УДК 070
С. С. Распопова
Московский политехнический университет, Москва
А. Н. Павлова
Медиалаборатория коммуникационного агентства «АГТ», Москва
МЕДИАЭФФЕКТЫПРАЙМИНГА И ФРЕЙМИНГА В РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОВЕСТКЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СМИ
Региональная повестка федеральных СМИ содержит проявления медиаэффектов прайминга и фрейминга, которые выражены в отборе конкретных аспектов в освещении темы и применении метафор, проявляющих позицию издания. В предлагаемой статье рассматривается подход газет «Коммерсант», «Новая газета», «Независимая газета», «Московский комсомолец» и «Комсомольская правда» к теме пенсионной реформы и отношения к ней регионов.
Ключевые слова: повестка, метафора, фрейминг, прайминг, регионы.
В данной статье мы рассмотрим роль прайминга и фрейминга в установлении региональной повестки дня в федеральных СМИ («Коммерсант», «Новая газета», «Независимая газета», «Московский комсомолец» и «Комсомольская правда»). Актуальность темы вызвана тем, что обсуждаемые в общефедеральных изданиях региональные темы в силу «укрепления вертикали», которое привело к полной управляемости и подчиненности регионов центру, не позволяют сегодня создать медиакартину жизни российских региональных городов. В свою очередь, именно эти города аккумулируют жизнь всего региона. Интерес к этому вопросу связан еще с тем, что основная масса газетных текстов - это новостные заметки, в которых взгляд на событие спроектирован, как правило, во внешний план, что не дает возможность зафиксировать идеи и оценки, которые транслируют СМИ через постановку акцентов в характеристике жизни региона. Использование теории прайминга и фрейминга позволяет нам выявить особенности функционирования крупных российских городов через анализ медиафреймов, которые несут в себе интерпретацию событий. Благодаря анализу метафор, которые используются в газетных материалах для описания региональной жизни и отражения в ней явлений федерального и мирового масштаба, становится более ясной трактовка событий, которую СМИ предлагают читателям. Как отмечает исследователь Э. МакКормак: «Рассматриваемые изнутри, метафоры функционируют как когнитивные процессы, с помощью которых мы углубляем наши представления о мире и создаем новые гипотезы» [13. С. 360].
Прежде чем начать рассмотрение поставленных выше вопросов, охарактеризуем такие понятия, как «информационная повестка», «прайминг» и «фрейминг». Понятие «информационная повестка дня» появилось впервые на западе. Одним из первых исследователей, кто рассмотрел процесс установления повестки дня, был американский социолог М. Маккомбс. Под информационной повесткой дня понимаются события, которые СМИ считают самыми важными и которые включают в список тем для освещения. Надо отметить, что западные исследователи сразу охарактеризовали повестку дня как элемент манипуляции общественным мнением. По мнению М. Маккомбса, информационная повестка дня (agenda-building) - это инструмент навязывания средствами массовой информации своих приоритетов. Исследователь Р. Харрис рассматривал информационную повестку как эффективное средство психологического воздействия на аудиторию, которое впоследствии определяет ее отношение к общественным проблемам. Среди российских теоретиков медиа понятие «информационная повестка дня» получило иное толкование. В трактовке И. И. Засурского она служит целью «привлечения внимания и стягивания всех периферийных тем и сюжетов к смыслообразующему центру, задающему контекст и оценки» [8. С. 228]. Е. П. Прохоров ее назначение видел в представлении общественности «совокупности тем, проблем, суждений, то есть в создании всесторонней информационной картины современности как момента перехода из прошлого в будущее, всего актуально значимого в действительно-
сти»[15. С. 190]. По мнению Л. Сухотерина и И. Юдинцева, информационная повестка дня - «это совокупность тем и информационных поводов, вызывающих доминирующие и преобладающие очаги возбуждения информационного пространства в их приоритетности для аудитории на данный момент времени» [17. С. 480]. Исследователь Т. И. Фролова, говоря об информационной повестке дня, акцент делает на основных темах публикаций. Такого же мнения придерживается В. Б. Парушкина, по мнению которой информационная повестка - это «совокупность обсуждаемых в издании тем и информационных поводов, создающих медиакартину социальной реальности и определяющих для аудитории их приоритетность и значимость на данный момент времени» [14. С. 122-128]. Механизм формирования информационной повестки дня исследователи связывают с тем, что «любое, даже незначительное, событие может стать заметным, только попав в информационную повестку дня, и, наоборот, крупное событие останется незамеченным, если не попадет в эфир» [2. С. 103].
