Научная статья на тему 'Майлыкожа Султанкожаулы'

Майлыкожа Султанкожаулы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
513
751
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЙЛЫКОЖА СУЛТАНКОЖАУЛЫ / КАЗАХСКИЙ ПОЭТ / АЙТЫС

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мусаева Канзия Сабыровна

В статье рассмотрена биография Майлыкожа Султанкожаулы. Майлыкожа, прославившийся ныне на всю страну своими лирическими стихотворениями гражданского, философского, пейзажного, сатирического характера и терме назидательными наставлениями, открылся теперь и другой важной гранью как искусный прозаик-рассказчик

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Майлыкожа Султанкожаулы»

Майлыкожа Султанкожаулы Мусаева К. С.

Мусаева Канзия Сабыровна /Musaeva Kanziya Sabirovna - преподаватель, начальная школа № 2,

ЮКО, г. Арыс

Аннотация: в статье рассмотрена биография Майлыкожа Султанкожаулы. Майлыкожа,

прославившийся ныне на всю страну своими лирическими стихотворениями гражданского, философского, пейзажного, сатирического характера и терме - назидательными наставлениями, - открылся теперь и другой важной гранью - как искусный прозаик-рассказчик.

Ключевые слова: Майлыкожа Султанкожаулы; казахский поэт; айтыс.

Майлыкожа Султанкожаулы (1835-1898) - казахский народный поэт-импровизатор. Родился в ауле Кожатогай Отырарского района Южно-Казахстанской области. Писать и читать научился у аульного муллы, а затем продолжил обучение уже самостоятельно.

Известно, что город Ташкент издавна являлся крупным культурным центром всей Средней Азии и юга Казахстана. Так, в сравнительно недавнее время здесь был открыт один из первых в истории нашей республики Казахский институт народного просвещения, где жили и трудились многие представители казахской интеллигенции, в том числе зачинатели нашей новой литературы: Ахмет Байтурсынов, Миржакип Дулатов, Магжан Жумабаев, Сакен Сейфуллин, Мухтар Ауэзов и другие.

Поэтому меня, как исследователя жизни и творческой деятельности дореволюционных поэтов-южноказахстанцев - Маделикожа Жусипкожаулы (1816-1888), Кулиншака Кемелулы (1832-1901), Майлыкожа Султанкожаулы (1835-1898), Мусабека (Молда Муса) Байзакулы (1849-1932), Нуралы Нысанбайулы (1857-1930), Ергобека Куттыбайулы (1865-1917) - давно интересовали богатые фонды ташкентских библиотек: республиканской публичной библиотеки имени Алишера Навои и

фундаментальной библиотеки Академии наук Узбекистана.

В своем творчестве Майлыкожа Султанкожаулы использовал не только богатое наследие казахских поэтов прошлого, но и брал все лучшее из восточной поэзии, которую знал не понаслышке. К примеру, Один из самых выдающихся из вышеназванных поэтов, наставник Жамбыла Жабаева, проникновенно воспетый им в свое время в таких строках:

Песней правил нежно я,

Где Майкот и Кулмамбет -

Рядом неизбежно я.

Кулуншак, Майлыкожа -

Каждый, рядышком сажая.

Я их славе поклонялся,

Их примером дорожа.

Майлыкожа, прославившийся ныне на всю страну своими лирическими стихотворениями гражданского, философского, пейзажного, сатирического характера и терме - назидательными наставлениями, - открылся теперь и другой важной гранью - как искусный прозаик-рассказчик.

Майлыкожа сочинял свои произведения как в устной, так и в письменной форме. Его творческое наследие включает в себя назидания, изречения («Ер когерер дугамен», «Жолдас болсан жаксымен», «Жаксы адам картайса»), песни, которые он посвящал кому-то («Ахмет тореге», «Турлыбекке», тагы баскалар), поэмы и басни («Каскыр», «Тотынама», «Анкау мен ку», «Шора батыр», «Уш жигит»), айтысы с Суюнбаем, Шакаримом, Айман-Гулханым, Жанысом, Кулыншаком, Маделиходжой, Кудериходжой и другими акынами.

В 1883 году в Ташкенте вышел сборник «Киргизская хрестоматия», в который вошли 5 песен, написанных Майлыкожой Султанкожаулы.

В этом мне очень помогли публикации великого друга нашей культуры, неутомимого собирателя и беспристрастного ценителя сокровищ устной литературы казахского народа, воспитанника Неплюевского военного училища в Оренбурге, в тридцатые годы - профессора среднеазиатского государственного университета - Абубакира Ахметжановича Диваева. Его выпуски этнографических материалов в виде легенд, былин, демонологических рассказов, притч, пословиц и поговорок, поверий и сказок казахского народа, собранных им в поездках в бывшие Аулие-Атинский, Чимкентский, Туркестанский, Ак-мечетский, Ташкентский, Жизакский и другие уезды Средней Азии для «Сборников материалов для статистики Сырдарьинской области», не только окончательно утвердили меня в убеждении, что Майлыкожа - первый казахский поэт, который, благодаря своему искусному умению рассказчика, переложил в прозу одну из казахских героических песен «Шора батыр», ранее исполнявшуюся только в стихотворной форме. Эта

героическая повесть в наши дни считается одним из истоков казахской прозы конца XIX века, став зачином казахских повестей и романов, зародившихся в начале XX века, но наряду с этим он предстал передо мною и как мастер-сказочник. За Майлыкожа последовали несколько наших писателей: Азильхан Нуршаихов, Отебай Канахин, Мухтар Магауин, Акселеу Сейдимбеков, давших пересказ в художественной прозе эпосов «Кобланды батыр», «Алпамыс батыр», «Ер Таргын» и «Камбар батыр».

Произведения Майлыкожа Султанкожаулы опубликованы в сборниках «Уш гасыр жырлайды», «Бес гасыр жырлайды», «Ай, заман-ай, заман-ай», а также в отдельных изданиях под названием «Накыл» («Назидания»). В сборник «Айтыс» вошли айтысы Майлыкожы Султанкожаулы.

Литература

1. Казахстан: национальная энциклопедия, 3 том.

2. История казахской литературы, т. 1-3, Алма-Ата, 1968-1971.

3. Аккошкаров Е. Из истории казахов. Алма-Ата, 1999 г.

4. Муминов А. К. Родословное древо Мухтара Ауэзова, Алматы «Жибек жолы», 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.