ния чрезвычайного положения в межконфессиональных стычках в штате Плато погибли пять человек.
Деятели оппозиции обвиняют главу государства в авторитаризме и нарушении демократии. А один из парламентариев без обиняков заявил, что с ведома президента «олигархи из числа народностей фульбе и хауса объявили джихад христианскому населению страны». Мрачным предзнаменованием стали действия владельцев похоронных бюро: предприимчивые гробовщики поспешили воспользоваться моментом. В административном центре штата Плато городе Джое они выставили на улицах свою продукцию, как бы намекая, что смута не кончилась и их товар в ближайшее время будет пользоваться массовым спросом.
Последние события в Нигерии не могут не вызывать тревоги в Африке уже в силу демографического фактора. Ведь каждый пятый житель континента — нигериец. Как уже не раз бывало в новейшей истории континента, внутренние конфликты в засушливой саванне распространяются со скоростью огня на другие страны, и требуются годы, чтобы их погасить.
«НГ-религии», М., 2 июня 2004 г.
Ирина Лагунина,
журналистка, сотрудница радио «Свобода» МЕЧ ИСЛАМСКОМ РЕВОЛЮЦИИ КУЁТСЯ В ЛОНДОНЕ
В условиях, когда различные страны мира все чаще сталкиваются с проблемой исламского терроризма, очень важно понять психологию экстремистов и религиозную мотивацию их поступков, ведущих к гибели тысяч людей, которых они считают «неверными». «НГ-религии» писали об аресте имама лондонской мечети в Фин-сберри-парке Абу Хамзы, которого британские и американские власти обвиняют в причастности к похищению людей и планировании терактов 11 сентября 2001 г. Абу Хамза не только проповедовал в своей мечети идеи «всемирной исламской революции», но и создавал в Афганистане лагеря для моджахедов и организовывал центры для подготовки террористов. Предлагаем вниманию читателей статью журналиста-международника Ирины Лагуниной, раскрывающую взгляды «аятоллы из Финсберри-парка», как называют Абу Хамзу британские и американские СМИ.
По словам известного британского адвоката Эндрю Дисмоура, практически каждый подозреваемый в исламском терроризме связан с имамом Абу Хамзой, бывшим настоятелем мечети в Финсберри-парке.
Эндрю Дисмоур уже давно добивается его выдачи Соединенным Штатам. Дело об экстрадиции британца египетского происхождения шейха Абу Хамзы аль-Масри, где его обвиняют по одиннадцати пунктам, движется довольно медленно. 47-летний шейх был арестован 27 мая 2004 г. С тех пор он находится в тюрьме особо строгого режима Белмарч, куда помещают лиц, подозреваемых в террористической деятельности. Обвинение со стороны США состоит в том, что Абу Хамза готовил захват заложников в Йемене в 1998 г. Тогда в ходе операции по освобождению заложников погибли трое британцев и один австралиец. Его, в частности, обвиняют еще и в том, что он пытался организовать тренировочный лагерь боевиков в американском штате Орегон, а также в том, что он финансировал террористические операции в Афганистане. Адвокаты Абу Хамзы настаивают, что обвинения такого характера не требуют экстрадиции человека и данные против него были получены с помощью пыток и психологического давления. По их словам, использование такого рода показаний — это нарушение прав задержанного, хотя до этого его экстрадиции требовали Йемен и Египет.
Абу Хамза родился в египетском городе Александрии. В 1980-х перебрался в Великобританию, женился на англичанке, получил новое гражданство и развелся. В одном из интервью он признался, что в 70-е годы, т.е. до приезда в Лондон, он работал охранником в ночном клубе. В Лондоне работал инженером. С радикальными исламскими идеями впервые познакомился при встрече с афганскими моджахедами, приезжавшими лечиться в Великобританию в годы советского вторжения в Афганистан. В начале 1990-х годов переехал в Афганистан, где встал на сторону моджахедов. Воевал он до тех пор, пока при взрыве мины не потерял один глаз и руку. Став инвалидом, опять вернулся в Лондон, где в 1994 г. основал организацию «Сторонники шариата».