Внимание к тому, что транслируют СМИ, обусловлено тем, что знания человека об окружающем мире, которые он получает из своего личного опыта, значительно меньше того, что он узнает из медиа. Причем, факты действительности, которые отбирают средства массовой информации для трансляции по каналам коммуникации, в ходе их обработки приобретают статус социального факта гносеологического характера, то есть обоснованного знания, как бы пропущенного через сознание автора информационного сообщения. Установление повестки дня связано с формированием в общественном сознании определенных тем, причем круг этих тем достаточно ограничен. Исследователи относят теорию «прайминга» ко второму уровню установления повестки дня. С праймингом связывают «процесс, через который активированные ментальные конструкции могут влиять на то, как люди оценивают другие концепции и идеи» [6. С. 51-75]. Исследователь Д. Домка, считает, что прайминг-эффект возникает тогда, когда медиа выделяют одни темы и не уделяют внимание другим. По мнению А. Гарбузняк, теория прайминга переносит акцент с тем на стоящие за ними коннотации. Коннотация рассматривается как прагматическая информация, вызывающая семантические ассоциации, которые несут в себе закрепленную в культуре конкретного общества оценку обозначаемого словом факта в аспекте культурных традиций. Коннотация отражает не предметы действительности сами по себе, а взгляд на них, интерпретацию факта. Здесь важно отметить, что отношение говорящего к предметам действительного мира не представляет взгляд отдельного человека, так как он является в данном случае представителем целого языкового сообщества. Коннотация - это эмоциональная часть коммуникации, так как она выражает субъективное отношение автора к сообщению. Само понятие «коннотации» сложилось в западном языкознании: «коннотациями назывались добавочные (модальные, оценочные и эмоционально-экспрессивные) элементы лексических значений, включенные непосредственно в толкование слова» [1. С. 64].
Журналистский текст, как любой другой текст, представляет собой сложную структуру, которая характеризуется особостью компонентов его составляющих и специфическими коммуникативными свойствами. Основным «строительным» материалом журналистского текста являются факты, фактоиды, эмпирические обобщения, образы и нормативы. Г. В. Лазутина дала им следующее определение: «кирпичики», «смысловые единицы текста». Говоря о коммуникативных свойствах журналистского текста, исследователи отмечают, что его специфика заключается в побуждении адресата к внешним или внутренним действиям во имя разрешения проблемы. Так, происходит воздействие на адресата, потому что сообщение всегда адресно, тем самым регулируя поведение адресата. Исследователь Е. А. Арбузова называет прагматическим потенциалом текста его «способность производить коммуникативный эффект и осуществлять прагматическое воздействие на получателя информации» [1. С. 64]. По словам Е. А. Арбузовой, этот потенциал зависит от содержания текста, языковых средств и логических связей.
Исходя из сказанного выше, отметим, что многие события, которые составляют реальную повестку дня региональной жизни, не могут быть отобраны общефедеральными СМИ. Информационные поводы сообщений о жизнедеятельности региональных городов касаются в основном происшествий, событий, связанных с решением власти, конфликтными ситуациями, криминалом. Так, например, Омск попал в федеральную повестку для после того, как 26 октября 2015 года обрушился строительный кран на улице Жукова, что повлекло за собой гибель людей. Челябинск - в связи с падением метеорита. Екатеринбург - с отменой в 2018 году прямых выборов мэра, за
что проголосовало 42 депутата из 46. Кемерово - в связи с пожаром в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня» в 2018 году.
Наблюдается стремление федеральных массмедиа к «остросюжетности», которая является характерной чертой отечественной медиаментальности. Региональный город в информационной повестке федеральных СМИ представлен в двух ипостасях:
1. Город происшествий, криминальный город, в котором небезопасно жить. Материалы в основном касаются негативных сторон: «дороги находятся в ужасном состоянии», «бесперспективный город».
2. Позитивный город. Материалы связаны с различными событиями, которым дается положительная оценка «город преображается на глазах», «город стал комфортным для проживания», «международное мероприятие прошло на высшем уровне». Критика касается лишь отдельных деталей.
Здесь действует технология прайминга, которая используется с целью расстановки акцентов в картине дня. В связи с этим многие инфоповоды, существенные для региональной жизни не могут попасть в повестку общефедеральных СМИ.
Механизм установления повестки дня связан с актуализацией тем, которые создают информационную картину современности как момента. СМИ выделяют события из важнейших сфер общественной жизни: политика, экономика, культура, наука, спорт, правопорядок и безопасность, которые определяют основу любой повестки дня. Вместе с тем, постигнуть до конца события внешнего мира средства массовой информации не могут: невозможно отобразить абсолютно все события и факты. По мнению М. И. Шостак, «объективность либо необъективность конкретного произведения журналистики новостей затушевывается тем, что нет обоснований отбора факта (обоснования не представлены читателю)» [19. С. 164].
Исходя из сказанного, можно говорить о том, что автор журналистского текста, несмотря на то, что он всегда стремится к реализации принципа объективности, может лишь конструировать происходящие события. Этим объясняется то обстоятельство, что информационная повестка дня не совпадает с реальными событиями жизни. Как отмечает исследователь У. Липпман, «люди читают не просто новости, а новости с аурой намека на действие, которое будет осуществлено. Они слушают сообщения о событиях, то есть получают не объективное знание о фактах, а уже подогнанный под определенный стереотип образец поведения» [11. С. 236].
В редакциях СМИ перечень событий для освещения определяется заранее. Так происходит потому что в адрес редакции направляются приглашения, пресс-рассылки, сообщения о предстоящих акциях и митингах. Как подчеркивает исследователь Ю. П. Беленькая, «задача редакции - выбрать из списка наиболее актуальные и интересные зрителю новости, которые в дальнейшем и сформируют информационную повестку дня» [2. С. 251].
