■ ■ ■ Медиадискурс в пространстве политической коммуникации
Алексеева А.В.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), Москва, Российская Федерация.
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к определению медиадискурса, определяется влияние медиадискурса на изменение пространства политической коммуникации в условиях новых информационно-коммуникативных координатах. Письменный или устный дискурс ориентирован на соответствующую аудиторию. Медийный дискурс -это специфическая форма социального взаимодействия посредством медиа. Он не является случайным или спонтанным. Он не является ни частным, ни неофициальным. Важно рассмотреть, как формирует те или информационно-коммуникационные пространства, включая пространство политической коммуникации. Одним из важных направлений исследования медийного пространства является критический дискурсивный анализ. Реципиент постоянно оценивает сообщения, которые он потребляет из средств массовой информации. Тот факт, что политический медийный дискурс является публичным, означает, что он также находится под пристальным вниманием многих политических аналитиков, которые интересуются им как формой институционального взаимодействия. Особое значение институциональное взаимодействие имеет в политическом пространстве. Тот факт, что медийный дискурс записывается, делает его привлекательным для дискурс-аналитиков и все больше из-за онлайн-доступности газет, радиостанций, телевизионных программ. Технический прогресс в значительной степени скомпенсировал фактор эфемерности, который раньше имел отношение к медийному дискурсу, особенно по отношению к современным электронным СМИ.
В пространстве политической коммуникации основная роль новостного текста заключается в информировании аудитории о социально значимых политических событиях и фактах, происходящих в стране и за рубежом, в сообщении о различных политических явлениях и их описании. В политическом дискурсе для передачи целевой аудитории точки достаточно сложных смыслов и понятий используются средства символической логики (экспликация текста).
Ключевые слова: политическая коммуникация, информационное общество, информационно-коммуникативные процессы, массмедиа, дискурс, медиадискурс
Для цитирования: Алексеева А.В. Медиадискурс в пространстве политической коммуникации // Коммуникология. 2020. Том 8. №4. C. 15-21. DOI 10.21453 / 2311-30652020-8-4-15-21.
Сведения об авторе: Алексеева Александра Владимировна - аспирант факультета журналистики Института государственной службы и управления РАНХиГС. Адрес: 119571, Россия, г. Москва, пр-т Вернадского, 82. E-mail: vv.silkin@migsu.ru.
Статья поступила в редакцию: 02.07.2020. Принята к печати: 20.11.2020.
Топология пространства политической коммуникации
Радикальные трансформационные процессы, обусловленные цивилизаци-онными сдвигами, нарастанием сложности, непредсказуемости и турбулентности политического развития, полицентричной организацией миропорядка на фоне увеличения радикализации борьбы за власть и ресурсы в различных политических системах, появлением новых гибридных форм политического влияния в условиях экспоненциального роста технологических изменений, актуализируют потребность концептуального осмысления трендов изменения политического ландшафта, влияния информационно-коммуникативных процессов на морфологические характеристики, маркировку границ, процесс формирования социокультурных императивов национально-государственной идентичности, на характер политической коммуникации [Бергер, Лукман].
Современный этап развития характеризуется процессами глобализации [Бауман], когда разнонаправленные тенденции сосуществуют одновременно, определяя политический ландшафт, наряду с усилением «национальных императивов» в межкультурной коммуникации, в определении приоритетов внешней политики.
Сетевая топология пространства политической коммуникации, виртуализация, формирование медиареальности становятся определяющими формата политического взаимодействия, механизмов интериоризации политических ценностей через сценарные контексты поведения субъектов. В этой связи технологии конструирования медиареальности, амбивалентный потенциал массмедиа [Хабермас], оценка их влияния на формирование политического дискурса, развитие ризомных связей в пространстве политической коммуникации обусловливают необходимость поиска новых интегративных методологических подходов, позволяющих отразить происходящие изменения политического ландшафта современной России в контексте политического культурогенеза, модификации его культурно-символических свойств в новых информационно-коммуникативных координатах.