Программа Абу Хамзы — подготовка всемирной исламской революции. И совсем по-ленински Абу Хамза решил начать с резолюции в одной отдельно взятой стране. Этой страной оказался Йемен. Прежде всего потому, что у имама там был друг со времен афганского сопротивления Абу Хассан аль-Михдар, основавший террористиче-
скую группировку под названием «Исламская армия». Деятельность двух организаций — «Исламской армии» и «Сторонников шариата» — в отдельные моменты переплеталась. Например, в сентябре 1998 г. один из членов группировки «Исламская армия», приехав в Лондон, выступал в мечети, где проповедовал Абу Хамза, и раздавал листовки, призывающие вступать в эту организацию. Месяцем позже было совершено покушение на президента Йемена, в котором власти обвинили «Сторонников шариата». А в декабре того же года в Йемене были захвачены 16 заложников. Ответственность взяла на себя «Исламская армия», но, по данным йеменских властей, операцию проводили пять британцев и один француз алжирского происхождения, которых Абу Хамза послал в Йемен. Среди арестованных были родной и приемный сыновья лондонского имама. Руководил операцией глава «Исламской армии» и друг Абу Хамзы Абу Хассан аль-Михдар. По данным британской разведки, он даже позвонил в Лондон после захвата заложников и похвастался имаму, что у него в руках несколько «неверных». Звонил он по спутниковому телефону, поэтому у правоохранительных органов есть запись этого разговора. Михдара приговорили к смертной казни, но это не остановило Абу Хамзу. В январе 2000 г. он организовал пресс-конференцию в Лондоне и призвал всех иностранных граждан покинуть Йемен. Позднее он выступил на телеканале «Аль-Джазира», где отрицал то, что призывал своих сторонников убивать иностранцев в Йемене.«Я не использовал слово "иностранцы". Некоторые из иностранцев в Йемене могут быть мусульманами. Я говорил о неверных. Неверные безгрешны в соответствии с нормами ислама, если они принимают мусульманскую веру, или если они платят мусульманский налог, или если они заключают соглашение, которое гарантирует им безопасность в стране, которая живет по законам шариата. В любом другом случае их кровь и благосостояние не защищены».
Представления о насилии, убийстве и смерти у имама лондонской мечети довольно своеобразные. Вот что писал Абу Хамза в газете «Аль-Кудс аль-Араби»: «Моя позиция ясна, как солнце, слава Аллаху, она не изменилась и не изменится. Я не признаю термин "насилие" и никогда не откажусь от джихада и не подпишу соглашение с режимами тиранов. Как сказал Аллах: боритесь с ними до тех пор, пока не исчезнут внутренние распри и пока их религия не станет религией Аллаха».
Высказывался имам и по поводу ближневосточного конфликта: «Общий принцип всех этих операций, которые мы финансируем среди палестинской молодежи, среди девочек и женщин, среди детей, которые бросают камни в бульдозеры только для того, чтобы остановить разрушение их земли и домов, то, что объединяет все эти операции, — это любовь к смерти ради дела Аллаха, горячее стремление встретить Аллаха. Они с легкостью жертвуют своими жизнями ради Аллаха. Это тот общий принцип, который не понимают те, кто попадет в ад, но лживо заявляет, что является избранником Аллаха и стоит над всеми. И они еще надеются жить на земле тысячи лет. Давайте напомним себе и заставим этих глупцов понять, объясним им причины, которые заставляют людей предпочесть смерть жизни в унижении, предпочтя встречу с Аллахом после великих деяний и после самопожертвования ради него».