Повестка дня задается факторами социально-политической среды, а СМИ на нее реагируют. Механизм перехода тем из среды в массмедиа может быть таким: СМИ подхватывают тему извне и рассматривают под разными углами зрения. Они подвергают ее такому развитию, что она возвращается во внешний по отношению к СМИ мир заметно обогащенной. По мнению исследователя А. Гарбузняк, «повестка дня формируется за счет тематизации в медиапростран-стве определенного набора общественно значимых вопросов и последующей их интерпретации» [5. С. 56]. Здесь мы имеем дело с теорией фрейминга, основанной на том, что каждая тема, которая представлена в новостном сообщении, может повлиять на то, как эту тему понимает аудитория. Управление повесткой с помощью фреймов дает «возможность подстроить систему под свои интересы и использовать ее наиболее эффективно» [3. С. 92]. «Фреймы» - это «инструменты, позволяющие упростить изложение сложных социальных проблем и сделать их доступными для понимания большинства» [5. С. 39]. Как утверждает западный исследователь С. Лондон, «новости и другая информация не содержат в себе никакой ценности, до тех пор, пока не будут включены в смысловой контекст, который организует их и свяжет между собой» [12]. Исходя из этого, то, что является новостями - это не только пересказ происходящего, но и трансляция скрытого месседжа, который является фреймом.
Многие исследователи рассматривают фрейминг как «процесс отбора отдельных аспектов отображаемой журналистами реальности и усиления представленности этих аспектов в целях фиксации определенных причинно-следственных связей, формулирования морально-нравствен-
ных интерпретаций и выработки рекомендаций относительно того, как нужно поступать в той или иной ситуации» [9. С. 86]. Таким образом, по мнению исследователя, результатом фрейминга являются диагноз, оценка и предписание.
Теория фреймига зародилась в американской социологической науке в 1970 годах, у ее истоков стоял ученый Ирвин Гофман. Он выдвинул предположение, что реакция человека на новую информацию ограничивается рамками, которые он назвал «первичными рамками» и схемами интерпретации. В 1990-е годы другой исследователь Роберт Энтман охарактеризовал суть фреймин-га следующим образом: «выбирать определенные аспекты реальности и делать их более заметными в коммуникативном тексте, популяризуя, таким образом, определенное видение проблемы, интерпретацию ее причин, моральную оценку и возможное размещение» [20. С. 51-58]. Отбору этих аспектов предшествуют процессы «сбора, анализа и обработки данных» [4. С. 62-64].
Как видим, фрейм отражает субъективное восприятие реальности и, исходя из этого, несет в себе элементы манипуляции. По мнению исследователя, Н. Стеценко, основу фреймового подхода составляет то, что человек, осознавая новую для себя ситуацию, опирается на существующий в его памяти ситуативный шаблон, который называется фреймом. «Выбор происходит так, чтобы путем незначительного изменения, дополнения новыми деталями без перестройки самого шаблона сделать его пригодным для представления новой, но по своему построению стереотипной ситуации целого класса» [16].
Сегодня теория фрейминга активно применяется при рассмотрении реалий политической жизни. А. Гарбузняк полагает, что «в условиях конфликтной политической среды фреймы могут влиять на повестку дня в целом, а именно на отбор тем и расстановку акцентов» [5. С. 68]. По мнению исследователя, обострение позиционности в массмедиа приводит к тому, что эти базовые установки сливаются в некую парадигму, задающую принципы интерпретации политической действительности на страницах издания. Медиафрейм, который лежит в основе медиа-текста, рассматривается многими исследователями как ключевая метафора, с помощью которой активируется у аудитории когнитивная схема интерпретации описываемого вопроса. Метафора является частью фрейма и выступает средством реализации авторского замысла, зачастую находящегося «в тени». По определению исследователя Р. И. Зарипова «фактически метафорой может называться любая лексема, употреблённая в переносном смысле. Она объединяет в себе абсолютно все возможные варианты употребления языковых смысловых единиц во всех сферах жизнедеятельности человека в непрямом значении» [7. С. 220]. По мнению Р. И. Зарипова, «метафора - не только образная фигура риторики или поэтики, но интерпретативная, эпистемологическая категория, обладающая креативной ролью в структурировании и раскрытии мира, в ряде случаев она служит средством намеренного искажения действительности» [7. С. 220]. В журналистском тексте метафора выполняет роль «интеллектуального механизма» при осмыслении действительности.
Каждой группе жанров присуща своя метафорическая система и свой характер ее организации. В текущем исследовании внимание будет уделено только новостным жанрам. Жанровое разделение, используемое в настоящей работе, не является традиционным. Мы взяли за основу жанровую дифференциацию, которая была предложена исследователями Г. В. Лазутиной и С. С. Распоповой. В соответствие с предположением исследователей, на сегодняшний день можно выделить шесть видов журналистского творчества, каждый из которых «представляет собой определенную группу жанровых моделей и соответствующей ей набор конкретных технологий деятельности» [10. С. 26].
