Краснощеков В.А. ©
Кандидат исторических наук, доцент кафедры «Дизайн и декоративное искусство», Поволжский государственный университет сервиса
МЕБЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО В СРЕДНЕМ ПОВОЛЖЬЕ XIX - ПЕРВОЙ
ПОЛОВИНЫ XX ВВ.: ОПЫТ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация
Анализ традиционных форм и специфики производства мебели в регионах представляется достаточно актуальным при разработке и создании современных мебельных образцов. В статье исследуются особенности изготовления мебели в Среднем Поволжье XIX - первой половины XX вв., которые могут быть использованы при проектировании современной мебельной продукции.
Ключевые слова: Среднее Поволжье, резьба, деревянная гнутая и плетеная мебель.
Keywords: Middle Volga, incrustation, bentwood and wicker furniture.
Основополагающие признаки народного прикладного искусства - неотрывность в нем утилитарных и духовных начал, конструктивность построения формы и декоративность художественного языка. Они равно характерны для всех народов, том числе - различных народов Среднего Поволжья.
Мебель составляла одну из главных групп традиционных изделий прикладного искусства Среднего Поволжья. В ней ярко проявлялись этнокультурные особенности, смешение стилей региональных традиций, обрядовых и ритуальных функций [5, 8]. Работы народных мастеров-мебельщиков всегда отличались высоким художественным качеством и своеобразием. Основным материалом в регионе для изготовления мебели было дерево. Региональная история и практика располагает вековыми традициями применения древесины в архитектуре, отделке интерьеров, изготовлении мебели и других вещей [7].
Мебель в Среднем Поволжье отличали простота форм, ясная выразительность конструкции, гармоничность пропорций, симметричность и уравновешенность членений, некоторая массивность, самостоятельные декоративные решения, идущие от народного орнамента (ажурная резьба в виде розеток, ромбов и т. д.), своеобразие цветовых решений [8].
Основными видами художественной отделки мебели в регионе были резьба и точеные детали. На некоторых мебельных изделиях выполнялись вставки из наборного дерева -инкрустации методом интарсии или маркетри и роспись масляными красками [1].
Производство деревянно-мозаичных изделий мастеров Среднего Поволжья - столиков, комодов и шкафов носило высокую степень совершенства, корни которого лежали, нередко, в культурном взаимопроникновении. Так, например, народные умельцы перенимали опыт, будучи рабочими у какого-нибудь мастера-иностранца, а затем сами открывали мастерские [6, 249-250], бережно сохраняя и преумножая накопленные знания. В начале XX века в Мариинском посаде Казанской губернии была открыта школа по мебельно-столярному производству [9, 73].
С середины XIX века в городах региона традиционная встроенная (лавки, полати) мебель в домах простых граждан заменяется переносной - стульями, креслами, столиками и небольшими шкафчиками разнообразными по художественному оформлению (резьба, токарные детали, профили). Узоры носили геометрический или растительный характер Мебель покрывалась масляной краской, иногда лаком или под орех, а также оклеивалась фанерой из березового наплыва («политурная мебель»). Причем большинство мастеров-мебельщиков использовали в своих работах искусственно окрашенную в различные цвета древесину, за недостатком естественных цветных пород. Источником натурально-цветных пород служили
© Краснощеков В. А., 2014 г.
«...преимущественно ящики из-под привозимых из-за границы различных товаров (сигар, красок, москателей и т. п.)» [3, 358].
Несмотря на то, что большая часть мебели была привозная, широкое распространение в городах Среднего Поволжья имела гнутая мебель, изготавливаемая местными мастерами из черемуховых прутьев [3, 355].
Еще сырой черемуховый прут очищали от коры, затем осторожно гнули руками. Когда прут получал нужную кривизну, его фиксировали перевязью из лыка и помещали в сухое место для высыхания. Из высушенных заготовок изготавливались стулья, кресла, диваны и табуреты. Мастера мебель не красили. Достоинством считалась естественная желтизна мебели, приобретаемая после высыхания. Если подобная мебель и красилась, то, в основном перекупщиками, поэтому в Среднем Поволжье нередко можно было встретить гнутую мебель, окрашенную в различные цвета.
