the Black Sea province on the pages of the newspaper "North Caucasus". Bulletin of the Southern Federal University. Philological .sciences, 1: 227—232. DOI: 10.18522/1995-0640-2020-1-227-232. (In Russ.).

Fedina, I. M. (2022). Socio-Economic Policy of Russia on Black Sea Coast of the Caucasus in Second Half of 19th Century. Nauchnyi dialog, 11 (10): 497—512. DOI: 10.24224/2227-1295-2022-11-10-497-512. (In Russ.).

Gerasimenko, A., Saneev, S. (1998). Novorossiysk — from the fortification to the provincial city. Krasnodar: Edvi. 496 p. (In Russ.).

Kalabukhov, N. G., Yablonsky, N. I. (1904). The country of heat and sun: Sochi, Tuapse, Gagra and Sukhum. In climatic, climatic-therapeutic and hunting relations. Their present and future. With 26 drawings in the text. Moscow: edition of the magazine "Hunting Bulletin". 213 p. (In Russ.).

Kalinkina, S. A., Kalinkina, V. V. (2018). Guidebook as a source of tourist local lore (on the example of Crimea). Scientific Almanac, 2—2 (40): 200—203. (In Russ.).

Keighren, I. M., Charles, W. J. Withers., Bill Bell. (2015). Travells into print: Exploration,Writing and Publishing with John Murray, 1773—1859. Chicago and London: The University of Chicago Press. 392 p.

Kharaldina, Z. E. (2008). Resorts of the Black Sea coast of the Caucasus in the mirror of the press (late XIX — early XX century). News of universities. The North Caucasus region. Social sciences, 5: 69—72. (In Russ.).

Lysova, L. I. (2015). Grigory Moskvich — author of guidebooks. Crimean Archive, 4 (19): 24—37. (In Russ.).

Molochko, E. V. (2010). Guidebooks of the second half of the XIX — early XX century as a form of popularization of historical and cultural monuments of the Crimea. Scientific notes of the Tauride National University named after V. I. Vernadsky. Series

"Historical sciences", 23 (62) / 1: special issue "History of Ukraine". 133—139. (In Russ.).

Peskova, E. N. (2015). Media communication and media discourse: approaches to the definition of concepts, structure and functions. Sign: the problematic field of media education, 2 (16): 26—30. (In Russ.).

Prokhorova, Yu. M. (2021). Pre-revolutionary guidebooks as a source of historical and local history information. In: Document in the socio-cultural space of the region: theory, history and modernity: materials of the IV International Scientific and Practical Conference. Kazan: Kazan State Institute of Culture. 70—75. (In Russ.).

Rutsinskaya, I. I. (2014). Guidebook as a phenomenon of mass culture: images of Russian regions in provincial guidebooks of the second half of the nineteenth century. Moscow: LENAND. 285 p. ISBN 978-5-9710-0697-8. (In Russ.).

Solovyova, V. V. (2007). The formation of the resort industry on the Black Sea coast of the Caucasus at the beginning of the XX century. Service and tourism in Russia: History and culture, 1: 11—20. (In Russ.).

Stelmakh, I. F. (2015). "Practical guide to the Crimea" by Grigory Moskvich as a source on the state of cultural heritage objects. Scientific Notes of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Series "Historicalsciences", 1 (67) /3: 48—55. (In Russ.).

Suslova, I. B. (2016). A. S. Ermolov, founder of the resort city of Sochi.Humanization of education, 5: 94—99. (In Russ.).

Vereshchagin, A. V. (1885). Historical review of colonization of the Black Sea coast of the Caucasus and its result. St. Petersburg: Printing house of the partnership "Public Benefit". 36 p. (In Russ.).

The article was submitted04.04.2023; approved after reviewing 15.05.2023; accepted for publication 20.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.