Политические коммуникации в современной медиареальности
Изменения современного политического миропорядка, продуцирующие новые противоречия и конфликты в пространстве политической коммуникации, сопровождаются деструктивными процессами, усилением информационного противостояния, распространением манипулятивных практики, основанных как на традиционных культурных кодах, так и формировании новых мифологем в условиях антиномичности общественного сознания.
В условиях стремительных изменений, нелинейности мирового политического развития происходит концептуальное переосмысление устоявшихся категорий, формирование новых исследовательских парадигм, интерпретативных моделей на основе интегративных подходов, объединяющих потенциал различных отраслей социогуманитарного знания, позволяющих дать адекватный ответ на новые вызовы и усилить прогностические возможности. В поле исследователь-
ского интереса методы политического анализа, позволяющие учитывать многомерность политических процессов, выделить политико-институциональные основания и неинституциональные факторы, определяющие специфику и динамику политических процессов.
Влияние массмедиа на характер политической коммуникации, на политическую культуру в новой социальной реальности, «¡^отоЬегпйу», формирование политической картины мира и процесс идентичности находят все большее отражение в научных исследованиях. На фоне увеличения информационных потоков, виртуализации, формирования медиареальности и усиления медиакратич-ности политический ландшафт становится все более многоплановым, многомерным. В современных условиях радикальным образом под влиянием массмедиа модифицируется и культурное (символическое) измерение политического ландшафта. Традиционные политические институты в условиях меняющейся социальной реальности «перепредмечиваются», существенным образом меняются их функции на фоне медиатизации.
Капитал масс-медиа и конструирование политического дискурса
Продуцированный и кодифицированный информационно-культурный капитал масс-медиа детерминирует радикальные изменения и в способах, и в методах политического воздействия, усиливается роль технологии политического мифодизайна в формировании и изменении массового политического сознания [Шарков]. Массмедиа выступают не просто в качестве ключевых акторов, являются ключевыми субъектами, предопределяющими качество информационного воздействия, особенности восприятия маркеров и границ политического ландшафта современной России, имиджа государства в пространстве международных политических коммуникаций.
В условиях глобализации исследователями фокусируется внимание на трансграничном потенциале массмедиа, происходит интенсивный процесс сжатия временных и пространственных дистанций, благодаря современным средствам массовой коммуникации мгновенно и легко преодолеваются как пространственные, так и временные ограничения, открываются дополнительные возможности для межкультурного диалога, с другой стороны, на фоне глобализации вместо ожидаемого исчезновения региональных отличий происходит их сохранение и усиление локальной идентичности, рост интереса к традициям и возрождение этнического самосознания.
В настоящее время конструирование политического дискурса характеризуется сочетанием разнонаправленных тенденций, многомерность и сложность данного процесса связываются, прежде всего, с изменением форм и способов политических коммуникаций в условиях повышенной темпоральности и нестабильности. Массмедиа по своей природе полифункциональны, являются важнейшим элементом пространства политической коммуникации, оказывают непосредственное влияние на властно-распределительные процессы, сущностные характеристики политического ландшафта.
Массмедиа не только транслируют существующую систему ценностей, но и активно формируют новое аксиологическое пространство. В этой связи необходимо отметить, что деструктивное воздействие на сознание со стороны массмедиа, направленное на разрушение существующей иерархии ценностей, может привести к кризису социокультурной идентичности, когда привычные нормы, образы утрачивают свою значимость, меняются стандарты поведения, происходит искажение каузальных схем, что приводит к когнитивному диссонансу. В условиях информационной эпохи радикально изменились сущность и функции информации и коммуникации, массмедиа выступают в роли важнейшего субъекта формирования политического дискурса, оказывая непосредственное влияние на особой картины мира, становятся инструментом власти.
