Научная статья на тему 'Медиа экспансия и медиаобразование в обществе'

Медиа экспансия и медиаобразование в обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО / ЯЗЫК / ПИСЬМЕННОСТЬ / MEDIA / MEDIA EDUCATION / PRIMITIVE SOCIETY / LANGUAGE / WRITING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рустамова Н. Р.

Данная статья написана о появление слова «медиа» в обществе, об этапах её развития, её типах, таких как язык, письменность, техника и т.д. Какова необходимость применения медиаобразования в нашей современной жизни, и обучение медиаобразованиию как для будущих профессионалов, будущих педагогов в университетах и педагогических институтах, также в процессе повышения квалификации преподавателей вузов и школ. Медиаобразование, как часть общего образования школьников и студентов, обучающихся в обычных школах, средних специальных учебных заведениях, в вузах, в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах, а также наряду с этим дистанционное медиаобразование школьников, студентов и взрослых, самостоятельное или непрерывное медиаобразование. В статье анализируется место медиазнаний и медиакультуры в жизни современных людей и их роль в формировании рационального мышления человека на медиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиа экспансия и медиаобразование в обществе»

Рустамова Н.Р. ©

Старший научный исследователь Центрального института переподготовки и повышения квалификации работников народного образования им. А. Авлони

МЕДИА ЭКСПАНСИЯ И МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В ОБЩЕСТВЕ

Аннотация

Данная статья написана о появление слова «медиа» в обществе, об этапах её развития, её типах, таких как язык, письменность, техника и т.д. Какова необходимость применения медиаобразования в нашей современной жизни, и обучение медиаобразованиию как для будущих профессионалов, будущих педагогов в университетах и педагогических институтах, также в процессе повышения квалификации преподавателей вузов и школ. Медиаобразование, как часть общего образования школьников и студентов, обучающихся в обычных школах, средних специальных учебных заведениях, в вузах, в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах, а также наряду с этим дистанционное медиаобразование школьников, студентов и взрослых, самостоятельное или непрерывное медиаобразование. В статье анализируется место медиазнаний и медиакультуры в жизни современных людей и их роль в формировании рационального мышления человека на медиа.

Ключевые слова: медиа, медиаобразование, первобытное общество, язык, письменность. Keywords: media, media education, primitive society, language, writing.

Возникновение «медии» началось вместе появлением человечества. Человек, появившись на свет и жить в тесном кругу друг с другом начал обмениваться доступной ему информацией пренебрегая при этом разными способами.

Судя по имеющимся свидетельствам, человек стал охотиться и добывать огонь приблизительно около 500 тысяч лет тому назад. Около 100 тысяч лет назад, на конечной стадии оледенения, появился Homo Sapiens - «разумный человек». Затем появились первые наскальные рисунки и на протяжении следующих 30 тысяч лет культура стала меняться довольно быстрым темпом, что естественно привело к увеличению скорости изобретений. В период между 30 и 15 тысячами лет до новой эры человек изобретает первую настоящую машину — лук со стрелами. Это первое оружие, являющееся результатом абстрактного мышления.

Анри Бергсон писал, что язык — это такая человеческая технология, которая сократила и ослабила ценности коллективного бессознательного. Маклюэн называл язык величайшим из масс-медиа. Но рассматривать язык как первую из медиа технологий — занятие практически невозможное, особенно, если учесть его неразрывную связь с мышлением. Можно только заметить, что, помимо традиционного представления о влиянии орудий труда на развитие человека, есть и другое, постулирующее первостепенную значимость в этом процессе общественных действий, культуры и языка [28, 4]

Язык был тесно связан с магией — он не просто имел элементы магии, он сам и был магией. Даже после того, как власть оружия увеличила шансы человека на выживание, в «Наставлениях фараону Мерикаре» пишут: «Будь искусен в речах, дабы ты мог властвовать, ибо власть (человека) — его язык, а слово сильнее оружия». Магия языка стала впоследствии одним из оснований для коллективной организации труда.

Уникальным техническим изобретением человека также считается использование и поддержание огня. Приблизительно около 10 тысяч лет до новой эры человек вплотную приблизился со стадией одомашнивания. В это время в его распоряжении уже существовали: веревки, сети, корзины, светильники, специализированные орудия, в том числе и хирургические инструменты, разные виды оружия, краски, графические знаки [28, 5].

Около 10 тысяч лет до новой эры последняя фаза Ледникового периода подошла к концу и люди стали вести оседлый образ жизни (возможно, деревня возникла и около 20 тысяч лет назад, но такой образ жизни стал преобладать лишь после таяния ледников). Постоянная угроза голода ограничивала численность племени, а необходимость кочевать не способствовала его развитию. Земледельческая жизнь предъявляла человеку совсем иные требования. Так он и научился включаться в длительные ритмические последовательности сезонов, планировать свою деятельность на месяцы и годы вперед, формировать отношения с соседями. Начав заниматься земледелием как

© Рустамова Н.Р., 2013 г.