С учетом того, что метафоры максимально реализуют в журналистском тексте функцию оце-ночности, которая «является необходимой частью в формировании журналистской познавательно-ценностной конструкции» [18. С. 155], мы проанализируем наиболее показательные примеры метафорически организованных журналистских текстов общефедеральных СМИ с целью выявления особенностей уклада жизни и закономерностей развития «нестоличных» российских городов.
Большая часть выборки региональной тематики рассматриваемых периодических изданий представляют собой тексты новостных жанров. Прием развертывания метафоры до уровня текста не востребован в новостных жанрах, так как коммуникативное намерение журналиста - это сообщение информации. Вместе с тем, в расширенных заметках, опубликованных в рассматри-
ваемых изданиях, используются одна или несколько неразвернутых метафор, которые не образуют единой смысловой связи. Неразвернутые метафоры, которые достаточно экономно передают информацию, не позволяют в полной мере интерпретировать отображаемую жизнь российского города. Вместе с тем, оценка в выбранных текстах присутствует благодаря тому, что фактологический ряд расширяется за счет культурологической информации.
Целью изучения региональной повестки федеральных СМИ с точки зрения фрейминга и прайминга является выявление скрытых смыслов в представлении жизни регионов в центральных изданиях. Задачами исследования стали определение особенностей подходов различных СМИ к отбору событий, черт и акцентов провинциальной жизни; изучение особенностей метафор в материалах региональной повестки. Материалом исследования послужили публикации газет «Коммерсант», «Новой газеты», «Независимой газеты», «Комсомольской правды» и «Московского комсомольца», посвященные теме повышения пенсионного возраста. Всего с момента объявления об изменении возраста выхода на пенсию в выбранных СМИ было опубликовано 50 материалов. Рассмотрим подробнее подходы к указанной тематике в перечисленных изданиях.
В газете «Коммерсант» было выпущено 12 публикаций, среди которых 5 кратких заметок, четыре расширенные заметки, два репортажа и одна фотолента. Эти публикации были посвящены городам Кемерово, Новокузнецк, Новосибирск, Тюмень, Нижний Новгород и обобщенно регионам - Удмуртии и Алтайскому краю. Примечательно, что тема повышения пенсионного возраста привлекла внимание федеральных СМИ к промышленным и добывающим регионам за Уралом, в частности, к Кузбассу, где людям шахтерских профессий вопрос поднятия пенсионного возрасте критически важен из-за сложности работы и более ранних проблем со здоровьем. В силу того, что «Коммерсант» является деловой газетой, в центре внимания которой находится деятельность крупнейших бизнес-компаний и политических сил, вопрос принятия пенсионной реформы рассматривается ими исключительно в разрезе реакции партийных и общественных объединений. Так, публикации «Коммерсанта» посвящены заявлениям и акциям региональных объединений КПРФ - 7 публикаций, либеральных сил - 1 публикация, профсоюзов - 1 публикация, «Единой России» - 1 публикация. В качестве информационных поводов в «Коммерсанте» выступают объявления протестных акций и митингов, заявления о проведении референдумов, объединение организаций в инициативные группы и коалиции. Таким образом, на примере темы пенсионной реформы в «Коммерсанте можно наблюдать эффект праймин-га. Аспект политической активности выделяется сильнее на фоне других: в газете не рассмотрены примеры реакций отдельных граждан, не показывается текущая социальная ситуация (доля пенсионеров в населении города, средний размер пенсии, возможности трудоустройства и другое). В качестве коннотации данной тематики предлагается только картина партийной активности: проблемная тематика пенсионной реформы лишена социально аспекта и переведена полностью в политическое поле. Позиция самих граждан выряжается впубликация газеты «Коммерсант» только посредством лозунгов на митингах. Примером этому может быть репортаж о митинге в Кемерове, где автор перечислил содержание плакатов выступающих: «В 50 лет работы нет, а где найти ее в 60?», «За что нам дали восемь лет?» и другие (https://www.kommersant.ru/doc/3676004).
Выявление метафор в публикациях газеты «Коммерсант» позволило обозначить элементы оценки ситуации, которая, в свою очередь, демонстрирует позицию издания по отношению к рассматриваемому вопросу. Например, заголовок рассмотренного примера - «Профсоюзы добавят протеста» (https://www.kommersant.ru/doc/3676004) - сформулирован так, что слово «протест» нарочно просклонировано неправильно, чтобы придать ему схожесть со словом «огня». Таким образом, подчеркивается уровень накала, готовность к борьбе. Также метафорический текст использован в заголовке «Коммунисты готовят голосовое сообщение» (https://www.kommersant.ru/ doc/3676003?from=doc_vrez). Скрытым смыслом здесь является выражение сомнения в результативности действий КПРФ, поскольку автор называет их проявление позиции «голосовым сообщением», сравнивая с аудиозаписями в мессенджерах, которыми обмениваются пользователи. Подобное бытовое сравнение автоматически снижает значимость события.
Метафоры также встречаются и в самих текстах публикаций. Например, место проведения митинга в Кемерове названо местным гайд-парком (https://www.kommersant.ru/doc/3676004). В региональном дискурсе это обозначение уже закрепилось в качестве нормы, но на страницах федеральной прессы оно воспринимается иносказательно, отсылая к британскому оригиналу городской площадки для заявлений.