В селе Кабаево Алатырского уезда Симбирской губернии делали гнутые стулья по образцу «венских». Промысел возник, по свидетельству современников, случайно. В 1873 году по заказу удельного лесничего местный кустарь-прялочник взялся сделать копию венского стула. «Опыт оказался удачным, и благодаря близости сырья - ясеневого и дубового леса -развился» [2, 40-41]. В Самаре производство гнутой мебели было поставлено на
промышленный уровень [11]. Наиболее развито изготовление гнутой мебели было в Космодемьянском уезде, Казанской губернии, откуда продукция распространялась по всему Поволжью (до 600 дюжин в год) [3].
В начале XX века в селе Акшуат Карсунского уезда (в настоящее время - Барышского района Ульяновской области) Симбирской губернии была открыта учебно-показательная мастерская по плетению. Плетеная мебель, изготовленная в этой мастерской, стала украшением 2-й Всероссийской кустарной выставки 1913 года [9, 71].
В первой половине XX века в городах региона практически повсеместно действовали мебельные цеха, в которых было организовано производство табуретов, стульев дубовых и полумягких, сундуков, шкафов, тумб прикроватных, а также столов - письменных, ресторанных и резных, под заказ [10, 1-2].
Мебель, выполненная местными мастерами, довольно широко использовалась в регионе, украшая жилища горожан и дополняя интерьер крестьянских домов.
Мебельное производство Среднего Поволжья было общим и традиционным для всего населения, тем не менее, можно говорить о региональных особенностях. Это выразилось в технологии производства, особых способах изготовления и украшения различных элементов мебели. В то же время наблюдается малая типичность в мебельном производстве. Причиной подобной универсализации, кроме практической пользы, является, возможно, длительное совместное проживание народов, которое путем перекрестных заимствований нивелировало хозяйственный быт.
Проблема сохранности человеческой и культурной идентичности стоит сегодня, в постиндустриальном мире, особенно остро. И опыт традиционной народной культуры здесь особенно важен. Только благодаря этому опыту мы сохраняем себя как нация, как государство. В этой связи вызывает интерес к прикладной деятельности наших предков. В современных условиях важно выявить и сберечь этот национальный культурный опыт, который может стать средством, к которому можно прибегнуть при разработке новых направлений научно-проектной деятельности по созданию современных образцов мебели.
Литература
1. Барадулин, В. А. Народные росписи Урала и Приуралья. Крестьянский расписной дом / В. А. Барадулин. - Л. : Художник РСФСР, 1988. - 205 с.
2. Воробьев, К. Кустарно-ремесленные промыслы Симбирской губернии / К. Воробьев. - Симбирск : Изд-во симбирского губернского земства; тип. Н. П. Сидневой и Ко, 1916. - 261с. - С. 40-41.
3. Кайгородов, Д. Н. Древодельные промыслы Казанской, Нижегородской, Костромской и Новгородской губерний / Д. Н. Кайгородов // Отчеты и исследования по кустарной промышленности в России. Том 1. - СПб. : Тип. В. Киршбаума, 1892. - С. 354-398.
4. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба: в 25 т. Т. 12 : Костромская губерния. - СПб., 1861. - 672 с.
5. Материалы по этнографии. Т. II : Народы Прибалтики, Северо-Запада, Среднего Поволжья и Приуралья / РЭМ. - СПб. : Деловая полиграфия, 2004. - 378 с.
6. Мещерский, А. А. Свод материалов по кустарной промышленности в России / А. А. Мещерский, К. Н. Модзалевский. - СПб. : Тип. бр. Пантелеевых, 1874. - 630 с.
7. МУ Краеведческий музей г. о. Сызрань. О. ф.: 1) КП-Д130/21, инв. № 4965/21; Д 505, инв. № 12772. 2) Н. в. ф. инв. № 343(а).
8. Русская мебель в Государственном Эрмитаже / сост.: Т. М. Соколова, К. А. Орлова. - Л. : Художник РСФСР, 1973. - 254, [1] с. : ил.
9. Русское народное искусство на Второй всероссийской кустарной выставке в Петрограде в 1913 г. / Под ред. проф. А. В. Прахова. - Пг. : Главное Управление Землеустройства и Земледелия, 1914. -88 с.
10. Центральный государственный архив Самарской области (ЦГАСО). Ф. Р-3854. Оп. 1. Д. 8. 57 л.
11. ЦГАСО. Ф. Р-682.