Очарование смертью — лейтмотив общения имама с верующими. Я приведу несколько характерных примеров из его пятничной проповеди за месяц до ареста. «Аллах создал этот мир как широкие врата, ведущие к славе в другой жизни; для тех, кто верит, и те, кто верит, понимают это. Этот мир — врата к будущей жизни, и смерть — туннель, который ведет в рай, или туннель, который ведет в ад. И они хотят выбрать туннель, который ведет в рай. Вот в этом и состоит суть самопожертвования, как они ее понимают. Они не первые пошли этой дорогой. По ней прошли пророки и праведные. Смерть, по Абу Хамзе, оправданна и обоснованна; в одной из своих проповедей он говорил: «Вот пример Абу Дарра (одного из соратников Пророка Му-хаммада. Он — один из тех, кто на вопрос, что он любит больше всего в жизни, ответил: "Я люблю смерть". Он сказал: "Я люблю болезнь, я люблю голод, и я люблю смерть". Пророк спросил его: "Почему ты любишь то, что остальные по природе своей ненавидят, Абу Дарр?" И он ответил: "Я люблю голод, потому что, когда я голоден, мое сердце становится мягче; я люблю болезнь, потому что, когда я болен, я меньше грешу; и я люблю смерть, потому что, когда я умру, я встречу моего Господа". Обратите внимание на эти идеи и обратите внимание на те искаженные идеи, которые неверные пытаются вбить в нас по сей день, как они вбили их в себя, потеряв и свою нынешнюю жизнь, и жизнь будущую».
И еще — намного более дерзкий призыв Абу Хамзы, обращенный к своим последователям: «Не разрушайте себя, читайте Коран, понимайте его идеалы. Живите в этом мире так, чтобы унаследо-
вать рай, чтобы быть в числе благословенных, чтобы быть шахидами, чтобы быть с праведными и пророками». Имам не раз выступал с весьма конкретными рекомендациями, что надо делать террористическим группам. Например, в 1999-м он призвал своих сторонников поддержать войну в Чечне и напасть на российских журналистов, которые в то время еще работали в республике. А за год до этого на сайте «Сторонники шариата» был размещен призыв записываться в «исламский лагерь». Уточнялось, что в лагере будет преподаваться военная подготовка, развитие системы самообороны, боевые искусства и борьба, чтение карт и т.д. Реклама лагеря в Интернете была украшена картинкой ручной гранаты. Занятия в лагере начались уже в декабре 1998-го. В них приняли участие 30 молодых людей. Абу Хамза объяснил газете «Christian Science Monitor», что молодые люди отвлеклись таким образом от рождественской вакханалии. Основной фигурант в деле по угону самолетов 11 сентября 2001 г. — Мухаммед Атта — перед совершением теракта провел какое-то время в мечети Абу Хамзы в Лондоне. Вполне вероятно, что шейх знал о готовящемся нападении. Почти сразу же после терактов 11 сентября он выступил с заявлением на сайте «Радикал»: «Я не поощряю того, что случилось, но я не стал бы осуждать это, потому что я еще не знаю, кто это сделал. Если кто-то сделал это ради земных благ или политической выгоды, тогда это явно дешевая цель. Но если кто-то сделал это из-за того, что люди в отчаянии и их жизнь под угрозой, тогда это цель благородная. Тогда люди, которые совершили это нападение, — мученики. Мученичество и самопожертвование — наивысшая форма джихада. Если ты живешь ради Аллаха, то пожертвовать своей жизнью ради него — наивысшее выражение веры».
Как утверждает газета «La Repubblica», в конце июня 2001 г. итальянскими спецслужбами был раскрыт план покушения на президента Буша во время встречи «большой восьмерки» в Генуе. Этот план разрабатывался в мечети в Финсберри-парке. Абу Хамза предложил тогда использовать для теракта самолеты. Итальянские спецслужбы сочли этот план несерьезным, поскольку он казался им слишком сложным для исполнения. Сейчас мы, к сожалению, видим, что для террористов ничего невозможного нет.
«НГ-религии», М., 1 сентября 2004 г.