Таким образом, изучение регионального аспекта темы повышения пенсионного возраста в повестке газеты «Коммерсант» показало, что основное внимание этого СМИ уделено сибирским регионам России, повестка сосредоточена вокруг активности политических институтов. Метафоры встречаются, преимущественно, в заголовках и выражают оценку деятельности рассматриваемых политических сил.
В «Независимой газете» были обнаружены 8 публикаций, посвященных теме пенсионной реформы в разрезе регионов. В этой газете представлен как более широкий перечень городов -Волгоград, Ханты-Мансийск, Ярославль, Магадан, Курган, Воронеж; так и более разнообразный список инфоповодов - также акции протеста, но еще и инцидент с размещение плакатов с лицами депутатов-сторонников реформы на заборе, выступление губернатора Магаданской области не повышать пенсионный возраст в регионе. Большинство публикаций (7 материалов) представлены в жанре краткой заметки, один материал дан в жанре комментария. Метафорические конструкции встречаются только в последнем примере. Текст посвящен намерениям волгоградского отделения КПРФ воспользоваться негативным отношением населения к пенсионной реформе как способом повысить собственные позиции перед выборами в городскую думу (http://www.ng.ru/ regions/2018-07-29/100_volgograd290718.html). В этой публикации политическими «мишенями» обозначаются депутаты «Единой России». Приведенная метафора относится к нераскрытым, ее можно назвать, скорее, штампом, она не несет дополнительного внутреннего смысла. Таким образом, в информационной работе «Независимой газеты» были в меньшей степени обнаружены примеры прайминга, фрейминга и метафор, вследствие чего отбор городов и инфоповодов был обнаружен более широкий и разнообразный.
В «Новой газете» были опубликованы 8 материалов выбранной тематики, из которых одна краткая заметка, пять расширенных заметок и два репортажа. Среди упомянутых городов были Владивосток, Псков, Саратов, Ярославль, Омск. В качестве доминирующего акцента при освещении темы реакции на пенсионную реформу в регионах, в «Новой газете» выбрано участие жителей провинциальных городов в акциях протеста. Особенное внимание уделяется численности акций, сводка по различным городам приводится в каждой публикации в качестве обязательного элемента. Часто упоминается, что в митингах принимают участие представители самых разных политических сил. Также приоритет отдается инфоповодам, связанным с проявлениями произвола власти: например, в случае с задержаниями на митингах (https://goo.gl/iAdfBB) или с навязыванием местным СМИ позитивных публикаций о повышении пенсионного возраста (https://goo. gl/DbfHvD). Выделение ряда подобных тематик можно трактовать как проявление медиаэффекта прайминга. Примеров метафор практически не было обнаружено за исключением публикации о митинге в Омске, где регион был назван «паровозом» в движении против повышения пенсионного возраста. Смысл, заключенный в этой метафоре, подчеркивает подход «Новой газеты», который может быть обозначен как желание видеть регионы-лидеры в противодействии намерениям власти. Вместе с тем, в «Новой газете» практически не рассматривается тема фактических действий, которые напрямую касаются реформы. Только в одном из материалов упомянуто, что партия КПРФ предприняла попытку провести референдум, но получила отказ ЦИК. Таким образом, можно сказать, что в «Новой газете» приоритет внимания отдается не формальным политическим действиям, а общественным настроениям, эффекту единения.
Несмотря на то, что в газете «Московский комсомолец» было обнаружено больше публикаций по теме пенсионной реформы (11 публикаций), их содержание нельзя назвать согласованным. По жанровому соотношению: было выявлено 6 кратких заметок, 3 - расширенные и 3 репортажа. В одном из заголовков репортажей была обнаружен метафора: «Екатеринбургские коммунисты и "яблочники" отправили "правительство Медведева" на небо». В публикации шла речь о том, что протестующие привязали шарики к портрету Д. Медведева и запустили его в небо. Этот пример подчеркивает, что и в рамках этой темы «Московский комсомолец» ищет курьезы и сенсации.
Объем публикаций в газете «Комсомольская правда», посвященных пенсионной реформе, также составляет 11 публикаций. Среди этих публикаций 9 кратких заметок и две расширенных. Также были замечены две публикации аналитических жанров, однако, они не включены в исследование, поскольку мы рассматриваем только новостные жанры. Анализ тематик публикаций показывает, что в «Комсомольской правде» уделяется внимание таким инфоповодам, как одобрение закона о повышении пенсионного возраста на местном уровне, проведение разрешенных митин-
гов, заявления местных чиновников (https://www.tumen.kp.ru/online/news/3169991/) и экспертов (https://www.tumen.kp.ru/online/news/3160148/) в поддержку реформы. Таким образом, в газете практически умалчивается о протестных настроениях в обществе, отсутствует объективный анализ реформы. В случае, если появляется сообщение о проведении митинга, то прямо в заголовке отмечается, что на нем было мало людей: «В миллионной Уфе на митинг против пенсионной реформы пришло всего 1100 человек» (https://www.kp.ru/daily/26854/3896666/). Примечательно, что только в «Комсомольской правде» не было обнаружено ни одного репортажа. Таким образом, можно ответить, что проявляющийся в данном случае эффект прайминга - акцентирования внимания только на одном из аспектов темы - обнаруживает провластную позицию издания и отсутствие многостороннего подхода к проблеме.