Развитие медиадискурса в условиях культурно-цивилизационных и политических трансформаций
В современных исследования представлены различные типологические основания и подходы к определению функционала массмедиа, в качестве основных выделяется информативная, идеологическая, когнитивная, развлекательная, образовательная, рекламная. Среди трендов, предопределяющих изменение роли и функций массмедиа, которые непосредственно влияют на качество политического дискурса выделяются: усиление интерактивности, коммерциализация, модификация принципов и способов взаимодействия, формирование новых стандартов и правил взаимодействия в глобальном Интернет-пространстве.
Наряду с транснациональностью и включенностью в глобальные информационные обмены все большую значимость приобретает привязка к локальным культурным традициям. С одной стороны, ценности потребления и индивидуализма, явно и неявно культивируемые через массмедиа, замещают смысловые ориентиры традиционных культур, с другой - потребление медиапродук-ции различна, имеет сложный и неоднозначный характер в группах, погруженных в разный культурный контекст. В этой связи необходимо акцентировать внимание на потребности самостоятельного анализа медиадискурса в условиях культурно-цивилизационных и политических трансформаций.
Мифодизайн оказывает воздействие на массовое сознание, технологии ми-фодизайна ориентированы на общество и среду в целом и затрагивают иррациональность и интуитивность индивида. Политический мифодизайн в результате исторического развития трансформируется из явления мобилизирующе-го общественного сознание в манипулирующее. Объединяясь с чувственными, стихийными или иррациональными элементами сознания, мифы образуют сложные самостоятельные, не зависящие от реальной действительности формы воздействия. Именно мифологическое стереотипное восприятие массовым сознанием обусловливает в настоящие момент вариативность изменения политического ландшафта.
Выводы
Усложнение информационно-коммуникативных связей, появление новых оснований дифференциации общества, увеличение значения свободного выбора, институциональные изменения выступают в роли факторов, которые увеличивают неопределенность изменений политического ландшафта, пространства политических коммуникации в контексте социокультурного генезиса. Сохранения культуры зависит от стабильности ценностно-смыслового ядра, состоящего из устойчивых (базисных) характеристик (образцов - паттернов), исключительно прочных элементов ментально- духовного, оценочного, эмоционально-чувственного и волевого плана. Под влиянием информационного глобализма меняются мировоззренческие универсалии, аккумулирующие и систематизирующие накопленный социальный опыт, в рамках которого социальный агент оценивает, осмысливает и переживает мир, эклектичность, конгломеративность все чаще используются при характеристике культурного поля пространства политической коммуникации. В этой связи оценка влияния медиадискурса занимает одно из важнейших мест, поскольку отражает активный процесс медиатизации политической сферы, характеризующийся всё более интенсивным использованием массмедиа в политической жизни. В условиях глобальной информатизации массмедиа не столько отражают действительность, но посредством определенных символов, комментариев, оценок способствуют созданию идеологического фона, происходит формирование своего рода «репертуара интерпретации», навязывание стереотипов, моделей поведения. Политический язык является очень чувствительным. Чувствительность этого типа дискурса широко подчеркивалась в различных работах, начиная от чисто лингвистических описаний [Fowler: 76-78] и заканчивая трансляционными исследованиями [Hatim, Mason; Fairclough]. Как указывают Чилтон и Шеффнер, одним из факторов, определяющих чувствительность политических текстов в контексте перевода, является их поверхностная структура, поскольку «языковой выбор может отражать тонкие изменения в политических установках» [Chilton, Schäffner].
Источники
Бауман З. (2006). Глобализация. Последствия для человека и общества / Пер. с англ. М., 2004.
Бергер П., Лукман Т. (1995). Конструирование социальной реальности. Мoсква.
Павлова Е.Д. (2007). Сознание в информационном пространстве. М.: Академия.
Тощенко Ж.Т. (2001). Метаморфозы общественного сознания: методологические основы социологического анализа // Социологические исследования. № 6.
Хабермас Ю. (2000). Моральное сознание и коммуникативное действие / Пер. с нем. под ред. Д. В. Скляднева, послесл. Б.В. Маркова. М.: Наука,
Шарков Ф.И. (2017). Конвергенция элементов политического медиапространства. //Полис. Политические исследования. №3. С. 135-143.