техникой жизни, человек стал превращать землю в артефакт, творение своих рук. Так, охотники не заботились о природе, а брали у нее, как дети и животные, а земледельцы должны были накапливать, хранить богатства, и приумножать их, — заботиться, чтобы плодородность земли не иссякала. Из за этого возникла первая технизация природы. Одомашненные животные, засеянные поля и виноградники, сады, — это уже не ландшафт и не природа, а часть культуры — созданной техническими действиями человека. Возникла и разнообразнейшая машинерия — плуги, ступы, веретено, луки, оружие. Но даже технические действия по одомашниванию животных и растений уже являются самой изощренной техникой [24,19].

Начало четвертого тысячелетия до новой эры принято называть эпохой возникновения цивилизации (Египет, Месопотамия, Индия). Появляется новый тип социальной организации — иерархический, основанный на авторитарной, централизованной власти. Как пишет Мамфорд, новое политическое устройство, военное могущество и коллективное принуждение являлись главным изобретением этой эпохи. Впервые созданная «мегамашина» по эффективности своей работы до недавних пор оставалась непревзойденной.

Мамфорд утверждает, что во времена расцвета первых цивилизаций была создана незримая первичная машина, — «мегамашина» (машина социальная), которая предвосхитила и в некотором роде подготовила появление машин западной цивилизации, в которых ненадежные человеческие звенья заменялись на более надежные — механические. «Мегамашина» была неким сооружением, состоящим из живых деталей, каждая из которых выполняла свою особую роль и задачу, — и вся машина коллективной организации составляла единое целое, способное к выполнению огромного объема работ.

Появлению «мегамашины» и техники послужили, отмечает Мамфорд, несколько факторов: одна из самых ранних характеристик человека — привязанность к ритуалу, повторяющемуся механизму, который порождает порядок; наличие царства «священного» — мощного средства контроля; появление вождя — охотника, подчинение которому безусловно (наследие эпохи палеолита). Первые цивилизации возникли в долинах крупнейших рек: Иордана, Тигра, Ефрата, Нила и Инда. Основным занятием людей являлось земледелие в долинах этих рек. Поскольку реки разливались, необходима была некая общая технология деятельности по восстановлению полей, общая организация работ, в общем, — социальная система, порядок [6,12]. В это же время появилась и письменность.

Письменные знаки впервые были употреблены для ведения храмовых отчетов о зерне, скоте, и другом имуществе. Итак, появляется письмо — медиа для записи, хранения и передачи информации. 2200 год до новой эры — дата рождения старейшего из существующих документов, написанных на папирусе.

Так и человечество создало медиа для обмена информации. Например, в исторических источниках ни раз напоминаются способы передачи информации из дали при помощи звука или света. Позже, уже начали общаться огнём, костром, которые стояли на вершинах горах и холмов. Так появилась первая структура передачи сообщений. В наше время, эти огненные знаки превратились в светофоры, которые управляют машинами на дорогах. В Древней Африке и Америке сообщения передавали с помощью звука барабанов.

В средневековья использовали ручные голуби, как курьеров. Они стояли дороже чем кони и коры. В начале XV века изобрели печатные станки с целью распространения веры и религии. Почти семьдесят лет Гуттенберге печатали только Библию, перевода Нового Завета [23,1].

В семнадцатом веке благодаря Ян Амос Коменскому медиа использовали как помощник в процессе обучения.

Только в 50-60-годах XX века медиа рассматривали как отдельную сферу исследования. Медиологи исследовав медиа и медиатехнологии, условно разделили их на 5 типов:

1. Ранние медиа — письменность;

2. Печатные медиа — печать, литография, фотография;

3. Электрические медиа — телеграф, телефон, звукозапись;

4. Масс-медиа — кинематограф, телевидение;

5. Цифровые медиа — компьютер, Интернет.

В результате неправильного использования медии и медиапродуктов, появилась девиация в обществе. Различные сферы образования и воспитания пытались решить эту проблему. Так появилось новое направление в педагогике - медиаобразование. По определению «Российской педагогической энциклопедии» медиаобразование (англ. Media education от лат. media - средства) -как направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации

(прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [29,555]

Медиакультура (пресса, печать, радио, звукозапись, кинематограф, телевидение, видеоарт, Интернет), в современной социокультурной ситуации приобретает все большее влияние и распространение. Ее успех (прежде всего - в молодежной аудитории) определяется следующими факторами: использование зрелищно-развлекательных жанров (как правило, опирающихся на мифологию), терапевтической, компенсаторной, рекреационной и других функций медиатекстов, системы «эмоциональных перепадов», позволяющей делать разрядку нервному напряжению зрителей; гипнотизма, угадывания желаний публики, стандартизации, серийности и т.п.