Подводя итог рассмотрению темы пенсионной реформы в региональном аспекте в повестке федеральных СМИ, можно отметить, что медиаэффекты прайминга и фрейминга проявляются во всех рассмотренных изданиях. Анализ метафор, которые дают представление об отношении СМИ к происходящим событиям, говорит о том, что они во всех рассмотренных изданиях используются для характеристики политических сил в регионах: чтобы указать на их слабость в случае «Коммерсанта» и, наоборот, показать их потенциал в случае «Новой газеты». Для характеристики обстановки в городах, настроений граждан и других аспектов рассматриваемой темы метафоры в федеральных СМИ либо не используются, либо представляют собой выхолощенные штампы, не проявляющие позицию издания.
Анализ отбора новостных поводов показал проявление медиаэффекта прайминга в выбранных СМИ. Так, в газете «Коммерсант» тема пенсионной реформы рассматривается только в ключе активности политических сил, а социальный аспект темы оставлен в тени. В «Новой газете» отдается предпочтение тематике гражданских настроений, запрещенных акций и примеров деспотических решений властей на местах. В «Комсомольской правде» тематический акцент сделан на положительных сторонах реформы и примерах ее принятия. Проведенный анализ показал широкий диапазон подходов федеральных СМИ к тематике пенсионной реформы в разрезе регионов. Позиции центральных изданий отличаются: деловой «Коммерсант» сконцентрировал внимание на аспекте партийных решений, сохраняя нейтральное отношение, массовые «МК» и «КП» выбрали различные подходы - в «Московском комсомольце» явная позиция не выражена, а в «Комсомольской правде» поддержка реформы проявляется открыто. Аналитические «Независимая» и «Новая газета» больше других уделяют внимание социальным аспектам вопроса, первая из них сохраняет нейтральную позицию, а вторая делает упор на протестных настроения в соответствие со своей общей направленностью.
Анализ использования метафор в материалах федеральных СМИ, посвященных регионам, показал, что чаще к этому приему прибегают качественные издания, им более свойственно проявлять свою позицию с помощью скрытых смыслов. Доминирующей группой метафор оказалось та, где дается характеристика власти. В целом можно оценить степень востребованности метафор как низкую: в ходе анализа было выявлено, что метафоры в новостных жанрах при описании жизни регионов встречаются реже, чем предполагалось.
Изучение медиаэффектов позволяет проанализировать, как система российских федеральных СМИ реагирует на появление острой и конфликтной темы, раскрывая ее проявление через регионы. Именно анализ реакции регионов позволяет показать, как социальные изменения проходят адаптацию в обществе, регионы в этом случае выступают в качестве индикатора новшеств, предлагаемых столицей, и определяют дальнейшее развитие ситуации.
Список литературы
1. Арбузова, Е. А. Прагматические особенности коннотации в организации текста: дисс. ... канд. филол. наук [Текст] / Е. А. Арбузова. - М., 2001. - С. 67
2. Беленькая, Ю. П. Принципы формирования информационной повестки дня [Текст] / Ю. П. Беленькая // Филология, журналистика и межкультурная коммуникация в диалоге цивилизаций: Материалы 1-ой ежегодной научно-практической конференции СКФУ «Университетская наука - региону» / под ред. С. В. Гусаренко. - Ставрополь, 2013. - Ч. 2. - 251 с.
3. Всеволодова, А. В. Прикладная информатика: учеб.-метод. пособие [Текст] / А. В. Всеволо-дова. - Ярославль, 2012. - 100 с.
4. Всеволодова, А. В. Умение работать с базами данных как одна из профессиональных компетенций студента-бакалавра по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Торговое дело», «Гостиничное дело», «Туризм» [Текст] / А. В. Всеволодова, О. В. Карташева // Актуальные проблемы совершенствования высшего образования: материалы XII Межвуз. науч.-метод. конф., 21-22 ноября 2013 г. / отв. ред. Е. В. Сапир; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль, 2013. - С. 62-64.
5. Гарбузняк, А. Ю. Интерпретация реалий политической жизни страны в повестке дня общероссийской прессы: технологические аспекты: дисс... канд.филолог.наук [Текст] / А. Ю. Гарбузняк. - М., 2016. - 202 с.
6. Домке, Д. Эффект медиа-прайминга: доступность, ассоциация и активация. [Текст] / Д. Домке, Д. В. Шах, Д. Б. Вакман // Международный журнал исследований общественного мнения. - Оксфорд, 1998. - № 10. - С. 51-75.
7. Зарипов, Р. И. Метафорическое моделирование образа России в современном французском политическом дискурсе: моногр. [Текст] / Р. И. Зарипов. - М., 2016. - 220 с.
8. Засурский, И. И. Реконструкция России. Масс-медиа девяностых [Текст] / И. И. Засур-ский - М., 2001. - 288 с.