Chilton P., Schäffner C. (2011). Discourse and Politics. In Discourse Studies: A Multidisciplinary Introduction / ed. Teun A. Van Dijk, 303-330. London: SAGE Publications. DOI: 10.4135/9781446289068. n15.
Fairclough N. (1995). Media Discourse. London: Hodder Arnold.
Fowler R. (1991). Language in the News. Discourse and Ideology in the Press. London Hampshire, UK: Macmillan.
Hatim B., Mason I. (1996). The Translator as Communicator. London: Routledge. McLuhan M. (1964). Understanding Media: The Extensions of Man. New York: McGraw-Hill.
■ ■ ■ Media Discourse in the Space of Political Communication
Alekseeva A.V.
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Moscow, Russia.
Abstract. The article considers approaches to the definition of media discourse and determines the influence of media discourse on changing the space of political communication in the conditions of new information and communication coordinates. Written or oral discourse is aimed at the appropriate audience. Media discourse is a specific form of social interaction through media. It is not random or spontaneous. It is neither private nor unofficial. Besides, is important to consider how certain information and communication spaces, including the space of political communication, are formed. Critical discursive analysis is one of the most important areas of media space research. The recipient constantly evaluates media messages. The fact that political media discourse is public means that it is also under the scrutiny of many political analysts who are interested in it as a form of institutional interaction. Institutional interaction is particularly important in the political space. The fact that media discourse is recorded makes it attractive to discourse analysts and increasingly because of the online availability of Newspapers, radio stations, and television programs. Technological progress has largely compensated for the ephemeral factor that used to be relevant to media discourse, especially in relation to modern electronic media.
In the space of political communication the main objective of news is to inform the audience about socially significant political events and facts taking place in the country and abroad, in reporting on various political phenomena and describing them. In political discourse, symbolic logic (text explication) is used to convey complex meanings and concepts to the target audience.
Keywords: political communication, information society, information and communication processes, mass media, discourse, media discourse
For citation: Alekseeva A.V. (2020). Media discourse in the space of political communication. Communicology (Russia). Vol. 8. No.4. P. 15-21. DOI 10.21453/2311-3065-2020-8-4-15-21.
Inf. about the author: Alekseeva Aleksandra Vladimirovna - postgraduate student at the Faculty of Journalism, Institute of Public Administration and Civil Service, RANEPA. Address: 119571, Russia, Moscow, Vernadsky av., 82. E-mail: vv.silkin@migsu.ru.
Received: 02.07.2020. Accepted: 20.11.2020.
References
Bauman Z. (2006). Globalization: The human consequences / transl. & ed.. Moscow (In Rus.). Berger P., Lukman T. (1995). The social construction of reality. Moscow (In Rus.).
Chilton P., Schaffner C. (2011). Discourse and Politics. In Discourse Studies: A Multidisciplinary Introduction / ed. Teun A. Van Dijk, 303-330. London: SAGE Publications. DOI: 10.4135/9781446289068. n15.
Fairclough N. (1995). Media Discourse. London: Hodder Arnold.
Fowler R. (1991). Language in the News. Discourse and Ideology in the Press. London Hampshire, UK: Macmillan.
Habermas Yu. (2000). Moral consciousness and communicative action / ed. D.V. Skladnev, afterword B.V. Markov. Moscow: Nauka (In Rus.).
Hatim B., Mason I. (1996). The Translator as Communicator. London: Routledge.
McLuhan M. (1964). Understanding Media: The Extensions of Man. New York: McGraw-Hill.
Pavlova E.D. (2007). Consciousness in the information space. Moscow: Academy (In Rus.).
Sharkov F.I. (2017). Convergence of elements of the political media space. Polis. Political studies. No. 3. P. 135-143 (In Rus.).
Toshchenko Zh. (2001). Metamorphoses of public consciousness: methodological foundations of sociological analysis. Sociological studies. No.6 (In Rus.).