Потенциальные возможности медиакультуры в современном образовательном и воспитательном процессе определяется ее широким спектром возможностей для развития человеческой индивидуальности: эмоций, интеллекта, самостоятельного творческого мышления, мировоззрения, активизации знаний, полученных студентами в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла, эстетического сознания (восприятия, умений художественного анализа и пр.). Специфика контакта аудитории с аудиовизуальными медиа определяется синтетической аудиовизуальной, пространственно-временной природой кинематографа, телевидения, видео, объединяющей характерные черты практически всех традиционных искусств.

Начиная с 60-х годов XX века ЮНЕСКО активно поддерживает и продвигает во всем мире концепцию медиаобразования (Media Education).

В 1978 году под эгидой ЮНЕСКО была разработана программа массового медиаобразования - General Curricular Model for Mass Media Education. ЮНЕСКО также регулярно проводит международные конференции по проблемам медиаобразования: в Грюнвальде (1982), Тулузе (1990), Париже (1997), Вене (1999), Севилье (2002) и других городах.

Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета, помогает ему лучше понять язык медиакультуры [28,12].

А.Федоров разделил медиаобразование на следующие основные направления:

1) медиаобразование будущих профессионалов в мире прессы, радио, телевидения, кино, видео и Интернета - журналистов, редакторов, режиссеров, продюсеров, актеров, операторов и др.;

2) медиаобразование будущих педагогов в университетах и педагогических институтах, в процессе повышения квалификации преподавателей вузов и школ на курсах по медиакультуре;

3) медиаобразование как часть общего образования школьников и студентов, обучающихся в обычных школах, средних специальных учебных заведениях, в вузах, которое, в свою очередь, может быть интегрированным с традиционными дисциплинами или автономным (специальным, факультативным, кружковым и т.д.);

4) медиаобразование в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах (домах культуры, центрах внешкольной работы, эстетического и художественного воспитания, в клубах по месту жительства и т.д.);

5) дистанционное медиаобразование школьников, студентов и взрослых с помощью прессы, телевидения, радио, видео, DVD, системы Интернет (здесь огромную роль играет медиакритика);

6) самостоятельное или непрерывное медиаобразование (которое теоретически может осуществляться в течение всей жизни человека).

В Узбекистане следует обучать медиаобразование начиная с дошкольного учреждения, затем продолжить его в начальных и высших классах общеобразовательных учреждений, в профессиональных колледжах и лицеях, в вузе, послевузовском образовании и в системе повышения квалификации кадров. Следует отметить, что результат применения медиаобразования в обществе приведет к развитию критического мышления людей, а рациональное использование медиа и медиаресурсов, устранит последствия медиадевиации.

Литература

1. Кемеров В. Введение в социальную философию. М. 2000.

2. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М. 1999.

3. Мамфорд Л. Миф машины. М. 2001.

4. Шпенглер О. Человек и техника // Культурология. XX век. М., 1995.

5. Ellul J. The Technological Society. N.Y. 1964.

6. Mumford L. Technics and Civilization. N. Y. 1963.

7. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., Медиум, 1996.

8. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М., Проект, 2000.

9. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология под ред. В.Л. Иноземцева). М., Academia, 1999.

10. Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество. Киев-М., 1999.

11. Druckrey Timothy, editor. Electronic Culture: Technology & Visual Representation. New York: Aperture, 1997.

12. Heim Michael. The Metaphysics of Virtual Reality. N-Y: Oxford. 1993.

13. Kittler Friedrich. Literature. Media. Information Systems. Amsterdam — OP A. 1997.

14. Virilio Paul. The Information Bomb. London-N-Y: Verso, 2000.

15. Havelock Eric. Preface to Plato. Belknap Press. 1982.

16. Innis Harold. The Bias of Communication. Toronto-Buffalo-London: University of Toronto Press. 1995.

17. McLuhan Marshall. The Gutenberg Galaxy. London: Routledge & Kegan Paul. 1962.

18. McLuhan Marshall. Understanding media. Cambridge-London: MIT Press. 1997.

19. Essential McLuhan. Edited by Eric McLuhan and Frank Zingrone. London: Routledge. 1997.

20. Philip Marchand. Marshall McLuhan: The Medium and the Messenger: A Biography. MIT Press. 1998.

21. Бодрийяр Ж. Система вещей. М. Рудомино, 1999.

22. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М. Добросвет, 2000.

23. Ирвинг К. Посредники и коммуникации в нашей жизни/^Alpabet», 2008г.

24. Ленк Ханс. Размышления о современной технике. М.1996.

25. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев. Port-Royal, 1995.

26. Фуко М. Археология знания. Киев. Ника-Центр, 1996.

27. Фурс В. Философия незавершенного модерна Ю.Хабермаса. Минск. Экономпресс, 2000.

28. Федоров А., Медиаобразование и медиаграмотность. Учебное пособие для вузов, Изд-во Кучма Таганрог, 2004 с.12.

29. Медиаобразование//Российская педагогическая энциклопедия. Т.1/Гл. ред. В.В.Давыдов. - М.: Большая российская энциклопедия, 1993. - С. 555.

30. О.Горюнова. Медиа: история экспансии. Курс лекций. Часть I. История медиа: Традиция,.Москва, 2001 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.