9. Казаков, А. А. Фрейминг медиа-текстов как инструмент воздействия на аудиторию: обзор распространенных трактовок [Текст] / А. А. Казаков // Изв. Сарат. ун-та Нов.сер. Сер. Социология. Политология. - Саратов, 2014. - № 4. - 86 с.
10. Лазутина, Г. В. Жанры журналистского творчества: учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / Г. В. Лазутина, С. С. Распопова. - М., 2011. - 320 с.
11. Липпман, У. Общественное мнение. [Текст] / У. Липпман. - М., 2004. - 384 с.
12. Лондон, С. Как СМИ формулируют политические вопросы [Электронный ресурс] / С. Лондон. - URL: http://www.scottlondon.com/reports/frames.html (дата обращения: 05.08.2018).
13. МакКормак, Э. Когнитивная теория метафоры [Текст] / Э. МакКормак // Теория метафоры / общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. - М., 1990. - 360 с.
14. Парушкина, В. Б. Информационная повестка дня современных общественно-политических газетных изданий Ставропольского края [Текст] / В. Б. Парушкина // Вестник Ставропольского государственного университета. - Ставрополь, 2010. - № 68. - С. 122-128.
15. Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики. [Текст] / Е. П. Прохоров. - 7-е изд., испр. и доп. - М., 2007. - 190 с.
16. Стеценко, Н. М. Фрейминг как средство интерпретации печатных новостей [Электронный ресурс] / Н. М. Стеценко // Вестник РУДН. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. - 2013. - № 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/freyming-kak-sredstvo-interpretatsii-pechatnyh-novostey (дата обращения: 05.08.2018).
17. Сухотерин Л. Я. Информационная работа в государственном аппарате [Текст] / Л. Я. Сухо-терин., И. В. Юдинцев - М., 2007. - 480 с.
18. Филатов, К. С. Особенности журналистских текстов, развернутых с помощью метафор [Текст] / К. С. Филатов // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. - Белгород, 2014. - № 20 (191). - С. 155-164.
19. Шостак, М. И. Репортёр: профессионализм и этика: учебное пособие [Текст] / М. И. Шо-стак. - М., 2001. - 164 с.
20. Энтман, Р. М. Фрейминг: объяснение перелома парадигмы [Текст] / Р. М. Энтман // Журнал коммуникаций. - Оксфорд, 1993. - № 43 (4). - С. 51-58.
MEDIA EFFECTS OF PRIMING AND FRAMING IN THE REGIONAL AGENDA
OF THE FEDERAL MEDIA
Raspopova S. S., Moscow Polytechnic University, Moscow, ccpmiass@mail.ru
Pavlova A. N., Media laboratory of the communication agency AGT, Moscow, vsevolodova.alex1@gmail.com
The regional agenda of the federal media contains manifestations of the media effects of priming andframing, which are expressed in the selection of specific aspects in the coverage of the topic and the use of metaphors showing the position of the publication. The use of the theory ofpriming and framing allows us to identify the features of the functioning of large Russian cities through the analysis of media frames that carry the interpretation of events. Due to the analysis of metaphors used in newspaper materials to describe regional life and the reflection offederal and global phenomena in it, the interpretation of events that the media offer to readers becomes clearer. The proposed article examines the approach of the newspapers Kommersant, Novaya Gazeta, Nezavisimaya Gazeta, Moskovsky Komsomolets and Komsomolskaya Pravda to the topic ofpension reform and the attitude of regions to it. Analysis of the use of metaphors in the materials of the federal mass media, devoted to the regions, has shown that, more often high-quality publications resort to this method, they are more likely to display their position with the help of hidden meanings.
Keywords: agenda, metaphor, framing, priming, regions.
References
1. Arbuzova, E. A. (2001) Pragmaticheskie osobennosti konnotacii v organizacii teksta [=Pragmatic features of connotation in the organization of the text], Moscow, 67 p. (In Russ.).
2. Belen'kaya, Y. P. (2013) Principy formirovaniya informacionnoj povestki dnya [=Principles of forming the information agenda], in: Filologiya, zhurnalistika i mezhkul'turnaya kommunikaciya v dialoge civilizacij: Materialy 1-oj ezhegodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii SKFU "Universitetskaya nauka - regionu" [=Philology, journalism and intercultural communication in the dialogue of civilizations: Proceedings of the first annual scientific-practical conference of the North Caucasus Federal University "University science-region"], Stavropol, 2 parts, 251 p. (In Russ.).
3. Vsevolodova, A. V. (2012) Prikladnaya informatika: Ucheb.-metodposobie [=Computer science for life], Yaroslavl, 100 p. (In Russ.).
4. Vsevolodova, A. V. (2013) Umenie rabotat s bazami dannyih kak odna iz professionalnyih kompetentsiy studenta-bakalavra po napravleniyam podgotovki "Ekonomika", "Menedzhment", "Gosudarstvennoe i munitsipalnoe upravlenie", "Torgovoe delo", "Gostinichnoe delo", "Turizm" [=Ability to work with databases as one of the professional competencies of a bachelor student in the areas of preparation "Economics", "Management", "State and municipal management", "Commerce", "Hospitality", 'Tourism"], in: Aktual'nyye problemy sovershenstvovaniya vysshego obrazovaniya: materialy XIIMezhvuz. nauch.-metod. konf., 21-22 noyabrya 2013 g. [=Actual problems of improving higher education: materials XII Interuniversity. scientific-method. Conf., November 21-22, 2013], Yaroslavl, pp. 62-64. (In Russ.).
5. Garbuznyak, A. Y. (2016) Interpretaciya realij politicheskoj zhizni strany v povestke dnya obshcherossijskoj pressy: tekhnologicheskie aspekty ^Interpretation of the realities of the political life of the country in the Russian press agenda: technological aspects], Moscow, 202 p. (In Russ.).
6. Domke, D., Shah, D. V. and Vakman, D. B. (1998) Effekt media-prajminga: dostupnost', associaciya I aktivaciya [=Media priming effects: Accessibility, association, and activation], in: Mezhdunarodnyj zhurna lissledovanij obshchestvennogo mneniya [=International Journal of Public Opinion Research], Oxford, No. 10, pp. 51-75.
7. Zaripov, R. I. (2016) Metaforicheskoe modelirovanie obraza Rossii v sovremennom francuzskom politicheskom diskurse [=Metaphorical modeling of the image of Russia in modern French political discourse], Moscow, 220 p. (In Russ.).
8. Zasurskij, I. I. (2001) Rekonstrukciya Rossii. Mass-media devyanostyh [=Reconstruction of Russia. Mass media of the nineties], Moscow, 288 p. (In Russ.).
9. Kazakov, A. A. (2014) Frejming media-tekstov kak instrument vozdejstviya na auditoriyu: obzor rasprostranennyh traktovok [=Framing of media texts as a tool to influence the audience: an overview of common interpretations], in: Izv. Sarat. un-taNov. ser. Ser. Sociologiya. Politologiya [=News of Saratov University. New series. Sociology. Political science], Saratov, No. 4, 86 p. (In Russ.).
10. Lazutina, G. V. and Raspopova, S. S. (2011) Zhanry zhurnalistskogo tvorchestva: Ucheb. Posobie dlya studentov vuzov [=Genres of journalism: Studies. manual for University students], Moscow, 320 p. (In Russ.).
11. Lippman, U. (2004) Obshchestvennoe mnenie [=Public opinion], Moscow, 384 p. (In Russ.).
12. London, S. Kak SMI formuliruyut politicheskie voprosy [=How the Media Frames Political Issues], available at: http://www.scottlondon.com/reports/frames.html, accessed 05.08.2018.
13. MakKormak, E. (1990) Kognitivnaya teoriya metafory [=Cognitive theory of metaphor], in: Teoriya metafory. Sbornik [=Theory of metaphor. Collector], Moscow, 360 p. (In Russ.).
14. Parushkina, V. B. (2010) Informacionnaya povestka dnya sovremennyh obshchestvenno-politicheskih gazetnyh izdaniy Stavropolskogo kraya [=The information agenda of contemporary socio-political Newspapers of the Stavropol territory], in: Vestnik Stavropol'skogo gosudarstvennogo universiteta [=Bulletin of Stavropol state University], Stavropol, No. 68, pp. 122-128. (In Russ.).
15. Prohorov, E. P. (2007) Vvedenie v teoriyu zhurnalistiki ^Introduction to the theory of journalism], Moscow, 190 p. (In Russ.).
16. Stecenko, N. M. Frejming kak sredstvo interpretacii pechatnyh novostej [=Framing as a means of interpretation of printed news], in: Vestnik RUDN. Seriya: Russkij I inostrannye yazyki i metodika ih prepodavaniya' [=Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Russian and foreign languages and methods of teaching them], available at: https://cyberleninka.ru/article/n/freyming-kak-sredstvo-interpretatsii-pechatnyh-novostey, accessed 05.08.2018 (In Russ.).
17. Suhoterin, L. Y. and Yudincev, I. V. (2007) Informacionnaya rabota v gosudarstvennom apparate [=Information work in the state apparatus], Moscow, 480 p. (In Russ.).
18. Filatov, K. S. (2014) Osobennosti zhurnalistskih tekstov, razvernutyh s pomoshch'yu metafor [=Features of journalistic texts developed with the help of metaphors], in: Nauchnye vedomosti BelGU. Seriya: Gumanitarnye nauki [=Scientific statements of the Belgorod state University. Series: Humanities], Belgorod, No. 20 (191), pp. 155-164. (In Russ.).
19. Shostak, M. I. (2001) Reportor: professionalizm i etika [=Reporter: Professionalism and Ethics], Moscow, 164 p. (In Russ.).
20. Ehntman, R. M. (1993) Frejming: ob'yasnenie pereloma paradigmy [=Framing: Toward clarification of a fractured paradigm], in: Zhurnal kommunikacij [=Journal of Communication], Oxford, No. 43 (4), pp. 51-58.
Распопова Светлана Сергеевна - доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры журналистики и массовых коммуникаций Высшей школы печати и медиаиндустрии, Московский политехнический университет, Москва.
ccpmiass@mail.ru
Павлова Александра Николаевна - аспирант, руководитель, Медиалаборатория коммуникационного агентства «АГТ», Москва.
vsevolodova.alex1@gmail.com